Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ от 13.02.1997 № 48
(ред. от 30.01.2003)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ЗАСЕДАНИЙ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 230, 11.12.2003.



Утратил силу в связи с принятием Решения Думы городского округа Самара от 14.12.2006 № 365



САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 1997 г. № 48

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕГЛАМЕНТА ЗАСЕДАНИЙ
САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

Самарская городская Дума, решила:
1. Утвердить Регламент заседаний Самарской городской Думы.
2. Решение вступает в силу с момента его принятия.
3. Признать утратившими силу следующие документы:
а) "Временный регламент Самарской городской Думы", утвержденный решением городской Думы № 3 от 15.07.1994;
б) "Порядок подготовки документов и проведения заседаний Самарской городской Думы", утвержденный решением городской Думы № 66 от 21.12.1995.

Глава города,
Председатель городской Думы
О.Н.СЫСУЕВ





Утверждено
решением
Самарской городской Думы
от 13 февраля 1997 г. № 48

РЕГЛАМЕНТ ЗАСЕДАНИЙ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ

(В ред. Постановлений Самарской городской Думы
от 15.03.2000 № 53, от 30.05.2002 № 151,
от 31.10.2002 № 180, от 30.01.2003 № 210)

Настоящий Регламент разработан в соответствии с Уставом города и Положением о Самарской городской Думе, он устанавливает порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Думы, правила работы Думы на заседаниях, и обязателен для всех присутствующих на этих заседаниях.

Содержание:
Глава 1. Общие положения
Глава 2. Подготовка заседания
Глава 3. Общие правила проведения заседания
Глава 4. Голосование и принятие решений
Глава 5. Рассмотрение отдельных вопросов
Глава 6. Оформление протоколов заседаний и решений Думы

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.1. Значение терминов

В настоящем Положении отдельные термины имеют следующее значение:
"Дума" - Самарская городская Дума", "депутат" - депутат Самарской городской Думы; "депутатское объединение" - постоянное депутатское объединение, зарегистрированное в соответствии со ст. 5.2. Положения о Самарской городской Думе; "Устав" - Устав города Самары; "город" - город Самара; "городской" и "муниципальный" - относящийся к городу Самаре.

Статья 1.2. Принципы организации заседаний Думы

1.2.1. Заседание Думы является основной организационной формой ее работы; во время заседания Думы никакие другие мероприятия с участием депутатов Думой не планируются и не проводятся.
1.2.2. Заседания Думы организуются и проводятся на основе коллективного и свободного обсуждения вопросов, добровольного и самостоятельного принятия решений депутатами.
1.2.3. На заседании Думы может быть рассмотрен любой вопрос, в том числе не входящий в вопросы местного значения, не зафиксированный в компетенции Думы либо отнесенный к ведению комитетов Думы, должностных лиц Думы.
1.2.4. Очередные заседания Думы проводятся в соответствии с утвержденным Думой планом ее работы, который формируется на основании предложений депутатов, депутатских объединений, комитетов (комиссий) Думы, Председателя Думы, с учетом предложений граждан, их объединений, должностных лиц городской Администрации, органов государственной власти.

Статья 1.3. Виды заседаний Думы

1.3.1. Дума проводит следующие виды заседаний:
а) очередное - заседание, созываемое в соответствии с утвержденным планом работы Думы;
б) внеочередное - заседание, не предусмотренное планом работы Думы, созываемое при возникновении необходимости в срочном обсуждении и решении отдельных вопросов;
в) экстренное - заседание, созываемое в связи с чрезвычайными ситуациями.
1.3.2. Отдельные заседания Дума может проводить в виде публичных думских слушаний - заседаний, созываемых специально для привлечения внимания общественности к актуальным вопросам социальной жизни, а также для выработки согласованной позиции Думы и жителей города (их общественных объединений) по этим вопросам.

Статья 1.4. Открытые заседания

1.4.1. Заседания Думы являются, по общему правилу, открытыми.
1.4.2. Ограничения для желающих присутствовать на открытых заседаниях могут устанавливаться на каждом заседании в зависимости от вместимости помещения, в котором проходит заседание, а также для поддержания необходимого порядка.
1.4.3. Уполномоченные представители органов территориального общественного самоуправления имеют право по своей инициативе участвовать в заседании при обсуждении и решении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующих территорий.
1.4.4. На открытых заседаниях присутствующие вправе без специального разрешения Думы производить фото- и киносъемку, вести аудио- и видеозапись, а также трансляцию по радио и телевидению в режиме прямого эфира.

Статья 1.5. Закрытые заседания

1.5.1. В целях охраны государственной тайны, неприкосновенности частной жизни, нераспространения конфиденциальной информации Дума вправе проводить закрытое заседание (закрытое рассмотрение вопроса).
1.5.2. Лица, не являющиеся членами Думы, могут присутствовать на закрытом заседании с разрешения Думы.
1.5.3. Председательствующий на закрытом заседании информирует присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и об ограничениях в отношении распространения информации, составляющей государственную и иную охраняемую законом тайну.
1.5.4. Без разрешения председательствующего запрещается проносить на закрытое заседание и использовать в ходе его фото-, кино- и видеотехнику, а также средства радиосвязи и звукозаписи.
1.5.5. Депутаты, другие лица, присутствующие на закрытом заседании, вправе использовать полученную на заседании информацию только в соответствии с ограничениями, установленными нормами законодательства, а также постановлениями Думы для каждого вида информации.

Статья 1.6. Думские слушания

1.6.1. Думские слушания могут проводиться по инициативе Председателя Думы, депутата или любого из комитетов Думы; думские слушания должны проводиться по требованию не менее чем двух комитетов Думы либо большинства депутатов.
1.6.2. Информация о проведении думских слушаний публикуется в средствах массовой информации не позднее, чем за 10 дней до соответствующего заседания Думы; лицам, приглашаемым на заседание, заблаговременно рассылаются уведомления.
1.6.3. Подготовку и проведение думских слушаний обеспечивает комитет Думы, к предметам ведения которого относится тема слушаний.
1.6.4. Председательствующим на думских слушаниях может быть заместитель председателя Думы либо председатель комитета Думы, ответственного за проведение слушаний.
1.6.5. Постановления, принимаемые Думой по результатам думских слушаний, не могут носить обязывающего характера.

Статья 1.7. Место и время проведения заседаний

1.7.1. Заседания проводятся не менее десяти раз в год, как правило, в помещении Думы, если при созыве заседания не указано Другое место проведения.
1.7.2. Время проведения заседания определяется при принятии решения о созыве заседания в порядке, установленном статьей 1.9. настоящего Регламента.
1.7.3. Перерыв в заседании объявляется председательствующим по предложению депутатов.
(Статья в ред. Решения Самарской Городской Думы от 30.01.2003 № 210)

Статья 1.8. Первое заседание Думы нового созыва

1.8.1. Первое заседание Думы нового созыва проводится не позднее чем на пятнадцатый день после избрания не менее двух третей установленного числа депутатов Думы.
1.8.2. С началом первого заседания Думы нового созыва прекращаются полномочия Думы предыдущего созыва.
1.8.3. На первом заседании рассматриваются результаты выборов в Думу; вопросы избрания заместителя Председателя Думы, формирования комитетов Думы, назначения Главы Администрации города и другие неотложные организационные вопросы.

Статья 1.9. Созыв очередных заседаний

1.9.1. Дума созывается на очередное заседание Председателем Думы (в его отсутствие либо по его поручению - заместителем Председателя Думы).
1.9.2. Письменное извещение о созыве заседания заблаговременно вручается каждому депутату (его помощнику) не позднее чем за 5 дней до проведения заседания с указанием места и точного времени его проведения, а также повестки заседания.
(Статья в ред. Решения Самарской Городской Думы от 30.01.2003 № 210)

Статья 1.10. Созыв внеочередных заседаний

1.10.1. По требованию Председателя Думы, не менее одной трети от установленного числа депутатов, депутатского объединения Дума в семидневный срок собирается на внеочередное заседание.
1.10.2. Если инициатива созыва внеочередного заседания исходит от депутатов, подписанное ими требование о созыве направляется Председателю Думы; если инициатором созыва является Председатель Думы, он направляет письменное извещение (сообщение) о необходимости созыва заседания заместителю Председателя Думы.
1.10.3. Инициаторы созыва внеочередного заседания должны письменно указать предлагаемые к рассмотрению вопросы и привести обоснование срочности их рассмотрения.
1.10.4. Председатель Думы созывает внеочередное заседание не позднее чем через пять дней после регистрации в аппарате Думе требования о созыве заседания.
1.10.5. Извещение о созыве внеочередного заседания вручается депутату (его помощнику) не позднее чем за два дня до проведения заседания, с соблюдением требований к извещению, указанных с ст. 1.9. настоящего Регламента.

Статья 1.11. Созыв экстренных заседаний

1.11.1. Экстренное заседание созывается в чрезвычайной ситуации по требованию Председателя Думы, не менее одной трети от установленного числа депутатов, депутатского объединения без соблюдения требований настоящего Регламента к срокам и форме извещения депутатов, и проводится по упрощенной процедуре.
1.11.2. Причинами созыва экстренного заседания могут быть:
- возникновение стихийных бедствий, аварий, катастроф, других экстремальных ситуаций природного, техногенного, экономического, социально - политического характера;
- иные ситуации, по которым необходимо срочное реагирование городской Думы (принятие постановления, выработка согласованной позиции и т.п.), если для этого имеется достаточно информации.
1.11.3. Постановления, принятые Думой на экстренном заседании, должны быть утверждены или отменены на ближайшем очередном (внеочередном) заседании Думы.

Статья 1.12. Правомочность заседания

1.12.1. Любое заседание Думы является правомочным в присутствии не менее двух третей от установленного состава Думы (13 человек).
1.12.2. Если к началу заседания отсутствует указанное выше количество членов Думы, заседание переносится на другое время (но не ранее, чем через день); повторно созванное заседание является правомочным в присутствии не менее половины от установленного состава Думы (10 человек).
1.12.3. Перед началом каждого заседания работниками аппарата Думы проводится поименная регистрация присутствующих депутатов.
1.12.4. В ходе заседания ведется дополнительная регистрация депутатов, прибывших на заседание после его начала либо покинувших заседание до его окончания.
1.12.5. По инициативе председательствующего на заседании, любого из депутатов, депутатского объединения перед каждым голосованием может проводиться уточнение количества присутствующих депутатов.

Статья 1.13. Присутствие депутатов на заседаниях

1.13.1. Присутствие на каждом заседании Думы является одной из основных обязанностей депутата; о невозможности своего присутствия на заседании депутат обязан заранее уведомить заместителя Председателя Думы либо руководителя аппарата Думы.
1.13.2. Уважительными причинами отсутствия депутата на заседании могут быть признаны его болезнь, нахождение в командировке, в отпуске, отдельные особые обстоятельства.
1.13.3. Случаи неявки депутатов на заседание без уважительных причин могут доводиться по решению Думы до сведения избирателей соответствующих избирательных округов.

Статья 1.14. Обеспечение проведения заседаний

1.14.1. Организационно-техническое обеспечение заседаний Думы осуществляется аппаратом Думы под руководством заместителя Председателя Думы и включает в себя:
- подготовку и вручение (доставку) депутатам либо их помощникам извещений о созыве заседания, проектов решений Думы и других необходимых для работы материалов;
- извещение лиц, приглашенных на заседание;
- обеспечение бесперебойного функционирования технических средств, используемых на заседании;
- регистрацию присутствующих депутатов и других участников заседания;
- контроль за допуском в зал заседаний и соблюдением расположения в зале участников заседания;
- ведение протокола заседания.
1.14.2. На каждом заседании из числа депутатов избирается секретарь заседания, который контролирует правильность ведения протокола заседания и своевременность его последующего оформления.

Глава 2. ПОДГОТОВКА ЗАСЕДАНИЯ

Статья 2.1. Формирование повестки очередного заседания

2.1.1. Заседания Думы проводятся по заранее сформированной и утвержденной повестке заседания в соответствии с постановлениями об их проведении, принятыми на предыдущих заседаниях Думы и Совета Думы.
2.1.2. Проект повестки очередного заседания Думы формируется Советом Думы в соответствии с предложениями отдельных депутатов, депутатских объединений, комитетов (комиссий) Думы, Председателя Думы, Главы Администрации города, и представляется на утверждение Председателю Думы.
2.1.3. Жители города, их общественные объединения, другие лица и органы могут участвовать в формировании повестки заседания, направляя свои предложения лицам и органам, указанным в предыдущем пункте.
2.1.4. Первое заседание Думы нового созыва проводится по повестке, сформированной и утвержденной Главой города, в соответствии с п. 1.8.3. настоящего Регламента.
2.1.5. Подлежит безусловному включению в повестку заседания вопрос, который предлагается депутатским объединением или любой другой группой депутатов в количестве не менее пяти человек.
2.1.6. Повестка заседания утверждается Председателем Думы не позднее чем за семь дней до проведения заседания; окончательное формирование повестки происходит в начале соответствующего заседания Думы.
2.1.7. Не реже одного раза в три месяца в повестку заседаний Думы должен включаться вопрос о результатах контрольной деятельности Думы за истекший период.

Статья 2.2. Приоритетность вопросов для включения
в повестку заседания

2.2.1. Вопросы включаемые в повестку заседания, должны фиксироваться в порядке, отражающем их важность и срочность.
2.2.2. Первоочередными в повестке заседания являются следующие вопросы:
а) рассмотрение петиций жителей города;
б) соблюдение и защита прав граждан, социальная защита населения;
в) рассмотрение представлений и протестов прокуроров, представлений других правоохранительных органов;
г) проведение местных референдумов, выборов и опросов, состояние и развитие местного самоуправления;
д) организация деятельности Думы, ее органов, должностных лиц, работа депутатов;
е) формирование и исполнение бюджета, использование финансовых ресурсов города, установление и взимание налогов других платежей;
ж) установление; утверждение, санкционирование правовых положений нормативного характера;
з) контрольная деятельность Думы.

Статья 2.3. Материалы, необходимые для рассмотрения
вопроса на заседании

2.3.1. Инициатор включения вопроса в повестку заседания должен за семь дней до заседания представить заместителю Председателя Думы соответствующий проект постановления Думы, а также материалы, необходимые для принятия депутатами правомерного и компетентного постановления (справки о фактическом состоянии дел, экспертные заключения правового, экономического или иного характера, финансовые расчеты, технико-экономические обоснования, перечни объектов, обоснование необходимости принятия, изменения, отмены правовых актов, проекты правовых актов, иные материалы, соответствующие специфике вопроса, подлежащего рассмотрению).
2.3.2. Проект бюджета города и отчет об использовании бюджета должны предоставляться депутатам в полном объеме не позднее чем за десять дней до их рассмотрения на заседании.
2.3.3. Проекты решений Думы, проекты нормативных актов, заявлений, обращений, иных документов, подлежащих принятию (утверждению) на заседании, должны содержать информацию об авторах (разработчиках) предлагаемых текстов.
2.3.4. В проекте любого постановления Думы должно быть указано лицо или орган, ответственные за исполнение данного постановления.
2.3.5. Проект постановления Думы по результатам рассмотрения проекта нормативного акта должен включать положения:
- о сроках и порядке вступления нормативного акта в силу;
- об отмене, изменениях, дополнениях ранее принятых Думой или другими органами правовых актов городского самоуправления в связи с принятием данного акта;
- о приведении в соответствие с вновь принятым актом действующих правовых актов местного самоуправления.
2.3.6. По указанию Председателя Думы или его заместителя при формировании повестки заседания готовится справа по рассматриваемому вопросу, включающая сведения:
- когда и с какими результатами рассматривался вопрос на предыдущих заседаниях Думы, ее комитетов, в других органах городского самоуправления;
- имеется ли по данному вопросу юридическое заключение;
- какие изменения необходимы в правовых актах городского самоуправления в случае принятия предлагаемого постановления;
- потребует ли реализация предлагаемого постановления выделения финансовых средств (материальных ресурсов).

Статья 2.4. Подготовка проектов нормативных актов

2.4.1. Разработка проектов нормативных правовых актов местного значения, а также законодательных предложений для последующего направления их в Самарскую Губернскую Думу осуществляется Думой по мере необходимости, в соответствии с планом работы Думы, планом нормотворческой деятельности Думы.
2.4.2. Правом нормотворческой инициативы (правом внесения проектов нормативных актов для рассмотрения их на заседаниях Думы) обладают:
а) отдельные депутаты Думы, депутатские объединения в Думе;
б) комитеты и комиссии Думы;
в) Глава города;
г) Глава Администрации города;
д) городская избирательная комиссия;
е) жители города в соответствии со ст. 5.7. Устава.
2.4.3. Внесением проекта нормативного акта в Думу считается направление этого проекта на имя Председателя Думы через аппарат Думы.
2.4.4. Не позднее пяти дней с момента регистрации проекта нормативного акта Председатель Думы направляет его в комитеты Думы в соответствии с предметами их ведения для рассмотрения проекта и подготовки по нему заключения.
2.4.5. Наиболее важные проекты нормативных актов по решению Председателя Думы (комитета Думы) могут быть вынесены на обсуждение жителей города путем опубликования их в средствах массовой информации либо организации думских слушаний.
2.4.6. Вопрос о рассмотрении проекта нормативного акта включается в повестку заседания Думы не позднее одного месяца с момента внесения проекта в Думу.

Глава 3. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАСЕДАНИЯ

Статья 3.1. Председательствующий на заседании

3.1.1. Председательствует на заседании Председатель Думы, а в случаях, предусмотренных ст. 3.4. Положения о Самарской городской Думе, - его заместитель.
3.1.2. В случаях, предусмотренных настоящим Регламентом, а также при отсутствии заместителя Председателя Думы во время выполнения им функций Председателя Думы, функции председательствующего может выполнять председатель одного из комитетов Думы.
3.1.3. Указания председательствующего по ведению заседания, даваемые им в соответствии с Положением о Самарской городской Думе и настоящим Регламентом, обязательны для исполнения всеми присутствующими на заседании.
3.1.4. Действия председательствующего, относящиеся к ведению заседания, могут быть оспорены депутатами, участвующими в заседании, посредством выступления по порядку ведения; по требованию Председателя Думы или любого из депутатов в этом случае может быть проведено голосование по спорному вопросу.

Статья 3.2. Функции и права председательствующего

3.2.1. Председательствующий:
- открывает и закрывает заседание, объявляет перерывы в заседании;
- обеспечивает соблюдение настоящего Регламента всеми участниками заседания; поддерживает порядок в зале заседаний;
- ставит на обсуждение вопросы утвержденной повестки дня;
- предоставляет слово для докладов и выступлений;
- оглашает запросы, справки, заявления, предложения и вопросы, поступившие к нему в письменном виде;
- организует прения;
- после окончания прений обобщает и оглашает предложения, поступившие по обсуждаемому вопросу;
- ставит на голосование вопросы, требующие принятия постановления;
- объявляет (оглашает) результаты голосования;
- подписывает протокол заседания;
- подписывает постановления, заявления, обращения, правовые акты и иные документы, принятые на заседании.
3.2.2. Председательствующий вправе:
- задавать вопросы выступающему для уточнения формулировки внесенного им предложения;
- вносить собственные предложения или компромиссные формулировки, не снимая с голосования ни одного из предложений депутатов без их согласия;
3.2.3. Председательствующий не вправе:
- высказываться по существу обсуждаемого вопроса во время выступления других лиц;
- прерывать выступление участника заседания, если тот не выходит за рамки отведенного времени и не нарушает правила настоящего Регламента.

Статья 3.3. Соблюдение порядка на заседании

3.3.1. Во время заседания не допускаются:
а) выступления без разрешения председательствующего;
б) использование выступающими в своей речи грубых, оскорбительных, некорректных выражений (в том числе в адрес конкретных лиц), призывов к незаконным и насильственным действиям, использование своего выступления в противоречии с его характером либо целью обсуждения, сознательное нарушение установленного регламента выступлений;
в) какие-либо выступления (в том числе председательствующего) либо перемещения по залу заседания во время голосования с момента оглашения первого предложения, которое ставится на голосование.
г) уход депутата с заседания без объяснения причин;
д) высказывания с места и другие нарушения порядка лицами, не являющимися членами Думы.
3.3.2. Для поддержания порядка на заседании председательствующий вправе:
- призвать выступающего соблюдать Регламент, придерживаться сущности обсуждаемого вопроса;
- сделать выступающему предупреждение при нарушении им требований, изложенных в предыдущем пункте;
- лишить выступающего слова после второго предупреждения;
- сделать замечание участнику заседания при нарушении им порядка на заседании или требований Регламента;
- дать указание об удалении из зала заседания лиц, не являющихся членами Думы, в случае нарушения ими порядка;
- объявить перерыв в заседании, если невозможно сразу устранить нарушение порядка.
3.3.3. В случае объявления депутату двух предупреждений в течение одного заседания депутат по решению председательствующего может быть подвергнут следующим дисциплинарным наказаниям:
- объявление порицания от имени Думы с занесением в протокол;
- лишение права на выступление по обсуждаемому вопросу либо до конца заседания.

Статья 3.4. Начало заседания

3.4.1. Заседание начинается с информации председательствующего о количестве присутствующих депутатов и правомочности заседания. После объявления председательствующим заседания открытым, исполняется Государственный гимн Российской Федерации в инструментальном варианте.
(пункт в ред. Постановления Самарской городской Думы от 15.03.2000 № 53)
3.4.2. Перед рассмотрением вопросов утвержденной повестки заседания проводится ее уточнение за счет изменения формулировок вопросов, исключения вопросов из повестки и включения дополнительных вопросов.
3.4.3. Включенный в утвержденную повестку заседания вопрос может быть снят председательствующим с рассмотрения, если в начале заседания или в ходе рассмотрения вопроса будет установлено отсутствие условий, необходимых для принятия соответствующего постановления (недостаточность информации, отсутствие документов, неявка приглашенных лиц, иные препятствия): в этом случае Дума должна принять решение о рассмотрении данного вопроса на другом своем заседании.
3.4.4. Предложение о включении в утвержденную повестку заседания вопроса, требующего безотлагательного (срочного) рассмотрения, может быть внесено в начале заседания с обоснованием причин, по которым рассмотрение предложенного вопроса не может быть отложено до следующего заседания.
3.4.5. По предложению Председателя Думы, его заместителя, комитета Думы либо группы депутатов в количестве не менее одной трети от установленного их числа без специального обоснования и без голосования в утвержденную повестку заседания включаются и рассматриваются на заседании следующие вопросы:
а) информация заместителя Председателя Думы о причинах отсутствия депутатов на предыдущих заседаниях Думы;
б) информация председателей комитетов Думы о работе комитетов за истекший период;
в) информация пресс-секретаря Думы об освещении деятельности Думы в средствах массовой информации.
г) информация Председателя Думы о состоянии финансовых ресурсов города;
д) о признании обращения депутата депутатским запросом.

Статья 3.5. Процедура рассмотрения вопроса

3.5.1. Рассмотрение вопроса на заседании включает в себя доклад (устное сообщение) по существу вопроса, обсуждение в прениях, принятие постановления.
3.5.2. Доклад (сообщение) по вопросу повестки делает инициатор рассмотрения вопроса на заседании или иное лицо по поручению (с согласия) Думы, Председателя Думы, комитета Думы; при наличии по одному вопросу нескольких предложений (вариантов правовых актов, проектов постановления Думы) доклад (сообщение) делается по каждому предложению.
3.5.3. Прения по вопросу открываются, если это предлагает председательствующий или любой из депутатов; при наличии возражений против проведения прений вопрос решается голосованием.
3.5.4. По завершении прений докладчик вправе выступить с заключительным словом для ответов на замечания, высказанные в прениях, уточнения своей позиции и изложения дополнительных аргументов в ее обоснование.

Статья 3.6. Организация обсуждения вопросов

3.6.1. Каждый член Думы имеет право выступить в прениях без предварительной записи, а также право выступить повторно по обсуждаемому вопросу после выступлений всех остальных желающих.
3.6.2. Остальные лица, присутствующие на заседании, вправе выступить в прениях с разрешения председательствующего:
- если перед началом прений направили секретарю заседания письменную заявку на выступление, с указанием времени, необходимого для выступления;
- если в ходе прений депутат заявил устную просьбу о разрешении выступить в прениях лицу, присутствующему на заседании.
3.6.3. До начала выступлений в прениях председательствующий сообщает число желающих выступить и зачитывает их список в порядке очередности выступлений.
3.6.4. Очередность выступлений устанавливается председательствующим в соответствии с очередностью записи на выступления; при изменении этого порядка председательствующий излагает соответствующие аргументы.
3.6.5. Председательствующий вправе выступать в прениях вне очереди; он также вправе предоставить слово для выступления в прениях вне очереди заместителю председателя Думы, председателям комитетов (комиссий) Думы, представителям депутатских объединений, представителям прокуратуры.
3.6.6. Справки по рассматриваемому вопросу и процедуре обсуждения, поступившие в письменном виде от участников заседания секретарю заседания, оглашаются председательствующим в паузе между выступлениями.

Статья 3.7. Общие правила выступлений

3.7.1. Любое выступление на заседании должно сопровождаться объявлением о его характере (выступление с докладом, сообщением, для справки, по порядку ведения и т.п.).
3.7.2. Выступление по порядку ведения заседания используется для заявления претензии к председательствующему по поводу ведения заседания, для указания на нарушение настоящего Регламента, для заявления о неожиданно возникшем обстоятельстве, препятствующем продолжению нормального ведения заседания, для предложения об изменении порядка ведения заседания и в других аналогичных случаях.
3.7.3. Не допускается использование права выступления для справки или по порядку ведения для выступлений иного характера.
3.7.4. Продолжительность докладов, сообщений, выступлений, прений в целом определяется Думой на каждом заседании с учетом количества и особенностей вопросов, включенных в повестку заседания, необходимости обеспечения условий для всестороннего и полного их обсуждения депутатами.
3.7.5. Как правило, для доклада представляется до 30 минут, для сообщения - до 10 минут, для выступления в прениях - до 7 минут, для повторного выступления в прениях - до 3 минут, для выступлений по мотивам голосования, по порядку ведения заседания, для заявлений, вопросов, предложений, справок - до 2 минут.
3.7.6. Председательствующий вправе при необходимости продлить время для выступления с согласия депутатов.
3.7.7. В конце каждого заседания отводится до 30 минут для выступлений депутатов с краткими заявлениями и сообщениями, по которым прения не открываются.

Глава 4. ГОЛОСОВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ

Статья 4.1. Большинство для принятия постановления

4.1.1. Для принятия постановления о самороспуске Думы необходимо большинство в три четверти от установленного числа депутатов.
4.1.2. Для принятия постановления о внесении изменений и дополнений в Устав необходимо большинство в две трети от состава Думы.
4.1.3. Для принятия решений по другим вопросам достаточно простого большинства от состава Думы.
4.1.4. Отмена или изменение Думой своего постановления требует того же типа большинства, в соответствии с которым было принято отменяемое (изменяемое) решение.
4.1.5. По вопросам, требующим простого большинства, Дума вправе принять решение без голосования (по принципу консенсуса) - если ни один из депутатов не возражает против соответствующего предложения председательствующего.

Статья 4.2. Принципы организации голосования

4.2.1. Любой вопрос (кроме вопроса о проведении тайного голосования) может быть поставлен на голосование по требованию Председателя Думы или любого из депутатов.
4.2.2. Предложение ставится на голосование при условии, что к моменту голосования аргументы "за" и "против" обсуждаемого предложения сформулированы достаточно ясно и полно и депутаты получили возможность определить свою позицию.
4.2.3. Предложение, выносимые на голосование, формулируется в лаконичной утвердительной форме и не должно допускать различных толкований.
4.2.4. Перед началом голосования председательствующий называет количество предложений, ставящихся на голосование, уточняет их формулировки, напоминает, какой тип большинства требуется для принятия данного постановления и, по требованию депутатов, предоставляет слово по мотивам голосования.

Статья 4.3. Открытое и тайное голосование

4.3.1. Открытое голосование является основным видом голосования; оно проводится путем одновременного поднятия рук либо путем устного обозначения каждым депутатом своей позиции в ходе поименной переклички.
4.3.2. Тайное голосование проводится при решении персональных вопросов, а по требованию большинства от установленного числа депутатов - также и по другим вопросам.
4.3.3. Персональным считается вопрос, связанный с установлением, изменением или сохранением должностного положения (статуса), присвоением почетного звания, награждением конкретного лица, выражением должностному лицу недоверия либо привлечением его к ответственности, в том числе:
- избрание заместителя председателя Думы;
- избрание председательствующего на заседании в случаях, предусмотренных Положением о Самарской городской Думе и настоящим Регламентом;
- утверждение в должности Главы Администрации города, других должностных лиц.

Статья 4.4. Рейтинговое голосование

4.4.1. Рейтинговым является голосование, при котором депутатам предлагается выбор более чем из двух вариантов формулировок (кандидатур) для определения степени предпочтительности каждого из вариантов.
4.4.2. Рейтинговое голосование проводится преимущественно по персональным вопросам; оно может проходить как тайно, так и открыто.
4.4.3. Рейтинговое голосование может быть:
а) "мягким" - когда депутат вправе голосовать за каждый из предложенных вариантов;
б) "жестким" - когда депутат вправе голосовать только за один из предложенных вариантов.
4.4.4. Рейтинговое голосование может проходить в два и более туров; при этом количество предлагаемых вариантов в первом туре не ограничивается.
4.4.5. Правила истолкования результатов рейтингового голосования устанавливаются Думой каждый раз непосредственного перед проведением голосования.

Статья 4.5. Повторное голосование

4.5.1. Повторное голосование в течение одного заседания по одному и тому же вопросу допускается один раз и проводится по требованию председательствующего или любого из депутатов.
4.5.2. Основанием для проведения повторного голосования может быть нарушение настоящего Регламента, ошибка при подсчете голосов, противоречие принятого постановления другим нормативным актам, недостоверность либо неполнота информации, использованной при принятии постановления.
4.5.3. Повторное голосование является окончательным, а первоначально принятое решение считается при этом недействительным.

Статья 4.6. Справочное голосование

4.6.1. Справочное голосование носит информационный характер, проводится для предварительного выявления (уточнения) позиции депутатов по обсуждаемому вопросу и не может служить основанием для принятия Думой каких-либо решений.
4.6.2. Справочное голосование может проводиться как тайно, так и открыто; оно может также проводиться по принципам рейтингового голосования.

Статья 4.7. Проведение открытого голосования

4.7.1. При проведении открытого голосования сначала по общему правилу выясняется число голосующих "за", затем - число голосующих "против" и, наконец, число воздержавшихся.
4.7.2. Результаты открытого голосования отражаются в протоколе заседания всегда поименно в отношении депутатов, оставшихся при голосовании в меньшинстве, воздержавшихся или уклонившихся от голосования; при равенстве голосов "за" и "против" поименно фиксируются депутаты, проголосовавшие "против".

Статья 4.8. Проведение тайного голосования

4.8.1. Для проведения тайного голосования и определения его результатов Дума избирает из числа депутатов открытым голосованием счетную комиссию в количестве 3 человек; в счетную комиссию не могут входить лица, в отношении которых проходи голосование, а также Председатель Думы и заместитель председателя Думы.
4.8.2. Счетная комиссия избирает на первом заседании из своего состава председателя и секретаря комиссии; постановления принимаются комиссией большинством голосов от числа избранных членов комиссии.
4.8.3. Тайное голосование проводится с использованием бюллетеней для тайного голосования, которые изготавливаются под контролем счетной комиссии по форме и в количестве, устанавливаемым ею, имеют маркировку, препятствующую изготовлению дополнительного количества бюллетеней кем-либо, помимо счетной комиссии; бюллетени выдаются под расписку только тем депутатам, которые зарегистрированы как присутствующие на заседании.
4.8.4. Бюллетень должен содержать альтернативные варианты голосования, в том числе при наличии одной формулировки (одной кандидатуры), - слова "за", "против", "воздержался".
4.8.5. Тайное голосование осуществляется путем вычеркивания в бюллетене вариантов голосования либо фамилий кандидатов; при рейтинговом голосовании допускается также проставление порядковых цифр по каждому варианту формулировки (кандидатуре), обозначающих степень их предпочтительности.
4.8.6. При тайном голосовании депутат не вправе голосовать более чем за один из вариантов голосования, за исключением случаев рейтингового голосования; бюллетень, по которому невозможно установить волеизъявление голосующего, счетная комиссия признает недействительным.

Статья 4.9. Принятие проекта текста

4.9.1. Любой текст (постановление Думы, правовой акт, заявление, другой документ) может быть принят сразу в целом, либо путем голосования по отдельным частям (по пунктам, статьям, разделам) с последующим принятием в целом; текст также может быть перед этим принят за основу с последующим внесением в него поправок.
4.9.2. Принятие проекта текста за основу означает согласие Думы с концепцией текста и его основными положениями и влечет за собой необходимость доработки текста путем внесения в него поправок, в том числе на заседании Думы.
4.9.3. Рассмотрение предложений о поправках к обсуждаемому тексту проводится только после принятия проекта указанного текста за основу.
4.9.4. Принятие проекта текста за основу должно сопровождаться указанием о сроках и процедуре внесения поправок в текст.
4.9.5. Если проект текста не принят за основу, от он возвращается авторам (инициаторам рассмотрения вопроса) для соответствующей доработки (переработки).

Статья 4.10. Принятие поправок к тексту

4.10.1. Поправкой к тексту является любое изменение, предлагаемое депутатом (Председателем Думы) для внесения в текст, в том числе его дополнение или исключение части текста.
4.10.2. Принятие поправки к тексту требует при голосовании того же типа большинства, в соответствии с которым был принят соответствующий текст.
4.10.3. Поправки к тексту вносятся только в письменном виде; в отдельных случаях Дума может принять постановление об обсуждении и принятии устных поправок.
4.10.4. Каждая поправка обсуждается и голосуется в соответствии с последовательностью той части текста, к которой она относится, в порядке поступления поправок; председательствующий вправе изменить указанную последовательность с учетом важности поправок.
4.10.5. Если поправка представляет собой дополнение к тексту, она ставится на голосование до самого текста, если она направлена на отмену или замену текста, на голосование ставится сам текст; если данный текст принимается, поправка считается отвергнутой.
4.10.6. Если к одной и той же части текста внесено несколько поправок, то вначале рассматривается та из них, принятие или отклонение которой делает излишним рассмотрение других поправок.
4.10.7. Внесенные поправки могут голосоваться одновременно, если ни один из депутатов не потребует отдельного голосования по каждой поправке; не ставятся на голосование поправки редакционного характера, а также поправки, внесенные с нарушением установленных сроков или требований к их форме.

Статья 4.11. Порядок рассмотрения и принятия проектов
нормативных правовых актов Думы в двух чтениях

(Статья введена Постановлением Самарской городской Думы
от 31.10.2002 № 180)

4.11.1. По решению Думы проект нормативного правового акта может быть рассмотрен в двух чтениях.
4.11.2. При рассмотрении Думой проекта нормативного правового акта в первом чтении обсуждаются следующие аспекты:
- концепция, структура и основные положения проекта;
- необходимость принятия проекта, сроки действия проекта во времени;
- круг субъектов, на который распространяется действие проекта;
- требования действующего законодательства в сфере правового регулирования соответствующих общественных отношений;
- наличие необходимых условий для реализации предусмотренных проектом мероприятий;
- социальные, экономические, правовые и иные последствия принятия проекта.
4.11.3. Результатом рассмотрения проекта нормативного правового акта в первом чтении является принятие Думой проекта в первом чтении либо его отклонение.
4.11.4. Организацию работы по доработке проекта, принятого в первом чтении, и его подготовке к вынесению на второе чтение осуществляет профильный комитет Думы. При принятии проекта нормативного правового акта в первом чтении Думой может быть установлен иной порядок доработки проекта, при этом может быть предусмотрено создание Согласительной комиссии.
4.11.5. Состав Согласительной комиссии формируется и утверждается Думой на паритетных началах из числа депутатов Думы и представителей администрации города. К участию в работе Согласительной комиссии могут быть привлечены члены Экспертного совета при Самарской Городской Думе, нормотворческой группы при Самарской Городской Думе, состав и порядок работы которых определяются Председателем Думы.
4.11.6. Результатом рассмотрения проекта нормативного правового акта во втором чтении является принятие Думой проекта в целом либо его отклонение в порядке, установленном настоящим Регламентом.

Глава 5. РАССМОТРЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ

Статья 5.1. Выборы заместителя Председателя Думы

5.1.1. Заместитель председателя Думы избирается Думой по представлению Председателя Думы из числа депутатов на срок ее полномочий тайным голосованием.
5.1.2. Если кандидат на должность заместителя председателя Думы не получил при голосовании необходимого для избрания количества голосов, Председатель Думы вправе еще дважды представить кандидатуры для избрания на эту должность, в том числе и те, по которым Дума уже проводила голосование.
5.1.3. Если ни один из представленных Председателем Думы кандидатов не избран на должность заместителя председателя Думы, право выдвижения кандидатов переходит к депутатским объединениям или любой группе депутатов в количестве не менее одной трети от установленного числа депутатов.
5.1.4. При выдвижении более чем двух кандидатур проводится мягкое рейтинговое голосование для выявления двух кандидатур, по которым проводится второй тур голосования для определения окончательного результата.
5.1.5. Заместитель председателя Думы может быть смещен с должности по результатам тайного голосования, проводимого по мотивированному письменному представлению лиц, имеющих право предлагать кандидатуры для избрания на эту должность.

Статья 5.2. Утверждение должностных лиц

5.2.1. Дума вправе участвовать в процедуре назначения должностных лиц в случаях, предусмотренных законодательством и актами городского самоуправления, путем дачи согласия на назначение (утверждения назначения) должностного лица.
5.2.2. Рассмотрение вопроса об утверждении должностного лица происходит только в присутствии этого лица на заседании.
5.2.3. Должностное лицо, подлежащее утверждению, должно выступить на заседании с изложением программы своей деятельности и ответить на вопросы, интересующие депутатов в связи с его утверждением.
5.2.4. Должностное лицо считается утвержденным, если оно получило необходимое большинство голосов депутатов по результатам тайного голосования; в противном случае оно не может быть назначено на должность либо продолжать исполнять обязанности по должности.

Статья 5.3. Внесение и рассмотрение депутатского запроса

5.3.1. Депутат Думы имеет право на внесение депутатского запроса любым органам, организациям, общественным объединениям, действующим на территории города, или их должностным лицам.
5.3.2. Депутатский запрос - особый вид обращения депутата (группы депутатов) по важному вопросу местного значения в случаях неисполнения должностными лицами своих обязанностей, нарушения ими норм законодательства и актов городского самоуправления, несоблюдения прав жителей города, в других аналогичных случаях.
5.3.3. Для признания обращения депутата (группы депутатов) депутатским запросом оно должно быть представлено в письменном виде на специальном бланке за подписью депутата (депутатов) и оглашено на заседании Думы; текст запроса предварительно направляется всем депутатам Думы.
5.3.4. Обращение может быть признано Думой депутатским запросом по результатам голосования; при этом Дума вправе обязать автора запроса отредактировать текст запроса, внести в него необходимые дополнения или уточнения.
5.3.5. Ответ должностного лица на депутатский запрос подлежит оглашению на заседании Думы и может быть направлен для опубликования в средства массовой информации; по ответу на запрос могут открываться прения.
5.3.6. По предложению автора запроса лицо, подписавшее ответ на запрос, может быть приглашено Думой на заседание Думы либо комитета Думы для дачи необходимых разъяснений по существу своего ответа.

Статья 5.4. Вопросы депутатов к должностным лицам

5.4.1. Депутат вправе на заседании Думы обратиться с вопросом к любому должностному лицу городской Администрации, муниципального предприятия или учреждения, заранее приглашенному на заседание для дачи ответа на вопрос.
5.4.2. Вопрос депутата в письменной форме заблаговременно передается депутатом в соответствующий комитет Думы, который принимает постановление о возможности направления вопроса должностному лицу.
5.4.3. Если должностное лицо, которому направлен вопрос, не имеет возможности лично ответить на вопрос на заседании Думы, оно обязано обеспечить явку на заседание другого уполномоченного им лица, представив при этом письменный ответ на заданный вопрос, который оглашается на заседании Думы.

Статья 5.5. Рассмотрение петиций

5.5.1. Петиции, подписанные не менее чем одной тысячью жителей города, обладающих избирательным правом, должны быть рассмотрены на очередном открытом заседании Думы в месячный срок с момента их поступления в Думу.
5.5.2. Указанные петиции направляются заместителем Председателя Думы для опубликования в средствах массовой информации не позднее чем в пятидневный с момента поступления срок и независимо от их рассмотрения на заседании Думы.
5.5.3. Если шестой день с момента поступления петиции заместитель Председателя Думы не направит ее текст в средства массовой информации, это делает руководитель аппарата Думы.
5.5.4. Вопрос о рассмотрении петиции выносится на заседание Думы вне зависимости от наличия к моменту заседания заключений (рекомендаций) комитетов Думы и без обязательного соблюдения требований ст. 2.3. настоящего Регламента в отношении материалов, необходимых для рассмотрения вопроса.
5.5.5. Петиции рассматриваются на заседании с участием представителей лиц, их подписавших, для чего эти представители заранее извещаются о заседании Думы.
5.5.6. В соответствии с п. 2.1.5. настоящего Регламента на заседании могут быть рассмотрены петиции с количеством подписей менее одной тысячи либо составленные жителями, не обладающими избирательным правом.

Статья 5.6. Порядок рассмотрения проекта постановления
Думы о бюджете города Самары на очередной финансовый год

(Статья введена Постановлением Самарской городской Думы
от 31.10.2002 № 180)

Проект постановления Думы о бюджете города Самары на очередной финансовый год рассматривается Думой в порядке, установленном настоящим Регламентом, если иное не установлено Положением "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в городе Самаре", утвержденным Думой.

Глава 6. ОФОРМЛЕНИЕ ПРОТОКОЛОВ ЗАСЕДАНИЙ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ДУМЫ

Статья 6.1. Содержание протокола

6.1.1. На заседании Думы ведется протокол и аудиозапись.
6.1.2. При рассмотрении Думой отдельного вопроса в закрытом заседании протокол и аудиозапись по этому вопросу ведутся отдельно.
6.1.3. В протоколе заседания Думы указывается:
а) наименование Думы, порядковый номер заседания, дата и место проведения заседания;
б) состав Думы, сведения о председательствующем на заседании, числе присутствовавших и отсутствовавших на заседании депутатов (с указанием причин отсутствия);
в) сведения о лицах, приглашенных на заседание и присутствовавших на заседании по приглашению;
г) повестка заседания с указанием инициаторов включения вопросов в повестку;
д) фамилии докладчиков, других выступавших, а также лиц, задававших вопросы или направивших вопросы председательствующему в письменном виде; при необходимости указываются и другие, кроме фамилий, персональные данные (должность, место работы и т.п.).
е) сведения об основных моментах обслуживания каждого вопроса, о принятых Думой постановлениях и результатах голосования по ним, с поименным перечислением депутатов, оставшихся при голосовании в меньшинстве, воздержавшихся или уклонившихся от голосования.

Статья 6.2. Приложения к протоколу

6.2.1. К протоколу заседания прилагаются:
- тексты принятых Думой постановлений (за исключением носящих процедурный характер);
- тексты принятых (утвержденных) Думой нормативных и иных правовых актов, заявлений, обращений, других документов;
- тексты поправок, предложенных депутатами (Председателем Думы) к текстам рассмотренных Думой документов;
- тексты материалов, представленных инициаторам рассмотрения вопросов в соответствии со ст. 2.3. настоящего Регламента;
- переданные председательствующему тексты выступлений депутатов и приглашенных лиц, не получивших возможности выступить на заседании;
- тексты депутатских запросов и вопросов, поступивших к председательствующему в письменном виде, тексты ответов на них;
- бюллетени тайного голосования и соответствующие протоколы счетной комиссии;
6.2.2. К протоколу не могут приобщаться в качестве приложений тексты, которые не были оглашены, вручены, распространены на заседании Думы либо в отношении которых на заседании не было заявлено просьбы о приобщении их к протоколу.

Статья 6.3. Оформление и распространение протоколов

6.3.1. Протокол заседания Думы оформляется работниками аппарата Думы в десятидневный с момента окончания заседания срок.
6.3.2. Протокол подписывается председательствующим на заседании и секретарем заседания; при отсутствии на двенадцатый день подписи председательствующего на заседании протокол вместо него подписывает заместитель Председателя Думы.
6.3.3. Протоколы заседаний и приложенные к ним материалы по требованию депутатов предоставляются им (их помощникам) для ознакомления; замечания на протокол в письменном виде представляются депутатам (Председателем Думы) в трехдневный с момента окончания заседания Думы срок.
6.3.4. Депутаты, участвовавшие в заседании, но не получившие возможности выступить на нем, вправе представить для приобщения к протоколу соответствующие тексты в трехдневный с момента окончания заседания Думы срок.
6.3.5. После соответствующего оформления протокола каждый депутат вправе получить один экземпляр копии протокола (части протокола) открытого заседания или любого приложенного к нему текста, если ранее он не получал этих материалов.
6.3.6. По требованию Председателя Думы, его заместителя, группы депутатов в количестве не менее 6 человек либо депутатского объединения оформленный протокол открытого заседания (его часть), а также любой текст из приложенных к протоколу открытого заседания материалов должен быть передан для опубликования в средства массовой информации.
6.3.7. С оформленным протоколом открытого заседания Думы и приложенными к нему материалами вправе знакомиться лица, приглашенные на это заседание либо выступавшие на заседании, а при наличии организационно - технических возможностей - также и другие жители города.

Статья 6.4. Хранение протоколов

Протоколы заседаний и приложения к ним хранятся в аппарате Думы в течение срока полномочий Думы данного созыва, а затем сдаются в архив в соответствии с правилами ведения делопроизводства в Думе.

Статья 6.5. Постановления Думы

6.5.1. Постановления, принятые на заседании Думы, оформляются работниками аппарата Думы в пятидневный с момента окончания заседания срок.
6.5.2. Каждое постановление подписывается председательствующим на заседании; при отсутствии на седьмой день подписи председательствующего на заседании постановление считается оформленным при наличии подписей заместителя Председателя Думы и секретаря заседания.
6.5.3. Постановление Думы (часть постановления), содержащее предписания, запреты, разрешения, санкции для других лиц, органов, организаций, вступает в силу с момента его подписания в соответствии с вышеуказанными правилами, если в самом постановлении не оговорен более поздний срок вступления постановления в силу; остальные постановления (части постановления) вступают в силу с момента их принятия на заседании Думы.
6.5.4. Все постановления Думы, принятые на открытых заседаниях (кроме решений, носящих процедурный характер), подлежат официальному опубликованию в городских средствах массовой информации.
6.5.5. Каждый депутат вправе получить один экземпляр копии постановления Думы после его соответствующего оформления.
6.5.6. Не позднее пяти дней после оформления постановления Думы оно направляется заинтересованным лицам и исполнителям, а также Главе Администрации города и прокурору города, с оформлением при этом специального реестра рассылки.

Заместитель Председателя
Самарской городской Думы
М.А.АНИСИМОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru