Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 14.02.2005 № А55-14967/04-40
<ПО ИСКУ УПРАВЛЕНИЯ ПО ОХРАНЕ, КОНТРОЛЮ И РЕГУЛИРОВАНИЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОХОТНИЧЬИХ ЖИВОТНЫХ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ЧАСТИЧНО ДОГОВОРА АРЕНДЫ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 14 февраля 2005 года Дело № А55-14967/04-40

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании 2 - 7 февраля 2005 г. дело по иску Управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Самарской области, г. Самара, к
1) Самарскому лесхозу, г. Самара,
2) ОАО "Агропрогресс", г. Новокуйбышевск,
с участием третьих лиц без самостоятельных требований: на стороне истца - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, г. Самара, на стороне ответчиков - Агентство лесного хозяйства по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным частично договора аренды.
Истец обратился в арбитражный суд с иском к ответчикам о признании недействительным заключенного между ответчиками договора № 119 от 17.03.2003 аренды участка лесного фонда (для нужд охотничьего хозяйства), как не соответствующего требованиям ст.ст. 31, 34, 80, 83 Лесного кодекса РФ, ст.ст. 12, 34, 35, 41 ФЗ "О животном мире".
До принятия судом решения истец уточнил исковые требования заявлением от 02.02.2005 и просит по тем же основаниям признать недействительными пункты 4.1.9, 4.1.12 - 4.1.19, 4.1.23 договора № 119 от 17.03.2003 на аренду участка лесного фонда (для нужд охотничьего хозяйства).
В соответствии со ст. 49 АПК РФ уточнения исковых требований судом принимаются.
Ответчики иск не признали по изложенным в отзыве мотивам.
Привлеченные определением суда от 24.11.2004 к участию в деле в качестве 3-их лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне истца - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области исковые требования считает обоснованными, а на стороне ответчиков - Агентство лесного хозяйства Самарской области иск считает необоснованным.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 13 часов 7 февраля 2005 года.
Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

7 марта 2003 года между Самарским лесхозом и ОАО "Агропрогресс" был заключен договор № 119 на аренду участка лесного фонда (для нужд охотничьего хозяйства), в соответствии с которым предоставлен ОАО "Агропрогресс" за плату во временное пользование участок лесного фонда площадью 596 га в Чапаевском лесничестве Самарского лесхоза, находящегося по адресу: Самарская область, Красноармейский район, кварталы № 93, 94, 95, 96, 97, 98 для нужд охотничьего хозяйства.
В числе иных предусмотренных в разделе 4 договора прав и обязанностей сторон по пользованию, охране, защите участка лесного фонда арендатор также обязан:
"...4.1.9. Вести рационально охотничье хозяйство, в соответствии с проектом охотустройства и условиями договора, способами, не допускающими отрицательного (негативного) воздействия на леса, водоемы и земли.
4.1.12. В течение года со дня заключения договора аренды участка лесного фонда произвести охотустройство.
4.1.13. Не проводить биотехнических мероприятий, способствующих концентрации диких животных в местах создания лесных культур и на особо охраняемых участках леса.
4.1.14. Поддерживать на закрепленной территории оптимальный для данных угодий уровень численности и плотности охотничьих животных; принимать меры по своевременному и полному изъятию их поголовья, превышающего оптимальный уровень численности.
4.1.15. Обеспечивать действенную охрану среды обитания охотничьих животных, вести борьбу с браконьерством.
4.1.16. Ежегодно проводить учет охотничьих животных по действующим методикам совместно с лесхозом и передавать их результаты специально уполномоченным государственным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания для определения численности, плотности и норм отстрела охотничьих животных.
4.1.17. Представить лесхозу по его запросам сведения о численности и размещении на территории охотничьих животных, планах воспроизводства и реализации их поголовья, видах, объемах и местах проведения биотехнических и охотхозяйственных мероприятий.
4.1.18. Обеспечивать первоочередной отстрел и отлов, а также отвлечение диких копытных животных от участков лесных культур и естественных молодняков хвойных пород и дуба до 20 лет, осины до 10 лет и предотвращение этих лесонасаждений указанными животными.
4.1.19. Возмещать ущерб, причиненный лесному хозяйству в результате своей деятельности, а также дикими животными, в случае превышения их численности сверх установленных нормативов, и в случае непринятия мер, предусмотренных договором аренды, по первоочередному отстрелу, отлову и отвлечению копытных животных от хвойных и дубовых молодняков - независимо от численности.
4.1.20. Не допускать нарушений прав других лесопользователей. На участке, переданном в аренду, допускается свободное пребывание граждан для осуществления других видов пользования лесом.
4.1.21. Предоставлять информацию о пользовании лесным фондом, а также информацию, необходимую для определения размеров платежей за пользование лесным фондом, органам государственной статистики, лесхозу и другим специально уполномоченным государственным органам по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.
4.1.23. Беспрепятственно допускать работников государственной лесной охраны на арендуемый участок лесного фонда с целью проверки соблюдения арендатором лесного и природоохранного законодательства".
Истец полагает, что пункты 4.1.9, 4.1.12 - 4.1.19, 4.1.23 названного договора не соответствуют требованиям действующего законодательства, мотивируя тем, что обязанности ОАО "Агропрогресс" - арендатора участка лесного фонда, предусмотренные оспариваемыми пунктами договора, не соответствуют обязанностям, предусмотренным лесным законодательством для лесопользователей, превышают их, т.к. относятся к полномочиям управления по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Самарской области, министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, охотпользователей, вследствие чего ОАО "Агропрогресс" на основании данного договора фактически получил автоматически право пользования животным миром (охота, ведение охотничьего хозяйства) при отсутствии у него долгосрочной лицензии в нарушение требований ст. 12 ФЗ "О животном мире", предусматривающей, что право пользования животным миром отделено от права пользования землей и другими природными ресурсами.
Суд считает исковые требования необоснованными по следующим основаниям.
Договор № 119 от 17.03.2003 заключен на срок 49 лет для нужд охотничьего хозяйства по результатам лесного конкурса, проведенного 17 декабря 2001 года на основании Распоряжения Губернатора Самарской области № 299-р от 06.07.2001 "О проведении лесного конкурса по передаче в аренду участков лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства" конкурсной комиссией, образованной Постановлением Губернатора Самарской области № 114 от 08.05.98 "О комиссии по проведению лесных конкурсов в Самарской области".
Пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства действительно является одним из видов лесопользования, предусмотренных ст. 80 Лесного кодекса РФ. В соответствии со ст. 81 ЛК РФ деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В настоящее время в соответствии с действующим законодательством РФ для осуществления пользования лесным фондом для нужд охотничьего хозяйства лицензии не требуется, что подтверждается пунктом 9 "Положения об аренде участков лесного фонда" № 345 от 24.03.98, которым определен перечень документов, необходимых для предоставления участка лесного фонда в аренду без проведения лесных конкурсов, пунктами 15, 19 Положения о порядке проведения лесных конкурсов по передаче в аренду участков лесного фонда РФ (утв. Приказом Рослесхоза РФ № 123 от 30.09.97), которыми также определены все необходимые документы, представляемые желающими участвовать в лесном конкурсе на право аренды участка лесного фонда.
Таким образом, необходимость предоставления лицензии на пользование лесным фондом либо лицензии на пользование объектами животного мира как обязательное условие заключения договора аренды участка лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства указанными нормативными актами не предусмотрена.
В соответствии со ст. 33 ЛК РФ в договоре аренды участка лесного фонда указываются границы участка лесного фонда, виды лесопользования, обязанности сторон по охране, защите участка лесного фонда, а также иные условия, предусмотренные законодательством РФ и определенные по усмотрению сторон.
Данное положение полностью соответствует п. 4 ст. 421 ГК РФ, предусматривающим свободу договора, согласно которому условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422).
Согласно ст. 121 ЛК РФ порядок пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства устанавливается субъектами РФ.
В соответствии с абз. 12 пункта 1 Порядка пользования участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства на территории Самарской области, утвержденного постановлением Губернатора Самарской области № 347 от 01.11.2000, пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства осуществляется с учетом создания благоприятных условий для обитания диких животных, обеспечения сохранности экологического и ресурсного потенциала лесов, биологического разнообразия лесных экосистем, соблюдения установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, защиты и охраны объектов животного мира и среды их обитания.
Самарский лесхоз согласно п. 1 Положения о Самарском лесхозе, утвержденного приказом МПР РФ № 787 от 03.12.2002, является специально уполномоченным государственным органом в области как использования, охраны, защиты лесного фонда, так и охраны, контроля и регулирования объектов животного мира и среды их обитания.
Подпунктом 29 пункта 10 Положения о Самарском лесхозе предусмотрена обязанность лесхоза по охране объектов животного мира и среды их обитания.
Обязанности арендатора ОАО "Агропрогресс", предусмотренные пунктами 4.1.9, 4.1.12 - 4.1.19, 4.1.23 договора № 119 от 17.03.2003, полностью соответствуют вышеприведенным положениям действующего законодательства, полномочиям Самарского лесхоза, так как направлены на соблюдение установленного порядка и правил использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, а также на охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира и сохранение среды их обитания, и, следовательно, не нарушают законных прав и интересов истца, а напротив, соответствуют целям и задачам его деятельности, не превышая его полномочий, по своей сути являются только обязанностями и не трансформируются в права пользования объектами животного мира.
Таким образом, оснований для признания недействительными оспариваемых пунктов договора № 119 от 17.03.2003 аренды участка лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства не имеется.
При таких обстоятельствах дела в иске следует отказать.
Расходы по госпошлине в сумме 1 000 руб. согласно ст.ст. 110, 112 АПК РФ относятся на истца, взыскание госпошлины не производится, поскольку истец освобожден от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст.ст. 49, 110, 112, 167 - 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Уточнения исковых требований принять.
В иске отказать.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru