Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







"САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И СОЮЗОМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ НА 2003-2005 ГОДЫ"
(Зарегистрирован Главным управлением труда Администрации Самарской области 20.01.2003 № 1)

Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 18, 31.01.2003.


Утратил силу с 1 января 2006 года (пункт 7.4 данного документа).
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу с 1 января 2003 года и действовал по 31 декабря 2005 года (пункт 7.4 данного документа).



Зарегистрирован Главным управлением труда Администрации Самарской области 20.01.2003 № 1
   ------------------------------------------------------------------


САМАРСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ТРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ
АДМИНИСТРАЦИЕЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, ФЕДЕРАЦИЕЙ
ПРОФСОЮЗОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И СОЮЗОМ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О РЕГУЛИРОВАНИИ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ
ОТНОШЕНИЙ НА 2003 - 2005 ГОДЫ

Администрация Самарской области (далее - Администрация), Федерация профсоюзов Самарской области (далее - Профсоюзы), Союз работодателей Самарской области (далее - Работодатели), именуемые в дальнейшем Сторонами, заключили настоящее Соглашение, определяющее согласованные позиции Сторон по основным принципам регулирования социально-трудовых отношений на областном уровне в 2003 - 2005 годах и совместные действия по их осуществлению.
Целью и задачами совместной деятельности Сторон являются:
- разработка и реализация мер по развитию экономики области;
- повышение уровня жизни населения Самарской области на основе устойчивого развития отраслей экономики;
- развитие и укрепление социальной сферы, обеспечение качества базовых социальных услуг;
- снижение уровня социального неравенства;
- обеспечение безопасных условий труда;
- правовая защита работников;
- сохранение согласия в обществе.
Стороны признают необходимым заключение отраслевых (межотраслевых), территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях всех форм собственности и обязуются оказывать в этом всестороннее содействие.
Гарантии населению и работникам, установленные Соглашением, являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения социальной и экономической защищенности граждан при заключении коллективных договоров организаций и трехсторонних соглашений городов и районов области.
Соглашение открыто для присоединения всем заинтересованным объединениям работодателей и профсоюзов, действующим на территории Самарской области, путем подачи соответствующей заявки. Решение о присоединении принимается на очередном заседании Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В тех случаях, когда на областном уровне заключено отраслевое (межотраслевое) тарифное Соглашение, руководитель органа по труду Самарской области имеет право после соответствующих консультаций с координаторами сторон областной трехсторонней комиссии предложить работодателям, не участвовавшим в заключении настоящего соглашения, присоединиться к нему. При получении от работодателя положительного ответа присоединение оформляется решением Самарской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В целях выполнения обязательств Соглашения Стороны на основе взаимных консультаций включают в Приложение № 1 социально значимые для населения областные целевые программы, утвержденные Законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год, вырабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти и добиваются их реализации.
Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя также обязательства, закрепленные Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2002 - 2004 годы.

Стороны договорились о принятии совместных
и индивидуальных обязательств:

1. В области социально-экономической политики

Стороны

1.1. Вырабатывать общие подходы в определении приоритетов долгосрочного социального и технико-экономического развития. Осуществлять комплекс мер по вопросам промышленной, аграрной, научно-технической, бюджетной, инвестиционной, налоговой, тарифной и социальной политики, разрабатывать и реализовывать проекты, имеющие целью развитие производства, перевод экономики к устойчивому росту, создание и сохранение экономически целесообразных рабочих мест.
1.2. Содействовать производителям продукции в разработке и внедрении инновационных и современных информационных технологий, механизмов сертификации продукции, позволяющих увеличить рост производства и выпуск конкурентоспособной продукции.
1.3. Содействовать созданию благоприятных условий для развития организаций среднего, малого и индивидуального предпринимательства и становлению в них коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.
1.4. Организовать постоянный информационный обмен между малыми и крупными предприятиями области с целью увеличения объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих, оборудования и услуг для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории области.
1.5. Организовывать экономическое соревнование с целью повышения производительности труда, применять моральное и материальное стимулирование.

Администрация

1.6. Осуществлять ежегодную разработку и выполнение Плана действий Администрации области по экономическому и социальному развитию области.
1.7. Осуществлять координацию выполнения областных целевых программ по развитию отдельных территорий, а также программ, предусматривающих меры экономического стимулирования организаций всех форм собственности и направленных на сохранение и создание рабочих мест.
1.8. Добиваться от федеральных органов погашения задолженности и финансирования предприятий по гособоронзаказу и выделения средств на содержание мобилизационных мощностей.
1.9. Осуществлять работу с Правительством РФ по регулированию тарифов в топливно-энергетическом комплексе.
Привлекать представителей Работодателей и Профсоюзов к работе в составе экспертного совета при региональной энергетической комиссии.
Опубликовывать в средствах массовой информации решения региональной энергетической комиссии по рассмотрению и утверждению тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Работодатели

1.10. Ежеквартально представлять в Администрацию области информацию о задолженности органов государственной власти и получателей средств федерального бюджета по оплате государственного оборонного заказа.
1.11. Реализовывать меры, направленные на реструктуризацию и техническое перевооружение организаций, поиск и привлечение инвесторов, повышение эффективности производства.
1.12. Способствовать реализации планов оздоровления организаций - должников, включая организации, на которых введено внешнее управление.
1.13. Участвовать в конкурсных торгах по размещению заказов на закупку продукции для областных государственных нужд, способствовать развитию межрегиональной и межмуниципальной кооперации, формированию межрегиональных сводных заказов для государственных нужд.
1.14. Способствовать увеличению объемов заключаемых договоров на поставку сырья, комплектующих и оборудования для нужд собственного производства с организациями, расположенными на территории области.
1.15. Содействовать развитию инфраструктуры малого и среднего бизнеса, расширению его взаимодействия с крупными и средними организациями.

Администрация и Работодатели

1.16. Организовывать практические и консультационные семинары и конференции по вопросам реформирования и совершенствования управления организациями, привлечение для этого ведущих российских научных кадров и финансовых институтов на территорию области.

Профсоюзы

1.17. Содействовать стабилизации производственных процессов в организациях путем укрепления трудовой дисциплины, контроля за соблюдением установленных законодательством режимов труда и отдыха, действующими системами оплаты труда.

Работодатели и профсоюзы

1.18. Проводить согласованные мероприятия по реструктуризации и технологическому перевооружению организаций на выпуск конкурентоспособной, в т.ч. новой продукции.
1.19. Разрабатывают и утверждают документы по организации изобретательской и рационализаторской работы в организации, включают в коллективные договоры вопросы участия работников в управлении организацией в форме подачи рационализаторских предложений.

2. Содействие занятости населения и развитие
рынка труда

Стороны

2.1. Осуществлять совместные меры, направленные на регулирование массового сокращения занятых на производстве и поддержку высвобождаемых работников. Способствовать реализации программ содействия занятости населения области, включая создание рабочих мест для категорий населения и молодежи, которые особо нуждаются в социальной защите и испытывают трудности в поиске работы.
2.2. Принимать конкретные меры по обеспечению занятости населения в депрессивных городах и районах области, где уровень безработицы превышает региональный уровень безработицы.
2.3. Вырабатывать согласованные подходы к решению вопросов, связанных с привлечением в область иностранной рабочей силы.

Администрация

2.4. Разработать программу содействия занятости населения Самарской области на период до 2005 года, предусмотрев долевое финансирование мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов.
2.5. Разработать областную комплексную программу управления кадровым потенциалом Самарской области.
2.6. Обеспечивать реализацию плановых мероприятий по новым профессиям в учреждениях начального профессионального образования и образованию взрослых.
2.7. Повышать трудовую мобильность рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда путем совершенствования системы профессионального обучения и переобучения безработных граждан.
2.8. Продолжить работу Регионального совета по кадровой политике при Администрации Самарской области.
2.9. Оказывать содействие в работе штаба Студенческих строительных отрядов.
2.10. Публиковать в средствах массовой информации сведения о состоянии рынка труда Самарской области.

Работодатели

2.11. Разрабатывать и осуществлять инвестиционные проекты в целях создания новых рабочих мест.
2.12. Способствовать созданию внутрифирменной профессиональной подготовки, переподготовки и повышению квалификации персонала, особо уделив внимание подготовке кадров массовых профессий и специальностей, на основе договорных отношений с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
2.13. Не допускать массового сокращения работников, а в случае его угрозы не менее чем за 3 месяца информировать службу занятости населения и Профсоюзы.
2.14. При ликвидации предприятия или сокращении численности работающих на нем предоставлять предупрежденным об увольнении работникам один свободный оплачиваемый день в неделю для поиска нового места работы.
2.15. Обеспечивать выполнение квоты для приема на работу и трудоустраивать в первоочередном порядке граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в приеме на работу.
2.16. Информировать органы службы занятости населения о появлении вакантных рабочих мест и их заполнении, приеме на работу безработных, возможности организации общественных работ и временной занятости.
2.17. Добиваться приоритетного замещения вакантных должностей специалистов выпускниками высших и средних специальных учебных заведений.
2.18. Участвовать в организации и проведении "Ярмарок вакансий".
2.19. Обеспечивать прохождение производственной практики для учащихся и студентов учреждений профессионального образования области, стажировки педагогов и мастеров.

Администрация и Работодатели

2.20. Проводить работу по повышению профессионального уровня менеджеров высшего и среднего звена организаций области, в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 года № 774 "О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации".
2.21. Способствовать проведению профориентационной работы и содействовать трудоустройству на временные и постоянные рабочие места учащейся и студенческой молодежи путем организации соответствующих бюро занятости в учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Профсоюзы

2.22. Участвовать в обучении, переобучении незанятого населения через учебные центры Профсоюзов.
2.23. Оказывать членам профсоюзов правовую помощь в вопросах занятости, приема на работу и увольнения. Через коллективные договоры и соглашения добиваться сохранения рабочих мест, повышения квалификации и переобучения работников.

Администрация и Профсоюзы

2.24. Осуществлять взаимодействие департамента по делам молодежи Самарской области, государственного унитарного предприятия "Агентство содействия занятости молодежи" с департаментом Федеральной государственной службы занятости населения по Самарской области и студенческими профкомами.

Работодатели и профсоюзы

2.25. При заключении коллективных договоров и соглашений предусматривать:
- мероприятия, направленные на сохранение и увеличение объемов работ, числа рабочих мест;
- организацию опережающего обучения высвобождаемых работников;
- предоставление сверх установленных законодательством льгот и компенсаций и их финансирование за счет средств организаций.

3. Доходы, заработная плата и уровень жизни
населения

Стороны

3.1. Осуществлять на всех уровнях социального партнерства совместную деятельность по решению связанных с оплатой труда проблем:
- повышение реальных доходов населения;
- соответствие оплаты труда его результатам и сложности;
- создание условий для повышения удельного веса заработной платы в общих доходах населения;
- последовательное приближение минимальной заработной платы в организациях всех форм собственности к величине прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарской области;
- уменьшение доли населения с доходами ниже величины прожиточного минимума на душу населения, снижение уровня дифференциации населения по доходам.
3.2. Проводить согласованную политику по совершенствованию систем оплаты труда и доходов населения.
3.3. При подготовке бюджета области проводить в областной трехсторонней Комиссии консультации по соотношению между минимальным размером оплаты труда, размером тарифной ставки (оклада) первого разряда ЕТС и величиной прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарской области.
3.4. Контролировать своевременность выплаты заработной платы и принимать меры к погашению долгов по заработной плате в организациях всех форм собственности. Заслушивать на заседаниях областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений руководителей организаций, имеющих задолженность по заработной плате.

Администрация

3.5. Ежеквартально рассчитывать величину прожиточного минимума по Самарской области в расчете на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения. Официально публиковать его в средствах массовой информации.
3.6. С учетом предложенной федеральной Концепции реформы оплаты труда работников бюджетной сферы принимать меры по доведению минимального размера оплаты труда, включающего тарифную ставку (оклад), надбавки, доплаты и другие поощрительные выплаты данной категории работников Самарской области в 2003 году до 50% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения области, в 2004 году - до 65%, в 2005 году - до 85%.
Рекомендовать главам местного самоуправления решать аналогичные вопросы на муниципальном уровне.
3.7. Проводить анализ структуры доходов и расходов различных групп населения для принятия мер по снижению дифференциации населения по уровню доходов.

Работодатели

3.8. Выплачивать заработную плату работникам в установленные Трудовым кодексом РФ и предусмотренные в коллективных договорах сроки. Принимать меры по погашению задолженности по заработной плате. В случае ее задержки проводить индексацию в соответствии с действующим законодательством.
3.9. Принимать меры по доведению минимальной заработной платы в организациях внебюджетной сферы в 2003 году до уровня 60%, 2004 году - 75%, 2005 году - 100% величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Самарской области.
3.10. Обеспечивать гарантии по минимальной оплате труда работникам различной квалификации в размерах, установленных Приложением № 2.
3.11. При обращении любой из Сторон информировать о размерах заработной платы и ее задолженности, принимаемых мерах по погашению долгов.
3.12. Доля заработной платы, выплачиваемая в неденежной форме, не должна превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.

Работодатели и Профсоюзы

3.13. Проводить согласованную политику по установлению экономически обоснованных соотношений в оплате труда работников различных отраслей экономики.
3.14. При заключении коллективных договоров в организациях всех форм собственности предусматривать:
- индексацию задержанной заработной платы в размерах регистрируемого органами статистики индекса потребительских цен за период задержки;
- конкретные сроки выплаты заработной платы, сроки (графики) ликвидации задолженности по заработной плате;
- меры по последовательному достижению уровня минимальной оплаты труда в организации до величины прожиточного минимума трудоспособного населения;
- соотношение тарифной части заработка на уровне не ниже двух третей от общего его размера;
- условия для увеличения доли оплаты труда в структуре затрат на производство продукции, оказание услуг;
- обеспечение роста заработной платы в соответствии с уровнем инфляции, а в организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами;
- повышенную по сравнению с законодательством и соглашениями оплату труда работников;
- меры по защите социально-трудовых прав молодежи;
- соблюдение условий отраслевых тарифных соглашений.

Профсоюзы

3.15. Осуществлять контроль за:
- своевременностью выплаты заработной платы, погашением ее задолженности;
- целевым использованием средств, предназначенных на оплату труда;
- выполнением условий соглашений и коллективных договоров по оплате труда.
Добиваться повышения оплаты труда работников.

4. Социальная защита, защита трудовых прав,
охрана труда и экология

Социальная защита, защита трудовых прав

Стороны

4.1. Разрабатывать и осуществлять меры по социальной поддержке малообеспеченной части населения со среднедушевым денежным доходом в семье ниже величины прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения.
4.2. Сохранять и укреплять систему санаторно-курортного лечения. Эффективно использовать средства фонда социального страхования, бюджетные средства, средства организаций и профсоюзов на организацию отдыха и лечения трудящихся и членов их семей, отдыха и оздоровления студентов и детей и иных категорий населения в соответствии с действующим законодательством.
4.3. Способствовать развитию и реализации государственной политики в сфере культуры.
4.4. Разработать областную целевую программу "Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на период до 2007 года".
4.5. Обеспечивать финансирование и укрепление материальной базы объектов социальной сферы, находящихся в собственности, пользовании Самарской области, Работодателей, Профсоюзов. Не допускать перепрофилирования объектов социальной сферы, сферы культуры и учреждений дополнительного образования.
4.6. Принимать участие в финансировании культурно-массовых, спортивных, оздоровительных мероприятий.

Администрация

4.7. Учитывать при изменении тарифов на пригородные пассажирские перевозки, при определении размера компенсационных выплат на социально значимые услуги населению, финансируемые из областного бюджета, их соответствие темпам роста денежных доходов населения.
Рекомендовать муниципальным образованиям решать аналогичные вопросы на муниципальном уровне.
4.8. Осуществлять меры адресной социальной поддержки малоимущих граждан и отдельных социально незащищенных групп населения в соответствии с Законом Самарской области "О социальной помощи в Самарской области" и ежегодно разрабатываемыми мероприятиями по социальной поддержке населения Самарской области.
4.9. Предусматривать ежегодное увеличение финансирования социальной сферы.
Формирование социальных статей бюджета области, направление средств, расходуемых на социальные нужды, осуществлять с учетом мнения Сторон.
4.10. Решать вопросы о введении дотаций на содержание детских оздоровительных лагерей, спортивно-оздоровительных студенческих лагерей, подростковых клубов, о выделении средств на финансирование ДЮСШ, приобретение новогодних подарков для детей из социально незащищенных категорий населения.
Рекомендовать главам местного самоуправления решать аналогичные вопросы на муниципальном уровне.
4.11. Содействовать оформлению прав на льготное пользование землей, санаторно-курортными, детскими оздоровительными учреждениями, организациями культуры и здравоохранения, спорта и туризма.
4.12. Разработать областную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье".
4.13. Осуществлять регулирование розничных цен на твердое топливо и природный газ, реализуемые населению области, предусматривая дифференцирование цен по видам коммунально-бытовых услуг, а также с учетом уровня жизни населения и роста их доходов.
4.14. Предусматривать при формировании областного бюджета средства на:
- предоставление льгот учащейся молодежи;
- предоставление льгот студентам государственных высших учебных заведений области по оплате проезда на автомобильном транспорте пригородного и междугородного (внутриобластного) сообщения;
- приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
4.15. Оказывать финансовую и иную поддержку учреждениям профессионального образования и культуры.
4.16. Обеспечивать реализацию мер, направленных на реабилитацию лиц, страдающих наркотической зависимостью.

Работодатели

4.17. Своевременно и в полном объеме осуществлять уплату налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации, единого социального налога, страхового взноса по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Погашать задолженность прошлых лет во внебюджетные фонды.
4.18. Предусматривать при заключении договоров на учебно-производственную практику студентов осуществление соответствующих расходов за счет собственных средств организаций.

Работодатели и профсоюзы

4.19. При заключении коллективных договоров в организациях не допускать снижения уровня социальных льгот и гарантий, зафиксированных в территориальных и отраслевых тарифных соглашениях, а также предусматривать:
- отчисление денежных средств профсоюзным органам на социально-культурную и иную работу;
- меры по социальной поддержке работников, проживающих в общежитиях, и недопущению превышения ставок оплаты жилья и коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления для муниципального жилья;
- меры по ведению учета работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, порядок предоставления жилья и оказание финансовой помощи на приобретение жилой площади для нуждающихся работников, в т.ч. через ипотеку;
- средства на содержание социальной сферы, предоставление льготных путевок на санаторно-курортное лечение работникам по согласованию с профсоюзными органами и частичную компенсацию оплаты путевок на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей;
- проведение бесплатной аттестации работников бюджетной сферы на получение квалификационной категории.

Профсоюзы

4.20. Проводить работу по увеличению членства профсоюзов, созданию профсоюзных организаций в организациях всех форм собственности для обеспечения защиты прав и интересов их работников.
4.21. Осуществлять общественный контроль за выполнением коллективных договоров, законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, расходованием средств социального страхования. Оказывать необходимую правовую помощь работникам и защищать их трудовые права, в т.ч. в судебном порядке.
4.22. Вносить в установленном порядке предложения о привлечении к ответственности должностных лиц за нарушение норм трудового законодательства, не обеспечивающих заключение и выполнение коллективных договоров и соглашений.
4.23. Совершенствовать и повышать эффективность механизмов досудебной защиты трудовых и социальных прав работников.

Охрана труда и экология

Стороны

4.24. Проводить целенаправленную работу по обеспечению конституционного права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда как одной из стратегических целей в области рынка труда и одного из приоритетных направлений сотрудничества.
4.25. Реализовывать Программу улучшения условий и охраны труда в Самарской области на 2001 - 2003 годы, обеспечивать финансирование ее мероприятий, разрабатывать с участием заинтересованных органов программу улучшения условий и охраны труда в области на последующий период.
4.26. Организовывать и проводить ежегодные смотры-конкурсы по отраслевому принципу состояния условий и охраны труда в организациях области.
4.27. Осуществлять контроль и анализ состояния условий и охраны труда, травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области и опубликование их результатов в СМИ, бюллетенях.
4.28. Проводить обучение руководителей и специалистов организаций, работников администраций муниципальных образований области и представителей работников знаниям норм и правил охраны труда.
4.29. Принимать меры по повышению уровня информированности работников о состоянии условий и охраны труда, травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях области. По запросу Сторон представлять соответствующую информацию.

Администрация

4.30. Обеспечивать реализацию государственной политики в области охраны труда, осуществлять управление охраной труда в регионе.

Работодатели

4.31. В целях исполнения законодательства Российской Федерации об охране труда предусматривать:
- финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности в размерах не менее, чем предусмотрено законодательством;
- аттестацию рабочих мест по условиям труда и сертификацию работ по охране труда;
- создание служб охраны труда в организациях;
- содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.
4.32. Организовывать работу по охране труда в организациях в соответствии с законодательными и нормативными актами Российской Федерации и настоящим Соглашением.
4.33. Способствовать развитию института уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в организациях области.
4.34. Осуществлять финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в размере не менее 0,12 процента от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг), а в организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, - в размере не менее 0,8 процента от суммы эксплуатационных расходов.
4.35. Принимать меры по выводу из эксплуатации морально устаревшего и физически изношенного оборудования, угрожающего жизни и здоровью работников. Внедрять оборудование и технологические процессы, исключающие воздействие на работника неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса.
4.36. Проводить за счет собственных средств обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры работников.
4.37. Обеспечивать условия для осуществления контроля государственными и профсоюзными органами соблюдения трудового законодательства и нормативных актов по охране труда.
4.38. Включать представителей работников, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые производственные объекты, средства производства.
4.39. Обеспечивать выполнение требований экологической безопасности, разрабатывать и внедрять мероприятия по оздоровлению экологической обстановки в организациях. Осуществлять переработку и обезвреживание промышленных и бытовых отходов.

Работодатели и Профсоюзы

4.40. При заключении коллективных договоров и соглашений Стороны в объеме своих полномочий принимают на себя обязательства отраслевых (межотраслевых) соглашений всех уровней и предусматривают:
- предоставление оплачиваемого времени уполномоченным Стороны работников по охране труда и членам комитетов (комиссий) по охране труда для выполнения возложенных на них обязанностей по контролю за состоянием условий труда;
- создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья при исполнении работниками трудовых обязанностей;
- обеспечение условий работникам для проведения производственной гимнастики и занятий физической культурой и спортом;
- обеспечение льготным и бесплатным горячим, лечебно-профилактическим питанием работников.

Профсоюзы

4.41. Во взаимодействии с государственными органами осуществлять общественный контроль за соблюдением норм и правил охраны труда, применения компенсаций за работу во вредных условиях в организациях всех форм собственности.
4.42. Организовывать обучение и проверку знаний по охране труда профсоюзного актива, руководителей и специалистов организаций, а также разработку, издание и распространение справочно-методической литературы по охране труда.
4.43. Принимать участие в создании комитетов (комиссий) по охране труда в организациях области.
4.44. Участвовать в расследовании несчастных случаев на производстве, отстаивать (в том числе в суде) интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, получивших профессиональное заболевание.
4.45. Оказывать бесплатную консультационную помощь по вопросам охраны труда и экологии.

5. В целях развития социального партнерства:

Стороны

5.1. Проводить совместную работу (консультации) с участием депутатов Самарской Губернской Думы по совершенствованию нормативной правовой базы, обеспечивающей функционирование и развитие системы социального партнерства.
5.2. Способствовать развитию социального партнерства, разработке и заключению трехсторонних соглашений в муниципальных образованиях области, соглашений, коллективных договоров.
5.3. Совместное обучение представителей сторон социального партнерства признается Сторонами необходимым условием развития цивилизованных отношений в системе социального партнерства. На ее организацию ежегодно предусматривается бюджетное финансирование.
5.4. Официально информировать друг друга о принимаемых решениях по социально-экономическим вопросам.
5.5. Предоставлять профсоюзным органам право арендовать на льготных условиях нежилые помещения для осуществления своей уставной деятельности.

Администрация

5.6. Обеспечивать предоставление Сторонам для предварительных консультаций разрабатываемые проекты законов и иных нормативных правовых актов социальной направленности.
5.7. Обеспечивать участие представителей Сторон в работе комиссий, рабочих групп, образованных в органах исполнительной власти при рассмотрении социально-экономических вопросов.

Работодатели

5.8. Признавать необходимость соблюдения прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствовать созданию и функционированию профсоюзов в организациях независимо от их организационно-правовой формы.
5.9. При наличии письменных заявлений работников - членов профсоюза ежемесячно и бесплатно одновременно с выдачей заработной платы перечислять на счета профсоюзов членские профсоюзные взносы.
5.10. Способствовать формированию организационных структур работодателей в городах и районах области.
5.11. Участвовать в работе по заключению отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров и обеспечивать реализацию их положений.
5.12. Обеспечивать условия для осуществления государственными и профсоюзными органами контроля за соблюдением трудового законодательства.

Профсоюзы

5.13. При разрешении трудовых конфликтов отдают предпочтение проведению переговоров и примирительных процедур, не прибегают к забастовкам в случаях, когда работодатель в полном объеме выполняет Соглашение и коллективный договор.
5.14. Разрабатывают и предоставляют предложения по совершенствованию нормативной правовой базы.
5.15. Добиваются заключения коллективного договора в каждой организации, которая имеет первичный профсоюзный орган, осуществляют контроль за их выполнением.

6. Порядок организации и контроля
выполнения Соглашения

6.1. Стороны на заседаниях областной трехсторонней комиссии совместно определяют меры по реализации обязательств настоящего Соглашения с указанием ответственных и сроков исполнения.
6.2. Средства, направляемые на реализацию обязательств и областных целевых программ, предусматриваются в областном бюджете, в планах хозяйственной деятельности организаций и сметах профсоюзов.
6.3. Организация и контроль за выполнением индивидуальных обязательств Сторон осуществляется каждой из Сторон самостоятельно в соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
6.4. Областная трехсторонняя комиссия ежегодно рассматривает ход выполнения обязательств Соглашения и принимает соответствующие решения.
6.5. Контроль за выполнением решений трехсторонней комиссии, принимаемых во исполнение совместных и индивидуальных обязательств Сторон, осуществляется Главным управлением труда Администрации области, которое регулярно докладывает о ходе выполнения решений на заседаниях комиссии.
6.6. Стороны через средства массовой информации регулярно информируют население о своей деятельности по развитию социального партнерства, результатах работы областной трехсторонней комиссии по выполнению настоящего Соглашения.

7. Заключительные положения

7.1. Лица, виновные в нарушении или невыполнении обязательств по настоящему Соглашению, непредоставлении информации, необходимой для осуществления контроля за исполнением Соглашения, несут ответственность в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
7.2. Внесение изменений в текст Соглашения производится по взаимному соглашению сторон. Предложения о внесении изменений рассматриваются областной трехсторонней комиссией в рабочем порядке в 30-дневный срок.
7.3. Текст Соглашения публикуется в областных и местных средствах массовой информации.
7.4. Соглашение вступает в силу 1 января 2003 года и действует по 31 декабря 2005 года.
Совершено в г. Самаре 16.01.2003 в трех подлинных экземплярах.

Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ

Председатель Федерации профсоюзов
Самарской области
Е.Е.ЕГОРОВ


Президент объединения "Союз
работодателей Самарской области"
И.Л.ШИТАРЕВ





Приложение № 1
к Самарскому областному
трехстороннему соглашению
на 2003 - 2005 годы

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЛАСТНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

   ----T---------------------------------------T-------------------------¬

¦ № ¦ ¦ Объем финансирования ¦
¦п/п¦ Наименование программы ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ ¦ +---------T-------T-------+
¦ ¦ ¦ 2003 г. ¦2004 г.¦2005 г.¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦1. ¦Областная целевая программа борьбы с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦преступностью на территории Самарской¦ 14 900 ¦ ¦ ¦
¦ ¦области на 2001 - 2003 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦2. ¦Областная целевая программа развития¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦службы судебных приставов управления¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Министерства юстиции Российской¦ 779¦ ¦ ¦
¦ ¦Федерации по Самарской области на 2001¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦- 2003 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦3. ¦Комплексная программа развития¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦агропромышленного комплекса на 2000 -¦1 572 216¦ ¦ ¦
¦ ¦2003 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦4. ¦Развитие лесного хозяйства Самарской¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области на 1998 - 2005 годы ¦ 6 140 ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦5. ¦Областная целевая программа "Охрана¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦лесов от пожаров" на 2001 - 2005 годы ¦ 4 219 ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦6. ¦Областная целевая программа по¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦использованию, охране и воспроизводству¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектов животного мира, отнесенных к¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦объектам охоты, на территории Самарской¦ 1 480 ¦ ¦ ¦
¦ ¦области на 2001 - 2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦7. ¦Целевая комплексная программа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Социально-экономическое развитие и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦экологическая реабилитация г.Чапаевска¦ 18 000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦Самарской области" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦8. ¦Областная целевая комплексная программа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Экологическое оздоровление территории¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦и населения города Новокуйбышевска¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Самарской области" на 2001 - 2005 годы ¦ 3 000 ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦9. ¦Комплексная программа развития и¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦государственной поддержки малого¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦предпринимательства в Самарской области¦ 6 500 ¦ ¦ ¦
¦ ¦на 2001 - 2003 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦10.¦Малокомплектная сельская школа в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Самарской области на 1997 - 2005 гг. ¦ 572¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦11.¦Областная целевая программа "Развитие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦авиации общего назначения (малой¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦авиации) в Самарской области" на 2001 -¦ 683¦ ¦ ¦
¦ ¦2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦12.¦Целевая программа энергосбережения в¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦Самарской области на 2000 - 2005 годы ¦ 254¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦13.¦"АнтиСПИД" по предупреждению¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦распространения в Самарской области¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦заболевания, вызываемого вирусом¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции),¦ 5 103 ¦ ¦ ¦
¦ ¦2000 - 2004 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦14.¦Областная целевая программа "Развитие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦региональной системы комплексной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реабилитации детей и подростков с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦проблемами в развитии на 2001 - 2004¦ 6 000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦годы "Реабилитация" ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦15.¦Территориальная целевая программа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Развитие методов трансплантации¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦костного мозга больным с¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦гематологическими, онкологическими,¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦аутоиммунными заболеваниями" на 2001 -¦ 6 777 ¦ ¦ ¦
¦ ¦2003 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦16.¦Территориальная целевая программа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Здоровье населения Самарской области"¦ 109 474 ¦ ¦ ¦
¦ ¦на 2001 - 2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦17.¦Комплексная целевая программа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦медико-социальной и профессиональной¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦реабилитации инвалидов Самарской¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦области и обеспечения им доступной¦ 77 951 ¦ ¦ ¦
¦ ¦среды жизнедеятельности на 2001 - 2005¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦18.¦Областная целевая программа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Формирование культурного потенциала¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦устойчивого развития Самарской области"¦ 5 000 ¦ ¦ ¦
¦ ¦на 2002 - 2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦19.¦Областная целевая программа¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦"Патриотическое воспитание граждан¦ 3 403 ¦ ¦ ¦
¦ ¦Самарской области" на 2002 - 2005 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦20.¦Областная целевая программа "Развитие¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦культуры села" на 2003 - 2005 годы ¦ 10 000 ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦21.¦Программа улучшения условий и охраны¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦труда в Самарской области на 2001 -¦ 1 718 ¦ ¦ ¦
¦ ¦2003 годы ¦ ¦ ¦ ¦
+---+---------------------------------------+---------+-------+-------+
¦ Итого: ¦1 854 169¦ ¦ ¦
L-------------------------------------------+---------+-------+--------


Примечания:
1. Перечень областных целевых программ дан на основании Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год" от 17.12.2002.
2. Перечень областных целевых программ подлежит корректировке с учетом вступающих в силу законов Самарской области.





Приложение № 2
к Самарскому областному
трехстороннему соглашению
на 2003 - 2005 годы

РАЗМЕРЫ МИНИМАЛЬНОЙ
ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ
ВНЕБЮДЖЕТНОЙ СФЕРЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
УРОВНЯ ИХ КВАЛИФИКАЦИИ

   --------T------------T--------------------------------------¬

¦Разряды¦с 01.12.2001¦ Группы работников ¦
¦ работ ¦ года ¦ соответствующего разряда ¦
¦ ¦ (рублей) ¦ ¦
+-------+------------+--------------------------------------+
¦ 1 ¦ 450 ¦младший обслуживающий персонал¦
¦ 2 ¦ 500 ¦(уборщики, дворники, сторожа и т.п.) ¦
+-------+------------+--------------------------------------+
¦ 3 ¦ 555 ¦служащие различной квалификации¦
¦ 4 ¦ 610 ¦(делопроизводители, табельщики,¦
¦ 5 ¦ 680 ¦счетоводы и т.п.) ¦
+-------+------------+--------------------------------------+
¦ 6 ¦ 750 ¦специалисты низкой квалификации ¦
¦ 7 ¦ 830 ¦ ¦
+-------+------------+--------------------------------------+
¦ 8 ¦ 910 ¦специалисты средней квалификации ¦
¦ 9 ¦ 1000 ¦ ¦
¦ 10 ¦ 1100 ¦ ¦
+-------+------------+--------------------------------------+
¦ 11 ¦ 1205 ¦специалисты высокой квалификации,¦
¦ 12 ¦ 1300 ¦руководители структурных подразделений¦
¦ 13 ¦ 1405 ¦(начальники цехов, отделов и т.п.) ¦
¦ 14 ¦ 1510 ¦ ¦
¦ 15 ¦ 1630 ¦ ¦
¦ 16 ¦ 1755 ¦ ¦
¦ 17 ¦ 1890 ¦ ¦
¦ 18 ¦ 2025 ¦ ¦
L-------+------------+---------------------------------------


Примечания:
1. Размеры тарифных ставок (окладов) округлены до целых рублей.
2. Минимальная оплата труда рабочим определяется в соответствии с присвоенным разрядом.
3. Конкретные размеры минимальной оплаты труда работникам МОП, служащим, специалистам и руководителям структурных подразделений устанавливаются коллективным договором.
4. При пересмотре тарифной ставки 1 разряда ЕТС для работников бюджетной сферы области размеры минимальной оплаты труда работников внебюджетной сферы подлежат пересмотру в аналогичном порядке.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru