Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 09.10.2003 № А55-7752/03-11
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ОАО "СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" К МЕЖРАЙОННОЙ ИНСПЕКЦИИ МНС РФ № 7 ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ ОБЖАЛОВАНИИ ДЕЙСТВИЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ НАЛОГОВОГО ОРГАНА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 9 октября 2003 года Дело № А55-7752/03-11


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Сберегательный Банк Российской Федерации" в лице управляющего Красноярским отделением № 4254, с. Красный Яр Самарской области, к Межрайонной инспекции МНС РФ № 7 по Самарской области с. Красный Яр об обжаловании действий должностных лиц налогового органа.
Заявитель просит принять решение о возврате налоговым органом из бюджета излишне уплаченного налога на пользователей автодорог в размере 80 083 руб. 81 коп., ссылаясь на отмену этого налога с 1 сентября 2002 года законом 110-ФЗ.
Заявитель просит восстановить пропущенный срок на обращение в суд. Поскольку пропуск срока является незначительным и вызван намерением заявителя урегулировать спор в досудебном порядке, суд считает, что ходатайство следует удовлетворить, восстановив пропущенный срок.
Инспекция отзыв на заявление не представила.
Рассмотрев материалы дела, заслушав и оценив доводы представителей заявителя, суд считает, что требования заявителя необоснованны и удовлетворению не подлежат.
3 марта 2003 г. заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате из бюджета излишне уплаченного налога на пользователей автодорог за период с сентября по 31 декабря 2002 г. в размере 80 083 руб. 81 коп., ссылаясь на то, что данный налог отменен ст. 2 закона № 110-ФЗ. Заявитель указал на то, что уплаченный в 2002 году налог подлежит возврату, так как налог на пользователей автодорог установлен в п.п. "м" п. 1 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ", а данная норма исключена статьей 2 ФЗ № 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторыми другими актами законодательства РФ", в связи с чем в силу п.2 ст.1, п. 1 ст. 5 НК РФ налог не установлен и не подлежит уплате с очередного налогового периода - с 1 сентября 2002 г.
Письмом от 24.03.2003 № 05/226 налоговая инспекция отказала в возврате налога из бюджета, указав на то, что возврат налога осуществляется только при наличии решения арбитражного суда.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 110-ФЗ пункт 1 статьи 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" дополнен подпунктом "ж" - транспортный налог. Одновременно из пункта 1 статьи 19 вышеназванного закона исключен подпункт "м" - налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог.
Согласно статьям 17, 39 Бюджетного кодекса Российской Федерации территориальные дорожные фонды относятся к целевым бюджетным фондам, а доходы территориальных дорожных фондов подлежат учету обособленно в составе доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с приложением № 2 к Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являются источником формирования консолидированного бюджета субъектов Российской Федерации.
Таким образом, доходы от уплаты налога на пользователей автомобильных дорог учтены в текущем финансовом году в консолидированных бюджетах субъектов Российской Федерации, а также в федеральном бюджете.
Статьей 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Соответствующих изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2002 год" не вносилось.
Кроме того, следует принимать во внимание, что статья 5 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 № 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" в силу статей 9 и 21 Федерального закона № 110-ФЗ утрачивает силу с 1 января 2003 г.
При этом статьей 4 Федерального закона № 110-ФЗ установлено, что налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленные, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 г.
Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 г.
Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г., определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 г.
Учитывая изложенное, налог на пользователей автомобильных дорог исчисляется и уплачивается налогоплательщиками в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" и статьей 4 Федерального закона № 110-ФЗ.
Кроме того, в п. 1 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы" дан перечень федеральных налогов, в том числе в п.п. "м" было указано, что к федеральным налогам относятся и налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в РФ.
Следовательно, эта норма является отсылочной к законодательству о дорожных фондах, так как в ст. 19 не указан конкретный вид налога (пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, приобретение автотранспортных средств) и не может учитываться в отрыве от законодательства по конкретному налогу, в данном случае - Закона РФ "О дорожных фондах в РФ" № 1759-1 от 18.10.1991.
Действительно, ФЗ РФ № 100-ФЗ от 24.07.2002 внес изменения в Закон РФ "Об основах налоговой системы в РФ", указав в статье 2, что п.п. "м" ст. 19 исключен, но п. 1 ст. 20 Основ дополнен п.п. "ж"- транспортный налог, т.е. налоги, служащие источником формирования дорожных фондов, исключены из перечня федеральных налогов и в виде транспортного налога отнесены к налогам республик (ст. 20).
Указанное изменение не означает автоматического прекращения уплаты того или иного налога, служащего источником образования дорожных фондов, с 1 сентября 2002 г., так как, как указано выше, в ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы" указано, что порядок уплаты этих налогов производится в соответствии с законодательством о дорожных фондах.
Как указано выше, налог на пользователей автомобильных дорог как конкретный налог определен в ст. 5 Закона РФ "О дорожных фондах в РФ". Данная статья исключена из Закона РФ "О дорожных фондах" статьями 9, 21 ФЗ № 110-ФЗ от 24.07.2002 с 1 января 2003 года, следовательно, до этого периода налог подлежит уплате и требования заявителя необоснованны.
Кроме того, в соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента, определяемого налоговым законодательством Российской Федерации.
Неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.
Из анализа приведенной нормы видно, что законодатель дифференцирует понятия "считаются уплаченными" и "считаются зачисленными".
Отношения по зачислению средств, поступивших в уплату налогов на бюджетные счета, находятся за рамками налогового законодательства, являются бюджетными и регулируются Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, оснований для возврата уплаченного налога на пользователей автодорог за период сентябрь-декабрь 2002 года из бюджета не имеется.
Расходы по госпошлине следует отнести на заявителя.
Руководствуясь ст. ст. 115, 167-183 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Ходатайство ОАО "Сберегательный Банк Российской Федерации" в лице управляющего Красноярским отделением № 4254, с. Красный Яр Самарской области, удовлетворить, восстановить срок на обращение в суд.
2. Заявление ОАО "Сберегательный Банк Российской Федерации" в лице управляющего Красноярским отделением № 4254, с. Красный Яр Самарской области, о вынесении решения о возврате излишне уплаченной суммы налога на пользователей автодорог оставить без удовлетворения.
3. На решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в месячный срок с даты принятия судебного акта.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru