Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.04.2003 № А55-14815/02-42
<КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ Г. САМАРЫ, ЯВЛЯЯСЬ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЛ КООРДИНАЦИЮ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ВОПРОСАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗЕМЕЛЬ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ПРЕДЕЛАХ ЧЕРТЫ ГОРОДА САМАРЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 30 апреля 2003 года Дело № А55-14815/02-42


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Самарский Губернский рынок", г. Самара, на решение суда от 14.03.2003 по делу № А55-14815/02-42 по иску Прокурора Самарской области в защиту государственных и общественных интересов к
1. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары,
2. ООО "Самарский Губернский рынок", г. Самара,
о признании недействительным положения договора.
Прокурор Самарской области обратился в арбитражный суд с иском к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары и к ООО "Самарский Губернский рынок", г. Самара, о признании части 6 пункта 4.1 договора аренды № 28555 от 10.10.97 земельного участка с правом выкупа в собственность недействительной.
Решением суда от 14.03.2003 исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ООО "Самарский Губернский рынок", г. Самара, просит решение суда от 14.03.2003 отменить, как принятое с нарушением норм материального права, в иске Прокурору Самарской области отказать.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что:
Главой города Самары было принято постановление № 1183 от 29.09.97 о предоставлении обществу с ограниченной ответственностью "Самарский Губернский рынок" в аренду земельного участка и разрешении строительства многоэтажных жилых домов на Поляне им. Фрунзе в Промышленном районе, в связи с которым ООО "Самарский Губернский рынок" предоставлялся в аренду земельный участок площадью 1,6 га на 9-й просеке Промышленного района под строительство многоэтажной жилой застройки, а Комитет по земельным ресурсам и землеустройству и ООО "Самарский Губернский рынок" обязывались заключить договор аренды земельного участка.
В соответствии с указанным постановлением Главы города Самары Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по поручению Администрации города Самары и ООО "Самарский Губернский рынок" заключили договор № 28555 от 10.10.97 аренды земельного участка с правом выкупа в собственность.
Частью 6 пункта 4.1 вышеуказанного договора установлено, что арендатор имеет право выкупить участок в собственность в установленном законодательством порядке. При выполнении названного условия договор расторгается по взаимному согласию сторон в порядке, обусловленном специальным соглашением.
Прокурор Самарской области считает положения части 6 п.4.1 договора № 28555 от 10.10.97 противоречащими действовавшему на момент его заключения законодательству.
В обоснование исковых требований Прокурор Самарской области ссылается на Основные положения Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01 июля 1994 г., утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 № 1535(далее Программа приватизации), согласно которым право выкупа земельного участка могло быть реализовано в соответствии и в порядке, определенном указанной Программой , и на отсутствие у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству оснований для заключения с ООО "Самарский Губернский рынок" договора аренды с предоставлением последнему права выкупа арендуемого земельного участка.
Суд, удовлетворяя иск, указал на нарушение действовавшего на момент заключения законодательства и отсутствие у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству правовых оснований для включения в договор аренды условия о праве выкупа ООО "Самарский Губернский рынок" арендуемого им имущества.
Однако данные выводы суда нельзя признать законными и обоснованными. Действовавшее в период заключения договора аренды № 28555 от 10.10.1997 законодательство не запрещало совершать сделки по отчуждению земельных участков.
Так, в соответствии со ст.3(п.4) Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" было предусмотрено, что органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обеспечивают предоставление, продажу в установленном земельным законодательством порядке земельных участков застройщикам для жилищного строительства на территориях, определенных градостроительной документацией. Согласно ст. 22 Закона Российской Федерации от 24.12.1992 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" Застройщик имеет право на получение или приобретение в установленном порядке земельных участков для строительства жилья в зонах, предусмотренных градостроительной документацией. Органы местного самоуправления с учетом специфики регионов и городов обязаны предоставить в пользование, аренду, собственность или продать земельные участки для жилищного строительства в срок не более одного месяца для физических лиц и двух месяцев для юридических лиц с момента их обращения.
Следовательно, включение в договор аренды № 28555 от 10.10.97 условия о возможности выкупа арендованного земельного участка в собственность в установленном законодательством порядке не нарушает действующего на момент заключения договора законодательства.
Ссылка Прокурора Самарской области на противоречие части 6 п. 4.1 договора Основным положениям Программы приватизации неосновательна. В Основных положениях Программы приватизации регламентировалась приватизация следующих объектов недвижимого имущества, находящегося в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности:
- земельных участков (кроме не подлежащих приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации), на которых расположены приватизируемые предприятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также вышеуказанные объекты недвижимости, сданные в аренду;
- незанятых (неиспользуемых) зданий, строений, сооружений, помещений, в том числе встроенно-пристроенных нежилых помещений в жилых домах, вместе с земельными участками (долями земельных участком), на которых они расположены;
- земельных участков, в том числе с находящимися на них объектами недвижимости, предоставленных гражданам и их объединениям для ведения предпринимательской деятельности.
Ни одна из изложенных в Основных положениях Программы приватизации позиций к земельному участку, переданному в аренду ООО "Самарский Губернский рынок", не применима.
Нарушения ответчиком действующего законодательства, выразившегося во включении в договор аренды условия о выкупе земельного участка, а именно Основных положений Программы приватизации, не имеется.
Кроме того, ссылка суда при вынесении решения на нарушение норм права, регулирующих отношения по приватизации земельного участка, не имеет правового значения для решения данного спора, так как право собственности на возводимый объект может быть приобретено ООО "Самарский Губернский рынок" не в порядке приватизации, а на вновь созданное имущество, построенное за счет собственных средств на арендуемом земельном участке.
Ссылка Прокурора Самарской области на отсутствие у Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Самары права на заключение договора аренды с ООО "Самарский Губернский рынок" и права на включение в спорный договор аренды части 6 п.4.1, предусматривающей право ООО "Самарский Губернский рынок" на выкуп земельного участка в соответствии и в порядке, определенном действующим законодательством, неосновательна.
На момент заключения договора аренды № 28555 от 10.10.97 право оформления договоров аренды земельных участков на территории города было предоставлено согласно Постановлению Администрации г. Самары № 1210 от 17.12.1992 только Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам г. Самары.
Кроме того, вышеназванные полномочия Комитету по земельной реформе и земельным ресурсам г. Самары подтверждаются Указом Президента Российской Федерации № 2130 от 11.12.1993 и Положением о городском Комитете по земельной реформе и земельным ресурсам г. Самары.
Комитет по земельной реформе и земельным ресурсам г. Самары, являясь государственным органом исполнительной власти, осуществлял координацию и регулирование по вопросам земельных отношений и использованию земель, расположенных в пределах черты города Самары.
Часть 6 п.4.1 договора аренды № 28555 от 10.10.97 не содержит положений, свидетельствующих о предоставлении Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству непосредственного права выкупа арендованного земельного участка. Положения ч.6 п.4.1 договора аренды № 28555 от 10.10.97 предусматривают возможность реализации впоследствии ООО "Самарский Губернский рынок" права выкупа арендованного земельного участка в установленном законодательством порядке.
Включение указанного пункта в договор аренды не противоречит действующему законодательству. Материалы дела свидетельствуют о соответствии спорного пункта договора действующему законодательству.
Оснований для признания ч.6 п.4.1 договора аренды недействительным не имеется.
При указанных обстоятельствах суд необоснованно удовлетворил требования Прокурора Самарской области. Решение суда от 14.03.03 подлежит отмене, как принятое при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 14.03.2003 - отменить.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
В иске - отказать.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru