Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.04.2003 № А55-1977/03-34
<ЗАЯВЛЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ РЕШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ № 3 № 4 ОТ 21.01.2003>
(вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ФАС Поволжского округа от 24.06.2003)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 24.06.2003 № А55-1977/03-34 решение Арбитражного суда Самарской области от 24-25.04.2003 по данному делу отменено.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 апреля 2003 года Дело № А55-1977/03-34


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Самарской области, г. Самара, к Региональной энергетической комиссии Самарской области, г. Самара,
3-и лица: - ОАО "Самараэнерго", г. Самара,
- Торгово-промышленная палата, г. Тольятти Самарской области,
о признании недействующими решений.
Прокурор Самарской области в соответствии с ч. 1 ст. 52 и ч. 2 ст. 192 АПК РФ обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействующими решений Региональной энергетической комиссии Самарской области № 3 от 21.01.2003 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год" и № 4 от 21.01.2003 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год".
Удовлетворив ходатайство Торгово-промышленной палаты, г. Тольятти Самарской области, суд привлек к участию в деле Торгово-промышленную палату, г. Тольятти, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне заявителя согласно ст. 51 АПК РФ.
Удовлетворив ходатайство ОАО "Самараэнерго", г. Самара, суд привлек к участию в деле ОАО "Самараэнерго", г. Самара, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне ответчика согласно ст. 51 АПК РФ.
Председатель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые решения ответчика, изменяющие установленные на период 2002 - 2003 гг. решениями РЭК Самарской области от 26.02.2002 № 10 и от 30.07.2002 № 17 тарифы на электрическую для населения Самарской области и иных групп потребителей Самарской области, не соответствуют статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, а также ст. 33 Бюджетного кодекса РФ, закрепляющей принцип сбалансированности бюджета. Также пояснил, что ответчик принял оспариваемые решения после принятия Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год", который был принят Самарской Губернской Думой 17.12.2002 и вступил в законную силу 01.01.2003. В нарушение части 4 статьи 2 ФЗ от 14.04 95 № 41-ФЗ (с изменениями и дополнениями № 33-ФЗ от 11.02.1999 и № 6-ФЗ от 10.01.2003) оспариваемые решения приняты ответчиком без одновременного внесения изменений и дополнений в бюджет Самарской области. По мнению представителя заявителя, в связи с вступлением в законную силу с 14.01.2003 Федерального закона от 10.01.2003 № 6-ФЗ требования части 3 статьи 2 данного закона об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год до принятия закона о бюджете субъекта РФ распространяются на текущий 2003 год независимо от того, был ли установлен предельный уровень данных тарифов. Установленный законом запрет изменения тарифов в течение финансового года без одновременного внесения изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта РФ на текущий финансовый год объясняется тем, что в соответствии с частью 2 статьи 182 и статьей 15 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета на очередной финансовый год составляется с учетом прогноза бюджета субъекта РФ и свода бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, плана развития государственного или муниципального сектора экономики, структуры государственного или муниципального долга и программы внутренних и внешних заимствований для покрытия дефицита бюджета, оценки потерь бюджета, оценки ожидаемого исполнения бюджета.
Представитель третьего лица - Торгово-промышленной палаты, г. Тольятти Самарской области, в судебном заседании с требованиями заявителя согласился и считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, приведенным прокурором Самарской области.
Представитель ответчика - РЭК Самарской области с заявленными требованиями прокурора Самарской области не согласился и считает их не подлежащими удовлетворению, так как Федеральный закон от 10.01.2003 № 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не может быть применен при рассмотрении настоящего дела об оспаривании решений РЭК Самарской области № 3 и № 4 от 21.01.2003. Данный федеральный закон, по мнению ответчика, может быть применен исключительно после установления Правительством РФ предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию и до принятия в первом чтении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, то есть не ранее 2004 года. Механизм, закрепленный названным законом РФ от 10.01.2003 № 6-ФЗ, возможен для реализации при установлении предельных норм только на 2004 год, в связи с чем ответчик считает, что при принятии оспариваемых решений действовал в полном соответствии с действующим законодательством. Данные решения приняты исходя из необходимости компенсации роста экономически обоснованных расходов энергоснабжающих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, обусловленного увеличением тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с Федерального оптового рынка электрической энергии (мощности), увеличением оптовых цен на газ для промышленных потребителей, абонентской платы за пользование сетями РАО "ЕЭС России", ростом расходов на ремонт энерго- и теплопроизводяшего оборудования, тепловых и электрических сетей.
Представитель третьего лица - ОАО "Самараэнерго", г. Самара, с заявлением прокурора Самарской области не согласился, при этом сослался на то, что статья 1 ФЗ от 10.01.2003 № 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" не должна применяться в настоящем деле, поскольку названный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 13.01.2003, то есть после начала очередного финансового года, и предельные уровни тарифов Правительством РФ не были установлены. По мнению представителя третьего лица, оспариваемые решения изменяют тарифы, введенные в действие ранее принятыми в 2002 году решениями РЭК Самарской области, а не "указанные тарифы" в буквальном толковании данного закона. Принятие ответчиком оспариваемых решений не повлекло изменения расходов бюджета Самарской области на 2003 год. Тарифы на электрическую и тепловую энергию для бюджетных организаций установлены решением РЭК Самарской области от 30.07.2002 № 17. Статья 33 Бюджетного кодекса РФ не может быть применена в настоящем деле, так как РЭК не является субъектом бюджетных правоотношений, ему не предоставлены Бюджетным кодексом РФ какие-либо бюджетные полномочия.
Из материалов дела следует, что 21 января 2003 г. Региональная энергетическая комиссия Самарской области приняла решение № 3 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год", которым утвердила тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области согласно Приложению № 1 "Тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области", Приложению № 2 "Тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области, вводимые 1 июля 2003 г.", Приложению № 3 "Тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами", Приложению № 4 "Тарифы на электрическую энергию для населения в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами, вводимые с 1 июля 2003 г.", утвердила тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей Самарской области согласно Приложению № 5 "Тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителем", Приложению № 6 "Тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей, вводимые с 1 июля 2003 г.". Указанным решением признаны утратившими силу пункты 3.5, 3.5.1, 3.5.2, 3.5.3, 3.6, 3.6.1, 3.6.2, 3.7,3.8 Приложения № 1 к решению РЭК Самарской области от 30.07.2002 № 17 с момента вступления в силу решения РЭК Самарской области № 3 от 21.01.2003.
21 января 2003 г. Региональная энергетическая комиссия Самарской области приняла Решение № 4 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год", которым утвердила и ввела в действие с 24 января 2003 г. тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями, и тарифы на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций (Приложения № 6 "Тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям", № 7 "Тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями", № 8 "Тарифы на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций", № 9 "Тарифы на электрическую энергию для энергоснабжающих организаций, осуществляющих оптовую покупку". Данным решением признаны утратившими силу пункты 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3,3.1, 3.2, 3.4 Приложения № 1, а также Приложения № 2, № 3, № 4, № 6, № 7 к решению РЭК Самарской области от 30.07.2002 № 17, пункты 3.3, 3.9 Приложения № 1, пункт 5 Приложения № 2 и Приложение № 5 к решению РЭК Самарской области от 26.02.2002 № 10 с момента вступления в силу решения РЭК Самарской области от 21.01.2003 № 4. Абзац 1 пункта 2.6 Приложения № 7 к решению от 26.02.2002 № 10 РЭК Самарской области изложен в следующей редакции: "Тариф - плата за услуги абонента по передаче электроэнергии субабоненту (кроме энергоснабжающих организаций) не может превышать 5% от тарифа на электроэнергию, установленного для соответствующей группы потребителей, и устанавливается по соглашению сторон".
Оспариваемые решения опубликованы в газете "Волжская коммуна" за 23 января 2003 г. № 12 (24827), вводимые этими решениями тарифы изменяют в сторону увеличения ранее действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию в Самарской области.
На дату принятия оспариваемых решений, то есть на 21.01.2003, действовал Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ.
Статья 2 названного федерального закона определила сущность государственного регулирования тарифов.
В части 1 статьи 2 названного федерального закона установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Часть 2 статьи 2 названного выше федерального закона (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 6-ФЗ, принятого Государственной Думой ФС РФ 19.12.2002 и вступившего в действие со дня официального опубликования в "Российской газете" - 14.01.2003) предусмотрела, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проекта Федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Частью 3 статьи 2 названного Федерального закона (введенной Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 2 названного Федерального закона (введенной Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ) предусмотрено, что изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством РФ (органом исполнительной власти субъекта РФ) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта РФ) проекта Федерального закона (закона субъекта РФ) о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон (закон субъекта РФ) о федеральном бюджете (бюджете субъекта РФ) на текущий финансовый год не допускается.
Суд считает неправомерным довод ответчика о том, что части 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", введенные Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ и вступившие в действие с 14.01.2003, могут быть применены исключительно после установления Правительством РФ предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, то есть не ранее 2004 года. Указанными частями статьи 2 названного закона с 14.01.2003 был введен порядок, обеспечивающий государственное регулирование тарифов, который действовал на дату принятия ответчиком оспариваемых решений и являлся обязательным для всех участников правоотношений, связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" не содержит положений о том, что требования статьи 2 данного закона могут быть применены исключительно после установления Правительством РФ предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, в связи с чем суд считает, что данный довод ответчика не основан на нормах названного Федерального закона или иного действующего законодательства.
Более того, часть 3 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 10.01.2003 № 6-ФЗ разрешает устанавливать тарифы субъектам исполнительной власти Российской Федерации (начиная с 14.01.2003) на очередной финансовый год только в рамках предельных уровней и в период до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. В нарушение требований указанной нормы ответчик принял оспариваемые решения при отсутствии установленных Правительством РФ предельных уровней тарифов и в период после принятия Закона Самарской области от 25.12.2002 № 108-ГД "Об областном бюджете на 2003 год" (принятого Самарской Губернской Думой 17.12.2002 и вступившего в действие с 01.01.2003).
Довод третьего лица - ОАО "Самараэнерго", г. Самара, о том, что принятие ответчиком оспариваемых решений не повлекло изменения расходов бюджета Самарской области на 2003 год, суд также не может принять во внимание, поскольку оспариваемые решения приняты с нарушением порядка, обеспечивающего государственное регулирование тарифов и установленного статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, то есть при отсутствии принятых Правительством РФ предельных уровней тарифов и в период после принятия Закона Самарской области от 25.12.2002 № 108-ГД "Об областном бюджете на 2003 год".
Кроме того, указанный выше довод ОАО "Самараэнерго" суд считает необоснованным, поскольку повышение оспариваемыми решениями ответчика тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение 2003 года влечет увеличение расходов бюджетов муниципальных образований Самарской области в связи с необходимостью выплаты гражданам компенсаций и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также влечет необходимость изменения бюджетных расходов, рассчитанных на основе прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2003 год по функциональным направлениям, установленным статьей 13 Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год".
Оспариваемые решения ответчика не содержат положений, относящихся к расходной или доходной части бюджета Самарской области на 2003 год, в связи с чем не могут нарушать требований статьи 33 Бюджетного кодекса РФ.
Исходя из изложенного суд считает оспариваемые решения ответчика не соответствующими требованиям статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и нарушающими права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем следует признать данные решения недействующими полностью.
При таких обстоятельствах требования заявителя следует удовлетворить полностью.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. следует отнести на ответчика, но взысканию с ответчика данная сумма госпошлины не подлежит на основании части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине".
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 191-196 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования прокурора Самарской области удовлетворить.
Признать недействующими полностью решение Региональной энергетической комиссии Самарской области № 3 от 21.01.2003 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год" и Решение Региональной энергетической комиссии Самарской области № 4 от 21.01.2003 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год" как несоответствующие Федеральному закону РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АРБИТРАЖНОГО СУДА КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 24 июня 2003 года Дело № А55-1977/03-34


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел 24.06.2003 в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара, на решение от 25.04.2003 Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-1977/03-34 по заявлению прокурора Самарской области, г. Самара, о признании недействующими решений от 25.01.2003 № 3, 4 Региональной энергетической комиссии Самарской области, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Заявление мотивировано тем, что в нарушение ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" Региональной энергетической комиссией Самарской области приняты решения об увеличении тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения и иных групп потребителей Самарской области, чем затронуты права и законные интересы граждан и организаций в сфере предпринимательской деятельности.
К участию в деле привлечены ОАО "Самараэнерго" и Торгово-промышленная палата г. Тольятти на основании их ходатайств.
Решением от 25.04.2003 арбитражный суд заявление удовлетворил, признав оспариваемые решения не соответствующими ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции закона от 10.01.2003 № 6-ФЗ), имеющего большую юридическую силу.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Самараэнерго" просит решение отменить как незаконное.
По мнению заявителя, Федеральный закон от 10.01.2003 № 6-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не может быть применен при рассмотрении заявления, поскольку ст. 2 указанного закона может быть применена с 2004 г.
В отзыве на кассационную жалобу первый заместитель прокурора Самарской области просит оспариваемый судебный акт оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, считает решение подлежащим отмене, а дело - прекращению производством.
В соответствии с п. 3 ст. 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании нормативных правовых актов рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В силу ст. 13 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ, от 10.01.2003 № 6-ФЗ), действующей в период принятия арбитражным судом заявления прокурора Самарской области к своему производству (28.02.2003), споры, связанные с государственным регулированием тарифов на электрическую тепловую энергию, подлежали рассмотрению в арбитражном суде.
Между тем в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", вступившим в законную силу с 29.03.2003, статья 13 исключена.
Следовательно, на момент принятия решения от 25.04.2003 по настоящему делу рассмотрение споров, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, исключено из компетенции арбитражных судов.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах производство по делу подлежало прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 150-151, 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 25.04.2003 Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-1977/03-34 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru