Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГУБЕРНАТОРА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.06.2002 № 174
(ред. от 08.04.2004)
"ОБ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ" и "ПОЛОЖЕНИЕМ ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ ДЕПАРТАМЕНТА НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ")

Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 101, 07.06.2002.







ГУБЕРНАТОР САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2002 г. № 174

ОБ УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ТЕРРИТОРИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора Самарской области
от 08.04.2004 № 90)

В целях осуществления единой государственной политики в сфере общего и профессионального образования с учетом особенностей и задач социально-экономического развития муниципальных образований и Самарской области в целом, четкого разграничения полномочий в области образования между государственными органами управления образованием и органами местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области постановляю:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию управления образованием на территории Самарской области.
2. Утвердить прилагаемое Положение об общих принципах деятельности территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области.
(в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 08.04.2004 № 90)
3. Признать утратившим силу Постановление Губернатора области от 10.07.2001 № 246 "Об образовательных округах на территории Самарской области".
4. Внести в Постановление Губернатора области от 10.09.2001 № 325 "Об образовании Юго-Восточного образовательного округа Самарской области" следующие изменениях:
название постановления изложить в следующей редакции:
"О создании Юго-Восточного управления департамента науки и образования Администрации Самарской области";
в преамбуле слова "об образовательном округе на территории" заменить словами "об общих принципах деятельности территориальных управлений департамента науки и образования Администрации";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Создать на территории Борского и Нефтегорского районов Юго-Восточное управление департамента науки и образования Администрации Самарской области";
пункты 2, 3 исключить.
5. Внести в Постановление Губернатора области от 10.09.2001 № 326 "Об образовании Кинельского образовательного округа Самарской области" следующие изменения:
название постановления изложить в следующей редакции:
"О создании Кинельского управления департамента науки и образования Администрации Самарской области";
в преамбуле слова "об образовательном округе на территории" заменить словами "об общих принципах деятельности территориальных управлений департамента науки и образования Администрации";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Создать на территории города Кинеля и Кинельского района Кинельское управление департамента науки и образования Администрации Самарской области";
пункты 2, 3 исключить.
6. Внести в постановление Губернатора области от 10.09.2001 № 327 "Об образовании Юго-Западного образовательного округа Самарской области" следующие изменения:
название постановления изложить в следующей редакции:
"О создании Юго-Западного управления департамента науки и образования Администрации Самарской области";
в преамбуле слова "об образовательном округе на территории" заменить словами "об общих принципах деятельности территориальных управлений департамента науки и образования Администрации";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Создать на территории города Чапаевска, Безенчукского, Красноармейского, Пестравского, Приволжского и Хворостянского районов Юго-Западное управление департамента науки и образования Администрации Самарской области";
пункты 2, 3 исключить.
7. Внести в Постановление Губернатора области от 21.02.2002 № 36 "Об образовании Отрадненского образовательного округа Самарской области" следующие изменения:
название постановления изложить в следующей редакции:
"О создании Отрадненского управления департамента науки и образования Администрации Самарской области";
в преамбуле слова "об образовательном округе на территории" заменить словами "об общих принципах деятельности территориальных управлений департамента науки и образования Администрации";
пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1. Создать на территории города Отрадного, Кинель-Черкасского и Богатовского районов Отрадненское управление департамента науки и образования Администрации Самарской области";
пункты 2, 3 исключить.
8. Департаменту науки и образования Администрации области (Когану) до 1 июля 2002 года разработать и утвердить положение о территориальном управлении департамента науки и образования Администрации области, структуру и штатное расписание действующих территориальных управлений департамента науки и образования Администрации области.
9. Органам исполнительной власти Самарской области и органам местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области привести свои правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.
10. Настоящее постановление, за исключением пунктов 4 - 7, вступает в силу со дня его официального опубликования.
Пункты 4 - 7 настоящего постановления вступают в силу с 1 июля 2002 года.
11. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра образования и науки Самарской области Когана Е.Я.
(в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 08.04.2004 № 90)

И.о. Губернатора Самарской области
В.А.КАЗАКОВ





Приложение № 1
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 5 июня 2002 г. № 174

КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА
ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

(в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 08.04.2004 № 90)

В настоящее время существует четыре уровня структуры управления образованием в Российской Федерации: федеральный, региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения. Передача основной части вопросов управления образованием на региональный и муниципальный уровни в целом отражает закономерности развития современного общества с естественными тенденциями к децентрализации управления во всех отраслях и развитию самоуправления. Наряду с этим опыт показывает, что разделение компетенции в сфере управления образованием должно соответствовать уровню решаемых задач.
Оптимизация модели управления системой образования, приведение ее в соответствие с новыми требованиями к структуре сети образовательных учреждений, финансовым отношениям, содержанию образования - первоочередная, требующая скорейшего решения проблема. Однако указанная проблема может быть решена только посредством единого подхода к совершенствованию системы образования и при условии объединения усилий всех участников отношений в сфере образования.
Предстоит четко разграничить полномочия, а также распределить ответственность органов государственной власти Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области. Должна быть обеспечена гласность и прозрачность обсуждения и принятия управленческих решений и финансовых потоков.
Реализовав это, можно говорить о создании единой и открытой системы образования, быстро и адекватно реагирующей на изменяющиеся запросы рынка труда.
Перед сферой образования стоят задачи, которые должны решаться единообразно во всех муниципальных образованиях. Они, по существу, сводятся к формированию такой системы образования, которая позволила бы обеспечить достижение государственного стандарта образования, осуществление единой государственной политики на всей территории Самарской области.
Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (статьей 6) к компетенции органов местного самоуправления в области образования отнесены лишь организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования без содержательного компонента образовательной деятельности.
Законом Российской Федерации "Об образовании" к ведению органов местного самоуправления также отнесены вопросы в большей степени организационного характера: регулирование отношений собственности, создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, назначение руководителей этих учреждений, строительство зданий образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, контроль условий аренды и т.п., то есть вопросы, по сути, не затрагивающие государственную политику в сфере образования.
Реализация же государственной политики в области образования Законом Российской Федерации "Об образовании" (статья 29) отнесена к компетенции субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления самостоятельны в формировании и реализации кадровой и бюджетной политики, структуры органов управления образованием на своей территории. Однако на практике в сложных экономических условиях это приводит к тому, что потребности муниципального образования удовлетворяются в ущерб реализации конституционных прав граждан на образование. Общеизвестны факты использования бюджетных средств, предусмотренных статьей "Образование", на нужды других отраслей развития территории, нарушения единого подхода в методическом, кадровом, материально-техническом, финансовом обеспечении образовательного процесса.
Следует также отметить, что на уровне одного муниципального образования, как правило, невозможно реализовать полноценный комплекс образовательных услуг, рационально организовать сеть образовательных учреждений. Происходит либо дублирование образовательных услуг, либо ограничение их объема. Несовпадение территориальных интересов с задачами отрасли приводит к тому, что строительство новых и реконструкция старых зданий образовательных учреждений, осуществленные по запросам муниципальных образований, формируют малоэффективную образовательную сеть, либо не удовлетворяющую в полной мере образовательные запросы, либо избыточную, не использующую свои возможности. Территориальное разграничение системы образования не позволяет использовать возможности учреждений одного муниципального образования в интересах другого.
Система начального и среднего профессионального образования, призванная формировать основной кадровый потенциал региона, остается вне его социально-экономических проблем, используется неэффективно, не имея организационных условий ориентации на рынок труда. При этом каждое муниципальное образование стремится построить у себя полную систему профессионального образования, иногда включая высшее.
Сеть учреждений профессионального образования должна формироваться в соответствии со следующими принципами:
учет экономических и социальных задач территорий;
использование социально-культурной инфраструктуры;
соответствие профессиональных возможностей запросам территорий;
учет географического расположения и транспортного сообщения;
сохранение кадрового потенциала территорий.
Поскольку создание учреждений профессионального образования является дорогостоящим мероприятием, их количество и организация подготовки должны быть строго сбалансированы с задачами территорий и экономичностью функционирования.
Таким образом, возникает необходимость создания иной модели управления отраслью образования, которая предполагает, в первую очередь, воздействие на образовательные учреждения через государственные органы управления (по "ведомственной вертикали"), в то же время сочетая его с управлением муниципального уровня, направленным на решение в основном задач местного значения.
Подобную модель управления предполагается реализовать путем создания обособленных территориальных структурных подразделений министерства образования и науки Самарской области - территориальных управлений, которые реализовывали бы полномочия министерства образования и науки Самарской области на отдельных участках территории Самарской области.
Создание подобных территориальных подразделений министерства образования и науки Самарской области необходимо для решения задачи формирования на территории области единой системы образования, отвечающей особенностям социально-экономического, культурного развития муниципальных образований и области в целом.
Основными принципами образования территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области являются:
экономический, учитывающий полноту и особенности сферы производства на территории муниципальных образований, их экономические связи и перспективы развития;
этнографический, учитывающий этнический состав и исторически сложившиеся экономические, культурные и иные связи и традиции населения близлежащих муниципальных образований;
демографический, учитывающий демографические особенности муниципальных образований;
коммуникационный, учитывающий наличие и перспективу развития транспортных связей на территории Самарской области.
В рамках реализации мероприятий по созданию территориальных подразделений министерства образования и науки Самарской области предполагается, что департамент войдет в состав учредителей муниципальных образовательных учреждений, что также будет способствовать проведению единой государственной политики в сфере образования, основанной на взаимодействии и сотрудничестве с органами местного самоуправления.
Таким образом, будет создана возможность объединить интересы различных ведомств и граждан для решения единой задачи формирования социокультурной среды в Самарской области.





Приложение № 2
к Постановлению
Губернатора Самарской области
от 5 июня 2002 г. № 174

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ
УПРАВЛЕНИЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Территориальное управление министерства образования и науки Самарской области (далее - Управление) является обособленным структурным подразделением департамента науки и образования Администрации Самарской области (далее - Департамент), реализующим полномочия Департамента на части территории Самарской области.
(в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 08.04.2004 № 90)
1.2. Основными целями создания Управлений являются:
обеспечение единого подхода к реализации государственной политики в сфере образования, конституционных прав граждан на образование;
обеспечение реализации преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности в соответствии с образовательными задачами области;
формирование целостной системы образования, единого культурно-образовательного пространства для наиболее полного, комплексного удовлетворения потребностей граждан и регионального рынка труда в образовательных услугах;
создание условий для оптимального использования возможностей системы начального и среднего профессионального образования области в формировании кадрового потенциала региона в соответствии с его экономическими и социальными задачами.
1.3. Создание Управлений и определение территорий, в пределах которых Управления реализуют свои функции, осуществляется постановлениями Губернатора Самарской области.
1.4. Деятельность Управления регламентируется положением об Управлении, утверждаемым приказом Департамента.
Приказом Департамента утверждаются структура и штатное расписание Управления.
1.5. Управление наделяется правами юридического лица в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации, имеет гербовую печать, соответствующие бланки с изображением герба Самарской области и штампы, самостоятельный баланс и смету, а также открытые в установленном порядке счета в учреждениях Центрального банка Российской Федерации и кредитных организациях.
1.6. Местонахождение Управления и его территориальных отделов (в случае их создания) определяется Департаментом по согласованию с органами местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых Управление реализует свои функции.
1.7. Непосредственное руководство деятельностью Управления осуществляет руководитель Управления, назначаемый на должность и освобождаемый от должности по представлению министра образования и науки Самарской области председателем Правительства Самарской области с согласия Губернатора Самарской области и органов местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых Управление реализует свои функции.
(в ред. Постановления Губернатора Самарской области от 08.04.2004 № 90)

2. Взаимодействие Управления, органов местного
самоуправления и образовательных учреждений

2.1. В целях повышения эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Самарской области, органов местного самоуправления и образовательных учреждений, а также предоставления органам местного самоуправления дополнительных возможностей по развитию сети образовательных учреждений между Департаментом и органами местного самоуправления могут заключаться договоры о совместном учредительстве образовательных учреждений.
2.2. Понуждение органов местного самоуправления к заключению договоров о совместном учредительстве образовательных учреждений не допускается.
2.3. Заключение договоров о совместном учредительстве образовательных учреждений не является основанием для изменения формы собственности на имущество, закрепленное органами местного самоуправления за образовательными учреждениями на праве оперативного управления.
2.4. Делегирование предусмотренных федеральным законодательством полномочий органов местного самоуправления, в том числе местных (муниципальных) органов управления образованием. Департаменту или Управлению не допускается.
2.5. Финансирование образовательных учреждений, соучредителями которых выступают и Департамент, и органы местного самоуправления (далее - Учреждения), осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Самарской области и документами о соучредительстве за счет средств областного бюджета, местных бюджетов соответствующих муниципальных образований, а также за счет иных не запрещенных законом средств.
Финансирование Учреждений, соучредителями которых выступают и Департамент, и органы местного самоуправления, из областного бюджета осуществляется по нормативам, определенным в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу, виду образовательных учреждений, обеспечивающим учебный процесс и материальное содержание обучающихся, воспитанников без учета коммунальных услуг.
2.6. Финансирование Учреждений, соучредителями которых выступают и Департамент, и органы местного самоуправления, может осуществляться через целевой бюджетный фонд области - фонд денежных средств, образуемый в составе областного бюджета и предназначенный для финансирования Учреждений в пределах нормативного бюджетного финансирования.
2.7. Непосредственное управление Учреждением осуществляет руководитель Учреждения. Должность руководителя Учреждения замещается в порядке, предусмотренном законодательством об образовании и уставом соответствующего Учреждения, утверждаемым учредителями.
2.8. Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых Управление реализует свои функции, вправе направлять в Департамент предложения по структуре и штатной численности Управления.
Указанные в настоящем пункте предложения органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению Департаментом до утверждения структуры и штатного расписания Управления.
2.9. Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых Управление реализует свои функции, в целях осуществления общественного контроля за деятельностью должностных лиц Управления и состоянием Учреждений вправе образовывать общественные советы.
Органы местного самоуправления, а также создаваемые ими общественные советы вправе:
участвовать в независимой экспертизе качества подготовки обучающихся, воспитанников в Учреждениях;
устанавливать дополнительные к федеральным и областным льготы, виды и нормы материального обеспечения обучающихся, воспитанников и работников Учреждений;
осуществлять контроль за реализацией программ развития Учреждений, за соблюдением законных прав и интересов обучающихся, воспитанников и работников Учреждений.
Органы местного самоуправления обладают иными правами, предусмотренными федеральным законодательством и законодательством Самарской области, документами о соучредительстве Учреждений.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru