Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 09.11.2001 № 67-ГД
(ред. от 31.12.2002)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИРУСОБЕЗОПАСНОСТИ ДОНОРСКОЙ КРОВИ, ЕЕ КОМПОНЕНТОВ И ПРЕПАРАТОВ, ЗАГОТАВЛИВАЕМЫХ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЛУЖБЫ КРОВИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ"
(принят САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМОЙ 30.10.2001)

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 176, 16.11.2001.







9 ноября 2001 года № 67-ГД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИРУСОБЕЗОПАСНОСТИ
ДОНОРСКОЙ КРОВИ, ЕЕ КОМПОНЕНТОВ И ПРЕПАРАТОВ,
ЗАГОТАВЛИВАЕМЫХ УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЛУЖБЫ КРОВИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2001 - 2002 ГОДЫ

(В ред. Закона Самарской области от 31.12.2002 № 117-ГД)

Принят
Самарской Губернской Думой
30 октября 2001 года

Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов и препаратов, заготавливаемых учреждениями службы крови Самарской области" на 2001-2002 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ
г. Самара
9 ноября 2001 года
№ 67-ГД





Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной
целевой программы "Обеспечение
вирусобезопасности донорской
крови, ее компонентов и препаратов,
заготавливаемых учреждениями
службы крови Самарской области"
на 2001-2002 годы"

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВИРУСОБЕЗОПАСНОСТИ ДОНОРСКОЙ КРОВИ, ЕЕ
КОМПОНЕНТОВ И ПРЕПАРАТОВ, ЗАГОТАВЛИВАЕМЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯМИ СЛУЖБЫ КРОВИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2001-2002 ГОДЫ
(далее - Программа)

Паспорт программы

НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Обеспечение
ПРОГРАММЫ вирусобезопасности донорской крови,
ее компонентов и препаратов,
заготавливаемых учреждениями
службы крови Самарской области" на
2001 - 2002 годы

ДАТА ПРИНЯТИЯ - в соответствии с решением вице -
РЕШЕНИЯ губернатора области В.А.Казакова от
О РАЗРАБОТКЕ 22.01.2001
ПРОГРАММЫ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ

ГОЛОВНОЙ - департамент здравоохранения
ИСПОЛНИТЕЛЬ Администрации области
ПРОГРАММЫ

ОСНОВНЫЕ - департамент здравоохранения
РАЗРАБОТЧИКИ Администрации области, Самарская
ПРОГРАММЫ областная станция переливания крови

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - обеспечение вирусобезопасности
донорской крови, что позволит
исключить возможность передачи с
донорской кровью вирусных трансфузионных
инфекций (ВИЧ-инфекция,
СПИД-ассоциированные инфекции,
гепатиты "В", "С")

ПЕРЕЧЕНЬ - совершенствование структуры и
ПОДПРОГРАММ функционирования службы крови
И ОСНОВНЫХ Самарской области;
МЕРОПРИЯТИЙ внедрение вирусобезопасных
технологий заготовки, переработки и
хранения донорской крови;
внедрение современных методов
апробации донорской крови,
позволяющих выявлять вирусоносительство
гемотрансмиссивных инфекций на
ранних этапах;
создание единого информационного
банка данных о донорах, а также
лицах, получавших донорскую кровь;
введение обязательной 3-месячной
карантинизации донорской плазмы с
повторным обследованием к концу
срока карантина;
мероприятия по пропаганде донорства

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2001 - 2002 годы
ПРОГРАММЫ

ОБЪЕМЫ - реализация Программы осуществляется
И ИСТОЧНИКИ за счет средств областного бюджета:
ФИНАНСИРОВАНИЯ 2001 год - 30000,0 тыс. рублей;
ПРОГРАММЫ 2002 год - 83908,33 тыс. рублей;
всего - 113 908,33 тыс. рублей;
за счет средств бюджетов муниципальных
образований:
2002 год - 6000 тыс. рублей;
всего по Программе - 119908,33 тыс.рублей

ОЖИДАЕМЫЕ - исключение возможности передачи и
РЕЗУЛЬТАТЫ распространения с донорской кровью,
РЕАЛИЗАЦИИ ее компонентами вирусных трансфузионных
ПРОГРАММЫ инфекций (ВИЧ-инфекция,
ВИЧ-ассоциированные инфекции, гепатиты
"В", "С");
улучшение качества обследования
доноров и повышение выявляемости
гемотрансмиссивных инфекций;
создание системы компьютерной
паспортизации, позволяющей хранить
информацию обо всех событиях в жизни донора

СИСТЕМА - контроль за ходом реализации Программы
ОРГАНИЗАЦИИ осуществляет вице-губернатор области,
КОНТРОЛЯ текущий контроль за
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ исполнением программных мероприятий
ПРОГРАММЫ осуществляет департамент здравоохранения
Администрации области, контроль за
расходованием бюджетных средств -
департамент управления финансами
Администрации области.

Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами

Широкое распространение внутривенного потребления наркотиков стало причиной эпидемического роста заболеваемости населения области ВИЧ-инфекцией, парентеральными гепатитами, СПИД-ассоциированными инфекциями. Если на начало 2000 года в области было зарегистрировано всего 75 ВИЧ-носителей, то к 01.07.2001, по данным областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями, их число достигло уже более 11 000 человек.
Быстрое увеличение числа ВИЧ-носителей среди социально активного населения области создало реальную угрозу появления новых путей распространения и передачи инфекций, уже не связанных с потреблением наркотиков и способных привести к самым тяжелым последствиям. Одним из таких потенциальных путей распространения и передачи ВИЧ-инфекции и гепатита, способных привести к массовым эпидемическим вспышкам заболеваний среди населения области, является переливание донорской крови и ее препаратов, заготовленных от лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита или гепатита.
В настоящее время, по данным контрольно-диагностической лаборатории Самарской областной станции переливания крови, ежемесячно выявляется 180 - 200 доноров, инфицированных вирусами гепатита и ВИЧ. Еще около 400 доноров, несмотря на отрицательные лабораторные тесты, выбраковываются специалистами Самарской областной станции переливания крови на основании имеющихся у них косвенных признаков вирусного поражения. Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что вышеперечисленные инфекции имеют так называемый серонегативный инкубационный период, продолжительность которого составляет не менее 90 дней. В течение всего этого периода ни один из существующих сегодня лабораторных тестов не позволяет выявить у инфицированного донора каких-либо признаков заболевания.
Учреждения службы крови Самарской области используют в своей работе производственные регламенты, разработанные несколько десятилетий тому назад, когда каждый ВИЧ-инфицированный был на индивидуальном учете и потому ни при каких обстоятельствах не мог стать донором. Эти регламенты не были предназначены для работы в условиях массового распространения вирусных инфекций, и поэтому в них не предусмотрены какие-либо организационные и профилактические мероприятия по обеспечению гарантированной вирусобезопасности при заготовке донорской крови и препаратов.
Одним из таких важных профилактических мероприятий, обеспечивающих вирусобезопасность на первом этапе заготовки донорской крови, является тщательный отбор доноров для кроводачи. Между тем в последние годы учреждения службы крови Самарской области отмечают значительное снижение мотивации у штатных (находящихся под постоянным наблюдением) доноров к регулярной кроводаче в связи с существующей незначительной оплатой донорской крови. По этой причине на Самарской областной станции переливания крови число доноров снизилось в 1999 году более чем в два раза. Попытки в этой ситуации увеличить число кроводач за счет первичных случайных доноров только способствуют возрастанию риска заготовки инфицированной крови.
Таким образом, в службе крови Самарской области сложилась неблагоприятная ситуация, ставящая под угрозу эпидемиологическое благополучие территории, а также ее донорскую базу, являющуюся стратегическим ресурсом. В создавшейся ситуации в рамках плана оперативных мероприятий по обеспечению вирусобезопасности донорской крови и ее компонентов правлением территориального фонда обязательного медицинского страхования Самарской области принято решение от 21.12.2000 о выделении 35 млн. рублей за счет сверхплановых доходов на приобретение оборудования для хранения донорской крови.
Вместе с тем работа в этом направлении требует совершенствования структуры и функционирования службы крови Самарской области в плане:
переоснащения материально-технической базы учреждений службы крови;
реорганизации отделений переливания крови при крупных учреждениях здравоохранения в отделения клинической гемотрансфузиологии в целях развития аутодонорства и обеспечения выдачи в лечебную сеть вирусобезопасной донорской крови, ее компонентов и препаратов.
Осуществление комплекса мероприятий, предусмотренных в рамках настоящей Программы, позволит решить указанные проблемы.

Основная цель и задачи программы

Основной целью Программы является обеспечение вирусобезопасности донорской крови, ее компонентов, что позволит исключить возможность передачи пациентам с переливаемой кровью вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД - ассоциированные инфекции, гепатиты "В", "С").
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
карантинизация донорской плазмы в течение 3-х месяцев с повторным обследованием доноров к концу карантина;
внедрение в практику работы лечебных учреждений области аутодонорства;
создание на базе Самарской областной станции переливания крови, а также станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани банков аутокрови для лиц с высокой вероятностью гемотрансфузий (сотрудников подразделений МВД России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, военнослужащих и других категорий);
разработка и внедрение системы индивидуального учета (паспортизации) доноров.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентах" Губернатор Самарской области вправе устанавливать размер денежных компенсаций донорам крови, а также предоставлять дополнительные льготы указанной выше категории лиц.

Срок реализации программы

Программа рассчитана на 2001 - 2002 годы.

Система программных мероприятий

1. Создание на базе Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани единой информационной системы (электронного банка данных), позволяющей осуществлять мониторинг состояния донорской базы на основе индивидуального учета лиц, сдающих кровь, с присвоением им персонального идентификационного кода донора.
2. Подготовка врачей - трансфузиологов для лечебных учреждений области.
3. Внедрение на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани генной идентификации вирусоносительства у доноров (PCR-диагностика), позволяющей определять наличие вирусных антигенов в донорской крови на ранних этапах инфицирования.
4. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани современного технологического оборудования, позволяющего заготавливать высокоочищенные компоненты донорской крови с минимальным антигенным (вирусным) загрязнением.
5. Приобретение для Самарской областной станции переливания крови, станций переливания крови в городах Тольятти и Сызрани криотехнологического оборудования, низкотемпературных холодильных установок для 3-месячной криоконсервации плазмы донорской крови с целью ее карантинизации перед выдачей в лечебные учреждения.
6. Создание на Самарской областной станции переливания крови, станциях переливания крови в городах Тольятти и Сызрани запаса вирусобезопасной плазмы донорской крови, прошедшей 90-дневную карантинизацию, в объеме 3-месячной потребности для области. Внедрение метода карантинизации в качестве обязательного технологического этапа заготовки вирусобезопасных компонентов донорской крови (плазмы) на станциях переливания крови области.
7. Проведение кампании с привлечением средств массовой информации по проблемам донорства в целях активизации донорского движения и профилактики вирусоносительства среди доноров.

Финансовое обеспечение мероприятий по реализации программы

(В ред. Закона Самарской области от 31.12.2002 № 117-ГД)

   -----T------------------------------T------------------------T-----------T---------------¬

¦№ ¦Наименование мероприятия ¦Объем финансирования, ¦Источник ¦Исполнители ¦
¦п/п ¦ ¦тыс. рублей ¦финансиро- ¦ ¦
¦ ¦ +-----------T------------+вания ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2001 год ¦ 2002 год ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦1. ¦Создание на базе Самарской ¦ ¦5451,05 ¦Областной ¦Департамент ¦
¦ ¦областной станции перели- ¦ ¦ ¦бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦вания крови, станций пере- ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ливания крови в городах ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦ ¦Тольятти и Сызрани единой ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦информационной системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(электронного банка данных), ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦позволяющей осуществлять мо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ниторинг состояния донорской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦базы на основе индивидуально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го учета лиц, сдававших кровь,¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦с присвоением им персонально- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦го идентификационного кода ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦донора ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦2. ¦Подготовка врачей - трансфу- ¦ ¦ 350,0 ¦Областной ¦Департамент ¦
¦ ¦зиологов для лечебных учреж- ¦ ¦ ¦бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦дений области ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦3. ¦Внедрение на Самарской облас- ¦ ¦33667,77 ¦Областной ¦Департамент ¦
¦ ¦тной станции переливания кро- ¦ ¦ ¦бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦ви, станциях переливания крови¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦в городах Тольятти и Сызрани ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦ ¦генной идентификации ви- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦русоносительства у доноров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦(PCR-диагностика), позволяю- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦щей определять наличие вирус- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ных антигенов в донорской ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦крови на ранних этапах инфи- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦цирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦4. ¦Приобретение для Самарской ¦ 10934,1 ¦27399,98 ¦Областной ¦Департамент ¦
¦ ¦областной станции переливания ¦ ¦ ¦бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦крови, станций переливания ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦крови в городах Тольятти и ¦ ¦ 5000,0 ¦Бюджет ¦области ¦
¦ ¦Сызрани современного техноло- ¦ ¦ ¦г. Тольятти¦ ¦
¦ ¦гического оборудования, поз- ¦ ¦ ¦ ¦Департамент ¦
¦ ¦воляющего заготавливать высо- ¦ ¦ 1000,0 ¦Бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦коочищенные компоненты донор- ¦ ¦ ¦г. Сызрани ¦мэрии ¦
¦ ¦ской крови с минимальным ¦ ¦ ¦ ¦г. Тольятти ¦
¦ ¦антигенным (вирусным) загряз- ¦ ¦ ¦ ¦Администрация ¦
¦ ¦нением ¦ ¦ ¦ ¦г. Сызрани ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦5. ¦Приобретение для Самарской ¦ 11676,4 ¦ 7560,746 ¦Областной ¦Департамент ¦
¦ ¦областной станции переливания ¦ ¦ ¦бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦крови, станций переливания ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦крови в городах Тольятти и ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦ ¦Сызрани криотехнологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦оборудования, низкотемпера- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦турных холодильных установок ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦для 3-месячной криоконсерва- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ции плазмы донорской крови с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦целью ее карантинизации перед ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦выдачей в лечебные учреждения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦6. ¦Создание на Самарской област- ¦ 7389,5 ¦ 9354,784 ¦Областной ¦Департамент ¦
¦ ¦ной станции переливания кро- ¦ ¦ ¦бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦ви, станциях переливания кро- ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ви в городах Тольятти и Сыз- ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦ ¦рани запаса вирусобезопасной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦плазмы донорской крови, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦прошедшей 90-дневную каранти- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦низацию, в объеме 3-месячной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦потребности для области. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Внедрение метода карантиниза- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ции в качестве обязательного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦технологического этапа заго- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦товки вирусобезопасных компо- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦нентов донорской крови (плаз- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦мы) на станциях переливания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦крови области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦7. ¦Проведение кампании с привле- ¦ ¦ 124,0 ¦Областной ¦Департамент ¦
¦ ¦чением средств массовой ин- ¦ ¦ ¦бюджет ¦здравоохранения¦
¦ ¦формации по проблемам донор- ¦ ¦ ¦ ¦Администрации ¦
¦ ¦ства в целях активизации до- ¦ ¦ ¦ ¦области ¦
¦ ¦норского движения и профилак- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦тики вирусоносительства среди ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦доноров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦ ¦Итого ¦ 30000,0 ¦ 89908,33 ¦ ¦ ¦
+----+------------------------------+-----------+------------+-----------+---------------+
¦ ¦Всего ¦ 119908,33 ¦ ¦ ¦
L----+------------------------------+------------------------+-----------+----------------


Механизм реализации Программы

Основным исполнителем Программы является департамент здравоохранения Администрации области. Исполнитель осуществляет Программу в части использования бюджетных средств для оснащения и обеспечения работы учреждений службы крови Самарской области, подготовки кадров.
Оснащение учреждений службы крови Самарской области специальным оборудованием для заготовки и длительного хранения донорской крови в условиях карантинизации, обучение врачей и медицинских сестер позволят обеспечить внедрение новых технологий для диагностики и лечения, что повысит эффективность оказания медицинской помощи и приведет к реализации поставленных целей.

Система организации контроля
за исполнением программы

Департамент здравоохранения Администрации области организует исполнение Программы.
Контроль за ходом реализации Программы проводится по принципу постоянного, текущего контроля, а также планового анализа выполнения программных мероприятий соответствующими подразделениями и специалистами департамента здравоохранения Администрации области. Контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляет департамент управления финансами Администрации области. Отчет о ходе выполнения Программы представляется вице-губернатору области раз в полгода.

Ожидаемые результаты реализации программы

Основным результатом реализации Программы должно стать исключение возможности передачи с донорской кровью, ее компонентами и препаратами вирусных трансфузионных инфекций (ВИЧ-инфекция, СПИД-ассоциированные инфекции, гепатиты "В", "С").


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru