ПОСТАНОВЛЕНИЕ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ от 29.05.2003 № 243
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА САМАРЫ НА 2004-2006 ГОДЫ"
Вступил в силу с момента официального опубликования (пункт 2 данного документа).
САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2003 г. № 243
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК ГОРОДА САМАРЫ
НА 2004 - 2006 ГОДЫ"
В целях обеспечения равных прав граждан на получение информации в общественно-политической, экономической и культурной сферах, Самарская Городская Дума постановила:
1. Утвердить городскую целевую программу "Развитие муниципальных библиотек города Самары на 2004 - 2006 годы".
2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.
3. Администрации города ежегодно предоставлять в Самарскую Городскую Думу информацию о ходе выполнения городской целевой программы "Развитие муниципальных библиотек города Самары на 2004-2006 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет по социальным вопросам (Сушин А.А.).
Председатель Городской Думы
Г.С.ЛИМАНСКИЙ
Утверждена
Постановлением
Самарской Городской Думы
от 29 мая 2003 г. № 243
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК
ГОРОДА САМАРЫ НА 2004-2006 ГОДЫ"
Паспорт городской целевой программы
"Развитие муниципальных библиотек города Самары
на 2004 - 2006 годы"
НАИМЕНОВАНИЕ Городская целевая программа "Развитие
ПРОГРАММЫ муниципальных библиотек города Самары на
2004 - 2006 годы" (далее Программа).
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ Администрация города Самары.
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ - Управление по вопросам культуры и
ПРОГРАММЫ организации досуга населения администрации
города Самары;
- Муниципальное учреждение культуры
"Самарская муниципальная
информационно-библиотечная система";
- Муниципальное учреждение культуры
"Централизованная муниципальная система
детских библиотек города Самары";
- Муниципальное учреждение "Самарская
публичная библиотека".
ИСПОЛНИТЕЛИ - Управление по вопросам культуры и
МЕРОПРИЯТИЙ организации досуга населения администрации
ПРОГРАММЫ города Самары;
- Муниципальное учреждение культуры
"Самарская муниципальная
информационно-библиотечная система";
- Муниципальное учреждение культуры
"Централизованная муниципальная система
детских библиотек города Самары";
- Муниципальное учреждение "Самарская
публичная библиотека".
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - усиление прогрессивного воздействия
ПРОГРАММЫ городских муниципальных библиотек (далее
библиотек) на культурное и духовное
развитие личности на основе организации
социально-эффективного и экономически
целесообразного библиотечного обслуживания
населения города;
- обеспечение свободного и полного
доступа каждого гражданина к знаниям и
информации;
- максимальный охват детей и подростков
библиотечным обслуживанием;
- повышение роли библиотек как
просветительских и информационных центров,
обеспечение основных возможностей для
непрерывного образования, участие
библиотек в социально-педагогических
комплексах;
- компьютеризация
библиотечно-библиографических процессов и
создание новых информационных ресурсов на
основе внедрения новых информационных
технологий;
- усиление информационных функций
библиотек, предоставление доступа к
региональным, национальным и международным
информационным ресурсам;
- создание сети библиотек - информационных
центров по проблемам местного
самоуправления для жителей города,
осуществление взаимодействия библиотек
города с органами местного самоуправления;
- специализация библиотек города; создание
интеллектуально-досуговых и культурных
центров для массового читателя,
творческой интеллигенции, молодежи и
детей;
- формирование библиотечных фондов с
учетом запросов основных читательских
групп, социально-экономического и
культурного развития города Самары;
- создание библиотек - центров
краеведческой информации, обеспечение
доступа к ним широкого круга потребителей.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ Начало: 2004 г. Окончание: 2006 г.
ПРОГРАММЫ
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ Бюджет города 18 491 тыс. рублей, в том
ФИНАНСИРОВАНИЯ числе:
2004 г. - 6 667 тыс. рублей;
2005 г. - 6 089 тыс. рублей;
2006 г. - 5 735 тыс. рублей.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - обеспечение свободного и полного доступа
ПРОГРАММЫ каждого гражданина к знаниям и информации;
- занятие библиотеками достойного места в
информационном пространстве и
социокультурной среде города; модернизация
и реорганизация основных библиотечных
процессов обслуживания всех групп
населения; поднятие всей работы библиотек
на качественно новый уровень;
- создание сети библиотек - информационных
центров по проблемам местного
самоуправления для жителей города,
осуществление взаимодействия библиотек с
органами местного самоуправления;
- специализация библиотек-филиалов СМИБС N
1, 4, 9, 11, 21, 35; ЦМСДБ № 1, 11, 14, 25
при сохранении основных функций и
универсального книжного ядра библиотеки;
- повышение роли библиотек в
информационном обеспечении образования;
- осуществление взаимодействия библиотек с
социально-педагогическими комплексами во
всех районах города;
- создание библиотек - центров
краеведческой информации, обеспечение
доступа к ним широкого круга потребителей;
- компьютеризация библиотечных процессов;
создание залов доступа к Интернет в
центральных библиотеках с целью
использования региональных, национальных и
международных информационных ресурсов.
КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ Управление по вопросам культуры
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ администрации города Самары -
ежеквартально;
Администрация города Самары -
ежеквартально;
Самарская Городская Дума - ежегодно.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ 1. "Городская библиотека - центр
МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ информации по вопросам деятельности
органов местного самоуправления города
Самары" (Приложение 1).
2. "Внедрение новых технологий в
библиотеках города Самары" (Приложение 2).
3. "Библиотеки -
информационно-образовательные центры.
Библиотеки и социально-педагогические
комплексы: грани взаимодействия"
(Приложение 3).
4."Мира не узнаешь, не зная края своего"
(Приложение 4).
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ
ГУК - Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
города Самары.
СМИБС - Муниципальное учреждение культуры
"Самарская муниципальная
информационно-библиотечная система".
СПБ - Муниципальное учреждение культуры
"Самарская публичная библиотека".
ЦМСДБ - Муниципальное учреждение культуры
"Централизованная муниципальная система
детских библиотек города Самары".
Содержание проблемы и необходимость ее решения
программными методами
В городе Самаре, население которого превышает 1,17 млн. человек, широкую сеть образуют библиотеки различных систем и ведомств. В эту общую библиотечную структуру органично входят городские муниципальные библиотеки с единым книжным фондом свыше 3 млн. экземпляров документов, ежегодно обслуживающие около 300 тыс. пользователей.
За последние годы наблюдается тенденция устойчивого роста читателей на 10-15%: большую часть новых читателей составляют студенты вузов, учащиеся средних школ. Отмечается рост интенсивности чтения у людей пожилого возраста, пенсионеров, домохозяек. По отношению к этой категории предоставление информации рассматривается как средство первоочередной социальной помощи наименее защищенным слоям населения. Одновременно растет количество разовых пользователей, интересующихся текущей информацией, справочными изданиями. С появлением новых специальностей, курсов, программ изменяется структура запросов молодежи: постоянными становятся запросы, связанные с новыми явлениями гражданской жизни, растет количество справок по историческому и культурному краеведению, значительно увеличилась доля запросов на литературу по философии, политологии, социологии, экономике.
С другой стороны, в связи с устойчиво высокими ценами на печатную продукцию и катастрофическим уменьшением бюджетного финансирования библиотеки получают все меньше литературы. В среднем ежегодные поступления составляют 0,2% от общего книжного фонда (в то время как согласно "Модельному стандарту деятельности публичной библиотеки", принятому Российской библиотечной ассоциацией на VI Ежегодной сессии Конференции Российской библиотечной ассоциации 24 мая 2001 года в городе Саратове, в составе фонда должно содержаться до 50% наименований новых изданий на различных носителях). Таким же образом дело обстоит с периодическими изданиями: отмечается их недостаточное количество, отсутствие конкретных видов изданий и названий.
Отсутствие должного финансирования библиотек влияет не только на невозможность систематического формирования фонда (и, прежде всего, его ядра, рассчитанного на пользование многими поколениями людей), но и на организацию хранения больших массивов документов, переход на новые технологии, создание новых структурных подразделений, ремонт ряда библиотек, организацию современного библиотечного дизайна, приобретение новых технических средств и оборудования.
В условиях проводимых в Самаре социальных, экономических и культурных реформ, определяя свое место в сложившейся библиотечной структуре города, муниципальные библиотеки делают акцент на удовлетворение и развитие информационных, культурных, образовательных и досуговых потребностей своих пользователей. Настоящая программа создаст условия для реорганизации и модернизации существующих форм библиотечного обслуживания.
Библиотеки города Самары представляют собой информационные, культурные, образовательные и досуговые учреждения, располагающие фондами тиражирования документов, бесплатно предоставляющие свои услуги населению.
Библиотеки гарантируют права человека, общественных объединений, групп населения и этнических общностей на свободный доступ к информации, свободное духовное развитие, приобщение к ценностям национальной и мировой культуры, на культурную и образовательную деятельность.
Детские библиотеки обеспечивают непрерывность образования, помогая школьникам в учебе, получении профессии, в научной, а гражданам - в производственной, общественной деятельности, организации быта, повышении культурного и интеллектуального уровня, предоставляя свои услуги населению всех возрастов.
В соответствии с Федеральным законом "О библиотечном деле" от 29.12.1994 № 78-ФЗ каждый гражданин, проживающий на территории России, независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание.
Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является усиление прогрессивного воздействия библиотек на культурное и духовное развитие личности на основе организации социально-эффективного и экономически целесообразного библиотечного обслуживания населения города.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнение комплекса задач: усиление прогрессивного воздействия библиотек на культурное и духовное развитие личности на основе организации социально-эффективного и экономически целесообразного библиотечного обслуживания населения города; обеспечение свободного и полного доступа каждого гражданина к знаниям и информации; максимальный охват детей и подростков библиотечным обслуживанием; повышение роли библиотек как просветительских и информационных центров, обеспечение основных возможностей для непрерывного образования; участие библиотек в социально-педагогических комплексах; компьютеризация библиотечно-библиографических процессов и создание новых информационных ресурсов на основе внедрения новых информационных технологий; усиление информационных функций библиотек, предоставление доступа к региональным, национальным и международным информационным ресурсам; создание сети библиотек - информационных центров по проблемам местного самоуправления для жителей города, осуществление взаимодействия библиотек города с органами местного самоуправления; специализация библиотек города; создание интеллектуально-досуговых и культурных центров для массового читателя, творческой интеллигенции, молодежи и детей; формирование библиотечных фондов с учетом запросов основных читательских групп, социально-экономического и культурного развития города Самары; создание библиотек - центров краеведческой информации, обеспечение доступа к ним широкого круга потребителей.
Финансовое обеспечение Программы
Общий объем финансирования программных мероприятий составит 18 491 тыс. рублей, из них в 2004 г. - 6 667 тыс. рублей; 2005 г. - 6 089 тыс. рублей; 2006 г. - 5 735 тыс. рублей.
Источником финансирования является бюджет города.
Технико-экономическое обоснование Программы
Расходы на реализацию программы запланированы исходя из целей, задач и мероприятий документа. При расчете стоимости мероприятий использовались данные, установленные в результате исследований, ранее проводимых муниципальными библиотеками.
Библиотеки являются единственными учреждениями, бесплатно предоставляющими жителям города доступ к информации. Выполнение этой задачи с учетом требований настоящего времени возможно только при условии использования современных компьютерных технологий в библиотеке. Очень важно уже сегодня предоставить читателям наряду с традиционными источниками информации (книги, журналы, газеты) самые разнообразные информационные ресурсы в базах данных, электронные издания на компакт-дисках, обеспечить доступ к информации в сети Интернет, а также научить работать с новыми видами информации, эффективно искать и использовать ее. При условии внедрения новых информационных технологий библиотека не только обеспечивает права читателей на свободный доступ к информации, но и формирует информационную культуру населения.
Специфичность целей компьютеризации - не просто обеспечить свободный и оперативный доступ к информации и улучшить качество обслуживания читателей, но тем самым создать условия для образования, развития, воспитания человека, адаптации к жизни в информационном обществе XXI века.
На реализацию данной задачи в течение трех лет на 71 муниципальную библиотеку необходимо закупить 110 компьютеров, которые позволили бы компьютеризировать каждую библиотеку, а на базе самых крупных создать компьютерные залы для доступа в Интернет.
Расчеты необходимых затрат проведены на основе анализа цен на рынке компьютеров и компьютерных услуг города Самары.
В первый год реализации Программы предполагается провести компьютеризацию тринадцати базовых библиотек (пункт 9.1 раздела 1). Средняя цена на комплект компьютерного оборудования (компьютер с объемом памяти жесткого диска не менее 40 Гб + монитор с размером экрана по диагонали 17" + принтер) составляет 35 000 рублей. Для каждой базовой библиотеки'необходимо как минимум 4 компьютерных комплекта на общую сумму 140 000 рублей. В итоге для приобретения в 13 библиотеках комплектов компьютерного оборудования необходимо 1 820 000 рублей. Стартовые затраты на приобретение расходных материалов (картриджей для принтеров, дискет, бумаги) составляют 5 400 рублей в год на один компьютер,21 600 рублей на одну библиотеку, или 280 800 рублей на 13 библиотек. Также для каждой базовой библиотеки необходимо приобрести по 2 копировальных аппарата по цене 20 000 рублей, что потребует 520 000 рублей, и расходные материалы для копировальных аппаратов на сумму (15 пачек бумаги х 150 рублей х 13) в размере 29,25 тыс. рублей. Общие затраты на приобретение компьютерной и оргтехники для базовых библиотек в первый год составляют 2 650 тыс. рублей (1 820 тыс.+29,25 тыс. руб.+520 тыс. руб.+280,8 тыс. руб.).
Вопрос об оснащении библиотек мебелью более чем актуален, так как за последние 15 лет мебель в библиотеки не покупалась.
В первый год реализации Программы (пункт 9.1 раздела 1) каждой базовой библиотеке необходимо приобрести 4 компьютерных стола,2 тумбочки под копировальные аппараты, 3 каталожных шкафа, 4 выставочных стеллажа, 4 стула для библиотекарей, что потребует затрат в сумме 550 тысяч рублей (4 компьютерных стола х 2 500 рублей+ 2 тумбы под копировальный аппарат х 2 000 рублей + 3 каталожных шкафа х 3 000 рублей + 4 выставочных стеллажа X 4000 рублей + 4 стула для библиотекарей X 827 рублей = 42 308 рублей, на 13 библиотек - 550 004 руб.).
Затраты на базовое программное обеспечение составят в первый год действия Программы 70 тысяч рублей (13 библиотек х 5 385 руб. = 70 005 руб.).
Для осуществления автоматизации процесса обслуживания пользователей библиотек (пункт 5 раздела 2) необходимо приобретение программы "Абонемент" (автоматизированное рабочее место) стоимостью 40 тыс. рублей. Затраты в первый год действия Программы составят 50 тыс. рублей (цена модуля 40 тыс. руб.+ +10 тыс. руб. техническое обслуживание). Во второй год действия Программы предполагается приобрести три модуля, на что необходимо 160 тыс. рублей (40 тыс. руб. х 3 модуля+40 тыс. руб. техническое обслуживание). В третий год реализации программы необходимо 30 тыс. рублей на техническое обслуживание программы "Абонемент".
В последующие два года реализации Программы предполагается компьютеризировать остальные 57 библиотек города (по 2 700 тыс. рублей ежегодно) и оснастить их мебелью (в 2005 г. на сумму 1 100 тыс. рублей и в 2006 г. на сумму 550 тыс. рублей).
Программой за срок ее действия предусмотрено подключение к сети Интернет 13 базовых муниципальных библиотек (пункт 12 раздела 2).
Общие затраты на эти мероприятия составят:
(Подключение и обслуживание 30,23 тыс. руб. + абонплата 2 тыс. рублей х 12 месяцев) х 13 библиотек = 705 тыс. руб.
Важнейшей составляющей Программы является приобретение литературы по тематике разделов (при этом необходимо учесть, что за последние три года приобретение библиотеками книг не финансировалось).
Например, для формирования нормативной базы по местному самоуправлению (пункт 2.1 раздела 1) муниципальным библиотекам требуется как минимум 15 справочных изданий (средняя цена одного справочника - 455 рублей), а также подписка на журнал "Муниципальная власть" в две центральные библиотеки (подписка на полугодие - 748 рублей), что составляет в год 8,3 тыс. рублей (455 руб. х 15+748 руб. X 2). В 2004 году библиотекам необходимо приобрести как минимум три комплекта на общую сумму 25 тыс. рублей, в 2005 и 2006 годах с учетом предполагаемого роста цен на эти цели запланировано по 38 тысяч рублей.
Также необходимо приобретать книги серии "Библиотечка муниципального работника" как минимум 10 экземпляров в год (средняя цена книги - 200 рублей), что потребует 2 000 рублей в первый год реализации Программы, по 3 000 рублей в последующие два года (пункт 2.3 раздела 1).
Для реализации Программы необходимо пополнить книжный фонд библиотек краеведческой литературой, а также литературой по мировой истории, искусству, мировой художественной культуре и т.п. (пункт 1.1 раздела 4, пункты 3,5 раздела 3). Программой планируется приобрести в 2004 году по 213 экземпляров книг для каждой библиотеки (т. е. 15,1 тысячи экземпляров книг на 71 библиотеку) на общую сумму 2 270 тыс. руб. (по средней цене 150 рублей за 1 экземпляр). В 2005 году на все библиотеки планируется приобрести 8,3 тыс. экземпляров на сумму 1 245 тыс. руб., в 2006 году - 9 тыс. экземпляров на сумму 1 360 тыс. рублей. Так как в условиях острого дефицита бюджета невозможно обеспечить все библиотеки, даже базовые, необходимым минимумом литературы по различным направлениям, предполагается, помимо имеющегося фонда, специализировать фонд базовых библиотек по определенным отраслям знаний (например, "Естественные науки", "Гуманитарные науки" и т.д.).
Для координации работы муниципальных библиотек с государственными библиотеками и образовательными учреждениями (пункт 1.1 раздела 1) необходимо заключение с ними договоров на предоставление необходимой информации. Затраты на реализацию этого мероприятия в первый год действия составят 5 тысяч рублей (300 руб. - ежемесячная средняя цена договора х 12 месяцев+1400 рублей на расходные материалы). В 2005 году на реализацию мероприятия запланировано 5 тысяч рублей, в 2006 году - 4 тысячи рублей.
Затраты на реализацию мероприятий Программы по пунктам: 1.2, 1.3, 2.2, 2.6, 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6, 4.1, 4.2, 4.3, 4.4, 4.5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4, 6.1, 7, 8.1,8.2 раздела 1; пунктов 4, 6 - 11 раздела 2; пунктов 1, 2, 4 - 10, 12.1, 12.3, 13.1, 13.2, 13.3, 14.1, 14.2, 15.1, 15.2 раздела 3; пунктов 2.1-2.6, 3.1 - 3.5 раздела 4 - включают в себя средние цены на расходные материалы (бумага, дискеты, картриджи, техническая эксплуатация оргтехники для издания памяток, пресс-релизов, дайджестов, списков новой литературы), сложившиеся на рынке товаров и услуг за период 2002-2003 гг., а на период до 2006 года - с учетом предполагаемого роста цен и индекса инфляции. Затраты на реализацию мероприятий, указанных в пунктах 5.3,7,8.1 раздела 1 обоснованы необходимостью привлечения специалистов (психологов, юристов) для проведения консультаций.
Общий объем затрат на раздел "Городская библиотека - центр информации по вопросам деятельности органов местного самоуправления города Самары" (оплата договоров с организациями, покупка компьютерной и оргтехники, мебели, затраты на приобретение литературы, подписку, оплата привлеченной рабочей силы, переплетные работы, изготовление карточек, затраты на расходные материалы и т.п.) составит 11 026 тыс. рублей (в 2004 году - 3 405 тыс. рублей, в 2005 году - 4 032 тыс. рублей, в 2006 году - 3 589 тыс. рублей).
Общий объем необходимых затрат по разделу "Внедрение новых технологий в библиотеках города Самары" (покупка оборудования, расходные материалы, подключение к сети Интернет, автоматизация процесса обслуживания пользователей, формирование фонда нетрадиционных носителей информации и т.д.) составит 1 794 000 рублей (в 2004 году - 570 000 рублей,2005 году - 684 000 рублей,2006 году - 540 000 рублей).
Общие затраты на реализацию раздела Программы "Библиотеки - информационно-образовательные центры. Библиотеки и социально-педагогические комплексы: грани взаимодействия" (расходные материалы, оплата привлеченных специалистов (программистов, социологов, преподавателей), приобретение литературы, введение новых штатных единиц и т.п.) составят 4 387 000 рублей (в 2004 году - 2 237 000 рублей, в 2005 году - 852 000 рублей, в 2006 году - 1 298 000 рублей).
Раздел Программы "Мира не узнаешь, не зная края своего" предусматривает мероприятия по созданию библиотек - центров краеведческой информации в целях пробуждения интереса читателей к истории России, воспитания чувства патриотизма, пополнения книжного фонда библиотек изданиями краеведческой направленности, организации экскурсий.
Объем затрат на реализацию указанных мероприятий составит 1 284 000 рублей (в 2004 году - 455 000 рублей, в 2005 году - 521 000 рублей, в 2006 году - 308 000 рублей).
Общий объем финансирования программных мероприятий составит 18 491 000 рублей, из них в 2004 году - 6 667 000 рублей; в 2005 году - 6 089 000 рублей; в 2006 году - 5 735 000 рублей.
Ожидаемые результаты Программы
Реализация Программы позволит библиотекам занять достойное место в информационном пространстве и социокультурной среде города, модернизировать и реорганизовать основные библиотечные процессы по обслуживанию всех групп населения; поднять работу библиотек на качественно новый уровень; создать сеть библиотек - информационных центров по проблемам местного самоуправления для жителей города, осуществить взаимодействие библиотек с органами местного самоуправления; повысить роль библиотек в информационном обеспечении образования; усилить взаимодействие библиотек с социально-педагогическими комплексами во всех районах города.
Контроль за ходом реализации Программы
Общее руководство и координацию по исполнению Программы осуществляет Управление по вопросам культуры и организации досуга населения администрации города Самары.
Контроль за целевым использованием средств городского бюджета осуществляет Департамент финансов администрации города Самары.
Контроль за ходом исполнения программы осуществляет Самарская Городская Дума, администрация города Самары и Общественный консультационный совет по вопросам культуры при Главе города Самары.
Сводная таблица расходов на городскую целевую программу
"Развитие муниципальных библиотек города Самары
на 2004-2006 годы"