Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПРИКАЗ МИНИСТРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ИНВЕСТИЦИЙ И ТОРГОВЛИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 09.12.2004 № 14
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 237, 17.12.2004






МИНИСТР ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ,
ИНВЕСТИЦИЙ И ТОРГОВЛИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ
от 9 декабря 2004 г. № 14

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТАРИФОВ
НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫМ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ
НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые Методические указания по формированию тарифов на услуги по перевозке пассажиров электрифицированным железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Самарской области.
2. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на руководителя управления ценовой политики Осипова А.П.
3. Опубликовать настоящий Приказ в средствах массовой информации.

Министр
Г.Р.ХАСАЕВ






Утверждены
Приказом
министра экономического развития, инвестиций
и торговли Самарской области
от 14 декабря 2004 г. № 14

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ПАССАЖИРОВ
ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫМ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ
В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Содержание
Раздел 1. Общие положения
Раздел 2. Порядок регулирования тарифов
Раздел 3. Порядок и сроки установления тарифов
Раздел 4. Технико-экономическое обоснование тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении
Раздел 5. Порядок расчета тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении и сумм компенсации из средств областного бюджета выпадающих доходов перевозчика в результате применения регулируемых тарифов

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящие Методические указания разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 года № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", главой 25 Налогового кодекса РФ (часть II) "Налог на прибыль организаций", Федеральными законами "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и "Устав Железнодорожного транспорта Российской Федерации". Методические указания определяют единый механизм формирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и предназначены для решения следующих задач:
- создания механизма согласования интересов организаций, предоставляющих услуги, и потребителей;
- защиты экономических интересов потребителей от монопольного повышения тарифов;
- выявления непроизводительных затрат и внутренних резервов организаций с целью повышения эффективности перевозок;
- расчета субсидий организациям железнодорожного транспорта в связи с реализацией услуг по фиксированным ценам.
1.2. Понятия, используемые в методических указаниях:
- "базовый период" - временной интервал (год), отчетные показатели которого принимаются за основу при расчете тарифов на период регулирования;
- "период регулирования" - временной интервал, на который предполагается распространить действие вновь устанавливаемых тарифов;
- "тариф" - система ценовых ставок, определяющая размер платы за единицу перевозочной работы (километр, пассажиро-километр) организаций железнодорожного транспорта при перевозке пассажиров в пригородном сообщении, в том числе:
- "зонный тариф" - применяется на участках перевозок пассажиров в пригородном сообщении, разбитых на зоны; при проезде до станций, входящих в одну зону, устанавливается единая провозная плата; при поездке пассажира в пределах одной зоны стоимость проезда должна соответствовать утвержденному тарифу от 0 до I зоны; если поездка пассажира начинается не от нулевой зоны, то стоимость проезда определяется как разница в стоимости проезда между зонами начала и окончания поездки;
- "покилометровый тариф" - применяется для расчета стоимости проезда пассажира в прямой зависимости от расстояния поездки;
- "потребитель услуги (пассажир)" - физическое лицо, совершающее поездку электрифицированным железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по действительному проездному документу (билету);
- "перевозчик" - хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность, связанную с перевозкой пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении;
- "перевезенные пассажиры" - отчетная величина, которая определяется путем суммирования количества пассажиров, отправленных со станций Самарской области, и количества пассажиров, принятых со станций смежных регионов для продолжения процесса перевозок в пределах территории Самарской области;
- "пассажирооборот" - сумма произведений количества перевезенных пассажиров в пригородном сообщении по территории Самарской области на соответствующее расстояние их перевозки за определенный период времени (единица измерения - пассажиро-километры);
- "провозная плата" - плата за проезд пассажиров в пределах пригородных зон обслуживания перевозчиком, порядок формирования которой определяется регулирующим органом. Она может рассчитываться как произведение установленного покилометрового тарифа на расстояние перевозки (до середины соответствующей зоны). Может устанавливаться фиксированная плата (до каждой зоны перевозок, билеты "выходного дня" и т.д.);
- "пригородные перевозки" - перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пределах пригородной зоны вокруг г. Самары на расстояние, не превышающее 150 километров;
- "регулирующий орган" - уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области по регулированию тарифов;
- "эксплуатационные расходы" - затраты организации железнодорожного транспорта, необходимые для обеспечения производственного процесса в базовом (регулируемом) периоде, которые подразделяются на прямые и общехозяйственные расходы;
- "прямые расходы" - сумма расходов организации железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с производственным процессом (заработная плата производственных рабочих, материальные затраты, амортизация основных производственных фондов и т.д.);
- "общехозяйственные расходы" - расходы организации железнодорожного транспорта на содержание инфраструктуры и другие расходы, общие для всех видов деятельности.
- "расходы на содержание инфраструктуры" - расходы на содержание имущественного производственного комплекса, который состоит из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, включающих в себя постоянные устройства производственного назначения (железнодорожные пути общего пользовании; железнодорожные станции), устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации", централизации и блокировки, информационные комплексы и системы управления движением и прочие;
- "расходы общие для всех видов деятельности" - содержание аппарата управления (заработная плата, отчисления на социальные нужды, содержание административных зданий и сооружений и т.д.), затраты по материально-техническому обеспечению организации, охране услуг связи, вычислительных центров и другие согласно статье 264 Налогового кодекса (часть II);
- "себестоимость 10 пасс-км" - единица перевозочной работы организации железнодорожного транспорта, рассчитывается посредством деления суммы эксплуатационных расходов перевозчика за определенный период времени на объем пассажирооборота за этот же период и умножением на число 10;
- "расчетные доходы" - доходы перевозчика, прогнозируемые на регулируемый период и рассчитываемые исходя из экономически обоснованных расходов (суммы эксплуатационных расходов) и необходимой суммы прибыли;
- "субсидия из средств областного бюджета" - сумма компенсации выпадающих доходов перевозчика вследствие осуществления перевозок пассажиров по тарифам, установленным уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области по регулированию тарифов, ниже уровня расчетных тарифов;
- "расчетный тариф" - рассчитывается посредством деления суммы расчетных доходов на прогнозируемый пассажирооборот;
- "средняя дальность поездки пассажира" - фактическая величина за отчетный период, указанная в отчете о перевозках пассажиров, в том числе в пригородном сообщении (форма ЦО - 25);
- "коэффициент использования вместимости пассажирских вагонов" - расчетная величина определяется делением фактического (прогнозируемого) пассажирооборота на пассажироместокилометры (произведение возможного объема перевозок пассажиров по паспортной вместимости вагонов (по числу мест сидения) на среднюю дальность поездки пассажира).

Раздел 2. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВАНИЯ ТАРИФОВ

2.1. Регулирование тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении производится уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области по регулированию тарифов. Может применяться метод установления фиксированных тарифов исходя из экономически обоснованных затрат перевозчика и необходимой суммы прибыли. Кроме того, возможно применение метода индексации или повышающих (понижающих) коэффициентов, учитывающих инфляцию, к ранее действовавшим тарифам. Независимо от метода регулирования при формировании тарифов учитываются субсидии, предоставляемые из средств областного бюджета.
2.2. Основаниями для пересмотра тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по заявлению хозяйствующего субъекта, осуществляющего регулируемую деятельность, являются:
- изменение объемов перевозок пассажиров, вызванное экономически обоснованными причинами;
- изменение структуры производственных или иных расходов, суммы налогов и сборов, подлежащих уплате перевозчиком, осуществляющим регулируемую деятельность, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Самарской области, в том числе в суммарном выражении более чем на 5%;
- рост цен на энергоносители и другие материальные ресурсы более чем на 10%;
- принятие долгосрочных целевых программ производственного развития в целях обеспечения надежности и безаварийности перевозок пассажиров;
- изменение нормативных актов, действующих при установлении тарифов;
- невыполнение законов Самарской области "Об областном бюджете на... год" в части расходов на выплату субсидий организациям железнодорожного транспорта в связи с реализацией услуг по фиксированным ценам.
2.3. Основанием для изменения действующих тарифов на перевозку пассажиров по инициативе регулирующего органа могут быть результаты проверки хозяйственной деятельности перевозчика, осуществляющего регулируемую деятельность, за предыдущий расчетный период регулирования.

Раздел 3. ПОРЯДОК И СРОКИ УСТАНОВЛЕНИЯ ТАРИФОВ

3.1. Перевозчик для технико-экономического обоснования тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении представляет в уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области по регулированию тарифов следующую информацию по итогам отчетного периода:
1. Сопроводительное письмо руководителя организации-перевозчика с обоснованием необходимости пересмотра действующих тарифов.
2. Приказ об учетной политике предприятия.
3. Статистическую отчетность:
баланс (форма № 1);
отчет о прибылях и убытках (форма № 2 приложения к балансу);
отчет по основным показателям производственно-финансовой деятельности предприятий железнодорожного транспорта (форма № 6 - жел);
отчет о численности и заработной плате (форма № 1 - т (УТО-1);
отчет о постанционном отправлении пассажиров в пригородном сообщении (форма ЦО - 27);
отчет об отправленных пассажирах в пригородном сообщении (форма ЦО - 14, регион);
отчет о выполненных пассажиро-километрах, средней дальности поездок, количестве перевезенных пассажиров, в том числе в пригородном сообщении, в разрезе отделений дороги (форма ЦО - 25).
4. Расчет расходов, доходов и убытков от пригородных пассажирских перевозок по методике, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (протокол заседания от 06.03.2002 № 3).
5. Справку о выполненных пассажиро-километрах, средней дальности поездок, количестве перевезенных пассажиров по Самарской области, в том числе по зонам пригородного обслуживания, начиная с 2005 года.
6. Справку о количестве проданных проездных билетов (документов) в пригородном сообщении, в том числе льготных и детских.
7. Справку о количестве перевезенных пассажиров льготных категорий отдельно по каждому федеральному закону.
8. Расшифровку затрат по инфраструктуре, относимых на пригородные перевозки, по статьям и объектам.
9. Расчет тарифов на проезд пассажиров пригородным электрифицированным железнодорожным транспортом на территории Самарской области (приложение № 1).
10. Пояснительную записку по себестоимости перевозок с объяснением причин изменения расходов по статьям затрат за отчетный период в сравнении с базовыми данными и отчетом за предыдущий год.
3.2. Срок рассмотрения документов об установлении тарифов не может быть более 30 календарных дней со дня их поступления в регулирующий орган, за исключением случаев, когда по взаимному согласию регулирующего органа и организации, осуществляющей регулируемую деятельность, этот срок может быть продлен для проведения дополнительной или повторной экспертизы материалов, но не более чем на 30 календарных дней.
3.3. При необходимости регулирующий орган вправе запросить дополнительные материалы, указав формы их предоставления и требования к ним.
3.4. Отсутствие каких-либо материалов, перечисленных в пункте 3.1 настоящих Методических указаний, является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о пересмотре тарифов.
3.5 Уполномоченный орган исполнительной власти Самарской области по регулированию тарифов рассматривает представленные материалы и готовит проект постановления Правительства Самарской области по установлению тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении.
Регулирующий орган и перевозчик несут ответственность за экономическую обоснованность величины утверждаемых тарифов.

Раздел 4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ТАРИФОВ
НА ПЕРЕВОЗКУ ПАССАЖИРОВ В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ

4.1. Для технико-экономического обоснования утверждаемых тарифов необходимо руководствоваться:
- главой 25 Налогового кодекса РФ (часть II) "Налог на прибыль организаций", введенной с 01.01.02 Федеральным законом от 06.08.01 № 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах";
- индексами-дефляторами цен по отраслям промышленности, утвержденными Минэкономразвития России;
- методикой распределения расходов, доходов и убытков железных дорог от пригородных пассажирских перевозок по субъектам Российской Федерации, одобренной Комиссией Правительства Российской Федерации по вопросам тарифного регулирования на федеральном железнодорожном транспорте (протокол заседания от 06.03.2002 № 3);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2001 № 384 "О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте";
- номенклатурой расходов основных видов хозяйственной деятельности железнодорожного транспорта, утвержденной приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации 29.09.2003;
- программой автоматизированного рабочего места "Анализ и расчет себестоимости услуг на железнодорожном транспорте";
- настоящими методическими указаниями;
- другими нормативными актами Правительства Самарской области и Губернатора Самарской области.
4.2. Регулирующий орган, рассматривая представленные перевозчиками проекты тарифов на перевозку пассажиров в пригородном сообщении на регулируемый период, проводит анализ объемных и стоимостных показателей за отчетный период, сопоставляя их с базовыми данными по статьям затрат себестоимости услуг, принятыми при расчете утвержденного тарифа.
4.2.1. В эксплуатационных расходах на регулируемый период учитываются:
4.2.1.1. Прямые затраты, непосредственно связанные с процессом осуществления перевозок пассажиров в пригородном сообщении:
затраты на оплату труда основного производственного персонала определяются исходя из среднесписочной численности работающих и средней фактической заработной платы за отчетный период, но не выше среднестатистической заработной платы по Самарской области в отрасли железнодорожного транспорта за отчетный период с учетом индекса-дефлятора на регулируемый период и показателя изменения производительности труда, достигнутого по данному виду деятельности в отчетном периоде;
отчисления на социальные нужды - на социальное страхование, в фонд занятости, на обязательное медицинское страхование, в Пенсионный фонд и другие отчисления, предусмотренные законодательством РФ, - в размерах, установленных нормативными правовыми актами РФ;
материалы - исходя из нормативных объемов потребления с учетом фактического расхода за базовый период и индексов-дефляторов роста цен на регулируемый период;
топливо на технологические цели - исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления с учетом фактического расхода за базовый период и индексов-дефляторов роста цен на регулируемый период;
электрическая энергия на технологические цели - исходя из нормативных (расчетных) объемов потребления с учетом фактического расхода за базовый период и прогнозируемого уровня тарифов на период регулирования;
капитальный ремонт - на основании плана и смет капитального ремонта с учетом фактического освоения средств за предыдущий отчетный период и индексов-дефляторов роста цен на регулируемый период;
амортизация основных фондов - по нормам амортизационных отчислений на основе действующего законодательства РФ и в соответствии с учетной политикой, принятой в организации;
НДС по пригородным перевозкам - согласно статье 149 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) не облагаются НДС услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Сумма НДС, оплаченная перевозчиком по счетам поставщиков продукции (услуг), включается в себестоимость этих перевозок.
4.2.1.2. Общехозяйственные (распределяемые затраты), относимые на пригородные перевозки:
содержание инфраструктуры и другие расходы, общие для всех видов деятельности - по методу, обусловленному приказом перевозчика об учетной политике согласно смете расходов, которая должна быть взаимоувязана с объемом оказываемых услуг (не более 30% от суммы эксплуатационных расходов). Для подтверждения указанного размера затрат по данной статье необходимо представлять следующую информацию: перечень объектов, входящих в инфраструктуру, размер затрат на содержание каждого объекта инфраструктуры, процент распределения затрат на содержание объектов инфраструктуры по видам деятельности железной дороги, в том числе по пригородным перевозкам.
4.2.2. Расчетные доходы - доходы перевозчика, прогнозируемые на регулируемый период и рассчитываемые исходя из экономически обоснованных расходов (суммы эксплуатационных расходов) и необходимой суммы прибыли.

Раздел 5. ПОРЯДОК РАСЧЕТА ТАРИФОВ НА ПЕРЕВОЗКУ ПАССАЖИРОВ
В ПРИГОРОДНОМ СООБЩЕНИИ И СУММ КОМПЕНСАЦИИ ИЗ СРЕДСТВ
ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА ВЫПАДАЮЩИХ ДОХОДОВ ПЕРЕВОЗЧИКА
В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ТАРИФОВ

5.1. Определяется сумма эксплуатационных расходов перевозчика на осуществление пригородных перевозок пассажиров с учетом прогноза развития организации железнодорожного транспорта по регулируемому виду деятельности, ежегодной программы снижения расходов, предполагаемого влияния внешних факторов (изменения цен на энергоресурсы, материалы, тарифных ставок, должностных окладов и т.д.).
5.2. Определяется сумма необходимой прибыли перевозчика, величина которой достаточна для уплаты налогов в бюджеты всех уровней и развития перевозочного процесса (согласно инвестиционной программе), может предусматривать расходы на социальное обеспечение, включая выплату дивидендов.
При этом рентабельность устанавливается не выше 10% от прогнозируемой суммы эксплуатационных расходов перевозчика.
5.3. Определяется расчетный доход перевозчика на регулируемый период как сумма расчетной себестоимости перевозок и необходимой прибыли.
5.4. Определяется пассажирооборот в расчетном периоде, исходя из фактически достигнутого уровня за отчетный период. С учетом того, что стоимость проезда железнодорожным транспортом дешевле, чем автомобильным транспортом, пассажирооборот может быть спрогнозирован с ростом на 5% по отношению к фактически достигнутому в базовом периоде.
5.5. Определяется расчетный тариф за 1 км перевозки пассажира посредством деления расчетных доходов перевозчика на пассажирооборот в регулируемом периоде.
5.6. Определяется сумма субсидий организациям железнодорожного транспорта из средств областного бюджета в связи с реализацией услуг по фиксированным ценам, в том случае, когда уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области по регулированию тарифов установлен тариф на проезд пассажиров в размере ниже расчетного уровня:
5.6.1. Рассчитывается сумма выручки от реализации проездных билетов по утвержденному тарифу (предлагаемый к утверждению тариф умножается на прогнозируемый пассажирооборот в регулируемом периоде).
5.6.2. Из суммы расчетных доходов вычитается сумма выручки от реализации проездных билетов по утвержденному тарифу.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru