ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 11.03.2004 № 26-ГД
(ред. от 07.11.2007)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РЕКОНСТРУКЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ ФОНДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
(принят Самарской Губернской Думой 24.02.2004)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 45, 12.03.2004.
Изменения, внесенные Законом Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД, вступили в силу с 1 января 2008 года.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РЕКОНСТРУКЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ
ФОНДОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
Принят
Самарской Губернской Думой
24 февраля 2004 года
(в ред. Законов Самарской области
от 08.12.2006 № 173-ГД, от 07.11.2007 № 126-ГД)
Статья 1
Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Реконструкция и восстановление мелиоративных фондов Самарской области на 2003-2010 годы".
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ
г. Самара
11 марта 2004 года
№ 26-ГД
Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской области
на 2003-2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕКОНСТРУКЦИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ МЕЛИОРАТИВНЫХ ФОНДОВ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ"
(далее - Программа)
(в ред. Законов Самарской области
от 08.12.2006 № 173-ГД, от 07.11.2007 № 126-ГД)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа
ПРОГРАММЫ "Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской области
на 2003-2010 годы"
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ - поручение Губернатора Самарской
О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ области от 19.09.2002"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - министерство сельского хозяйства и
ПРОГРАММЫ продовольствия Самарской области,
федеральное государственное учреждение
"Управление мелиорации земель и
сельскохозяйственного водоснабжения по
Самарской области" (по согласованию)
ОСНОВНЫЕ РАЗРАБОТЧИКИ - федеральное государственное учреждение
ПРОГРАММЫ "Управление мелиорации земель и
сельскохозяйственного водоснабжения по
Самарской области"
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - сохранение и повышение продуктивности
ПРОГРАММЫ орошаемых земель Самарской области,
увеличение удельного веса
сельскохозяйственной продукции
собственного производства;
восстановление орошения и повышение
продуктивности сельскохозяйственных
культур на орошаемых землях области;
улучшение технического состояния
оросительных систем и водохозяйственных
объектов;
повышение плодородия орошаемых земель;
создание условия для наращивания
объемов производства с орошаемых земель
картофеля, овощей, сахарной свеклы,
семян и кормов на 150-200%;
достижение нового качества орошения,
обеспечивающего экологическую
безопасность и ресурсосбережение для
хозяйств области;
обеспечение занятости сельского
населения в орошаемых хозяйствах
области
СРОКИ И ЭТАПЫ - реализация Программы осуществляется
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ в период с 2003 по 2010 годы в два
этапа:
первый этап - 2003 - 2006 годы;
второй этап - 2007 - 2010 годы
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - организационно-технологическое
ПРОГРАММЫ совершенствование реконструкции и
эксплуатации орошаемых земель и
других мелиоративных фондов
Абзац исключен. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ - федеральное государственное учреждение
"Управление мелиорации земель и
сельскохозяйственного водоснабжения по
Самарской области", организации,
подведомственные министерству сельского
хозяйства и продовольствия Самарской
области
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - на реализацию Программы потребуются
ФИНАНСИРОВАНИЯ средства областного бюджета в сумме
ПРОГРАММЫ 959,1 млн. рублей, в том числе:
в 2004 году - 24,1 млн. рублей;
в 2005 году - 100,4 млн. рублей;
в 2006 году - 140 млн. рублей;
в 2007 году - 53,1 млн. рублей;
в 2008 году - 41,5 млн. рублей;
в 2009 году - 300 млн. рублей;
в 2010 году - 300 млн. рублей.
Кроме того, предполагается привлечение
средств федерального бюджета в сумме
1 392,5 млн. рублей, местных бюджетов
в сумме 60,5 млн. рублей внебюджетных
источников финансирования в сумме 115,0
млн. рублей. Программа предусматривает
исключительно расходные обязательства
Самарской области. Расходные
обязательства Российской Федерации и
муниципальных образований
по финансированию мероприятий Программы
возникают по основаниям, установленным
Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Обязательства частных лиц по участию
в реализации мероприятий Программы
возникают по основаниям, установленным
гражданским законодательством Российской
Федерации.
(в ред. Законов Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД,
от 07.11.2007 № 126-ГД)
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ - увеличение объемов производства
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ сельскохозяйственной продукции
ПРОГРАММЫ ежегодно на:
картофеля - 55800 тонн;
овощей - 58260 тонн;
зерна колосовых, кукурузы и сои - 26272
тонны;
кукурузы на силос - 108475 тонн;
многолетних трав на сено - 45650 тонн;
сахарной свеклы - 216000 тонн;
молока - 42500 тонн;
мяса - 4443 тонны
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - контроль за исполнением Программы
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ осуществляет министерство сельского
ПРОГРАММЫ хозяйства и продовольствия Самарской
области;
контроль за целевым использованием
бюджетных средств - министерство
управления финансами Самарской области,
министерство сельского хозяйства и
продовольствия Самарской области,
Самарская Губернская Дума.
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
1. Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Одним из важнейших факторов стабилизации сельскохозяйственного производства засушливых районов Самарской области, гарантированного выращивания овощей, картофеля, сахарной свеклы, семян кормов выступает орошение земель сельскохозяйственного назначения.
Однако в связи с сокращением объемов бюджетного финансирования реконструкция, восстановление и ремонт мелиоративных систем проводятся в недостаточных объемах.
Из имеющихся 191,8 тыс. га орошаемых земель в 2001 году в области сохранились 147,3 тыс. га, из них на государственных системах - 97,8 тыс. га, на внутрихозяйственных системах - 49,5 тыс. га. На государственных оросительных системах полив осуществляется от стационарных насосных станций, территориально расположенных на каналах и водохранилищах.
Состав государственных межхозяйственных оросительных систем, находящихся на балансе федерального государственного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" (далее - ФГУ "Управление "Самарамелиоводхоз"): насосные станции - 89 штук, гидротехнические сооружения - 587 штук, линии электропередач - 352,5 км, каналы - 438,3 км, трубопроводы - 39 км, автодороги - 320,6 км, в том числе автодороги с твердым покрытием - 256,9 км, гражданские и производственные здания - 46061 кв. метров.
На балансе сельхозтоваропроизводителей находится 49,5 тыс. га орошаемых земель. Полив орошаемых участков производится сельхозтоваропроизводителями из малых рек и водоемов электрифицированными и дизельными насосными станциями.
Для полива площади 147,3 тыс. га необходимо 1556 штук дождевальных машин, в хозяйствах имеется 709 штук, в том числе с истекшим сроком службы - 528 штук (74% от общего наличия техники).
В связи с существенными сокращениями служб эксплуатации мелиоративных систем и слабой их материально-технической оснащенностью капитальный ремонт мелиоративной сети производится несвоевременно. Нарушение технологий проведения мелиоративных и эксплуатационных мероприятий приводит к снижению плодородия почв и падению продуктивности пашни. Урожайность овощных культур в специальных хозяйствах области за период с 1996 по 2000 год снизилась до 108,5 ц/га, картофеля - до 86,4 ц/га, кукурузы - до 200-250 ц/га, зерновых культур - до 22-28 ц/га.
В результате длительного сельскохозяйственного использования, износа оросительной сети и сооружений, вторичного засоления и заболачивания из обследованных 179,1 тыс. га орошаемых земель переведено в богарные 31,8 тыс. га, на площади 5,1 тыс. га мелиоративное состояние признано неудовлетворительным по уровню грунтовых вод.
В целом состояние орошаемых земель привело к тому, что доля сельхозтоваропроизводителей в обеспечении потребности населения области к 2000 году картофелем снизилась до 11,2%, овощами - до 11,9%, прекратилось производство фабричной сахарной свеклы, сдерживается распространение новых высокоурожайных сортов, продуктивность пашни под кормовыми культурами уменьшилась в 2,4 раза. В будущем это окажет отрицательное влияние на темпы социально-экономического развития Самарской области.
Обозначенные проблемы являются общегосударственными и могут быть решены на межведомственном уровне. Осуществление мероприятий Программы позволит одновременно увеличить объемы орошения, повысить эффективность использования орошаемых земель, осуществить реконструкцию и капитальный ремонт оросительной сети и других мелиоративных фондов, оптимизировать режимы орошения и технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
2. Цели и задачи Программы
Цель Программы - осуществление неотложных организационно-производственных и мелиоративных мероприятий по расширению площадей орошения, реконструкции и восстановлению орошаемых земель, обеспечивающих увеличение объемов производства и удельного веса сельскохозяйственной продукции собственного производства с орошаемых земель в 1,5 - 2 раза, окупаемость капитальных вложений 6-7 лет, экологическую безопасность орошения. При разработке проектов на реконструкцию или восстановление орошаемых земель необходимо проведение обязательной экологической экспертизы каждого проекта.
Осуществление программных мероприятий позволит решить следующие задачи:
увеличение объемов и стабилизация производства сельскохозяйственной продукции, обеспечение потребности населения области в картофеле, овощах, молоке и других продуктах питания;
улучшение мелиоративного состояния почв;
совершенствование режимов орошения, технологий возделывания сельскохозяйственных культур на орошаемых землях, повышение продуктивности пашни;
повышение эффективности бюджетных инвестиций за счет наиболее перспективных и экономически привлекательных направлений в развитии мелиорации, эксплуатации оросительных систем.
Реализация Программы осуществляется в период с 2003 по 2010 год. Важнейшей задачей на ближайшие годы является переход от краткосрочных программ мелиорации на перспективные долгосрочные программы по восстановлению орошаемых земель, максимальное использование имеющихся материально-технических ресурсов, обеспечение высокой окупаемости дополнительных инвестиций, бюджетных средств.
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программой намечена поэтапная реконструкция и восстановление мелиоративных фондов Самарской области:
на первом этапе (2003 - 2006 годы) - минимально необходимый уровень реконструкции и восстановления мелиорируемых земель, обеспечивающий в достаточном количестве население области овощами и картофелем, общественное животноводство области - кормами;
на втором этапе (2007 - 2010 годы) - существенное увеличение площадей мелиорируемых земель в свеклосеющих, семеноводческих и кормопроизводящих хозяйствах, что обеспечит стабилизацию и устойчивое развитие сельскохозяйственного производства области.
4. Основные направления реализации Программы и система
программных мероприятий
4.1. Организационно - технологическое совершенствование
реконструкции и эксплуатации орошаемых земель
и других мелиоративных фондов
По данным комплексного обследования мелиоративных фондов, а также учитывая предложения администраций районов Самарской области, определены объемы и очередность реконструкции мелиорируемых земель на 2003 - 2010 годы на площади 20,0 тыс. га (табл. № 1).
На первом этапе работ (2003 - 2006 годы) предусматривается реконструкция орошаемых земель на площади 8,55 тыс. га, на втором этапе (2007 - 2010 годы) - 11,45 тыс. га.
Первоочередная реконструкция орошения на государственных оросительных системах будет проведена на Спасской и Тольяттинской оросительных системах и землях, орошаемых из Куйбышевского обводнительно-оросительного канала.
Для улучшения качества полива и совершенствования технологий орошения намечен перевод открытой оросительной сети на закрытую, замена устаревших дождевальных машин на современные.
Одновременно с реконструкцией на площади 20 тыс. га необходимы восстановительные работы: ремонт дождевальной техники, оросительной сети, гидротехнических сооружений, производственных зданий и другие мероприятия, не требующие капитальных вложений и осуществляемые силами сельскохозяйственных предприятий (табл. № 1). Для этого необходимо приобрести дополнительно 86 единиц поливной техники и осуществить ремонт 50 дождевальных машин, 290 км оросительной сети, а также перевод 20 насосных станций с дизельной на электрическую тягу.
Абзац утратил силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
абзац утратил силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
абзац утратил силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
абзац утратил силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
абзац утратил силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
абзац утратил силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
Таблица № 1
Объемы реконструкции и восстановления орошаемых земель
в Самарской области на 2003 - 2010 годы
4.2. Приоритетные направления восстановления
и эффективного использования орошаемых земель
Картофелеводство
Орошение обеспечивает получение высоких и устойчивых урожаев картофеля во всех зонах области. В передовых хозяйствах Самарской области урожайность клубней составляет 331 - 450 ц/га.
В период 1986 - 1990 годов его производство осуществлялось на площади 53,1 тыс. га, в том числе в сельхозпредприятиях - на 20,4 тыс. га при средней урожайности 80,3 ц/га. С 1991 года в сельхозпредприятиях началось сокращение посевных площадей и к 1994 году составило 3,5 тыс. га. При этом объемы картофеля, производимого сельхозпредприятиями и фермерскими хозяйствами, с 163,5 тыс. тонн в 1986 - 1990 годах снизились до 42,7 тыс. тонн в 1996 - 2000 годах.
В обеспечении потребности населения области доля сельхозтоваропроизводителей постепенно снижалась с 43,0% в 1986 - 1990 годах до 11,2% в 1996 - 2000 годах. Зависимость насыщения рынка продукцией от завоза картофеля из-за пределов Самарской области потребовала принятия неотложных мер по развитию картофелеводства, значительных инвестиционных вложений, оснащения отрасли современной специализированной техникой для внедрения высокоэффективных технологий возделывания, хранения и переработки продукции.
В 1991 году в совхозе "Солнечный" был осуществлен пилотный проект возделывания и хранения картофеля по современным западноевропейским технологиям, урожайность составила 300 ц/га. С 1992 года в отрасли внедряется разработанный немецкой фирмой "Аграрий и гидротехник" и закрытым акционерным обществом "Системы менеджмента и производства" проект "Совершенствование производства, хранения и переработки картофеля в Самарской области".
В настоящее время по западноевропейской технологии производство картофеля осуществляют 13 хозяйств: сельскохозяйственный производственный кооператив "Мирный", общество с ограниченной ответственностью "Союз" (Приволжский район), Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства, опытно-производственное хозяйство "Центральное", федеральное государственное образовательное учреждение Безенчукский аграрный техникум, совхоз "Ольгинский", общество с ограниченной ответственностью "Крестьянское фермерское хозяйство "Земля", сельскохозяйственный производственный кооператив "Искра" (Безенчукский район), закрытое акционерное общество "Луначарск", сельскохозяйственный производственный кооператив "Степан Разин", сельскохозяйственный производственный кооператив "Белозерки", закрытое акционерное общество "Самара-Солана" (Ставропольский район), общество с ограниченной ответственностью "Вега" (Сызранский район).
В рамках областной целевой программы "Реконструкция и восстановление мелиоративных фондов Самарской области на 2003 - 2010 годы" в картофелеводческих хозяйствах намечено проведение агромелиоративных мероприятий:
реконструкция орошаемых земель;
восстановление орошаемых земель с заменой открытой оросительной сети на закрытую, заменой устаревших дождевальных машин на современные, более производительные и технологичные;
повышение плодородия орошаемых земель;
совершенствование систем орошаемого земледелия в целях оптимизации структуры посевных площадей и перехода на энергоресурсосберегающие технологии, получения проектных и более высоких запланированных урожаев.
На первом этапе работ (2003 - 2006 годы) предусматривается реконструкция орошаемых земель на площади 1600 га, капитальный ремонт и восстановительные работы на площади 2120 га (пр ил. № 1). В целях достижения высокой окупаемости дополнительных инвестиций предусмотрено первоочередное проведение работ на оросительных системах и участках с наименьшими капитальными вложениями и эксплуатационными затратами.
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
Одновременно с реконструкцией намечено восстановление мелиоративных фондов: ремонт и укомплектование дождевальных машин, оросительной сети, гидротехнических сооружений и другие мероприятия, не требующие капитальных вложений. Для реализации мероприятий по картофелеводству потребуется приобрести дополнительно 10 единиц дождевальных машин, ремонт 15 единиц, перевод 4 насосных станций с дизельной на электрическую тягу.
Эффективное использование созданной технологической базы позволит в годы реализации Программы достичь урожайности клубней в 2003 году 273 ц/га и в 2006 году - 336 ц/га, соответственно, валовых сборов - 100,0 тыс. тонн и 125,8 тыс. тонн.
Специализированные картофелеводческие хозяйства области обеспечат потребность городов и районных центров, бюджетных учреждений и организаций в 2003 году - на 25,7%, в 2006 году - на 33,3%.
Абзац исключен. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Таблица № 2 исключена. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Предполагается, что для финансирования мероприятий по восстановлению орошаемых земель в картофелеводческих хозяйствах:
в федеральном бюджете будут заложены средства в объеме 110,0 млн. рублей;
в местных бюджетах будут заложены средства в объеме 25,4 млн. рублей;
за счет собственных средств организаций будут выделены 5,6 млн. рублей.
Из областного бюджета мероприятия по восстановлению орошаемых земель картофелеводческих хозяйств будут профинансированы в объеме 100,7 млн. рублей.
(в ред. Закона Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД)
Предполагается, что на финансирование затрат на производство картофеля в 2003 - 2006 годах в местных бюджетах и за счет собственных средств организаций будут предусмотрены средства в объеме 31,1 млн. рублей.
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
Агромелиоративные мероприятия и организационно-технологические комплексы в картофелеводстве позволят значительно увеличить объемы производства картофеля в специализированных хозяйствах, долю продукции собственного производства в обеспечении населения области, повысить эффективность отрасли.
Овощеводство
Цель реализации мероприятий по овощеводству - восстановление и развитие овощеводства в специализированных сельхозпредприятиях и фермерских хозяйствах, уменьшение зависимости рынка овощей от ввоза их из других регионов.
Производство товарной овощной продукции до 1990 года было сконцентрировано в хозяйствах объединения "Куйбышевплодовощпром". Площади под овощными культурами составляли 9,4 тыс. га (62,6% от всех посадок овощей в Самарской области), среднегодовой объем производства овощей составил в 1985 году 200,7 тыс. тонн (77,8%), в 1986 - 1990 годах - 138,8 тыс. тонн (70,0%).
В последующий период в специализированных хозяйствах произошло значительное сокращение площадей посева с 9,4 тыс. га до 2,0 тыс. га в 2000 году или в 4,7 раза, снижение объемов производства овощей до 21,7 тыс. тонн. Доля специализированных хозяйств в общем объеме производства овощей в 2000 году составила всего 11,9%. Урожайность овощей в специализированных хозяйствах снизилась в 1996 - 2000 годах до 108,5 ц/га.
Потребность населения области в овощах (360 тыс. тонн) за счет собственного производства была обеспечена в 1986 - 1990 годах на 55%, в 2000 году - на 36,2%, в том числе за счет производства в специализированных хозяйствах соответственно 40,8% и 4,3%.
Недостаток овощей собственного производства привел к увеличению их ввоза из других регионов. По данным Госкомстата России, ввоз овощей и бахчевых составил в последние два года 23,5 и 37,4 тыс. тонн. Однако ввозимая овощная продукция обеспечивает потребность области лишь на 5-8% и не решает проблему снижения дефицита овощей для населения.
На первом этапе развития отрасли (2003 - 2006 годы) на основе надежных и экономичных современных технологических решений в специализированных хозяйствах будет проведена реконструкция мелиоративных фондов на площади 1600 га, капитальный ремонт и восстановительные работы на площади 1313 га (приложение № 1, № 4).
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
Мероприятиями намечается замена открытой оросительной сети на закрытую (1000 га), модернизация дождевальной техники 12 единиц, перевод трех насосных станций с дизельной на электрическую тягу.
В овощеводстве будут созданы производственно-промышленные агрофирмы, внедрены промышленно-индустриальные технологии возделывания сельскохозяйственных культур. Программой предусматривается повышение почвенного плодородия за счет биологических и агротехнических приемов - посева сидеральных культур, многолетних трав, внесения органических удобрений. Это позволит повысить окупаемость минеральных удобрений, реализовать биологический потенциал культур.
Объемы применения средств защиты растений будут поставлены в зависимость от уровня пороговой вредности, прогноза развития болезней. Химические, высокотоксичные для теплокровных животных препараты будут заменены на малотоксичные; будут усовершенствованы способы и техника их применения.
Таблица № 3 исключена. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Предполагается, что для финансирования мероприятий по восстановлению орошаемых земель в овощеводческих хозяйствах:
в федеральном бюджете будут заложены средства в объеме 102,5 млн. рублей;
в местных бюджетах будут заложены средства в объеме 35,0 млн. рублей;
за счет собственных средств организаций будут выделены 7,3 млн. рублей.
Из областного бюджета мероприятия по восстановлению орошаемых земель овощеводческих хозяйств будут профинансированы в объеме 100,8 млн. рублей.
(в ред. Законов Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД, от 07.11.2007 № 126-ГД)
Химические, высокотоксичные для теплокровных животных препараты будут заменены на малотоксичные; будут усовершенствованы способы и техника их применения.
В хозяйства, участвующие в реализации Программы, будут поставляться минеральные удобрения пролонгированного действия, жидкие комплексные удобрения. Планируется приобретение современной высокопроизводительной техники для внесения жидких комплексных удобрений и пестицидов.
За счет дальнейшей реконструкции и восстановления орошаемых земель, модернизации машинно-тракторного парка (будет поставлено в отрасль 29 современных комплексов), совершенствования систем земледелия в овощных хозяйствах возрастут объемы производства овощей на 58,3 тыс. тонн. Намечено вносить не менее 450 - 500 кг/га удобрений, сидеральные пары будут занимать не менее 25% площадей. Будет создан рынок овощей и обеспечена потребность в овощной продукции рынков крупных городов, организаций бюджетной сферы (школы, медицинские учреждения и другие), подразделений Минобороны России и Минюста России.
Реализация намеченных Программой мероприятий по развитию овощеводства в Самарской области обеспечит доведение объемов производства овощей в специализированных хозяйствах в 2003 году до 70,3 тыс. тонн; в 2006 году до 134,6 тыс. тонн.
Прирост продукции произойдет за счет увеличения площадей под овощными культурами с 1086 га в 2001 году до 2913 га в 2006 году, урожайность сельскохозяйственных культур возрастет с 163,5 ц/га в 2001 году до 420 ц/га в 2006 году.
Сельскохозяйственные предприятия и фермерские хозяйства обеспечат в 2006 году потребность населения Самарской области в овощах на 38,0%.
В 2003-2006 годах будет произведено дополнительно продукции более 400 тыс. тонн на сумму более 2 млрд. рублей. Окупаемость дополнительных затрат на восстановление и реконструкцию орошаемых земель, модернизацию парка сельскохозяйственной техники и совершенствование технологий составит 4 - 5 лет.
Сахарная свекла
Основу приоритетного направления обеспечения населения Самарской области собственным сахаром составляют выращивание высоких и устойчивых урожаев сахарной свеклы, мероприятия по реконструкции орошаемых земель и восстановление переработки свеклосырца на Тимашевском сахарном комбинате.
В специализированных хозяйствах посевные площади сахарной свеклы в период 1986 - 1990 годов составляли 16 тыс. га, урожайность - 136,3 ц/га и валовое производство корнеплодов - 261,8 тыс. тонн. В 1991 - 1995 годах посевные площади под этой культурой уменьшились до 10,4 тыс. га, в 1996 - 2000 годах до 2,46 тыс. га, резко снизилась урожайность свеклы и производство корнеплодов, составив в эти периоды соответственно 114,8 - 103,3 ц/га и 118,6 - 25,4 тыс. тонн в год. За счет собственных объемов свеклосырца обеспечивалось производство до 22 тыс. тонн сахара при потребности населения области в 121 тыс. тонн (16 - 18% от потребности).
Основными причинами прекращения производства сахарной свеклы в области явилось ухудшение экономического состояния свеклосеющих хозяйств, отсутствие средств для модернизации и обновления машинно-тракторного парка, недостаточность ресурсного обеспечения (удобрения, средства защиты), отсутствие мер государственного регулирования и поддержки специализированных свеклосеющих хозяйств.
Реализация мероприятий по восстановлению производства сахара в Самарской области осуществляется в два этапа. На первом этапе закладываются экономические, организационные и правовые основы развития отрасли. На втором - увеличение производства сахарной свеклы, обеспечивающее до 20 - 25% потребности области в сахаре (24 - 35 тыс. тонн).
Отбор организаций для выращивания фабричной свеклы производится на конкурсной основе.
Наращивание объемов производства сахарной свеклы предусмотрено за счет реконструкции орошаемых земель, внедрения высокоэффективных западноевропейских технологий, поставки технологичных производительных современных комплексов сельскохозяйственных машин по обработке почвы, посеву, уходу и уборке свеклы, применения научно обоснованных доз удобрений и средств защиты растений.
Для выхода отрасли на заданные объемы производства сахарной свеклы планируется реконструкция и восстановление орошения на первом этапе на площади 1812 га и на втором этапе - на площади 6188 га под посевами этой культуры (прил. № 1, № 2, № 5).
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
Программой предусмотрены финансовые меры поддержки сельхозтоваропроизводителей по закупке семян за счет кредитных средств агропромышленного комплекса из специального фонда кредитования на льготных условиях, за счет федерального и областного бюджетов - по реконструкции орошаемых земель, приобретению удобрений и средств защиты растений, субсидирование процентной ставки при получении краткосрочных кредитов на приобретение оборотных материалов.
В результате реализации мероприятий по восстановлению и развитию производства сахарной свеклы будет восстановлена инфраструктура рынка сахарной свеклы, вырастут объемы производства корнеплодов с 93,6 тыс. тонн в 2003 году до 405 тыс. тонн в 2004 - 2006 годах, урожайность культуры составит 400 - 420 ц/га, выход сахара - 35,4 тыс. тонн, что составит 29,3% от потребности населения Самарской области в этой продукции.
Таблица № 4 исключена. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Предполагается, что для финансирования мероприятий по восстановлению орошаемых земель в свеклосеющих хозяйствах:
в федеральном бюджете будут заложены средства в объеме 420,7 млн. рублей;
за счет собственных средств организаций будут выделены 42,4 млн. рублей.
Из областного бюджета мероприятия по восстановлению орошаемых земель свеклосеющих хозяйств будут профинансированы в объеме 149,0 млн. рублей.
(в ред. Законов Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД, от 07.11.2007 № 126-ГД)
В результате технического переоснащения сахарного комбината "Тимашевский" выход сахара составит от 70% в 2003 году до 83 - 85% при завершении реконструкции предприятия.
При выходе отрасли на проектную мощность население области получит 42,5 тыс. тонн сахара, сельскохозяйственные предприятия и перерабатывающая промышленность - 360 тыс. тонн жома, 22 тыс. тонн мелассы и 45 тыс. тонн фильтрационного осадка на общую сумму 650 млн. рублей. Окупаемость финансовых и материальных затрат по наращиванию объемов производства сахарной свеклы составит 8 лет.
Семеноводство
Для обеспечения сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств области необходимо производить 278 - 295 тыс. тонн семян, зерновых культур, в том числе оригинальных и элиты - 10,6 - 21,0 тыс. тонн, I - III репродукций - 127,8 - 230,0 тыс. тонн.
В соответствии с существующей до 1990 года системой семеноводства производство оригинальных семян зерновых, кормовых, технических культур и картофеля осуществлялось в селекционных учреждениях области - Самарском научно-исследовательском институте сельского хозяйства им. Тулайкова и Поволжском научно-исследовательском институте сельского хозяйства; производство элитных семян в опытно-производственных хозяйствах и элитсемхозах, семян I репродукции - в 33 районных семеноводческих хозяйствах. В последние годы производство семян элиты зерновых культур снизилось в 1,5 - 2 раза. Полностью свернуто товарное семеноводство зерновых и овощных культур в районных семеноводческих хозяйствах, нарушается система сортосмены и сортообновления. Неудовлетворительные материально-техническая база и ресурсное обеспечение сдерживают распространение новых высокоурожайных сортов и гибридов. Ежегодный недобор зерна от посева устаревших сортов по области составляет 150 тыс. тонн.
В 1985 - 1995 годы из государственных ресурсов хозяйствами было получено в среднем за год 23,8 тыс. тонн семян зерновых культур. Особенно значительными объемы завозимых из госресурсов семян были в годы с неблагоприятными погодными условиями - 20,6 - 91,8 тыс. тонн. В 1996 - 2002 годах обеспеченность хозяйств области собственными семенами зерновых культур была на уровне 85 - 90%.
Для вывода отрасли из затяжного кризиса требуется проведение комплекса организационно-технологических мероприятий по ускорению создания и размножения новых перспективных сортов и гибридов, улучшение их материально-технической базы, устойчивости и гарантированного производства необходимых объемов семян, дополнительные инвестиции в отрасль.
В целях ускоренного выведения и внедрения в производство включенных в Госреестр сортов намечено в научно-исследовательских селекционных организациях и семеноводческих хозяйствах: проведение реконструкции и восстановления орошаемых экспериментальных участков, обеспечение в необходимых количествах удобрениями и средствами защиты растений, приобретение и реконструкция сушильно-семяочистительной, дождевальной и другой техники. Объемы реконструкции орошаемых земель в семеноводческих хозяйствах приведены в прил. № 1, № 2, № 6.
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
На орошаемых участках предусмотрено создание новых сортов и гибридов, производство семян кукурузы (для Безенчукского кукурузокалибровочного завода - 6,2 тыс. тонн), оздоровленного на биотехнологической основе семенного картофеля, семян озимой пшеницы, сои, гороха, подсолнечника, костреца, люцерны, эспарцета, суданки и других многолетних и однолетних трав.
Таблица № 5 исключена. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Предполагается, что для финансирования мероприятий по восстановлению орошаемых земель в семеноводческих хозяйствах:
в федеральном бюджете будут заложены средства в объеме 287,4 млн. рублей;
за счет собственных средств организаций будут выделены 21,6 млн. рублей.
Из областного бюджета мероприятия по восстановлению орошаемых земель семеноводческих хозяйств будут профинансированы в объеме 112,3 млн. рублей.
(в ред. Законов Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД, от 07.11.2007 № 126-ГД)
На первом этапе работ (2003 - 2006 годы) предусматривается реконструкция орошаемых земель на площади 1750 га, восстановление и капитальный ремонт на площади 1967 га. Общая площадь реконструкции и восстановления орошаемых земель за период 2003 - 2010 годов составит в семеноводческих хозяйствах 8636 га. С целью повышения окупаемости затрат намечено первоочередное проведение работ на оросительных системах с наименьшими капитальными вложениями на восстановление оросительной сети и дождевальной техники.
Финансирование запланированных мероприятий предусматривается за счет средств федерального, областного и муниципального бюджетов, собственных средств хозяйств и средств инвесторов. Общая сумма финансирования мероприятий по восстановлению орошаемых земель в семеноводческих хозяйствах на 2003 - 2006 годы составит 164,37 млн. рублей, в том числе за счет областного и федерального бюджетов - 148,0 млн. рублей.
Работы по реконструкции орошаемых земель будут профинансированы из федерального и областного бюджетов в равных долях. Капитальный ремонт и восстановление дождевальной техники - за счет средств хозяйств. Стоимость удобрений и средств защиты растений на 35 - 40% будет компенсирована из федерального и областного бюджетов. Оснащение хозяйств семяочистительной и другой техникой осуществляется по лизингу. В последние годы из-за привлекательности семеноводства намечаются инвестиции в отрасль со стороны нефтяных компаний и крупных коммерческих структур.
Реализация мероприятий Программы позволит сформировать четкую систему семеноводства в области, увеличить объемы производства высококлассных семян зерновых культур - 295 тыс. тонн, кукурузы - 6,0 тыс. тонн, сои - 2,0 тонны, семян многолетних трав - до 1580 тонн, однолетних трав - до 790 тонн.
Внедрение высокоурожайных сортов в производство со времени включения в Госреестр сократится до 3 - 4 лет, среднегодовой прирост продукции в ценах 2002 года составит 300 млн. рублей, окупаемость средств на реконструкцию и восстановление мелиоративных фондов в семеноводческих хозяйствах - 3 - 4 года.
Кормопроизводство на орошаемых землях
Орошение обеспечивает гарантированное поступление кормов для животноводства, позволяет использовать генетический потенциал животных, улучшить снабжение населения Самарской области молоком, мясом и продуктами их переработки.
Однако объемы производства кормов в последние годы не обеспечивают дальнейшего развития животноводства области: уменьшились с 819 тыс. га в 1991 году до 419 тыс. га в 2001 году площади кормовых культур. Урожайность кукурузы снизилась в 2,2 раза, сена многолетних трав - в 2,1 раза, сена однолетних трав - в 1,7 раза. Продуктивность пашни под кормовыми культурами по сравнению 1986 - 1990 годами снизилась в 2,4 раза и в 2001 году составила 10,2 ц кормовых единиц с 1 га. Обеспеченность животноводства области кормами сложилась в 1,5 - 2,0 раза ниже биологически обоснованных норм.
Одним из направлений решения проблемы самодостаточного обеспечения животноводства кормами является расширение посевов кормовых культур на орошаемых землях, повышение их урожайности, совершенствование технологий возделывания. Посевы силосных культур намечено увеличить на 44,5 тыс. га, многолетних трав - на 30 тыс. га, кормовых корнеплодов - на 8,9 тыс. га. На орошаемых землях предусматривается довести площади под кукурузой на зерно до 50 тыс. га, под соей - до 10 тыс. га. Расширение посевов многолетних бобовых трав и смешанных посевов злаково-бобовых культур позволит обеспечить потребность в переваримом протеине, повысить плодородие почвы. Для производства собственных семян кукурузы и сои в п. Безенчук введен в строй кукурузокалибровочный завод мощностью 6150 тонн семян, для подготовки семян многолетних и однолетних трав намечено совершенствование технологических процессов на четырех семеноводческих станциях по травам. На каждый гектар кормовых культур намечено вносить не менее 80 кг удобрений в действующем веществе, обработку посевов гербицидами для борьбы с сорной растительностью довести до 300 - 320 тыс. га.
В результате реализации Программы площади кормовых культур на восстановленных орошаемых землях за период 2003 - 2010 годов возрастут на 16731 га (прил. № 1, № 2, № 7). Это позволит обеспечить современные животноводческие комплексы крупного рогатого скота в пастбищный период сбалансированными по питательности кормами, создать зеленый и сырьевой конвейер в летнее время, заготовить качественные сочные и грубые корма на стойловый период.
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
Для обеспечения сбалансированными высококачественными кормами животноводческих комплексов, работающих по голландской технологии, намечено завершение строительства новых орошаемых участков в государственном унитарном предприятии "Новокуровское" на площади 276 га, в обществе с ограниченной ответственностью "Полесье" на площади 226 га.
Для получения проектной урожайности кормовых культур, осуществления намеченных мероприятий по развитию кормопроизводства в рамках Программы планируется финансирование отрасли в объеме 668,5 млн. рублей. Мероприятиями Программы по развитию кормопроизводства, требующими наибольших финансовых затрат, являются реконструкция орошаемых земель и материально-техническое обеспечение для возделывания культур по современным, адаптированным к местным условиям технологиям.
Таблица № 6 исключена. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Предполагается, что для финансирования мероприятий по восстановлению орошаемых земель под кормовые культуры в хозяйствах:
в федеральном бюджете будут заложены средства в объеме 471,9 млн. рублей;
за счет собственных средств организаций будут выделены 38,1 млн. рублей;
Из областного бюджета мероприятия по восстановлению орошаемых земель под кормовые культуры в хозяйствах будут профинансированы в объеме 496,3 млн. рублей.
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
Выполнение мероприятий по восстановлению орошаемых земель под кормовые культуры позволит в полном объеме осуществить намеченную Программой на 2003 - 2010 годы реконструкцию животноводческих комплексов в крупных животноводческих хозяйствах, имеющих орошаемые земли, увеличить объемы производства молока на 42,5 тыс. тонн, мяса - на 4,44 тыс. тонн, обеспечить занятость населения в общественном секторе 1900 - 2000 человек. Общая стоимость дополнительно произведенной продукции ежегодно составит 431,78 млн. рублей. Окупаемость дополнительных затрат составит 8 - 9 лет.
Очистка русел малых рек,
являющихся источником водоснабжения мелиоративных
объектов. - Исключено. - Закон Самарской области
от 08.12.2006 № 173-ГД.
5. Объемы и источники финансирования Программы
(в ред. Закона Самарской области
от 08.12.2006 № 173-ГД)
Всего на финансирование реализации Программы потребуется 2 527,1 млн. рублей, в том числе за счет средств областного бюджета - 959,1 млн. рублей, за счет предполагаемых источников: федерального бюджета - 1 392,5 млн. рублей, местных бюджетов - 60,5 млн. рублей и внебюджетных источников - 115,0 млн. рублей.
(в ред. Закона Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД)
Финансирование работ по реконструкции и восстановлению мелиоративных объектов Самарской области, обеспечение выполнения которых реализуется государственными унитарными предприятиями Самарской области, указанными в приложении № 7 к настоящей Программе, осуществляется в виде бюджетных ассигнований на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности Самарской области в форме капитальных вложений в основные средства государственных унитарных предприятий Самарской области.
(в ред. Закона Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД)
Финансирование работ по реконструкции и восстановлению мелиоративных объектов Самарской области, обеспечение выполнения которых реализуется юридическими лицами, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, осуществляется в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов".
(в ред. Закона Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД)
Предусмотренное в Программе финансирование указывает исключительно на возникновение расходных обязательств Самарской области, финансирование которых осуществляется в соответствии с требованиями бюджетного законодательства за счет средств областного бюджета.
Средства федерального и местных бюджетов, а также внебюджетных источников на проведение мероприятий Программы указаны как предполагаемые, и положения Программы об их направлении на финансирование мероприятий Программы не являются основанием для возникновения соответствующих расходных обязательств.
Таблица № 8
Финансирование мероприятий
по реконструкции и восстановлению орошаемых
земель за счет средств областного бюджета
-------------------------------T--------T------------------------------------------¬
¦ Наименование мероприятия ¦ Всего ¦Объем финансирования по годам, млн. рублей¦
¦ ¦в 2003 -+----T----T-----T----T----T----T-----T-----+
¦ ¦ 2010 ¦2003¦2004¦2005 ¦2006¦2007¦2008¦2009 ¦2010 ¦
¦ ¦ годах ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+--------+----+----+-----+----+----+----+-----+-----+
¦Реконструкция и восстановление¦ 959,1¦ ¦24,1¦100,4¦ 140¦53,1¦41,5¦300,0¦300,0¦
¦орошаемых земель ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L------------------------------+--------+----+----+-----+----+----+----+-----+------
Таблица № 9
Предполагаемые источники финансирования мероприятий
по реконструкции и восстановлению орошаемых земель
6. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы
Для обеспечения планируемого прироста валовых сборов картофеля, овощей, зерна, кормов требуется осуществить комплекс организационно-экономических и агротехнических мероприятий, включающих совершенствование структуры посевных площадей, освоение севооборотов с высоким удельным весом многолетних трав, применение удобрений и средств защиты растений.
Восстановление мелиоративной службы в районах, усиление контроля за эффективностью использования орошаемых земель, внедрение водоресурсосберегающих технологий возделывания сельскохозяйственных культур повысит эффективность орошаемого земледелия, сократит срок окупаемости дополнительных материальных и финансовых затрат.
Реализация Программы позволит увеличить годовые объемы производства основных видов сельскохозяйственной продукции: картофеля - 55,8 тыс. тонн, овощей - 58,26 тыс. тонн, зерна колосовых, кукурузы и сои - 26,3 тыс. тонн, кукурузы на силос - 108,5 тыс. тонн, сена многолетних трав - 45,7 тыс. тонн, сахарной свеклы - 216,0 тыс. тонн, молока - 42,5 тыс. тонн, мяса - 4,44 тыс. тонн (табл. № 10, № 11).
При полном освоении Программы чистая прибыль составляет 373,1 млн. рублей в год, окупаемость капитальных вложений - 7,1 года.
Таблица № 10
Расчет экономической эффективности
реконструкции 20 тыс. га орошаемых земель
7. Механизм реализации, организация управления
и контроль за ходом исполнения Программы
Управление реализацией Программы осуществляется головным исполнителем - министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, которое совместно с федеральным государственным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Самарской области" осуществляет реализацию Программы в рамках текущей деятельности и выполняет следующие функции: оказывает методическую помощь исполнителям Программы, осуществляет контроль за ходом строительства и реконструкции объектов мелиорации в рамках реализации мероприятий Программы.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет министерство управления финансами Самарской области, министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Самарская Губернская Дума.
Отбор исполнителей Программы производится министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области ежемесячно не позднее десяти дней после окончания отчетного периода представляет в министерство управления финансами Самарской области отчет о реализации Программы. Годовой отчет о реализации Программы представляется до 1-го февраля года, следующего за отчетным.
(в ред. Закона Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД)
Контроль за реализацией Программы осуществляет министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области и Самарская Губернская Дума.
Выполнение запланированных мероприятий в полном объеме возможно лишь при консолидации всех видов источников финансирования. Одновременно с федеральным и областным бюджетом в отрасль необходимо привлечение средств местных бюджетов.
Приложение № 1 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 2 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 3 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 4 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 5 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 6 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 7 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 8 исключено. - Закон Самарской области от 08.12.2006 № 173-ГД.
Приложение № 1
к областной целевой программе
"Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской
области на 2003 - 2010 годы"
ОБЪЕМЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ
В КАРТОФЕЛЕВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Утратили силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
Приложение № 2
к областной целевой программе
"Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской
области на 2003 - 2010 годы"
ОБЪЕМЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ В ОВОЩЕВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Утратили силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
Приложение № 3
к областной целевой программе
"Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской
области на 2003 - 2010 годы"
ОБЪЕМЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ В СВЕКЛОСЕЮЩИХ
ХОЗЯЙСТВАХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Утратили силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
Приложение № 4
к областной целевой программе
"Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской
области на 2003 - 2010 годы"
ОБЪЕМЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ В СЕМЕНОВОДЧЕСКИХ ХОЗЯЙСТВАХ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Утратили силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
Приложение № 5
к областной целевой программе
"Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской
области на 2003 - 2010 годы"
ОБЪЕМЫ
РЕКОНСТРУКЦИИ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ
ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ В КОРМОПРОИЗВОДЯЩИХ ХОЗЯЙСТВАХ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2003 - 2010 ГОДЫ
Утратили силу. - Закон Самарской области от 07.11.2007 № 126-ГД.
Приложение № 6
к областной целевой программе
"Реконструкция и восстановление
мелиоративных фондов Самарской
области на 2003 - 2010 годы"
НАЛИЧИЕ ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЕЛЬ
ПО МЕЛИОРАТИВНЫМ СИСТЕМАМ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
(введено Законом Самарской области
от 08.12.2006 № 173-ГД)