Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РФ, ВХОДЯЩИХ В ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ от 04.10.2002
<О РЕФОРМИРОВАНИИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ>
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ")

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АССОЦИАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) ОРГАНОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ, ВХОДЯЩИХ В ПРИВОЛЖСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
ОКРУГ, ПО ВОПРОСАМ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

РЕКОМЕНДАЦИИ
4 октября 2002 года

Рассмотрев и обсудив вопросы реформирования местного самоуправления, предлагаемые в проекте "Концепции разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления", а также сложившуюся практику правового обеспечения, систему организации и деятельности населения по осуществлению местного самоуправления в республиках и областях Приволжского федерального округа, участники выездного заседания Ассоциации считают необходимым отметить, что в проекте недостаточно проработаны вопросы ее реализации с точки зрения законодательного и ресурсного обеспечения; отсутствуют положения об эффективном механизме, гарантирующем реализацию закрепленных положений; отсутствуют расчеты о сроках реализации и не установлен необходимый переходный период.
Одновременно считаем необходимым поддержать следующие основные концептуальные положения предлагаемых реформ:
- в федеральном государстве только законом может быть обеспечена эффективная деятельность органов публичной власти всех уровней путем закрепления их полномочий;
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями возможно только законом с одновременной передачей этим же законом необходимых для их исполнения материальных и финансовых ресурсов;
- развитие форм прямой демократии и публичной деятельности органов муниципальной власти, а также развитие других форм осуществления местного самоуправления;
- самостоятельность определения населением и органами местного самоуправления организации исполнения собственных и переданных полномочий.
Вместе с тем участники выездного заседания Ассоциации отмечают, что реализация предложенного проекта Концепции в части реформирования местного самоуправления связана с реализацией сложнейших политических, организационных и финансовых задач, а также чрезвычайно сложных проблем реформирования законодательства не только федерального и регионального, но и системы муниципальных актов.
Участники выездного заседания Ассоциации считают необходимым по вопросам реформирования местного самоуправления в России и принципам разграничения полномочий, вытекающим из содержания проекта Концепции, рекомендовать следующее:
1. Отразить в проекте федеральных законов положения по вопросам правового обеспечения властно-политической деятельности населения и осуществления местного самоуправления, а именно:
- принцип законодательного разграничения полномочий между всеми уровнями государственной власти и местного самоуправления дополнить положениями об установлении федеральным и региональным законодательством критериев определения объема необходимых ресурсов и процедур согласованного осуществления полномочий каждым уровнем власти;
- определить уровни бюджетов, за счет которых будет осуществляться реформирование и функционирование местного самоуправления;
- считать неприемлемым унифицированное определение системы и структуры органов местного самоуправления, предоставить субъектам Российской Федерации право самостоятельно определять систему организации местного самоуправления с учетом исторических, национальных и иных особенностей территорий регионов;
- принцип делегирования полномочий как органами государственной власти органам местного самоуправления, так и между муниципальными образованиями различных типов дополнить обязательным закреплением законом четких оснований, субъектов и сроков согласования, а также процедур такой передачи и внесудебных процедур отказа от исполнения передаваемых полномочий, в том числе не обеспеченных материальными и финансовыми ресурсами;
- принцип верховенства Конституции Российской Федерации в разграничении полномочий развить указанием на законодательное определение системы федеральных органов государственной власти, через деятельность которых этот принцип реализуется;
- определить основные положения механизма реформирования местного самоуправления в целом, выделив роль субъектов Федерации и муниципальных образований (населения, органов местного самоуправления) в этих процедурах.
Участники выездного заседания Ассоциации считают необходимым также отметить, что предложенный проект Концепции, с одной стороны, содержит общие принципы деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны, предлагает исчерпывающий перечень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и местного самоуправления, что считаем неприемлемым.
2. Предложить органам государственной власти и органам местного самоуправления субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ:
- рассмотреть проект Концепции и настоящие рекомендации на заседаниях законодательных (представительных) органов;
- обратиться к научным учреждениям и ученым, общественным объединениям и региональным отделениям политических партий, к органам местного самоуправления и населению с предложением рассмотреть настоящий проект Концепции и настоящие рекомендации.
Участники выездного заседания Ассоциации считают необходимым предложить рабочей группе по общим вопросам организации органов государственной власти и местного самоуправления и Правительству Российской Федерации обеспечить рассмотрение и принятие законопроекта "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и законопроектов об изменениях норм Налогового и Бюджетного кодексов одновременно (в одном пакете).





КОМИССИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ
ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

РАБОЧАЯ ГРУППА ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

КОНЦЕПЦИЯ
РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОБЩИМ ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ
ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО
САМОУПРАВЛЕНИЯ

Москва 2002

Введение

Настоящая Концепция определяет основные подходы к разграничению полномочий между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в сфере общих вопросов организации органов государственной власти и местного самоуправления.
Целью совершенствования федерального законодательства является создание отлаженного механизма разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, обеспечивающего максимальную эффективность их реализации.
Концепция основана на следующих принципах:
- неизменность положений Конституции Российской Федерации;
- соответствие между закрепленными Конституцией и федеральными законами правами и свободами человека и гражданина и конкретными обязанностями каждого уровня публичной власти по обеспечению их реализации;
- сочетание самостоятельности с политической и юридической ответственностью федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при реализации их собственных полномочий;
- верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов при реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, подкрепленное наличием в федеральном законодательстве конкретных и эффективных механизмов обеспечения такого верховенства;
- недопустимость произвольного и необоснованного возложения на нижестоящий уровень публичной власти обязанностей без передачи соответствующих финансовых ресурсов;
- реалистичность определения состава и содержания собственных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления различных типов;
- взаимосвязь территориальных и функциональных основ местного самоуправления.
Структура Концепции обуславливается наличием четырех "блоков" полномочий публичной власти, предопределенных установленными Конституцией Российской Федерации предметами ведения:
1. полномочия по предметам ведения Российской Федерации;
2. полномочия по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
3. полномочия по предметам ведения субъектов Российской Федерации;
4. полномочия по вопросам местного значения.

I. Осуществление полномочий по предметам
ведения Российской Федерации

1. Регулятивные полномочия по установленным статьей 71 Конституции Российской Федерации предметам исключительного ведения Российской Федерации могут осуществляться только федеральными органами государственной власти.
2. Осуществление части исполнительно-распорядительных полномочий по этим предметам конкретным федеральным законом может быть возложено на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением таких сфер, как оборона, безопасность, внешняя политика, международные отношения, защита государственной границы и др. - то есть связанных с территориальной целостностью и безопасностью государства). Это может служить одним из способов рационализации государственного управления, оптимизации системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.
3. Для передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации части полномочий по предметам ведения Российской Федерации может использоваться форма соглашения (часть 2 статьи 78 Конституции Российской Федерации). Однако такая форма делегирования полномочий должна использоваться в строго ограниченных федеральным законом рамках, например, когда имеется необходимость передачи в управление отдельных объектов федеральной собственности или совместной реализации конкретного экономического проекта. Федеральным законом должны быть предусмотрены пределы и формы передачи органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществления исполнительно-распорядительных полномочий федеральных органов. Обязательными условиями использования соглашений должны быть четкое соблюдение их места в правовой системе как подзаконных актов, федеральное регулирование случаев и процедур заключения соглашений, прав, обязанностей и ответственности сторон таких соглашений.
4. Контроль за осуществлением полномочий федеральных органов исполнительной власти органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации остается за федеральным уровнем власти. Для этой цели могут использоваться территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, созданные на территории каждого или нескольких субъектов Российской Федерации.
5. Следует также законодательно закрепить, что полномочия по предметам ведения Российской Федерации, которые требуют бюджетных расходов, финансируются исключительно из федерального бюджета либо непосредственно, либо путем предоставления целевых субвенций нижестоящим бюджетам.

II. Полномочия по предметам совместного ведения Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации

1. Потенциально федеральное регулирование по предметам совместного ведения может быть не только "рамочным", но и в достаточной степени детальным. Но в федеральных законах по многим предметам совместного ведения нет необходимости реализовывать указанную конституционную возможность федерального центра. Федеральные законы должны учитывать наличие в соответствующих отношениях региональной специфики, допускать многообразие правового регулирования в тех сферах, которые не затрагивают политическое и экономическое единство страны, оставляя значительную часть регулятивных полномочий субъектам Российской Федерации. Федеральный законодатель может предоставить им в некоторых сферах общественных отношений, относящихся к совместному ведению, фактически весь объем этих полномочий или установить только основные принципы правового регулирования в соответствующей сфере, не определяя детально порядок реализации полномочий, объем их финансирования. Это позволит повысить самостоятельность субъектов Российской Федерации при регулировании, прежде всего, тех полномочий, которые должны финансироваться за счет их бюджетов.
Для реализации вышеизложенного подхода необходимо законодательно закрепить два способа разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения.
Первый способ - на федеральном уровне определяется только принадлежность и, возможно, самые общие принципы осуществления полномочий. Основные регулятивные и исполнительно-распорядительные полномочия принадлежат субъектам Российской Федерации. Это, условно, "собственные" полномочия субъектов Российской Федерации, которые реализуются за счет бюджетов самих субъектов Российской Федерации. При этом нормативы, объемы финансирования этих полномочий, категории получателей средств бюджета определяются законами субъектов Российской Федерации. Перечень собственных полномочий субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения предлагается закрепить в федеральном законе об общих принципах организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С момента вступления в силу указанных положений Федерального закона и закрепления на долгосрочной основе адекватных объему полномочий доходных источников региональных бюджетов предлагается признать утратившими силу федеральные законы в той их части, которая содержит детальное законодательное регулирование вопросов, отнесенных к собственной компетенции субъектов Российской Федерации.
Второй способ - на федеральном уровне определяется не только принадлежность полномочий органам государственной власти субъекта Российской Федерации, но и конкретные количественные и качественные характеристики (объем) их реализации, а также основы процедуры деятельности по их реализации. То есть за субъектом Российской Федерации остается только исполнение полномочия. Это, условно, "делегированные" полномочия субъектов Российской Федерации. В этом случае федеральное регулирование уже не будет "рамочным". И, соответственно, финансовое обеспечение реализации этих полномочий возлагается на федеральный центр и осуществляется путем предоставления целевых субвенций.
Эти способы должны быть четко закреплены в федеральном законе, регулирующем общие принципы организации органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В закон должны быть включены положения о финансовом обеспечении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и контроле за их осуществлением в зависимости от того, являются эти полномочия собственными или делегированными. Аналогичные требования должны быть установлены в федеральном законе об общих принципах организации местного самоуправления применительно к порядку решения органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществления ими отдельных государственных полномочий. Указанный механизм финансового обеспечения полномочий будет служить препятствием для возложения на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, как и на органы местного самоуправления, финансово не обеспеченных полномочий, требующих конкретного объема расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
2. Договорный способ разграничения предметов ведения и полномочий должен применяться только в исключительных случаях. Это может быть связано с принятием в Российскую Федерацию и образованием в ее составе нового субъекта с особыми географическими, социально-экономическими и другими особенностями субъекта Российской Федерации, требующих индивидуального подхода и изъятий из установленного федеральным законом разграничения полномочий. Соответственно такой договор должен утверждаться федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации, предусматривать конкретные права, обязанности и ответственность сторон, срок действия договора, условия его прекращения.
Делегирование исполнительно-распорядительных полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения путем заключения соглашений должно производиться на основании требований, изложенных выше применительно к передаче полномочий по предметам ведения Российской Федерации.
3. В федеральном законе должны быть закреплены правила "опережающего" правового регулирования субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения: запрет установления норм законодательства субъектов Российской Федерации, противоречащих не признанным утратившим силу нормам законов федерального уровня, недопустимость осуществления опережающего правового регулирования, сопряженного с ограничением прав и свобод граждан, нарушением единства экономического пространства. Принятые в порядке "опережающего" регулирования акты субъекта Российской Федерации должны приводиться в соответствие с федеральными актами в определенный федеральным законом срок. До этого противоречащие федеральному закону акты субъектов Российской Федерации не должны применяться судами и иными правоприменителями: тем самым в любом случае обеспечивается верховенство федерального законодательства.
4. Существующая модель участия субъектов Российской Федерации в принятии федеральных законов, предусмотренная в Конституции Российской Федерации, предоставляет им необходимые и достаточные возможности влияния на содержание федерального законодательства через Совет Федерации как специально созданную в целях выявления консолидированного мнения субъектов Российской Федерации палату парламента, а также через реализацию права законодательной инициативы законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Поэтому предлагается отказаться от малоэффективной, громоздкой, иногда порождающей политические спекуляции процедуры согласования проектов федеральных законов по предметам совместного ведения с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Заблаговременное предоставление Совету Федерации, субъектам Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения с обеспечением реализации ими права законодательной инициативы следует сохранить. Также могут быть усовершенствованы регламентные парламентские процедуры в части взаимодействия палат Федерального Собрания и учета мнения субъектов Российской Федерации.

III. Полномочия по предметам ведения субъектов
Российской Федерации

1. По предметам исключительного ведения субъектов Российской Федерации их органам государственной власти принадлежит вся полнота регулятивных, исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий. Эти полномочия должны осуществляться исключительно за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации осуществление отдельных полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может быть передано на основе соглашения федеральным органам исполнительной власти. Однако следует установить, что случаи, когда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передать осуществление своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, должны определяться законами субъектов Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации не должны снимать с себя ответственность за осуществление принадлежащих им полномочий без объективных причин (например, стихийное бедствие). В федеральном законе должны быть закреплены обстоятельства, когда федеральные органы могут взять на себя полностью или частично осуществление полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К этим обстоятельствам следует отнести случаи, когда в силу объективных причин органы государственной власти субъектов Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, когда их действиями (бездействием) создается угроза жизни, здоровью и безопасности граждан либо решениями указанных органов субъект Российской Федерации приведен в состояние неплатежеспособности. Основания и процедуры такого "федерального вмешательства" должны быть тщательно сформулированы в федеральном законе с целью исключения возможности злоупотребления этим правом. Аналогичные нормы необходимо также установить в отношении полномочий органов местного самоуправления.

IV. Основы организации местного самоуправления

Разграничение полномочий между различными уровнями системы публичной власти в Российской Федерации невозможно без четкого законодательного определения всех элементов этой системы. Система федеральных и региональных органов государственной власти в настоящее время с достаточной степенью определенности законодательно закреплена.
В то же время действующее федеральное законодательство не содержит однозначных положений, определяющих систему местного самоуправления. Это является одной из главных причин отсутствия в нарушение Конституции Российской Федерации института местного самоуправления в значительной части городских и в подавляющем большинстве сельских поселений Российской Федерации.
Исходя из принципа взаимосвязи территориальных и функциональных основ местного самоуправления и необходимости одновременного решения двух задач - приближения местного самоуправления к населению и обеспечения эффективности деятельности муниципальных образований в решении вопросов местного значения и осуществлении отдельных государственных полномочий - необходимо предусмотреть в федеральном законодательстве три типа муниципальных образований с закреплением за каждым из них соответствующих их назначению полномочий.
1. Первый тип - муниципалитеты. Муниципалитеты в сельской местности должны создаваться в зависимости от численности населения и возможности обеспечения территориальной и временной доступности муниципальной власти для граждан на базе территории одного или нескольких соседних сельских населенных пунктов. Городские муниципалитеты (города районного значения и поселки городского типа) должны создаваться, как правило, на базе территории одного населенного пункта.
Муниципалитеты наделяются полномочиями по решению вопросов местного значения, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения этих населенных пунктов. Перечень этих полномочий предлагается установить федеральным законом.
2. Второй тип - муниципальные округа (районы), включающие территории нескольких муниципалитетов. Муниципальные округа осуществляют на всей своей территории полномочия по вопросам местного значения, которые эффективнее реализуются на больших территориях, чем территория муниципалитета, носят межмуниципальный характер (например, транспортное сообщение между территориями муниципалитетов). Их перечень также устанавливается федеральным законом. Кроме того, органы местного самоуправления муниципального округа должны осуществлять полномочия, делегированные им на добровольной основе входящими в округ муниципалитетами, а также отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу характера полномочий органов публичной власти муниципального округа они не могут иметь статус ассоциаций (союзов) муниципальных образований, поскольку таким организациям не может быть передано осуществление отдельных государственных полномочий. Не могут они быть подменены и органами государственной власти на местах, поскольку согласно Конституции Российской Федерации решение вопросов местного значения органами государственной власти не допускается.
3. Третий тип - муниципалитеты с правами (полномочиями) муниципального округа, которые создаются, как правило, на базе городов республиканского, краевого, областного значения и осуществляют на своей территории полномочия как муниципалитетов, так и муниципальных округов.
Адекватно характеру функций органов местного самоуправления муниципальных образований различных типов в федеральном законе необходимо дифференцировать принципы их формирования и деятельности, способы формирования муниципальных бюджетов, а также механизмы взаимодействия с ними органов государственной власти.
Общие принципы территориальной основы местного самоуправления, критерии установления границ муниципальных образований, порядок организации и деятельности органов местного самоуправления, принципы межбюджетных отношений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, правила наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, порядок решения вопросов юридической и политической ответственности должностных лиц и органов местного самоуправления должны закрепляться в федеральном законе. Наделение населенных пунктов (групп населенных пунктов) статусом городского, сельского поселения, установление границ муниципальных образований, регулирование межбюджетных отношений, наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, осуществление контроля за соблюдением органами местного самоуправления законов предлагается отнести к компетенции субъектов Российской Федерации.
Для реализации изложенной Концепции требуется внесение существенных изменений и дополнений в федеральные законы "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ими должны быть установлены конкретные законодательные механизмы, обеспечивающие осуществление полномочий органов публичной власти по предметам ведения Российской Федерации, по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, по предметам ведения субъектов Российской Федерации, а также обеспечивающие решение органами местного самоуправления вопросов местного значения и осуществление ими отдельных государственных полномочий.

Перечень собственных полномочий органов государственной
власти субъекта Российской Федерации по предметам
совместного ведения

1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти и государственных учреждений субъекта Российской Федерации; денежное содержание государственных служащих и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
2. Организация и деятельность конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации.
3. Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, референдума субъекта Российской Федерации.
4. Правовое регулирование проведения выборов в органы местного самоуправления и местного референдума.
5. Формирование и содержание собственного архивного фонда субъекта Российской Федерации. <*>
6. Управление имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации (в том числе месторождениями общераспространенных полезных ископаемых). <*>
7. Регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность.
8. Формирование резервных фондов субъекта Российской Федерации на финансирование непредвиденных расходов.
9. Предупреждение и ликвидация последствий территориальных и региональных чрезвычайных ситуаций. <*>
10. Организация и осуществление инвестиционных программ и проектов в области охраны окружающей среды. <*>
11. Поддержка сельскохозяйственного производства.
12. Учет и планирование использования земель сельскохозяйственного назначения.<*>
13. Строительство и содержание автомобильных дорог регионального значения.
14. Организация транспортного обслуживания населения пригородным железнодорожным, также автобусным и речным транспортом регионального и межрегионального значения.
15. Организация авиационного сообщения внутри субъекта Российской Федерации.
16. Правовое регулирование вопросов денежного содержания педагогических работников муниципальных образовательных учреждений, предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований на обеспечение учебного процесса в соответствии с общенациональными стандартами качества образования, в том числе на выплату заработной платы педагогическим работникам.
17. Начальное и среднее профессиональное образование (за исключением образования в федеральных образовательных учреждениях согласно перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации).
18. Охрана памятников истории и культуры регионального значения. <*>
19. Организация и деятельность библиотек регионального значения. <*>
20. Организация и деятельность музеев регионального значения. <*>
21. Организация и деятельность учреждений и организаций культуры и искусства регионального значения. <*>
22. Поддержка народных художественных промыслов.
23. Поддержка региональных и местных национально-культурных автономий, поддержка изучения в образовательных учреждениях национального языка и иных предметов этнокультурного компонента.
24. Оказание медицинской помощи в специализированных медицинских учреждениях (инфекционные и психиатрические больницы, кожно-венерические, туберкулезные, наркологические диспансеры), за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений.
25. Специализированная (авиационная) скорая медицинская помощь.
26. Содействие в трудоустройстве безработных, профессиональная переподготовка безработных, организация и финансирование общественных работ для безработных. <*>
27. Социальная поддержка ветеранов труда, детей - сирот, беспризорных, семей, имеющих детей, малоимущих граждан, в том числе предоставление субвенций муниципальным образованиям для предоставления адресных субсидий населению на оплату жилья и коммунальных услуг, на оплату проезда в общественном транспорте. <*>
28. Установление и выплата пособия на погребение. <*>
29. Предоставление служебных жилых помещений для государственных служащих субъекта Российской Федерации, работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
30. Материально-техническое и финансовое обеспечение оказания помощи адвокатов в труднодоступных и малонаселенных районах. <*>
31. Определение численности нотариусов и границ нотариальных округов в пределах субъекта Российской Федерации.
32. Создание условий для участия граждан в обеспечении режима пограничных зон.<*>
33. Внешнеэкономические договоры субъекта Российской Федерации.
34. Введение и отмена региональных налогов, определение налоговых ставок в установленных пределах, порядка и сроков уплаты, форм отчетности по региональным налогам, а также установление налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком.
35. Обслуживание и погашение внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации.
36. Наделение населенных пунктов (групп населенных пунктов) статусом городского, сельского поселения.
37. Государственная регистрация уставов муниципальных образований.
38. Определение границ муниципальных образований.
39. Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
40. Наделение муниципальных образований отдельными государственными полномочиями, контроль за их осуществлением.
41. Определение административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

   -----------------------------

<*> государственные полномочия, которые могут быть полностью или частично переданы субъектами Российской Федерации муниципальным округам с одновременным выделением целевых субвенций.

Перечень полномочий органов местного самоуправления
муниципального округа <*>

1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления муниципального округа и муниципальных учреждений муниципального округа; денежное содержание муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений муниципального округа.
2. Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение проведения местного референдума в муниципальном округе.
3. Формирование и содержание собственных архивных фондов муниципального округа.
4. Управление имуществом, находящимся в собственности муниципального округа.
5. Формирование резервных фондов муниципального округа на финансирование непредвиденных расходов.
6. Предупреждение и ликвидация последствий местных и территориальных чрезвычайных ситуаций.
7. Создание, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности муниципальной милиции.
8. Создание, материально-техническое и финансовое обеспечение служб спасения.
9. Предупреждение и тушение пожаров (кроме лесных, за исключением городских лесов, и особо сложных).
10. Строительство и содержание межмуниципальных автомобильных дорог.
11. Транспортное обслуживание населения межмуниципальным общественным транспортом.
12. Организация и осуществление экологического контроля объектов производственного и социального назначения на территории муниципального округа.
13. Обеспечение материально-технических условий для предоставления дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования.
14. Опека и попечительство.
15. Скорая медицинская помощь (за исключением авиационной).
16. Оказание первичной стационарной и амбулаторной медико-санитарной помощи населению.
17. Организация и предоставление медицинской помощи женщинам в период беременности, родовспоможения.
18. Строительство и обслуживание межмуниципальных инженерных коммуникаций (водопроводных, электро- и газосетей).
19. Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
20. Организация утилизации и переработки отходов, мусора.
21. Введение и отмена местных налогов, являющихся доходными источниками местного бюджета муниципального округа; определение налоговых ставок в установленных пределах, порядка и сроков уплаты, форм отчетности по этим местным налогам, а также установление налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком.
22. Обслуживание и погашение муниципального долга муниципального округа.

   -----------------------------

<*> перечень полномочий органов местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами этих городов.

Перечень полномочий органов местного самоуправления
городского, сельского поселения <*>

1. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений муниципалитета; денежное содержание муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений муниципалитета.
2. Организационное, материально-техническое и финансовое обеспечение муниципальных выборов и местного референдума.
3. Формирование и содержание собственных архивных фондов муниципалитета.
4. Управление имуществом, находящимся в собственности муниципалитета.
5. Формирование резервных фондов муниципалитета на финансирование непредвиденных расходов.
6. Предупреждение и ликвидация последствий локальных и местных чрезвычайных ситуаций.
7. Первичные меры пожарной безопасности, организация участия населения в пожаротушении.
8. Организация участия населения в охране общественного порядка.
9. Транспортное обслуживание населения муниципальным общественным транспортом.
10. Содержание и строительство дорог местного (внутримуниципального) значения.
11. Строительство и содержание социального жилого фонда.
12. Создание условий по обеспечению населения услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания.
13. Организация и деятельность муниципальных библиотек.
14. Организация и деятельность домов культуры, клубных учреждений.
15. Охрана памятников истории и культуры местного значения.
16. Развитие массового спорта и физической культуры.
17. Устройство мест для проведения отдыха населения (парков, зон отдыха, пляжей, обустройство дворов, спортплощадки). Внешкольная воспитательная работа.
18. Внесение предложений в органы местного самоуправления муниципального округа по вопросам опеки и попечительства.
19. Организация сбора и вывоза бытовых отходов, мусора.
20. Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, снабжения населения топливом; строительство и обслуживание внутримуниципальных инженерных коммуникаций (водопроводных и электросетей).
21. Благоустройство и озеленение территории муниципалитета; использование и охрана городских лесов.
22. Планирование застройки, зонирование территории; контроль за целевым использованием земель.
23. Уличное освещение.
24. Установка уличных указателей.
25. Введение и отмена местных налогов, являющихся доходными источниками местного бюджета муниципалитета; определение налоговых ставок в установленных пределах, порядка и сроков уплаты, форм отчетности по этим местным налогам, а также установление налоговых льгот и оснований для их использования налогоплательщиком.
26. Обслуживание и погашение муниципального долга муниципалитета.
   -----------------------------

<*> перечень полномочий органов местного самоуправления городов Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами этих городов.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru