ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 02.11.2004 № 140-ГД
(ред. от 07.07.2005)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ"
(принят Самарской Губернской Думой 19.10.2004)
Официальная публикация в СМИ:
В данном виде документ не опубликован.
Первоначальный текст документа опубликован в издании
"Волжская коммуна", № 208, 04.11.2004.
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ В РАЗВИТИИ
НА 2005 - 2008 ГОДЫ"
Принят
Самарской Губернской Думой
19 октября 2004 года
(в ред. Закона Самарской области
от 07.07.2005 № 150-ГД)
Статья 1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы".
Статья 2. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
И.о. Губернатора
Самарской области
С.А.СЫЧЕВ
г. Самара
2 ноября 2004 года
№ 140-ГД
Приложение
к Закону Самарской области
"Об утверждении областной целевой программы
"Организация образовательных ресурсов Самарской
области для интеграции детей и молодых людей
с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ И МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ
В РАЗВИТИИ НА 2005 - 2008 ГОДЫ"
(далее - Программа)
Паспорт Программы
НАИМЕНОВАНИЕ - областная целевая программа "Организация образовательных ресурсов
ПРОГРАММЫ Самарской области для интеграции детей и молодых людей с
проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы"
ДАТА ПРИНЯТИЯ - поручение вице-губернатора Самарской области от 09.01.2004
РЕШЕНИЯ № 1-20/1
О РАЗРАБОТКЕ
ПРОГРАММЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ - Правительство Самарской области
ЗАКАЗЧИК
ГОЛОВНОЙ - министерство образования и науки Самарской области
ИСПОЛНИТЕЛЬ
ОСНОВНЫЕ - министерство образования и науки Самарской области, министерство
РАЗРАБОТЧИКИ труда и социального развития Самарской области, министерство
здравоохранения Самарской области, министерство культуры,
молодежной политики и спорта Самарской области
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ - цель Программы:
ПРОГРАММЫ интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в
образовательное пространство;
задачи Программы:
создать сеть учреждений, обеспечивающих детям с проблемами в
развитии возможно более раннюю и полную интеграцию в
образовательное пространство;
обеспечить современное программное и учебно-методическое оснащение
различных, прежде всего интегрированных и дистанционных, форм
образования детей с проблемами в развитии;
обеспечить материально-техническое оснащение интегрированных и
дистанционных форм общего и профессионального образования детей с
проблемами в развитии;
сформировать кадровый ресурс интеграции детей с проблемами в
развитии;
формировать благоприятный социально-психологический фон для
развития интеграционных процессов в сфере образования детей с
проблемами в развитии
СРОКИ И ЭТАПЫ - начало: 1 января 2005 года
РЕАЛИЗАЦИИ окончание: 31.12.2008
ПРОГРАММЫ Первый этап пилотный:
1 января 2005 года - 31 декабря 2006 года
Второй этап внедренческий:
1 января 2007 года - 31 декабря 2008 года
СИСТЕМА - развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии
ПРОГРАММНЫХ раннего (0-3 года) и дошкольного возраста;
МЕРОПРИЯТИЙ развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы
начального общего, основного общего, среднего (полного) общего
образования детей с проблемами в развитии в интегрированных и
дистанционных формах;
интеграция детей с проблемами в развитии в систему дополнительного
образования детей;
развитие сети учреждений профессионального образования, доступных
детям и молодым людям с проблемами в развитии;
создание позитивного общественного отношения к проблеме
интегрированного обучения детей и молодых людей с проблемами в
развитии
ИСПОЛНИТЕЛИ - министерство образования и науки Самарской области, министерство
ПРОГРАММЫ труда и социального развития Самарской области, министерство
здравоохранения Самарской области, министерство культуры,
молодежной политики и спорта Самарской области, другие учреждения,
организации, привлеченные специалисты, определяемые на конкурсной
основе после утверждения Программы в установленном порядке в
соответствии с действующим законодательством
ОБЪЕМЫ - общий объем финансирования Программы - 85659 тыс. рублей, в том
И ИСТОЧНИКИ числе:
ФИНАНСИРОВАНИЯ министерство образования и науки Самарской области - 78758 тыс.
рублей, из них:
в 2005 г. - 20406 тыс. рублей;
в 2006 г. - 20169 тыс. рублей;
в 2007 г. - 19550 тыс. рублей;
в 2008 г. - 18633 тыс. рублей;
министерство труда и социального развития Самарской области - 3236
тыс. рублей, из них:
в 2005 г. - 872 тыс. рублей;
в 2006 г. - 858 тыс. рублей;
в 2007 г. - 659 тыс. рублей;
в 2008 г. - 847 тыс. рублей;
министерство здравоохранения Самарской области - 3477 тыс. рублей,
из них:
в 2005 г. - 831 тыс. рублей;
в 2006 г. - 1429 тыс. рублей;
в 2007 г. - 1003 тыс. рублей;
в 2008 г. - 214 тыс. рублей;
министерство культуры, молодежной политики и спорта Самарской
области - 188 тыс. рублей, из них:
в 2005 г. - 47 тыс. рублей;
в 2006 г. - 47 тыс. рублей;
в 2007 г. - 47 тыс. рублей;
в 2008 г. - 47 тыс. рублей.
Всего финансирование по годам:
в 2005 г. - 22156 тыс. рублей;
в 2006 г. - 22503 тыс. рублей;
в 2007 г. - 21259 тыс. рублей;
в 2008 г. - 19741 тыс. рублей.
Исполнители Программы корректируют конфигурацию поставляемого
оборудования, услуг в соответствии с изменяющимися потребностями
детей и молодых людей с проблемами в развитии, ассортиментом
предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и
услуг в рамках выделенного по соответствующему пункту Программы
финансирования
ОЖИДАЕМЫЕ - доля детей с проблемами в развитии последовательно снижается на
РЕЗУЛЬТАТЫ каждой ступени образования;
РЕАЛИЗАЦИИ доля детей с задержкой психического развития в структуре отклонений
ПРОГРАММЫ в развитии школьников снизится до 35%;
в образовательное пространство включены дети, имеющие тяжелые
заболевания, ранее (до начала действия программы) обучавшиеся на
дому или вообще не обучавшиеся в образовательных учреждениях;
обществом принята идея интегрированной модели образования детей с
проблемами в развитии
СИСТЕМА - контроль за исполнением Программы осуществляет министерство
КОНТРОЛЯ образования и науки Самарской области.
ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ Контроль за использованием головным исполнителем Программы целевых
ПРОГРАММЫ бюджетных ассигнований обеспечивает министерство управления
финансами Самарской области
Основные понятия и сокращения, используемые в Программе
В настоящей Программе используются следующие основные понятия:
дети группы риска - дети, развитие которых на любом этапе подверглось воздействию вредоносных факторов биологического и (или) социального характера, вызывающих с высокой долей вероятности различные отклонения в развитии на более поздних возрастных этапах;
дети с проблемами в развитии - лица в возрасте от 0 до 18 лет следующих категорий:
с отклонениями в развитии: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие, незрячие, слабовидящие и поздноослепшие, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, умственно отсталые. Данное понятие законодательно закреплено и определяет статус ребенка, дающий право на гарантии, определенные действующим законодательством в отношении данной категории граждан. Основанием для отнесения ребенка к данной категории является соответствующее заключение психолого-медико-педагогической комиссии. В аналогичном значении в Программе употребляется широко используемое в литературе, но не являющееся правоустанавливающим понятие "дети (граждане) с ограниченными возможностями";
дети раннего возраста (0 - 3 года) группы риска;
дистанционное образование форма получения образования, не требующая постоянного присутствия обучающегося в образовательном учреждении. Наиболее актуально для детей, ограниченных в передвижении, и детей, кому не показано (по состоянию здоровья) пребывание в образовательном учреждении. Призвано обеспечить качество образования, достаточное для успешной интеграции гражданина в общество (овладения профессией, специальностью, востребованной на рынке труда, и рационального трудоустройства);
игровые группы - форма организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста с проблемами в развитии, нуждающимися в дополнительных услугах по уходу. Организуется на договорных началах между общественными организациями (родителей или др.) и дошкольным образовательным учреждением. Общественная организация арендует у дошкольного образовательного учреждения помещение, самостоятельно обеспечивает присмотр и дополнительный уход за ребенком. Дошкольное образовательное учреждение предоставляет помещение и специальные образовательные, а также иные услуги, оговоренные договором. Необходимость создания таких групп обусловлена отсутствием в штатном расписании дошкольного образовательного учреждения персонала, обеспечивающего уход за ребенком, не имеющим навыков самообслуживания. Данное обстоятельство препятствует зачислению в дошкольные образовательные учреждения детей с выраженными ограничениями жизнедеятельности, в то время как дошкольный возраст с психологической точки зрения наиболее благоприятен для гармоничного включения ребенка с проблемами в развитии в среду нормально развивающихся сверстников;
интегрированное образование - форма организации образовательного процесса, при которой дети с отклонениями в развитии обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения;
массовое образовательное учреждение любое образовательное учреждение, не предназначенное по статусу специально для обучения детей с отклонениями в развитии - в отличие от дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
молодые люди с проблемами в развитии - граждане старше 18 лет с отклонениями в развитии, перечисленными выше (см. "дети с отклонениями в развитии"), получающие впервые общее или профессиональное образование любого уровня в образовательных учреждениях. Предельный возраст обучающихся определяется в соответствии с действующим законодательством, регулирующим деятельность образовательных учреждений соответствующих типов и видов;
система специального образования - система образовательных учреждений, оказывающих образовательные услуги детям с проблемами в развитии, обеспечивающие качественное и доступное образование (общее и профессиональное) детям, молодым людям с проблемами в развитии, их успешную адаптацию и интеграцию в общество;
СКОУ - специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
СМИ - средства массовой информации;
специальное образование - образование детей с проблемами в развитии;
ТАСО - территориальные агентства специального образования. Образовательные учреждения (структурные подразделения образовательных учреждений), выполняющие функции организационного, информационного обеспечения системы специального образования, координирующие работу и ответственные за развитие системы специального образования соответствующей территории. В данной роли выступают преимущественно СКОУ или ресурсные центры территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области;
УДОД - учреждения (объединения) дополнительного образования детей;
УПО - учреждения профессионального образования;
ЦСО - центр специального образования Самарской области.
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
С 2001 по 2004 год в Самарской области реализуется областная целевая программа развития региональной системы комплексной реабилитации детей и подростков с проблемами в развитии "Реабилитация" (далее - программа "Реабилитация"), утвержденная Законом Самарской области от 15.06.2001 № 44-ГД. В рамках программы "Реабилитация" решались задачи создания условий для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития детей; формирования в системе образования базовых условий для перехода от сегрегации к совместному обучению детей с проблемами в развитии и здоровых сверстников. В настоящее время, благодаря реализации программных мероприятий, в системе образования детей с проблемами в развитии произошли существенные изменения:
1. Сформирована региональная система ранней помощи ребенку и его семье. Функционируют областная лаборатория ранней помощи и 9 территориальных служб, в которых получают необходимую помощь 1480 семей, имеющих детей с выявленными заболеваниями и группы риска. Существенный прогресс в развитии этих детей дает им возможность по уровню развития максимально приблизиться к возрастной норме уже к моменту поступления в школу. Дети с тяжелыми нарушениями (например, с синдромом Дауна) смогут успешно усваивать общеобразовательные программы в СКОУ. До настоящего времени дети с такими патологиями не имели возможности обучаться в образовательных учреждениях, в том числе в индивидуальной форме. Данное обстоятельство оказывало крайне отрицательное влияние на качество жизни семьи ребенка с такими заболеваниями: вынужденный отказ одного из родителей от профессиональной деятельности, социальная изоляция, низкий уровень доходов семьи, во многих случаях ее распад. В настоящее время свыше 90% родителей, обратившихся в службу ранней помощи, благодаря работе семейных психологов, отмечают объективное улучшение внутрисемейных отношений, значительное повышение качества жизни.
2. Получила существенное развитие система коррекционного обучения детей дошкольного возраста. В 2003/2004 учебном году коррекционное обучение организовано в 32 муниципальных образованиях области, в том числе в 22 сельских (на начало действия программы в 18, из них в 9 сельских). Впервые в практике образования Самарской области открыты группы для незрячих дошкольников. В г.Новокуйбышевске начала работать группа для детей с нарушениями слуха, до 2003 года специальная помощь детям с такими нарушениями оказывалась только в одном специализированном дошкольном учреждении г. Самары, и родители из других городов и сельских территорий области вынуждены были надолго разлучаться с маленькими (3 - 6 лет) детьми. Смещение акцента в коррекционной работе со школьного периода на дошкольный возраст полностью оправдало себя: в 2002 году, впервые с 1995 года, количество школьников с отклонениями в развитии снизилось почти на 4 тыс. человек, и в 2003 году тенденция к снижению численности сохранилась (уменьшение по сравнению с 2002 годом составило 192 человека). Важным фактором в повышении эффективности коррекционной и реабилитационной работы явилась целенаправленная работа исполнителей программы "Реабилитация" по развитию межведомственного взаимодействия, консолидации ресурсов учреждений различной ведомственной принадлежности.
3. Начиная с 2001 года неуклонно растет численность детей с отклонениями в развитии, обучающихся в интегрированных формах: в 2001 году доля таких детей составила 12% от общего числа школьников с отклонениями в развитии, в 2002 - 13%, в 2003 - 21%. Сформирована нормативная база интегрированного образования (приказом департамента науки и образования Администрации области от 09.07.2002 № 236-од утвержден Порядок организации интегрированного образования детей с отклонениями в развитии в общеобразовательных учреждениях Самарской области). Это уникальная для России практика. Разработаны методические материалы, позволяющие успешно включать некоторые категории детей с особыми образовательными потребностями в процесс обучения, соблюдая оптимальный баланс интересов ребенка с отклонениями в развитии и здоровых сверстников. Подготовлен кадровый ресурс для внедрения интегрированных форм образования в образовательную практику региона.
4. Изменяется контингент СКОУ, как количественно - в сторону уменьшения, так и качественно. Численность воспитанников СКОУ в 2002 году, впервые с 1995 года, снизилась почти на 500 человек, в 2003 году - еще на 142 человека. Такое снижение обусловлено, прежде всего, развитием специального дошкольного образования, что позволило детям достичь уровня развития, достаточного для успешного обучения в массовой школе (интегрированно), а также созданием в общеобразовательных учреждениях соответствующих программно-методических и кадровых условий. Снижение численности воспитанников СКОУ привело к сокращению количества учреждений на 3 единицы по сравнению с 2001 годом (начало действия программы "Реабилитация"). Существенно изменился контингент обучающихся СКОУ: в настоящее время в основном дети с тяжелыми и множественными отклонениями в развитии. Во всех СКОУ, обслуживающих, в том числе, сельские районы области, подготовлена нормативно-правовая, программно-методическая, кадровая база для приема детей дошкольного возраста, что позволит оказывать специализированную помощь детям с отклонениями в развитии из малочисленных населенных пунктов, где организовать такую помощь в рамках существующих нормативов невозможно. Начата работа по созданию в СКОУ организационно-методических центров, которые смогут оказывать методическую помощь персоналу общеобразовательных школ, осуществляющих интегрированное образование, и во внеурочное время - специальную помощь детям с отклонениями в развитии, обучающимся в массовых школах, а также их родителям. Такие изменения функций СКОУ стали возможны благодаря реализации мероприятий программы "Реабилитация" по программно-методическому и кадровому обеспечению деятельности этих учреждений, а также поставкам современного учебного и реабилитационного оборудования.
Таким образом, программа "Реабилитация" обеспечила условия для своевременного выявления и коррекции отклоняющегося развития, сформировала гибкую и эффективную систему комплексной реабилитации проблемного ребенка. Кроме того, создана основа для внедрения в образовательную практику региона новых форм образования детей с проблемами в развитии, обеспечивающих им доступное и качественное образование.
Вместе с тем сложившаяся система специального образования, располагая широким спектром образовательных услуг, по-прежнему доступна лишь детям, не имеющим выраженных ограничений жизнедеятельности. Так, только 4 общеобразовательные школы г.Самары из 187 доступны детям с ограничениями в передвижении (имеют пандусы). Даже в школе-интернате № 113 г. Самары - единственном в Самарской области специализированном образовательном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата - могут обучаться лишь дети, способные самостоятельно передвигаться и обслуживать себя (170 человек в 2003 году). Все остальные дети с ограничениями в передвижении вынуждены обучаться на дому, теряя в качестве образования, возможности личностного и социального развития. При этом только в 2003 году, по данным Главного бюро медико-социальной экспертизы, освидетельствован и получил инвалидность 331 ребенок с костно-мышечными заболеваниями.
Столь же сложно обеспечить качественное образование в школе по месту жительства детям с нарушениями зрения и слуха, поскольку им требуется дополнительное оборудование, особые методические материалы и дидактические пособия, а также сопровождение образовательного процесса специалистами - тифлопедагогами, сурдопедагогами. До настоящего времени все необходимые материально-технические и кадровые ресурсы сконцентрированы в специальных (коррекционных) школах-интернатах городов Самары и Тольятти. Кроме того, лишь незначительная часть детей с выраженными нарушениями слуха и зрения, преимущественно жители городов Самары и Тольятти, имеют возможность получать необходимую помощь в раннем и дошкольном возрасте: в специализированных дошкольных учреждениях области обучается около 150 детей. Большинство родителей из малых городов и сельских территорий области предпочитают воспитывать ребенка в семье, лишая его помощи специалистов, нежели отдавать надолго в специальные учреждения, расположенные в г. Самаре (учреждения г.Тольятти принимают почти исключительно жителей города). Поэтому для детей с указанными нарушениями (1409 человек, или 9,5% от общего числа школьников с отклонениями в развитии) альтернативы обучению в школе-интернате пока не существует.
Весьма специфичной остается современная ситуация с образованием детей с умственной отсталостью. В систему образования включены дети только с легкой степенью умственной отсталости - они обучаются преимущественно в школах-интернатах либо на дому. Остальные дети с нарушениями интеллекта вообще не получают образования - в сложившейся в советский период системе образования их считали "необучаемыми". Подобная практика противоречит целому ряду международных правовых актов, ратифицированных Российской Федерацией: Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Декларации о правах инвалидов, Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, а также Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "Об образовании", Семейному кодексу Российской Федерации и другим.
Помимо проблем, связанных с недостаточностью ресурсного обеспечения доступного образования детей с проблемами в развитии, внедрению в широкую образовательную практику региона интегрированных форм специального образования препятствует также неготовность ближайшего окружения ребенка с ограниченными возможностями принять идею совместного обучения. С одной стороны, родители детей с проблемами в развитии беспокоятся, что их ребенок столкнется с трудностями общения и окажется неуспешным в учебной деятельности. Родители здоровых сверстников зачастую негативно относятся к совместному обучению, опасаясь, прежде всего, снижения качества образования здоровых учащихся класса, а также возможной психологической напряженности в отношениях между участниками образовательного процесса. Педагоги среди причин, вызывающих обеспокоенность, на первое место выдвигают недостаточное ресурсное обеспечение интегрированного образования - отсутствие безбарьерной среды, необходимого учебного оборудования, специальных методик и учебно-методического сопровождения, специальной подготовки самих педагогов. В связи с этим формирование позитивного общественного отношения к проблеме доступности образования детям с ограниченными возможностями, правовой культуры населения, толерантного отношения к детям и молодым людям с проблемами в развитии должно стать предметом целенаправленной работы специалистов, представителей общественности, средств массовой информации, других заинтересованных социальных институтов.
Таким образом, для полноценного обеспечения прав граждан с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование необходимо решить комплекс задач, направленных на дальнейшее развитие интеграционных процессов в сфере специального образования:
1. Создание достаточных ресурсов, прежде всего кадровых и материально-технических, для включения в процесс раннего выявления и коррекции отклоняющегося развития детей из малочисленных населенных пунктов и детей с тяжелыми и множественными патологиями.
Для этого необходимо:
подготовить корпус специалистов универсального профиля - педагогов-дефектологов, владеющих одновременно основами олигофрено-, тифло- и сурдопедагогики;
обеспечить функционирование в каждом образовательном округе групп круглосуточного пребывания для дошкольников с различными отклонениями в развитии из малочисленных и отдаленных населенных пунктов;
расширить перечень форм оказания специальной помощи по месту жительства, обучения ребенка.
2. Развитие сети образовательных учреждений, удовлетворяющих требованиям доступности маломобильным слоям населения.
3. Обеспечение интегрированного и дистанционного образования необходимым оборудованием, приспособлениями, аппаратурой. Наиболее экономичной и мобильной формой обеспечения образовательного процесса дорогостоящим оборудованием длительного пользования является предоставление оборудования ребенку (семье) или образовательному учреждению на период обучения.
4. Разработка новых форм сопровождения проблемного ребенка в образовательном процессе, когда специалист приходит в школу, где учится ребенок, а не ребенка отправляют в интернат, где имеется специалист. Таким высококвалифицированным и мобильным кадровым ресурсом должны располагать все территориальные агентства специального образования.
5. Необходимое методическое обеспечение интегрированного и дистанционного образовательного процесса.
6. Широкая просветительская работа и пропаганда в СМИ идей доступного образования, правовое просвещение населения, формирование толерантного отношения к проблемам граждан с ограниченными возможностями.
Некоторые из обозначенных задач могут быть частично решены в рамках действующих программ и текущей деятельности образовательных учреждений. Так, обеспечение доступности вновь строящихся и реконструируемых образовательных центров возможно в рамках областной инвестиционной программы в области "Образование". Однако в ряде территорий в ближайшей и средней перспективе строительство и реконструкция образовательных учреждений не планируются. Многие образовательные учреждения обеспечены транспортом в рамках целевой программы "Школьный автобус", но эти автобусы не приспособлены для перевозок детей, ограниченных в передвижении. Системный, комплексный подход к решению проблемы доступного и качественного образования детей с проблемами в развитии, их интеграции в образовательное пространство и, в конечном итоге, в общество может быть обеспечен только программными методами.
Помимо мероприятий, предусмотренных Программой, органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают систему мер по интеграции проживающих на соответствующей территории детей и молодых людей с проблемами в развитии. Предполагается, что в местных бюджетах на 2005 - 2008 годы муниципальными образованиями предусмотрены средства на их финансирование в объеме 25556,8 тыс. рублей, из них в 2005 году - 7383,4 тыс. рублей, в 2006 году - 5813,8 тыс. рублей, в 2007 году - 6304,8 тыс. рублей, в 2008 году - 6054,8 тыс. рублей (на основании информации, представленной органами местного самоуправления). Вышеуказанные меры не относятся к расходным обязательствам областного бюджета.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является интеграция детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство. Достижение данной цели, во-первых, обеспечит государственные гарантии гражданам с ограниченными возможностями доступного и качественного образования, выбора образовательного учреждения и формы получения образования, права ребенка жить и воспитываться в семье. Во-вторых, это станет инструментом, обеспечивающим гармоничное и полноценное включение ребенка, гражданина с ограниченными возможностями в общество, позволит не только сформировать необходимые компетенции у граждан данной категории, но и обеспечить адекватное и эффективное социальное взаимодействие всех членов сообщества.
Достижение поставленной цели возможно посредством решения ряда задач. Необходимо оптимизировать систему учреждений, обеспечивающую детям с проблемами в развитии возможно более раннюю и полную интеграцию в образовательное пространство, прежде всего, обеспечить доступность услуг по раннему выявлению и специальной помощи ребенку и семье по месту жительства. Для эффективного включения ребенка с проблемами в развитии в образовательный процесс необходимо соответствующее программное и учебно-методическое обеспечение, поскольку интегрированное и дистанционное образование - новые для отечественной образовательной практики формы обучения детей с проблемами в развитии. Это обстоятельство обусловливает необходимость решения задач материально-технического обеспечения интегрированных и дистанционных форм общего и профессионального образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, формирования кадрового ресурса интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии, обеспечения благоприятного социально-психологического фона для развития интеграционных процессов в сфере образования детей и молодых людей с проблемами в развитии.
Сроки и этапы реализации Программы
Срок реализации Программы - с 1 января 2005 года по 31 декабря 2008 года. Реализация мероприятий осуществляется в два этапа. В первые 2 года действия Программы происходит накопление базовых ресурсов, проводятся организационные мероприятия по формированию сети учреждений, разрабатываются программно-методические материалы для обеспечения образовательного процесса с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии, а также для персонала образовательных учреждений. Длительность пилотного этапа - с 1 января 2005 года по 31 декабря 2006 года. Следующий этап внедренческий: с 1 января 2007 года по 31 декабря 2008 года, в этот период осуществляется внедрение ресурсов, наработанных в ходе реализации пилотного этапа, в образовательную практику региона, а также обучение персонала с использованием разработанных в пилотный период материалов. Здесь же продолжается работа по оснащению системы образования Самарской области необходимыми ресурсами.
Система программных мероприятий
В целях решения поставленных задач по интеграции детей и молодых людей с проблемами в развитии в образовательное пространство предусматривается проведение мероприятий по реализации Программы. Система программных мероприятий и финансовое обеспечение Программы прилагаются.
Предлагаемые программные мероприятия систематизируются по следующим направлениям:
развитие системы специальной помощи детям с проблемами в развитии раннего (0 - 3 года) и дошкольного возраста;
развитие сети общеобразовательных учреждений, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования детей с проблемами в развитии в интегрированных и дистанционных формах;
интеграция детей с проблемами в развитии в систему дополнительного образования детей;
развитие сети учреждений профессионального образования, доступных детям и молодым людям с проблемами в развитии;
создание позитивного общественного отношения к проблеме интегрированного обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии.
Механизм реализации Программы
С целью достижения максимальной эффективности реализации мероприятий Программы в каждом территориальном управлении министерства образования и науки Самарской области, а также в г. Тольятти формируется ТАСО (в г. Самаре ЦСО) - своего рода накопитель программно-методических, материально-технических, кадровых ресурсов для формирования на соответствующей территории оптимальной системы образования детей и молодых людей с проблемами в развитии. Программно-методическое обеспечение инновационных форм реабилитации и образования детей и молодых людей с проблемами в развитии, разработанное и изданное в рамках п.п. 1.1, 2.1, 3.3 системы программных мероприятий и финансового обеспечения Программы (далее - Мероприятия), будет передано в ТАСО и ЦСО, откуда будет внедряться в образовательные учреждения соответствующего типа и вида с учетом потребностей населения, транспортной доступности, оптимального кадрового обеспечения и других аспектов. Преимущественно через ТАСО и ЦСО будет также осуществляться распределение материально-технических ресурсов, приобретаемых в рамках реализации п.п. 1.2, 2.5, 3.2 Мероприятий. Здесь же планируется сконцентрировать кадровые ресурсы, которые в различных организационных формах, в том числе выездных, обеспечат своевременную коррекцию проблем развития ребенка и сопровождение интегрированных и дистанционных форм образования. Для осуществления таких форм работы п. 2.7 Мероприятий предусмотрено обеспечение ряда учреждений автотранспортом. ТАСО также организуют обучение (в форме обучающих семинаров, курсовой подготовки, мастер-классов, тренингов и др.) педагогов, административного персонала образовательных учреждений, где внедряются инновационные формы реабилитации и обучения детей и молодых людей с проблемами в развитии. Внедрение программных ресурсов в образовательную практику Самарской области будет осуществляться сотрудниками ТАСО и ЦСО в рамках финансирования основной деятельности.
Помимо обучения персонала образовательных учреждений, необходимо, чтобы технологиями работы с детьми и молодыми людьми с проблемами в развитии в инновационных формах владел каждый выпускник учреждений среднего и высшего профессионального образования педагогического профиля. Поэтому в рамках реализации п.п. 1.3, 2.2 Мероприятий планируется разработать и издать программы и методическое сопровождение специальных курсов. Оснащение библиотек УПО педагогического профиля данными изданиями позволит осуществлять подготовку студентов без дополнительных материальных затрат на постоянной основе.
Для успешной интеграции ребенка с проблемами в развитии в общеобразовательную школу зачастую необходимо присутствие еще одного взрослого для оказания помощи ребенку и учителю в установке оборудования, перемещении ребенка, поддержки в ходе выполнения различных видов учебной работы. В настоящее время в штатных расписаниях образовательных учреждений ставок такого вспомогательного персонала (помощников учителя) не предусмотрено. Вместе с тем в ходе реализации программы "Реабилитация", совместного с Британским Советом проекта "Формирование региональной системы интегрированного образования детей с особыми нуждами", сотрудничества с общественностью в Самарской области сформировался дополнительный ресурс - представители различных общественных организаций, объединений, многие родители детей с проблемами в развитии готовы на безвозмездной основе осуществлять вспомогательные функции. Мероприятиями (п. 2.3) предусмотрены разработка и издание материалов, необходимых для обучения вспомогательного персонала, а также организация курсовой подготовки, в рамках которой будет обучено по одной группе слушателей из каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти. Обученные в рамках Программы представители общественности смогут сами осуществлять поддержку ребенка с проблемами в развитии в образовательном процессе, а также выполнять тьюторские функции (обучать новых помощников учителя). Важнейшим условием внедрения интегрированных форм образования детей и молодых людей с проблемами в развитии является обеспечение доступности самих образовательных учреждений. Приобретение и установка в одном из общеобразовательных учреждений каждого территориального управления министерства образования и науки Самарской области, г. Самары и г. Тольятти, трех УПО лестничных подъемных устройств обеспечат возможность передвижения внутри учреждения детей с ограниченными двигательными функциями, а обеспечение школьных автобусов этих учреждений приспособлениями для подъема инвалидной коляски (п. 2.4, п. 2.7 Мероприятий) позволит детям посещать школу. Обучение специалистов в рамках второго высшего образования (п. 2.8 Мероприятий) осуществляется с привлечением средств местных бюджетов. Отбор кандидатур на обучение за счет средств областного бюджета осуществляется на конкурсной основе.
Исполнители программных мероприятий обеспечивают своевременное исполнение программных мероприятий, приобретают на конкурсной основе в порядке, установленном действующим законодательством, оборудование и другие средства, отвечают за рациональное и целевое использование выделяемых на реализацию Программы бюджетных средств. Головной исполнитель Программы осуществляет мониторинг эффективности реализации Программы, отражает происходящие изменения социально-экономической ситуации в регионе в ежегодных аналитических отчетах по результатам реализации очередного этапа Программы.
Оценка эффективности,
социально-экономических последствий от реализации Программы
Реализация мероприятий Программы позволит:
добиться последовательного снижения численности детей с проблемами в развитии на каждой ступени образования посредством эффективной коррекции отклоняющегося развития;
снизить с 51% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с задержкой психического развития в структуре отклонений в развитии школьников;
увеличить с 21% в 2003/2004 учебном году до 35% в 2008/2009 учебном году долю детей с проблемами в развитии школьного возраста, обучающихся в интегрированных формах;
включить в образовательное пространство детей с тяжелыми и множественными заболеваниями, ранее (до начала действия Программы) обучавшихся на дому или вообще не обучавшихся в образовательных учреждениях;
сформировать преимущественно позитивное отношение в обществе к идее интегрированного образования детей с проблемами в развитии.
Финансовое обеспечение Программы
Всего по Программе на 2005-2008 годы предусматриваются расходы в сумме 85659 тыс. рублей. Распределение финансирования Программы приведено в таблице:
--------------------------T-----------------------¬
¦ Получатель средств ¦ в том числе по годам, ¦
¦ ¦ тыс. рублей ¦
¦ +-----T-----T-----T-----+
¦ ¦ 2005¦ 2006¦ 2007¦ 2008¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Министерство образования ¦20406¦20169¦19550¦18633¦
¦и науки Самарской области¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Министерство труда и со- ¦ 872¦ 858¦ 659¦ 847¦
¦циального развития Са- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦марской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Министерство здравоохра- ¦ 831¦ 1429¦ 1003¦ 214¦
¦нения Самарской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Министерство культуры, ¦ 47¦ 47¦ 47¦ 47¦
¦молодежной политики и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦спорта Самарской области ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+-----+-----+-----+-----+
¦Всего ¦22156¦22503¦21259¦19741¦
L-------------------------+-----+-----+-----+------
Организация управления Программой и контроль
за ходом ее реализации
Контроль за ходом реализации Программы - осуществляет головной исполнитель Программы министерство образования и науки Самарской области.
Рациональное использование средств, выделяемых на реализацию Программы, обеспечивается путем проведения торгов на размещение заказов поставщикам необходимого оборудования в порядке, установленном действующим законодательством.
Ответственными за выполнение мероприятий Программы в установленные сроки являются исполнители Программы. Исполнители Программы корректируют конфигурацию поставляемого оборудования, услуг в соответствии с изменяющимися социальным заказом, ассортиментом предлагаемых товаров и услуг, изменением цен на рынке товаров и услуг в рамках выделенного по соответствующему пункту Программы финансирования.
Исполнители Программы ежегодно направляют головному исполнителю Программы отчет об использовании программных средств и социальной и экономической эффективности реализации очередного года Программы.
Приложение
к областной целевой программе
"Организация образовательных ресурсов Самарской области
для интеграции детей и молодых людей
с проблемами в развитии на 2005 - 2008 годы"
СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
И ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
(в ред. Закона Самарской области от 07.07.2005 № 150-ГД)