Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 05.03.2005 № А55-19091/2004-10
<ПО ИСКУ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ ДЕЙСТВИЯ ИНСПЕКЦИИ ФНС РФ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 5 марта 2005 года № А55-19091/2004-10

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области, рассмотрев 24.02.2005 в судебном заседании, в котором объявлена резолютивная часть решения суда, дело по иску, заявлению ООО ЧОП "Барьер-2", г. Самара, заявителя (истца) от 15.12.2004 к Инспекции МНС РФ по Самарскому району г. Самары (ИМНС) ответчику о признании незаконными действий при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Отделения Пенсионного фонда РФ по Самарской области, г. Самара, Управления Пенсионного фонда РФ по Самарскому району г. Самары при участии в заседании представителей: от истца - К(1), от ответчика - К(2), от ОПФР - К(3), от УПФР - не явился, несмотря на надлежащее извещение, в связи с чем в соответствии со ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия,

УСТАНОВИЛ:

Заявитель обратился в суд с исковым заявлением, в котором первоначально содержались 2 требования: признать действия Инспекции МНС РФ по Самарскому району г. Самары неправомерными и обязать ИМНС осуществить зачет неправильно перечисленных страховых взносов в Пенсионный фонд России на КБК 1010620 (накопительная часть) на КБК 1010610 - на страховую часть в сумме 235 724 рубля.
Своим заявлением от 24.02.2005 истец изменил предмет иска, просит признать незаконными действия инспекции ФНС РФ по Самарскому району г. Самары, выразившиеся в письме этого налогового органа от 11.11.2004 об отказе в возврате/зачете платежей ООО ЧОП "Барьер-2" как не соответствующие закону и обязать инспекцию ФНС РФ по Самарскому району г. Самары принять новое решение о возврате ООО ЧОП "Барьер-2" излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на накопительную часть трудовой пенсии в размере 235 724 рубля.
Изменение истцом предмета иска принято судом, поскольку заявлено в соответствии со ст. 49 АПК РФ. Суд считает заявленными требования истца, указанные им в его заявления от 24.02.2005.
В обоснование иска истец ссылается на несоответствие оспариваемого действия закону и нарушение им прав истца в сфере экономической деятельности.
Ответчик в отзыве на иск просит отказать в его удовлетворении, ссылаясь на соответствие оспариваемого действия закону.
Третьи лица просят иск удовлетворить по основаниям, изложенные в иске.
Рассмотрев и проверив материалы арбитражного дела, заслушав объяснения представителей истца, ответчика, третьих лиц, суд пришел к выводу, что указанное выше заявление следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.
Согласно фактическим обстоятельствам дела истец ООО ЧОП "Барьер-2" состоит на учете в Инспекции МНС РФ по Самарскому району г. Самары как налогоплательщик с ИНН № 6317042071.
Доводы истца сводятся к следующему.
В период с марта по сентябрь 2004 года ООО ЧОП "Барьер-2" ошибочно перечислило в бюджет Пенсионного фонда РФ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (страховую часть) по коду 1010610, на накопительную часть по коду 1010620 в общей сумме 235 724 рубля. Перечисления совершены были платежными поручениями: № 024 от 05.04.2004 на сумму 37 300 рублей; № 031 от 30.04.2004 на сумму 37 881 рубль 86 коп.; № 040 от 03.06.2004 на сумму 37 237 рублей 50 коп.; № 045 от 01.07.2004 на сумму 34 282 рубля; № 053 от 03.08.2004 на сумму 37 810 рублей; № 059 от 03.09.2004 на сумму 23 221 рубль; № 069 от 04.10.2004 на сумму 27 992 рубля. Итого: двести тридцать пять тысяч семьсот двадцать четыре рубля.
Письмом от 03.11.2004 № 53 истец обратился к Инспекции МНС РФ по Самарскому району г. Самары с заявлением о взаимозачете или о возврате излишне перечисленной суммы страховых взносов на основании статей 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
03.11.2004 государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Самарском районе г. Самары подтвердило переплату истцом страховых взносов в ПФР: по КБК 1010620 в сумме 235 724 рубля.
Своим актом от 09.11.2004 № 3424 Инспекция МНС РФ по Самарскому району г. Самары также подтвердила переплату ООО ЧОП "Барьер-2" страховых взносов по накопительной части пенсии на сумму 235 894 рубля 10 коп.
Однако по результатам рассмотрения заявления истца ответчик совершил незаконное действие, выразившееся в том, что в письме от 11.11.2004 № 08-32/3113/01-92/13660 Инспекция МНС РФ по Самарскому району ответила отказом на заявление истца. В обосновании отказа указано лишь то, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога, закрепленному в ст. 8 НК РФ, а статьи 78, 79 НК РФ устанавливают порядок возврата (зачета) только излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пени, поэтому не имеется оснований для возврата (зачета) излишне уплаченных сумм, страховых взносов в бюджет ПФР.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения страховых взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляется налоговыми органами РФ. На основании ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение 5 дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
Таким образом, при обращении страхователей в ИМНС с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм взносов, о зачете переплаты по взносам или о переброске сумм внутри одного КБК (кода бюджетной классификации) возврат или зачет сумм излишне уплаченных страховых взносов в ПФР должен производиться налоговыми органами в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Руководствуясь п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.06.2002 № 407, территориальный орган ПФР должен произвести сверку поступивших сумм взносов конкретного плательщика и заверить свои сведения подписью и печатью Управления.
Госучреждение Управление ПФР в Самарском районе г. Самары подтвердило сумму переплаты истцом этих взносов.
Для органов Пенсионного Фонда РФ отсутствует порядок возврата (зачета) излишне уплаченных сумм взносов.
Доводы истца суд считает обоснованными, основанными на законе, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами.
В то же время доводы налогового органа суд считает ошибочными, основанными на неправильном расширительном толковании им норм материального права - требований НК РФ. Они противоречат закону, доводам заявителя и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
В соответствии с п. 5 ст. 3 Налогового кодекса РФ ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Согласно ст. 32 НК РФ налоговые органы должны соблюдать законодательство о налогах, а в силу требований закона о статусе налоговых органов как государственных органов - также иное законодательство РФ, включая законодательство о пенсионном страховании. В соответствии с п. 5 ст. 32 налоговые органы обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ. Согласно ч. 2 ст. 32 налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.
В соответствии со ст. 23 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В платежных поручениях истца об уплате спорных страховых взносов ответчик был указан в качестве получателя этих взносов, а по указанным выше нормам закона также осуществлять контроль за их правильным и своевременным поступлением.
В то же время ответчик, признавая факт излишней уплаты истцом страховых взносов на один из кодов бюджетной классификации, отказал ему как в зачете уплаченных страховых взносов на другой код, так и в их возврате истцу. Тем самым ответчик по существу допустил неосновательное обогащение бюджета РФ взносами истца.
Действующее законодательство РФ не содержит норм, предусматривающих присвоение государственными органами, удержание в бюджете излишне уплаченных страхователями страховых взносов на пенсионное страхование.
Истец как собственник перечисленных страховых взносов имеет, на основании ст. 209 ГК РФ и иных норм закона, право на возврат излишне уплаченных им спорных страховых взносов.
Довод ответчика о том, что взнос не подпадает под понятие налога, не является препятствием для возврата истцу излишне уплаченных страховых взносов.
Суд считает, что налоговый орган, в нарушение требований ст. 108 НК РФ, ст. 65 и 200 АПК РФ не доказал соответствия оспариваемого действия (письма) закону - названным выше требованиям закона, Налогового кодекса РФ, законодательства о налогах, об обязательном пенсионном страховании и иным нормам права, законности совершения этого действия и обстоятельств, послуживших основанием для его совершения.
В соответствии со ст. 101-112 АПК РФ, Законом РФ "О государственной пошлине", ст. 333.21 НК РФ суд относит судебные расходы по государственной пошлине на ответчика, но взысканию с ответчика в федеральный бюджет РФ они не подлежат в связи с освобождением налоговых органов от уплаты госпошлины, а уплаченная истцом госпошлина 1 000 руб. подлежит возврату ему из бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 101 - 112, 49, 167 - 170, 176, 177, 180, 181, 201 АПК РФ, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.
Признать незаконным полностью действие инспекции ФНС РФ по Самарскому району г. Самары, выразившееся в письме этого налогового органа от 11.11.2004 об отказе в возврате страховых взносов ООО ЧОП "Барьер-2" как не соответствующее закону.
Обязать инспекцию ФНС РФ по Самарскому району г. Самары принять новое решение о возврате ООО ЧОП "Барьер-2" г. Самары ИНН № 6317042071 излишне уплаченных им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ в размере 235 724 рубля в двухнедельный срок со дня принятия настоящего решения суда.
Выдать справку на возврат ООО ЧОП "Барьер-2" из бюджета государственной пошлины в размере 1 000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области в месячный срок со дня его принятия - даты изготовления решения суда в полном объеме и вступает в законную силу в тот же срок, если не подана апелляционная жалоба.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru