ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.04.2004 № 56-ГД
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2004-2007 ГОДЫ"
(принят Самарской Губернской Думой 23.03.2004)
Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 63, 07.04.2004
Вступил в силу со дня официального опубликования (статья 2 данного документа)
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2004-2007 ГОДЫ
Принят
Самарской Губернской Думой
23 марта 2004 года
Статья 1. Утвердить прилагаемую комплексную программу по защите прав потребителей в Самарской области на 2004-2007 годы.
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А.ТИТОВ
г. Самара
1 апреля 2004 года
№ 56-ГД
Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении комплексной программы
по защите прав потребителей в
Самарской области на 2004-2007 годы"
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2004-2007 ГОДЫ
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - комплексная программа по защите прав потребителей
ПРОГРАММЫ в Самарской области на 2004-2007 годы
ДАТА ПРИНЯТИЯ - постановление Губернатора Самарской области от 21 февраля
РЕШЕНИЯ 2003 года № 49 "Об утверждении Плана действий
О РАЗРАБОТКЕ Администрации области на 2003 год по решению основных
ПРОГРАММЫ социально-экономических задач"
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Администрация Самарской области
ЗАКАЗЧИК ПРОГРАММЫ
ОСНОВНОЙ РАЗРАБОТЧИК - Самарское территориальное управление Министерства
ПРОГРАММЫ Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства
ГОЛОВНОЙ ИСПОЛНИТЕЛЬ - Самарское территориальное управление Министерства
ПРОГРАММЫ Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства (по согласованию)
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ - создание равных и реальных условий для реализации
ПРОГРАММЫ населением Самарской области своих законных прав;
информирование и просвещение населения в сфере защиты прав
потребителей;
обеспечение системного обучения учащихся учреждений
общего, начального профессионального и среднего
профессионального образования основам правовых знаний в
области защиты прав потребителей;
развитие и укрепление национальной системы обеспечения
защиты прав потребителей;
обеспечение безопасности товаров;
совершенствование законодательной базы по защите прав
потребителей
СРОК И ЭТАПЫ - начало: 1 января 2004 года;
РЕАЛИЗАЦИИ окончание: 31 декабря 2007 года
ПРОГРАММЫ
ИСПОЛНИТЕЛИ - Самарское территориальное управление Министерства
ПРОГРАММЫ Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке предпринимательства (по согласованию), органы
местного самоуправления (по согласованию), Самарский центр
стандартизации, метрологии и сертификации (по
согласованию), Центр Госсанэпиднадзора в Самарской области
(по согласованию), управление Государственной инспекции по
торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по
Самарской области (по согласованию), министерство
образования и науки Самарской области, Торгово-промышленная
палата Самарской области (по согласованию)
ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ - финансовые затраты на реализацию Программы составят 46890
ФИНАНСИРОВАНИЯ тыс. рублей,
в том числе за счет средств:
федерального бюджета - 13057 тыс. рублей;
областного бюджета - 18427 тыс. рублей;
бюджетов муниципальных образований - 15306 тыс. рублей;
Торгово-промышленной палаты Самарской области - 100 тыс.
рублей
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ - повышение эффективности областной системы защиты прав
РЕЗУЛЬТАТЫ потребителей;
РЕАЛИЗАЦИИ формирование у населения навыков рационального
ПРОГРАММЫ потребительского поведения;
повышение уровня социальной защищенности населения при
реализации прав потребителей;
сохранение в личных бюджетах потребителей денежных средств;
сокращение поступления на рынок опасных и
недоброкачественных товаров, услуг;
поддержание и позитивное использование конкуренции
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ - текущий контроль за исполнением Программы осуществляют
КОНТРОЛЯ Самарское территориальное управление Министерства
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ Российской Федерации по антимонопольной политике и
ПРОГРАММЫ поддержке предпринимательства, межведомственный совет по
делам потребителей при Самарском территориальном управлении
Министерства Российской Федерации по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства.
Ежегодно в Правительство Самарской области представляется
обобщенная информация о выполнении Программы. Общий
контроль за исполнением Программы осуществляет министерство
экономического развития, инвестиций и торговли Самарской
области, а контроль за целевым использованием средств
областного бюджета - министерство управления финансами
Самарской области.
Содержание проблемы и обоснование
необходимости ее решения программными методами
Целесообразность разработки Программы определяется рядом причин социального и экономического характера.
В настоящее время подходит к завершению срок действия областной целевой программы по защите прав потребителей в Самарской области на 2000-2003 годы, утвержденной решением Самарской Губернской Думы от 25 января 2000 года № 314.
За истекший период выработаны формы взаимодействия с территориальными подразделениями федеральных органов и ведомств, в компетенции которых находится обеспечение защиты прав потребителей, организован сбор и обобщение информации о защите прав потребителей. Рассматривались заявления и обращения потребителей и хозяйствующих субъектов, проводились проверки, принимались меры к добровольному урегулированию споров, осуществлялась судебная защита прав потребителей, проводилось информирование и обучение населения, вырабатывались предложения по совершенствованию системы защиты прав потребителей.
За прошедшие годы решались такие вопросы, как доведение до потребителей необходимой и достоверной информации о товарах, в том числе импортных, на русском языке; формировались правила и обычаи делового оборота на базе освоения предпринимателями в торговле и при оказании ряда услуг законодательства о защите прав потребителей; формы договоров, гарантийных талонов приводились в соответствие с действующим законодательством. В настоящее время проводится работа по информированию и обучению населения, особенно молодежи, основам потребительских знаний, работает межведомственный совет по делам потребителей при Самарском территориальном управлении Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - Межведомственный совет).
Кроме реализации организационных мер, Самарским территориальным управлением Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (далее - ТУ МАП), органами местного самоуправления, общественными объединениями (далее - общества) проводилась работа по пресечению нарушений прав потребителей и защите их интересов, в том числе и в судебном порядке.
Так, например, за 2002 год всего было рассмотрено 19469 обращений и заявлений потребителей, что на 5,6% больше, чем в 2001 году, и на 18,3% больше, чем в 1999 году, в том числе ТУ МАП рассмотрено 1258 обращений и заявлений, что на 5,2% больше, чем в 2001 году. Органами местного самоуправления за 2002 год рассмотрено 18211 обращений, что на 5,3% больше, чем в предыдущем году. Из общего количества обращений в 17549 случаях требования потребителей были разрешены в добровольном порядке, что составило 96,4% от общего их количества. Судами удовлетворены требования 341 потребителя. Значительное количество разрешенных конфликтов в добровольном порядке - результат пропаганды норм законодательства о защите прав потребителей, проводимой ТУ МАП и органами местного самоуправления. Проведенная работа только при их непосредственном участии позволила в 2002 году сохранить в семейных бюджетах средств на сумму свыше 10 миллионов рублей.
Вместе с тем, как показала практика, имеется немалое количество проблем правового, экономического, организационного и социального характера.
Рынок товаров и услуг как таковой не может обеспечить всем потребителям равных возможностей во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами. Появление все новых методов продаж, быстрое развитие средств связи, развитие потребительского кредита и других видов услуг сказывается на изменении потребительских отношений, что в конечном счете сказывается на социально-экономическом положении потребителей. В этих условиях для поддержки потребителей необходимы постоянное воздействие государства на организацию и поддержание упорядоченных отношений в сфере потребительской политики; постоянная подготовка новых членов общества к реализации своих потребительских прав цивилизованным путем; своевременная и комплексная оценка последствий для потребителей новаций хозяйствующих субъектов (например, в таких сферах, как строительство жилья, туристские услуги, медицина, страхование и т.д.); оценка результатов изменения законодательства, выявление пробелов в нем и подготовка предложений по совершенствованию нормативной базы.
Для обеспечения действенной государственной потребительской политики требуется поддержание существующих и разработка новых организационных подходов, объединение усилий и финансовых средств областного бюджета, территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и других заинтересованных структур.
Реализация комплекса мероприятий, предусмотренных настоящей Программой, с привлечением средств федерального, областного, местных бюджетов позволит решить перечисленные задачи и будет способствовать дальнейшему повышению уровня защищенности потребителей, снижению социального напряжения в обществе и в определенной степени развитию экономики в области.
Основные цели и задачи Программы
Основными целями Программы являются:
создание равных и реальных условий для реализации населением Самарской области своих законных прав;
информирование и просвещение населения в сфере защиты прав потребителей;
обеспечение системного обучения молодежи во всех типах учебных заведений общего и профессионального образования основам правовых знаний в области защиты прав потребителей;
развитие и укрепление национальной системы обеспечения защиты прав потребителей для обеспечения качества и безопасности продукции и услуг;
совершенствование законодательной базы по защите прав потребителей;
повышение уровня защищенности потребителей от действий недобросовестных продавцов, изготовителей, исполнителей работ и услуг и снижение в результате этого социальной напряженности в обществе, а также сокращение материального и морального ущерба потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) с недостатками, представляющих опасность для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды.
Для достижения этих целей необходимо решение комплекса взаимоувязанных задач, основными из которых являются:
обеспечение скоординированных действий структур, занимающихся защитой прав потребителей на территории области;
повышение уровня квалификации профессиональных и общественных защитников прав потребителей;
организация пропаганды положений законодательства и приемов рационального потребительского поведения среди населения и развитие потребительского образования среди учащейся молодежи;
осуществление мер по совершенствованию системы контроля за безопасностью товаров, работ, услуг и информирование потребителей об опасных товарах;
развитие системы оказания правовой помощи потребителям;
принятие мер по совершенствованию нормативной правовой базы по вопросам защиты прав потребителей.
Сроки и этапы реализации Программы
Программа рассчитана на реализацию в течение четырех лет. Начало выполнения Программы - 1 января 2004 года, окончание - 31 декабря 2007 года.
Система программных мероприятий
Программные мероприятия систематизированы по следующим направлениям:
общие вопросы, которые предусматривают реализацию концепций обеспечения защиты прав потребителей на территории Самарской области и информированности потребителей, взаимодействие органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, методическое руководство органами по защите прав потребителей (далее - ОЗПП) и обеспечение их нормативными материалами, проведение совещаний, семинаров, конференций, конкурсов, социологических исследований, организацию стажировок работников ОЗПП в ТУ МАП, повышение квалификации этих работников в учебных центрах, на региональных, межрегиональных, республиканских, международных семинарах, симпозиумах, совещаниях и т.п.;
повышение информированности потребителей и пропаганда положений законодательства о защите прав потребителей путем подготовки материалов к телепередачам, публикаций в областных и местных газетах, выпуска памяток для потребителей, организации оперативного информирования потребителей об опасных товарах, разработки рекомендаций, буклетов и плакатов для населения по различным ситуациям на потребительском рынке и их распространения, проведения социологических исследований по проблемам защиты прав потребителей, конкурсов среди читателей, создателей информационных материалов в средствах массовой информации;
обучение законодательству о защите прав потребителей, предусматривающее совершенствование его организации в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования, вузах, техникумах и других учебных заведениях, обеспечение учебного процесса учебниками и методическими материалами, организацию подготовки преподавателей, разработку учебных программ, проведение семинаров по обобщению опыта работы преподавателей, организацию создания видеофильмов, компьютерных программ и других учебных материалов, проведение ежегодных олимпиад и конкурсов учащихся на знание основ законодательства о защите прав потребителей, привлечение учащихся к проведению социологических исследований по проблемам защиты прав потребителей;
развитие нормативной правовой базы путем сбора и обобщения предложений заинтересованных сторон по совершенствованию и изменению законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей, разработки предложений о внесении изменений и дополнений в нормативные правовые акты;
обеспечение безопасности товаров, работ и услуг, предусматривающее повышение квалификации персонала предприятий-изготовителей по вопросам сертификации, подготовки к изданию методических материалов по вопросам стандартизации, метрологии и сертификации продукции (услуг), издание типовых методик контроля и испытаний по безопасности отдельных видов продукции и услуг, продолжение создания и аккредитации органов по сертификации, испытательных центров, проведение анализа нарушений норм безопасности в товарах, работах, услугах и фактов поступления на рынок небезопасных товаров, организацию проверок соблюдения правил сертификации, реализацию мер по предотвращению ввоза на территорию области опасных товаров;
осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, включающее в себя организацию проверок выполнения требований о предоставлении потребителям необходимой информации о продавцах, изготовителях, исполнителях, товарах, работах, услугах, проведение анализа договоров, заключаемых с потребителями, на предмет выявления фактов ущемления их прав, обеспечение контроля за соблюдением утвержденных правил торговли, общественного питания и других видов услуг, законодательства о рекламе, соблюдения санитарных норм и правил, создание автоматизированной информационной системы (далее - АИС-ЗПП) с созданием баз данных о нарушениях законодательства о защите прав потребителей, об опасных товарах и правозащитной практике;
защита прав и законных интересов потребителей, оказание потребителям правовой помощи, что предусматривает рассмотрение их заявлений, консультирование потребителей, разъяснение продавцам, изготовителям, исполнителям положений законодательства о защите прав потребителей, выдачу предписаний нарушителям и применение штрафных санкций к уклоняющимся от исполнения предписаний, предъявление исков в суды в интересах потребителей, обобщение судебной практики, осуществление государственной поддержки потребителей для реального возмещения причиненного им вреда;
мероприятия по обеспечению выполнения Программы оборудованием и материалами, которые включают приобретение компьютерной техники и материалов для АИС-ЗПП для создания Интернет-страницы (сайта) для потребителей и профессиональных консультантов, лабораторного оборудования для исследования товаров в Самарском центре стандартизации, метрологии и сертификации (далее - ЦСМ), Центре Госсанэпиднадзора в Самарской области (далее - ЦГСЭН), управлении Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Самарской области (далее - Госторгинспекция).
Финансовое обеспечение Программы
Программа финансируется за счет средств областного, федерального (средства территориальных подразделений федеральных органов), местных бюджетов и из других источников. Расшифровка затрат по источникам финансирования приведена в таблице.
<*> Расчет произведен в ценах IV квартала 2002 года, и при реализации Программы сумма средств, необходимая для выполнения мероприятий, должна пересчитываться с учетом дефляторов.
Система организации контроля за исполнением Программы
Программой определен круг исполнителей. Органы и организации, указанные в графе Программы "Исполнители", несут ответственность за качественное и своевременное исполнение программных мероприятий, приобретают оборудование и другие средства обеспечения программных мероприятий на конкурсной основе в соответствии с действующим законодательством и отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств.
Управление реализацией мероприятий Программы осуществляется руководителями органов и организаций, включенных в состав исполнителей.
Координация действий исполнителей и контроль за исполнением Программы осуществляется ТУ МАП и Межведомственным советом.
Контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляет департамент управления финансами Администрации области.
Ежегодно в Правительство Самарской области ТУ МАП представляется обобщенная информация о выполнении Программы.
Оборудование, приобретенное в соответствии с приложениями № 1-3 к Программе, передается по договору безвозмездного пользования СЦСМ, ЦГСЭН, Госторгинспекции.
Критерии оценки эффективности Программы
Социально-экономическая эффективность Программы определяется повышением уровня социальной защищенности населения в сфере потребительских правоотношений, сокращением материальных потерь населения из-за нарушения их прав потребителей.
Критериями оценки качества и эффективности Программы являются:
повышение реального уровня доходов населения в результате как более компетентного выбора, так и возмещения населению убытков от использования товаров с недостатками;
создание условий для добросовестной конкуренции между хозяйствующими субъектами, препятствующей ввозу в Самарскую область опасных и низкокачественных товаров.
Комплекс мероприятий и финансовое обеспечение реализации Программы
Приложение № 1
к комплексной
Программе по защите прав потребителей
в Самарской области на 2004-2007 годы
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ ЛАБОРАТОРНОЙ БАЗЫ САМАРСКОГО
ЦЕНТРА СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
----T----------------------------------T-----------------¬
¦ № ¦ Наименование приборов ¦ Цена, ¦
¦п/п¦ и оборудования <*> ¦тыс. рублей <**> ¦
+---+----------------------------------+-----------------+
¦1. ¦Спектрометр атомно-абсорбционный с¦ 1920,0 ¦
¦ ¦системой микроволнового озоления ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------------+
¦2. ¦Хроматографический жидкостный ¦ 512,0 ¦
¦ ¦комплекс для анализа полиаромати- ¦ ¦
¦ ¦ческих углеводородов ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------------+
¦3. ¦Газовый хроматограф типа "AGILENT"¦ 960,0 ¦
+---+----------------------------------+-----------------+
¦4. ¦Счетчик колоний при проведении ¦ 42,0 ¦
¦ ¦микробиологических испытаний ¦ ¦
+---+----------------------------------+-----------------+
¦ ¦ВСЕГО ¦ 3434,0 ¦
L---+----------------------------------+------------------
--------------------------------
<*> При невозможности приобретения названных приборов допускается покупка приборов других марок, моделей, наименований и изготовителей, но имеющих те же назначение и технические характеристики.
<**> При изменении (повышении) цен приборов в период выполнения Программы допускается перераспределение средств в пределах выделенной на приобретение приборов и оборудования суммы.
Приложение № 2
к комплексной
Программе по защите прав потребителей
в Самарской области на 2004-2007 годы
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ ЦЕНТРА
ГОСУДАРСТВЕННОГО САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА
В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
<*> При невозможности приобретения названных приборов допускается покупка приборов других марок, моделей, наименований и изготовителей, но имеющих те же назначение и технические характеристики.
<**> При изменении (повышении) цен приборов в период выполнения Программы допускается перераспределение средств в пределах выделенной на приобретение приборов и оборудования суммы.
Приложение № 3
к комплексной
Программе по защите прав потребителей
в Самарской области на 2004-2007 годы
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОСНАЩЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ГОСТОРГИНСПЕКЦИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
-----T-----------------------------------------T------------------¬
¦ № ¦ Наименование оборудования <*> ¦ Цена, ¦
¦п/п ¦ ¦ тыс. рублей <**> ¦
+----+-----------------------------------------+------------------+
¦ 1. ¦Компьютер P-2.00/256Mb/40Gb/CD-R/Radeon ¦ 240,0 ¦
¦ ¦64/TFT17"6 шт. х 40 тыс. рублей ¦ ¦
+----+-----------------------------------------+------------------+
¦ 2. ¦Сетевое оборудование: сетевые карты ¦ 16,3 ¦
¦ ¦(7 шт.), HUB 1008 и кабель "витая пара" ¦ ¦
+----+-----------------------------------------+------------------+
¦ 3. ¦Блоки бесперебойного питания BUPS 500 VA ¦ 24,0 ¦
¦ ¦6 шт. х 4 тыс. рублей ¦ ¦
+----+-----------------------------------------+------------------+
¦ 4. ¦Принтеры HP Lazer Jet 1220 ¦ 45,0 ¦
¦ ¦3 шт. х 15 тыс. рублей ¦ ¦
+----+-----------------------------------------+------------------+
¦ 5. ¦Сканер HP Scan Jet 3500 С USB ¦ 4,0 ¦
+----+-----------------------------------------+------------------+
¦ 6. ¦Копировальная техника: Копир NP-6317, ¦ 42,0 ¦
¦ ¦A3, 17 копий/мин, масштабируемый ¦ ¦
+----+-----------------------------------------+------------------+
¦ ¦ВСЕГО ¦ 371,3 ¦
L----+-----------------------------------------+-------------------
--------------------------------
<*> При невозможности приобретения названного оборудования допускается покупка оборудования других марок, моделей, наименований и изготовителей, но имеющих те же назначение и технические характеристики.
<**> При изменении (повышении) цен оборудования период выполнения Программы допускается перераспределение средств в пределах выделенной на приобретение оборудования суммы.