"РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(утв. Приказом Главного управления труда Администрации области 27.03.2002 № 25)
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утверждены
Приказом
Главного управления труда
Администрации области
от 27 марта 2002 № 25
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА НА ТЕРРИТОРИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Настоящие рекомендации по организации управления охраной труда на территории муниципальных образований Самарской области разработаны на основании статьи 7 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", направлены на совершенствование управления охраной труда и в целях реализации полномочий органов местного самоуправления в области охраны труда.
1. Общие положения
1.1. Основными целями управления охраной труда на территории муниципальных образований является реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда, создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
1.2. Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда на территории муниципальных образований обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.
1.3. Взаимодействие органов местного самоуправления по вопросам улучшения условий и охраны труда с Главным управлением труда, осуществляющим государственное управление охраной труда на территории Самарской области, органами государственного надзора и контроля, общественного контроля за охраной труда осуществляется посредством заключения договоров и соглашений и создания координационных и иных рабочих органов, как временных, так и постоянно действующих.
1.4. Органы местного самоуправления осуществляют управление охраной труда на территории муниципального образования в пределах своих полномочий, а также полномочий переданных им органами государственной власти Самарской области в установленном порядке и решают задачи предупреждения производственного травматизма и профессиональных заболеваний, контроля за состоянием условий и охраны труда в организациях и у индивидуальных предпринимателей, использующих наемный труд.
1.5. В местные бюджеты отдельной строкой рекомендуется включать затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в бюджетных организациях муниципального образования в размере не менее 0,7% суммы расходов на содержание работников (аппарата).
1.6. Органы местного самоуправления могут создавать фонды охраны труда в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Самарской области.
2. Полномочия органов местного самоуправления
в области охраны труда
К полномочиям органов местного самоуправления в области охраны труда могут относиться:
принятие управленческих решений в области охраны труда на территории муниципального образования;
создание и организация работы координационных советов (межведомственных комиссий) по охране труда в муниципальных образованиях;
участие в разработке и реализации областных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
разработка и утверждение программ улучшения условий и охраны труда на территории муниципального образования, контроль их выполнения;
определение расходов на охрану труда за счет средств местных бюджетов;
разработка и осуществление мер экономической заинтересованности работодателей в обеспечении безопасных условий труда;
координация работы служб охраны труда организаций, расположенных на территории муниципального образования;
анализ состояния условий и охраны труда в организациях, расположенных на территории муниципального образования, причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
участие, в установленном порядке, в расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом, происшедших на территории муниципального образования;
участие в организации обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций, расположенных на территории муниципального образования;
доведение до организаций муниципального образования информации о вновь принятых нормативных правовых актах по охране труда;
участие в системе социального партнерства в области охраны труда на территории муниципального образования;
содействие обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
проверка организаций по вопросам проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров, обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в организациях;
рассмотрение обращений работодателей и работников организаций по вопросам условий труда, предоставлению компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными условиями труда;
консультирование работодателей и работников организаций по вопросам охраны труда;
представление информации по вопросам охраны труда в Главное управление труда Администрации области;
организация и проведение семинаров, совещаний, смотров - конкурсов, месячников и других мероприятий по охране труда на территории муниципального образования;
проверка соблюдения требований законов и нормативно-правовых актов по охране труда при выдаче разрешений и лицензий на отдельные виды деятельности;
взаимодействие с представителями государственных органов надзора и контроля за охраной труда, общественными и другими организациями по вопросам охраны труда;
распространение передового отечественного и зарубежного опыта по улучшению условий и охраны труда;
информирование населения через средства массовой информации о состоянии охраны труда в организациях и о своей деятельности по улучшению условий и охраны труда;
реализация других полномочий в области охраны труда, передаваемых им органами государственной власти Самарской области в установленном порядке.
Полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда могут быть отражены в уставах муниципальных образований.
З. Органы управления охраной труда на территории
муниципального образования и их функции
Органами управления охраной труда на территории муниципального образования являются представительный орган местного самоуправления, исполнительный орган местного самоуправления (местная администрация) и служба охраны труда как структурного подразделения администрации.
3.1. Представительный орган местного самоуправления муниципального образования принимает планы и программы улучшения условий и охраны труда, утверждает отчеты об их исполнении.
3.2. Исполнительный орган местного самоуправления и его должностные лица принимает (издает) нормативно-правовые акты об охране труда в пределах своих полномочий, определенных уставом муниципального образования, выполняет другие исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам охраны труда.
3.3. Служба охраны труда как структурное подразделение администрации реализует полномочия органов местного самоуправления в области охраны труда на территории муниципального образования.
3.4 Служба охраны труда администрации города создается, как правило, в составе органов по труду с учетом рекомендаций Главного управления труда Администрации области.
Структура и штатное расписание Службы охраны труда утверждается главой администрации (главой местного самоуправления) из расчета 2 - 3 человека на 100 тысяч работающих в различных отраслях экономики. При численности работающих менее 30 тыс. человек назначается специалист по охране труда, имеющий соответствующую подготовку и опыт работы в этой области. Кандидатура согласуется с Главным управлением труда Администрации области. Служба или специалист по охране труда непосредственно подчиняется главе администрации территориального муниципального образования или 1-му заместителю главы администрации муниципального образования.
При администрации муниципального образования в качестве совещательного органа может быть создан координационный совет (межведомственная комиссия) по охране труда, обеспечивающий в соответствии с утвержденным Положением сотрудничество и взаимодействие органов местного самоуправления, надзора и контроля, а также других организаций действующих на территории муниципального образования, в реализации государственной политики в области охраны труда.
4. Организация работы службы охраны труда
Работа службы охраны труда строится на основе Положения о службе охраны труда администрации муниципального образования, утверждаемого главой администрации (главой местного самоуправления) и согласованного с Главным управлением труда Администрации области.
Руководитель службы охраны труда, специалисты по охране труда назначаются на должность главой администрации муниципального образования (главой местного самоуправления).
Организация труда специалистов охраны труда предусматривает регламентацию их должностных обязанностей, закрепление за каждым из них определенных функций по охране труда в подразделениях администрации и по отношению к организациям муниципального образования в соответствии с их должностными инструкциями.
Работники службы охраны труда администрации муниципального образования несут основную нагрузку методического руководства по вопросам охраны труда в организациях на своих территориях. Анализируют всю информацию по охране труда, поступающую от организаций, в результате их проверок, а также от органов государственной статистики, надзорных органов, проводят выборочный контроль поступающей информации; доводят до сведения организаций нормативные правовые акты об охране труда, направляют постановления, распоряжения, письма органов управления охраной труда непосредственно в организации.
Глава администрации (глава местного самоуправления) муниципального образования обеспечивает необходимые условия для выполнения работниками их полномочий, в том числе выделяет служебный транспорт для выполнения специалистами своих должностных обязанностей.
Рабочие места работников службы охраны труда рекомендуется организовывать в отдельном помещении, приспособленном для приема посетителей, обеспеченном средствами связи и оргтехникой.
Для осуществления ряда функций (проведение инструктажа, обучения, семинаров, лекций, выставок и др.) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной и справочной литературой.
Рекомендуется организовывать систематическое повышение квалификации и проверку знаний специалистов по охране труда. Специалисты должны проходить обучение и контроль знаний по охране труда по 40-часовой программе 1 раз в три года, не реже 1 раза в 5 лет повышать свою квалификацию на курсах повышения квалификации.
На должность специалистов по охране труда принимаются лица с высшим образованием, имеющие соответствующий опыт работы.
Специалистам по охране труда органа местного самоуправления рекомендуется предоставлять следующие права:
представительствовать от лица органа местного самоуправления в организациях всех организационно-правовых форм при обсуждении вопросов охраны труда;
беспрепятственно при наличии удостоверения установленного образца посещать организации муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы, в целях проведения проверок соблюдения нормативных требований по охране труда;
участвовать в совместных со специалистами органов государственного управления охраной труда и надзора и контроля проверках условий и охраны труда в организациях муниципального образования;
выдавать руководителям организаций обязательные для исполнения предложения (заключения) по устранению выявленных нарушений требований охраны труда;
запрашивать и безвозмездно получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей - физических лиц документы и информацию, необходимые для выполнения возложенных на них задач;
рекомендовать руководителям организаций отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке инструктажи по охране труда, обучение и проверку знаний по охране труда либо грубо нарушающих правила, нормы и инструкции по охране труда;
участвовать в установленном порядке в расследовании тяжелых несчастных случаев на производстве, групповых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
принимать участие в организации и проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников организаций.
5. Объекты управления охраной труда
К объектам управления охраной труда относятся организации и частные предприниматели, действующие на территории муниципального образования и использующие наемный труд. Все организации (работодатели) и частные предприниматели обязаны создавать безопасные условия труда и обеспечивать соблюдение государственных нормативных требований охраны труда при осуществлении ими любых видов деятельности.