Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ОПРЕДЕЛЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.07.2005 Дело № А55-5841/2005
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ФАКТА ВЛАДЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ НЕЖИЛЫМ ОТДЕЛЬНО СТОЯЩИМ ЗДАНИЕМ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 июля 2005 г. по делу № А55-5841/2005

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел 21 июля 2005 г. в судебном заседании дело по иску, заявлению Администрации Сызранского района, 446001, Самарская область, г. Сызрань, ул. Советская, 41а.
Заинтересованное лицо - департамент имущественных отношений Самарской области (443006, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 210).
Об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Администрация Сызранского района, г. Сызрань Самарской области, обратилась в арбитражный суд с заявлением об установлении юридического факта владения и пользования нежилым отдельно стоящим зданием 1975 года постройки, площадью 297,3 кв. м, расположенным по адресу: Самарская область, Сызранский район, с. Заборовка, ул. Почтовая, 2.
В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечен определением суда от 21.04.2005 департамент имущественных отношений Самарской области, г. Самара.
Заинтересованное лицо в заседание не явилось, о времени и месте проведения заседания суда, в силу ст. 123 АПК РФ не препятствует рассмотрению спора по имеющимся в деле материалам.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявления об установлении юридического факта администрация указала следующие обстоятельства.
19 ноября 1991 г. было принято решение Самарского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области".
Нежилое отдельно стоящее здание площадью 297,3 кв. м, расположенное по вышеуказанному адресу, до 1991 года стояло на балансе Заборовского сельского совета, что подтверждается справкой Администрации Заборовского округа от 08.04.2005 № 61.
Заявитель не обращался в регистрирующую службу в связи с отсутствием правоустанавливающих документов, так как в приложении № 32 к решению Самарского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области", на основании которого нежилое здание было внесено в реестр муниципальной собственности, данное нежилое здание не указано.
В связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности на данное имущество, администрация обратилась с настоящим заявлением, указывая на отсутствие спора о праве на данное имущество, однако доказательств отсутствия спора о праве суду не предоставлено.
Согласно ст. 30 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение.
Исходя из смысла норм главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд рассматривает заявления об установлении юридических фактов при наличии в совокупности следующих условий: если согласно закону факт порождает юридические последствия, то есть влечет возникновение, изменение или прекращение правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; если установление юридического факта не связывается с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; если действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок установления юридического факта.
Из материалов дела видно, что совокупность условий для установления юридического факта отсутствует.
В данном случае администрация обратилась в суд с заявлением об установлении факта владения и пользования имуществом, фактически содержащим требование о признании за ним права. Такое требование может быть заявлено только путем предъявления иска и должно рассматриваться в порядке искового производства.
Обращение администрации с заявлением вызвано отсутствием правоустанавливающих документов. Вместе с тем заявитель не представил доказательств отсутствия возможности получить или восстановить надлежащие документы, удостоверяющие этот факт в соответствии со ст. 218 ГК РФ, не принял все меры к регистрации права собственности до подачи заявления об установлении юридического факта.
В порядке особого производства не может быть рассмотрено и установлено гражданское правоотношение, поскольку при установлении факта, имеющего юридическое значение (в том числе факта владения и пользования недвижимым имуществом как своим собственным), устанавливается не право заявителя, а факт существования документов, подтверждающих наличие такого права и в силу различных причин утраченных.
Заявление об установлении наличия или отсутствия права (права собственности, права обязательства и др.) не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
В силу ст. 80 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке особого производства дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение для возникновения, изменения и прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Администрация подала заявление, содержащее не требование об установлении юридического факта, а требование о признании права, которое не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
Основания приобретения права собственности определено нормами главы 14 ГК РФ, а защита вещных прав осуществляется посредством защиты вещных исков.
Заявление от 17.02.2005 № 141 об установлении юридического факта не отвечает требованиям ст. 219 - 220 АПК РФ.
Поскольку в данном деле установление юридического факта связано с необходимостью разрешения судом спора о праве, заявление подлежит оставлению без рассмотрения.
На основании изложенного арбитражный суд, руководствуясь ч. 3 ст. 148, ч. 3 ст. 217 АПК РФ, заявление от 17.02.2005 № 141 оставляет без рассмотрения.
Расходы по государственной пошлине в соответствии со ст. 110 АПК РФ подлежат взысканию с заявителя, которые взысканию с него не подлежат, поскольку заявитель в установленном законом порядке освобожден от ее уплаты.
В соответствии с ч. 3 ст. 217 АПК РФ суд разъясняет заявителю его право разрешить спор в порядке искового производства.
Руководствуясь ст. 110, 112, п. 3 ст. 148, ст. 184 - 188, ч. 3 ст. 217 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Заявление Администрации Самарской области, г. Сызрань, Самарская область, от 12.04.2005 № 334 об установлении факта, имеющего юридическое значение, оставить без рассмотрения.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Самарской области в срок, не превышающий месяца со дня его вынесения.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru