Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 03.03.2003
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМИ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.07.2001 № 57-ГД "О БЮДЖЕТНОМ УСТРОЙСТВЕ И БЮДЖЕТНОМ ПРОЦЕССЕ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ">

Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 204, 01.11.2003






САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2003 года

(извлечение)

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений Закона Самарской области от 30.07.2001 № 57-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области", Самарский областной суд

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащими Федеральному закону и недействующими ст. 14, 54, 65, а также главу 12 Закона Самарской области от 30.07.2001 № 57-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области", ссылаясь на то, что ст. 14 и 65 незаконно устанавливаются обязанности органов местного самоуправления по представлению в органы государственной власти отчетов об исполнении местных бюджетов и информации, необходимой для анализа исполнения, составления консолидированного бюджета области.
В заявлении указывается, что федеральное бюджетное законодательство не предусматривает обязанности органов местного самоуправления по представлению отчетности об исполнении местных бюджетов в исполнительные органы государственной власти.
Прокурор также указывает на то, что глава 12 "Чрезвычайный областной бюджет" названного закона, состоящая из одной ст. 77, противоречит БК РФ и Федеральному закону "О чрезвычайном положении", что БК РФ не предусматривает создание чрезвычайных бюджетов субъектов РФ".
Положения ст. 54 областного Закона противоречат принципу самостоятельности законодательных и исполнительных органов, государственной власти, исходя из которого исполнительные органы не вправе вносить изменения и дополнения в акты, издаваемые законодательными органами государственной власти. Самарская Губернская Дума незаконно в ст. 54 Закона "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" предусмотрела право Администрации Самарской области в ходе исполнения бюджета вносить изменения в бюджетную классификацию Закона "О бюджете Самарской области". Утверждение бюджета области, а также внесение дополнений и изменений в него относится исключительно к ведению Самарской Губернской Думы.
Представитель Самарской Губернской Думы не признал требования прокурора, ссылаясь на то, что они не основаны на законе и противоречат положениям Бюджетного кодекса РФ.
Представитель Губернатора Самарской области требования прокурора признал частично, считает, что глава 12 "Чрезвычайный бюджет" оспариваемого закона противоречит федеральному законодательству. В части противоречия федеральному законодательству положений ст. 14, 54, 65 Закона СО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе" представитель Губернатора считает требования прокурора основанными на неполном анализе норм БК РФ.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, заслушав заключение прокурора, суд считает, что заявление подлежит частичному удовлетворению.
Закон Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" № 57-ГД принят постановлением Самарской Губернской Думы № 202 от 13.07.2001, подписан Губернатором Самарской области 30.07.2001 и опубликован в газете "Волжская коммуна" от 31 июля 2001 года № 113.
Изменения в указанный закон были внесены 19.10.2001, 7.06.2002, 17.07.2002, 29.11.2002, 05.12.2002.
Согласно ст. 14 Закона Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области", финансовые органы местного самоуправления ежегодно в сроки, установленные финансовыми органами Администрации Самарской области, представляют в финансовый орган Администрации Самарской области отчет об исполнении местных бюджетов за истекший финансовый год по форме, утвержденной Министерством финансов РФ.
Часть 2 указанной статьи предусматривает, что финансовые органы местного самоуправления обязаны представлять в финансовый орган Администрации Самарской области информацию, необходимую для анализа исполнения бюджетов, составления консолидированного бюджета области, по форме и в сроки, которые определяет финансовый орган Администрации Самарской области.
В соответствии с требованиями ст. 65, в целях обеспечения своевременного сбора и обработки информации, необходимой для анализа хода исполнения областного бюджета, составления отчета об исполнении бюджета Самарской области, финансовый орган Администрации Самарской области вправе определять формы финансовой информации, обязательной для представления в финансовый орган Администрации Самарской области всеми получателями бюджетных средств, органами местного самоуправления.
Суд полагает, что указанные положения закона Самарской области не противоречат федеральному законодательству.
Общие принципы бюджетного законодательства РФ, правовые основы функционирования бюджетной системы РФ, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, основы бюджетного процесса в РФ, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства РФ в области финансового регулирования устанавливает БК РФ, который в ст. 2 предусматривает, что бюджетное законодательство состоит не только из БК РФ, а принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Пункт 4 ст. 3 БК РФ предусматривает право органа государственной власти субъекта РФ принимать нормативно правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции. В компетенцию органов государственной власти субъектов РФ в области регулирования бюджетных правоотношений входит установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов РФ, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета (ст. 8 БК РФ).
Консолидированный бюджет Самарской области включает в себя бюджет Самарской области и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, поэтому следует согласиться с утверждениями представителей Губернатора Самарской области и Самарской Губернской Думы, что установление порядка представления ежегодного отчета об исполнении местных бюджетов, а также информации, связанной с исполнением местных бюджетов, обусловлено реализацией полномочий по составлению отчета о консолидированном бюджете.
Статья 241 БК РФ предусматривает, что единая методология отчетности об исполнении бюджета устанавливается Правительством РФ, а также, что в установленном порядке уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный орган и соответствующий контрольный орган, а также в Федеральное казначейство.
Финансовые органы исполнительной власти являются органами финансового контроля, входящими в систему органов, обладающих бюджетными полномочиями.
В п. 2 ст. 266 БК РФ прямо говорится, что формы и порядок осуществления финансового контроля устанавливаются БК, иными актами бюджетного законодательства и нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Бюджетный кодекс не раскрывает подробный механизм осуществления финансового контроля за исполнением бюджетов соответствующих уровней, поскольку действуют иные законодательные и подзаконные акты, регулирующие процесс финансового контроля.
Контроль за операциями с бюджетными средствами главных и нижестоящих распорядителей кредитов, а также получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса, за соблюдением всеми ими общих и специальных принципов бюджетного финансирования возложен на Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований. В установленных БК случаях (ст. 138, 140) Министерство финансов РФ осуществляет контроль за исполнением бюджетов субъекта РФ и местных бюджетов (п. 2 ст. 268).
Приказом Министерства финансов № 122н от 29.12.2001 "О ежемесячном бухгалтерском отчете об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ (бюджета закрытого административно-территориального образования)" утверждена Инструкция "О порядке составления и представления ежемесячного бухгалтерского отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ".
Согласно п. 11 указанной Инструкции, ежемесячные бухгалтерские отчеты об исполнении местных бюджетов, за исключением ЗАТО, представляются в орган, исполняющий бюджет соответствующего субъекта РФ. Порядок и сроки представления ежемесячных бухгалтерских отчетов об исполнении местных бюджетов устанавливаются органом, исполняющим бюджет соответствующего субъекта РФ.
Кроме того, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (ст. 21) предусмотрены основные полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе разработка для представления высшим должностным лицом субъекта РФ в законодательный орган государственной власти субъекта РФ проектов программ социально-экономического развития субъекта РФ.
Орган государственной власти субъекта РФ вправе рассматривать такие вопросы, как определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам и предоставления такой финансовой помощи местным бюджетам (ст. 8 БК РФ).
Бюджетным кодексом РФ на получателей бюджетных средств (п. 1 ст. 271 БК РФ) возложена обязанность представлять отчет органу, исполняющему бюджет.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что доводы прокурора Самарской области о том, что положения ст. 14 и 65 Закона Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" противоречат федеральному бюджетному законодательству, являются несостоятельными.
Статьей 54 Закона Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" в ходе исполнения областного бюджета Администрации Самарской области предоставлено право вносить некоторые изменения в классификацию бюджета.
Так, согласно указанной норме, Администрация Самарской области имеет право вносить следующие изменения:
в функциональную и ведомственную классификации в связи с передачей полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов;
в экономическую классификацию внутри разделов и подразделов функциональной классификации в связи с уточнением бюджетополучателями направлений расходования бюджетных средств, а также в связи с зачетом в счет текущего финансирования объемов нецелевого использования бюджетных средств;
по иным основаниям, предусмотренным законом об областном бюджете на текущий финансовый год.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что внесение иных изменений в бюджет без разрешения Самарской Губернской Думы не допускается.
Прокурор ссылается на то, что ст. 54 Закона Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе" противоречит положениям Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", поскольку внесение дополнений и изменений в закон Самарской области относится исключительно к ведению Самарской Губернской Думы.
Конституция РФ бюджет субъекта РФ относит к предмету исключительного ведения субъекта РФ.
Установление порядка исполнения бюджета субъекта РФ отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (ст. 8 БК РФ). Как усматривается из ст. 21 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ", а также из определения Конституционного суда РФ от 08.06.2000 № 91-О, данный федеральный закон не содержит исчерпывающего перечня полномочий органов законодательной и исполнительной власти субъекта РФ и специально предусматривает, что законом субъекта РФ регулируются иные вопросы, относящиеся, в соответствии с Конституцией, другими ФЗ и законами субъектов РФ, к ведению субъекта РФ, и что высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ осуществляет иные полномочия, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ. Администрация Самарской области является исполнительным органом государственной власти, на который законом возложена обязанность по исполнению бюджета Самарской области.
Федеральным законом "О бюджетной классификации РФ" от 5 августа 2000 года № 115-ФЗ предусмотрено право органа, исполняющего федеральный бюджет, в ходе его исполнения вносить изменения в классификацию. Поскольку вопрос об установлении порядка исполнения бюджета субъекта РФ относится к исключительному ведению субъекта РФ, Самарская Губернская Дума вправе была предусмотреть в своем Законе "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области", не нарушая общих принципов построения и единства бюджетной классификации РФ, аналогичное право органа, исполняющего бюджет Самарской области.
Требования прокурора в части несоответствия федеральному бюджетному законодательству главы 12 "Чрезвычайный областной бюджет" суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Бюджетным кодексом РФ установлена бюджетная система РФ. В ст. 10 БК РФ предусмотрена структура бюджетной системы, которая состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджет субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты.
Бюджетное устройство РФ не предусматривает создание каких-либо иных бюджетов.
Порядок финансирования случаев чрезвычайного положения установлен федеральным конституционным Законом РФ "О чрезвычайном положении" от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ.
Суд полагает, что глава 12 "Чрезвычайный бюджет Самарской области" подлежит признанию противоречащей федеральному законодательству и не действующей с момента ее принятия.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Самарской области удовлетворить частично.
Признать противоречащей федеральному законодательству главу 12 Закона Самарской области "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" № 57-ГД от 30 июля 2001 года и не действующей с момента ее принятия.
Обязать Губернатора Самарской области опубликовать данное решение суда в газете "Волжская коммуна".
В остальной части в удовлетворении требования прокурора Самарской области отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ в десятидневный срок.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru