Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 22.07.2005
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ>

Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 195 (25499), 14.10.2005.






САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 22 июля 2005 года

22 июля 2005 года Самарский областной суд в составе: председательствующего Решетняк М.А., с участием прокурора Мисяць И.В., при секретаре Семеновой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному закону и недействующими отдельных положений законов Самарской области № 29-ГД от 04.05.2001 "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области", № 24-ГД от 08.05.2004, № 76-ГД от 06.11.2002, № 82-ГД от 07.10.2003, № 68-ГД от 06.05.2004 о внесении изменений и дополнений в указанный закон, установил:
прокурор обратился в суд с указанным выше заявлением, ссылаясь на то, что статьей 2 каждого из перечисленных законов, а также п. 1 статьи 60 Закона Самарской области № 29-ГД от 04.05.2001 "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области" установлено, что закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Между тем, указанные законы регулируют вопросы, направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина, поэтому в силу п. 5 ст. 8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с изменениями и дополнениями должны вступать в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Прокурор просил признать оспариваемые положения законов Самарской области с момента их принятия.
Представители Губернатора Самарской области Горячев С.А. и Самарской Губернской Думы Лукьянова О.А. требования прокурора не признали, указывая на то, что оспариваемыми законами не затрагиваются вопросы защиты прав человека и гражданина, поэтому в этих законах правильно предусмотрено, что они вступают в силу со дня их официального опубликования.
Заслушав объяснение сторон, исследовав собранные по делу доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего требования удовлетворить, суд считает, что заявление прокурора Самарской области подлежит удовлетворению.
Закон Самарской области № 29-ГД от 04.05.2001 "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области" принят постановлением Самарской Губернской Думы № 159 от 24.04.2001, опубликован в газете "Самарские известия" от 05.05.2001.
Впоследствии в данный закон были внесены изменения и дополнения Законом Самарской области № 24-ГД от 08.05.2004 "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области", опубликованного в газете "Волжская коммуна" от 11.05.2002, Законом Самарской области № 76-ГД от 06.11.2002 "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области", опубликованным в газете "Волжская коммуна" от 02.11.2002, Законом Самарской области № 82-ГД от 07.10.2003 "О внесении изменений и дополнений в закон Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", опубликованным в газете "Волжская коммуна" 09.10.2002, Законом Самарской области № 68-ГД от 06.05.2004 "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", опубликованном в газете "Волжская коммуна" 12.05.2004.
В п. 1 ст. 60 Закона Самарской области № 29-ГД от 04.05.2001 "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области" и ст. 2 законов о внесении в него изменений и дополнений, перечисленных выше, установлено, что они вступают в силу со дня их официального опубликования. Частью 5 ст. 8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" предусмотрено, что законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ, касающиеся вопросов защиты прав и свобод человека и гражданина, должен вступать в силу не ранее чем через десять дней после его официального опубликования.
Самарским областным судом был направлен запрос в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции РФ части 5 ст. 8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Определением Конституционного суда РФ от 10.03.2005 запрос Самарского областного суда признан не подлежащим дальнейшему рассмотрению, поскольку не требуется вынесения предусмотренного ст. 71 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" итогового решения в виде постановления.
Вместе с тем Конституционный Суд указал, что пункт 5 статьи 8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным Судом РФ в настоящем Определении. В названном Определении Конституционный Суд ссылается на то, что, поскольку защита прав и свобод человека и гражданина - предмет ведения Российской Федерации, а также совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, п. "в", ст. 72 п. "б" части 1 Конституции Российской Федерации), установление сроков вступления в силу законов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к этой сфере нормативного регулирования, является прерогативой (дискрецией) самого законодательного органа субъекта Российской Федерации, если иное не установлено общим или специальным федеральным законом.
Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации. Содержащееся в нем регулирование, согласно которому нормативные акты по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования (п. 5 ст. 8), не препятствует субъекту Российской Федерации самому определять порядок вступления в силу своих законов. Установление же факта наличия (или отсутствия) в законе или ином нормативном акте, принятом субъектом Российской Федерации, положений, затрагивающих вопросы прав и свобод человека и гражданина, входит в компетенцию соответствующих судов.
При рассмотрении данного вопроса суд полагает необходимым учесть принцип, использованный Конституционным Судом РФ, позволяющий определить критерии при квалификации нормативных правовых актов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, в Постановлении № 9-П от 23.04.2004. Согласно высказанной в данном Постановлении позиции изменение ранее установленных правил должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет реализовано. Иными словами, установление десятидневного срока, по истечении которого нормативный правовой акт вводится в действие, предполагает создание необходимых условий для адаптации правоприменителей к изменениям в действующей системе норм. При этом необходимо учитывать правовой характер принимаемых нормативных правовых актов: являются ли эти акты самостоятельными либо они приняты в развитие (дополнение) иных актов, ранее урегулировавших определенную сферу правоотношений.
Из содержания оспариваемых законов Самарской области усматривается, что они касаются регулирования вопросов, связанных с реализацией права граждан в сфере охраны окружающей среды.
Конституция Российской Федерации относит регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина к ведению Российской Федерации (ст. 71, пункт "в"), а защиту прав и свобод человека и гражданина к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72 пункт "б" части 1). Статьей 42 Конституции Российской Федерации гарантируется право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Таким образом, Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что гарантии прав гражданина на благоприятную окружающую среду устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации. Аналогичное положение закреплено и в п. 4 ст. 2 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Оспариваемый закон с последующими изменениями и дополнениями был принят Самарской Губернской Думой в целях обеспечения прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 1 Закона Самарской области № 29-ГД от 04.05.2001 "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области", настоящий закон регулирует отношения, возникшие в сфере взаимодействия населения Самарской области и природы, направленные на создание благоприятной окружающей среды, обеспечение рационального природопользования и сохранение естественных экологических систем, предупреждение и предотвращение экологически вредного воздействия природопользования в целях социально-экологической реабилитации территории Самарской области. Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд считает обоснованными доводы прокурора Самарской области, что оспариваемый закон, изменения и дополнения к нему затрагивают вопросы обеспечения благоприятной окружающей среды, что непосредственно связано с реализацией прав граждан на благоприятную окружающую среду и направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина в данной сфере общественных отношений.
Поскольку указанные законы Самарской области противоречат федеральному законодательству, они подлежат признанию не действующими с момента их принятия. Доводы представителей Губернатора Самарской области и Самарской Губернской Думы о том, что оспариваемые законы Самарской области не регулируют вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, по мнению суда, являются несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление прокурора Самарской области удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному закону и не действующими со дня принятия п. 1 ст. 60 Закона Самарской области № 29-ГД от 04.05.2001 "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области", ст. 2 Закона Самарской области № 24-ГД от 08.05.2004 "О внесении изменений в закон Самарской области "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области", ст. 2 Закона Самарской области № 76-ГД от 06.11.2002 "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об охране окружающей природной среды и природных ресурсов Самарской области", ст. 2 Закона Самарской области № 82-ГД от 07.10.2003 "О внесении изменений и дополнений в Закон Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", ст. 2 Закона Самарской области № 68-ГД от 06.05.2004 "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области".
Обязать Губернатора Самарской области и Самарскую Губернскую Думу опубликовать данное решение суда в газете "Волжская коммуна".
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru