Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.08.2003 № А55-4319/03-39
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ РЕШЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ КОМИССИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ № 3 И № 4>
(вместе с ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ФАС Поволжского округа от 25.09.2003)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено


Постановлением ФАС Поволжского округа от 25.09.2003 № А55-4319/03-39 решение Арбитражного суда Самарской области от 01.08.2003 по данному делу отменено.



АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 1 августа 2003 года Дело № А55-4319/03-39


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Самарской Городской Думы, г. Самара, Прокурора Самарской области, г. Самара, к Управлению по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, г. Самара.
Заинтересованные лица:
Администрация Самарской области, г. Самара,
Общественная организация Федерации профсоюзов Самарской области, г. Самара,
ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара,
3-е лицо, не заявляющее самостоятельных требований:
Торгово-промышленная палата, г. Тольятти,
о признании недействующими решений.
Самарская Городская Дума обратилась с заявлением о признании недействующими решений Региональной энергетической комиссии Самарской области № 3 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год" от 21.01.2003 и № 4 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год" от 21.01.2003
Определением суда от 17.07.2003 было удовлетворено ходатайство Прокурора Самарской области о вступлении в дело в порядке ст. 52 АПК РФ.
Указанным определением суд привлек к участию в деле в качестве надлежащей стороны - органа, принявшего оспариваемые нормативные правовые акты, - Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области. В отношении Региональной энергетической комиссии Самарской области производство по делу было прекращено.
Удовлетворив ходатайство Торгово-промышленной палаты, г. Тольятти Самарской области, определением от 17.07.2003, суд привлек к участию в деле Торгово-промышленную палату, г. Тольятти, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, на стороне заявителя согласно ст. 51 АПК РФ.
Удовлетворив ходатайство ОАО "Самараэнерго", г. Самара, суд привлек к участию в деле ОАО "Самараэнерго", г. Самара, в качестве заинтересованного лица согласно ст. 51, ст. 191, ст. 194 АПК РФ.
Удовлетворив ходатайство Общественной организации Федерации профсоюзов Самарской области, г. Самара, суд привлек Общественную организацию Федерации профсоюзов Самарской области, г. Самара, к участию в деле в качестве заинтересованного лица согласно ст. 51, ст. 191, ст. 194 АПК РФ.
После перерыва в судебном заседании ЗАО "Самарские городские электрические сети" и ЗАО "Предприятие тепловых сетей" заявили ходатайства о привлечении их к участию в деле в качестве заинтересованных лиц. Рассмотрев данные ходатайства, суд определил: в удовлетворении ходатайств отказать, поскольку указанные лица не воспользовались своим правом на вступление в дело в качестве заинтересованных лиц согласно ст. 51, ст. 191, ст. 194 АПК РФ ни в предварительном судебном заседании, ни в последующих судебных заседаниях, что не лишает их права на обращение в суд с аналогичными требованиями в качестве заявителей.
ОАО "Самараэнерго" заявило ходатайства об истребовании доказательств у Департамента финансов Администрации Самарской области и Самарской Городской Думы. Рассмотрев данные ходатайства, суд определил: в удовлетворении ходатайств отказать, поскольку указанные ходатайства не соответствуют требованиям п. 4 ст. 66 АПК РФ, а именно: в указанных ходатайствах не обозначено, какие обстоятельства, имеющие значение для дела, могут быть установлены тем или иным истребуемым доказательством.
ОАО "Самараэнерго" было заявлено ходатайство о прекращении производства по делу. Рассмотрев указанное ходатайство, суд определил: принять данное ходатайство как позицию ОАО "Самараэнерго" по делу, которому будет дана оценка в ходе судебного разбирательства с учетом всех обстоятельств дела.
В ходе судебного разбирательства ОАО "Самараэнерго" дважды было заявлено ходатайство о направлении в Конституционный суд РФ запроса о проверке конституционности ст. 2 ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ". Рассмотрев данное ходатайство в первый раз, суд определил: в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку на момент его заявления дело по существу не рассматривалось и суд не установил несоответствия норм указанного закона Конституции РФ, при вторичном рассмотрении указанного ходатайства суд определил: разрешить данное ходатайство после заслушивания объяснений всех лиц, участвующих в деле.
Самарская Городская Дума и Прокурор Самарской области заявили ходатайства об отложении рассмотрения дела для ознакомления с отзывами участвующих в деле лиц. Рассмотрев данное ходатайство, суд определил: в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку в соответствии с п. 1 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ непредставление отзыва на исковое заявление или дополнительных доказательств, которые арбитражный суд предложил представить лицам, участвующим в деле, не является препятствием к рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон и заинтересованных лиц, суд

УСТАНОВИЛ:

Представители заявителя в судебном заседании поддержали заявленные требования и пояснили, что оспариваемые решения ответчика, изменяющие установленные на период 2002-2003 гг. решениями РЭК Самарской области от 26.02.2002 № 10 и от 30.07.2002 № 17 тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области и электрическую и тепловую энергию для иных групп потребителей Самарской области, не соответствуют статье 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 № 41-ФЗ с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, а также ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, ч. 3 которой предусматривает, что увеличение финансирования существующих видов расходов бюджетов может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии их включения в закон (решение) о бюджете либо в текущем году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении расходов по отдельным статьям бюджета. Также пояснил, что ответчик принял оспариваемые решения после принятия Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год", который был принят Самарской Губернской Думой 17.12.2002 и вступил в законную силу 01.01.2003 В нарушение части 4 статьи 2 ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ (с изменениями и дополнениями № 33-ФЗ от 11.02.1999 и № 6-ФЗ от 10.01.2003) оспариваемые решения приняты ответчиком без одновременного внесения изменений и дополнений в бюджет Самарской области. По мнению представителя заявителя, в связи с вступлением в законную силу с 14.01.2003 Федерального закона от 10.01.2003 № 6-ФЗ требования части 3 статьи 2 данного закона об установлении тарифов на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год до принятия закона о бюджете субъекта РФ распространяются на текущий 2003 год независимо от того, был ли установлен предельный уровень данных тарифов.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на ст. 132 Конституции РФ и ст. 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" № 126-ФЗ от 25.09.1997, которые устанавливают, что формирование и исполнение местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, при этом органы государственной власти гарантируют право представительных органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов. Согласно ст. 131 Бюджетного кодекса РФ, в течение финансового года органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, представительные органы местного самоуправления не вправе принимать решений, приводящих к увеличению расходов бюджетов, без внесения изменений и дополнений в соответствующие законы (решения) о бюджетах, компенсирующих увеличение расходов. П. 3 ст. 4 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" № 126-ФЗ от 25.09.1997 предусматривает, что увеличение расходов местных бюджетов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, компенсируются органами, принявшими указанные решения.
Кроме того, заявитель ссылается на абз. 4 п. 8 Постановления Правительства РФ "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" № 887 от 02.08.1999, согласно которому органы местного самоуправления вправе устанавливать размер максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг, а также на утвержденное им Положение "О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг", согласно п. 1 которого субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг предоставляются гражданам органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Как указывает заявитель, на основании вышеуказанных норм федерального законодательства Главой г. Самары было принято Постановление "Об оплате жилья, коммунальных услуг в городе Самаре и мерах по социальной защите населения" № 63 от 29.03.2002 (с изменениями от 29.11.2002).
В соответствии с данным постановлением уровень платежей граждан, проживающих в домах государственного и муниципального жилищного фонда, к фактическим затратам на содержание и ремонт жилья и коммунальных услуг равен 50%. Остальная часть затрат возмещается за счет бюджета города. Также за счет средств бюджета города предоставляются субсидии, предусмотренные Постановлением Правительства № 887 от 02.08.1999. Средства на выполнение указанного постановления предусмотрены в бюджете города Самары на 2003 год, утвержденном Постановлением Самарской Городской Думы № 204 от 26.12.2002
По мнению заявителя, повышение стоимости энергии для населения влечет увеличение стоимости коммунальных услуг и, соответственно, увеличение расходов бюджета города, необходимых для выплаты гражданам вышеуказанных компенсаций и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, т.е. повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение 2003 года влечет увеличение расходов бюджета города Самары.
Заявитель указал, что, поскольку на момент принятия энергетической комиссией решений № 3 от 21.01.2003 и № 4 от 21.01.2003 не были внесены изменения в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год", предусматривающие компенсацию расходов местных бюджетов, связанных с повышением тарифов на электрическую и тепловую энергию, в бюджет города Самары не поступит соответствующих дополнительных средств, следовательно, для финансирования вышеуказанных затрат потребуется сокращение иных расходов бюджета, запланированных в 2003 году, что является нарушением законных прав и публичных интересов местного самоуправления города Самары и жителей города.
Прокурор поддержал заявленные требования и пояснил, что оспариваемые нормативные акты, изменяющие установленные на период 2002-2003 гг. решениями Региональной энергетической комиссии от 26.02.2002 № 10 и от 30.07.2002 № 17 тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области и электрическую и тепловую энергию для иных групп потребителей Самарской области, нарушают права и законные интересы граждан и организаций, являющихся потребителями электрической и тепловой энергии на территории Самарской области, в том числе права и законные интересы, связанные с осуществлением экономической деятельности.
По мнению Прокурора, выводы заявителя о несоответствии оспариваемых решений Региональной энергетической комиссии Самарской области федеральному закону являются обоснованными, так как на дату их принятия действовал Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ и являлся обязательным для всех участников правоотношений, связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 2 названного Закона, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, государственное регулирование тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в данном Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
В соответствии с ч. 3 ст. 2 данного Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны устанавливать экономически обоснованные тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Исходя из того, что ч. 1 ст. 2 названного Закона предусмотрена возможность независимого применения любого из двух указанных в ней методов государственного регулирования тарифов на электрическую или тепловую энергию, отсутствие установленных предельных уровней тарифов на текущий финансовый год не освобождает органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации от обязанности выполнения требований ч. 3 этой же статьи об установлении экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год до принятия закона субъекта Российской Федерации.
Все вышеизложенные Прокурором доводы, по его мнению, свидетельствует о том, что требования ч. 3 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" об установлении органами исполнительной власти субъектов РФ тарифов на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, распространяются на текущий 2003 год.
Таким образом, по мнению Прокурора, так как Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год" был принят Самарской Губернской Думой 17.12.2002 и вступил в законную силу 01.01.2003, то есть тарифы на электрическую и тепловую энергию, установленные на 2003 г. решениями Региональной энергетической комиссии Самарской области от 21.01.2003 № 3 и № 4, были установлены позже принятия Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год", это является нарушением ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ.
Прокурор в обоснование своих доводов сослался на Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Генеральному прокурору Российской Федерации У. о неисполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", в котором прямо указывается, что, несмотря на установленные Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ ограничения порядка государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, некоторые региональные энергетические комиссии (Саратовская, Самарская и др.) уже после принятия законов о бюджетах соответствующих субъектов Российской Федерации приняли решения о повышении тарифов на электрическую и тепловую энергию на 25-30 процентов, хотя такое повышение тарифов не учтено ни в федеральном бюджете на 2003 год, ни в бюджетах субъектов Российской Федерации на 2003 год и может оказать негативное влияние в первую очередь на благосостояние населения Российской Федерации, экономическое состояние иных потребителей электрической и тепловой энергии, а также на развитие экономики Российской Федерации в целом.
Кроме того, Прокурор пояснил, что в соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на рассмотрение законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации проекта закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год не допускается.
В его нарушение каких-либо законопроектов о внесении изменений и дополнений в бюджет Самарской области на 2003 год в связи с изменением тарифов на электрическую и тепловую энергию органами исполнительной власти Самарской области после принятия Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год" в Самарскую Губернскую Думу не вносилось.
Прокурор также указал, что требование ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ основано на том, что в соответствии с ч. 2 ст. 182 и ст. 15 Бюджетного кодекса РФ проект бюджета на очередной финансовый год составляется с учетом прогноза консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, включающего бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, а также с учетом адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год, плана развития государственного или муниципального долга и программы внутренних и внешних заимствований, предусмотренных на очередной финансовый год для покрытия дефицита бюджета, оценки потерь бюджета от предоставленных налоговых льгот, оценки ожидаемого исполнения бюджета за текущий финансовый год. На основании этих данных устанавливаются основные расходы бюджета: общий объем капитальных и текущих расходов бюджета, расходы и доходы целевых бюджетных фондов, объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации, предоставляемой в форме дотаций, субвенций и субсидий по бюджетам, получающим указанную финансовую помощь, распределение бюджетных ассигнований в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета.
Не предусмотренное при составлении прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2003 год повышение Региональной энергетической комиссией Самарской области тарифов на электрическую и тепловую энергию влечет за собой незапланированное увеличение расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Самарской области на финансирование потребностей бюджетополучателей, связанных с потреблением или использованием электрической или тепловой энергии, что не соответствует требованиям Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ.
Представитель третьего лица - Торгово-промышленной палаты, г. Тольятти Самарской области, - в судебном заседании с заявленными требованиями согласился и считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, приведенным Прокурором Самарской области.
Представитель заинтересованного лица - Общественной организации Федерации профсоюзов Самарской области - в судебном заседании с заявленными требованиями также согласился и считает их подлежащими удовлетворению по основаниям, приведенным заявителем и Прокурором Самарской области.
Представитель Администрации Самарской области в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, пояснив, что, если оспариваемые решения будут оставлены в силе, они неизбежно повлекут увеличение расходной части областного бюджета и нарушение прав и законных интересов неограниченного круга лиц.
Представитель Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области с заявленными требованиями заявителя и Прокурора Самарской области не согласился и считает их не подлежащими удовлетворению, так как Федеральный закон от 10.01.2003 № 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" не может быть применен при рассмотрении настоящего дела об оспаривании решений РЭК Самарской области № 3 и 4 от 21.01.2003 Данный Федеральный закон, по мнению ответчика, может быть применен исключительно после установления Правительством РФ предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию и до принятия в первом чтении закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, то есть не ранее 2004 года. Механизм, закрепленный названным Законом РФ от 10.01.2003 № 6-ФЗ, возможен для реализации при установлении предельных норм только на 2004 год, в связи с чем ответчик считает, что оспариваемые решения были приняты в полном соответствии с действующим законодательством. Данные решения приняты исходя из необходимости компенсации роста экономически обоснованных расходов энергоснабжающих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии, обусловленную увеличением тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с федерального оптового рынка электрической энергии (мощности), увеличением оптовых цен на газ для промышленных потребителей, абонентской платы за пользование сетями РАО "ЕЭС России", ростом расходов на ремонт энерго- и теплопроизводящего оборудования, тепловых и электрических сетей.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию для бюджетных организаций соответствующих уровней установлены Решением Региональной энергетической комиссии Самарской области от 30.07.2002 № 17, т.е. до утверждения бюджета Самарской области, поэтому при формировании бюджета Самарской области были учтены принятые РЭК Самарской области тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2003 год, что подтверждается письмом Руководителя департамента управления финансами Администрации области от 05.02.2003 № 05-10/29.
По мнению Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, тарифы на электрическую энергию для населения, установленные Решением РЭК Самарской области № 3, затратную часть бюджета Самарской области не затрагивают, т. к. в соответствии со ст. 87 Бюджетного кодекса от 31.07.1998 № 145-ФЗ целевое дотирование населения относится к расходам, финансируемым исключительно из местных бюджетов. Кроме того, Постановлением Правительства РФ от 02.04.2002 № 226 утверждены Правила государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, в которых закреплены основания для установления тарифов по заявлению организации, осуществляющей регулируемую деятельность, которые обязывают регулирующие органы субъектов РФ осуществлять регулирование тарифов путем компенсации экономически обоснованных расходов ЭСО на производство и передачу электрической (тепловой) энергии. Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17.07.2003 № 1 "О приведении Решений РЭК Самарской области в соответствие с действующим законодательством" продлен срок действия тарифов на электрическую энергию, указанных в приложениях № 1, 3, 5 к Решению РЭК Самарской области от 21.01.2003 № 3. Тарифы на электрическую энергию, указанные в приложениях № 2,4,6 к Решению РЭК Самарской области от 21.01.2003 № 3, применению не подлежат.
Представитель заинтересованного лица - ОАО "Самараэнерго", г. Самара, - с заявленными требованиями не согласился, при этом сослался на то, что статья 1 ФЗ от 10.01.2003 № 6-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" не должна применяться в настоящем деле, поскольку названный закон вступил в силу со дня его официального опубликования - 13.01.2003, то есть после начала очередного финансового года, и предельные уровни тарифов Правительством РФ не были установлены. По мнению представителя третьего лица, оспариваемые решения изменяют тарифы, введенные в действие ранее принятыми в 2002 году решениями РЭК Самарской области, а не "указанные тарифы" в буквальном толковании данного закона. Принятие ответчиком оспариваемых решений не повлекло изменения расходов бюджета Самарской области на 2003 год. Тарифы на электрическую и тепловую энергию для бюджетных организаций установлены решением РЭК Самарской области от 30.07.2002 № 17, т.е. до утверждения бюджета Самарской области, поэтому при формировании бюджета Самарской области были учтены принятые РЭК Самарской области тарифы на электрическую и тепловую энергию на 2003 год, что подтверждается письмом руководителя департамента управления финансами Администрации области от 05.02.2003 № 05-10/29.
ОАО "Самараэнерго" также считает, что заявитель не доказал нарушение прав и законных интересов оспариваемыми нормативными актами, поскольку бюджетом города Самары на финансирование льгот направляются не все средства, получаемые в соответствии со ст. 6 Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год" для реализации полномочий на предоставление льгот в соответствии с ФЗ "О ветеранах", и средств, поступающих в бюджет города Самары из источников финансирования, переданных областью, достаточно для оплаты по действующим тарифам.
Кроме того, по мнению ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго", признание нормативного акта недействующим может быть правовым последствием несоблюдения требования закона об обязательном внесении законопроекта только в том случае, если при этом нарушаются принципы тарифного регулирования, установленные ст. 4 закона о регулировании тарифа, что, как утверждает заинтересованное лицо, следует из ст. 13 ГК РФ и ст. 6 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". ОАО "Самараэнерго" полагает, что статьи 33, 83, 131 Бюджетного кодекса РФ не могут быть применены в настоящем деле, так как РЭК не является субъектом бюджетных правоотношений, ему не предоставлены Бюджетным кодексом РФ какие-либо бюджетные полномочия.
Из материалов дела следует, что 21 января 2003 года Региональная энергетическая комиссия Самарской области приняла решение № 3 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год", которым утвердила тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области согласно приложению № 1 "Тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области", приложению № 2 "Тарифы на электрическую энергию для населения Самарской области, вводимые с 1 июля 2003 г.", приложению № 3 "Тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами", приложению № 4 "Тарифы на электрическую энергию для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке электроплитами, вводимые с 1 июля 2003 года", утвердила тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей Самарской области согласно приложению № 5 "Тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей", приложению № 6 "Тарифы на электрическую энергию для отдельных потребителей, вводимые с 1 июля 2003 года". Указанным решением признаны утратившими силу пункты 3.5,3.5.1,3.5.2,3.5.3,3.6,3.6.1,3.6.2,3.7,3.8 приложения № 1 к решению РЭК Самарской области от 30.07.2002 № 17 с момента вступления в силу решения РЭК Самарской области № 3 от 21.01.2003
21 января 2003 года Региональная энергетическая комиссия Самарской области приняла решение № 4 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год", которым утвердила и ввела в действие с 24 января 2003 года тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями, и тарифы на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций (приложения № 6 "Тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям", № 7 "Тарифы (цены) на электрическую энергию, поставляемую потребителям энергоснабжающими организациями", № 8 "Тарифы на тепловую энергию для потребителей энергоснабжающих организаций", № 9 "Тарифы на электрическую энергию для энергоснабжающих организаций, осуществляющих оптовую покупку". Данным решением признаны утратившими силу пункты 1.2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2, 3.4 приложения № 1, а также приложения № 2, № 3, № 4, № 6, № 7 к решению РЭК Самарской области от 30.07.2002 № 17, пункты 3.3, 3.9 приложения № 1, пункт 5 приложения № 2 и приложение № 5 к решению РЭК Самарской области от 26.02.2002 № 10 с момента вступления в силу решения РЭК Самарской области от 21.01.2003 № 4. Абзац 1 пункта 2.6 приложения № 7 к решению от 26.02.2002 № 10 РЭК Самарской области изложен в следующей редакции: "Тариф - плата за услуги абонента по передаче электроэнергии субабоненту (кроме энергоснабжающих организаций) не может превышать 5% от тарифа на электроэнергию, установленного для соответствующей группы потребителей, и устанавливается по соглашению сторон".
Оспариваемые решения опубликованы в газете "Волжская коммуна" за 23 января 2003 года № 12 (24827), вводимые этими решениями тарифы изменяют в сторону увеличения ранее действующие тарифы на электрическую и тепловую энергию в Самарской области. На дату принятия оспариваемых решений, то есть на 21.01.2003, действовал Федеральный закон от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ. Статья 2 названного Федерального закона определила сущность государственного регулирования тарифов.
В части 1 статьи 2 названного Федерального закона установлено, что тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Часть 2 статьи 2 названного выше Федерального закона (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 6-ФЗ, принятого Государственной Думой ФС РФ 19.12.2002 и вступившего в действие со дня официального опубликования в "Российской газете" - 14.01.2003), предусмотрела, что предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской Федерации с выделением предельных уровней для населения ежегодно до принятия Государственной Думой ФС РФ в первом чтении проекта Федерального закона о Федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Частью 3 статьи 2 названного Федерального закона (введенная Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ) предусмотрено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации.
Частью 4 статьи 2 названного Федерального закона (введенной Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ) предусмотрено, что изменение указанных тарифов в течение финансового года без одновременного внесения Правительством РФ (органом исполнительной власти субъекта РФ) на рассмотрение Государственной Думы (законодательного (представительного) органа субъекта РФ) проекта Федерального закона (закона субъекта РФ) о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон (закон субъекта РФ) о федеральном бюджете (бюджете субъекта РФ) на текущий финансовый год не допускается.
Суд считает неправомерным довод Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области о том, что части 2, 3, 4 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", введенные Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ и вступившие в действие с 14.01.2003, могут быть применены исключительно после установления Правительством РФ предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, то есть не ранее 2004 года. Указанными частями статьи 2 названного закона с 14.01.2003 был введен порядок, обеспечивающий государственное регулирование тарифов, который действовал на дату принятия ответчиком оспариваемых решений и являлся обязательным для всех участников правоотношений, связанных с установлением тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации. Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" не содержит положений о том, что требования статьи 2 данного закона могут быть применены исключительно после установления Правительством РФ предельных уровней тарифов на электрическую и тепловую энергию, в связи с чем суд считает, что данный довод не основан на нормах названного Федерального закона или иного действующего законодательства.
Более того, часть 3 статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 10.01.2003 № 6-ФЗ разрешает устанавливать тарифы субъектам исполнительной власти Российской Федерации (начиная с 14.01.2003) на очередной финансовый год только в рамках предельных уровней и в период до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. В нарушение требований указанной нормы ответчик принял оспариваемые решения при отсутствии установленных Правительством РФ предельных уровней тарифов и в период после принятия Закона Самарской области от 25.12.2002 № 108-ГД "Об областном бюджете на 2003 год" (принятого Самарской Губернской Думой 17.12.2002 и вступившего в действие с 01.01.2003)
Доводы Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области о том, что при формировании бюджета Самарской области в полной мере были учтены принятые в 2003 году тарифы на электрическую и тепловую энергию, основанные на письме руководителя Департамента управления финансами Администрации Самарской области от 05.02.2003 № 05-10/29, суд считает неосновательными. Указанные доводы опровергаются позицией Администрации Самарской области по данному вопросу, изложенной выше, а также самим письмом от 05.02.2003 В данном письме речь идет о том, что с учетом предложений Региональной энергетической комиссии Самарской области о формировании областного бюджета на 2003 год с применением индекса тарифов на электрическую и тепловую энергию в размере 1,25 рассчитывались расходы областного бюджета на 2003 год по оплате топливно-энергетических ресурсов бюджетных организаций. Это же подтверждается доводами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, изложенными в письменном отзыве, о том, что повышение тарифов, произведенное Региональной энергетической комиссией Самарской области в 2003 году, было запланировано в бюджете Самарской области на 2003 год в подстатьях 110721 -"оплата отопления и технологических нужд" и 110730 - "оплата потребления электрической энергии" статьи 110700 - "Оплата коммунальных услуг" подраздела 110000 - "Закупка товаров и услуг" раздела 100000 - "Текущие расходы" экономической классификации бюджета. В данных статьях бюджета в соответствии со ст. ст. 66, 68 Бюджетного кодекса РФ в порядке, установленном ст. 5 и Приложением № 6 к Закону РФ от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", отражается только та часть расходов бюджета Самарской области, которая обеспечивает текущее функционирование органов государственной власти и бюджетных учреждений.
В то время как иные, установленные ст. 13 Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год" функциональные направления расходования бюджетных средств - расходы на оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, текущие трансферты и трансферты населению, а также расходы, обеспечивающие инновационную и инвестиционную деятельность, рассчитанные на основе данных социально-экономического прогноза развития региона на момент принятия закона о бюджете и, соответственно, без учета произведенного в 2003 году Региональной энергетической комиссией Самарской области повышения тарифов на электрическую и тепловую энергию, отражены, в соответствии со ст. 66, 67, 68 Бюджетного кодекса РФ, в порядке, установленном ст. 5 и приложением № 6 к Закону РФ от 15.08.1996 № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации", в статьях другой подгруппы - 130000 - "Субсидии, субвенции и текущие трансферты" группы 100000- "Текущие расходы", а также в других группах экономической классификации - в статьях подгруппы 240000 - "Капитальные вложения в основные фонды" группы 200000 - "Капитальные расходы" и в статьях подгруппы 380000 - "Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) группы 300000 - "Предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) за вычетом погашения".
Таким образом, произведенное в нарушение Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, повышение тарифов на электрическую и тепловую энергию в 2003 году без одновременного внесения изменений и дополнений в Закон о бюджете Самарской области на 2003 год неизбежно влечет незапланированное удорожание себестоимости объектов бюджетного финансирования и его неэффективность в том объеме, который предусмотрен Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год", принятым Самарской Губернской Думой 17.12.2002
Вывод о нарушении при принятии оспариваемых решений требований ч. 4 ст. 2 названного Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, подтверждается также ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой "исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению доходов местных бюджетов".
Доводы Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области о том, что приказами Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 17.07.2003 № 1-42 признаны не подлежащими применению приложения № 2, 4, 6 к решению Региональной энергетической комиссии Самарской области от 21.01.2003 № 3, а также приложение № 9 к решению Региональной энергетической комиссии Самарской области от 21.01.2003 № 4, по мнению суда, не являются убедительными, так как названный приказ не устраняет все допущенные при принятии оспариваемых решений РЭК Самарской области нарушения требований ст. 2 Федерального Закона от 14.04.1995 "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" № 41-ФЗ, в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ. Кроме того, размеры тарифов, указанных в приложениях № 1, 3, 5 к решению РЭК Самарской области № 3 от 21.01.2003 и в приложении № 9 к решению РЭК Самарской области № 4 от 21.01.2003, срок действия которых продлен указанными приказами, утверждены данными решениями РЭК Самарской области и превышают размеры тарифов, утвержденных решением РЭК Самарской области № 17 от 30.07.2002
Таким образом, суд считает, что Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области не доказана законность принятия оспариваемых нормативных правовых актов и соответствие их ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на тепловую и электрическую энергию в Российской Федерации" в редакции ФЗ от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ.
Довод заинтересованного лица - ОАО "Самараэнерго", г. Самара, - о том, что принятие ответчиком оспариваемых решений не повлекло изменения расходов бюджета Самарской области на 2003 год, суд также не может принять во внимание, поскольку оспариваемые решения приняты с нарушением порядка, обеспечивающего государственное регулирование тарифов и установленного статьей 2 Федерального закона от 14.04.1995 № 41-ФЗ в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, то есть при отсутствии принятых Правительством РФ предельных уровней тарифов и в период после принятия Закона Самарской области от 25.12.2002 № 108-ГД "Об областном бюджете на 2003 год".
Кроме того, указанный выше довод ОАО "Самараэнерго" суд считает необоснованным, поскольку повышение оспариваемыми решениями ответчика тарифов на электрическую и тепловую энергию в течение 2003 года влечет увеличение расходов бюджетов муниципальных образований Самарской области в связи с необходимостью выплаты гражданам компенсаций и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, а также влечет необходимость изменения бюджетных расходов, рассчитанных на основе прогноза социально-экономического развития Самарской области на 2003 год по функциональным направлениям, установленным статьей 13 Закона Самарской области "Об областном бюджете на 2003 год".
Довод ОАО "Самараэнерго" относительно того, что ч. 4 ст. 2 ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" предусматривает возможность изменения предельных тарифов и тарифов, которые были установлены в рамках предельных, суд считает неосновательными, поскольку данная норма не содержит указания на возможность изменения предельных тарифов и тарифов, которые были установлены в рамках предельных.
Довод заинтересованного лица о том, что заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов, суд также считает необоснованным, поскольку заявленные требования поддержаны Прокурором Самарской области, который согласно ст. 52 АПК РФ в данном процессе защищает права и законные интересы организаций и граждан, нарушенные оспариваемыми нормативными актами, а не только интересы заявителя.
Довод ОАО "Самараэнерго" о том, что поскольку согласно ст. 13 ГК РФ нормативный акт может быть признан недействительным в случаях, предусмотренных законом, то в соответствии со статьей 6 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов подлежит отмене только в случае превышения полномочий, установленных нормативными правовыми актами Правительства РФ и ФЭК РФ, судом не принят.
Статья 13 ГК предусматривает, что ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Часть 1 ст. 29 Арбитражного процессуального Кодекса РФ устанавливает, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Статья 7.1 Федерального закона РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ в редакции 07.07.2003 предусматривает, что споры, связанные с осуществлением государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, подлежат рассмотрению в арбитражном суде.
Таким образом, Законом отнесено к компетенции арбитражного суда рассмотрение споров, связанных с оспариванием нормативных правовых актов, не соответствующих закону и нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, в том числе и в сфере осуществления государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию.
Оспариваемые решения ответчика не содержат положений, относящихся к расходной или доходной части бюджета Самарской области на 2003 год, в связи с чем не могут нарушать требований статьи 33 Бюджетного кодекса РФ.
Кроме того, суд отмечает, что указанные выше доводы были приведены заинтересованным лицом, но не Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, являющимся органом, обязанным доказывать законность оспариваемых правовых актов.
Исходя из изложенного, суд считает оспариваемые решения ответчика не соответствующими требованиям статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и нарушающими права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем следует признать данные решения недействующими полностью.
Соответственно, руководствуясь положением ч. 3 ст. 13 АПК РФ, суд отказывает в удовлетворении ходатайства ОАО "Самараэнерго" о направлении запроса суда в Конституционный суд РФ о проверке конституционности нормы, содержащейся в абзаце 5 ст. 2 ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", поскольку не установил несоответствия норм указанного Закона Конституции РФ.
При таких обстоятельствах требования заявителя и Прокурора Самарской области следует удовлетворить полностью.
Согласно ст. 110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб. следует отнести на Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области, но взысканию с него данная сумма госпошлины не подлежит на основании части 3 статьи 5 Закона РФ "О государственной пошлине". Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180, 191-196 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении ходатайства ОАО "Самараэнерго" о направлении запроса суда в Конституционный суд РФ о проверке конституционности нормы, содержащейся в абзаце 5 ст. 2 ФЗ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" отказать.
Требования Самарской Городской Думы и Прокурора Самарской области удовлетворить.
Признать недействующими полностью решение Региональной энергетической комиссии Самарской области № 3 от 21.01.2003 "Об утверждении тарифов на электрическую энергию для населения Самарской области на 2003 год" и решение Региональной энергетической комиссии Самарской области № 4 от 21.01.2003 "Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей Самарской области на 2003 год", как не соответствующие Федеральному закону РФ от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ, имеющему большую юридическую силу.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.





ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 25 сентября 2003 года Дело № А55-4319/03-39


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара, на решение от 01.08.2003 арбитражного суда Самарской области по делу № А55-4319/03-39 по заявлению Самарской городской Думы, г. Самара, о признании недействующими решений от 21.01.2003 № 3, № 4 Региональной энергетической комиссии Самарской области, г. Самара, заинтересованное лицо: Администрация Самарской области, г. Самара,

УСТАНОВИЛ:

Заявление мотивировано тем, что в нарушение ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", ст. 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации Региональной энергетической комиссией Самарской области приняты решения об увеличении тарифов на электрическую и тепловую энергию для населения и иных групп потребителей Самарской области, чем затронуты права и законные интересы местного самоуправления г. Самары и граждан.
К участию в деле привлечены прокурор Самарской области, Торгово-промышленная палата г. Тольятти, ОАО "Самараэнерго", общественная организация "Федерация профсоюзов Самарской области".
Определением от 17.07.2003 арбитражный суд Самарской области в порядке ст. 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заменил Региональную энергетическую комиссию Самарской области надлежащим органом государственной власти - управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области - в связи с ее ликвидацией.
Решением от 01.08.2003 тот же суд заявление удовлетворил, признав недействующими оспариваемые решения как не соответствующие Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ), имеющему большую юридическую силу.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Самараэнерго" просит решение отменить как не соответствующее нормам права.
Заявитель жалобы считает, что в связи с тем, что Правительством Российской Федерации не установлены предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, оспариваемые решения соответствуют Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
В отзывах на кассационную жалобу первый заместитель прокурора Самарской области, Самарская городская Дума, общественная организация "Федерация профсоюзов Самарской области" просят судебный акт оставить без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность оспариваемого судебного акта, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, заслушав представителей сторон, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федеральных законов от 11.02.1999 № 33-ФЗ и от 10.01.2003 № 6-ФЗ) тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно-правовых форм, подлежат государственному регулированию посредством установления в соответствии с принципами, изложенными в настоящем Федеральном законе, экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию или предельного уровня указанных тарифов.
Установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию входит в компетенцию региональных энергетических комиссий (ст. 12 названного закона).
Как видно из материалов дела, решениями от 21.01.2003 № 3 и № 4 Региональной энергетической комиссией Самарской области были установлены новые тарифы на электрическую и тепловую энергию для населения и потребителей Самарской области на 2003 год.
Согласно сообщению руководителя департамента управления финансами Администрации Самарской области областной бюджет на 2003 год рассчитан с учетом прогнозируемого индекса роста тарифов на 2003 год.
Указанный факт подтверждается выводами, изложенными в протоколе от 05.03.2003 № 2/2 совещания по рассмотрению обоснованности тарифов на электрическую энергию на 2003 год, утвержденных Региональной энергетической комиссией Самарской области.
Установленные тарифы признаны экономически обоснованными.
В силу ч. 2 ст. 2 указанного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 10.01.2003 № 6-ФЗ) предельные уровни тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, включая предельные уровни тарифов для населения, устанавливаются Правительством Российской ежегодно до принятия Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении проекта Федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и вводятся в действие с начала указанного года в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете (ч. 3 ст. 2 введена Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ).
Однако на период 2003 года предельные уровни тарифов Правительством Российской Федерации не устанавливались и по смыслу частей 2, 3 ст. 2 Федерального закона не могут быть установлены, поскольку части 2, 3 введены Федеральным законом от 10.01.2003 № 6-ФЗ.
Таким образом, введенный с 10.01.2003 принцип государственного регулирования тарифов органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, при котором органы государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию: на очередной финансовый год; в рамках, установленных Правительством Российской Федерации предельных уровней тарифов на этот год, до принятия законов субъектов Российской Федерации о бюджете на этот год, не может быть применен в 2003 году.
По смыслу части 4 статьи 2 Федерального закона не допускается изменение тарифов, установленных в порядке части 3 ст. 2 Федерального закона на очередной год.
Следовательно, правило части 4 статьи 2 Федерального закона не может быть применено при рассмотрении законности увеличения (изменения) тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2003 год.
При таких условиях у суда отсутствовали основания для признания оспоренных решений недействующими как не соответствующих названному Федеральному закону.
Поскольку судом первой инстанции неправильно применена ст. 2 Федерального закона, решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 287-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 01.08.2003 арбитражного суда Самарской области по делу № А55-4319/03-39 отменить.
Признать решения от 21.01.2003 № 3, № 4 Региональной энергетической комиссии Самарской области соответствующими Федеральному закону от 14.04.1995 № 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (в редакции Федеральных законов от 10.01.2003 № 6-ФЗ, от 11.02.1999 № 33-ФЗ).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru