Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Самарская91.txt.14887
Самарская

РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ от 20.11.1991
"О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА РСФСР "О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР" НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ФОНДЕ ИМУЩЕСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ", "ПОЛОЖЕНИЕМ О КОМИТЕТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ", "ПРОГРАММОЙ ПРИВАТИЗАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Утратил силу с 26 июня 2007 года в связи с принятием Постановления Самарской Губернской Думы от 26.06.2007 № 174.
   ------------------------------------------------------------------

Введен в действие с момента опубликования (пункт 8 данного документа).



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ
ДВАДЦАТЬ ПЕРВОГО СОЗЫВА

РЕШЕНИЕ
от 20 ноября 1991 года

О МЕРАХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ ЗАКОНА РСФСР
"О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРЕДПРИЯТИЙ В РСФСР" НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В целях реализации Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" областной Совет народных депутатов решил:
1. Утвердить "Положение о фонде имущества Самарской области" (прилагается).
2. Утвердить "Положение о комитете по управлению имуществом Самарской области" (прилагается).
3. Утвердить "Программу приватизации Самарской области" (прилагается).
4. Администрации области в двухнедельный срок после опубликования республиканской программы по согласованию с президиумом областного Совета народных депутатов внести необходимые коррективы в областную программу приватизации.
5. Горрайсоветам народных депутатов в месячный срок в соответствии с настоящим решением принять меры к реализации Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" на подведомственной территории.
6. Администрации области до 1 января 1992 года принять необходимые меры по обеспечению подготовки учреждений Сбербанка РСФСР на территории области к работе по исполнению Закона РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР".
7. Президиуму областного Совета в недельный срок опубликовать настоящее решение с прилагаемыми документами в средствах массовой информации.
8. Настоящее Решение ввести в действие с момента опубликования.

Председатель Совета
В.А.ТАРХОВ





Утверждено
Решением
Самарского областного
Совета народных депутатов
от 20 ноября 1991 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О ФОНДЕ ИМУЩЕСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Фонд имущества Самарской области (в дальнейшем - Фонд) является органом, владеющим, распоряжающимся и управляющим собственностью Самарской области, находящейся в его ведении, и осуществляющим ее приватизацию.
1.2. Фонд представляет интересы Самарской области и действует на основе законодательства РСФСР, решений областного Совета народных депутатов, его президиума и настоящего Положения.
1.3. Фонд имеет статус юридического лица, печать с изображением государственного герба РСФСР, угловой штамп со своим наименованием и соответствующие счета в банковских учреждениях РСФСР.
1.4. Фонд создается по решению президиума областного Совета народных депутатов и подотчетен ему и областному Совету народных депутатов.
1.5. В районах (кроме районов в городах) и городах (кроме городов районного подчинения) области Фонд, при необходимости, создает свои отделения по решению президиума областного Совета.
1.6. Отделения Фонда на местах непосредственно подчиняются Фонду имущества области и учитывают в своей деятельности решения местных Советов народных депутатов, принятые в пределах их компетенции.

2. Руководство Фонда

2.1. Руководство Фондом возлагается на Правление Фонда. В состав Правления входят председатель Фонда, его заместитель и пять членов Правления.
2.2. Председатель Фонда рекомендуется президиумом областного Совета и утверждается в должности областным Советом народных депутатов. Его заместитель и члены правления назначаются президиумом областного Совета. Срок полномочий Правления Фонда определяется сроком полномочий областного Совета народных депутатов. Указанные лица могут быть отстранены от должности до истечения установленного срока соответственно областным Советом или президиумом областного Совета.
2.3. В случае создания на местах отделений Фонда при Правлении Фонда образуется наделенный совещательными функциями Совет Фонда, в который по должности входят руководители отделений Фонда на местах.
2.4. Председатель Фонда, его заместитель, члены Правления и руководители отделений Фонда на местах не могут быть членами руководящих органов политических партий и других общественных организаций и объединений, занимать другие должности в органах государственной власти, управления, местной администрации, хозяйственных и коммерческих организаций, вести предпринимательскую деятельность. Они не имеют права непосредственно или через других лиц приобретать и иметь предприятия и ценные бумаги, реализуемые фондом и его представителями, получать любые доходы, единовременные или регулярные вознаграждения от предприятий, учреждений и организаций. Данные ограничения действуют в течение всего срока работы указанных должностных лиц.
2.5. Председатель Фонда несет всю полноту ответственности за управление имуществом, находящимся в ведении Фонда, и приватизацию этого имущества в соответствии с программой приватизации.
2.6. Председатель Фонда в своей оперативно-распорядительной деятельности подчиняется Президиуму областного Совета народных депутатов.
2.7. Председатель Фонда действует без доверенности в пределах полномочий, предоставленных Фонду законодательством РСФСР и настоящим положением, в том числе:
- руководит работой Правления Фонда, подписывает решения принятые Правлением;
- издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения и проверяет их исполнение;
- назначает и освобождает от должности работников Фонда и его подразделений.
2.8. Правление Фонда ежегодно представляет областному Совету народных депутатов отчет о деятельности Фонда за истекший период и баланс доходов и расходов Фонда за прошедший год.
2.9. Руководители отделений Фонда на местах утверждаются Правлением Фонда по представлению соответствующих местных Советов народных депутатов. Отстранение руководителей отделений Фонда от должности осуществляется Правлением Фонда по согласованию с соответствующими Советами народных депутатов.
2.10. Прием на работу сотрудников Фонда осуществляется на контрактной основе.

3. Функции Фонда

3.1. Фонд имущества области выполняет следующие функции:
- временно владеет принадлежащими области свидетельствами о собственности на предприятия, на доли (паи, акции) в капитале акционерных обществ (товариществ), переданными ему Комитетом по управлению имуществом области;
- осуществляет полномочия области как собственника на собраниях акционеров (пайщиков), несет риск (ответственность) за деятельность предприятий в пределах находящейся в его владении доли в капитале предприятий;
- продает указанные доли (паи, акции), свидетельства о собственности на предприятия;
- выступает учредителем акционерных обществ и товариществ, покупает акции и паи акционерных обществ и товариществ, развитие которых диктуется интересами населения области;
- получает и перечисляет дивиденды и выручку от приватизации предприятий в соответствии с планом доходов областного бюджета, Государственной и областной программами приватизации;
- обменивает принадлежащие области акции акционерных обществ на акции инвестиционных фондов и холдинговых компаний;
- проводит конкурсы и аукционы по продаже государственных и муниципальных предприятий в соответствии с "Положением об организации конкурсов по приобретению объектов государственной (муниципальной) собственности" и "Положением о приватизации предприятий на аукционе";
- способствует и дает методические рекомендации по образованию Фондов акционирования работников предприятия (ФАРП) в соответствии с "Положением о формировании и функционировании Фонда акционирования работников предприятия (ФАРП)";
- осуществляет контроль за использованием при приватизации остатков средств в Фонде экономического стимулирования предприятия в соответствии с "Положением о порядке использования при приватизации остатков средств в фонде экономического стимулирования";
- осуществляет совместно с комитетом по управлению имуществом определение размера отчислений в фонд материального поощрения и распределение средств на премирование по итогам выполнения Государственной и областной программ приватизации в соответствии с "Положением о премировании работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации";
- выполняет другие функции, возлагаемые на Фонд Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", иными законодательными актами РСФСР и решениями областного Совета народных депутатов.
3.2. В соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" из числа тех акций любого акционерного общества, которыми владеет Фонд, право голоса могут иметь не более 20 процентов от общего числа акций каждого общества; остальные принадлежащие ему акции независимо от их количества и номинального статуса, являются привилегированными с фиксированными дивидендом в размере учетной ставки банковского процента. При продаже Фондом указанных акций их номинальный статус восстанавливается.
Фонд и его отделения на местах не имеют права вмешиваться в деятельность предприятий за исключением случаев, предусмотренных учредительными документами предприятия, Законодательством РСФСР и решениями областного Совета народных депутатов.
3.3. Фонд и его отделения на местах в целях выполнения своих функций могут привлекать посредников, имеющих по закону право заниматься соответствующей деятельностью, в соответствии с "Положением о посреднике при заключении сделок между продавцом и покупателем в процессе приватизации государственных и муниципальных предприятий".
3.4. Для информации населения с предлагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и муниципальных предприятиях, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок приватизации Фонд выпускает специальный бюллетень, в соответствии с "Методическими рекомендациями по подготовке к опубликованию сведений о приватизируемых предприятий", а также публикует соответствующую информацию в местной печати.
3.5. Фонд имущества области участвует в процессе приватизации объектов муниципальной и федеральной собственности лишь в том случае, когда эти права ему делегированы соответствующим местным Советом народных депутатов и Российским фондом федерального имущества.

4. Финансирование Фонда

4.1. Деятельность Фонда финансируется за счет средств, полученных от приватизации объектов областной собственности.
4.2. Расходы Фонда и его отделений на местах осуществляются на основе укрупненных финансовых нормативов, разработанных управлением финансов администрации области и утвержденных областным Советом народных депутатов.
Отделения Фонда на местах действуют на основе соответствующих нормативов, утвержденных Правлением Фонда.





Утверждено
Решением
Самарского областного
Совета народных депутатов
от 20 ноября 1991 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О КОМИТЕТЕ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Настоящее положение регламентирует деятельность комитета по управлению имуществом Самарской области (далее именуемый "комитет") по исполнению Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", антимонопольного и иного действующего законодательства в целях создания эффективной, социально ориентированной рыночной экономики.

1. Общие положения

1.1. Комитет создается решением Самарского областного Совета народных депутатов и действует при администрации Самарской области.
1.2. Комитет подотчетен и несет ответственность за выполнение возложенных на него задач и функций перед областным Советом народных депутатов и администрацией Самарской области, и действует на основе законодательства РСФСР, решений областного Совета народных депутатов, постановлений администрации области и настоящего положения.
1.3. Комитет работает во взаимодействии и под методическим руководством Госкомимущества РСФСР, Госкомитета РСФСР по антимонопольной политике, во взаимодействии с общественными организациями, объединениями и местными Советами народных депутатов.
1.4. Решения комитета или органов, которым в установленном порядке комитет делегировал свои полномочия, в пределах его компетенции являются обязательными для всех органов управления, предприятий и организаций, расположенных на территории Самарской области.
1.5. Комитет в своей деятельности не вмешивается в решение текущих хозяйственных задач и оперативное управление государственных и муниципальных предприятий.
1.6. Штатные работники комитета, его структурных, низовых подразделений не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью и работать по трудовым и иным договорам на предприятиях Самарской области, за исключением преподавательской деятельности.
1.7. Комитет руководствуется в своей деятельности принципом гласности, систематически сообщая о своих решениях через средства массовой информации или иным способом.
1.8. Комитет формирует инвестиционный фонд Самарской области, который действует в соответствии с "Положением об инвестиционных фондах".

2. Функции комитета

Комитет по управлению имуществом выполняет следующие функции:
2.1. Разработка и реализация программы приватизации государственной и муниципальной собственности на территории Самарской области в соответствии с требованиями антимонопольного и другого действующего законодательства РСФСР, развитие свободной конкуренции и увязка ее с республиканской программой приватизации.
2.2. Организация работы по проведению инвентаризации, экспертизы, оценки стоимости и составления перечней, реестров государственных и муниципальных предприятий, разграничение их принадлежности, а также управление иным имуществом, в т.ч. зданиями и сооружениями, неиспользуемыми и незавершенными объектами, законсервированными, бесхозными или строящимися со значительным превышением нормативных сроков строительства, определение порядка, сроков и объема их приватизации, сдаче в аренду или другого вида использования.
2.3. Принятие и разработка по собственной инициативе заявок на приватизацию государственных (муниципальных) предприятий в соответствии с "Формой заявки на приватизацию государственного (муниципального) предприятия в РСФСР".
2.4. Создание комиссий по приватизации государственных (муниципальных) предприятий в соответствии с "Положением о комиссии по приватизации государственного и муниципального предприятия".
2.5. Утверждение планов приватизации государственных (муниципальных) предприятий, разработанных в соответствии с "Методическими рекомендациями по разработке Плана приватизации государственного и муниципального предприятий".
2.6. Анализ хода выполнения мероприятий по разгосударствлению и приватизации в Самарской области, учет ее результатов и корректировка практической деятельности на основании выявленных недостатков.
2.7. Организация контроля за эффективностью использования и сохранностью государственного и муниципального имущества, находящегося на территории Самарской области, отчуждение ранее незаконно и необоснованно переданного имущества от владельцев или пользователей использующих его ненадлежащим образом с нарушением действующих норм, правил и законодательства.
2.8. Подготовка информации о приватизируемых предприятиях к опубликованию в специальном бюллетене фонда имущества в соответствии с "Методическими рекомендациями по подготовке к опубликованию сведений о приватизируемых предприятиях".
2.9. Осуществление преобразования государственных (муниципальных) предприятий в акционерные общества (товарищества) в соответствии с "Положением о преобразовании государственных и муниципальных предприятий в акционерные общества и товарищества".
2.10. Осуществление совместно с Фондом имущества определений размера отчислений в фонд материального поощрения и распределения средств на премирование по итогам выполнения государственной и областной программ приватизации в соответствии с "Положением о премировании работников органов государственного управления и местной администрации по итогам выполнения Государственной программы приватизации".
2.11. Осуществление управления государственным, муниципальным имуществом, а также предприятиями, переданными в аренду, в том числе и путем подбора, назначения и найма по контракту руководителей указанных предприятий, главных специалистов, а также путем назначения представителей и уполномоченных комитета в правления, наблюдательные Советы и другие органы управления указанных предприятий, и участия в составлении, принятия и утверждения уставов данных предприятий.
2.12. Ведение работы по определению приоритетных направлений развития промышленности области, подготовка перспективных планов и ведение инвестиционной деятельности через действующий в составе комитета инвестиционный фонд Самарской области.
2.13. Оказание содействия в осуществлении социальных программ и развитии новых перспективных экономических структур.
2.14. Согласование и выдача разрешений на создание новых государственных предприятий и перерегистрация действующих, их приватизация в порядке предусмотренном законодательством РСФСР, выдача разрешений на создание ассоциаций, объединений, концернов, трестов и союзов предприятий, независимо от формы их собственности на территории Самарской области.
2.15. Выполнение других функций, возлагаемых на Комитет по управлению имуществом Законом РСФСР "О приватизации государственных предприятий в РСФСР" и иными законодательными актами РСФСР.

3. Средства комитета

3.1. Основным источником финансирования деятельности комитета и его структур являются средства, полученные от приватизации и управления государственным и муниципальным имуществом на территории Самарской области.
3.2. Полученные средства комитет расходует на решение возложенных на него задач и функций, отчет по использованию указанных средств предоставляется в установленном законом порядке областному Совету народных депутатов, администрации Самарской области и республиканским органам.

4. Полномочия комитета

Комитет для выполнения возложенных на него функций имеет права в соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР", антимонопольным и иным законодательством, регламентирующим его деятельность, в т.ч.:
4.1. Принимать решения обязательные для всех органов в пределах своей компетенции на территории Самарской области о преобразовании, приватизации или другом использовании государственных и муниципальных предприятий, издавать методические, инструктивные и другие нормативные документы по данным вопросам.
4.2. Отменять ранее принятые решения о передаче имущества от государственных и муниципальных предприятий в предприятия с иной формой собственности в случаях нецелесообразности, необоснованности или незаконности данных решений и изымать указанное имущество в фонд имущества Самарской области.
4.3. Отменять решение о регистрации предприятий с долей государственного или муниципального имущества, если данное предприятие создано без согласия комитета, и передавать выявленное имущество в фонд имущества Самарской области, приостанавливать деятельность таких предприятий по его перерегистрации.
4.4. Определять размер пакета акций, сохраняемого за государством при разгосударствлении предприятий государственной и муниципальной собственности.
4.5. Создавать и финансировать деятельности различных фондов, действующих в структуре комитета, а также акционерные общества, холдинговые и другие компании являющиеся держателями акций и имущества Самарской области с делегированием им своих полномочий.
4.6. Осуществлять взаимодействие, сотрудничество и координацию деятельности с гос. органами, министерствами и ведомствами, неправительственными организациями, научно-исследовательскими центрами СССР, республик и других стран по вопросам своей компетенции.
4.7. Координировать деятельность городских и районных органов управления муниципальной собственностью.
4.8. Комитет может делегировать свои права распоряжения и управления имуществом области органам гос. управления, а также соответствующим структурам комитета на местах.
Создавать по необходимости территориальные представительства и назначать уполномоченных комитета с определением их компетенции по управлению областным имуществом на соответствующей территории.
4.9. Проводить приватизацию предприятий, находящихся в муниципальной и федеральной собственности, в случае делегирования ему полномочий соответствующим Советом народных депутатов и Госкомимуществом РСФСР.
4.10. Организовывать и проводить независимые экономические, технические, экологические, правовые и другие необходимые экспертизы и исследования необходимые для своей работы.
4.11. Определять и формировать структуру комитета, исходя из необходимости наиболее эффективного и полного решения возложенных на комитет задач в рамках утвержденной сметы расходов на содержание аппарата.
4.12. Представлять интересы Самарской области, защищать ее имущественные права и интересы в пределах своей компетенции в органах государственного управления РСФСР, а также в городах и районах области и за рубежом.
4.13. Рассматривать жалобы на действия должностных лиц, участвующих в процессе приватизации и принимать по ним решения, которые в месячный срок могут быть обжалованы в Госкомимущество РСФСР.
4.14. Комитет возглавляет Председатель, который осуществляет свои полномочия на правах заместителя Главы администрации области.
Председатель Комитета утверждается в должности Главой администрации области по согласованию с областным Советом народных депутатов. Председатель может быть отстранен от должности Главой администрации области по собственной инициативе, либо по инициативе областного Совета.
Председатель выступает представителем Самарской области во взаимоотношениях с центральными и республиканскими органами в пределах своей компетенции без доверенности.
4.15. Решения комитета по вопросам отнесенным к его ведению подписываются председателем комитета, а в необходимых случаях они оформляются распоряжением администрации области и подписываются председателем комитета.
4.16. Комитет имеет статус юридического лица, печать с изображением государственного герба РСФСР, угловой штамп со своим наименованием, расчетный, текущие и иные счета в банковских учреждениях РСФСР.





Утверждена
Решением
Самарского областного
Совета народных депутатов
от 20 ноября 1991 г.

ПРОГРАММА
ПРИВАТИЗАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Введение

Переход от государственной монополии к разнообразию форм собственности и форм хозяйствования - фундаментальная предпосылка формирования в Самарской области социально-ориентированной и высокоэффективной рыночной экономики. Без этого невозможна демократизация экономики, развитие конкуренции, появление собственников - предпринимателей, являющихся главными субъектами рыночных отношений, движущей силой экономики.
Поэтому областной Совет народных депутатов, администрация области в своей деятельности придает приоритетное значение реализации на территории Самарской области политики разгосударствления и приватизации, выполнению Законов РСФСР "О собственности РСФСР", "О приватизации государственных и муниципальных предприятий РСФСР".
Управление процессом приватизации на территории области осуществляется на основе областной программы приватизации, которая вносится администрацией области и утверждается областным Советом народных депутатов. Настоящий документ представляет собой первый вариант областной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, разработан в соответствии с Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР". Структура программы, ее содержание и количественные параметры должны быть уточнены после принятия республиканской программы приватизации.
Областная программа приватизации разработана на три года и состоит из заданий на 1992 год и прогноза на 1993 - 1994 годы.
В развитии областной программы приватизации городские и районные Советы народных депутатов (кроме районов в городах) принимают местные программы приватизации.
Содержание этапа 1993 - 1994 годов и последующего периода будет определяться с учетом реализованных задач первого этапа, полученного экономического и социального эффекта, новых аспектов в экономической политике Российского государства.
Объектами приватизации являются:
- предприятия, цеха, производства, участки, иные подразделения этих предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;
- оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы ликвидированных предприятий и их подразделений;
- доли (паи, акции) государства и местных Советов народных депутатов в капитале акционерных обществ (товариществ);
- доли (паи, акции) принадлежащие приватизируемым предприятиям в капитале иных акционерных обществ (товариществ), а также ассоциаций, концернов, союзов и других объединений предприятий.
Процесс разгосударствления и приватизации осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечения социальной защищенности всех граждан в условиях приватизации;
- сочетания возмездного и безвозмездного характера передачи собственности при приватизации;
- преимущественного права трудового коллектива предприятия на выбор формы и определение порядка приватизации;
- равенства прав граждан на получение доли собственности, подлежащей возмездной и безвозмездной приватизации;
- гласности, государственного и общественного контроля за организацией и реализацией мероприятий по приватизации;
- соблюдения антимонопольных требований.

1. Цели, приоритеты и ограничения

Цель процесса приватизации - преобразование отношений собственности на средства производства, создание эффективной социально ориентированной региональной рыночной экономики и, как следствие, быстрое улучшение благосостояния народа.
Приоритетными направлениями приватизации признаны те отрасли народного хозяйства, в которых позитивная регулирующая роль конкурентного рынка проявляется с достаточной силой, где эффективно действуют стимулы к увеличению объемов производства, снижению его издержек и цен на продукцию, повышению качества продукции. Процесс приватизации следует вести прежде всего там, где государственный сектор показал свою неэффективность.
Исходя из этого, процесс приватизации в Самарской области следует безотлагательно начать в тех отраслях и сферах деятельности, где ее эффект может быть достигнут в короткие сроки - в торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, местной промышленности, в сельском хозяйстве. Первоочередными объектами приватизации в области должны стать убыточные и низкорентабельные предприятия названных отраслей.
Не приватизируются предприятия, обеспечивающие интересы обороны и безопасности страны, охраны окружающей среды и здоровья населения, а также обеспечивающие монополию государства на отдельные виды деятельности.
Не подлежат приватизации:
- арендованные здания учреждения культуры и искусства, музейные предметы, произведения живописи, библиотечные фонды, недвижимые памятники истории, культуры и архитектуры;
- гос. предприятия и хозяйства по воспроизводству ценных видов рыб, зональные рыбопитомники, госплемпредприятия, организации и предприятия ветеринарной службы, госсеменные инспекции, инспектуры госкомиссии и лаборатории по сортоиспытанию сельхозкультур, сортоиспытательные станции и горсортоприемники, зверосовхозы и зверофермы;
- элеваторы и хлебные базы, зерноперерабатывающие предприятия;
- предприятия и организации спиртовой и ликеро-водочной продукции;
- Жигулевский, Сызранский и Тольяттинский пивкомбинаты;
- предприятия по производству лекарственного сырья и медпрепаратов;
- предприятия связи и материально-технического обеспечения;
- магазины винно-водочные, ювелирные и спецобслуживания инвалидов;
- учреждения просвещения, культуры и здравоохранения;
- предприятия общепита в учреждениях просвещения;
- объект жилищно-коммунального хозяйства местных Советов и ведомств, за исключением малых бань, малых прачечных, малых гостиниц и оранжерей;
- ремонтно-строительные управления, занимающиеся эксплуатацией жилого фонда.
Указанный перечень должен быть пересмотрен после принятия Государственной программы приватизации. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культуры и природного наследия, пределы и порядок ее проведения осуществляются по специальным программам на основе соответствующего законодательства.
В целях предотвращения чрезмерной концентрации капитала, монополизации производства и сферы услуг следует неукоснительно выполнять требования антимонопольного законодательства.

2. Задание по приватизации

Областной Совет на основе предложений городов, районов, трудовых коллективов, администрации области, депутатских комиссий устанавливает задание по приватизации государственных (областных) и муниципальных предприятий на 1992 год согласно таблицы № 2.1.

Таблица № 2.1.

Задание
по приватизации государственных (областных)
и муниципальных предприятий на 1992 год

   ----------------------------T---------------------------------------------¬

¦ ¦ Стоимость основных фондов ¦
¦ ¦ (в тыс. руб.) ¦
¦ +---------T-----------------------------------+
¦ ¦ ¦ в том числе ¦
¦ ¦ Всего ¦ по видам собствен. ¦
¦ ¦ +---------------T-------------------+
¦ ¦ ¦ областная ¦муниципальная ¦
¦ +---------+-------T-------+---------T---------+
¦ ¦ баланс. ¦баланс.¦остат. ¦ баланс. ¦ остат. ¦
¦ ¦ стоим. ¦стоим. ¦стоим. ¦ стоим. ¦ стоим. ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Всего по области: ¦432 423,5¦198 328¦125 560¦243 096,6¦186 336,5¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Промышленность ¦167 203 ¦167 203¦105 791¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Кожгалантерейная фабрика ¦ 2 828 ¦ 2 828¦ 1 748¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Экспериментально- ¦ 554 ¦ 554¦ 271¦ ¦ ¦
¦механический завод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Куйбышевский серный завод ¦ 47 353 ¦ 47 353¦ 17 516¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Куйбышевский завод бытовой¦ 15 183 ¦ 15 183¦ 9 402¦ ¦ ¦
¦химии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Самарская швейная фабрика¦ 3 369 ¦ 3 369¦ 1 802¦ ¦ ¦
¦им. Володарского ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Самарская фабрика головных ¦ 361 ¦ 361¦ 146¦ ¦ ¦
¦уборов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Самарский дом моделей ¦ 283 ¦ 283¦ 38¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Тольяттинское промышленное¦ 32 532 ¦ 32 532¦ 26 354¦ ¦ ¦
¦торговое обувное¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦объединение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Новокуйбышевская фабрика¦ 51 819 ¦ 51 819¦ 37 687¦ ¦ ¦
¦трикотажного полотна ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Самарская трикотажная¦ 4 607 ¦ 4 607¦ 1 959¦ ¦ ¦
¦фабрика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Тольяттинская ¦ 8 314 ¦ 8 314¦ 6 864¦ ¦ ¦
¦швейно-трикотажная фабрика ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Агропромышленный комплекс ¦219 211 ¦ 14 780¦ 9 420¦204 431 ¦168 655 ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Агропромышленное ¦219 211 ¦ 14 780¦ 9 420¦204 431 ¦168 655 ¦
¦объединение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Торговля ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Областное управление¦ 22 731,5¦ ¦ ¦ 22 731,5¦ 14 017,5¦
¦торговли (379 предприятий¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦розничной торговли) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Общественное питание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Областное управление¦ 370 ¦ ¦ ¦ 370 ¦ 222 ¦
¦общественного питания (76¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦предприятий) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Бытовое обслуживание ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Самарское ТПО бытового¦ 21 762 ¦ 15 199¦ 10 189¦ 6 563 ¦ 3 442 ¦
¦обслуживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦в том числе: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ 3 736¦ 1 610¦ ¦ ¦
¦"Самараоблтрикотаж" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ 1 570¦ 974¦ ¦ ¦
¦"Самараоблобувьбыт" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ ¦ ¦ 1 692 ¦ 455 ¦
¦"Самарагоршвейбыт" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Фабрика № 3 ремонта и¦ ¦ ¦ ¦ 140 ¦ 27 ¦
¦пошива одежды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Фабрика № 4 ремонта и¦ ¦ ¦ ¦ 531 ¦ 203 ¦
¦пошива одежды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ ¦ ¦ 712 ¦ 483 ¦
¦"Самарагорпарикмахерские" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ 2 668¦ 1 807¦ ¦ ¦
¦"Самарагормебельбыт" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Универбыт "Горизонт" ¦ ¦ 1 886¦ 1 344¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение "Самарагорфото"¦ ¦ 773¦ 366¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ 777¦ 582¦ 479 ¦ 102 ¦
¦"Тольяттигоршвейбыт" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ ¦ ¦ 857 ¦ 623 ¦
¦"Тольяттигорпарикмахерские"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ 3 509¦ 3 312¦ 688 ¦ 491 ¦
¦"Тольяттигорразнобыт" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Объединение ¦ ¦ 280¦ 194¦ ¦ ¦
¦"Сызраньгоробувьбыт" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Отрадненское ГПО ¦ ¦ ¦ ¦ 299 ¦ 123 ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Кинельское ГПО ¦ ¦ ¦ ¦ 530 ¦ 282 ¦
+---------------------------+---------+-------+-------+---------+---------+
¦Нефтегорское РПО ¦ ¦ ¦ ¦ 735 ¦ 637 ¦
L---------------------------+---------+-------+-------+---------+----------


Областной Совет вносит предложения в государственную программу России по приватизации предприятий союзного и республиканского подчинения, размещенных на территории Самарской области.

Таблица № 2.2.

Предложения
Самарской области по формированию государственной
программы приватизации на 1992 год

   -----------------------------T---------------¬

¦ Отрасль ¦ Стоимость ¦
¦ ¦ основных ¦
¦ ¦ фондов по ¦
+----------------------------+---------------+
¦ Перечень объектов, ¦
¦ предлагаемых к объектам федеральной ¦
¦ собственности (в тыс. руб.) ¦
+----------------------------T-------T-------+
¦ ¦баланс.¦остат. ¦
¦ ¦стоим. ¦стоим. ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Всего по области: ¦453 989¦225 422¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Промышленность: ¦344 459¦161 549¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Завод клапанов ¦ 67 330¦ 32 171¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Завод кабелей связи ¦ 65 049¦ 22 382¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Завод "Куйбышевкабель" ¦ 24 977¦ 6 347¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Средневолжский станкозавод ¦ 63 126¦ 35 700¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Производственное ¦ 52 585¦ 25 900¦
¦станкостроительное ¦ ¦ ¦
¦объединение ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Завод "Строммашина" ¦ 51 740¦ 22 560¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Механический завод № 10 ¦ 2 840¦ 1 898¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Трест "Куйбышевхимремонт" ¦ 8 102¦ 6 246¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Самарский завод¦ 3 900¦ 3 900¦
¦строительного фарфора ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Государственно-кооперативное¦ 4 445¦ 4 445¦
¦предприятие "Мягкая кровля" ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Завод железобетонных изделий¦ 365¦ 365¦
¦акционерного общества¦ ¦ ¦
¦"Стронг" ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Капитальное строительство: ¦ 13 541¦ 6 897¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Дочернее предприятие¦ 3 722¦ 1 988¦
¦акционерного общества¦ ¦ ¦
¦"Стронг" Востокнефтестрой" ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Арендное предприятие¦ 9 819¦ 4 909¦
¦"Нефтехиммонтаж" ¦ ¦ ¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Агропромышленный комплекс: ¦ 65 656¦ 40 913¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Куйбышеврыбхоз ¦ 65 656¦ 40 913¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Транспорт: ¦ 14 250¦ 5 078¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Самарское РУ ¦ 13 500¦ 4 700¦
+----------------------------+-------+-------+
¦Самарское ХСУ ¦ 750¦ 378¦
L----------------------------+-------+--------


Администрацией области составлен прогноз по приватизации объектов государственной (федеральной и областной) и муниципальной собственности, расположенных на территории Самарской области:
- на 1993 год в размере 5,5 млрд. рублей;
- на 1994 год в размере 5,9 млрд. рублей.

3. Требования к программам приватизации
городов и районов области

Программа приватизации города (района) области разрабатывается и вносится на сессию Совета народных депутатов соответствующей администрацией не позже чем за месяц после утверждения областной программы.
Программа разрабатывается на три ближайших года и состоит из задания на 1992 год и прогноза на два последующих года.
Программа содержит перечень объектов муниципальной собственности, предназначенных к приватизации, и обоснование их выбора.
В программе указываются:
- предпочтительные способы приватизации;
- льготы членам трудовых коллективов приватизируемых предприятий;
- прогноз поступления средств от приватизации в соответствии с нормативами государственной программы приватизации;
- перечень, сроки и порядок образования за счет средств, полученных от приватизации, целевых фондов инвестирования.
В программе устанавливается перечень муниципальных предприятий, не подлежащих приватизации. Данный перечень согласовывается с комитетом по управлению государственным имуществом Самарской области.
Введение местными программами дополнительных ограничений на приватизацию муниципальных предприятий допускается только в пределах и порядке, установленных государственной программой приватизации.

4. Предпочтительные способы
приватизации и формы платежа

Региональные и отраслевые особенности, характер и масштабы приватизируемого имущества, формы собственности, социальные факторы предполагают разнообразие форм приватизации в области.
Приватизация государственной и муниципальной собственности осуществляется путем:
- купли-продажи по конкурсу или на аукционе;
- посредством продажи долей (акций) в капитале предприятия;
- путем выкупа имущества предприятия, сданного в аренду.
По конкурсу продаются государственные и муниципальные предприятия, а также активы ликвидированных предприятий в случаях, когда от покупателей требуется выполнение определенных условий, устанавливаемых Комитетом по управлению имуществом Самарской области.
С аукциона продаются государственные и муниципальные предприятия, активы ликвидированных предприятий в случаях, когда в дальнейшем от покупателей не требуется выполнения каких-либо условий. При этом право собственности предоставляется покупателю, предложившему в ходе торгов максимальную цену.
Выкуп имущества гос. или муниципального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:
- договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";
- арендатор имеет право в соответствии с законодательством на приобретение приватизируемого предприятия.
Государственные предприятия могут быть преобразованы в акционерные общества путем выпуска акций на всю стоимость имущества предприятия, которая определяется комиссией, состоящей из представителей Комитета по управлению имуществом, финансового управления и трудового коллектива предприятия. Акции распространяются путем открытой подписки или среди указанных в этом решении организаций и граждан.
Акционерная форма собственности, обладая рядом преимуществ перед другими формами приватизации, рекомендуется для средних и крупных предприятий.
Формы платежа могут быть единовременные и в рассрочку.
При покупке приватизируемого имущества могут быть использованы все законные платежные средства РСФСР:
- именные приватизационные счета и вклады;
- личные средства граждан;
- средства негосударственных юридических лиц;
- кредиты банков;
- средства иностранных граждан, их объединений и юридических лиц;
- часть чистой прибыли предприятий, переданной трудовым коллективам.
Предприятия считаются приватизированными после полного завершения финансовых отношений между субъектами приватизации, с момента подписания акта купли-продажи.

5. Льготы членам трудовых коллективов
приватизируемых предприятий

Законом РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий" предусмотрены следующие льготы работникам приватизируемых предприятий:
- при продаже объекта по конкурсу (на аукционе), в случае предложения покупателями равных конкурсных условий, приоритет в приобретении объекта имеет акционерное общество (товарищество) созданное трудовым коллективом (ст. 24);
- работники государственных или муниципальных предприятий, предприятий, преобразованных в акционерные общества, имеют право приобрести акции своего предприятия на льготных условиях. При этом скидка с цены акций составляет 30% от номинальной стоимости.
Рассрочка при оплате акций, приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на 3 года с момента регистрации акционерного общества.
Льготы по приобретению акций акционерного общества распространяются на бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию, и лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии (ст. 23).
Если акционерное общество (товарищество), принимающее участие в конкурсе (аукционе), объединяет не менее трети списочного состава работников приватизируемого предприятия или его подразделения, то оно имеет право при покупке предприятия (подразделения) на рассрочку платежа, а также на использование части остатков средств фондов экономического стимулирования пропорционной численности работников, вошедших в товарищество (акционерное общество) (ст. 24).
Кроме того, при разработке плана приватизации объекта комиссией, назначенной комитетом по управлению государственным имуществом трудовой коллектив имеет право:
- отклонить предложенный комиссией план приватизации объекта;
- при выборе способа приватизации комиссия учитывает мнение трудового коллектива предприятия.

6. Прогноз поступления средств от приватизации
и направления их использования

В результате реализации программы приватизации предполагается поступление в бюджеты всех уровней около 1 млрд. руб.
Прогноз на 1993 г. - 1,1 млрд. руб.
Прогноз на 1994 г. - 1,5 млрд. руб.
Согласно статьи 12 п. 1 Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" средства, полученные от приватизации, распределяются по нормативам, установленным государственной и местными программами приватизации.
В настоящее время государственной программы приватизации нет. В связи с этим оставшуюся сумму средств после отчисления на выполнение республиканской программы распределить следующим образом:
1. 85% средств от приватизации муниципальной собственности остается в их распоряжении;
2. оставшиеся 15% направляются в областной фонд для инвестирования приоритетных отраслей, наименее развитых регионов и поддержки различных форм предпринимательской деятельности.
3. 85% средств от приватизации государственной (областной) собственности направляется в областной бюджет, а 15% в бюджет соответствующих городов (районов), на территории которых находятся приватизируемые объекты.

7. Формирование целевых фондов инвестирования

За счет средств от приватизации создаются целевые инвестиционные фонды для развития:
а) предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию;
б) экономики отсталых и экономически неблагоприятных регионов области;
в) предприятий стройиндустрии и стройматериалов;
г) стимулирования предпринимательства и организации хозяйств.
В целевые инвестиционные фонды направляется 15% средств, полученных от приватизации.
Целевой инвестиционный фонд создается и руководствуется в своей работе Положением о целевых инвестиционных фондах.

Заключение

В результате реализации программы приватизации государственных и муниципальных предприятий Самарской области трудовые коллективы области получают необходимую мотивацию к труду - становятся собственниками своих предприятий. В экономическом процессе на равных условиях будет участвовать большая часть населения области, что приведет к увеличению объемов производства и ускорит насыщение потребительского рынка товарами, рост уровня жизни.
Процесс приватизации является переходным периодом структурной перестройки экономики. Вслед за этим этапом начнется развитие полнокровного рынка, активной структурно-инвестиционной политики, подъем производства и повышение его эффективности как основы улучшения жизни населения.
Поэтому задача Советов всех уровней - активно содействовать реализации областной и местных программ приватизации.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru