ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 07.10.2002 № 66-ГД
(ред. от 01.04.2004)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СЕЛА" НА 2003 - 2005 ГОДЫ"
(принят САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМОЙ 24.09.2002)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 189, 11.10.2002.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СЕЛА" НА 2003 - 2005 ГОДЫ
Принят
Самарской Губернской Думой
24 сентября 2002 года
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Развитие культуры села" на 2003 - 2005 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ
г. Самара
7 октября 2002 года
№ 66-ГД
Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой
программы "Развитие культуры села"
на 2003 - 2005 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ СЕЛА" НА 2003 - 2005 ГОДЫ
(далее - Программа)
Паспорт программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Развитие
ПРОГРАММЫ культуры села" на 2003 - 2005 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О - поручение вице-губернатора Самарской
РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ области от 15.01.2002 № 6-20/262
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗЧИК - Администрация Самарской области
ПРОГРАММЫ
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - департамент культуры Администрации
ПРОГРАММЫ области (министерство культуры, молодежной
политики и спорта Самарской области)
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК - департамент культуры Администрации
ПРОГРАММЫ области (министерство культуры, молодежной
политики и спорта Самарской области)
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ - формирование совокупности культурных
ценностей современного сельского бытия
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ - развитие культуры села как важнейшей
гуманитарной составляющей социально -
экономического прогресса;
обеспечение единства социально -
экономического и культурного развития
села в их историческом контексте и связи
с социокультурной традицией;
сохранение и возрождение села как
устойчивого социокультурного пространства,
предоставляющего возможность интеграции
его жителей с целью осознания чувства
дома, малой родины;
формирование устойчивых механизмов
взаимодействия областных, территориальных,
местных органов управления культурой, а
также учреждений культуры в осуществлении
реализации мероприятий Программы;
обеспечение привлечения всех жителей села
к участию в процессе возрождения и
развития социокультурной сферы и,
следовательно, укрепления семьи;
возрождение на основе ценностей рода,
семьи, трудовой династии ценностных
установок на качественный труд,
воспитание культуры труда, адекватной
требованиям современной экономики;
предоставление жителям села возможности
реализовать себя в органичных для
каждого возраста формах эмоционально -
духовной жизни, организации творческого
досуга;
укрепление исторически сложившихся
сельских национальных и конфессиональных
сообществ путем сохранения и развития их
национальных традиций и культурного
диалога;
расширение информационного пространства,
внедрение принципов культурного
взаимодействия и толерантности в жизнь
сельских сообществ;
культивирование и развитие компонентов
профессионального и самодеятельного
народного творчества как основы
культурной жизни в сельской местности;
выявление, укрепление и поддержка
локальных центров и мастеров - носителей
традиционной народной культуры;
модернизация и развитие инфраструктуры
культуры в сельской местности;
обеспечение кадрового сопровождения
развития культуры села;
формирование правовой культуры сельских
жителей
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 2003 - 2005 годы
ПРОГРАММЫ
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ - совершенствование форм и методов
ПРОГРАММЫ культурно-досуговой деятельности в
сельской местности, способствующих
формированию культуры труда, быта,
досуга, воспитанию чувства патриотизма,
любви к малой родине;
развитие существующих и внедрение
инновационных форм социокультурного
взаимодействия на селе;
поддержка национальных традиций этносов
Самарской области, развитие ценностей
национальной культуры;
развитие и модернизация инфраструктуры
отрасли культуры в селах Самарской
области;
кадровое сопровождение и повышение
профессиональной компетенции работников
социокультурной сферы
ИСПОЛНИТЕЛИ ПРОГРАММЫ - департамент по строительству, архитектуре,
жилищно-коммунальному и дорожному
хозяйству Администрации области
(министерство строительства Самарской
области), департамент науки и образования
Администрации области (министерство
образования и науки Самарской области),
департамент социальной защиты населения
Администрации области (министерство труда
и социального развития Самарской области),
департамент здравоохранения Администрации
области (министерство здравоохранения
Самарской области), департамент международных
отношений Самарской области (министерство
международных и внешнеэкономических связей
Самарской области, органы местного
самоуправления (по согласованию)
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - общая стоимость реализации мероприятий
ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ Программы составляет 178 504 тыс. рублей,
в том числе за счет средств:
областного бюджета - 110 366 тыс. рублей,
из них:
в 2003 году - 43 464 тыс. рублей;
в 2004 году - 41 037,5 тыс. рублей;
в 2005 году - 25 814,5 тыс. рублей;
местных бюджетов - 68 188 тыс. рублей,
из них:
в 2003 году - 29 110 тыс. рублей;
в 2004 году - 28 853,5 тыс. рублей;
в 2005 году - 10 224,5 тыс. рублей;
из них кап. вложений - 58 306 тыс. рублей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ - формирование совокупности культурных
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ценностей бытия у жителей сельской
местности Самарской области;
формирование сельских сообществ Самарской
области в традиционных и новых
социально-культурных формах,
предоставляющих возможности для
полноценной реализации личности;
внедрение образцов жизненного уклада,
ориентированных на уважение к родословной
и семейным традициям, качественный труд с
использованием современных технологий,
цивилизованный быт, активный досуг;
повышение эффективности и качества
культурно-досуговой деятельности в
сельской местности;
становление системы культурно-
просветительной работы, направленной
на формирование правовой культуры сельчан,
потребности в приобщении к ценностям
традиционной и современной культуры,
развитие самодеятельного творчества,
повышение квалификации работников
сферы культуры
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - координацию работ и контроль за
КОНТРОЛЯ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ исполнением Программы осуществляет
ПРОГРАММЫ департамент культуры Администрации
области (министерство культуры,
молодежной политики и спорта Самарской
области), контроль за целевым использованием
бюджетных средств - департамент управления
финансами Администрации области
(министерство управления финансами
Самарской области. Исполнители мероприятий
Программы несут ответственность за их
качественное и своевременное выполнение,
рациональное использование выделяемых
финансовых средств
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время в мире происходят процессы глобализации, что постепенно приводит к выравниванию образа и уровня жизни в крупных городах и небольших населенных пунктах, формированию урбанизированных, высокоцивилизованных провинциальных сообществ.
Тенденция к глобализации характерна и для России, и, в частности, для Самарской области. Происходит постоянный отток населения из сельских районов в областные центры, малые города. Вместе с тем для любого многонационального сообщества свойственно стремление к локализации традиционных культур в местах компактного проживания их носителей. Для сохранения и развития сельской провинции - естественной сферы функционирования самобытной национальной культуры - необходимо формирование ее качественно нового социокультурного пространства.
Однако современный уровень развития села, существующая инфраструктура, в том числе состояние материально-технической базы, степень квалифицированности кадров не адекватны историческому времени. Подобная ситуация не позволяет сегодня создать в селе приближенные к городским условия жизни, обеспечить его жителям равный с горожанами доступ к образовательным и культурным ценностям, а следовательно, способствовать формированию целостной личности сельчанина. Поэтому необходима разработка мер поэтапной модернизации существующего социокультурного пространства.
Настоящая Программа является программой переходного периода. Она рассматривает культуру как важнейшую гуманитарную составляющую, реальный и эффективный ресурс и инструмент социально-экономического развития сельских территорий, где проживают 19,6% жителей области.
Программа предлагает стратегию культурной политики, ориентированную на сохранение исторически сложившихся национально-культурных ландшафтов, самобытных традиций народной культуры, преемственности поколений, формирование совокупности культурных ценностей современного сельского бытия, включающей в себя любовь к малой родине, осознание значимости семьи, чувства дома, установку на качественный труд, содержательные формы досуга.
В условиях структурной перестройки экономики в период радикальных социально-культурных преобразований шкала ценностей общества, особенно молодежи, доля которой в сельской местности, по данным Самарского областного комитета государственной статистики за 2000 год, составляет 24,1% от общей численности сельского населения области, претерпела значительные изменения. Сложные процессы, происходящие в современном развитии села, характеризуются утратой духовно-нравственных ориентиров, вымыванием из общественного сознания традиционных ценностей и их заменой на инокультурные ценностные идентификаторы. Растут показатели девиантного поведения в молодежной среде, уменьшается количество заключаемых браков, растет число разводов. В связи с этим Программа в качестве доминирующих приоритетов определяет формирование таких ценностных ориентиров, которые смогут максимально способствовать не только решению проблем определенных категорий и групп населения в сельской местности, но и создадут условия развития историко-культурной самобытности территории и блокирования возможных источников социальной напряженности. Необходимо осуществление системы мер социального, экономического, правового и организационного характера, включающих модернизацию и дальнейшее развитие инфраструктуры культуры, расширение информационного пространства, внедрение принципов культурного взаимодействия и толерантности в жизнь сельских сообществ. Реализация этих мер станет основой для создания качественно новой, духовно насыщенной сельской социокультурной среды, которая будет способствовать формированию у современного сельчанина всей совокупности вышеназванных непреложных общечеловеческих ценностей.
На сегодняшний день существуют следующие основные группы проблем, не позволяющие достичь поставленной цели:
материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры;
кадровое обеспечение;
эффективность и качество культурно-досуговой деятельности.
По данным на 2001 год, в Самарской области в сельской местности работают 790 клубов, домов и дворцов культуры, 614 библиотек, 10 музеев.
Главной проблемой ресурсного характера является материально-техническое обеспечение сельских учреждений культуры. В настоящее время необходимо строительство 11 клубных учреждений в Безенчукском, Борском, Красноармейском, Сергиевском, Ставропольском, Шигонском районах. Капитального ремонта требуют 219 сельских учреждений культуры области.
Недостаточно средств выделяется на улучшение материально-технической базы и обеспечение деятельности сельских музеев и библиотек. Площади некоторых районных детских библиотек не превышают 20-40 кв. метров. В Елховской и Камышлинской центральных детских библиотеках отсутствуют читальные залы. Морально и физически устарела литература (до 70-80%). Ежегодно с 1990 года в области наблюдается уменьшение объема новых поступлений в фонды библиотек. В результате совокупный объем книжного фонда сельских библиотек за последние 10 лет уменьшился более чем на 500 тысяч экземпляров. Во всех сельских музеях и библиотеках отсутствуют технические средства охраны. Музеи не располагают оснащенными современным оборудованием фондохранилищами. Нет средств на реставрацию экспонатов. Если в 1998 году число экспонатов, требующих реставрации, составляло 3820 единиц, то в 2000 году - 7434 единицы.
Одной из важнейших проблем является отсутствие возможности выхода в единое информационное пространство через систему Интернет из-за неукомплектованности всех сельских учреждений культуры современным компьютерным оборудованием и отсутствия квалифицированных специалистов.
Существенной проблемой развития культуры села является недостаточная кадровая обеспеченность сельских учреждений культуры. В Клявлинском, Шигонском, Кинель-Черкасском районах обеспеченность специалистами в клубных учреждениях составляет от 29 до 34%. Богатовский район обеспечен специалистами отрасли культуры на 49%. Сложившееся положение обусловливает необходимость целевой подготовки специалистов - хореографов, руководителей народных хоровых коллективов, оркестров народных инструментов, организаторов и постановщиков культурно-досуговых программ, библиотекарей. Необходима организация повышения квалификации работников сельских учреждений культуры.
Следствием обозначенных проблем стало снижение эффективности и качества культурно-досуговой деятельности в сельской местности. Сократилось количество клубных мероприятий, детских клубных формирований, коллективов художественной самодеятельности, гастрольных выступлений профессиональных коллективов. Если в 1996 году на селе было проведено 812 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 304,8 тысячи зрителей, то в 2000 году было проведено 618 спектаклей и концертов, на которых присутствовало 124,6 тысячи зрителей. Постоянно увеличивается разрыв между культурными потребностями сельского населения области и возможностями их удовлетворения.
Изменения, в которых сегодня нуждается село, должны коснуться культуры труда, быта, досуга сельчанина. На это направлены комплекс программных мероприятий, а также система модернизации инфраструктуры культуры. Осуществление современной социокультурной политики, обеспечение современного и устойчивого качества сельской жизни невозможно без правового просвещения сельских жителей. Программа предусматривает ряд мероприятий, способствующих формированию правовой культуры жителей села.
Настоящая Программа нацелена на качественное изменение ценностных ориентаций современного сельчанина, особенно молодого поколения, моделей его поведения и образа жизни, предлагает оптимальные варианты и направления культурного развития территорий с учетом их специфики, самобытности, имеющихся ресурсов.
План основных мероприятий настоящей Программы сформирован на основе предложений сельских территорий и отражает их насущные проблемы и потребности в области культуры.
Основными принципами и критериями отбора муниципальных образований, на территории которых предусмотрена реализация мероприятий Программы, являются сложившиеся традиционные и инновационные формы работы, наличие кадрового потенциала и существующая материальная база.
Настоящая Программа учитывает специфику Самарской области как сложной агломерационной структуры, представляющей достаточно урбанизированную территорию с густой сетью сельских поселений, где границы между городом и селом весьма условны и динамичны. Здесь будут созданы возможности для более полного использования культурного потенциала агломерационных образований, взаимообогащения культуры города и села.
Осуществление настоящей Программы будет содействовать реализации перспективного культурно-туристического потенциала области, создаст возможность активно использовать мировой опыт социального участия и партнерства в сельской местности. В перспективе возможно сотрудничество с Европейским советом по селам и малым городам и соответствующим российским комитетом.
Таким образом, структурообразующими принципами настоящей Программы являются принцип преемственности духовно-нравственных традиций культуры территории и принцип средового подхода, которые, с одной стороны, обеспечивают духовный и интеллектуальный рост, закрепление и передачу духовного опыта, уважение к истории, традициям и национальной самобытности, а с другой - оптимизацию "зоны ближайшего развития" личности.
Настоящая Программа позволит:
через осуществление конкретных актуальных целевых мероприятий сохранить и по-новому интерпретировать культурное наследие, заложить фундамент для создания современного социокультурного пространства села;
определить перспективные "точки роста" в сельских населенных пунктах Самарской области - сфер, где будут разработаны тщательно продуманные стратегии развития.
Настоящая Программа носит "рамочный" характер. Она предполагает создание открытых зон участия, что позволит включать на различных этапах ее реализации новых партнеров. В ходе осуществления Программы будет проведен мониторинг социокультурных инноваций в инфраструктуре села во временном интервале с 2003 по 2005 год и определятся наиболее перспективные направления работы до 2020 года.
Решение актуальных задач государственной политики в сфере сохранения, развития и модернизации традиционной и формирования современной культуры села требует комплексного подхода, научной организации всей работы, проведения согласованной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системы мероприятий в рамках настоящей Программы.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель настоящей Программы - формирование совокупности культурных ценностей современного сельского бытия.
Задачи настоящей Программы:
развитие культуры села как важнейшей гуманитарной составляющей социально-экономического прогресса;
обеспечение единства социально-экономического и культурного развития села в их историческом контексте и связи с социокультурной традицией;
сохранение и возрождение села как устойчивого социально-культурного пространства, предоставляющего возможность интеграции его жителей с целью осознания чувства дома, малой родины;
формирование устойчивых механизмов взаимодействия областных, территориальных, местных органов управления культурой, а также учреждений культуры в осуществлении реализации мероприятий Программы;
обеспечение привлечения всех жителей села к участию в процессе возрождения и развития социокультурной сферы и, следовательно, укрепление семьи;
возрождение на основе ценностей рода, семьи, трудовой династии ценностных установок на качественный труд, воспитание культуры труда, адекватной требованиям современной экономики;
предоставление жителям села возможности реализовать себя в органичных для каждого возраста формах эмоционально-духовной жизни, организации творческого досуга;
укрепление исторически сложившихся сельских национальных и конфессиональных сообществ путем сохранения и развития их национальных традиций и культурного диалога;
расширение информационного пространства, внедрение принципов культурного взаимодействия и толерантности в жизнь сельских сообществ;
культивирование и развитие компонентов профессионального и самодеятельного народного творчества как основы культурной жизни в сельской местности;
выявление, укрепление и поддержка локальных центров и мастеров - носителей традиционной народной культуры;
модернизация и развитие инфраструктуры отрасли культуры в сельской местности;
обеспечение кадрового сопровождения развития культуры села;
формирование правовой культуры сельских жителей.
3. Механизм реализации мероприятий Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется на основе договоров, социально-творческих заказов, заключаемых департаментом культуры Администрации области (министерством культуры, молодежной политики и спорта Самарской области) с исполнителями программных мероприятий.
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
Объекты и проекты в рамках программных мероприятий определяются на основе отбора. Отбор исполнителей программных мероприятий производится на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством.
Головной исполнитель Программы с учетом хода реализации Программы в текущем году проводит предконтрактную проработку размещения заказов для областных нужд, уточняет объемы необходимых средств для финансирования Программы и представляет проекты соответствующих бюджетных заявок с их обоснованием в департамент экономического развития и инвестиций Администрации области (министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области) и в департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области).
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
В соответствии с установленными объемами централизованного финансирования, предусмотренными настоящей Программой на очередной финансовый год, департаменту культуры Администрации области (министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области) выделяются денежные средства из областного бюджета.
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
Финансирование из областного бюджета начиная с 2003 года осуществляется с учетом возможностей бюджета соответствующего финансового года. При сокращении объемов бюджетного финансирования работ по реализации настоящей Программы Головной исполнитель Программы должен разработать дополнительные меры по привлечению внебюджетных источников, а также произвести корректировку перечня первоочередных проектов хода исполнения программных мероприятий в установленные сроки.
Предполагается привлечение внебюджетных источников.
Механизм реализации настоящей Программы предусматривает ежегодное формирование следующих документов:
план действий по реализации первоочередных мероприятий Программы;
перечень выполняемых на конкурсной основе работ по подготовке и проведению программных мероприятий с указанием исполнителей Программы, определением объемов и источников финансирования;
план проведения конкурсов по выполнению первоочередных мероприятий по реализации Программы;
проекты социально-творческих заказов, договоров и соглашений между Головным исполнителем (исполнителями) Программы и исполнителями программных мероприятий (по итогам конкурсов).
Головной исполнитель Программы организует независимую экспертизу проведения программных мероприятий, определяет приоритеты с учетом мнений специалистов и научной общественности.
4. Основные направления реализации Программы
4.1. Сохранение и развитие историко-культурной
самобытности сельских территорий
Богатство ландшафта и народной культуры является важной частью коллективной памяти. Она связывает прочными "корнями" современного человека с прошлым, родными местами, является источником культуры и духовного развития. Она представляет весь прошлый человеческий опыт, который необходимо использовать и адаптировать к сегодняшнему дню.
Самарская область представляет собой комплекс территориальных образований, в пределах которых компактно проживают более 160 наций и народностей. Все они являются носителями своеобразной национальной культуры и традиций, лучшие черты которых должны возрождаться и культивироваться. Вместе с тем они должны органично войти в единое региональное сообщество Самарской области. Важнейшим фактором благополучия сельских сообществ является жизнеспособность в социальном и культурном аспекте. Это находит свое отражение в традиционных обрядах и празднествах, которые вносят большой вклад в культурное богатство области. Эта жизнеспособность зависит от стабильности населения, поддержания баланса между разными возрастными группами и сильных родственных связей.
Мероприятия данного раздела Программы будут способствовать сохранению исторически сложившихся национально-культурных ландшафтов, восстановлению и развитию традиционной народной культуры, воспитанию патриотического самосознания и чувства любви к своей малой родине, традициям рода, семьи, осуществлению в современных условиях преемственной связи поколений.
По обозначенным направлениям Программа предусматривает:
организацию и проведение комплекса мероприятий (научно-практических конференций, экспедиций, культурно-творческих марафонов по изучению истории и культуры края);
подготовку и выпуск информационных и художественно-публицистических изданий, теле- и видеофильмов о событиях и людях, оставивших след в истории села, района;
организацию и проведение фестивалей и праздников, способствующих возрождению и укреплению династических и семейных традиций;
организацию и проведение мероприятий в связи со знаменательными и юбилейными датами районов и сел области;
организацию и проведение мероприятий, направленных на сохранение и развитие самобытных национальных культур;
создание детских творческих мастерских по изучению и пошиву национальных костюмов;
создание центров и студий фольклора и народного танца;
издание сборников произведений национальных писателей и поэтов.
Настоящая Программа предусматривает проведение следующих мероприятий, направленных на укрепление и развитие межнационального и межконфессионального сотрудничества:
открытие филиалов государственного учреждения культуры "Дом дружбы народов Самарской области" в Большечерниговском и Исаклинском районах;
организация областной конференции "Культурный диалог: ценности православия и мусульманства";
создание православного культурного центра в Красноармейском районе;
организация и проведение всероссийского, зональных и межрайонных фестивалей и праздников национального народного творчества.
4.2. Формирование современных культурных форм
бытования сельского сообщества
Настоящая Программа включает в себя мероприятия, направленные на обеспечение современного и устойчивого качества жизни в сельской местности. Для обеспечения этого качества необходимо формирование у сельского населения ценностных установок на добросовестный труд, организацию цивилизованного быта, совершенствование форм и методов культурно-досуговой деятельности, воспитание правовой культуры сельского населения. Мероприятия нацелены на привлечение всех жителей села к участию в процессе возрождения и развития социокультурной сферы.
Программа предусматривает проведение следующих мероприятий, способствующих вырабатыванию и популяризации навыков профессионального мастерства, укреплению и поддержке локальных центров и мастеров ремесленного и декоративно-прикладного творчества, возрождению в современной интерпретации традиционных народных промыслов:
организация и проведение областных праздников - конкурсов "Лучший по профессии", "Работник культуры года", ярмарок продукции семейного бизнеса;
организация и проведение фестивалей и конкурсов декоративно-прикладного и ремесленного творчества;
создание творческих мастерских, студий, клубов по возрождению народных ремесел и производств (изготовление керамики, плетение из лозы и лыка, художественная вышивка, ковка, сыроделие, валяние).
Формирование современной культурно-бытовой среды села предусматривает:
организацию и проведение межрайонных конкурсов по благоустройству сельских территорий "Усадьба, улица, село", "Импровизация на улице: граффити", "Всем баням баня";
организацию и проведение мероприятий по очистке рек и водоемов.
Программные мероприятия по оптимизации досуга и творческой самореализации сельского населения предусматривают:
формирование системы проведения досуговых мероприятий в сельских районах (организацию и проведение конкурсов народных театров, бального танца, современных танцев, ВИА и рок-групп, зональных фестивалей "Золотой шлягер" (эстрадной песни), "Надежды маленький оркестрик" (самодеятельной песни), музыкальных вечеров, создание молодежного клуба культурных инициатив "Личности и идеи");
приобщение сельских жителей к профессиональному искусству (организацию гастролей районных театральных коллективов по селам области, выездов сельских жителей в театры областного центра, творческой акции "Шигонская театральная весна");
выявление и поддержку молодых дарований (организацию и проведение областного праздника "Лестница к звездам" и зонального фестиваля хореографического творчества "Звезды будущего").
Формирование новой сельской социокультурной среды возможно только при наличии достойной материально-технической базы. Настоящая Программа предусматривает создание необходимых условий для обеспечения качества реализации культурно-досуговой деятельности. Мероприятия Программы включают:
ведение строительных, ремонтных и реставрационных работ на объектах культуры в Безенчукском, Большечерниговском, Елховском, Кинель-Черкасском, Клявлинском, Пестравском, Приволжском, Хворостянском, Шигонском районах;
создание культурно-оздоровительного и культурно-досугового центров в Волжском, Большеглушицком, Большечерниговском, Пестравском районах.
Организация правового просвещения населения в рамках Программы предусматривает:
создание консультационных пунктов юридической помощи в сельских районах области;
осуществление цикла мероприятий по правовому обучению сельских жителей и работников организаций и учреждений культуры.
4.3. Развитие музейно-выставочной и
библиотечной деятельности
Музей и библиотека - это наиболее устойчивые формы сохранения и использования культурно-исторического наследия. В XX веке в музейном деле возникло понимание того, что значительная коллекция не должна обязательно состоять из выдающихся произведений искусства. Жизнь и история вещей, используемых в повседневной жизни, не менее увлекательна, чем судьба шедевров.
Настоящая Программа предусматривает внедрение проектов, направленных на межрайонную консолидацию музеев и трансформацию отношения к музею как к пространству, предоставляющему возможность пассивного созерцания экспонатов, к месту, формирующему чувство причастности и активного осмысления. Предусматривается реализация проекта "В гостях у Бинарадского", где музей будет являться одновременно творческой мастерской, в которой можно наблюдать за работой художника, попытаться постичь процесс творчества.
В рамках межрайонного взаимообмена будут организованы передвижные музейные экспозиции.
Расширение информационного пространства будет производиться через обеспечение доступа к сети Интернет сельских библиотек, музеев, клубов.
4.4. Развитие профессионального искусства, самодеятельного
творчества и художественного образования детей
Настоящей Программой предусмотрены следующие основные направления развития профессионального искусства и самодеятельного творчества:
обеспечение доступа сельских жителей к профессиональному искусству вне зависимости от места их проживания;
создание муниципальных театральных коллективов в Кинель-Черкасском, Кошкинском, Челно-Вершинском районах;
создание филармоний для детей в Безенчукском и Похвистневском районах;
создание муниципальных вокальных и хореографических коллективов в Алексеевском, Богатовском, Большеглушицком, Волжском, Исаклинском, Красноармейском, Красноярском, Нефтегорском, Похвистневском, Сергиевском районах.
Развитие художественного образования предусматривает:
укрупнение и создание многопрофильных школ искусств в районах области;
создание творческих лабораторий по профессиональной подготовке художественных самодеятельных коллективов по театральному, хоровому, хореографическому, инструментальному жанрам при Самарском академическом театре драмы имени М. Горького, Самарском театре юного зрителя "СамАрт", Самарском муниципальном театре "Понедельник", Тольяттинском театре драмы "Колесо" имени Г.Б. Дроздова, муниципальном учреждении культуры г. Сызрани "Театрально-концертный комплекс "Драматический театр имени А.Н. Толстого", Государственном Волжском русском народном хоре имени П.М. Милославова, муниципальном духовом оркестре г. Самары.
4.5. Обеспечение кадрового сопровождения
развития культуры села
Работники культуры призваны приобщать население к участию в культурной жизни, содействовать повышению образовательного уровня людей в области культуры. Настоящая Программа предусматривает повышение квалификации работников культуры для обеспечения качественного осуществления ими своей профессиональной деятельности через реализацию следующих проектов и мероприятий:
создание института повышения квалификации работников культуры;
создание творческих лабораторий на базе инновационных объектов культуры;
организация и проведение межрегиональных и областных семинаров;
научно-методическое обеспечение учреждений культуры.
4.6. Создание открытых зон участия
Настоящая Программа предполагает создание открытых зон участия, что позволит привлекать на различных этапах ее реализации новых партнеров, дополнительные источники финансирования за счет получения грантов российских и международных благотворительных организаций и фондов.
Предусматривается организация ежегодных конкурсов и ярмарок проектов, направленных на установление и развитие долгосрочного межрегионального и международного культурного взаимодействия.
Целью проекта "Мост дружбы: Кошки - Мышкин" является развитие сотрудничества и культурного взаимообмена между малыми населенными пунктами различных регионов России. Реализация проекта предусматривает установление партнерских отношений между селом Кошки Самарской области и городом Мышкин Ярославской области. В рамках проекта планируются культурные десанты, фестивали и конкурсы, обмен музейными экспозициями, создание интернет-сайтов и проведение интернет - турниров эрудитов, создание видеофильмов.
Целью проекта "Бизнес - инкубатор" является формирование высокой культуры труда, развитие малого и среднего бизнеса в сельской местности. В рамках проекта предусматривается проведение бизнес - ярмарок, выставок - продаж и презентаций продукции сельскохозяйственного и ремесленного производства, конкурсов мастеров, организация творческих ремесленных мастерских, проведение мастер - классов, музейных и библиотечных акций, направленных на культивирование образа мастера своего дела, профессионала.
Целью проекта "Венок дружбы" является содействие свободному вхождению национальных культур в единое социокультурное пространство Самарской области. Мероприятия проекта предусматривают:
организацию и проведение областных праздников национальных культур, фестивалей народного творчества, гастролей национальных профессиональных и самодеятельных коллективов;
создание музея под открытым небом "Улица дружбы", организацию передвижных музейных экспозиций национальных культур;
проведение литературных фестивалей;
издательскую деятельность, создание видеофильмов.
5. Комплекс мероприятий и финансовое обеспечение
реализации Программы
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
<*> Обучение в 2006 - 2007 годах будет осуществляться за счет средств местного бюджета
6. Организация управления программой и контроля
за ходом ее реализации
Департамент культуры Администрации области (министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области) как Головной исполнитель Программы несет ответственность за подготовку и реализацию Программы в целом, осуществляет координацию деятельности разработчиков и исполнителей комплекса мероприятий, обеспечивает их согласованные действия по реализации Программы.
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
Исполнители Программы отчитываются за использование выделенных им финансовых средств в соответствии с действующим федеральным законодательством и законодательством Самарской области.
Координация деятельности исполнителей по реализации мероприятий Программы возлагается на коллегию департамента культуры Администрации области (министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской области) в части:
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
разработки и реализации всех программных проектов развития культуры села;
согласования деятельности ведомств и организаций области, занимающихся проблемами развития культуры;
утверждения планов работы по реализации мероприятий Программы, контроля за ходом их выполнения.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет департамент управления финансами Администрации области (министерство управления финансами Самарской области).
(в ред. Закона Самарской области от 01.04.2004 № 54-ГД)
7. Оценка эффективности Программы
Критериями оценки эффективности Программы являются:
формирование совокупности культурных ценностей современного сельского бытия;
создание сельского сообщества в традиционных и новых социально-культурных формах, представляющих возможности для полноценной реализации личности;
внедрение образцов жизненного уклада, ориентированных на уважение к родословной и семейным традициям, качественный труд с использованием современных технологий, цивилизованный быт, активный досуг;
создание условий для закрепления молодежи на селе и преодоления кризисных тенденций в молодежной среде;
становление системы культурно-просветительной работы, направленной на формирование правовой культуры сельчан, повышение квалификации работников культуры;
формирование потребности жителей села в приобщении к ценностям культуры;
гармоничное использование как сельского, так и городского потенциала в едином культурном пространстве;
развитие профессионального искусства и самодеятельного творчества;
оптимизация расходования бюджетных средств, сосредоточение ресурсов на приоритетных направлениях развития культуры села;
укрепление материальной базы, повышение вариативности форм культурной деятельности на селе;
обеспечение устойчивого социально-экономического развития Самарской области в целом.