Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЫЗРАНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 31.08.2005 № 85
"ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






СЫЗРАНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2005 г. № 85

ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ГОРОДА СЫЗРАНИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА

В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Сызрани", утвержденным Постановлением Сызранской городской Думы от 26.03.2003 № 9, Постановлением Главы Администрации города от 10.08.2005 № 275 "Об итогах социально-экономического развития города Сызрани за 1 полугодие 2005 года", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом города, Сызранская городская Дума постановляет:
1. Принять "Итоги социально-экономического развития города Сызрани за 1 полугодие 2005 года" к сведению (прилагаются).
2. Администрации города опубликовать настоящее Постановление в средствах массовой информации.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Сызранской городской Думы по бюджету (Балаченков В.С.).

Глава города Сызрани
В.В.ХЛЫСТОВ

Председатель Сызранской городской Думы
А.П.ЕЛИСТРАТОВ





Приложение
к Постановлению
Сызранской городской Думы
от 31 августа 2005 г. № 85

ИТОГИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА СЫЗРАНИ ЗА I ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА

Анализ результатов социально-экономического развития города за 1 полугодие 2005 года в обобщенном виде показывает, что город в целом развивается устойчиво, с положительной динамикой ведущих отраслей и усилением социальной стабильности.

   -------------------------------T-----------T---------¬

¦ Показатели ¦ Единица ¦ I ¦
¦ ¦ измерения ¦полугодие¦
¦ ¦ ¦2005 года¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Объем промышленной продукции ¦млн. руб. ¦ 8943,1¦
¦ ¦в % к пред.¦ 107,3¦
¦ ¦ году ¦ ¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Инвестиции в основной капитал ¦млн. руб. ¦ 365¦
¦ ¦в % к пред.¦ 61,7¦
¦ ¦ году ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Ввод жилья ¦тыс. кв. м ¦ 5,6¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Прибыль в промышленности (5¦ млн. руб. ¦ 570,7¦
¦мес.) ¦в % к пред.¦ 275,9¦
¦ ¦ году ¦ ¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Среднемесячная оплата труда¦ руб. ¦ 5163,4¦
¦работников ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Номинальные денежные доходы на¦ руб. ¦ 4458¦
¦душу населения в месяц ¦в % к пред.¦ 125,0¦
¦ ¦ году ¦ ¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Реальные располагаемые¦ % ¦ 108,6¦
¦денежные доходы населения ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Численность зарегистрированных¦ человек ¦ 733¦
¦безработных (на конец периода)¦в % к пред.¦ 108,8¦
¦ ¦ году ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦
+------------------------------+-----------+---------+
¦Уровень официальной¦ % ¦ 0,67¦
¦безработицы от экономически¦ ¦ ¦
¦активного населения (на конец¦ ¦ ¦
¦периода) ¦ ¦ ¦
L------------------------------+-----------+----------


Промышленность

Промышленные предприятия являются основным источником доходов бюджета города, обеспечивая более 40% налоговых поступлений, и поэтому результаты деятельности предприятий в значительной степени определяют реальные возможности решения основных социально-экономических проблем города.
По итогам 1 полугодия 2005 года объем производства промышленной продукции (по крупным и средним предприятиям) составил 8943,1 млн. руб., что в действующих ценах на 26,1% больше, чем за соответствующий период 2004 года. Индекс промышленного производства составил 107,3% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года (по Самарской области - 98,9%, г. Тольятти - 96,7%, г. Новокуйбышевск - 100,7%).
Наибольшее влияние на результаты работы промышленности оказали две значимые отрасли, которые в общем объеме промышленного производства (по кругу крупных и средних предприятий) составляют 53%, это:
- топливная промышленность - темп роста 158,7%,
- машиностроение - 159,5%.
В топливной (нефтеперерабатывающей) отрасли производственная деятельность осуществляется по программе НК "ЮКОС". Несмотря на то что в 1 полугодии объем переработки нефти на ОАО "СНПЗ" снизился по сравнению с тем же периодом предыдущего года на 4,2%, за счет роста прочих услуг достигнута положительная динамика производства (темп роста 158,3%). Основной уклон в производственной деятельности предприятия: улучшение качества нефтепродуктов и улучшение экологических характеристик бензинов. Доля нефтепереработки в общем объеме промышленного производства возросла с 18% в 2004 году до 23% в текущем году.
Машиностроение занимает около 30% в общем объеме промышленного производства.
На ОАО "Тяжмаш" в текущем году были осуществлены крупные заказы на поставку энергетического оборудования. Выпуск продукции на предприятии в 1 полугодии текущего года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2004 года на 22%, возросла доля поставок за пределы СНГ с 15% до 18%.
Значительно больше запланированного собрано автомобилей на ЗАО "РосЛада". По итогам первого полугодия 2005 года общее количество выпущенных автомобилей по сравнению с 1 полугодием 2004 года увеличилось на 92,5% и составило 11632 штук, из них 4759 штук ВАЗ-2107 и 7582 штук ВАЗ-2193. Несмотря на это, предприятие испытывает определенные трудности с формированием производственной программы сборки автомобилей, так как АвтоВАЗ все больше размещает заказы на предприятиях, имеющих возможности сборки не только из крупных узлов и агрегатов, но и осуществляющих сборку самих узлов, в том числе и кузовов. Исходя из этого, эффективность использования производственных мощностей ЗАО "РосЛада" соответственно снижается. В сложившейся ситуации руководство ЗАО "РосЛада" осуществляет активный поиск инвесторов для создания на базе предприятия комплексного производства с возможностью сборки и окраски кузовов на месте.
Незначительный рост объемов производства (в действующих ценах) в 1 полугодии 2005 года по сравнению с соответствующим периодом 2004 года отмечается в энергетике (105,4%) и в химической и нефтехимической промышленности (104,6%). Однако выпуск продукции в этих отраслях практически по всей номенклатуре снижается.
Ниже прошлогодних значений объемы производства в мебельной отрасли (63,8%), в промышленности строительных материалов (58,0%), легкой промышленности (88,4%) и пищевой промышленности (включая мукомольно-крупяную) (91,4%). Удельный вес этих вместе взятых отраслей в общем объеме промышленного производства незначителен (6,5%) и существенного влияния на результаты по промышленности в целом не оказывает.
С учетом сложившейся ситуации в промышленности в 1 полугодии, за 2005 год ожидается увеличение общего объема промышленного производства в действующих ценах более чем на 18%.
Однако, учитывая специфику ведущих предприятий промышленности, результаты деятельности которых в наибольшей степени зависят от экономической ситуации на АвтоВАЗе, темпы роста могут быть более умеренными.
По итогам 5 месяцев 2005 года прибыль прибыльных предприятий промышленности увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в 2,8 раза и составила 570,7 млн. руб.
Наибольшая доля прибыли получена в нефтепереработке - 85,2%, в химической и нефтехимической промышленности - 4,5%, в машиностроении - 4,3%.
Треть предприятий промышленности сработали с убытками. Сумма убытков возросла также в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 77,7 млн. руб., из нее 86% приходится на машиностроение.
Устойчиво снижается доля просроченной кредиторской задолженности в общей сумме задолженности (с 8% в 2004 году до 6,3% в 2005 году).
Основными проблемами, тормозящими дальнейшее развитие промышленности, остаются следующие:
- высокая степень износа основных фондов - 48%, низкие показатели обновления и выбытия основных производственных фондов;
- недостаточный уровень инновационной активности промышленных предприятий;
- недостаточная кадровая обеспеченность предприятий, дефицит квалифицированных рабочих и инженерных кадров.

Инвестиции

Инвестиционная политика муниципального образования, являясь составной частью общегородской экономической политики, представляет собой совокупность мер по регулированию и стимулированию инвестиционного процесса на территории г. Сызрани с целью достижения устойчивого социально-экономического развития.
Стратегия инвестиционной политики администрации города сфокусирована на создании и поддержке благоприятного инвестиционного климата с целью обеспечения устойчивого роста инвестиций в реальный сектор экономики города.
Объем инвестиций в основной капитал в 1 полугодии 2005 года, составил 364 956,0 тыс. рублей, что на 38,3% ниже аналогичного периода прошлого года.
Одним из важных показателей инвестиционной деятельности является удельный показатель инвестиций, приходящихся на душу населения, который в 1 полугодии текущего года составил 2002 тыс. рублей (аналогичный период 2004 года 2942 тыс. рублей).
По договорам строительного подряда выполненный объем работ составил 121,1 млн. руб. (111,0% к уровню предыдущего года).
В отчетном периоде за счет собственных средств было профинансировано 87,4% капитальных вложений крупных и средних предприятий. Этот показатель на 29,1% превышает данный показатель аналогичного периода 2004 года. При этом увеличение доли собственных средств происходило в основном за счет амортизационных отчислений (с 53,9% до 70%).

Структура инвестиций в основной капитал по источникам
финансирования в 1 полугодии 2004 - 2005 гг.
(по крупным и средним предприятиям)

   --------------------------T---------------------T----------¬

¦Наименование показателя ¦ 2005 год ¦ 2004 год ¦
¦ +---------T-----------+----------+
¦ ¦ тыс. ¦в % к итогу¦ в % к ¦
¦ ¦ рублей ¦ ¦ итогу ¦
+-------------------------+---------+-----------+----------+
¦Инвестиции в основной¦ 364956 ¦ 100 ¦ 100 ¦
¦капитал, всего ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+-----------+----------+
¦в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦
¦средства федерального¦ - ¦ - ¦ 0,7 ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+-----------+----------+
¦средства областного¦ 5432 ¦ 1,5 ¦ 5,8 ¦
¦бюджета ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+-----------+----------+
¦средства местного бюджета¦ 9009 ¦ 2,5 ¦ 2,2 ¦
+-------------------------+---------+-----------+----------+
¦собственные средства¦ 318942 ¦ 87,4 ¦ 58,3 ¦
¦предприятий ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------+---------+-----------+----------+
¦средства других¦ 31573 ¦ 8,6 ¦ 33 ¦
¦источников ¦ ¦ ¦ ¦
L-------------------------+---------+-----------+-----------


Анализ структуры инвестиций по секторам экономики г. Сызрани показывает, что в рассматриваемом периоде основной их объем (около 91%) был сосредоточен в промышленности, торговле и общественном питании, строительстве.

Динамика и структура инвестиций в основной капитал по секторам экономики
(по крупным и средним предприятиям)

   ----------------------T---------------------T------------¬

¦ Наименование ¦ 2005 год ¦ 2004 год ¦
¦ показателя +-----------T---------+------------+
¦ ¦тыс. рублей¦ в % к ¦в % к итогу ¦
¦ ¦ ¦ итогу ¦ ¦
+---------------------+-----------+---------+------------+
¦Всего ¦ 364956 ¦ 100 ¦ 100 ¦
+---------------------+-----------+---------+------------+
¦Промышленность ¦ 237463 ¦ 65,05 ¦ 61 ¦
+---------------------+-----------+---------+------------+
¦Сельское хозяйство ¦ 200 ¦ 0,05 ¦ 0,1 ¦
+---------------------+-----------+---------+------------+
¦Транспорт и связь ¦ 6073 ¦ 1,6 ¦ 2,9 ¦
+---------------------+-----------+---------+------------+
¦Строительство ¦ 17390 ¦ 4,8 ¦ 1,3 ¦
+---------------------+-----------+---------+------------+
¦Торговля и ¦ 76230 ¦ 20,9 ¦ 16,5 ¦
¦общественное питание ¦ ¦ ¦ ¦
+---------------------+-----------+---------+------------+
¦Жилищно-коммунальное ¦ 27600 ¦ 7,6 ¦ 18,2 ¦
¦хозяйство ¦ ¦ ¦ ¦
L---------------------+-----------+---------+-------------


В отрасли "Промышленность" основной удельный вес инвестиций приходится на ОАО "СНПЗ". Инвестиции в основной капитал на данном предприятии в 1 полугодии 2005 года составили 81,6 млн. рублей и направлены на:
- дооборудование вакуумного блока установки ЭЛОУ - АВТ-6 (установка охлаждения затемненного дистиллятора);
- реконструкцию эстокады налива битумов в железнодорожные цистерны;
- строительство установок производства и концентрирования водорода;
- реконструкцию установки каталитического риформинга на процесс изомеризации прямогонных бензиновых фракций;
- реконструкцию установки Л-24/6 с целью перевода 2-го потока на процесс гидроочистки тяжелого вакуумного газойля.
ОАО "Тяжмаш" сумма средств, инвестированных в основной капитал за отчетный период, составляет 77,6 млн. рублей.
На предприятии разработана и реализуется программа на ближайшие 3-5 лет по техническому переоснащению и производству конкурентоспособного оборудования. Приоритетами данной программы являются гидротурбостроение и создание современных приборов к оборудованию, выпускаемому заводом. Для производства рабочих колес гидротурбин, отвечающих современным требованиям по точности геометрии, приобретен в 2004 году и в 2005 году внедрен высокопроизводительный станок с ЧПУ типа Френсис и Каплан (Италия) стоимостью 2 млн. условных единиц.
Еще одно из направлений модернизации производства ОАО "Тяжмаш" является создание современных приводов на все выпускаемое заводом оборудование.
Все это позволит значительно поднять производительность труда, обеспечить надлежащее мировое качество и ликвидировать тяжелый ручной труд.
На ОАО "Пластик" для улучшения технических характеристик и внешнего вида изделий, замены оборудования на предприятии разработан план технического развития на 2005 - 2006 годы, включающий в себя следующие мероприятия:
- модернизация и замена оборудования в цехе № 16;
- усовершенствование технологии гальванопокрытия деталей из пластмасс внедрением микропористого никеля;
- организация производства набивок подушек сидений;
- организация производства буфера хода сжатия передней подвески ВАЗ-1118. Инвестиции в основной капитал на предприятии в 1 полугодии 2005 года составили 36,3 млн. рублей.
По сравнению с предыдущим годом отмечены существенные изменения в отраслевой структуре инвестиций в основной капитал, связанные с перераспределением инвестиционных потоков из производственных отраслей в другие отрасли, такие как торговля и общественное питание, имеющие высокую рентабельность и оборачиваемость капитала.
Основным инвестором (83,7%) по данной отрасли в городе является ООО "Криста". В 1 полугодии 2005 года инвестиции по рассматриваемому предприятию в сумме 63,8 млн. рублей были направлены на приобретение машин и оборудования, оргтехники, здания и земельного участка в городе.
Ключевым элементом инвестиционной политики города Сызрани является стратегия социально-экономического развития территории, направленная на создание эффективной, конкурентоспособной, устойчиво развивающейся экономики.
Инвестирование за счет бюджетных средств в городе осуществляется в основном посредством программно-целевых механизмов.
В 2005 году инвестиционные приоритеты бюджета города связаны с развитием таких отраслей экономики, как охрана окружающей среды (в общем объеме лимитов капитальных вложений составляет 12,8%), жилищно-коммунальное хозяйство (48%), образование (10,4%), культура (3,6%), здравоохранение и спорт (15,4%), прочие (9,8%).
По итогам 1 полугодия 2005 года на стройках и объектах городской инвестиционной программы освоено 30,7 млн. рублей, профинансировано около 20% от запланированного лимита, что составляет 14,4 млн. рублей, в том числе:
- из средств областного бюджета на финансирование объектов капитального строительства выделено 5,4 млн. рублей, что составило 20,2% от установленного годового лимита;
- из городского бюджета выделено 9 млн. рублей (25,2% от лимита);
- средства федерального бюджета при лимите 9 млн. рублей в 1 полугодии не поступали.
В отчетном периоде в городе за счет всех источников финансирования были введены в эксплуатацию следующие объекты:
- троллейбусные линии 2-я очередь 1-го пускового комплекса, протяженностью 8,94 км стоимостью 39,2 млн. рублей;
- торговый центр "Монгора" (3-я очередь) площадью 1858 кв.м стоимостью 4,0 млн. рублей.
Проводимая Администрацией города политика направлена на приток капитальных вложений в отрасль "Жилищное строительство".
Ввод жилья за счет всех источников финансирования по состоянию на 01.07.2005 составил 5558 кв. м (92 квартиры), темпы строительства жилья в сравнении с аналогичным периодом 2004 года увеличились на 34,3%.
Характерная для города особенность последних лет - рост объемов индивидуального жилищного строительства, зачастую долгосрочного, осуществляемого на личные накопления граждан и при их непосредственном участии. Все введенное в 1 полугодии 2005 года и в аналогичном периоде 2004 года жилье построено за счет средств индивидуальных застройщиков.
Большая проблема, стоящая перед городом, - формирование стратегии жилищной политики, являющейся и рыночной, и социально ориентированной на широкие слои населения, в том числе - на очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, всех категорий граждан, пользующихся льготами, и проживающих в ветхом жилье граждан.
На сегодня мы имеем тот факт, что под статус ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда попадает 69,1 тыс. кв. метров жилой площади, где проживает 4080 человек. Для обеспечения жильем данной категории граждан по социальной норме необходимо 73440 кв. метров жилья. Аварийный муниципальный жилищный фонд составляет 3,5 тыс. кв. метров. Аварийные дома непригодны для проживания, основные конструктивные элементы имеют дефекты, представляющие угрозу обрушения, а некоторые из них уже разрушены.
Администрация города ежегодно, в установленные сроки, подает заявки на финансирование федеральной и областной целевой программ по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда. На 2005 год за счет средств областного бюджета на переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда утвержден лимит в сумме 10 млн. рублей, за счет средств городского бюджета - 1,5 млн. рублей.
В настоящее время город готов освоить бюджетные средства. В качестве строительных площадок - продолжение строительства жилого дома по ул. Пензенской (заказчик - Комитет по строительству и архитектуре администрации города) и долевое участие в строительстве многоэтажного жилого дома в 4 микрорайоне Юго-Западного района (заказчик - ООО "Стройпластик").
Изменилась форма участия бюджетов в жилищном финансировании. При этом приоритетной формой участия бюджета стала поддержка отдельных категорий граждан, перед которыми у государства имеются обязательства в решении жилищных проблем.
Начиная с 2001 года в городе Сызрани за счет средств областного бюджета ведется строительство специализированного 120-квартирного 10-этажного жилого дома для участников ВОВ.
Ввод объекта в эксплуатацию позволит решить следующие социальные проблемы:
- сократить очередность по категории инвалиды и участники ВОВ почти в 2 раза;
- повысить уровень социальной защиты инвалидов и участников ВОВ, предоставить услуги медико-социального ухода, поскольку в жилом блоке будут размещены соответствующие службы.
Как результат, улучшение жилищных условий и продолжительности жизни инвалидов и участников ВОВ.
Лимит областного бюджета на 2005 год - 4813 тыс. рублей, еще в 1 квартале текущего года освоен в полном объеме. Готовность объекта составляет 87%.
Администрацией города направлено письмо в Правительство Самарской области о выделении дополнительных средств на завершение строительства специализированного многоквартирного жилого дома для участников ВОВ. Вопрос на сегодняшний день не решен.
По состоянию на 01.04.2005 в очереди нуждающихся на улучшение жилищных условий по г. Сызрани состояло 14 семей репрессированных и реабилитированных граждан.
Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2005 года № 62 был утвержден лимит по городу в сумме 487,2 тыс. рублей для обеспечения жильем вышеназванной категории граждан, который будет освоен во 2 полугодии текущего года.
Жилищная проблема была и остается одной из наиболее сложных и острых для населения города, актуальной она является и для молодых семей.
В 2004 году в рамках реализации областной целевой программы "Молодой семье - доступное жилье" Администрации г. Сызрани за счет средств федерального бюджета выделено 3772 тыс. руб. на предоставление субсидий в случае рождения (усыновления) ребенка. На 1 января 2005 года перечислено участникам 2552 тыс. рублей, 1220 тыс. рублей - освоены в 1 полугодии текущего года.
22 семьи (7 семей в 1 полугодии 2005 года) города Сызрани получили субсидии от 105 до 189 тыс. руб. на погашение задолженности за приобретенное жилье.
Молодыми семьям полученные средства были направлены на приобретение 19 квартир, 2-х квартир в строящихся домах и 1 частного дома.
В деле увеличения объема инвестиций важной задачей является создание предпосылок для превращения сбережений населения в инвестиции. Одним из инструментов реализации жилищной политики в городе должно оставаться ипотечное жилищное кредитование.
В рамках сотрудничества с Самарским областным фондом Сызранским фондом жилья и ипотеки "Новый дом" в 1 полугодии 2005 года была оформлена выдача 6 кредитов на общую сумму 1805 тыс. рублей, оформлено
разрешение на выдачу еще 4 кредитов на общую сумму 1614 тыс. рублей.
Утвержден лимит капитальных вложений, финансируемых за счет средств областного бюджета на 2004 год на ипотечное кредитование молодых семей и предоставление займов молодым семьям по г. Сызрани в сумме 9,3 млн. рублей.
В настоящее время 112 молодых семей изъявили желание получить кредиты на общую сумму 33295,0 тыс. рублей, право на компенсацию по первоначальному взносу имеют 110 семей, из них 100 семей на частичную компенсацию на сумму 4657,5 тыс. рублей, 11 семей (бюджетники) на полную компенсацию - 797 тыс. рублей.
За 1 полугодие 2005 года на рассмотрение в Самарский областной фонд жилья и ипотеки направлено 17 дел на сумму 6040,0 тыс. рублей, на компенсацию 16 дел - 799 тыс. рублей.
По 15 делам принято положительное решение на сумму 5240,0 тыс. рублей и компенсации на сумму 751,3 тыс. рублей. Заключено 6 договоров займа на сумму 1990,0 тыс. рублей, выдано 2 займа - 650,0 тыс. рублей, компенсаций - 73 тыс. рублей.
Несмотря на то что Администрацией города Сызрани ежегодно подается заявка на ассигнования за счет средств бюджетов вышестоящих уровней, поступающих средств явно недостаточно для решения жилищной проблемы в городе.
Тем не менее в первом полугодии 2005 года за счет освободившегося муниципального жилищного фонда приобрели квартиры:
- дети-сироты или дети, оставшиеся без попечения родителей (1 кв., общей площадью 44,0 кв.м);
- работники бюджетной сферы (8 кв., общей площадью - 388,4 кв.м);
- улучшили жилищные условия за счет смены статуса служебного жилья (39 кв., общей площадью 1676,09 кв.м);
- закрепили жилую площадь по ст. 59 ЖК (4 кв., общей площадью 81,0 кв.м);
- как временная мера улучшения жилищных условий, частично благоустроенные квартиры (4 кв., общей площадью 84 кв.м);
- 6 жилых помещений - 218,1 кв.м выделено очередникам по договорам социального найма.
Кроме того, в 1 полугодии текущего года жилищным отделом Администрации города были согласованы протоколы организаций о выделении 2-х квартир по договорам социального найма (73,92 кв.м).
На сегодняшний день весьма значительную, все более возрастающую долю строящегося в городе жилья составляет жилье "элитного" уровня, финансируемое за счет средств частных инвестиционных компаний. В условиях дороговизны и дефицита городской земли неизбежно стремление возводить многоэтажные дома, чтобы каждый доставшийся участок территории использовать с максимальным коэффициентом полезного действия. Такие жилые дома строятся в центральной части, Юго-Западном и Заусиновском районах города.
В настоящее время частными инвестиционными компаниями в городе ведется строительство 7 благоустроенных многоквартирных жилых домов общей площадью более 30 тыс. кв. метров (из них 4 объекта имеют более 50% готовности).
Важным аспектом жилищной политики города является ее градостроительная составляющая.
Большой социальный эффект может быть достигнут при реконструкции и модернизации старых районов, особенно в центральной части города, предоставлением качественного жилья коренным жителям и возведением домов на месте устаревшего жилищного фонда и застройки Юго-Западного района г. Сызрани. Реконструкция центра и строительство жилья в Юго-Западном районе даст выигрыш и в экономической сфере за счет сокращения расходов на развитие инфраструктуры.
Сегодня строительный комплекс относится к разряду приоритетных отраслей экономики. Именно ему во многом предстоит определять решение социальных, экономических и технических задач в городе.

Бюджет

В результате хозяйственной деятельности предприятий в 1 полугодии 2005 года во все уровни бюджетов с территории города поступили налоговые платежи и другие доходы в сумме 1 383,7 млн. руб., что на 34,2% больше, чем за аналогичный период 2004 года.
Увеличение налоговых доходов произошло в результате роста поступлений от НДС в 2,5 раза, или на 260,5 млн. руб., налога на имущество организаций в 2,4 раза (на 57,5 млн. руб.), налога на прибыль организаций на 97,1% (на 187,6 млн. руб.) в связи с увеличением прибыли, полученной промышленными предприятиями; подоходного налога на 20,1% (на 51,1 млн. руб.) в результате роста фонда оплаты труда; налогов на совокупный доход на 38,7% (на 5,7 млн. руб.) в связи с увеличением числа частных предпринимателей, перешедших на уплату налога по специальным налоговым режимам; налога на игорный бизнес в 2,6 раза (на 4,2 млн. руб.).
Наибольшие поступления в бюджетную систему отмечены по следующим видам налогов и сборов:
1. НДС - 33,7%,
2. Налог на прибыль организаций - 29,7%,
3. Налог на доходы физических лиц - 23,8%,
4. Налоги на имущество - 10,2%.
По уровням бюджетов доходы, полученные с территории города, распределились следующим образом:
- федеральный бюджет - 516,6 млн. руб. (37,3% в общей сумме поступлений),
- областной бюджет - 634,6 млн. руб. (45,9% в общей сумме поступлений),
- городской бюджет - 232,5 млн. руб. (16,8%).
По итогам 2004 г. это соотношение составляло 30,8%, 41,2% и 28% соответственно. Наблюдаемое уменьшение доли городского бюджета в сравнении с 2004 годом на 11,2% произошло в результате значительного сокращения числа источников налоговых поступлений в местный бюджет. Так, в 2005 году из-за изменения бюджетного законодательства был снижен норматив отчислений по налогу на доходы физических лиц с 57% до 40%, отменен налог на рекламу; в бюджет субъекта были переданы отчисления от налога на имущество организаций, налога на наследование или дарение, отчисления по акцизам, 2% ставки налога на прибыль, налог на игорный бизнес, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства.
За первое полугодие 2005 года было получено налоговых и неналоговых доходов в городской бюджет 232,5 млн. руб. С учетом безвозмездных перечислений из вышестоящих бюджетов городской бюджет исполнен по доходам в сумме 417 млн. руб., или 91,5% к плану отчетного периода.
Значительную долю бюджета занимают налоговые доходы - 37,8%, или 157,8 млн. руб., из них:
- налог на доходы физических лиц - 29,2%,
- налоги на совокупный доход - 3,4%,
- земельный налог - 2,8%.
Задолженность налогоплательщиков по платежам в городской бюджет (в условиях нормативов отчислений на 2005 год) составила на 1 июля текущего года 90,8 млн. руб. (что на 33% меньше по сравнению с началом года), из них недоимка - 76,2 млн. руб.
Расходная часть городского бюджета составила 465,5 млн. руб., что на 1,8% больше, чем за соответствующий период 2004 года. В связи с недополучением доходов расходы профинансированы на 86,3% к плановым назначениям (за соответствующий период прошлого года на 101,7%), в том числе по разделам:
- социальная политика - на 103,2%,
- национальная экономика - на 97,7%,
- здравоохранение и спорт - на 89,7%,
- общегосударственные вопросы - на 84,3%,
- культура, средства массовой информации - на 82%,
- образование - на 78,3%,
- жилищно-коммунальное хозяйство - на 75,2%,
- национальная безопасность и правоохранительная деятельность - на 71,3%,
- охрана окружающей среды - на 66,2%.
В структуре расходной части городского бюджета наибольший удельный вес составляют расходы на жилищно-коммунальное хозяйство - 30,1% (от общей суммы расходов), социальную политику - 25,2%, национальную экономику - 12,7%, здравоохранение и спорт - 10,7%, образование - 10,3%.

Транспорт

Финансовое положение МУП УК "Городские перевозки" остается достаточно сложным. На 01.07.2005 кредиторская задолженность составила 35238 тыс. руб., в том числе:
поставщики и подрядчики - 7967 тыс. руб.
внебюджетные фонды - 4723 тыс. руб.
налоги и сборы - 9238 тыс. руб.
пени и штрафы - 3990 тыс. руб.
задолженность перед персоналом - 9320 тыс. руб.
задолженность по краткосрочным ссудам банка - 12000 тыс. руб.
Учитывая сложившуюся на предприятии ситуацию, актуально встает вопрос о реорганизации МУП УК "Городские перевозки", сокращение численности работающих до 200 человек, сокращение транспортных средств, осуществляющих муниципальный заказ, до 30 единиц.
За 1-е полугодие предприятием перевезено 4,7 млн. человек, из них 4,3 млн. чел. - автобусами, 400 тыс. чел. - троллейбусами, или 29,4% от уровня прошлого года. Доходы, собранные в виде платы за проезд, составили 15,6 млн. руб. (за соответствующий период прошлого года - 9,6 млн. руб.).
Расходы по автобусным перевозкам составили 40,4 млн. руб., что на 3,6% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года; доходы только на 34,2% покрыли эксплуатационные затраты. По троллейбусным перевозкам расходы - 7,3 млн. руб., что на 15,5% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года; доходы только на 25,2% покрыли эксплуатационные расходы.
Регулярность по перевозкам составила: автобусным - 86,9%, троллейбусным - 100%.
Убытки по городским пассажирским перевозкам составили: по автобусным - 13,2 млн. руб., по троллейбусным - 2,4 млн. руб. (по междугородным перевозкам - 2,9 млн. руб., по дачным - 0,4 млн. руб.).
На 21.07.2005 МУП УК "Городские перевозки" было выделено средств в размере 13,4 млн. руб., из них:
- 4,2 млн. руб. - из областного бюджета на предоставление бесплатного проезда в январе-феврале 2005 года;
- 9,2 млн. руб. - из городского бюджета, в том числе:
- 3,8 млн. руб. - на предоставление льготного проезда пенсионерам.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в городском бюджете занимают 30,1%. Плановые ассигнования ЖКХ на 1-е полугодие 2005 года предусматривались в размере 186,3 млн. руб., фактически было исполнено 140,1 млн. руб. (75,2%).
Основная часть расходов ЖКХ ложится:
- на возмещение убытков по отоплению - 84,4 млн. руб. (60,2%),
- на текущий и капитальный ремонт элементов городского благоустройства - 23,2 млн. руб. (16,5%).
Работы по благоустройству и капитальному ремонту жилищного фонда проводились по результатам проведенных торгов. Всего проведен 21 конкурс. По результатам торгов заключено 66 контрактов на общую сумму 84 млн. руб. из 175 участников конкурсов.
Особое внимание уделялось содержанию и ремонту автодорог города. По итогам торгов подряда предпочтение было отдано ОАО "Самарадорстрой", которое выполнило капитальный (55 тыс.кв.м) и текущий (12 тыс.кв.м) ремонт автодорог города по маршрутам общественного транспорта.
СМУП "Инженерная защита" проводились работы по текущему содержанию гидротехнических сооружений на участке протяженностью 3,9 км, содержанию 187 автопавильонов, 23 лестниц, 9 мостов и путепроводов. Затраты составили 8 460,2 тыс. руб.
Обеспечение вывоза мусора с улиц города осуществляло МУП "Спецавтотранспорт". В 1 полугодии значительно ухудшилась работа по вывозу ТБО. В значительной мере этому способствовало снижение трудовой дисциплины и ответственности в коллективе, несоблюдение графиков работ, согласованных со службой МУП "ЖУК". Помимо этого предприятием осуществлялся отлов безнадзорных животных, ликвидировались несанкционированные свалки, осуществлялись услуги по удалению жидких бытовых отходов. Однако эти работы выполнялись также с низким качеством и не в полном объеме. В настоящее время предусматривается заключение договора на ликвидацию несанкционированных свалок с новым предприятием на конкурсной основе.
Муниципальным унитарным предприятием "Энергетик" осуществлялось содержание уличного освещения (595,1 тыс. руб.), техническое обслуживание эл./сетей (713,9 тыс. руб.).
Наряду с МУП "Энергетик" основную работу с электрооборудованием города проводит ООО "Сызранская городская электросеть". Предприятием было освоено за 1-е полугодие 8597,2 тыс. руб., в том числе на уличное освещение - 3124,4 тыс. руб., на обслуживание электросетей - 5 443,6 тыс. руб. На текущее содержание кладбищ МУП "КБУ" было использовано бюджетных средств в размере 402 тыс. руб. Выполнялись работы по освещению и содержанию территорий кладбищ.
За данный период выполнен капитальный ремонт участникам ВОВ по 17 объектам на 243,8 тыс.руб., капитальный ремонт пандусов и съездов на сумму 26,0 тыс. руб., капитальный ремонт ТСЖ на сумму 60,0 тыс. руб., капитальный ремонт по адресу: ул. Гоголя, 18, на сумму 20,7 тыс.руб.
Общая площадь жилищного фонда, находящегося на обслуживании МУП "ЖУК" на 01.07.2005, составила 2434,6 тыс.кв.м. Количество лицевых счетов 52176 шт., в том числе нанимателей - 20685 шт. (40%) и собственников 31491 шт. (60%).
За отчетный период с населением заключено 1070 договоров социального найма.
Весь жилой фонд обслуживается на конкурсной основе 5-ю организациями: МУП "ЖЭС", ООО "Цемент", ООО "РЭП", ООО "ДомУс", ООО "Техремстрой". Основным критерием деятельности становится качество выполняемых заявок от населения.
На поставку коммунальных услуг населению МУП "ЖУК" заключено 17 договоров на отопление и ГВС, 4 договора на водоснабжение и водоотведение и 9 договоров по электроснабжению.
Процент сбора средств с населения за жилищно-коммунальные услуги составил 89,8%. Просроченная задолженность населения на 01.07.2005 составляет:
- с 3 до 6 мес. - 18,5 млн. руб. (увеличилась на 4,2 млн. руб.);
- более 6 мес. - 6,0 млн. руб. (уменьшилась на 0,5 млн. руб.).
Коллективом МУП "ЖУК" проводится ежедневная работа по уменьшению сложившейся задолженности: расклеиваются объявления на подъездах жилых домов, высылаются предупреждения злостным неплательщикам, публикуются объявления в местных газетах, проводится работа по возбуждению исковых заявлений о взыскании задолженности в судебном порядке и о переселении из занимаемого жилья.
В судебные инстанции с начала года направлено 95 исков о взыскании задолженности в сумме 297 тыс. руб. В добровольном порядке погашена задолженность в сумме 200 тыс. руб. Во II-ом квартале начата подготовка материалов о выселении жильцов с задолженностью по квартплате свыше 6-ти месяцев.
С марта 2005 г. МУП "ЖУК" проводит адресное финансирование работ по текущему ремонту жилых домов, находящихся в управлении. Адресное финансирование активизирует работу эксплуатирующих предприятий, способствует рациональному использованию средств, полученных от нанимателей и собственников, позволяет отслеживать результаты выполненных работ. За период с марта по май 2005 г. при плане 1470,3 тыс.руб. выполнено работ на сумму 1163,6 тыс.руб., так как средства от населения поступают несвоевременно.

Финансы

В городе Сызрани на 01.07.2005 банковская система представлена следующими кредитными учреждениями (ЗАО АКБ "Земский банк" - самостоятельный банк), остальные работают в режиме филиалов: Сызранское отделение Сбербанка № 113, Сызранский филиал ОАО "АВТОВАЗБАНК", Сызранский филиал ООО КБ "Солидарность", Сызранский филиал "Волга-кредит банк" Сызранский филиал "ПРОМЭК-БАНК", Сызранский отдел финансовых услуг Самарского филиала ФФ МНК "Финка", Представительство "КМБ-Банка".
В настоящее время основным видом оказываемых банком услуг является предоставление кредитов физическим лицам и частным предпринимателям.
Общая сумма кредитных ресурсов по всем коммерческим банкам за отчетный период составляет 3 500,3 млн. руб.
Основным источником кредитных ресурсов банков являются средства, аккумулированные на счетах предприятий, организаций и населения.
Рынок частных банковских вкладов продолжает тенденции предыдущего года: интерес населения к банковским вкладам продолжает расти, причем наибольшим предпочтением пользуются вклады в отечественной валюте.
Суммарный объем вкладов населения в г. Сызрани за отчетный период составляет 2 786,7 млн. руб., это 80% всех мобилизующих средств.
По объему привлеченных средств населения Сызранское отделение ОСБ № 113 по-прежнему занимает первое место среди банков г. Сызрани - 2 077,8 млн. руб. составляет 74,5% от общего объема вкладов населения.
Общий объем выданных кредитов за 1 полугодие 2005 года составляет 2 670,2 млн. руб. Увеличение суммы предоставляемых кредитов отмечено в таких банках, как:
- ОСБ-113 - на 2,5%,
- "Солидарность" - на 35,8%,
- "АВТОВАЗБАНК" - на 14,3%.
Ставки, под которые выдаются кредиты в городе, варьируются от 12% до 28%.
Структура распределения кредитов по секторам экономики выглядит следующим образом:
промышленность - 49,4%; торговля - 23,6%, сельское хозяйство - 2,2%, прочие отрасли - 24,8%.
По сравнению с 1 кварталом 2005 года структура вложений в отрасли городского хозяйства практически не изменилась. Наибольшая доля вложений приходится на промышленность.
Основная часть кредитных вложений приходится на краткосрочные кредиты и составляет 70% от общего количества выдаваемых кредитов.
Дальнейшее развитие потребительского кредита является перспективным направлением деятельности банков.
Финансовые средства циркулируют между различными сегментами финансового рынка (валютные, вексельные операции, облигации).
Сегодня валютные операции осуществляют почти все банки города. Оборот наличной валюты в банках города за отчетный период составил 8569,5 тыс. долл. и 341,6 тыс.EUR.
Необходимым фактором развития банковской системы и ее устойчивости к кризисам является здоровая внутренняя конкуренция, которая способствовала бы достижению перспективных целей и задач развития экономики. Ставка должна делаться на снижение издержек, создание полноценной инфраструктуры сектора финансовых услуг, например, построение системы страхования вкладов физических лиц, на стратегию долгосрочного роста.
К числу приоритетных направлений работы банков относятся обслуживание пластиковых карт. На 01.07.2005 банками г. Сызрани обслуживается 42 976 карт.

Страховой рынок

Основная задача страхования - защита всех участников экономическою процесса от неблагоприятных воздействий. Страхование позволяет снизить экономические риски, возникающие в ходе хозяйственной деятельности, а также позволяет формировать инвестиционные ресурсы для реального сектора экономики.
В Сызрани на рынке страховых услуг работают компании: "Ресо-гарантия", "Самара-АСКО", "Поволжский страховой альянс", "Наста-центр", "Росгосстрах", "Астро-Волга", "Никойл-страхование", "Югория", "АСКОМЕД", "РОСНО", "Альянс-Мед" и др.
Следует отметить, что только две из вышеперечисленных компаний являются самостоятельной структурой - ЗАО "Поволжский страховой альянс" и ЗАО СК "Альянс-Мед", остальные работают в режиме филиалов и представительств.
За 1 полугодие 2005 года в страховых компаниях размещены денежные средства в сумме 123 млн. руб.
Лидеры по массовым видам страхования: "Поволжский страховой альянс" и "Росгосстрах", 34,6% и 30,9% от общего количества заключенных договоров по городу соответственно.
Превалирующими видами страхования для физических лиц по-прежнему являются страхование от несчастного случая, страхование имущества, страхование транспорта; для юридических лиц - перестрахование и такой вид страхования, как "опасные производственные объекты".
В то же время совершенно неразвитыми являются такие сектора страхового рынка, как накопительное страхование жизни, так как связано с долгосрочными вложениями средств, страхование на рынке ценных бумаг (высокие риски).
По страховым случаям всего за 1 полугодие 2005 года страховыми компаниями выплачено 51 млн. руб., из них 34 млн. руб. по обязательному страхованию, или 68% от общей суммы выплат. Структура страховых выплат по сравнению с прошлым годом не изменилась.
ЗАО СК "Альянс-Мед" и Сызранское представительство ОАО СК "АСКОМЕД" занимаются обязательным медицинским страхованием, остальные страховые компании в основном занимаются добровольным страхованием имущества и граждан.

Демография

В демографическом развитии города наблюдаются как положительные, так и отрицательные моменты.
За 6 месяцев текущего года родилось 848 детей, это на 12,7% меньше. чем в аналогичном периоде прошлого года. Общий коэффициент рождаемости составил 9,3 промилле (6 мес. 2004 г. - 10,1 промилле).
Количество умерших в абсолютном выражении по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшилось на 3,2% Уровень смертности составил 20,3 промилле против 20,7 промилле в аналогичном периоде прошлого года.
Число умерших превысило число родившихся в 2,1 раза (в 1 полугодии 2004 г. - в 1,9).
В причинах смертности на первом месте стоят болезни системы кровообращения, на втором - травмы, на третьем месте - новообразования.
В текущем году отмечается рост младенческой смертности. За 6 месяцев текущего года умерло 13 детей до 1 года (в 2004 г. - 7 детей). Коэффициент младенческой смертности увеличился с 8,3 человек на 1000 родившихся живыми в 1 полугодии 2004 года до 15,5 человек в 1 полугодии 2005 года.
Миграционная убыль увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - 7,2%.
Численность жителей города с начала года сократилась на 1,2 тыс. человек и составила на 01.07.2005 182,3 тыс. человек.
В 1 полугодии 2005 года количество заключенных браков осталось на уровне соответствующего периода прошлого года, а количество разводов уменьшилось на 21%. Браки более устойчивые. На 1000 образовавшихся пар приходится 1008 разводов (за 1-е полугодие 2004 г. - 1272).

Рынок труда

По оценочным данным в 1 полугодии численность занятых в экономике увеличилась по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 2,3% и составила 81,0 тыс. человек.
За 1 полугодие текущего года численность зарегистрированных безработных уменьшилась на 8%. Количество безработных на 1.07.2005 г. составило 733 человека. Уровень зарегистрированной безработицы составил 0,67%.
В общей численности безработных доля высвобожденных составляет 45,2% (в аналогичном периоде прошлого года - 42,1%).
Основные сокращения за отчетный период проводили:
- ОАО "Автоагрегатный завод" - 122 человека;
- Объединенный военный комиссариат - 27 человек;
- МУЗ ЦГБ г. Сызрани - 51 человек;
- ОАО "Сызранский НПЗ" - 28 человек;
- Комитет по здравоохранению и социальной защите Администрации г. Сызрани - 77 человек.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года доля безработной молодежи уменьшилась с 33,7% на 01.07.2004 до 28,4% на 01.07.2005.
По уровню образования состав безработных распределяется так:
- высшее - 20,6%;
- средне профессиональное - 36,3%;
- начально-профессиональное - 13,9%;
- среднее общее - 23,3%;
- не имеющие среднего
общего образования - 5,9%.
На конец июня текущего года в городском банке вакансий имелось 538 единиц свободных рабочих мест. На одну вакансию приходится 1,4 безработных (на 01.07.2004 - 1,1 безработных). По-прежнему основную долю вакансий составляют места для мужчин, имеющих высокую степень квалификации, а на учете из числа безработных 75,4% составляют женщины.
В отчетном периоде службой занятости проведено 7 ярмарок вакансий и ученических рабочих мест, где было представлено предприятиями и организациями свыше 303 рабочих мест.
За отчетный период направлено на обучение из числа безработных граждан 213 человек, из них 62% молодежь.
Профессиональное обучение осуществлялось по 17 специальностям, в том числе по наиболее востребованным на рынке труда: газоэлектросварщик, оператор ЭВМ, оператор котельной.
В 1 полугодии 2005 г. на временные рабочие места был трудоустроен 301 подросток.
На общественных работах было занято 155 человек.

Потребительский рынок

В 1 полугодии 2005 года инфляция на потребительском рынке составила 107,8%, что почти на уровне 2004 года (1 полугодие 2004 - 107,6%), среднемесячные темпы инфляции - 1,3% в месяц.
За отчетный период цены на продовольственные товары повысились на 9,1% (в 1 полугодии 2003 г. - на 4,8%).
В 1 полугодии 2005 года возросли цены на мясо - на 11,6%, рыбу - на 7,5%, колбасные изделия - на 7,8%, сыр - на 5,3%, сахар - на 3,7%, рис - на 3,6%, масло - на 3,5%. Увеличились цены на капусту (свежую), картофель, снизились цены на помидоры и огурцы. Изменение цен произошло за счет появления на рынках города продукции нового урожая.
Снизились цены на хлебобулочные изделия на 6,1% за счет уменьшения цен на муку, а также на молочную продукцию (молоко, сметана) на 5,2%.
За счет изменения закупочных цен на крупы снизились цены на гречку - на 9,9%, манную крупу - на 10,2%.
Стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, в среднем по городу в июне текущего года по сравнению с началом года возросла на 20,6% и составила 1431,5 рубля. Это ниже, чем в Тольятти, на 2,1%, в Самаре - на 3,7% и в целом по области - на 2,8%.
Непродовольственные товары подорожали в 1 полугодии 2005 года на 1,4% (в 1 полугодии 2004 г. - на 2,7%).
Цены на бензин увеличились на 9%.
Цены и тарифы на платные услуги населению возросли за отчетный период на 15,2% (в 1 полугодии 2004 г. - на 20,7%).
На потребительском рынке отмечается прирост оборота розничной торговли на 10,2% и составил 1863,4 млн.руб. (по официально учтенным предприятиям торговли). В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 68,2% против 74% в 1 полугодии 2004 года соответственно непродовольственных товаров 31,2% и 26%.

Уровень жизни населения

В течение первого полугодия 2005 года сохранилась тенденция роста денежных доходов населения.
Рост денежных доходов населения опережал рост потребительских цен в основном за счет увеличения заработной платы и пенсий. Реальное содержание располагаемых денежных доходов населения возросло на 8,6% к соответствующему периоду 2004 года.
В структуре доходов по-прежнему главенствующая роль принадлежит заработной плате. Среднемесячная номинальная заработная плата на одного занятого в экономике города в 1 полугодии текущего года сложилась в сумме 5163,4 руб. (118,7% к аналогичному периоду 2004 года), а ее реальное содержание возросло на 4,7%.
Покупательная способность средней заработной платы в 1 полугодии 2005 года составила 1,5 бюджета прожиточного минимума трудоспособного населения.
В соответствии с постановлением Губернатора Самарской области в 1 полугодии 2005 года установлена средняя величина прожиточного минимума по Самарской области: в расчете на душу населения в размере - 3085,42 руб., для трудоспособного населения - 3432,8 руб., для пенсионера - 2340,06 руб. и для детей - 2965,98 руб.
Сохраняется значительная межотраслевая дифференциация в оплате труда и низкая зарплата в ряде отраслей экономики.
Наиболее высокий уровень заработной платы в 1 полугодии 2005 года отмечен в нефтеперерабатывающей (13199 руб.), электроэнергетике (9658 руб.).
Однако средняя заработная плата работников здравоохранения, образования, культуры и искусства отставала от средне городского уровня на 44% и от уровня промышленности на 55%.
Просроченная задолженность по выплате заработной платы в городе по состоянию на 14 июля 2005 года составила 3,9 млн. руб. и уменьшилась на 10,9 млн. руб. по сравнению с началом года. Это МУП УК "Городские перевозки" - 3,4 млн. руб. (1 мес.) и МУП "Сызраньполиграфобъединение" - 461 тыс.руб. (1,5 мес.).
По сравнению с аналогичным периодом 2004 года расходы населения увеличились в 1,2 раза. Наибольший удельный вес (80%) в структуре денежных расходов населения, по-прежнему занимают расходы на покупку товаров и оплату услуг. На покупку валюты за отчетный период населением направлено 337,1 млн. руб., что на 5,5% ниже, чем в первом полугодии 2004 года, также снизились накопления во вклады в банки и ценные бумаги на 4%.
Средний размер пенсии за отчетный период составил 2199 руб. и вырос по сравнению с 1 полугодием 2004 года на 21,2%, реальное содержание на 6,9%.
В сфере социальной защиты и социального обслуживания населения проводилась работа по оказанию социальной помощи в рамках городской комплексной программы по социальной поддержке населения в г. Сызрани.
За 6 месяцев 2005 года на реализацию мероприятий программы из городского бюджета было направлено 14,2 млн. руб., это 52,2% от годовых назначений.
В 1 полугодии 2005 года на оказание поддержки социально уязвимых слоев населения направлено из городского бюджета 6,6 млн.руб.
Ежемесячно из городского бюджета получали денежную выплату на проезд свыше 16 тыс. пенсионеров.
Оказана материальная и натуральная помощь 1697 гражданам, в том числе 329 ветеранам города оказана материальная помощь на газификацию, 4 ветеранам - на установку стационарного телефона, 39 ветеранам и инвалидам города вручены сотовые телефоны.
Благотворительное питание в виде продовольственных наборов и горячих обедов получили 258 человек, из них 138 детей.
За 6 месяцев 2005 года отремонтировано 12 домов инвалидов ВОВ, в 2-х домах ведутся ремонтные работы. До конца года планируется отремонтировать 18 домов инвалидов ВОВ.
Переоборудованы 2 квартиры и установлено 12 пандусов и съездов в домах, где проживают инвалиды-колясочники.
Администрация города финансирует содержание муниципального пансионата пожилых людей и инвалидов. В пансионате проживает 35 ветеранов, нуждающихся в постоянном уходе. В 1 полугодии текущего года на содержание пансионата направлено 1072,4 тыс. руб.
За счет средств городского бюджета 40 ветеранам провели зубное протезирование, 8 ветеранам выделены путевки, 70 человек ежемесячно занимаются в группах здоровья.
Дальнейшее развитие получило отделение дневного пребывания. В 1 полугодии 2005 года в отделении отдохнуло 176 человек.
При управлении социальной защиты населения в 2003 году был открыт кабинет социальной адаптации для инвалидов, где они получают навыки пользования техническими средствами реабилитации. За 6 месяцев 2005 года услугами кабинета воспользовались 46 инвалидов и 180 родственников инвалидов.
С 1996 года при управлении социальной защиты населения работает касса взаимопомощи для пенсионеров и инвалидов. В 1 полугодии текущего года 115 человек получили беспроцентную ссуду на общую сумму 372,8 тыс. руб.

Здравоохранение

Основными направлениями деятельности городской системы здравоохранения являются: повышение эффективности и качества медицинской помощи, оказываемой населению г. Сызрани, развитие и укрепление материально-технической базы, внедрение передовых современных технологий в лечебных учреждениях.
Из городского бюджета на отрасль "Здравоохранение" в 1 полугодии 2005 года направлено 41,9 млн. рублей, что в 3 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года, из них 2,6 млн. руб. на реализацию целевой программы "Здоровое детство в новом тысячелетии".
Из областного бюджета на реализацию городских мероприятий, вошедших в областные целевые программы, поступило 3,0 млн. руб. Средства были направлены:
- на капитальный ремонт нежилого здания по ул. К. Маркса, 13 под детскую поликлинику - 700 тыс. руб.;
- на капитальный ремонт терапевтического корпуса ЦГБ под резервный роддом - 2,2 млн. руб.;
- на приобретение аппарата ЭКГ и тонометров для ЦГБ - 55 тыс.руб.;
- на приобретение литературы по санитарному просвещению и обучению гигиены полости рта для стоматологической поликлиники - 27,9 тыс.руб.
По федеральной программе по предупреждению туберкулеза в РФ за счет средств федерального бюджета приобретено медикаментов на сумму 185,5 тыс. руб.
В настоящее время в г. Сызрани насчитывается около 34 тыс. больных, пользующихся льготами на получение лекарственных препаратов за счет федерального и областного бюджетов. По состоянию на 01.07.2005 по Федеральной программе поступило медикаментов для льготной категории граждан на сумму 14,5 млн. руб., по территориальной программе - 14,0 млн. руб.
Больным было выписано и отпущено по Федеральной программе 101,0 тыс. рецептов на сумму 11,9 млн. рублей, по территориальной программе - 41,1 тыс. рецептов на сумму 8,3 млн. руб.
При недопоставке медикаментов по Федеральной программе обеспечение препаратами федеральных льготников производилось за счет средств областного бюджета. В 1 полугодии выписано и отпущено за счет средств областного бюджета 16,4 тыс. рецептов на общую сумму 3,1 млн. руб.
В рамках реализации ФЗ № 122-ФЗ на санаторно-курортное лечение в 1 полугодии 2005 года получили путевки 698 человек на общую сумму 5,8 млн. руб.
На долечивание работающих граждан после стационарного этапа лечения были отправлены в санатории 124 человека (средства соцстраха).
В городе проведена целенаправленная работа по созданию системы оздоровления и занятости детей и подростков.
Подготовлена база отдыха. Проведена учеба педагогического и медицинского персонала для работы в детских оздоровительных лагерях.
Сегодня принимают детей 7 загородных детских оздоровительных лагерей (на уровне 2004 г.), для оздоровления и отдыха детей используется база 2-х профилакториев: "Отдых", "Здоровье".
В 2005 году сохранилась практика организации отдыха детей в лагерях дневного пребывания, был открыт 21 лагерь дневного пребывания, в них отдохнуло 1626 детей. Всего было оздоровлено в 1 полугодии 2512 детей.

Образование

В городе осуществляется реализация федеральных экспериментов: введение единого государственного экзамена, совершенствование структуры и содержания общего образования, введение профильного обучения на старшей ступени образования.
В текущем году продолжили участие в региональных экспериментах следующие общеобразовательные школы:
- школа № 33 - "Апробация содержания регионального компонента "Основы проектной деятельности" и "Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность";
- школа № 2 - "Апробация организационных моделей профильного обучения";
- школа № 3 "Основы проектной деятельности" и "Развитие школы ступеней обучения".
Общеобразовательные учреждения города принимают участие в эксперименте по введению единого государственного экзамена (ЕГЭ) с 2001 года.
Единый государственный экзамен проводился в 5 пунктах: на базе лицея, школ № 2, № 3, № 19, № 26. В итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена приняли участие 1604 выпускника 27 общеобразовательных учреждений г. Сызрани.
Итоги ЕГЭ 2005 года показали, что средний балл в г. Сызрани выше регионального уровня по химии, биологии, истории России, обществознанию, литературе, английскому языку, 32 выпускника на ЕГЭ получили 90 и более баллов.
В системе дошкольного образования действуют 34 самостоятельных учреждения, из них 27 муниципальных. При 11 образовательных школах работают дошкольные отделения. Охват детей дошкольным образованием составляет 58%. Очередность в дошкольные образовательные учреждения составляет 1251 человек.
На территории г. Сызрани функционирует 9 учреждений профессионального образования, осуществляющих подготовку по 88 профессиям и специальностям начального, среднего и высшего профессионального образования.
На ступени среднего профессионального образования Губернского колледжа с сентября 2004 года введена новая специальность "Переработка нефти и газа". В 1 полугодии текущего года проводилась разработка учебно-планирующей и методической документации для открытия с сентября 2005 года новой специальности на ступени начального профессионального образования в Губернском колледже.
В филиале СамГТУ на 2004/2005 учебный год увеличен лицензионный норматив по контингенту студентов с 1100 до 1500 человек, что позволило увеличить прием студентов. Расширен спектр специальностей по заочной форме обучения, и создан факультет заочного дистанционного обучения. В связи с повышенным интересом абитуриентов осуществлен первый набор по специальности "Профессиональное обучение", специализация "Информатика, вычислительная техника, компьютерная технология".
В рамках реализации областной целевой программы "Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений Самарской области в 2005 - 2007 годы" были проведены следующие работы:
- установлена автоматическая пожарная сигнализация в лицее, гимназии в школах № 2, № 3, № 22, № 26, № 29, № 32, № 11, № 33, № 40, № 19;
- проведена огнезащитная обработка сгораемых конструкций в школах № 3, № 22, № 29, № 32, № 34, № 9, № 11, № 16, № 33.
На эти мероприятия из областного бюджета было выделено 788 тыс. руб., из городского - 659 тыс. руб.
В рамках реализации областной программы "Управление кадровым потенциалом Самарской области" на 2004 - 2008 гг. в 1 полугодии 2005 года 6 молодым специалистам, закончившим Губернский колледж и приступившим к работе в образовательных учреждениях г. Сызрани, оказана финансовая помощь из областного бюджета на общую сумму 292,3 тыс. руб.
Большое внимание уделяется работе по созданию условий безопасности организации образовательного процесса.
В 1 полугодии 2005 года проведено:
- 78 командно-штабных учений;
- 218 объектовых тренировок с эвакуацией учащихся, воспитанников и сотрудников (охват 18,0 тыс. человек);
- 10 тактико-специальных учений (приняло участие 89 человек).
Был проведен месячник по гражданской обороне "День защиты детей", в котором приняли участие 72 образовательных учреждения г. Сызрани.

Семейная политика

Семейная политика города является неотъемлемой частью всей социально-экономической политики. В текущем году продолжена работа по профилактике негативных социальных явлений в семьях и развитию позитивных, по совершенствованию системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказанию адресной материальной и социальной помощи семьям, имеющим несовершеннолетних детей.
В 1 полугодии 2005 года открылся социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Островок". Здесь будет оказываться социальная поддержка детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.
За 6 месяцев 2005 года выявлено 77 детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, что на 5% меньше, чем в соответствующем периоде прошлого года.
Приоритетным направлением в жизнеустройстве детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему остаются семейные формы воспитания. Из 77 выявленных детей, оставшихся без попечения родителей 52 ребенка обрели семью. В 1 полугодии текущего года вновь создано 9 приемных семей, в них передано на воспитание 17 детей. Всего в городе таких семей - 108, в них воспитывается 165 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По сравнению с соответствующим периодом прошлого года снизилось количество детей, от которых отказались матери в родильном доме: в 1 полугодии 2005 года - 7 отказных новорожденных и 3 малыша подброшенных, в 1 полугодии 2004 года - 13 и 1 соответственно. По-прежнему, основной причиной отказа от детей является низкая моральная ответственность и тяжелое материальное положение родителей.
В отчетном периоде большое значение уделялось вопросам улучшения положения детей с ограниченными возможностями. Проведено анкетирование по изучению пирамиды потребностей семей с детьми-инвалидами, на основе полученного материала разработана система мероприятий, направленных на восстановление социальной активности и самореализации данной категории семей, на оказание различных видов социальной помощи. В 1 полугодии 2005 года 27 семьям оказана материальная помощь на общую сумму 45,9 тыс. руб., 78 детей с ограниченными возможностями в здоровье обеспечены бесплатными путевками в специализированные детские санатории Самарской области, 8 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата на летний период помещены в Центр социальной реабилитации для детей-инвалидов в п. Варламово.
На восстановление социальной активности семей с детьми-инвалидами были направлены городские культурно-досуговые мероприятия "Семейная гостиница", "Ура! Каникулы!", "Мама, папа, я - веселая семья!".
В 1 полугодии 2005 года продолжилась работа по проверке сохранности жилья, закрепленного за детьми, воспитывающимися в опекаемых и приемных семьях. Жилая площадь закреплена за 108 приемными и за 349 опекаемыми детьми. На регистрационном учете в жилищном отделе администрации на получение внеочередного жилья состоит 46 детей-сирот.
В текущем периоде 3 детям-сиротам выделена 2-комнатная муниципальная квартира из фонда вторичного жилья.
Бесплатными путевками на оздоровление в загородные лагеря обеспечены 218 детей из социально незащищенных семей (в 1 полугодии 2004 года - 191 ребенок).
В целях предоставления основных гарантий ребенку, обеспечения условий для физического и интеллектуального, психического, духовного и нравственного развития детей продолжается реализация городской целевой программы "Профилактика безнадзорности, социального сиротства и правонарушений несовершеннолетних, усиления противодействия незаконному обороту наркотических средств в г. Сызрани на 2002 - 2005 гг." За 6 месяцев 2005 года на реализацию программы из всех источников финансирования направлено 5,7 млн. руб., в том числе 0,6 млн. рублей - из городского бюджета.

Молодежная политика

Молодежная политика - неотъемлемая часть всей социально-экономической политики города. В ее основу положены принципы программной деятельности.
В рамках реализации программы "Патриотическое воспитание населения города Сызрани на 2002 - 2005 гг." проведен конкурс социальных проектов по патриотическому, духовно-нравственному, гражданскому воспитанию молодежи "Победа - 2005". В конкурсе приняли участие 13 проектов, посвященных памяти отцов и дедов, отстоявших свободу в тяжелые годы войны.
В 1 полугодии прошла экологическая акция "Память". Ее задачи: развитие системы шефства над памятниками истории и культуры, привлечение внимания молодежи к отражению истории Отечества в истории города. В акции приняли участие 320 человек - учащихся и студентов учебных заведений города.
8 мая 2005 года в городе прошла традиционная "Вахта Памяти", посвященная Победе в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов. В акции приняли участие свыше 500 человек.
В целях пропаганды здорового образа жизни, популяризации среди молодежи воинской службы, а также патриотического и гражданского воспитания была проведена городская игра "Орленок".
В городе работает 20 общественных организаций. В 1 полугодии 2005 г. 7 общественных организаций заключили с Управлением по делам молодежи договор на реализацию городских социально значимых программ.
Продолжается развитие движения студенческих трудовых отрядов. 14 июня 2005 г. на площади Сызранского Кремля дан старт городской акции "Трудовое лето - родному городу": 10 объединений старшеклассников и 16 студенческих отрядов общей численностью 694 человека выразили готовность работать на благо города в летний период.
Молодежным центром занятости проводится работа по трудоустройству подростков и молодежи в каникулярный период и в свободное от учебы время. В 1 полугодии текущего года сформирован банк данных из 1468 человек, желающих трудоустроиться на летний период, в возрасте от 14 до 22 лет. Трудоустроено 524 человека.
В городе реализуется областная программа "Молодой семье - доступное жилье". На 1 июня 2005 года 187 молодых семей являются участниками программы, 35 семей имеют право на получение средств субсидии из областного и федерального бюджетов.
Организация работы по месту жительства становится одним из приоритетных направлений в реализации молодежной политики и на муниципальном, и на государственном уровне.
Не первый год в городе реализуется программа "Калейдоскоп", задача которой - развитие молодежного общественного движения по месту жительства. В мае 2005 года в рамках Фестиваля здоровья, спорта и творчества прошел областной семинар "Организация работы с детьми и подростками по месту жительства как одно из приоритетных направлений в реализации молодежной политики Самарской области". На семинаре был представлен опыт работы г. Сызрани в данном направлении - слайдовая презентация "Привлечение детских и молодежных общественных организаций и объединений к организации спортивно-массовой работы по месту жительства". Участниками была дана положительная оценка организации работы по месту жительства в г. Сызрани.
Администрация города содействует развитию научно-практического творчества молодежи. В апреле 2005 г. прошла III городская молодежная научная конференция "Научный потенциал города - XXI веку". В конференции участвовали представители 17 учебных заведений и организаций города. Некоторые работы были оценены как социально значимые и имеющие научно-практическую ценность для города. Из городского бюджета на проведение конференции было выделено 60,0 тыс. рублей.
В рамках празднования Всероссийского Дня молодежи прошел III слет работающей молодежи. На слете было представлено 8 команд от предприятий и организаций города.
На реализацию мероприятий программ "Новое поколение и "Патриотическое воспитание населения г. Сызрани" в 1 полугодии 2005 г. из городского бюджета направлено 2,9 млн. руб.

Спорт

Основной направленностью в работе Управления физической культуры и спорта Администрации города в области физической культуры и спорта в отчетном периоде стало эффективное использование материально-технической базы спортсооружений, воспитание молодежи, формирование здорового образа жизни населения и достойное выступление наших спортсменов на крупнейших соревнованиях.
Управлением физической культуры и спорта за отчетный период в соответствии с календарным планом совместно с федерациями было проведено 178 спортивно-массовых мероприятий, в которых приняли участие наши спортсмены.
Были организованы и проведены: спартакиада среди трудящихся города, допризывной молодежи, спартакиада среди школьников, чемпионат города по легкой атлетике, по парусному спорту, первенство города по футболу среди детей и юношей, турнир на приз клуба "Кожаный мяч", первенство области среди юниоров по тяжелой атлетике и др.
С 27 - 29 мая 2005 г. в городе в седьмой раз подряд прошел фестиваль здоровья, спорта и творчества Самарской области. В нем приняло участие свыше 4 тыс. спортсменов и гостей из 23 городов России.
Успешное выступление наших спортсменов позволило Иршату Бахтиярову во второй раз стать чемпионом Европы по тхэквондо, а Эдгару Катанджаняну - чемпионатом России. Анастасия Слепова выполнила норматив мастера спорта России по тхэквондо. Ирина Сухарева стала серебряным призером командного Кубка России по шашкам.
Целенаправленно ведется спортивная и оздоровительная работа с инвалидами. В 1 полугодии 2005 года проведена городская и региональная параолимпийская спартакиада среди инвалидов.

Председатель Сызранской городской Думы
А.П.ЕЛИСТРАТОВ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru