Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Самарская91.txt.9365
Самарская

ПОСТАНОВЛЕНИЕ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ от 31.10.2002 № 184
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА САМАРЫ "ГОРОД - ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ" НА 2003 - 2006 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Самарская газета", № 211, 14.11.2002.






САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2002 г. № 184

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА САМАРЫ "ГОРОД - ИНТЕГРИРОВАННАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ"
НА 2003 - 2006 ГОДЫ

В целях повышения эффективности деятельности системы образования города Самары, создания оптимальных условий для развития личности Самарская Городская Дума постановила:
1. Утвердить Концепцию развития системы образования города Самары "Город - интегрированная образовательная среда развития личности" на 2003-2006 годы (прилагается).
2. Признать утратившим силу Решение Самарской Городской Думы "Основные направления развития системы образования г. Самары на конец XX - начало XXI века" от 4 апреля 1996 года № 83.
3. Рекомендовать Администрации города учесть при разработке городской комплексной программы "Дети Самары" на 2003-2006 годы основные положения Концепции развития системы образования города Самары "Город - интегрированная образовательная среда развития личности" на 2003-2006 годы.
4. Официально опубликовать настоящее Постановление.
5. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет по социальным вопросам (Сушин А.А.)

Председатель Городской Думы
Г.С.ЛИМАНСКИЙ





Утверждена
Постановлением
Самарской Городской Думы
от 31 октября 2002 г. № 184

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА
САМАРЫ "ГОРОД - ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ" НА 2003-2006 ГОДЫ

Пояснительная записка

Концепция развития образования - это совокупность основных идей, определяющих пути модернизации системы образования города.
Концепция "Город - интегрированная образовательная среда развития личности", утвержденная на заседании Самарской Городской Думы в апреле 1996 года и рассчитанная до 2005 года, нуждается в обновлении.
С 1996 года произошли существенные изменения в социально-политической сфере общественной жизни и соответственно в сфере образования.
Активное включение России в мировые экономические процессы потребовало повышения ее конкурентоспособности. На первый план выдвигается задача подъема качества и эффективности образования.
В 2000-2002 г. г. Правительством РФ были приняты нормативные правовые акты, которые определили новые направления развития системы образования:
- Постановление Правительства РФ от 4.10.2000 г. № 751 "О национальной доктрине образования в Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 16.02.2001 № 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы";
- Приказ Минобразования РФ от 11.02.2002 № 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года".
На сегодняшний день приоритетами в развитии образования страны в соответствии с "Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г." являются доступность, эффективность и качество.
Концепция "Город - интегрированная образовательная среда развития личности" предполагает повышение качества образования за счет более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов города.
Для достижения современного качества образования, его эффективности и доступности следует обратить внимание на следующие актуальные проблемы:
- организация образовательного процесса, соответствующая требованиям укрепления здоровья и психологической комфортности учащихся;
- реализация воспитывающей функции семьи;
- формирование толерантности в условиях многонационального города;
- формирование способности к осознанному выбору и социальной активности учащихся в городской среде;
- широкое использование информационных технологий в учебном процессе;
- соответствие профессионального образования потребностям рынка труда города;
- совершенствование муниципальной системы аттестации педагогических кадров, лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений;
- апробация методики расчета нормативов в разных типах и видах образовательных учреждений;
- повышение уровня управленческой подготовки руководителей образования в экономической, юридической, психологической областях.

Основные положения Концепции

"Город - интегрированная образовательная среда развития личности"
Концепция намечает пути комплексного решения указанных проблем.
Концепция предполагает реализовать огромные преимущества в сфере образования, которыми обладает Самара - крупнейший культурный, научный и промышленно-экономический центр.
Основная идея концепции состоит в использование потенциала городской среды в воспитании, образовании и социальном становлении молодого жителя города.
Цели развития системы образования Самары:
- создание механизмов устойчивого функционирования системы образования;
- модернизация системы образования с учетом социальных, культурных и экономических потребностей города, запросов личности.
Достижение обозначенных целей будет осуществляться за счет решения следующих задач:
- мобилизации внутренних ресурсов сферы образования;
- оптимизации структуры образования, его организационных форм и управленческих механизмов;
- активного привлечения внешних ресурсов (финансовых, материально - технических, кадровых, интеллектуальных и др.);
- развертывания системы широкого социального партнерства в сфере образования с использованием потенциала общественных объединений и организаций, а также средств массовой информации.
Реализация целей и задач будет осуществляться через создание ряда условий, к ним относятся:
- обеспечение государственных гарантий доступности и вариативности образования;
- повышение воспитательного потенциала образовательного процесса и формирование патриотических убеждений у молодых граждан города;
- социальная поддержка детей и молодежи;
- материально-техническое, научно-методическое, информационное обеспечение учебного процесса, внедрение современных образовательных технологий;
- развитие системы профессионального образования, исходя из потребностей города;
- повышение эффективности подбора, расстановки кадров, совершенствование системы повышения квалификации и аттестации;
- социальная защита работников образования;
- совершенствование системы управления и эффективности контроля.

Характеристика единого образовательного
пространства города Самары

С 1996 года в Самаре реализовывалась Концепция развития системы образования "Город - интегрированная образовательная среда развития личности" через комплекс городских целевых программ. Это привело к объединению усилий различных сфер городской жизни и созданию благоприятных условий социализации подрастающего поколения:
- создана система поддержки одаренных детей и подростков;
- разработан и реализуется комплекс мероприятий по профориентации, охране здоровья, профилактике правонарушений детей;
- идет активный обмен информацией в рамках созданных и эффективно функционирующих Ассоциации городов Поволжья, Союза Российских городов и Конгресса муниципальных образований по вопросам образовательной политики;
- на уровне города осуществляется обмен опытом, разработка и распространение образовательных технологий;
- созданы реальные механизмы защиты детства с активным привлечением общественности города.
В результате осуществления целевых программ самарское образование стало существенным фактором городской социальной политики.
Таким образом, в Самаре создано и успешно функционирует единое образовательное пространство.
Образовательные учреждения города в последние годы значительно расширили спектр образовательных услуг. В Самаре функционирует около 200 разнообразных общеобразовательных учреждений, среди которых гимназии и лицеи различного профиля, большое количество специализированных школ, муниципальный комплекс непрерывного образования "Университет Наяновой", а также Самарский муниципальный институт управления.
Созданы необходимые условия для обучения детей-сирот и детей-инвалидов. В городе функционируют общеобразовательные интернаты, специально-коррекционные детские дома для детей различного возраста.
Утверждает себя и система негосударственных школ, которые ведут обучение по государственным или авторским программам, существуя как "школы полного дня".
Одним из элементов единого образовательного пространства города является система дополнительного образования, важнейшей характеристикой которой является интеграция основного и дополнительного образования.
В зависимости от того, какую цель ставит перед собой общеобразовательное учреждение, оно организует дополнительное образование своих учащихся по следующим моделям:
- досуговая модель (организация досуга детей и подростков);
- воспитательная модель (дополнительное образование рассматривается в качестве одного из средств для решения задач воспитания);
- школьная модель (углубление и расширение базового школьного образования);
- профессиональная модель (получение профессиональных умений и навыков через освоение элементов профессиональных образовательных программ).
Развитая структура учреждений дополнительного образования превратилась в подлинную сферу творческого развития личности. В настоящее время в городе действуют школы искусств, детские и юношеские спортивные школы, эстетические центры, центры внешкольной работы, подростковые клубы, в которых занимается каждый второй учащийся города.
В городе были созданы условия, способствующие повышению качества образования, к ним относятся:
- расширение спектра образовательных услуг и образовательных программ для различных категорий обучаемых;
- создание и развитие сети городских экспериментальных площадок, школ-лабораторий и методических центров:
- взаимодействие средней и высшей школы;
- информатизация образования;
- международное и межрегиональное сотрудничество в области образования;
- использование опыта передовых российских учебных заведений, зарубежной школы и педагогики.
В обеспечении равного доступа к качественному образованию существуют определенные достижения:
- созданы необходимые условия для образования детей, нуждающихся в государственной защите, и детей с проблемами в здоровье и развитии;
- обеспечена возможность преподавания отдельных предметов на национальных языках;
- обеспечена психологическая поддержка обучающихся.
Таким образом, создана и развивается вариативная система образования, позволяющая максимально полно удовлетворить запросы родителей, детей и города.

Модернизация единого образовательного
пространства города

Образовательное учреждение на рынке образовательных услуг

Образовательное учреждение активно взаимодействует с внешней средой. Его деятельность в значительной степени обусловлена экономическими, демографическими, политическими, правовыми факторами.
Современная школа активно влияет на окружающую среду: осуществляется постоянный информационный обмен между родителями учащихся и органами управления образования по основным проблемам и задачам городской системы образования, проводятся районные и городские родительские собрания, издается газета "Родительское собрание".
Для обновления содержания образования сегодня необходимо:
- учитывать запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники;
- ориентировать систему образования на рынок труда, на перспективные потребности его развития;
- обеспечивать вариативность программ подготовки учащихся;
- учитывать разноуровневые запросы и возможности детей;
- активно развивать систему начального профессионального образования;
- нацеливать ВСШ на обучение профессиям для работы в городском хозяйстве.

Стандартизация в процессе образования

Стандартизация процессов и результатов обучения на всех его ступенях способствует обеспечению высокого качества образования. В связи с этим необходимо выделить следующие приоритетные направления работы:
- применение единых или взаимосогласованных дидактических линий в программно - методическом обеспечении учебного процесса на всех ступенях образования;
- введение единообразной системы требований в рамках одного образовательного учреждения;
- разработка стандартов управления;
- апробация и внедрение согласованных форм контроля промежуточных и конечных результатов;
- проведение конкурса авторских учебных программ по различным образовательным областям;
- формирование системы экспертизы и отбора учебных пособий, учебно - дидактических комплексов.

Единый государственный экзамен

По предложению Министерства образования РФ правительство страны одобрило проведение эксперимента по введению единого государственного экзамена, обеспечивающего совмещение итоговой аттестации выпускников 11(12) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний.
В эксперименте наряду с другими регионами принимает участие и Самарская область. Городские образовательные учреждения включены в эксперимент по внедрению единого государственного экзамена. Поэтому необходимо продолжить работу:
- по повышению объективности итоговой аттестации общего образования;
- по унификации аттестации общего образования и вступительных испытаний системы профессионального образования;
- по внесению предложений по совершенствованию содержания и организации ЕГЭ.
Эксперимент предполагает выдачу выпускнику аттестата, имеющего единую меру доверия на территории всей страны.
Для качественного проведения ЕГЭ в образовательных учреждениях города необходимо:
- информационно-методически обеспечить подготовку и проведение ЕГЭ;
- организовать и систематически проводить обучение педагогов школ города новой процедуре экзамена;
- регулярно информировать родителей, учащихся и педагогов о ходе и результатах эксперимента;
- отработать механизм организации итоговой аттестации выпускников города в форме ЕГЭ.

Стратегия воспитания

Современную стратегию воспитания определяют актуальные и перспективные потребности личности и общества. Будущее страны и города определяется уровнем воспитания, обучения, физического и духовного развития детей, темпами их гражданского становления.
Основной целью воспитания является формирование новых жизненных установок, восстановление ответственности и активной гражданской позиции.
Анализ состояния воспитательной системы города будет строиться на основе:
- создания банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта;
- обобщения и распространения опыта работы по организации воспитательного процесса;
- социологических исследований по актуальным проблемам воспитания;
- диагностики развития воспитательных систем.
Исходя из новых социальных требований к системе российского воспитания, одной из важнейших функций воспитания является профилактика асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений.
Профилактика возможна при условии:
- максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования;
- организации работы с детьми по месту жительства;
- увеличения творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях;
- усиления роли семьи в воспитании детей и молодежи.
В целях совершенствования и развития системы воспитания ставятся следующие задачи:
- дальнейшее развитие сети учреждений дополнительного образования;
- активизация мер по повышению социального статуса работников системы образования, активно участвующих в воспитательном процессе;
- формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи;
- создание единой системы подготовки кадров в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений;
- разработка критериев оценки качества и результативности воспитательной деятельности в образовательном учреждении через уровень социальной вовлеченности в общественно значимую деятельность;
- формирование системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности; преодоление негативных проявлений групп детей и молодежи;
- обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, правовое просвещение детского населения города.
Эффективность процесса воспитания и социализации во многом зависит от краеведческих, культурологических и социально-ориентированных курсов, которые будут проводиться в рамках программ, целью принятия которых будет являться создание необходимых условий воспитания у детей города Самары деятельного патриотизма по отношению к родному городу. Не подменяя уже существующие в учебном процессе традиционные курсы, предлагается введение нового - "Моя Самара".
Это согласуется с государственной Программой "Патриотическое воспитание граждан РФ" на 2001-2005 гг."
Основные направления реализации Программы:
- разработка принципов воспитания у детей патриотизма по отношению к Самаре в учреждениях основного и дополнительного образования;
- создание самароведческого курса для школ;
- разработка воспитательных программ образовательных учреждений;
- внедрение краеведческих, поисково-исследовательских, военно-патриотических программ дополнительного образования;
- подготовка и издание программно-методических комплектов по изучению и использованию культурного наследия города;
- проведение конкурсов детских исследовательских, творческих и социально значимых проектов;
- обучение педагогических кадров образовательных учреждений разного типа основам и специфике воспитательной и учебной работы по развитию патриотического сознания в отношении к родному городу (семинары, круглые столы, курсы).
Будущее города зависит от того, как в этом городе живет, развивается, осваивает социальный опыт подрастающее поколение. Социальная политика в отношении детей, подростков, молодежи должна охватывать все основные сферы их деятельности, все стороны жизни: социальную, духовную, включая проблемы занятости, образования, здоровья, досуга, физической культуры и спорта.
Особенности социализации современных детей во многом обусловлены изменением роли традиционных институтов: семьи, школы, общественных организаций. Целенаправленность, согласованность, высокую результативность социальной политики в городе могут обеспечить объединенные усилия всех институтов социализации.
Эффективным фактором социализации личности являются средства массовой информации. Управлению образования города и работникам отрасли необходимо активно использовать городские СМИ для пропаганды современных педагогических идей, своевременного информирования общественности о городских воспитательных мероприятиях.

Условия реализации Концепции

Задачи модернизации самарского образования выдвигают новые требования к системе управления образованием. Она должна стать более гибкой и динамичной, более открытой, информационно и технологически оснащенной, нацеленной на обеспечение развития образования, его доступности, высокого качества и эффективности.
Эффективность реализации Концепции может быть достигнута при выполнении таких условий, как:
- использование программно-целевого подхода к управлению;
- обеспечение нормативно-правового соответствия федеральной правовой базе деятельности всех субъектов образовательного процесса;
- финансово-экономическая поддержка;
- кадровое обеспечение;
- научно-методическое и информационное сопровождение.
Программно-целевой подход к управлению предусматривает:
- выделение крупных целостных блоков мероприятий - программ, которые становятся основными элементами управленческой деятельности;
- финансирование целевых программ;
- создание временных научных коллективов для решения определенных задач.
В управлении городским образованием уже используется программно-целевой подход.
Также сложилась широкая практика межведомственного взаимодействия при решении наиболее сложных проблем образования города. В течение последних лет в Самаре, наряду с муниципальной, действует многоуровневая общественная форма управления образованием: общественные советы, ассоциации, общественные объединения, попечительские советы.
Дальнейшее объединение усилий представителей всех ведомств социальной сферы должно произойти на основе городской комплексной Программы "Дети Самары" на период с 2003 по 2006 год.

Нормативно-правовое обеспечение реализации Концепции

Совершенствование нормативного правового регулирования деятельности городской системы образования и реализация Концепции предполагает наличие правовых актов или инициирование их разработки по следующим основным позициям:
- об адресной социальной помощи различным категориям детей (сиротам, детям, особо нуждающимся в государственной поддержке, одаренным детям и др.);
- о статусе и муниципальной поддержке педагогических кадров;
- о различных типах и видах образовательных учреждений, формах дошкольного образования;
- об образовательных учреждениях, занимающихся экспериментальной, педагогической деятельностью;
- о целевой контрактной подготовке педагогических кадров;
- о подготовке, переподготовке и повышении квалификации руководящих работников образования;
- о муниципальной аттестационной комиссии Управления образования Администрации города Самары.

Информационное обеспечение реализации Концепции
развития городского образования

Реализация Концепции предполагает формирование информационной политики Управления образования Администрации города Самары.
Сегодня остро стоит задача информирования населения о работе системы образования. При большой вариативности предполагаемых образовательных услуг перед родителями и учениками стоит проблема выбора.
Сейчас информационное обеспечение городской системы образования осуществляет служба мониторинга, входящая в структуру Центра развития образования города Самары. К настоящему времени уже накоплен опыт по:
- организации и проведению исследований;
- методическому и программному обеспечению социологических исследований;
- оказанию информационно-аналитических услуг органам управления, организациям и образовательным учреждениям.
Изменения в системе управления образованием города объективно требуют внедрения новых методов сбора, обработки и анализа данных на основе новых информационных технологий.
Создание информационно-аналитического центра как специализированного подразделения управления образования города позволит вывести на новый управленческий и технологический уровень это направление деятельности, то есть:
- сформировать техническую базу информационной сети управления;
- внедрить ряд типовых программных средств для всех уровней управления;
- обработать организационную модель информатизации районного управления образования.
Основные направления дальнейшей работы:
- научно-исследовательские разработки по информационному обеспечению всех составляющих управленческой деятельности;
- методическое обеспечение компетентности управленческих кадров в области информационных технологий;
- кадровое обеспечение функционирования сети.

Кадровое обеспечение реализации Концепции
развития системы образования

От кадрового потенциала системы образования, его профессионального и общекультурного уровня зависит качество образовательного процесса, темпы обновления содержания и технологий образования.
Совершенствование кадрового потенциала связано с подготовкой, переподготовкой и непрерывным повышением квалификации педагогических и управленческих кадров образования всех уровней. Это возможно, если будут обеспечены следующие условия:
- вариативность системы переподготовки и повышения квалификации;
- доступность получения качественного образования в системе переподготовки, повышения квалификации для всех работников отрасли;
- обновление содержания, технологий профессионального образования.
Для повышения профессиональной компетентности педагогов необходимо:
- дальнейшее развитие городской системы переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;
- создание единой методической службы для поддержки педагогических и психологических кадров с учетом приоритетов городской системы образования;
- целевая переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров.
Повышение социального статуса и улучшение материального положения работников образования города является устойчивым приоритетом образовательной политики Администрации г. Самары.
Необходимо продолжить работу по повышению социального статуса педагога, усилению его муниципальной поддержки.

Финансово-экономические условия развития
городской системы образования

На сегодняшний день в городе создаются:
- условия повышения квалификации директоров образовательных учреждений по финансово-экономическим и правовым вопросам;
- способы внедрения единых принципов и методик нормативного финансирования образовательных учреждений различных типов и видов.
Перспективы социально-экономического развития города и задача обновления образования предполагают комплексное изменение его экономических механизмов. Эти изменения связаны с:
- переходом на нормативное финансирование образовательных учреждений;
- финансово-хозяйственной деятельностью в условиях действия Налогового и Бюджетного кодексов;
- отработкой моделей финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений в условиях казначейского исполнения бюджета.

Научно-методические условия развития
городской системы образования

В условиях сформированного городского образовательного пространства существующая городская методическая служба выполняет следующие функции:
- организует научные исследования по проблемам общего, профессионального образования;
- координирует методическую работу в образовательных учреждениях города, оказывает педагогическим кадрам помощь в самообразовании;
- участвует в лицензировании, аттестации и аккредитации образовательных учреждений, в аттестации педагогических и руководящих кадров образования;
- организует и проводит курсы повышения квалификации педагогов и руководителей городских образовательных учреждений.
Создание единой методической службы города позволит:
- мобилизовать внутренние ресурсы города;
- привлечь внешние ресурсы (интеллектуальные, организационные, информационные, финансовые, телекоммуникационные) для осуществления единой целенаправленной кадровой политики и развития единого образовательного пространства.
Для организации данной структуры предлагается создать территориальные информационно-методические отделы, являющиеся структурными подразделениями Центра развития образования. Они должны решать:
- вопросы повышения квалификации;
- вопросы аттестации педагогов района;
- обеспечение библиотечного фонда образовательных учреждений;
- оказание методической помощи педагогам образовательных учреждений.

Ожидаемые результаты реализации Концепции

Основным результатом реализации концепции должно явиться устойчивое функционирование системы образования города Самары, которое обеспечит:
- доступность всех видов и форм образовательных услуг для всех категорий учащихся;
- повышение качества процесса и результатов образования и воспитания;
- координацию деятельности всех видов и форм образовательных услуг для развития системы образования с учетом возможностей социально - экономического, культурного и интеллектуального потенциала Самары;
- модернизацию системы управления городским образованием;
- развитие материально-технической базы системы образования города;
- формирование эффективного единого воспитательного пространства города как социокультурной среды развития личности.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru