Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления






Самарская91.txt.8243
Самарская

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ ГОРОДА САМАРЫ от 23.09.1999 № 684
(ред. от 17.10.2003)
"О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРОПАГАНДЫ ЗНАНИЙ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа также не опубликован.







ГЛАВА ГОРОДА САМАРЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 1999 г. № 684

О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА К ДЕЙСТВИЯМ
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ И ПРОПАГАНДЫ ЗНАНИЙ
В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Главы города Самары
от 17.10.2003 № 1058)

Во исполнение Федерального закона от 21.12.1994 "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Самарской области от 25.03.1997 "Об организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области" постановляю:
1. Утвердить "Положение о порядке подготовки населения города к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области".
2. Признать утратившим силу Постановление Главы города Самары от 10 ноября 1996 г. № 1528 "О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций".
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на главу администрации города Колесникова Н.В.

Глава города
Г.С.ЛИМАНСКИЙ





Утверждено
Постановлением
Главы города Самары
от 23 сентября 1999 г. № 684

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ПОДГОТОВКИ НАСЕЛЕНИЯ
ГОРОДА К ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
И ПРОПАГАНДЫ ЗНАНИЙ В ЭТОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Главы города Самары
от 17.10.2003 № 1058)

1. Подготовка населения к действиям
в чрезвычайных ситуациях

Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях - это целенаправленная деятельность администрации города, предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, иных хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм, по совершенствованию знаний и навыков населения, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
1.1. Законодательной и нормативно-правовой основой организации подготовки населения города к действиям в чрезвычайных ситуациях является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федеральный закон от 14 июля 1995 года "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Федеральный закон от 12 февраля 1998 года "О гражданской обороне", указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, Закон Самарской области от 25 марта 1997 года "Об организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области"
и иные нормативные правовые акты Самарской области.
1.2. Органы местного самоуправления:
- планируют обучение населения в области гражданской обороны;
- организуют изучение в государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждениях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования курса "Основы безопасности жизнедеятельности", а в учреждениях профессионального образования, находящихся в сфере ведения органов местного самоуправления - дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";
- создают и оснащают курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне, а также организуют их деятельность;
- уточняют программы подготовки должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих обучение на курсах гражданской обороны;
- организуют и проводят учебно-методические сборы руководителей и преподавателей образовательных учреждений;
- организуют и осуществляют пропаганду знаний в области гражданской обороны;
- организуют издание (в том числе и на национальных языках) памяток и наглядных пособий по гражданской обороне и обеспечение ими населения;
- осуществляют контроль за ходом и качеством обучения населения в области гражданской обороны.
(в ред. Постановления Главы города Самары от 17.10.2003 № 1058)
1.3. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях основывается на принципах:
- обязательности подготовки в области защиты от чрезвычайных ситуаций для всего населения города;
- организации подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях по соответствующим возрастным или социальным группам;
- сознательности и активности обучения;
- использовании передовых образовательных, культурных и патриотических традиций населения России, сложившихся в борьбе с различными бедствиями, положительного опыта зарубежных стран: системность, последовательность, наглядность и доступность обучения;
- формировании у обучаемых прочных знаний, навыков и умений действовать в чрезвычайных ситуациях;
- выработки морально-психологической стойкости, готовности к разумному риску при действиях в чрезвычайных ситуациях.
1.4. Основными направлениями в работе по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях считать:
- изучение должностными лицами и населением нормативных правовых актов по обеспечению безопасности, предупреждению и защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обеспечение необходимого уровня теоретической и практической подготовки всех категорий населения к разумному поведению в чрезвычайных ситуациях, возникающих вследствие аварий, катастроф, экологических, стихийных и иных бедствий и умелым действиям по ликвидации их последствий, оказание пострадавшим от них первой медицинской помощи, использование основных средств и способов защиты жизни и здоровья людей, материальных и культурных ценностей;
- выработку у руководителей и специалистов органов местного самоуправления, организаций, учебных заведений, иных хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм, навыков по управлению действиями сил и средств, предназначенных для защиты населения, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- практическую подготовку личного состава сил предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в сложных экстремальных условиях;
- обучение всех категорий населения соблюдение мер безопасности в чрезвычайных ситуациях.
1.5. Основными задачами обучения населения в области гражданской обороны являются:
- изучение способов защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, порядка действий по сигналам оповещения, приемов оказания первой медицинской помощи, правил пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
- совершенствование навыков по организации и проведению мероприятий по гражданской обороне;
- выработка умений и навыков для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- овладение личным составом гражданских организаций гражданской обороны приемами и способами действий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
(в ред. Постановления Главы города Самары от 17.10.2003 № 1058)
1.6. Обучение и подготовка различных категорий населения города к действиям в чрезвычайных ситуациям осуществляется согласно рекомендованным программам:
а) населения, не занятого в производстве и сфере обслуживания, путем проведения бесед, лекций, просмотра учебных кино-, видео- и диафильмов на консультационных пунктах, созданных при жилищно-эксплуатационных организациях, в классах и защитных сооружениях гражданской обороны, а также путем самостоятельного изучения пособий и памяток и привлечения на комплексные и объектовые тренировки по месту жительства;
б) населения, занятого в сфере производства и обслуживания и не входящего в состав невоенизированных формирований, путем проведения специальных занятий по месту работы и самостоятельного изучения рекомендованных программ действиям в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением знаний и навыков на учениях и тренировках;
в) учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования в учебное время по образовательным программам "Основы безопасности жизнедеятельности" и "Безопасность жизнедеятельности", утвержденным Министерством образования Российской Федерации по согласованию с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Заключительный этап занятий с учащимися по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" на всех уровнях ежегодно проводить в "День защиты детей" методом тренировки. В рамках дополнительного образования по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" организовать работу по движению "Школа безопасности", привлекая для этих целей учреждения детско-юношеского туризма;
г) руководителей, командно-начальствующего состава невоенизированных формирований и специалистов органов местного самоуправления - в учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Самарской области, а также в ходе учений и тренировок;
д) руководителей, командно-начальствующего состава невоенизированных формирований и работников предприятий, учреждений и организаций - на курсах гражданской обороны города;
е) работников организаций и иных хозяйствующих объектов, независимо от их организационно-правовых форм, входящих в состав аварийно-спасательных служб, военизированных и специализированных формирований постоянной готовности - в учебных заведениях повышения квалификации и переподготовки кадров, учебно-тренировочных центрах, центрах подготовки соответствующих министерств и ведомств Российской Федерации;
ж) работников организаций в составе невоенизированных формирований - непосредственно по месту работы.
Исходя из местных условий, специфики производства отраслей и объектов экономики, по согласованию с начальником гражданской обороны города могут быть внесены необходимые изменения в установленную тематику занятий и количество часов, отведенное для изучения отдельных тем.
1.7. В целях проверки подготовленности населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций регулярно проводятся командно-штабные, тактико-специальные и комплексные учения и тренировки:
- командно-штабные учения продолжительностью до трех суток проводятся в органах местного самоуправления один раз в три года;
- командно-штабные учения или тренировки на предприятиях, в учреждениях и организациях проводятся один раз в год продолжительностью до одних суток;
- при проведении командно-штабных учений в органах местного самоуправления могут в установленном порядке привлекаться оперативные группы воинских частей, расположенных на территории города, внутренних войск и органов министерства внутренних дел Российской Федерации, а по согласованию с органами исполнительной власти области и органами местного самоуправления - силы городского звена РСЧС;
- основной задачей при проведении командно-штабных учений и штабных тренировок считать выработку у руководителей и специалистов РСЧС всех уровней навыков управления силами и средствами в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий, проведения мероприятий гражданской обороны;
- тактико-специальные учения продолжительностью до восьми часов проводятся с формированиями организаций один раз в три года, с формированиями повышенной готовности - один раз в год;
- основной задачей на тактико-специальных учениях считать выработку у личного состава формирований практических умений в проведении спасательных и других неотложных работ, оказании само- и взаимопомощи при ранениях, применении закрепленной штатной техники, спасательного оснащения и оборудования, а также средств защиты при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- комплексные учения продолжительностью до двух суток проводятся один раз в три года в органах местного самоуправления, на предприятия, в учреждениях и организациях, имеющих численность работников более 300 человек, и в лечебно-профилактических учреждениях, имеющих более 600 коек. В других организациях один раз в три года проводятся тренировки продолжительностью до восьми часов;
- одной из важнейших задач при проведении комплексных учений и тренировок считать отработку действий по защите людей и материальных ценностей от последствий возможных чрезвычайных ситуаций;
- тренировки с учащимися общеобразовательных учреждений и учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования проводятся ежегодно.
1.8. Граждане, привлекаемые на учения и тренировки в области защиты от чрезвычайных ситуаций, имеют право:
- на информирование о риске, которому они могут подвергнуться в ходе учения и тренировок;
- на получение компенсаций за ущерб, причиненный их здоровью на учениях и тренировках;
- на сохранение средней заработной платы по месту работы на период участия в учениях и тренировках за счет средств организаций, планирующих учения и тренировки.
1.9. Организации и иные хозяйствующие субъекты, расположенные на территории города, независимо от их организационно-правовых форм, по подготовке населения к действиям в чрезвычайных ситуациях обязаны:
- планировать и осуществлять необходимые меры по подготовке своих работников и работников подведомственных объектов способам защиты и действиям в составе невоенизированных формирований, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- организовать специальную подготовку своих аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создавать и постоянно совершенствовать учебно-материальную базу для подготовки персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях.
1.10. Надзор, координацию, методическое руководство и контроль за подготовкой в области защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляет Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города, согласно положению, утвержденному Главой города Самары, а также определяет объем программ и периодичность обучения на курсах гражданской обороны города.
1.11. Качество обучения и подготовки других категорий населения, уровень их знаний и навыков проверяется в ходе учений, тренировок и комплексных проверок.
1.12. Финансовое и материально-техническое обеспечение подготовки населения, проживающего на подведомственной территории, к действиям в чрезвычайных ситуациях и пропаганды знаний в этой области производится за счет средств соответствующих бюджетов, средств организаций.
1.13. За счет средств бюджета города, в пределах утвержденных ассигнований, финансируются подготовка руководителей и обучение работников в составе невоенизированных формирований тренировки и учения, проводимые органами местного самоуправления (в том числе районные и городские слеты-соревнования "Школа безопасности" и полевые лагеря "Юный спасатель"), а также участие в учениях, проводимых органами исполнительной власти Самарской области.
1.14. За счет средств организаций, независимо от их организационно-правовой формы финансируется подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, комплексные учения и тренировки, проводимые на объектах, а также участие в учениях, проводимых органами местного самоуправления.

2. Организация пропаганды знаний в области защиты
населения, объектов хозяйственного и иного назначения,
окружающей среды от чрезвычайных ситуаций

2.1. Организация пропаганды знаний в области защиты населения, объектов хозяйственного и иного назначения, окружающей среды от чрезвычайных ситуаций возлагается на администрацию города и администраций районов, руководителей организаций и иных хозяйствующих субъектов, независимо от их организационно-правовых форм, а также на общественные объединения, осуществляющие свою деятельность в области защиты и спасения людей.
2.2. Общее руководство организацией пропаганды знаний в области защиты населения и подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляют начальники гражданской обороны всех уровней. Непосредственными организаторами пропаганды являются органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, которым:
- совместно с органами местного самоуправления, общественными организациями обеспечивать функционирование и развитие системы подготовки населения города;
- пропагандистскую работу направлять на убедительное и аргументированное разъяснение социально-экономической значимости мероприятий гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, ее целей, задач, роли в общей системе политических, экологических, правовых, военных и иных мер по защите населения, территорий и объектов экономики от последствий стихийных бедствий и катастроф;
- для пропаганды знаний в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций использовать возможности многотиражных газет, местной печати, радио и телевидения;
- активно использовать такие формы, как беседы, вечера вопросов и ответов, диспуты, викторины, встречи с ветеранами гражданской обороны и участниками ликвидаций аварий, катастроф и стихийных бедствий;
- пропаганду знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций вести в тесной связи с обучением населения, предусматривая разработку и распространение информационно-справочных обучающих печатных пособий (брошюры, пособия, листовки, плакаты);
- организовывать тематический показ фильмов на объектах экономики на курсах гражданской обороны, в учебно-консультационных пунктах и по местному телевидению;
- совместно с городским отделом образования и комиссиями по чрезвычайным ситуациям организовывать и проводить учебно-методические сборы с руководителями учебных заведений, преподавателями "Основ безопасности жизнедеятельности", в ходе которых обсуждать вопросы повышения качества обучения учащихся в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- продолжать практику привлечения для проведения занятий по наиболее сложным темам в образовательных учреждениях преподавателей курсов гражданской обороны;
- совместно с органами образования проводить целевые проверки образовательных учреждений с целью определения состояния и качества обучения учащихся по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности", а также обеспеченности их учебной литературой;
- обеспечивать в учебном процессе эффективное использование всего имеющегося комплекса учебно-материальной базы;
- по согласованию с Региональным центром по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям использовать существующих полигоны и учебные городки воинских частей для обучения специализированных формирований постоянной готовности и отработки вопросов взаимодействия с силами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- совместно с органами отделов образования, жилищно-эксплуатационными органами организовывать работу по созданию и оснащению специализированных классов для подготовки учащихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, а также для обучения населения на учебно-консультационных пунктах;
- организовывать разработку компьютерных обучающих информационных программ и деловых игр, а также учебных тренажеров для проведения практических занятий;
- предусматривать разработку и приобретение необходимой литературы и пособий для обучения всех категорий населения вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
- организовывать проведение смотров-конкурсов на лучший учебно-консультационный пункт в масштабе города.

Заместитель главы администрации,
руководитель аппарата
Т.Е.КУЗНЕЦОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru