РЕШЕНИЕ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 06.12.2006 № 595
"О ПОЛОЖЕНИИ О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ"
Официальная публикация в СМИ:
"Городские ведомости", № 10(623), 29.01.2007
Вступил в силу со дня официального опубликования (пункт 3 данного документа).
ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 6 декабря 2006 г. № 595
О ПОЛОЖЕНИИ О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ
Рассмотрев доработанный ко второму чтению проект положения о бюджетном процессе в городском округе Тольятти, Дума решила:
1. Утвердить Положение о бюджетном процессе в городском округе Тольятти (приложение № 1).
2. Опубликовать настоящее Решение в средствах массовой информации городского округа.
3. Настоящее Решение вступает в силу со дня официального опубликования.
4. Признать утратившими силу:
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 31.10.2001 № 296 "О Положении о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Тольятти";
- пункт 4 Постановления Тольяттинской городской Думы от 20.11.2002 № 595 "О Положении о муниципальных закупках г. Тольятти";
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 24.12.2004 № 1310 "О внесении изменений в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Тольятти, утвержденное Постановлением Тольяттинской городской Думы № 296 от 31.10.2001";
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 16.02.2005 № 41 "О внесении изменений в Постановление Тольяттинской городской Думы № 296 от 31.10.2001 "О Положении о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Тольятти";
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 02.03.2005 № 53 "О внесении изменений в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Тольятти, утвержденное Постановлением Тольяттинской городской Думы № 296 от 31.10.2001";
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 19.10.2005 № 263 "О внесении изменений и дополнений в Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Тольятти, утвержденное Постановлением Тольяттинской городской Думы № 296 от 31.10.2001";
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 06.04.2005 № 85 "О Положении о согласительной комиссии".
5. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на постоянную комиссию по бюджетной, финансовой и налоговой политике (Д.В. Полицемако).
Мэр
Н.Д.УТКИН
Председатель Думы
А.Н.ДРОБОТОВ
Приложение № 1
к Решению
Думы городского округа Тольятти
Самарской области
от 6 декабря 2006 г. № 595
Положение применяется в части, не противоречащей бюджетному законодательству (пункт 2 Решения Думы городского округа Тольятти Самарской области от 17.10.2007 № 738).
ПОЛОЖЕНИЕ
О БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ ТОЛЬЯТТИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Настоящее Положение, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации", Уставом городского округа Тольятти, устанавливает для городского округа Тольятти порядок составления и рассмотрения проекта бюджета, утверждения и исполнения бюджета городского округа Тольятти (далее - городской округ) и контроля за его исполнением.
Статья 1. Правовая основа бюджетного процесса
Правовой основой бюджетного процесса в городском округе являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Бюджетный кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Закон Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области", Устав городского округа Тольятти, настоящее Положение, а также иные нормативные правовые акты бюджетного законодательства.
Статья 2. Понятия и термины, применяемые в настоящем Положении
В целях настоящего Положения применяются следующие понятия и термины:
бюджет городского округа - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств городского округа;
бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проекта бюджета городского округа, утверждению и исполнению бюджета городского округа, а также контроля за их исполнением;
орган, исполняющий бюджет, - мэрия городского округа в лице финансового органа мэрии;
финансовый орган мэрии - Департамент финансов мэрии городского округа, являющийся структурным подразделением мэрии городского округа, наделенный бюджетными полномочиями в соответствии с Уставом городского округа и настоящим Положением;
расходные обязательства городского округа - обусловленные законом, иными нормативными правовыми актами, а также заключенными городским округом договорами (соглашениями) обязанности городского округа предоставить физическим или юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления, субъектам международного права средства бюджета городского округа;
реестр расходных обязательств городского округа - свод (перечень) нормативных правовых актов органов местного самоуправления, принятых по вопросам местного значения, по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий (делегированных полномочий) и заключенных органами местного самоуправления договоров (соглашений) по вопросам местного значения, предусматривающих возникновение расходных обязательств городского округа, подлежащих исполнению за счет собственных средств бюджета и в части делегированных полномочий за счет субвенций из регионального фонда компенсаций;
действующие обязательства - расходные обязательства, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления, включенные в реестр расходных обязательств и подлежащие исполнению в плановом периоде за счет средств бюджета городского округа и в части делегированных полномочий за счет субвенций из регионального фонда компенсаций;
бюджет действующих обязательств - объем ассигнований, необходимый для исполнения действующих обязательств городского округа в предстоящие три года;
принимаемые обязательства - обязательства, в отношении которых на этапе составления бюджета и/или разработки перспективного финансового плана в установленном порядке принято решение о финансировании за счет бюджета принимаемых обязательств и которым планируется присвоить статус расходных обязательств путем принятия нормативных правовых актов городского округа;
бюджет принимаемых обязательств - объем ассигнований, необходимый для исполнения принимаемых обязательств городского округа в предстоящие три года, который рассчитывается как сумма планируемых доходов и сальдо источников финансирования дефицита бюджета, уменьшенная на планируемые объемы бюджета действующих обязательств и резервных фондов городского округа на предстоящие три года;
долгосрочная целевая программа городского округа - утвержденный Думой городского округа комплекс взаимоувязанных мероприятий межотраслевого характера, обеспечивающих эффективное решение системных задач в области экономического, экологического, социального и культурного развития городского округа;
администратор поступлений в бюджет городского округа - органы местного самоуправления, органы государственной власти, а также бюджетные учреждения, созданные органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет и взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
администратор источников внутреннего финансирования дефицита бюджета - орган местного самоуправления, имеющий право в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом городского округа осуществлять муниципальные внутренние заимствования, заключать кредитные соглашения и договоры для привлечения кредитов, предоставлять муниципальные гарантии, осуществлять операции с активами, находящимися в муниципальной собственности;
распорядитель бюджетных средств - мэрия городского округа. Мэрия городского округа в лице мэра городского округа поручает выполнять отдельные функции распорядителя бюджетных средств отдельным органам (структурным подразделениям) мэрии городского округа (далее - органы мэрии);
получатель бюджетных средств - муниципальное бюджетное учреждение, иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств из бюджета городского округа в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Статья 3. Применение бюджетной классификации Российской Федерации в городском округе
1. В целях обеспечения сопоставимости показателей бюджета городского округа с бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации при составлении проекта бюджета, исполнении бюджета городского округа, формировании отчетности о его исполнении применяется бюджетная классификация Российской Федерации, утвержденная федеральным законом.
2. При формировании, утверждении и исполнении бюджета городского округа должна обеспечиваться преемственность кодов администраторов поступлений в бюджет по доходам, распределяемым между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с нормативами, установленными бюджетным законодательством Российской Федерации.
Статья 4. Основные этапы бюджетного процесса
Бюджетный процесс в городском округе включает следующие этапы:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение;
- исполнение;
- утверждение отчета об исполнении бюджета;
- осуществление муниципального финансового контроля.
Статья 5. Участники бюджетного процесса
Участниками бюджетного процесса в городском округе являются:
- Дума городского округа;
- контрольно-счетная палата (управление) Думы городского округа;
- мэр городского округа;
- мэрия городского округа;
- финансовый орган мэрии городского округа;
- распорядители бюджетных средств;
- получатели бюджетных средств;
- администраторы поступлений в бюджет городского округа;
- иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, законами Самарской области возложены бюджетные полномочия по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса в городском округе.
Статья 6. Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса
1. Дума городского округа:
- устанавливает порядок составления и рассмотрения проекта бюджета городского округа, утверждения и исполнения бюджета городского округа, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета городского округа;
- рассматривает проект бюджета городского округа, утверждает бюджет городского округа, осуществляет контроль за его исполнением, утверждает отчет об исполнении бюджета городского округа;
- вводит местные налоги и сборы, устанавливает размеры ставок по ним и предоставляет льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- определяет лимиты предоставления отсрочек, рассрочек и налоговых кредитов по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджет городского округа;
- устанавливает дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочек, рассрочек, налоговых кредитов, инвестиционных налоговых кредитов по местным налогам;
- устанавливает общеобязательные правила по осуществлению муниципальных заимствований и управления муниципальным долгом;
- в случае и порядке, предусмотренными Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами, устанавливает ответственность за нарушение нормативных правовых актов органов местного самоуправления городского округа по вопросам регулирования бюджетных правоотношений;
- иные бюджетные полномочия, отнесенные Бюджетным кодексом Российской Федерации, федеральными законами к бюджетным полномочиям представительных органов местного самоуправления.
2. Контрольно-счетная палата (управление) Думы городского округа:
- осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета городского округа и проводит внешний аудит бюджета. Порядок осуществления финансового контроля устанавливается Положением, утвержденным Думой городского округа.
3. Мэр городского округа:
- представляет на рассмотрение и утверждение Думы проект бюджета городского округа и отчет об его исполнении;
- вносит на рассмотрение Думы проект решения о внесении изменений в бюджет городского округа с предоставлением обоснований, требующих внесения изменений в бюджет;
- представляет на рассмотрение Думы проекты нормативных правовых актов о введении или отмене местных налогов и сборов, а также другие правовые акты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет бюджета городского округа;
- распоряжается средствами городского округа в соответствии с утвержденным Думой бюджетом и бюджетным законодательством Российской Федерации;
- утверждает сводную бюджетную роспись;
- устанавливает порядок ведения реестра расходных обязательств;
- осуществляет муниципальные заимствования и управляет муниципальным долгом;
- иные бюджетные полномочия, определенные Уставом городского округа и Бюджетным кодексом Российской Федерации.
4. Мэрия городского округа в лице финансового органа мэрии:
- составляет проект бюджета городского округа;
- представляет проект бюджета на рассмотрение мэру городского округа вместе с необходимыми документами и материалами;
- составляет сводную бюджетную роспись;
- организует исполнение и исполняет бюджет городского округа;
- ведет реестр расходных обязательств;
- составляет отчет об исполнении бюджета городского округа;
- осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджета городского округа, в том числе контроль за целевым и эффективным расходованием бюджетных средств распорядителями и получателями бюджетных средств;
- детализирует объекты бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к бюджету городского округа;
- согласовывает налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в бюджет городского округа в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных решением Думы о бюджете;
- организует и исполняет осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом;
- ведет муниципальную долговую книгу, в том числе ведет учет выдачи муниципальных гарантий, исполнения получателями муниципальных гарантий обязанностей по основному обязательству, обеспеченному муниципальной гарантией, учет осуществления платежей за счет средств бюджета городского округа по выданным муниципальным гарантиям;
- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств на возвратной основе, получателей муниципальных гарантий;
- имеет право на основании мотивированного представления бюджетного учреждения вносить изменения в утвержденную смету доходов и расходов бюджетного учреждения в части распределения средств между ее статьями в соответствии с Бюджетным кодексом;
- осуществляет иные бюджетные полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Положением.
5. Распорядитель бюджетных средств:
- составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным получателям бюджетных средств;
- определяет задания по предоставлению муниципальных услуг для получателей бюджетных средств с учетом нормативов финансовых затрат;
- утверждает сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений;
- осуществляет контроль за использованием бюджетных средств подведомственными получателями бюджетных средств.
6. Получатель бюджетных средств:
- своевременно подает бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;
- обеспечивает эффективное использование бюджетных средств в соответствии с их целевым назначением;
- своевременно и в полном объеме возвращает бюджетные средства, полученные на возвратной основе, и вносит плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе;
- своевременно представляет отчеты и иные сведения об использовании бюджетных средств.
7. Администратор поступлений в бюджет городского округа:
- осуществляет контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты платежей в бюджет;
- начисляет, учитывает и взыскивает пени и штрафы по платежам в бюджет;
- принимает решения о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов;
- осуществляет мониторинг, контроль, анализ и прогнозирование поступлений средств из соответствующего доходного источника, представляет проектировки поступлений на очередной финансовый год в финансовый орган мэрии.
Глава 2. СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА БЮДЖЕТА ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Статья 7. Основы составления проекта бюджета городского округа
1. Составление проекта бюджета городского округа - исключительная прерогатива мэрии городского округа.
Непосредственное составление проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год осуществляет финансовый орган мэрии городского округа.
2. Составлению проекта бюджета городского округа должна предшествовать подготовка следующих документов:
- разработка прогноза социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год;
- подготовка прогноза сводного финансового баланса по территории городского округа на очередной финансовый год;
- разработка основных направлений бюджетной и налоговой политики городского округа на очередной финансовый год;
- составление реестра расходных обязательств;
- разработка проектов решений Думы городского округа о внесении изменений и дополнений в решения Думы городского округа о налогах и сборах;
- разработка проектов нормативных правовых актов, в том числе решений Думы городского округа, относительно действующих и принимаемых обязательств городского округа.
3. Одновременно с проектом бюджета городского округа на очередной финансовый год составляются:
- итоги социально-экономического развития городского округа за прошедший период текущего года;
- оценка ожидаемого исполнения бюджета городского округа на текущий финансовый год;
- структура муниципального долга и программа муниципальных заимствований для покрытия дефицита бюджета городского округа на очередной финансовый год;
- оценка потерь бюджета городского округа в очередном финансовом году от предоставляемых налоговых льгот;
- план развития муниципального сектора экономики, в том числе программа приватизации муниципального имущества;
- проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
- перспективный финансовый план на предстоящий трехлетний период.
Статья 8. Порядок составления проекта бюджета
1. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год принимает мэр городского округа до 01 июня текущего года в форме распоряжения, устанавливающего порядок организации работы в мэрии городского округа по составлению проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год.
2. Распорядители, прямые получатели средств бюджета городского округа представляют в финансовый орган мэрии прогнозные показатели, необходимые для составления проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год.
2.1. Мэрия городского округа готовит следующие документы и материалы:
- предварительные итоги социально-экономического развития городского округа за прошедший период текущего года;
- прогноз социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год и среднесрочную перспективу, включая прогноз сводного финансового баланса по территории городского округа;
- экономические показатели по отраслям социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и транспорта;
- прогноз цен и тарифов по отраслям городского хозяйства;
- лимиты и нормативы на водопотребление и водоотведение в разрезе учреждений, финансируемых из бюджета;
- перечень долгосрочных целевых программ, предполагаемых к финансированию из бюджета городского округа;
- проект адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год;
- проект плана развития муниципального сектора экономики, в том числе проект плана предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями;
- нормативы финансовых затрат на единицу предоставляемых муниципальных услуг.
2.2. Финансовый орган мэрии:
- разрабатывает проект бюджета на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации;
- составляет перспективный финансовый план;
- готовит проект решения о бюджете на предстоящий год;
- составляет реестр расходных обязательств;
- основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год (совместно с мэрией городского округа).
Статья 9. Прогноз социально-экономического развития городского округа на очередной финансовый год
Прогноз социально-экономического развития городского округа разрабатывается мэрией городского округа на основе данных социально-экономического развития городского округа за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития городского округа до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год.
Прогноз социально-экономического развития городского округа вносится в Думу городского округа мэром городского округа не позднее 01 ноября, одновременно с проектом бюджета городского округа на очередной финансовый год.
Прогноз социально-экономического развития городского округа рассматривается Думой городского округа и принимается к сведению с внесением соответствующей записи в протокол заседания Думы.
Изменение прогноза социально-экономического развития городского округа в ходе составления и рассмотрения проекта бюджета городского округа влечет за собой изменение основных характеристик проекта бюджета.
Статья 10. Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа на очередной финансовый год
Основные направления бюджетной политики городского округа должны содержать краткий анализ структуры расходов бюджета городского округа в текущем и завершенных финансовых годах и обоснование предложений о приоритетных направлениях расходования бюджетных средств принимаемых обязательств в предстоящем финансовом году и на среднесрочную перспективу с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития городского округа.
Основные направления налоговой политики городского округа должны содержать анализ законодательства о налогах и сборах в части налогов и сборов, формирующих налоговые доходы бюджета городского округа; обоснование предложений по его совершенствованию в пределах компетенции органов местного самоуправления; оценку влияния данных предложений на сценарные условия.
Основные направления бюджетной и налоговой политики городского округа разрабатываются мэрией городского округа и принимаются к сведению Думой городского округа.
Статья 11. План развития муниципального сектора экономики
1. План развития муниципального сектора экономики включает:
- перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных предприятий;
- программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность;
- сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих по распорядителям бюджетных средств.
2. В план развития муниципального сектора экономики включается в форме сводного плана по распорядителям бюджетных средств план предоставления муниципальных услуг бюджетными учреждениями.
3. План развития муниципального сектора экономики разрабатывается мэрией городского округа и утверждается Думой городского округа.
Статья 12. Перспективный финансовый план
1. Перспективный финансовый план городского округа представляет собой документ, формируемый на основе среднесрочного прогноза социально-экономического развития городского округа, содержащий данные о возможностях бюджета в предстоящие три года по мобилизации в бюджет городского округа доходов, финансированию из бюджета городского округа расходов, привлечению и погашению муниципальных заимствований, выдаче муниципальных гарантий.
Перспективный финансовый план разрабатывается мэрией одновременно с проектом бюджета городского округа на очередной финансовый год в порядке и по форме, утвержденным мэром города.
Период, на который разрабатывается перспективный финансовый план - три года, первый из которых - это год, на который составляется бюджет, следующие два года - плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.
Исходной базой для формирования перспективного финансового плана является бюджет на текущий год.
2. Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:
- информирования Думы городского округа о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы городского округа;
- комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, законов;
- выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;
- отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия соответствующих мер.
Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития городского округа, при этом плановый период сдвигается на один год вперед.
3. Перспективный финансовый план учитывается при формировании бюджета на очередной финансовый год и представляется в качестве информации в Думу одновременно с внесением проекта решения о бюджете на очередной финансовый год.
Статья 13. Реестр расходных обязательств
1. Реестр расходных обязательств городского округа ведется финансовым органом мэрии в соответствии с Положением о реестре расходных обязательств городского округа и представляется в Министерство управления финансами Самарской области в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Порядок ведения реестра расходных обязательств городского округа устанавливается постановлением мэра городского округа.
2. Основными принципами ведения реестра расходных обязательств городского округа являются:
- полнота отражения расходных обязательств и сведений о них;
- периодичность обновления реестра расходных обязательств и сведений о них;
- открытость сведений о расходных обязательствах, содержащихся в реестре;
- единство формата отражения сведений в реестре расходных обязательств;
- достоверность сведений о расходах, содержащихся в реестре.
3. Данные реестра расходных обязательств используются при разработке перспективного финансового плана (в части бюджета действующих обязательств) и проекта бюджета городского округа на очередной финансовый год.
4. Реестр расходных обязательств представляется для сведения в Думу городского округа.
Статья 14. Нормативы финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг
1. При составлении проекта бюджета выделение средств конкретному распорядителю бюджетных средств, бюджетному учреждению определяется с учетом нормативов финансовых затрат на единицу предоставляемых муниципальных услуг и задания на предоставление муниципальных услуг.
2. Нормативы финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг используются при расчете финансирования муниципального заказа на предоставление муниципальных услуг, выполняемого муниципальными учреждениями или иными юридическими лицами.
Данные нормативы подлежат применению при формировании реестра расходных обязательств городского округа и планировании расходов бюджета на очередной финансовый год.
Статья 15. Долгосрочные целевые программы
1. Долгосрочные целевые программы разрабатываются мэрией городского округа в соответствии с порядком разработки, финансирования и реализации долгосрочных целевых программ городского округа, утвержденным решением Думы городского округа.
2. Долгосрочная целевая программа должна содержать:
- технико-экономическое обоснование;
- прогноз ожидаемых социально-экономических (экологических) результатов реализации программы;
- наименование заказчика программы;
- сведения о распределении объемов финансирования и источников финансирования по годам;
- другие документы и материалы, предусмотренные порядком разработки, финансирования и реализации долгосрочных целевых программ, необходимые для ее утверждения решением Думы городского округа.
3. Решение о возможности разработки проекта новой долгосрочной целевой программы принимается мэрией городского округа в рамках распределения бюджета принимаемых обязательств на этапе разработки проекта бюджета и перспективного финансового плана.
Статья 16. Основные этапы составления проекта бюджета
1. Основные характеристики бюджета городского округа на очередной финансовый год, а также распределение предельных объемов бюджетного финансирования по распорядителям бюджетных средств и перечень долгосрочных целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджета в очередном финансовом году, разрабатываются с учетом:
- показателей перспективного финансового плана на предстоящие три года и распределения бюджета принимаемых обязательств;
- необходимости финансирования всех расходных обязательств, включенных в реестр расходных обязательств, исполнение которых должно осуществляться в очередном финансовом году за счет средств бюджета городского округа;
- документов и материалов, указанных в частях 2 и 3 ст. 7 настоящего Положения.
2. Проект решения о бюджете должен содержать:
- основные характеристики бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета);
- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;
- расходы бюджета по распорядителям бюджетных средств (в т.ч. расходы на обеспечение деятельности Думы городского округа) по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов бюджета городского округа;
- общий объем капитальных и текущих расходов бюджета;
- распределение бюджетных ассигнований по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета городского округа;
- обособленное отражение средств, направляемых на исполнение расходных обязательств городского округа в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и средств, направляемых на исполнение расходных обязательств городского округа, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления отдельных государственных полномочий;
- источники финансирования дефицита бюджета городского округа;
- верхний предел муниципального долга по состоянию на 01 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям при условии соблюдения ограничения объемов муниципального долга;
- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга при условии соблюдения ограничения объема расходов на обслуживание муниципального долга;
- перечень муниципальных гарантий;
- лимиты предоставления налоговых кредитов на срок, превышающий пределы очередного финансового года, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей;
- цели предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными предприятиями, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, лимиты их предоставления на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы финансового года, ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов;
- условия и лимиты предоставления бюджетных кредитов государственным или муниципальным предприятиям;
- перечни целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов местного бюджета;
- программу муниципальных внутренних заимствований городского округа.
3. Проект бюджета городского округа на очередной финансовый год до направления его для рассмотрения и утверждения в Думу подлежит обязательному обсуждению на публичных слушаниях. Проект бюджета на очередной финансовый год подлежит официальному опубликованию не позднее чем за 5 дней до дня проведения публичных слушаний.
По итогам публичных слушаний вырабатываются рекомендации, в соответствии с которыми финансовый орган мэрии дорабатывает проект бюджета городского округа. Доработанный по итогам публичных слушаний проект бюджета городского округа подлежит повторному официальному опубликованию.
4. Мэр городского округа рассматривает проект решения о бюджете и иные документы и материалы и принимает решение о внесении проекта решения о бюджете на очередной финансовый год в Думу городского округа не позднее 01 ноября.
Статья 17. Рассмотрение и утверждение проекта решения о бюджете
Рассмотрение и утверждение проекта решения о бюджете осуществляется в порядке, предусмотренном Уставом городского округа.
Статья 18. Последствия непринятия проекта решения о бюджете на очередной финансовый год в срок
1. В случае если решение о бюджете на очередной финансовый год не вступило в силу с начала финансового года, вводится режим временного управления бюджетом, в рамках которого финансовый орган мэрии правомочен:
- осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, на продолжение финансирования инвестиционных объектов, муниципальных контрактов при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной четвертой ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой ассигнований предыдущего года в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета;
- не финансировать расходы, не предусмотренные проектом решения о бюджете городского округа на очередной финансовый год.
2. Если решение о бюджете не вступило в силу через три месяца после начала финансового года, финансовый орган мэрии правомочен осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении условий, определенных частью 1 настоящей статьи.
При этом финансовый орган мэрии не имеет права:
- предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;
- предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;
- предоставлять субвенции негосударственным юридическим лицам;
- осуществлять заимствования в размере более одной восьмой объема заимствований предыдущего финансового года в расчете на квартал;
- формировать резервный фонд мэрии и осуществлять расходы из этого фонда.
3. Если решение о бюджете вступает в силу после начала финансового года и исполнение бюджета до вступления в силу указанного решения осуществляется в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, мэр городского округа в течение двух недель со дня вступления в силу указанного решения представляет на рассмотрение и утверждение в Думу городского округа проект решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете городского округа, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.
Статья 19. Внесение изменений в бюджет городского округа
1. Проект решения Думы городского округа о внесении изменений в решение городской Думы о бюджете городского округа на текущий финансовый год вносится в Думу городского округа мэром городского округа с представлением обоснований, требующих внесения изменений.
2. Проект решения Думы городского округа о внесении изменений в решение городской Думы о бюджете городского округа на текущий финансовый год председатель Думы направляет в комиссию по бюджету, которая является ответственной за рассмотрение данного проекта.
3. Дума городского округа на основании решения комиссии по бюджету принимает решение о внесении изменений в бюджет городского округа на текущий финансовый год либо о возвращении его для доработки в мэрию или согласительную комиссию.
4. Мэрия городского округа ежеквартально, одновременно с отчетами по исполнению бюджета городского округа, в случае принятия Думой решений о внесении изменений в бюджет городского округа за отчетный период, представляет в Думу уточненную бюджетную роспись.
Глава 3. ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА
Статья 20. Казначейское исполнение бюджета
1. В городском округе устанавливается казначейское исполнение бюджета.
Мэрия городского округа устанавливает порядок и обеспечивает исполнение бюджета городского округа.
Финансовый орган мэрии организует и осуществляет исполнение бюджета городского округа, управление счетами бюджета городского округа и бюджетными средствами.
2. Бюджет городского округа исполняется на основе принципа единства кассы по казначейской системе, в соответствии с решением Думы городского округа о бюджете на соответствующий финансовый год, сводной бюджетной росписи, утвержденной мэром по представлению руководителя финансового органа мэрии, и в соответствии с условиями заключенных договоров (контрактов).
3. Правом распоряжения по счетам бюджета городского округа обладает руководитель финансового органа мэрии.
Статья 21. Исполнение бюджета городского округа по доходам
Исполнение бюджета городского округа по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета городского округа.
Статья 22. Исполнение бюджета городского округа по расходам
1. Исполнение бюджета по расходам предусматривает:
- составление и утверждение сводной бюджетной росписи;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.
Расходование бюджетных средств осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.
Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.
2. Исполнение бюджета осуществляется на основе сводной бюджетной росписи.
Бюджетная роспись составляется распорядителем средств бюджета городского округа по подведомственным получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджета с поквартальной разбивкой и представляется в финансовый орган мэрии в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.
На основании бюджетных росписей, представленных распорядителями бюджетных средств, финансовый орган мэрии в течение 15 дней после утверждения бюджета составляет сводную бюджетную роспись.
Сводная бюджетная роспись утверждается постановлением мэра городского округа и в течение 2 дней представляется для сведения в Думу городского округа.
3. В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи финансовый орган мэрии доводит показатели указанной росписи до всех распорядителей и получателей бюджетных средств.
Доведение показателей сводной бюджетной росписи осуществляется в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
Изменение объемов бюджетных ассигнований, доведенных в уведомлениях о бюджетных ассигнованиях, возможно лишь в случаях и пределах, которые установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации. Финансовый орган мэрии и распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.
4. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов в установленной форме. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем распорядителя бюджетных средств.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в финансовый орган мэрии.
5. Бюджетное обязательство.
1) Бюджетное обязательство - признанная финансовым органом мэрии обязанность совершить расходование средств бюджета городского округа в течение определенного срока, возникающая в соответствии с решением о бюджете и со сводной бюджетной росписью.
2) Лимит бюджетных обязательств - объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств финансовым органом мэрии на период, не превышающий три месяца. Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств финансовым органом мэрии не позднее чем за пять дней до начала периода их действия.
3) Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случаях:
- изменения бюджетных ассигнований;
- блокировки расходов;
- отсрочки финансовым органом мэрии исполнения предоставленных лимитов бюджетных обязательств.
Финансовый орган мэрии обязан довести до всех распорядителей и получателей бюджетных средств изменения лимитов бюджетных обязательств не позднее чем за 5 дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств.
Изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть произведено после истечения половины срока их действия.
6. Финансовый орган мэрии осуществляет подтверждение денежных обязательств путем проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.
Перечень и формы документов, представляемых в финансовый орган мэрии, для подтверждения денежных обязательств, утверждаются постановлением мэра городского округа.
Финансовый орган мэрии может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:
- при несоответствии принятых денежных обязательств требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации;
- при несоответствии принятых денежных обязательств решению Думы городского округа о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;
- при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
- при блокировке расходов.
Финансовый орган мэрии не позднее трех дней с момента представления платежных документов осуществляет расходование бюджетных средств, за исключением случаев выявления оснований для отказа подтвердить денежные обязательства.
7. Расходование бюджетных средств осуществляется финансовым органом мэрии путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц.
Объем расходуемых бюджетных средств должен соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.
Статья 23. Сокращение расходов бюджета не более чем на 10 процентов
1. Если в процессе исполнения бюджета городского округа происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10 процентов годовых назначений, мэрия городского округа вправе принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета и ввести указанный режим.
2. В решении мэрии городского округа о введении режима сокращения расходов бюджета должны быть указаны дата, с которой вводится указанный режим, и размеры сокращения расходов бюджета. При этом сокращение бюджетных ассигнований не должно составлять более 10 процентов годовых назначений по каждому распорядителю бюджетных средств, а также по каждому объекту, включенному в адресную инвестиционную программу, долгосрочные целевые программы.
3. Уведомление распорядителей и получателей бюджетных средств о введении режима сокращения расходов бюджета производится не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
4. На основании решения мэрии городского округа о введении режима сокращения расходов бюджета производится сокращение неиспользованных лимитов бюджетных обязательств.
5. Отмена режима сокращения расходов бюджета, изменение размеров сокращения расходов бюджета производятся мэрией городского округа.
Статья 24. Сокращение расходов бюджета более чем на 10 процентов
1. Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов более чем на 10 процентов годовых назначений, мэр городского округа вносит в Думу городского округа проект решения о внесении изменений в решение о бюджете городского округа.
2. Дума городского округа рассматривает указанный проект решения во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения.
Если решение о внесении изменений в решение о бюджете не принимается в указанный срок, мэрия городского округа имеет право принять решение о пропорциональном сокращении расходов бюджета впредь до принятия Думой городского округа решения по данному вопросу при условии, что решением о бюджете городского округа не предусмотрено иное.
Статья 25. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных решением о бюджете
1. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных решением о бюджете, направляются финансовым органом мэрии на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета городского округа, без внесения изменений и дополнений в решение о бюджете. При этом финансовый орган мэрии подготавливает дополнительную бюджетную роспись, утверждаемую постановлением мэра городского округа.
2. В случае необходимости направить дополнительные доходы на цели, отличные от указанных в пункте 1 настоящей статьи, либо, в случае превышения ожидаемых фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями более чем на 10 процентов, финансирование расходов бюджета сверх ассигнований, утвержденных решением о бюджете, осуществляется после внесения изменений в решение о бюджете.
Решение о внесении изменений в решение о бюджете принимается Думой городского округа по итогам исполнения бюджета за квартал (полугодие), в котором указанное превышение было получено.
3. Проект решения о внесении изменений в решение о бюджете в связи с получением дополнительных доходов должен быть рассмотрен Думой городского округа во внеочередном порядке в течение 15 дней со дня его внесения в Думу городского округа. Если решение о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете не принимается в указанный срок, мэрия городского округа вправе принять решение о равномерной индексации расходов бюджета по всем направлениям после сокращения дефицита бюджета и погашения долговых обязательств городского округа.
Статья 26. Перемещение бюджетных ассигнований
1. Финансовый орган мэрии вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные распорядителю бюджетных средств, между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации в пределах 10 процентов бюджетных ассигнований, выделенных распорядителю бюджетных средств.
Финансовый орган мэрии уведомляет о перемещении бюджетных ассигнований при доведении уведомлений о лимитах бюджетных обязательств.
2. Распорядитель бюджетных средств в пределах своей компетенции имеет право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5 процентов бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.
Распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.
Статья 27. Ограничения изменения бюджетных ассигнований
1. Объемы бюджетных ассигнований для распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью и решением о бюджете, по всем обстоятельствам, изложенным в ст. 228 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не более чем на 10 процентов утвержденных бюджетных ассигнований.
2. Объемы бюджетных ассигнований для получателя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от объемов бюджетных ассигнований, утвержденных бюджетной росписью, по всем обстоятельствам, изложенным в ст. 228, ст. 233, ст. 234 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не более чем на 15 процентов утвержденных объемов бюджетных ассигнований.
Статья 28. Блокировка расходов бюджета
1. Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя финансового органа мэрии на любом этапе исполнения бюджета в случаях:
- если бюджетные ассигнования в соответствии с решением о бюджете выделялись на выполнение распорядителем, получателем бюджетных средств определенных условий, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными;
- выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств.
2. Руководитель финансового органа мэрии отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств только после выполнения ими условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.
Статья 29. Завершение бюджетного года
1. Финансовый год завершается 31 декабря.
2. Лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря.
3. Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено финансовым органом мэрии 28 декабря.
До 31 декабря включительно финансовый орган мэрии обязан оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства.
4. Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.
5. После завершения операций по принятым денежным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
Статья 30. Бюджетный учет
Все доходы бюджета городского округа, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету, основывающемуся на едином плане счетов.
Статья 31. Отчетность об исполнении бюджета
Распорядители и получатели бюджетных средств представляют месячную, квартальную и годовую отчетность об исполнении сметы доходов и расходов в финансовый орган мэрии в соответствии с инструкцией о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности.
Ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета городского округа представляются мэром в Думу в течение одного месяца по завершении отчетного периода. Ежеквартальные отчеты рассматриваются Думой и принимаются к сведению с внесением соответствующей записи в протокол заседания Думы.
Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению Думой городского округа.
Мэр городского округа представляет в установленном порядке сведения об исполнении бюджета городского округа в Государственный комитет по статистике.
Статья 32. Отчет об исполнении бюджета городского округа
1. Отчет об исполнении бюджета городского округа за истекший финансовый год готовит финансовый орган мэрии.
2. Порядок предоставления и рассмотрения отчета об исполнении бюджета городского округа регулируется Уставом городского округа.
3. Если в ходе проверки бюджета выявлено несоответствие исполнения бюджета утвержденному решению о бюджете в случае, если не вводился режим сокращения и блокировки расходов, Дума городского округа имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета.
4. Если отчет об исполнении бюджета отклоняется по обстоятельствам, изложенным в части 3 настоящей статьи, Дума городского округа вправе обратиться в прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц либо возбудить процедуру выражения недоверия мэрии городского округа и ее должностным лицам, отзыва мэра городского округа, привлечения к иным формам ответственности мэрии городского округа либо ее должностных лиц в соответствии с действующим законодательством.
Статья 33. Гласность в бюджетном процессе
Решения, принимаемые Думой городского округа об утверждении бюджета городского округа, о внесении в него изменений, ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета городского округа, отчет об исполнении бюджета городского округа подлежат опубликованию в средствах массовой информации.
Глава 4. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Статья 34. Органы, осуществляющие муниципальный финансовый контроль
В городском округе муниципальный финансовый контроль осуществляют:
- Дума городского округа в лице контрольно-счетной палаты (управления) Думы городского округа;
- финансовый орган мэрии;
- распорядители средств бюджета городского округа.
Статья 35. Установление порядка осуществления муниципального финансового контроля
Порядок осуществления муниципального финансового контроля устанавливается:
- для контрольно-счетной палаты (управления) Думы городского округа Положением, утвержденным Думой городского округа;
- для финансового органа мэрии и распорядителей средств бюджета городского округа Положением о муниципальном финансовом контроле, осуществляемом мэрией, утверждаемым мэром.
Статья 36. Ответственность за бюджетные правонарушения
Ответственность за бюджетные правонарушения в городском округе Тольятти наступает по основаниям и в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации и иным федеральным законодательством.