Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 18.12.2002 № 67
"О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ ГОРОДА "ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЫЗРАНИ НА 2003 ГОД"

Официальная публикация в СМИ:
"Вестник местного самоуправления г.Сызрани", № 2(11), 2003 г.






СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2002 г. № 67

О БЮДЖЕТНОМ ПОСЛАНИИ ГЛАВЫ ГОРОДА "ОСНОВНЫЕ
НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ
ГОРОДА СЫЗРАНИ НА 2003 ГОД"

Заслушав Бюджетное послание Главы города Янина В.Г. "Основные направления бюджетной и налоговой политики города Сызрани на 2003 год", Сызранская городская Дума постановила:
1. Принять Бюджетное послание Главы города Янина В.Г. к сведению (прилагается).

Председатель Сызранской
городской Думы, Глава города
В.Г.ЯНИН





Приложение
к Постановлению
Сызранской городской Думы
Самарской области
от 18 декабря 2002 г. № 67

БЮДЖЕТНОЕ ПОСЛАНИЕ ГЛАВЫ ГОРОДА
"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ И НАЛОГОВОЙ
ПОЛИТИКИ ГОРОДА СЫЗРАНИ НА 2003 ГОД"

Настоящее Бюджетное послание подготовлено в соответствии с пунктом 3 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации и содержит основные направления и ориентиры бюджетной политики города в 2003 году.

1. Социально-экономическая ситуация
в городе в 2002 году

В текущем году наблюдается положительная динамика основных показателей уровня жизни населения. Общий объем номинальных денежных доходов на душу населения вырос на 32,3% и составил 2318 руб. в месяц.
Начисленная среднемесячная заработная плата за 9 месяцев на одного занятого в экономике составила 3030 руб. (рост 41%). Ее реальное содержание увеличилось на 20,2%. Средний размер назначенных пенсий по городу сложился на уровне 1440 рублей, что на 26,5% больше, чем на аналогичную дату прошлого года.
Активно развивается малый бизнес, где выпуск товаров и услуг по всем видам деятельности увеличился на 2,2%.
В то же время реальный сектор экономики демонстрирует отрицательную динамику, о чем свидетельствует снижение объемов промышленного производства в целом по городу, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, на 1,1%.
Негативные тенденции в промышленности, появившиеся в текущем году, объясняются тем, что рост объемов производства, основанный на благоприятных факторах посткризисного периода, завершен, а внутренние факторы - имеют пока ограниченное влияние.
Для нашей промышленности характерны высокая степень износа основных фондов, которая достигла 45%(машин и оборудования свыше 60%), низкая эффективность капиталовложений и опережающий, по сравнению с общей инфляцией, рост цен и тарифов на продукцию и услуги естественных монополий. Сегодня 40% существующих производственных мощностей не задействовано, но и этот резерв не сможет обеспечить выпуск конкурентной продукции.
Можно уже сказать, что уходящий год в экономическом отношении оказался не столь удачным, как предыдущий. Объем производства за год ожидается на уровне прошлого года, что несколько ниже, чем предусматривалось прогнозом (рост до 2-3%).

2. Прогноз развития экономики города в 2003 году
и основные направления экономической политики
Администрации города

Прогноз учитывает Программу социально-экономического развития Российской Федерации и Основные направления социально-экономической политики Администрации Самарской области на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы).
Задачи социально-экономического развития города, на решение которых будет направлена политика Администрации города в 2003 году, определены исходя из проблем, выявленных при анализе ситуации в городе с учетом прогноза на среднесрочную перспективу.
Их решение должно стать последовательным шагом в реализации целей социально-экономической политики Администрации города на долгосрочную перспективу, а именно:
- создание эффективной, конкурентоспособной, устойчиво развивающейся экономики, обладающей сбалансированным сочетанием экономических, социальных и экологических критериев;
- обеспечение устойчивого повышения уровня качества жизни населения города.
Основными стратегическими задачами на современном этапе являются:
- создание благоприятных условий для расширения инвестиций в основной капитал, способных обеспечить устойчивый рост экономики города и ускорить процесс обновления основных производственных фондов;
- сохранение лидирующих позиций в области (пятый год - третье место) по уровню промышленного производства на душу населения;
- создание экономических условий для роста занятости населения и уровня социального потребления;
- снижение уровня бедности, обеспечение доступности базовых социальных услуг;
- защита прав потребителей;
- реформирование муниципальной службы;
- взаимодействие с депутатами Государственной Думы Российской Федерации от Самарской области и с федеральными органами исполнительной власти по участию города в федеральных целевых программах и проектах.
Исходя из сценария наиболее благоприятного развития прогнозируется, что экономическая ситуация в городе в 2003 году будет характеризоваться следующими показателями:
- снижением среднегодовых темпов инфляции до 12-13% против 15%, ожидаемых на конец текущего года;
- приростом промышленного производства на 1,6%, по сравнению с оценкой 2002 года в сопоставимых ценах;
- увеличением объема инвестиций в экономику на 10%;
- ростом реальных располагаемых доходов населения и среднемесячной заработной платы на 4%.
Предполагалось, что тарифы на электрическую и тепловую энергию на следующий год, утвержденные для бюджетных потребителей до начала бюджетного процесса, останутся неизменными на 2003 год и будут заложены в бюджете города.
Но уже сегодня, когда бюджет города практически сверстан, с 15 ноября тариф на услуги по теплоснабжению вырос более чем на 60%, а это потребует предусмотреть в городском бюджете дополнительно более 100 млн. руб. на оплату разницы в тарифах по услугам теплоснабжения. Если не подкрепить эту цифру доходами, дефицит бюджета увеличится до 25%, что никак не укладывается в рамки действующего бюджетного законодательства.

3. Налоговая и бюджетная политика на 2003 год

В 2001 году Правительством Российской Федерации был взят курс на упорядочение налоговой системы Российской Федерации посредством снижения номинального налогового бремени, сокращения налоговых льгот, упрощения налоговой системы.
Так, в прошедшем году была принята глава 25 Налогового Кодекса РФ "Налог на прибыль организаций", предусматривающая в 2002 году изменения в формировании состава затрат предприятий и организаций, амортизационной политики, а следовательно, и налогооблагаемой прибыли предприятий и организаций.
Снижение прибыли в промышленности города, относительно 2001 года, оценивается в 60%; доля убыточных предприятий в общем числе крупных и средних предприятий промышленности составила 42,9% против 25% за аналогичный период предыдущего года. Впервые за посткризисный период в промышленности отмечается отрицательное сальдо.
Планируемые Правительством РФ изменения налогового и бюджетного законодательства продолжают снижать доходную базу города.
В очередной раз из-за вносимых изменений в налоговое законодательство и межбюджетные отношения город теряет 75,3 млн. рублей, в том числе за счет:
- отмены налога на покупку иностранных денежных знаков - 1,1 млн. рублей;
- введения в действие глав Налогового кодекса Российской Федерации, значительно изменяющих порядок налогообложения субъектов малого бизнеса, а также вмененного дохода - 1,7 млн. рублей;
- передачи 30-ти процентов отчислений платы за пользование водными объектами в экологический фонд - 1 млн. рублей;
- уменьшения суммы дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности - 24,7 млн. рублей;
- уменьшения суммы субсидий на реализацию ФЗ "О ветеранах" - 5,5 млн. рублей.
Передача в 2003 году 1,5% ставки налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, индексация ставок подакцизных товаров, земельного налога и арендной платы за землю позволит компенсировать выпадающие доходы на 40,9 млн. рублей, или 54,3%.
С целью социальной поддержки инвалидов в 2003 году предприятиям, использующим их труд, предполагается предоставить льготу по местным налогам и сборам.
В свете предстоящих изменений налоговой системы одной из важнейших задач бюджетной политики на 2003 год станет увеличение неналоговых доходов в результате повышения эффективности управления государственными активами.
В этих условиях необходимо усилить контроль органов управления за использованием муниципального имущества, увеличить размер арендной платы за землю, разграничить государственную собственность на землю, что будет способствовать развитию земельного рынка и активизации продажи земельных участков.
Анализ формирования и исполнения бюджета за последние три года показывает, что он становится все более напряженным. И не исключено, что 2003 год станет наиболее сложным финансовым годом.
Ожидаемый уровень инфляции в 2003 году не укладывается в рамки, очерченные Правительством РФ. В связи с проводимой ОАО "Самароэнерго" тарифной политикой расходы бюджета возрастут в 1,6 раза при планируемом росте - 1,12.
Бюджет города принимается с максимальным дефицитом, т.е. в размере 10% процентов к собственным доходам. В связи с этим бюджетные обязательства должны быть сконцентрированы, в первую очередь, на поддержании текущего финансирования муниципального хозяйства и учреждений социальной сферы.
Доходы, закрепленные за местными бюджетами, не покрывают законодательно установленные расходы. Это приводит к возникновению дефицита и сокращению отдельных направлений расходов.
В таких условиях в очередной раз необходимо вести речь о сокращении реально достигнутого уровня финансирования расходов. Поэтому задача органов местного самоуправления - способствовать рационализации расходов и сокращению неэффективных муниципальных затрат.
2003 год станет завершающим годом по переводу бюджетных учреждений и организаций, а также предприятий, получающих средства из городского бюджета, на казначейское исполнение. Это одна из эффективных мер по рациональному использованию бюджетных средств и исключение принятия бюджетополучателями несанкционированных бюджетных расходов.
Формирование расходной части бюджета города на 2003 год основано на сохранении уже сложившейся структуры расходов на уровне показателей последних трех лет. Это позволило сохранить принцип преемственности и избежать дисбаланса в финансировании разных бюджетополучателей.
Бюджетные обязательства в первую очередь должны быть сконцентрированы на поддержании текущего финансирования бюджетных учреждений и адресной социальной защите населения города с учетом принципа обеспечения всеобщей доступности базовых социальных услуг гарантированного объема и качества.
Все городские целевые программы являются жизненно важными, и их реализация направлена на дальнейшее развитие городского хозяйства. Однако, учитывая ограниченность финансовых ресурсов, необходимо определить приоритеты развития. Этот же подход необходимо сохранить и при утверждении лимита капвложений. В целях сохранения достигнутого уровня финансирования необходимо привлекать средства из бюджетов всех уровней, а также заемные средства.
По отраслевому признаку приоритетными направлениями остаются:
- жилищное строительство (в том числе отселение из ветхого и аварийного жилья);
- жилищно-коммунальное хозяйство (внедрение новых, эффективных форм хозяйствования, улучшение качества коммунальных услуг);
- социальная сфера (адресное обеспечение социальных гарантий в соответствии с действующим законодательством).

4. Инвестиционная политика

В 2003 году, как и в предшествующие годы, приоритетами бюджетного инвестирования останутся такие социально значимые отрасли экономики, как жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Основным инструментом реализации инвестиционной политики Администрации города является программа капитальных вложений, критерием формирования которой остаются:
- обеспеченность строек и объектов утвержденной и разработанной проектно-сметной документацией;
- общегородская, общеобластная значимость объекта и его соответствие приоритетам социально-экономического развития города;
- невозможность строительства и реконструкции объекта без полного или частичного бюджетного финансирования;
- максимальное использование объектов, незавершенных строительством, при условии обеспечения ввода их в эксплуатацию в 2003-2005 годах;
- паритетность финансирования с привлечением дополнительных внебюджетных источников.
Программа жилищного строительства в городе включает в себя:
- продолжение строительства специализированного жилого дома для участников и инвалидов Великой Отечественной войны;
- переселение граждан из ветхого и аварийного жилья;
- ипотечное кредитование (в том числе для молодых семей);
- предоставление субсидий работникам бюджетной сферы и муниципальным служащим.
Обеспечение жильем нуждающихся горожан в 2003 году будет осуществляться путем сочетания различных вариантов для соответствующих слоев населения.
Предоставление бесплатного жилья за счет средств областного бюджета сохранится только для таких льготных категорий граждан, как:
- инвалиды и участники Великой Отечественной войны и лица, приравненные к ним, в том числе семьи военнослужащих, погибших на Северном Кавказе;
- инвалиды и ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС (при участии федерального бюджета);
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
- беженцы и вынужденные переселенцы (при участии федерального бюджета).
В 2003 году, при условии достаточного и оперативного финансирования за счет средств областного бюджета, будет завершено строительство жилого дома для ветеранов и инвалидов ВОВ в Юго-Западном районе.
Принятая областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей" позволит создать в области систему государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы.
В Сызрани эта проблема решается посредством фонда жилья и ипотеки "Новый дом". Из 600 заявлений на улучшение жилищных условий по Фонду более 360 от молодых семей, где возраст одного из супругов до 30 лет. Но принятая областная программа предусматривает более льготные условия для молодых семей (а именно - снижение размера первого взноса до 30% и увеличение срока выплаты кредита до 15 лет).
В соответствии с Законом Самарской области "О порядке предоставления работникам организаций бюджетной сферы, государственным и муниципальным служащим субсидии на строительство или приобретение жилья" продолжится практика предоставления жилищных субсидий работникам бюджетной сферы.
Однако основным инструментом решения жилищной проблемы сегодня становится ипотечное кредитование.
Следующий, 2003 год должен стать переломным в развитии ипотеки в нашем регионе, поскольку период становления ипотечных фондов закончился и начался новый этап в их развитии.
Современное бюджетное законодательство и правовые акты, регулирующие межбюджетные отношения, предусматривают, что финансирование инвестиционных программ, так же как и любых социальных, должно осуществляться исключительно на паритетных началах. Но рамки того же законодательства не позволяют городу иметь бюджет "развития" и соответственно профинансировать в достаточном объеме все программы.
В целях усиления мотивации органов местного самоуправления по качественному формированию и исполнению местных бюджетов в 2003 году продолжит функционировать Фонд реформирования муниципальных финансов. Порядок его функционирования с учетом опыта текущего года может быть несколько откорректирован, однако средства, также как и в этом году, будут распределяться на конкурсной основе и направляться на реализацию приоритетных задач реформирования муниципальных финансов:
- развитие собственной налогооблагаемой базы и увеличение эффективности использования объектов муниципального имущества;
- реформирование системы жилищно-коммунального хозяйства;
- реструктуризацию долговых обязательств;
а также другие направления, предусматривающие увеличение доходов городского бюджета, сокращение или оптимизацию его расходов.
В ужесточившихся условиях формирования бюджета считаю, что нам необходимо приложить максимум усилий по взаимодействию с органами законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и областном уровне и добиться включения финансирования городских мероприятий в существующие федеральные и областные отраслевые и целевые программы; активно включиться в работу по привлечению внебюджетных источников, в том числе средств населения и займов.

5. Заключение

Настоящее бюджетное послание представляет собой общую концепцию бюджетной и налоговой политики города на 2003 год, что нашло свое отражение в прогнозе социально-экономического развития города и бюджете на 2003 год, которые представлены на утверждение в Сызранскую Городскую Думу.
Достижение названных в настоящем Бюджетном послании первоочередных задач позволит обеспечить сбалансированность городского бюджета и повысить благосостояние горожан.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru