Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 21.10.2002 № А55-4753/02-36
<ПАМЯТНИК ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ МЕСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ, И НОВЫЙ СОБСТВЕННИК ПРИНИМАЕТ НА СЕБЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПО СОХРАНЕНИЮ ВНОВЬ ВЫЯВЛЕННОГО ОБЪЕКТА, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕГО ИСТОРИЧЕСКУЮ ЦЕННОСТЬ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 21 октября 2002 года Дело № А55-4753/02-36


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Самары на решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2002 по делу № А55-4753/02-36.
ООО Магазин "Соната", г. Самара, обратилось с иском о понуждении ответчика к заключению договора купли-продажи нежилого помещения общей площадью 940,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, д. 153, на условиях проекта договора, предоставленного истцом, по цене 144 970 руб. 40 коп.
Решением от 01.08.2002 суд удовлетворил требование истца.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению имуществом г. Самары просит решение суда первой инстанции отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена арбитражным судом в соответствии со ст. ст. 266 - 271 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что ООО Магазин "Соната", г. Самара, выкупило в процессе приватизации арендованное муниципальное имущество, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Гагарина, 153, по договору аренды с правом выкупа № 12, договору купли-продажи № 482 от 13.09.1993, что подтверждается и свидетельством о праве собственности от 13.09.1993 № 531.
ООО Магазин "Соната" заключило с Комитетом по управлению имуществом г. Самары договор аренды нежилого помещения № 11006 от 06.06.1994.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 21.07.1997 № 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" ООО Магазин "Соната" имело право на первоочередное приобретение арендуемого здания путем выкупа.
06.10.2000 вх. № 15-07-07/14068 истец обратился к ответчику с заявлением о выкупе арендованного нежилого помещения, приложив к заявлению необходимые документы.
Письмом от 05.10.2001 исх. № 15-07-08/18670 ответчик запросил у истца дополнительные документы, которые истец в дальнейшем представил ответчику.
Поскольку Комитет по управлению имуществом г. Самары не представил проект договора, ООО Магазин "Соната" 22.03.2002 направило ответчику свой проект договора купли-продажи арендованного нежилого помещения (вх. № 15-07-07/4281), предусмотрев в п. 1.3 договора выкупную цену в размере годовой арендной платы, установленной по договору аренды данного помещения, умноженной на коэффициент 2, то есть 144 970 руб. 44 коп., и при этом истец руководствовался программой приватизации, утвержденной Постановлением Администрации г. Самары от 03.03.1994 № 347 "О программе приватизации муниципальных предприятий в г. Самаре", которой был установлен размер выкупной цены приватизируемого имущества аналогично ее размеру, указанному в п. 4.9 "Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.", утвержденных Указом Президента РФ от 22.07.1994 № 1535 "Об основных положениях Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.".
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца по следующим основаниям:
На момент обращения ООО Магазин "Соната" к ответчику с заявлением о выкупе арендованного нежилого помещения в г. Самаре действовала программа приватизации, утвержденная Постановлением Администрации г. Самары от 03.03.1994 № 347 "О программе приватизации муниципальных предприятий в г. Самаре". В п. 5.4 этой программы установлено, что цена приобретения арендатором в собственность нежилых помещений в жилых домах, включая встроенно-пристроенные, устанавливается в порядке, определенном ст. 17 Закона РФ от 03.07.1991 № 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", а в п. 15.6 этой программы определено, что товарищество или акционерное общество, созданное на основе аренды муниципального имущества этого предприятия и выкупившее его, имеет исключительное право приобретения в собственность нежилого помещения, которое они арендовали или которым фактически владели, пользовались в процессе уставной деятельности, по цене, установленной Госкомимуществом России.
На дату утверждения программы приватизации муниципальных предприятий в г. Самаре действовало Распоряжение Госкомимущества России от 16.02.1994 № 353-р, пунктом 5 которого установлено, что цена продажи арендаторам в собственность нежилых помещений в жилых домах, включая встроенно-пристроенные, определяется путем умножения на коэффициент 2 суммы годовой арендной платы, установленной за это нежилое помещение на дату подачи арендатором заявления продавцу. Данный порядок определения цены продажи муниципального имущества является обязательным в соответствии с п. 4 ст. 29 и ст. 43 Федерального закона от 28.08.1995 № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок и условия приватизации муниципальной собственности.
На день подачи истцом заявления о выкупе арендованного нежилого помещения годовая арендная плата составляла 72 485 руб. 28 коп. Рассчитанная истцом в п. 1.3 договора выкупная цена арендованного нежилого помещения составляет 144 970 руб. 44 коп., что соответствует вышеуказанному порядку определения выкупной цены.
Представленный истцом проект договора купли-продажи нежилого помещения соответствует законодательству, действующему на дату подачи истцом заявления о выкупе арендованного нежилого помещения.
С учетом изложенного исковые требования о понуждении ответчика заключить договор купли-продажи нежилого помещения в редакции, предложенной истцом, являются законными и обоснованными.
Доводы ответчика о том, что цена продажи нежилого помещения должна определяться в соответствии с его рыночной стоимостью, судом отклонены правомерно, так как применение рыночной цены противоречит ст. ст. 3, 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым рыночная стоимость объекта оценки производится в случаях, когда объект представлен на открытый рынок в форме публичной оферты, что в данном случае отсутствует.
Ссылка ответчика на установленный с 01.06.2001 новый порядок выкупа арендуемых помещений неправомерна, поскольку этот порядок не действовал на дату обращения истца к ответчику с заявлением о выкупе арендованного нежилого помещения.
Доводы ответчика о том, что цена продажи нежилого помещения должна определяться в соответствии с его рыночной стоимостью, судом отклоняются, так как применение рыночной цены противоречит ст. ст. 3, 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", согласно которым рыночная стоимость объекта оценки производится в случаях, когда объект представлен на открытый рынок в форме публичной оферты, что в данном случае отсутствует.
В соответствии с п. 2 ст. 63 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от 25.06.2002 у истца отсутствуют основания для обращения в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом г. Самары о понуждении к заключению договора купли-продажи спорного помещения, иск не обоснован, так как на момент подачи заявки на выкуп вышеназванного помещения 06.10.2000 данный нормативный акт не действовал.
Нежилое помещение, расположенное по адресу: ул. Гагарина, д. 153, отнесено к памятникам истории и культуры местного значения, что подтверждается договором № 521 от 23.08.2001 об обеспечении сохранности недвижимого памятника истории и культуры. Пункт 2 ст. 63 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ" от 25.06.2002 предусматривает приостановку регистрации права федеральной собственности и права собственности субъектов РФ на объекты культурного наследия, находящиеся в государственной собственности, и касается приостановки приватизации объектов культурного наследия федерального значения.
Согласно пунктам 1 и 4 ст. 48 данного федерального закона объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в частной собственности, а также в иных формах собственности. Таким образом памятник истории и культуры местного значения может быть предметом договора купли-продажи и новый собственник принимает на себя обязательства по сохранению вновь выявленного объекта, представляющего историческую ценность. Истцом был заключен договор № 521 от 23.08.2001 об обеспечении сохранности недвижимого памятника истории и культуры.
В соответствии с Указом Президента РФ от 26.11.1994 № 2121 "О приватизации в РФ памятников истории и культуры местного значения", Распоряжением Госкомимущества РФ от 28.12.1994 № 2920-р допускается приватизация памятников истории и культуры местного значения.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения от 01.08.2002 не имеется.
Комитет по управлению имуществом г. Самары освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.08.2002 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru