ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 14.05.2003 № 748
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕМЬЯ И ДЕТИ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ" НА 2003 ГОД"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2003 г. № 748
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СЕМЬЯ И ДЕТИ
ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ" НА 2003 ГОД
Рассмотрев представленный мэрией города доработанный проект целевой программы "Семья и дети города Тольятти" на 2003 год, городская Дума постановила:
1. Утвердить целевую программу "Семья и дети города Тольятти" на 2003 год (приложение № 1).
2. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную комиссию по социальной политике (Н.В. Карманников).
Мэр города
Н.Д.УТКИН
Председатель Думы
А.Н.ДРОБОТОВ
Приложение № 1
к Постановлению
городской Думы
от 14 мая 2003 г. № 748
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"СЕМЬЯ И ДЕТИ ГОРОДА ТОЛЬЯТТИ" НА 2003 ГОД
Паспорт
целевой Программы "Семья и дети
города Тольятти" на 2003 год
Наименование Программы Целевая программа "Семья и дети города
Тольятти" на 2003 год
Дата принятия решения Постановление и.о. мэра г. Тольятти
о разработке Программы от 25.07.2002 № 94-2/П "О разработке
прогноза социально-экономического
развития г. Тольятти на 2003 - 2005
годы и проекта бюджета на 2003 год"
Дата утверждения Постановление Тольяттинской городской
Программы Думы № 748 от 14.05.2003
Заказчик Программы Мэрия города Тольятти
Разработчики Программы Комитет по вопросам семьи, материнства
и детства мэрии г. Тольятти
(Иванова И.А., Асютина А.И.), отделы
семьи, материнства и детства
администраций районов (Лаптева Г.П.,
Дарикова Г.А., Гришина М.В.),
руководители городских центров:
социальной помощи семье и детям
(Кергина М.М., Скворцова Н.М.) и
Реабилитационного центра для детей и
подростков с ограниченными
возможностями "Виктория"
(Иванова Т.Ф.).
Головной исполнитель Комитет по вопросам семьи, материнства
Программы и детства мэрии г. Тольятти
Исполнители 1. МУ городской Центр социальной помощи
программных семье и детям (далее - центр
мероприятий "Семья").
2. МУ Центр "Семья" Автозаводского
района.
3. МУ Центр "Семья" Комсомольского
района.
4. МУ Центр "Семья" Центрального
района.
5. Реабилитационный центр для детей и
подростков с ограниченными
возможностями "Виктория".
6. Добровольная самодеятельная
организация помощи инвалидам детства
"Фонд им. Я. Корчака".
7. Комитет по вопросам семьи,
материнства и детства мэрии
г. Тольятти.
8. Главное управление по вопросам
семьи, материнства и детства
Самарской области.
Цели и задачи, Цель: Реализация социальной политики
важнейшие в отношении семей с несовершеннолетними
целевые показатели детьми и детей, нуждающихся
в социальной поддержке.
Задачи: 1. Обеспечить
социально-психологическую,
медико-социальную, материальную и
правовую поддержку семьям
с несовершеннолетними детьми,
нуждающимся в социальной поддержке.
2. Осуществлять реабилитацию семей
с детьми-инвалидами, организацию
досуга и развитие способностей детей
с ограниченными возможностями
здоровья, их адаптацию и интеграцию
в общество.
3. Создать условия для предупреждения
в городе детской беспризорности,
безнадзорности и социального
сиротства, содержания и воспитания
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, в семьях
граждан.
Целевые показатели:
- экономия средств муниципального
бюджета за счет содержания
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей,
не в муниципальных учреждениях,
а в семьях граждан;
- увеличение числа семей, получивших
социальную, медико-социальную,
психологическую, правовую помощь;
- обеспечение профилактики
беспризорности детей и подростков
в городе;
- сохранение числа детей, охваченных
всеми формами организованного отдыха
в летний период, на уровне 2002
года.
Сроки и этапы В течение 2003 года
реализации
Программы,
основных
мероприятий
Объемы и источники Городской бюджет - 5643,0 тыс. руб.
финансирования Областной бюджет - 25534,6 тыс. руб.
Ожидаемые конечные - улучшение правового,
результаты реализации психологического, медико-социального
Программы обслуживания семей города;
- реализация на территории города прав
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, сохранение
условий для передачи их на воспитание
в семьи граждан;
- реабилитация и социализация
детей-инвалидов;
- снижение затрат на содержание
учреждений для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей.
Система организации Комитет по вопросам семьи, материнства
управления Программой и детства мэрии г. Тольятти несет
и контроля за ходом ее ответственность за результаты выполнения
реализации Программы, осуществляет контроль
за ходом ее реализации, оценивает
уровень исполнения, координирует работу
исполнителей и обеспечивает целевое
использование выделяемых финансовых
средств. Комитет готовит и предоставляет
отчет о выполнении Программы
на рассмотрение коллегии мэрии города.
Итоговый отчет направляется
на утверждение в городскую Думу. Общий
контроль за исполнением Программы
осуществляют мэрия города и городская
Дума.
Раздел 1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Одним из условий устойчивого социального развития города является семейная политика, успешная реализация которой позволяет формировать и сохранять наиболее ценные качества членов городского сообщества: трудоспособность, доброту, человечность, ответственность, заботу о детях и подростках. Сохранив семью, поддержав ее в трудные периоды, мы сохраним источник уверенности в завтрашнем дне, защищенности от стрессовых ситуаций и необдуманных поступков, стабильности существования. Оказав помощь дезадаптированным категориям населения, можно снизить иждивенческую или нетрудоспособную нагрузку на город. А поддержав детей и обеспечив реализацию их прав и гарантий, мы воспитаем уверенные в себе и доверяющие городу будущие поколения горожан.
Конкретные результаты семейной политики можно спланировать путем сохранения целевого подхода к ее реализации в виде целевой программы с обеспечением целевого финансирования основных ее мероприятий. Об этом свидетельствуют итоги предыдущих аналогичных программ, позволивших сохранить положительный баланс населения, рождаемости, благополучия в семьях и среди детей, своевременного разрешения проблем безнадзорности детей и их жизнеустройства.
Реализация Программы позволит обеспечить дальнейшее развитие городской социальной политики в отношении семей с несовершеннолетними детьми, укрепление семейных отношений, защиту личных, имущественных и жилищных прав и интересов детей города. Опыт работы по оказанию социальной помощи семьям с детьми показал, что целевая, доступная социально-психологическая, медико-социальная, правовая и реабилитационная поддержка семей и вложенные в эту работу финансовые средства позволяют добиваться позитивных показателей семейной политики в городе.
Тревожным фактором и условием разработки целевой программы остается динамика негативных социальных явлений. Растет общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 1998 г. - 1544 чел., 1999 г. - 1670 чел., 2000 г. - 1854 чел., 2001 г. - 1899 чел., за 2002 г. - 2147 чел. Растет число социальных сирот, то есть при живых родителях, содержащихся в учреждениях за счет государства: за последние пять лет их число увеличилось с 398 до 629 чел. За 2002 г. в результате лишения родителей прав 261 ребенок остались без попечения родителей (в 2001 г. их было 256, в 2000 г. - 305, в 1999 г. - 275, в 1998 г. - 218). Сохраняются основные причины, по которым родителей лишают родительских прав, - наркомания, алкоголизм и связанные с этим нетрудоспособность и деградация личности. Кроме того, ежегодно находятся матери, которые отказываются от своих новорожденных детей, в 2002 г. отказались или оставили детей в роддоме 83 женщины (в 2001 г. - 65, в 2000 г. - 69, в 1999 г. - 77, в 1998 г. - 85 чел.).
Основными причинами социального сиротства являются дезорганизация семей, материальные и жилищные проблемы, наркомания и алкоголизм родителей, отсутствие стационарных социальных учреждений для временного пребывания семей, попавших в кризисную ситуацию. Из-за нестабильного материального положения, неуверенности в завтрашнем дне медленно растет число семей, берущих социальных сирот на воспитание. Вследствие этого сохраняется определенная часть детей, ежегодно определяемых в детские сиротские учреждения, в 1998 г. - 181, в 1999 г. - 162, в 2000 г. - 143, в 2001 г. - 97, в 2002 г. - 142 ребенка).
За темпом роста числа сирот не успевают меры по обеспечению их жильем: в 1997 г. нуждалось в жилье 24 человека из числа сирот, получили 4; в 1998 г. нуждалось 29, получили 7; в 1999 г. - из 40 получили 2; в 2000 г. из 51 получили 2; в 2001 г. - из 65 получили 26 человек. В 2002 г. в списке лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное его получение в соответствии с федеральным законодательством, состояло 63 человека, получили отдельное жилье 7. Для обеспечения жильем всех имеющих право на внеочередное получение жилья требуется около 25 млн. руб.
Существуют в городе и другие проблемы: недостаточна база отдыха детей с оздоровлением в течение года; сохраняются проблемы наркомании среди детей и подростков, профилактики заболеваний, передающихся половым путем, организации здорового образа жизни и досуга; проблематичным остается вопрос привлечения и закрепления специалистов для работы в учреждениях службы семьи, материнства, детства из-за низких тарифных ставок, отсутствия иных доходов, доплат и льгот, из-за сложных условий работы с проблемными категориями населения.
Благодаря ежегодным программам "Семья и дети города Тольятти" осуществлялось целевое финансирование таких мероприятий, как создание городских специализированных центров (социально-реабилитационного для детей, лишившихся попечения родителей, реабилитационного для детей с ограниченными возможностями, детского социального приюта, социальной гостиницы для женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации), обучение специалистов высокоэффективным методам реабилитации детей-инвалидов (верботональной методике и кондуктивной педагогике), обучение детей-инвалидов по перспективным специальностям, приобретение современного реабилитационного оборудования для детских учреждений, проведение массовых городских мероприятий, способствующих укреплению семьи (День Семьи, День Матери, конкурсы "Моя семья", "Моя родословная", фестиваль творчества детей-инвалидов), консультирование, патронаж и психологическая поддержка семей, профилактика наркомании, ВИЧ-инфекции, СПИДа, ЗППП среди детей, организация их летнего отдыха и сохранение для этих целей загородной оздоровительной базы, частичная компьютеризация рабочих мест по охране прав детей, сохранение специалистов высокого класса в муниципальных социальных учреждениях и других.
Такая забота о семьях и детях способствовала сохранению благоприятного демографического баланса, что выгодно отличает город от других территорий России. Растет число родившихся за год детей (в 2002 г. - 7380 детей, 2001 г. - 6640, в 2000 г. - 6440, в 1999 г. - 6075 детей) и количество заключенных браков (2002 г. - 5443, 2001 г. - 5311, 2000 г. - 4885, 1999 г. - 4867). Снижается число абортов (с 5784 в 1999 г. до 5169 в 2001 г., в том числе у несовершеннолетних соответственно с 138 до 120). Абсолютное большинство детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (1455 из 2147 или 68%), воспитываются в соответствии с требованиями Конвенции о правах ребенка и российского законодательства в семьях - под опекой, попечительством, в приемных семьях. Число приемных семей постоянно растет: на 01.01.2003 их числилось 105, в которых воспитывается 115 детей, что заменяет два таких детских дома как "Ласточка" с ежегодной экономией бюджетных средств около 11 млн. руб. Из числа сирот города на полном государственном обеспечении обучаются более пятидесяти подростков в Кадетском корпусе, 189 - в учреждениях начального профобразования, 78 - в средних специальных учебных заведениях, 29 - в вузах, 454 - воспитываются в детских домах и школах - интернатах. Среди детей, проживающих в городе, нет беспризорных детей.
Анализ работы по реализации городской Программы "Семья и дети города Тольятти" 2002 года показал, что Программа выполнялась в соответствии с Постановлением городской Думы № 303 от 14.11.2001. Практически реализованы мероприятия по правовой, медико-социальной, психологической поддержке семей, имеющих несовершеннолетних детей, расширению деятельности муниципальных учреждений социальной помощи семье и детям, реабилитации детей, оказавшихся в социально опасном положении, и детей-инвалидов. Однако потребность в мероприятиях по социальной поддержке семей и детей сохранилась, так как законодательная база не изменялась и не дополнялась, необходимость поддержки семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, остается актуальной.
Все это свидетельствует о необходимости сохранения перечня программных мероприятий по социальной поддержке семей и детей, обеспечения целевого финансирования мероприятий по улучшению положения семей и детей в городе, дальнейшего развития муниципальной системы помощи семье и детям как наиболее доступной, соответствующей как требованиям законодательства, так и интересам семей с детьми, путем принятия целевой программы на 2003 год.
Большую социальную, психологическую, медико-социальную и правовую помощь семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, осуществляют муниципальные центры социальной помощи семье и детям (центры "Семья"), имеющиеся в каждом районе. Однако некоторые виды работы по поддержке семей (организация летних лагерей при центрах, отделений экстренной психологической помощи и телефонов доверия, профильных семейных клубов, обучение населения по коррекционным программам, профилактика наркомании) выходят за рамки уставной деятельности центров. В целях расширения деятельности центров и дальнейшего развития социального обслуживания семей и детей в рамках настоящей Программы планируется осуществить указанные мероприятия и выделить на их выполнение 669 тыс. руб.
Для реализации одной из основных задач органов местного самоуправления в области охраны детства - социальной поддержки детей-сирот и детей-инвалидов в Программе предусмотрены мероприятия по оказанию конкретной помощи детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, детям-инвалидам, опекунам и приемным семьям. На выполнение этих мероприятий в разделах "Дети-сироты" и "Дети-инвалиды" предусмотрено соответственно 3163 и 755 тыс. руб., в том числе на приобретение жилья для лиц из числа детей-сирот 2042 тыс. руб.
На организацию летнего отдыха детей и семей, нуждающихся в социальной поддержке (дети-сироты, дети-инвалиды, дети из многодетных, малообеспеченных и неполных семей, дети родителей-инвалидов, родителей - военнослужащих, безработных и других категорий) необходимо 1056 тыс. руб. Увеличение расходов из городского бюджета на летний отдых по сравнению с 2002 годом продиктовано необходимостью расширить охват детей из малообеспеченных семей, а также детей, воспитывающихся в опекающих и приемных семьях, и детей-инвалидов.
Для реализации мер по социальной поддержке детей по-прежнему активно будут привлекаться средства областного бюджета: всего планируется получить из областного бюджета 25,5 миллионов рублей.
Основными статистическими показателями для расчетов стали:
Основной целью разработки Программы является реализация социальной политики в отношении детей и семей с несовершеннолетними детьми, для чего планируется решить следующие задачи:
1. Обеспечить социально-психологическую, медико-социальную, материальную и правовую поддержку семьям с несовершеннолетними детьми, нуждающимся в социальной поддержке.
2. Осуществлять реабилитацию семей с детьми-инвалидами, развитие способностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в общество.
3. Создать условия для содержания и воспитания детей в семье, предупреждения детской безнадзорности и социального сиротства.
Раздел 3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
Расчеты затрат на реализацию Программы основаны на сметах и расчетах на проведение мероприятий. Общая сумма затрат из городского бюджета составит 5643 тыс. руб, в том числе:
- на оказание социально-психологической, медико-социальной, социально-педагогической помощи населению - 669 тыс. руб.;
- на поддержку и реализацию прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - 3163 тыс. руб. В числе указанных расходов планируется выплатить непосредственно получателям (опекунам, попечителям, приемным родителям) в виде пособий 1086 тыс. руб.; на реализацию льгот (жилье детям-сиротам, проезд в городском транспорте детям-сиротам, детям-инвалидам и детям из многодетных семей) - 2057 тыс. руб.; на проведение месячника по пропаганде приемной семьи и профильную смену в Кадетском корпусе - 20,0 тыс. руб.;
- на реабилитационные мероприятия для детей-инвалидов - 755 тыс. руб., в том числе оздоровление детей-инвалидов в городских и областных санаториях и профилакториях, а также в бассейнах 260 тыс. руб. (что позволит оздоровить в санаториях около 30 детей при средней стоимости одной путевки 8 тыс. руб. и около 100 детей в бассейнах при средней стоимости абонемента 300 рублей), обучение и профподготовка детей - инвалидов (около 100 детей) и содержание детей, не способных обслуживать себя, в стационарной группе Фонда им. Я. Корчака (10 детей с расходом на содержание 30 тыс. руб. в год);
- на организацию летнего отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных, неблагополучных, многодетных и неполных семей в загородных оздоровительных центрах г. Тольятти - 1056 тыс. руб.
Расчеты по затратам средств на реализацию мероприятий Программы:
Итого по подразделу: 6000,0 - областной бюджет
1056,0 - городской бюджет
Всего по Программе: по областному бюджету - 25534,6 тыс. руб.
по городскому бюджету - 5643,0 тыс. руб.
Раздел 5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ
Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакции от 08.04.2002 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, оставшиеся без попечения единственного или обоих родителей, в связи с отсутствием родителей или лишением или ограничением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбывающими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке (Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ в редакции от 08.04.2002 "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей");
дети-инвалиды - дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты, инвалидность которых признана государственной службой медико-социальной экспертизы (Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ в редакции от 29.05.2002 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации");
дети с ограниченными возможностями - дети с полной или частичной утратой способности или возможности самостоятельно обслуживать себя, передвигаться, обучаться, общаться, ориентироваться, контролировать свое поведение, заниматься трудовой деятельностью;
безнадзорные дети - несовершеннолетние, контроль за поведением которых отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц (Федеральный закон от 24.06.1999 120-ФЗ в редакции от 13.01.2001 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
беспризорные дети - безнадзорные дети, не имеющие места жительства и (или) места пребывания (Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ в редакции от 13.01.2001 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
социально неблагополучные семьи (СНС) - педагогически несостоятельные, конфликтные, аморальные, а также семьи, где родители (члены семьи) злоупотребляют алкоголем или имеют наркотическую зависимость;
многодетные семьи - семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет (Постановление главы администрации Самарской области от 14.04.1995 № 129 "О предоставлении льгот многодетным семьям");
одинокая мать - мать, родившая ребенка, не состоя в браке, имеющая ребенка, рожденного вне брака, и отец которого не установлен в предусмотренном законом порядке, не имеющая заявления отца ребенка или решения суда об установлении отцовства;
опека и попечительство - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство устанавливается над детьми в возрасте от 14 до 18 лет (Семейный кодекс РФ и Гражданский кодекс РФ);
приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, заключенного между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью) - Семейный кодекс РФ;
дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети-жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи (Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ в редакции от 20.07.2000 "Об основных гарантиях прав ребенка");
дети, находящиеся в социально опасном положении, - лица в возрасте до 18 лет, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушение или антиобщественные действия (Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ в редакции от 13.01.2001 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
семья, находящаяся в социально опасном положении - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними (Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ в редакции от 13.01.2001 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних");
социальная реабилитация детей - мероприятия по восстановлению утраченных ребенком или ранее невостребованных социальных связей и функций, восполнение среды жизнеобеспечения, усиление заботы о нем (Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ в редакции от 20.07.2000 "Об основных гарантиях прав ребенка").
Раздел 6. ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЙ
И ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
В ПОДРАЗДЕЛЕ "ДЕТИ-СИРОТЫ" НАСТОЯЩЕЙ ПРОГРАММЫ
6.1. Порядок назначения и выплаты ежемесячного
городского пособия детям, оставшимся без попечения
родителей и находящимся под опекой и попечительством,
но не получающим денежные средства на содержание согласно
Приказу Министерства образования Российской
Федерации № 199 от 19.08.1999
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в целях социальной помощи опекунам и попечителям в содержании детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся у них под опекой или попечительством, активизации передачи таких детей в семьи под опеку, попечительство и реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
1.2. Порядок определяет категории граждан, имеющих право на получение пособий, порядок расчета и размер пособий, порядок их предоставления.
1.3. Пособие выплачивается в течение 2003 года.
2. Категории граждан, имеющих право
на получение пособия
2.1. Право на получение ежемесячного городского пособия имеют дети в возрасте до 18 лет, фактически оставшиеся без попечения родителей и находящиеся под опекой или попечительством, в связи с тем, что родители проживают раздельно с детьми, не участвуют в их воспитании и не имеют условий для их содержания и воспитания.
2.2. Ежемесячное городское пособие не назначается и не выплачивается на подопечных, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях всех типов и видов, независимо от их ведомственной принадлежности, а также родители которых могут лично осуществлять воспитание своих детей, но добровольно их передают под опеку или попечительство другим лицам, так как:
- находятся в длительных служебных командировках;
- имеют условия для их содержания и воспитания, но проживают раздельно с детьми.
3. Размер предоставляемого пособия
Размер ежемесячного городского пособия составляет 300 (Триста) рублей в месяц на одного ребенка, находящегося под опекой, попечительством.
4. Порядок назначения и выплаты пособия
4.1. Для получения ежемесячного городского пособия на ребенка опекун, попечитель представляют в орган опеки и попечительства (в отдел семьи, материнства и детства администрации района) по месту жительства следующие документы:
- заявление на выплату городского пособия;
- документы, подтверждающие, что родители не могут лично или не в состоянии лично осуществлять воспитание своего ребенка (детей).
4.2. При этом в личном деле подопечного ребенка должны быть следующие документы:
- копия свидетельства о рождении ребенка,
- копии документов, подтверждающих фактическое отсутствие попечения над ребенком одного или обоих родителей,
- копия решения органа опеки и попечительства об установлении над ребенком опеки, попечительства,
- справка с места жительства ребенка о совместном его проживании с опекуном, попечителем,
- справка об обучении в образовательном учреждении ребенка старше 16 лет.
4.3. На основании документов, указанных в пунктах 4.1 и 4.2 настоящего Порядка, Опекунский совет при органе опеки и попечительства принимает решение о назначении ежемесячного городского пособия.
4.4. На основании решения Опекунского совета при органе опеки и попечительства отдел по вопросам семьи, материнства и детства администрации района включает в список детей, имеющих право на получение ежемесячного городского пособия с первого числа месяца, в котором подано заявление опекуна. Список заверяется подписью начальника отдела и печатью отдела.
4.5. Заявку на выплату ежемесячного городского пособия и список детей с указанием лицевого счета опекуна, попечителя отдел семьи администрации района подает в Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти и районный Центр социальной помощи семье и детям.
4.6. Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии города в соответствии с заявкой и в пределах утвержденных сумм перечисляет денежные средства муниципальным учреждениям "Центр социальной помощи семье и детям" соответствующего района г. Тольятти.
4.7. Муниципальные учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" перечисляют денежные средства на лицевой счет опекуна, попечителя в отделении Сбербанка по месту жительства.
5. Финансовое обеспечение
5.1. Финансирование учреждений, производящих выплату пособий производит Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти из средств городского бюджета в соответствии с городской целевой программой "Семья и дети г. Тольятти" на 2003 год.
5.2. Перечисление денежных средств производится ежеквартально на основании заявок, представленных отделами семьи, материнства и детства в Комитет по вопросам семьи, материнства и детства до 25 числа первого месяца квартала.
6. Прекращение выплаты пособия
6.1. Выплата пособия прекращается по следующим основаниям:
- достижением ребенком совершеннолетия;
- освобождение или отстранение опекуна, попечителя от исполнения обязанностей;
- устройство подопечного в учреждение на полное государственное обеспечение;
- трудоустройство подопечного;
- вступление подопечного в брак;
- объявление подопечного полностью дееспособным (эмансипированным).
6.2. О прекращении выплаты ежемесячного городского пособия опекун, попечитель извещаются письменно районным Центром социальной помощи семье и детям.
6.2. Порядок назначения и выплаты денежных средств
для частичной оплаты проезда в городском транспорте одному
из приемных родителей и пособия для частичной оплаты
коммунальных услуг на приемных детей
1. Общие положения
1.1. Порядок назначения и выплаты денежных средств для частичной оплаты проезда в городском транспорте одному из приемных родителей и частичной оплаты коммунальных услуг за приемных детей в г. Тольятти (далее - Порядок) разработан в дополнение к выплатам из областного бюджета на содержание приемного ребенка и оплату труда приемных родителей в целях оказания социальной поддержки семьям, имеющим на воспитании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, активизации передачи детей в приемные семьи, реализации права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
1.2. Порядок определяет категории граждан, имеющих право на получение денежных средств, порядок расчета и размер выплаты, порядок их предоставления.
1.3. Выплата денежных средств позволяет частично возместить расходы приемных родителей по оплате коммунальных услуг на каждого приемного ребенка и оплате проезда в городском транспорте одному из приемных родителей.
1.4. Денежные средства выплачиваются в течение срока действия настоящей Программы "Семья и дети города Тольятти" и договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью.
2. Категории граждан, имеющих право
на получение денежных средств
2.1. Право на получение денежных средств для частичной оплаты коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, газоснабжение) имеют приемные родители, на жилплощади которых зарегистрирован по месту пребывания или месту жительства приемный ребенок (дети).
2.2. Право на получение денежных средств для частичной оплаты проезда в городском транспорте имеет один из приемных родителей, независимо от количества приемных детей, воспитывающихся в приемной семье.
3. Размер предоставляемых денежных средств
3.1. Размер выплаты денежных средств для частичной оплаты коммунальных услуг составляет 100 (Сто) рублей в месяц на каждого приемного ребенка.
3.2. Размер выплаты денежных средств для частичной оплаты проезда в городском транспорте составляет 100 (Сто) рублей в месяц одному из приемных родителей.
4. Порядок предоставления денежных средств
4.1. Денежные средства для частичной оплаты коммунальных услуг и частичной оплаты проезда в городском транспорте назначаются одному из приемных родителей с 1 числа месяца, в котором поданы заявление и необходимые документы.
4.2. Для получения денежных средств на оплату коммунальных услуг и проезд в городском транспорте приемные родители (один из них) должны обратиться в муниципальное учреждение "Центр социальной помощи семье и детям" района по месту жительства, представив следующие документы:
- заявление о выплате пособия с указанием своего лицевого счета в отделении Сберегательного банка;
- паспорт или документ, его заменяющий.
4.3. Главные бухгалтера муниципальных учреждений "Центр социальной помощи семье и детям" соответствующего района г. Тольятти на основании представленных документов производят начисление денежных средств для оплаты услуг, перечисленных в пункте 1.3 настоящего Порядка, на каждого приемного ребенка и одного из приемных родителей и подают заявку на финансирование денежных средств в Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии города.
4.4. Выплату денежных средств производят муниципальные учреждения "Центр социальной помощи семье и детям" соответствующих районов г. Тольятти путем перечисления на лицевой счет приемного родителя в отделении Сбербанка по месту жительства 1 раз в квартал.
5. Финансовое обеспечение
5.1. Финансирование расходов на выплату денежных средств производит Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти из средств, предусмотренных в бюджете г. Тольятти в соответствии с целевой программой "Семья и дети г. Тольятти" на 2003 год.
5.2. Перечисление денежных средств муниципальным учреждениям "Центр социальной помощи семье и детям" соответствующих районов г. Тольятти производится ежеквартально на основании их заявок, представленных в Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти до 25 числа первого месяца квартала.
5.3. Выплата указанных денежных средств производится в пределах сумм, указанных в настоящей Программе.
Раздел 7. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Для исполнения мероприятий Программы имеются необходимые финансовые, кадровые и методологические ресурсы, законодательная и нормативная база, сеть учреждений, являющихся непосредственными исполнителями (четыре центра социальной помощи семье и детям, два реабилитационных центра).
Имеется необходимая материально-техническая база: помещения муниципальных учреждений социального обслуживания семей и детей, специализированное диагностическое и реабилитационное оборудование. Активно используется база учреждений других ведомств: для летнего отдыха и оздоровления - загородные лагеря, пансионаты и санатории города и области; для обучения детей-инвалидов - Центр информационных технологий образования; для профилактической работы - дошкольные учреждения, школы, учреждения начального и среднего специального образования; для проведения массовых мероприятий - учреждения культуры.
Для обеспечения выполнения мероприятий Программы запланированы финансовые ресурсы - средства городского бюджета в объеме 5 млн. 643 тыс. рублей. С Главным управлением по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области согласованы расчеты на привлечение средств областного бюджета в соответствии с целевыми областными программами в объеме 25 млн. 534 тыс. 600 рублей. За счет областного бюджета планируются расходы на ежемесячные выплаты пособий опекаемым детям и приемным семьям, на летний отдых детей, приобретение новогодних подарков для детей.
Исполнители Программы, городская служба семьи, материнства и детства обеспечены необходимыми кадрами специалистов. В центрах "Семья" работает 94 специалиста, в том числе:
в городском центре - 22;
в Автозаводском - 26;
в Комсомольском - 24;
в Центральном - 21.
Среди специалистов центров "Семья" - 31 социальный педагог, 23 психолога, 12 специалистов по социальной работе, 9 медицинских работников (врачи, фельдшеры, медсестры). Из общего числа специалистов центров "Семья" 74% имеют высшее или среднее специальное образование.
В реабилитационных центрах "Гармония" и "Виктория" работает 107 специалистов и 119 человек обслуживающего персонала. В основном, специалисты с опытом работы, пониманием задач, желанием помочь детям.
В комитете по вопросам семьи, материнства и детства мэрии города работает 5 специалистов, в том числе: председатель, два главных специалиста, один ведущий специалист и один специалист 1 категории.
Раздел 8. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти организует исполнение Программы, координирует деятельность исполнителей и взаимодействие с различными ведомствами и структурами, вносит предложения по изменению программных мероприятий, ежеквартально анализирует ход выполнения мероприятий, оценивает уровень работы исполнителей.
Основными исполнителями программных мероприятий являются муниципальные учреждения:
- Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти;
- Городской центр социальной помощи семье и детям;
- Центр помощи семье и детям Автозаводского района;
- Центр помощи семье и детям Центрального района;
- Центр помощи семье и детям Комсомольского района;
- Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями "Виктория",
а также Главное управление по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области.
Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии города обеспечивает целевое использование выделяемых финансовых средств, контролирует деятельность подведомственных учреждений по использованию бюджетных средств, готовит ежемесячные отчеты об использовании средств в Департамент финансов, казначейство, Департамент экономики мэрии города.
Для исполнителей из числа подведомственных учреждений Комитет издает приказы о порядке проведения мероприятий, утверждает смету расходов и план подготовки мероприятия. Исполнитель организует мероприятие, после его проведения представляет в комитет финансовый и текстовый отчеты. По окончании финансового года итоги реализации Программы рассматриваются на отраслевой балансовой комиссии.
Выплаты пособий, предусмотренных в подразделе "Дети-сироты", производятся в соответствии с Порядками, приведенными в разделе 6 "Основания для выплаты пособий" настоящей Программы.
Раздел 9. ЭТАПЫ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программные мероприятия и Программа в целом подлежат исполнению в течение 2003 года.
Раздел 10. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ И КОНТРОЛЯ
Управление Программой и контроль за ходом ее реализации осуществляет Комитет по вопросам семьи, материнства и детства мэрии г. Тольятти. В ходе контроля Комитет оценивает уровень и координирует работу исполнителей, анализирует результаты, обеспечивает целевое использование выделяемых финансовых средств. Не реже одного раза в полугодие Комитет предоставляет отчет о выполнении Программы на рассмотрение коллегии мэрии города. Итоговый годовой отчет направляется на утверждение в городскую Думу. Общий контроль за исполнением Программы осуществляют мэрия города и городская Дума в рамках ее контрольной деятельности.
Раздел 11. ОЖИДАЕМЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация Программы позволит добиться:
- улучшения положения детей за счет своевременной социально-реабилитационной работы с семьями;
- интеграции детей-инвалидов в общество за счет расширения для этого социально-бытовых, профилактических, развивающих, профориентационных мероприятий;
- улучшения качественной подготовки к жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за счет поддержки форм семейного содержания, создания условий для проживания;
- экономии бюджетных средств, выделяемых на содержание сиротских учреждений, за счет развития семейных форм содержания детей-сирот;
- своевременного разрешения семейных, супружеских, родительско-детских или личностных проблем за счет расширения форм обучения и консультирования; сохранения института семьи и брака за счет поддержки семейных объединений и профильных клубов, а также проведения массовых общесемейных мероприятий;
- реализации государственной социальной политики в отношении семей с детьми на территории города.
Критериями оценки эффективности реализации Программы являются следующие показатели:
- экономия средств муниципального бюджета за счет содержания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в количестве не менее 63% от их числа не в муниципальных учреждениях, а в семьях граждан;
- увеличение числа семей, получивших социальную, медико-социальную, психологическую, правовую помощь на 10%;
- сохранение числа детей, охваченных всеми формами организованного отдыха в летний период, на уровне 2002 года;
- обеспечение целевого использования выделенных средств на 100%.