ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.03.2003 № А55-20326/02-31
<ООО МОЖЕТ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ТОЛЬКО В ТОМ СЛУЧАЕ, КОГДА ОНО ПРИ ХРАНЕНИИ, РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРА - ПОСУДЫ ИЗ СТЕКЛА, НЕ ИМЕЮЩЕГО МАРКИРОВКИ, НАРУШИЛО ТРЕБОВАНИЕ ГОСТ, КОТОРЫЙ ПРЕДПИСЫВАЕТ ЕМУ СВОЕВРЕМЕННО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПОТРЕБИТЕЛЮ О ПРЕДЛАГАЕМЫХ К РЕАЛИЗАЦИИ НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРАХ>
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ
от 24 марта 2003 года Дело № А55-20326/02-31
(извлечение)
Арбитражный суд Самарской области рассмотрел 17.03.2003 в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Похвистневскагропромснаб" на решение арбитражного суда Самарской области от 07.02.2003 по делу № А55-20326/02-31 по заявлению ФГУ "Самарский ЦСМ", г. Самара, к ОАО "Похвистневскагропромснаб", г. Похвистнево Самарской области, о привлечении к административной ответственности.
Решением арбитражного суда Самарской области от 07.02.2003 удовлетворено заявление ФГУ "Самарский ЦСМ" и ОАО "Похвистневскагропромснаб" привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, и на ОАО "Похвистневскагропромснаб" наложен административный штраф в размере 50 МРОТ с конфискацией предметов административного правонарушения.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, в апелляционной жалобе просит отменить решение арбитражного суда в связи с тем, что арбитражным судом неправильно применены нормы материального права. В действиях ОАО "Похвистневскагропромснаб" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей заявителя и лица, привлеченного к административной ответственности, апелляционная инстанция арбитражного суда
УСТАНОВИЛА:
В арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении к административной ответственности ОАО "Похвистневскагропромснаб" за нарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, обратилось ФГУ "Самарский ЦСМ".
Как следует из протокола об административном правонарушении № 34 от 20.12.2002, ОАО "Похвистневскагропромснаб" в принадлежащем ему магазине "Стимул", расположенном в гор. Похвистнево Самарской области, по ул. Гагарина д. 17, 20.12.2002 в 15 час. 00 мин. продавало населению товары, не соответствующие требованиям государственных стандартов. В нарушение п. п. 2.20; 2.21 ГОСТ 17151-81 посуда хозяйственная из листового алюминия имела дефекты внешнего вида - риски, заусенцы, потертости, забоины. В нарушение п. 5.3.1.2 ГОСТ 24788-2001 посуда хозяйственная эмалированная имела дефекты внешнего вида - риски, заусенцы, потертости, забоины, сколы эмали. В нарушение п. п. 1-8 п. 4.6 ГОСТ Р 51121-97 отсутствовала маркировка на посуде из стекла.
Из этого протокола следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, осуществляло продажу товаров населению, а именно посуды из алюминия и посуды эмалированной, не соответствующих по качеству требованиям стандартов.
Из протокола также следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не доводило до сведения покупателей информацию о товаре - посуды из стекла, которая должна содержаться в маркировке.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ нарушение обязательных требований государственных стандартов, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.14, 8.23, 9.4, частью 1 статьи 12.2, частью 2 статьи 13.4, статьей 13.8, частью 1 статьи 14.4, статьей 20.4 настоящего Кодекса, при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции, а равно уклонение от представления продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов административного правонарушения.
Ответственность за продажу товаров, не соответствующих требованиям стандартов по качеству, установлена ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, в соответствии с которой продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ "О стандартизации" к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории РФ, относятся: государственные стандарты, международные (региональные) стандарты, стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно - технических, инженерных обществ и других общественных организаций.
В ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ законодатель установил ответственность за продажу товаров, не соответствующих по качеству, комплектности или упаковке любым видам стандартов, которые установлены Законом РФ "О стандартизации", включая и государственные стандарты. Довод заявителя ФГУ "Самарский ЦСМ" о том, что действие ст. 14.4 КоАП РФ не распространяется на случаи продажи товаров, не соответствующих по качеству государственным стандартам, так как в этом случае наступает ответственность по ч. 1 ст. 19.91 КоАП РФ, не обоснован. Законодатель исключил из сферы применения положений ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ случаи, предусмотренные ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Обязательным требованием ГОСТ Р 51121-97 "Товары непродовольственные. Информация для потребителя. Общие положения" в соответствии с п. 4.1 является обязанность производителя и продавца своевременно предоставлять потребителю всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых к реализации непродовольственных товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.
Ответственность, предусмотренная ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, наступает за нарушение обязательных требований государственных стандартов в случае нарушения требований ГОСТ Р 51121-97 за несвоевременное предоставление потребителю всей необходимой и достоверной информации о предлагаемых к реализации непродовольственных товарах, обеспечивающей возможность их компетентного выбора.
В соответствии с п. 4.2 ГОСТ Р 51121-97 информация для потребителя должна быть представлена в виде текстового документа, прикладываемого непосредственно к товару, либо в виде маркировки.
При этом п. 3.10 этого стандарта установлено, что маркировка - это информация, наносимая изготовителем непосредственно на конкретные товары.
Из этих положений ГОСТ Р 51121-97 следует, что на продавце не лежит обязанность производить маркировку товаров, маркировать товары обязан производитель.
Продавец в случае отсутствия на товарах маркировки обязан довести до сведения покупателя информацию о товаре другим способом, предусмотренным п. 4.2 ГОСТ 51121-97, а именно в виде текстового документа, прилагаемого к товару.
Требования к содержанию информации о товаре изложены в п. п. 1-8 п. 4.6 ГОСТ Р 51121-97.
ОАО "Похвистневскагропромснаб" может нести ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ, только в том случае, когда оно при хранении, реализации товара - посуды из стекла, не имеющего маркировки, нарушило требование п. 4.1 ГОСТ 51121-97, который предписывает ему своевременно предоставлять информацию потребителю о предлагаемых к реализации непродовольственных товарах, т.е. не предоставляет потребителю своевременно информацию в виде текстового документа, прилагаемого к товару - посуде из стекла, содержащего информацию о товаре, предусмотренную п. п. 1-8 п. 4.6 ГОСТ 5112-97.
Доказательств того, что ОАО "Похвистневскагропромснаб" нарушило требования п. 4.1 ГОСТ 51121-97 и при отсутствии маркировки на посуде из стекла не представляло потребителям своевременно информацию о товаре в виде текстового документа, прилагаемого к товару - посуде из стекла, ФГУ "Самарский ЦСМ" не представило.
Апелляционная инстанция арбитражного суда Самарской области приходит к выводу о том, что отсутствуют доказательства события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.19 КоАП РФ.
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права.
Апелляционная жалоба обоснована. Решение арбитражного суда следует отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Самарской области от 07.02.2003 отменить.
В удовлетворении заявления ФГУ "Самарский ЦСМ" о привлечении ОАО "Похвистневскагропромснаб" к административной ответственности отказать.