Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 15.12.2004 № А55-2805/04-46
<ОСНОВАНИЙ ДЛЯ ВОЗЛОЖЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ИСКОВЫХ ТРЕБОВАНИЙ ЗА СЧЕТ КАЗНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НЕ ИМЕЛОСЬ, ПОСКОЛЬКУ В ДАННОМ СЛУЧАЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВОЗМЕЩЕНИЕ РАСХОДОВ, ПОНЕСЕННЫХ НА ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЕ ГРАЖДАН НА ПРЕДМЕТ ИХ ГОДНОСТИ К ВОЕННОЙ СЛУЖБЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ВОЗЛОЖЕНА НА КАЗНУ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - КАЗНУ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

от 15 декабря 2004 года Дело № А55-2805/04-46

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области, рассмотрев в судебном заседании 08.12.2004 апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.09.2004 по делу № А55-2805/04-46,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 4 343 334 руб. 53 коп., составляющих сумму расходов, понесенных за освидетельствование граждан на предмет их годности к военной службе за период с 01.07.1999 по 17.01.2003. Решением арбитражного суда от 04.08.2003 по делу № А55-545/03-19 удовлетворены исковые требования (с учетом их изменения) ГУЗ "Самарская психиатрическая больница" о взыскании 4 343 334 руб. 53 коп. неосновательного обогащения с Министерства финансов Российской Федерации. Производство по делу в отношении привлеченных в качестве ответчиков Военного комиссариата Самарской области, Министерства обороны Российской Федерации, Управления Федерального казначейства по Самарской области, Департамента управления финансами Администрации Самарской области, Департамента здравоохранения Администрации Самарской области прекращено по пункту 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отказом истца от иска.
Постановлением апелляционной инстанции от 27.10.2003 решение оставлено без изменения с уточнением, что взыскание производится за счет средств казны Российской Федерации.
Постановлением кассационной инстанции от 03.02.2004 решение от 04.08.2003 и постановление апелляционной инстанции от 27.10.2003 Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-545/03-19 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом уточнялись исковые требования, в которых он просил взыскать с казны Российской Федерации в лице главного распорядителя средств Министерства финансов РФ 4 343 334 руб. 53 коп. неосновательного обогащения, отказавшись от иска к Военному комиссариату Самарской области, Министерству обороны Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Самарской области, Департаменту управления финансами Администрации Самарской области, Департаменту здравоохранения Администрации Самарской области.
Отказ от иска к указанным ответчикам в соответствии с п. 2 ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принят судом и в силу п. 4 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации производство в отношении них прекращено.
Решением суда от 30.09.2004 исковые требования удовлетворены за счет казны, с Министерства финансов РФ взыскано 4 343 334 руб. 53 коп., составляющих сумму расходов, понесенных за освидетельствование граждан на предмет их годности к военной службе за период с 01.07.1999 по 17.01.2003.
В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Самарской области просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Апелляционная жалоба рассмотрена арбитражным судом в соответствии со ст. ст. 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации только в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.06.1999 № 273, предусмотрено, что одной из основных задач Министерства финансов Российской Федерации является составление проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения последнего в установленном законодательством порядке.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2001 № 157 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", Министерству финансов РФ совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ поручено предусматривать начиная с 2002 года в проектах федерального бюджета необходимые ассигнования для финансирования мероприятий по исполнению гражданами РФ воинской обязанности.
Руководствуясь ст. 163 Бюджетного кодекса Российской Федерации, получатели бюджетных средств обязаны своевременно подавать заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств.
Нормы ст. ст. 165, 192 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность предоставления в Министерство финансов РФ, в том числе от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления документов и материалов, необходимых для составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год.
Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 № 157, установлено, что финансирование расходов медицинских учреждений, содержащихся за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, при осуществлении лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении граждан мужского пола по достижении ими 15-летнего возраста и проведении медицинского обследования (наблюдения) граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности осуществляется за счет средств, выделяемых субъектам РФ из федерального бюджета.
Федеральными законами от 22.02.1999 № 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год", от 31.12.1999 № 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", от 25.12.2000 № 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год", от 30.12.2001 № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" расходы отдельной строкой закона не предусмотрены в силу ст. 16 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и п. 3 Постановления Правительства РФ от 03.03.2001 № 157 "О порядке финансирования расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Представленные Министерством управления финансов Самарской области письма содержат просьбу о компенсации мероприятий по исполнению гражданами воинской обязанности, однако не соответствуют требованиям бюджетного законодательства РФ для включения в проекты федерального бюджета необходимых ассигнований для финансирования вышеназванных мероприятий.
Поскольку именно на органы исполнительной власти субъекта РФ возложена обязанность по финансированию расходов медицинских учреждений, содержащихся за счет бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, при осуществлении лечебно-оздоровительных мероприятий в отношении граждан мужского пола по достижении ими 15-летнего возраста и проведении медицинского обследования (наблюдения) граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности, согласно Федеральному закону от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положению о финансировании расходов, связанных с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденному постановлением Правительства РФ от 03.03.2001 № 157, а также перечислению указанных средств через органы федерального казначейства, вследствие чего они являются надлежащими ответчиками по делу согласно п. 3 ст. 125, ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для возложения ответственности и удовлетворения исковых требований за счет казны Российской Федерации не имелось, поскольку в данном случае ответственность за возмещение расходов, понесенных на освидетельствование граждан на предмет их годности к военной службе за период с 01.07.1999 по 17.01.2003, должна быть возложена на казну субъекта Российской Федерации - казну Самарской области в лице соответствующих органов, в отношении которых истцом заявлен отказ от иска.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 30.09.2004 изменить. В части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны 4 343 334 руб. 53 коп. в иске отказать.
В остальной части решение оставить без изменения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru