ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 14.05.2001 № 38-ГД
(ред. от 10.12.2003)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ"
(Принят Самарской Губернской Думой 24.04.2001)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 72, 16.05.2001.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРОФИЛАКТИКЕ
НАРКОМАНИИ, ЛЕЧЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ
НАРКОЗАВИСИМОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2001-2002 ГОДЫ
Принят
Самарской Губернской Думой
24 апреля 2001 года
(в ред. Закона Самарской области от 10.12.2003 № 114-ГД)
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу мер по противодействию незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 2001-2002 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ
г. Самара
14 мая 2001 года
№ 38-ГД
Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы мер по противодействию
незаконному обороту наркотических
средств, профилактике наркомании,
лечению и реабилитации наркозависимой
части населения Самарской области
на 2001 - 2002 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
МЕР ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ,
ЛЕЧЕНИЮ И РЕАБИЛИТАЦИИ НАРКОЗАВИСИМОЙ ЧАСТИ НАСЕЛЕНИЯ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2001 - 2002 ГОДЫ
(ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа мер по
ПРОГРАММЫ противодействию незаконному обороту
наркотических средств, профилактике
наркомании, лечению и реабилитации
наркозависимой части населения
Самарской области на 2001 - 2002
годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - решение и.о. Губернатора Самарской
РЕШЕНИЯ О области от 16.02.2000
РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ - межведомственная комиссия по
ИСПОЛНИТЕЛЬ противодействию злоупотреблению
ПРОГРАММЫ наркотическими средствами и их
незаконному обороту
ОСНОВНЫЕ - рабочая группа межведомственной
РАЗРАБОТЧИКИ комиссии по противодействию
ПРОГРАММЫ злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту;
департамент здравоохранения Администрации
области
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - цель Программы: противодействие
ПРОГРАММЫ распространению наркомании в области;
задачи Программы: развитие сети
реабилитационных центров для
наркозависимой части населения области;
предупреждение преступности и
последствий наркомании;
координация взаимодействия государственных,
муниципальных и общественных органов
и организаций по вопросам
совершенствования форм и методов
противодействия распространению
наркомании и ее профилактики
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - начало: 2001 год;
ПРОГРАММЫ окончание: 31 декабря 2002 года
ОСНОВНЫЕ - 1. Организационные мероприятия.
МЕРОПРИЯТИЯ 2. Совершенствование форм и методов
ПРОГРАММЫ профилактики наркомании.
3. Укрепление материально-технической
базы учреждений, занимающихся вопросами
противодействия незаконному обороту
наркотиков, профилактикой наркомании,
лечением и реабилитацией наркозависимой
части населения Самарской области.
4. Подготовка кадров и методическое
обеспечение работы по профилактике
наркомании и противодействию незаконному
обороту наркотических средств
ИСПОЛНИТЕЛИ - Главное управление внутренних дел
ПРОГРАММЫ Самарской области, департамент
здравоохранения Администрации области,
департамент науки и образования
Администрации области, Средневолжское
управление внутренних дел на
транспорте Министерства внутренних
дел Российской Федерации, департамент
по делам молодежи Самарской области,
департамент управления государственным
имуществом Администрации области, Главное
управление исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской Федерации
по Самарской области (далее - ГУИН по
Самарской области), департамент физической
культуры и спорта Администрации области,
государственное учреждение "Спортивный
комплекс "Металлург", Самарская таможня,
военный комиссариат Самарской области,
открытое акционерное общество "Областной
реабилитационный центр для лиц, страдающих
наркоманией" (далее - ОАО "Областной
реабилитационный центр для лиц, страдающих
наркоманией"), департамент по строительству,
архитектуре, жилищно-коммунальному и
дорожному хозяйству Администрации области,
управление Федеральной службы безопасности
Российской Федерации по Самарской области,
департамент Федеральной государственной
службы занятости населения по Самарской
области, прокуратура Самарской области,
Самарский государственный медицинский
университет, Самарский медицинский институт
"Реабилитация, врач и здоровье" (далее -
медицинский институт "РЕАВИЗ"), Самарское
епархиальное управление Русской православной
церкви, Духовное управление мусульман
Самарской области, управление координации
информационной политики и взаимодействия
со средствами массовой информации
Самарской области, органы местного
самоуправления
ОБЪЕМЫ И - финансовые затраты на реализацию
ИСТОЧНИКИ Программы составят 169729,4 тыс.
ФИНАНСИРОВАНИЯ рублей, в том числе из областного
бюджета - 149345,1 тыс. рублей (в 2001
году - 76529,4 тыс. рублей, из них
57944,0 тыс. рублей на мероприятия
Программы, 16000,0 тыс. рублей -
капитальные вложения и 2645,4 тыс.
рублей, на мероприятия по основной
деятельности исполнителей; в 2002
году - 72815,7 тыс. рублей, из них
53155,3 тыс. рублей на мероприятия
Программы, 17000,0 тыс. рублей -
капитальные вложения и 2720,4 тыс.
рублей, на мероприятия по основной
деятельности исполнителей); из
федерального бюджета - 9715,0 тыс.
рублей (в 2001 году - 4198,7 тыс.
рублей; в 2002 году - 5516,3
тыс. рублей); из местных бюджетов -
10549,3 тыс. рублей (в 2001 году -
9022,9 тыс. рублей, в 2002 году -
1526,4 тыс. рублей)
ОЖИДАЕМЫЕ - повышение качества и результативности
РЕЗУЛЬТАТЫ работы по профилактике наркомании,
ПРОГРАММЫ создание у населения активного
отрицательного отношения к лицам,
склоняющим к немедицинскому
потреблению наркотиков, и сбытчикам
наркотических веществ;
расширение сети лечебных и
реабилитационных учреждений и
организаций для наркозависимых;
снижение уровня незаконного оборота
наркотиков и связанной с ним преступности;
расширение взаимодействия между
органами государственной власти,
органами местного самоуправления и
общественными объединениями по
вопросам профилактики наркомании
среди населения области
СИСТЕМА - контроль за исполнением Программы
ОРГАНИЗАЦИИ возлагается на департамент здравоохранения
КОНТРОЛЯ ЗА Администрации области, департамент
ИСПОЛНЕНИЕМ управления финансами Администрации области.
ПРОГРАММЫ Общее руководство Программой и
координацию работы по ее исполнению
осуществляет межведомственная
комиссия по противодействию
злоупотреблению наркотическими
средствами и их незаконному обороту
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными
методами
В связи с резким ухудшением ситуации по распространению наркомании на территории Самарской области в марте 1999 года была принята областная целевая программа мер по усилению противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактике наркомании, лечению и реабилитации наркозависимой части населения Самарской области на 1999 - 2000 годы (далее - программа на 1999 - 2000 годы).
Одной из основных задач программы на 1999 - 2000 годы явилось пресечение каналов поступления на территорию области наркотических средств. В ходе реализации программы на 1999 - 2000 годы в подразделения органов внутренних дел введено дополнительно 498 сотрудников милиции, специализирующихся по этому направлению. Приняты меры по улучшению их технического оснащения, начато строительство боксов углубленного досмотра большегрузного автотранспорта. Это позволило повысить эффективность борьбы с распространением наркотиков. В 1999 году за сбыт наркотических средств в области было возбуждено 1678 уголовных дел (в 1998 году - 698). В первом квартале 2000 года таких уголовных дел возбуждено на 100% больше, чем за аналогичный период 1999 года.
Не менее важной задачей программных мероприятий является превентивная профилактика наркомании среди учащихся и молодежи. С этой целью в центры медико-социально-психологической помощи "Семья" (далее - центры "Семья") приняты дополнительно 125 специалистов, работающих в области профилактики наркомании, которые совместно с сотрудниками профилактической службы органов внутренних дел, департамента науки и образования Администрации области, департамента физической культуры и спорта Администрации области, департамента по делам молодежи Самарской области проводят комплекс предупредительных мероприятий по разработке и внедрению эффективных программ.
В связи с резким ростом потребления наркотиков остро стоит проблема лечения и реабилитации наркозависимых. В соответствии с программой на 1999 - 2000 годы дополнительно введены ставки врачей-наркологов в инфекционные и туберкулезные стационары, планируется открытие дополнительных отделений при наркологических диспансерах в городах Самаре и Новокуйбышевске, завершение реконструкции центра реабилитации с отделением реанимации при наркологическом диспансере городе Тольятти.
В 7 колониях ГУИН по Самарской области организовано лечение осужденных, имеющих наркотическую зависимость, осуществляемое ранее за пределами области.
С июня 1999 года в г. Самаре создан и функционирует ОАО "Областной реабилитационный центр для лиц, страдающих наркоманией". Введено в действие загородное отделение центра, ориентированное на социально-трудовую реабилитацию лиц, имевших наркотическую зависимость и прошедших курс реабилитации в городском отделении.
Активно развиваются трудовые общины для наркозависимых в поселках Воронцы Пестравского района и Формальном Кинельского района. Готовится к открытию аналогичная община в г. Новокуйбышевске.
Хотя принятые в рамках программы на 1999 - 2000 годы меры по усилению противодействия наркомании явились позитивными и своевременными, ситуация в Самарской области, как и в целом по России, не имеет тенденции к улучшению.
Географическое положение, наличие разветвленной системы всех видов транспорта, большое количество населения способствуют тому, что Самарская область является удобным регионом России для использования его наркодельцами как в виде конечного пункта поставки партии наркотиков, так и перевалочного пункта по транзиту в Москву, Санкт-Петербург и другие регионы страны.
С 1998 года количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, возросло на 17,6% и достигло в 1999 году более 9,5 тысячи. Число лиц, привлеченных к уголовной ответственности, возросло на 18% и составило в 1999 году 6787 человек. Отмеченный уровень наркопреступности является одним из самых высоких в России как по абсолютным величинам, так и из расчета на 100 тыс. населения. За 10 лет количество лиц, состоящих на учете в наркологических учреждениях области, увеличилось более чем в 12 раз и составило 20186 человек, а количество несовершеннолетних - в 85 раз и составило 1195 человек. Только в первом квартале 2000 года на учет поставлено 2323 наркомана.
В 1999 году от наркотиков умерло 207 человек, от неизвестных ядов (суррогатов наркотиков и алкоголя) скончалось 394 человека.
В ходе призыва на военную службу в 1999 году из 42 тыс. призывников выявлено более 700 человек, употребляющих наркотики (в 1998 году - 412 человек). Из числа военнослужащих, проходящих на территории Самарской области действительную военную службу, выявлен 51 человек, имеющий наркотическую зависимость.
Таким образом, ухудшение ситуации с распространением наркомании представляет реальную угрозу для здоровья населения, экономики, правопорядка и безопасности в области.
В целях реализации федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1999 - 2001 годы", с учетом прогноза развития ситуации по распространению наркомании в целом по России и в Самарской области очевидна необходимость в продолжении наращивания усилий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, подкрепленных финансированием из федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных средств для реализации настоящей Программы.
Система программных мероприятий
Мероприятия по реализации Программы, представленные в приложении, систематизированы по следующим направлениям:
организационные мероприятия, которые включают работу по проведению анализа причин распространения наркомании, выявлению и пресечению каналов распространения наркотических веществ на территории области, проведению обследований учреждений, складов и мест хранения наркотических веществ, расширению сети территорий, организующих пункты обмена шприцов, организации трудовых общин для реабилитации наркозависимых;
мероприятия, направленные на совершенствование форм и методов профилактики наркомании, включающие организацию работы с семьями, члены которых стоят на учете в связи с потреблением наркотиков, проведение комплекса мероприятий по трудоустройству и занятости лиц, прошедших лечение от наркотической зависимости, организацию отдыха и занятости подростков группы риска по употреблению наркотических веществ, пропаганду здорового образа жизни, проведение спортивных и культурно-массовых мероприятий, направленных на профилактику наркомании, организацию фестивалей - семинаров для ведущих молодежных дискотек и теле-, радиопередач с целью обучения методам активной антинаркотической пропаганды, информационное обеспечение работы по борьбе с наркоманией, создание студенческих оперативных отрядов по противодействию распространению наркомании в студенческой среде, проведение межведомственных рейдов в ночных клубах и местах проведения молодежного досуга, активизацию деятельности силовых структур и правоохранительных органов по пресечению распространения наркотиков;
мероприятия по укреплению материально-технической базы учреждений, связанных с деятельностью по предотвращению незаконного оборота наркотических средств, профилактикой наркомании, лечением и реабилитацией наркозависимых лиц: расширение и оснащение оборудованием сети лечебных учреждений и реабилитационных центров для наркозависимых слоев населения, оснащение учреждений правоохранительных органов техническими и транспортными средствами, создание учебно-производственного комплекса для наркозависимых, прошедших социально-психологическую реабилитацию, приобретение служебно-розыскных собак, создание базового кинологического центра;
мероприятия по подготовке кадров и методическому обеспечению в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств, профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркозависимых лиц, включающие разработку и внедрение новых технологий психолого-педагогической профилактики наркозависимости и специальных обучающих программ для работников заинтересованных ведомств, занимающихся проблемами наркомании, а также студентов гуманитарных высших учебных заведений г. Самары, издание учебно-методической литературы.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на период с 2001 по 2002 годы. Начало реализации Программы - 2001 год, окончание - 31 декабря 2002 года.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является снижение уровня наркотической зависимости среди населения Самарской области.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
внедрение новых форм и расширение сфер воздействия антинаркотической профилактической работы, развитие сети лечебных, реабилитационных учреждений и трудовых общин для наркозависимых;
создание эффективной системы взаимодействия правоохранительных органов по вопросу пресечения поступления наркотиков на территорию Самарской области и их сбыта;
координация взаимодействия государственных, муниципальных, общественных органов, организаций по вопросам совершенствования форм и методов противодействия распространению наркомании и ее профилактики.
Механизм реализации, организация управления
и контроль за ходом исполнения Программы
Программой определен круг исполнителей. Организации, указанные в графе "Исполнители" прилагаемого перечня мероприятий, несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, рациональное использование выделяемых на их реализацию бюджетных средств, представляют в департамент управления финансами Администрации области заявки с приложением обоснований на запрашиваемые суммы, приобретают и распределяют среди подведомственных учреждений оборудование и иные средства, предусмотренные Программой.
Организацию исполнения мероприятий Программы осуществляют руководители служб и органов местного самоуправления в пределах их компетенции.
Контроль за ходом реализации Программы осуществляется департаментом здравоохранения Администрации области.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет департамент управления финансами Администрации области.
Общее руководство и координацию работы по исполнению Программы обеспечивает межведомственная комиссия по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Оценка эффективности Программы
Об эффективности Программы будут свидетельствовать снижение уровня распространения и потребления наркотиков, эффективная реабилитация наркозависимой части населения области, повышение качества профилактической работы, снижение уровня преступности.
Приложение
к областной целевой программе мер
по противодействию незаконному обороту
наркотических средств, профилактике наркомании,
лечению и реабилитации наркозависимой части
населения Самарской области на 2001 - 2002 годы
МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ И ФИНАНСОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(в ред. Закона Самарской области от 10.12.2003 № 114-ГД)