ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24.08.2005 № 46-Г05-6
<О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВУЮЩИМ И НЕ ПОДЛЕЖАЩИМИ ПРИМЕНЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ЗАКОНОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ГРАНИЦ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИНЕЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ОБ ОБРАЗОВАНИИ ГОРОДСКОГО И СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ В ПРЕДЕЛАХ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КИНЕЛЬСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ, НАДЕЛЕНИИ ИХ СООТВЕТСТВУЮЩИМ СТАТУСОМ И УСТАНОВЛЕНИИ ИХ ГРАНИЦ>
Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 195 (25499), 14.10.2005.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 августа 2005 года Дело № 46-Г05-6
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего Г.В. Манохиной, судей Г.В. Макарова и В.П. Меркулова рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению Черепанова Г.И., Кобзева В.А., Бродяной Л.В. о признании недействующими законов Самарской области № 70-ГД от 28.02.2005 "Об образовании городского и сельских поселений в пределах муниципального района Кинельский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" и № 71-ГД от 28.02.2005 "Об установлении границ муниципального района Кинельский Самарской области" по кассационной жалобе Губернатора Самарской области на решение Самарского областного суда от 14 мая 2005 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Меркулова В.П., объяснения представителей Губернатора Самарской области Солдатова А.Н., Кинельской районной Думы Барамбаева А.Ж. и Ардатова В.Ю., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения Кобзева В.А. на кассационную жалобу, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Черепанов Г.И., Кобзев В.А., Бродяная Л.В. обратились в суд с заявлением и, уточнив требования в судебном заседании, просили признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента принятия абзац 2 пункта 1 статьи 1 Закона Самарской области № 70-ГД от 28.02.2005 "Об образовании городского и сельских поселений в пределах муниципального района Кинельский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" в части образования одного городского поселения в пределах муниципального района Кинельский Самарской области и наделении его статусом городское поселение Алексеевка муниципального района Кинельский Самарской области, включающее поселок городского типа Алексеевка, с административным центром в поселке городского типа Алексеевка, слова "городского и" в названии указанного закона, приложение к названному закону в части картографического описания границ городского поселения Алексеевка муниципального района Кинельский Самарской области и слова "городского и" в названии приложения и полностью Закон Самарской области № 71-ГД от 28.02.2005 "Об установлении границ муниципального района Кинельский Самарской области".
При этом заявители сослались на то, что образование городского поселения Алексеевка в пределах муниципального района Кинельский Самарской области было осуществлено с нарушением действующих федеральных законов и законов Самарской области, регулирующих правоотношения в сфере установления границ муниципальных образований. Надлежащим образом не было выявлено мнение жителей поселка Алексеевка. В марте 2005 года состоялись выборы депутатов в Кинельскую Городскую Думу. Выборы были признаны состоявшимися во всех четырех округах поселка Алексеевка. Участие населения поселка Алексеевка в выборах депутатов в Городскую Думу города Кинеля свидетельствует о том, что образование городского поселения Алексеевка в пределах муниципального района Кинельский Самарской области осуществлено вопреки мнению населения поселка городского типа Алексеевка.
Решением Самарского областного суда от 14 мая 2005 года постановлено: заявление Черепанова Г.И., Кобзева В.А., Бродяной Л.В. удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента принятия абзац 2 п. 1 ст. 1 Закона Самарской области № 70-ГД от 28.02.2005 "Об образовании городского и сельских поселений в пределах муниципального района Кинельский Самарской области, наделении их соответствующим статусом и установлении их границ" в части образования одного городского поселения в пределах муниципального района Кинельский Самарской области и наделении его статусом городское поселение Алексеевка муниципального района Кинельский Самарской области, включающее поселок городского типа Алексеевка, с административным центром в поселке городского типа Алексеевка, слова "городского и" в названии указанного закона, приложение к названному закону в части картографического описания границ городского поселения Алексеевка муниципального района Кинельский Самарской области и слова "городского и" в названии приложения и Закон Самарской области № 71-ГД от 28.02.2005 "Об установлении границ муниципального района Кинельский Самарской области".
Представитель Губернатора Самарской области подал кассационную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое, которым отказать в удовлетворении заявления. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, дал неправильную оценку доводам заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для ее удовлетворения.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 января 2005 года устанавливают в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.
В соответствии с требованиями ч. 3 ст. 84 главы 12 указанного закона, изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производится с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона. При этом в отношении городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями на день вступления в силу настоящей главы, требования пунктов 6, 7 и 10 ч. 1 ст. 11 настоящего Федерального закона не применяются.
В соответствии с ч. 2 и ч. 3 ст. 12 ФЗ-131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" если изменение границ муниципальных районов (поселений) влечет за собой отнесение территории отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других муниципальных районов (поселений), то это осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов. Изменения же границ муниципального образования, которые не влекут отнесение территорий отдельных населенных пунктов (входящих в состав муниципального образования) к территории другого муниципального образования, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного представительным органом соответствующего муниципального образования.
Судом установлено, что пос. Алексеевка входил в состав другого поселения - город Кинель, что подтверждается Уставом города Кинель Самарской области, Положением "Об администрации поселка Алексеевка города Кинель Самарской области, решением Кинельского городского исполкома от 11.03.1964 об отнесении пос. Алексеевка к черте города Кинель, решением Куйбышевского облисполкома от 22.06.1964 о вопросах административно-территориального деления, распоряжением Куйбышевского облисполкома № 230-р от 10.07.1964, решением городского исполкома № 153 от 24.04.1987 об утверждении акта уточнения границ г. Кинель с Кинельским районом.
Согласно протоколу совещания от 20.08.2004 рабочей группой по внесению изменений в административно-территориальное устройство Самарской области было рекомендовано представителям органов местного самоуправления г. Кинель провести в пос. Алексеевка процедуру голосования по вопросу включения пос. Алексеевка в состав муниципального района Кинельский либо сохранения пос. Алексеевка в составе городского округа Кинель Самарской области.
Таким образом, в муниципальном образовании город Кинель местное самоуправление осуществлялось в существующих административных границах, в которые согласно ст. 1 Устава г. Кинель входил пос. Алексеевка.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы о том, что до принятия оспариваемых законов границы не были установлены, являются несостоятельными.
13.03.2005 состоялись выборы в Кинельскую городскую Думу, от 4-х избирательных округов пос. Алексеевка избрано 4 депутата в городскую Думу, из них трое - заявители по делу.
Кинельской Городской Думой выяснялось мнение населения по данному вопросу.
Однако решением Кинельского районного суда от 09.12.2004 постановления Кинельской Городской Думы от 22.10.2004 и 25.10.2004 "О выявлении мнения населения поселка Алексеевка..." признаны недействующими.
Решением Кинельского районного суда от 18.10.2004 признаны незаконными постановления Кинельской Городской Думы от 06.09.2004 "О проведении голосования" и от 28.09.2004 "О внесении изменений в постановление от 06.09.2004".
В соответствии со ст. 13 действующего Закона Самарской области от 26.01.1996 № 1-ГД "О местном самоуправлении в Самарской области" местное самоуправление на территории Самарской области осуществляется в перечисленных в статье муниципальных образованиях, в числе которых указаны как отдельные муниципальные образования город Кинель и район Кинельский.
При этом в силу ст. 14 названного Закона образование, преобразование и упразднение муниципальных образований не допускается без учета мнения населения соответствующей территории, население выражает свое мнение путем прямого волеизъявления в форме местного референдума. Вопросы об образовании, объединении, преобразовании или упразднении внутригородских муниципальных образований и установлении границ их территорий решаются с учетом мнения населения соответствующей территории представительным органом местного самоуправления города самостоятельно в соответствии с уставом города.
Суд правильно пришел к выводу, что обращения граждан нельзя рассматривать в качестве согласия населения на разделение города Кинель. Образование городского поселения Алексеевка произошло в результате разделения городского поселения Кинель. В установленном законом порядке голосование по вопросам разделения городского поселения Кинель не проводилось. При этом предпринимались попытки проведения выявления мнения населения только пос. Алексеевка, а не всех жителей города Кинель.
С учетом того, что обжалуемыми законами № 70-ГД и № 71-ГД установлены границы муниципальных образований таким образом, что пос. Алексеевка, ранее входивший в муниципальное образование г. Кинель, вошел в границы другого муниципального образования район Кинельский, при этом местного референдума по вопросам изменения границ муниципальных образований не проводилось, вывод суда о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, сделан правильно.
Образование городского поселения Алексеевка произведено с нарушением требований ч. 5 ст. 13 ФЗ-131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с указанной нормой разделение поселения, влекущее образование двух и более поселений, осуществляется с согласия населения каждого из образуемых поселений, выраженного путем голосования, предусмотренного ч. 3 ст. 24 настоящего закона, либо на сходах граждан.
Оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, Судебная коллегия не усматривает.
Материалы дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения суда, не имеется.
Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, юридическую оценку которых, как отмечено выше, Судебная коллегия считает правильной.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Самарского областного суда от 14 мая 2005 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Губернатора Самарской области - без удовлетворения.