ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТОЛЬЯТТИНСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 07.12.2005 № 316
"О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
ТОЛЬЯТТИНСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 декабря 2005 г. № 316
О ПРАВИЛАХ ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Рассмотрев доработанный ко второму чтению проект правил депутатской этики депутатов Думы городского округа Тольятти, городская Дума постановила:
1. Утвердить Правила депутатской этики депутатов Думы городского округа Тольятти (приложение № 1).
2. Признать утратившим силу Решение Тольяттинской городской Думы от 31.08.1994 № 23 "Об утверждении Правил депутатской этики".
3. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на постоянную мандатную комиссию (А.П. Мокрушин).
Мэр города
Н.Д.УТКИН
Председатель Думы
А.Н.ДРОБОТОВ
Приложение № 1
к Постановлению
городской Думы
от 7 декабря 2005 г. № 316
ПРАВИЛА
ДЕПУТАТСКОЙ ЭТИКИ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
Настоящие Правила депутатской этики депутатов Думы городского округа Тольятти (далее - Правила) определяют моральные и нравственные нормы поведения депутатов Думы городского округа (далее - депутатов) при осуществлении ими своих полномочий в соответствии с действующим законодательством, Уставом городского округа Тольятти, Регламентом городской Думы и другими муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа Тольятти.
Общие положения
Статья 1. Моральными и нравственными критериями поведения депутата Думы городского округа должны служить идеалы гуманизма, справедливости, порядочности и добра.
Статья 2. В своей деятельности депутат Думы городского округа руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, законами Самарской области, Уставом городского округа Тольятти, Регламентом городской Думы, Положением о Тольяттинской городской Думе и настоящими Правилами.
Статья 3. Депутат во всей своей деятельности должен руководствоваться общепризнанными нормами морали и нравственности.
Статья 4. Депутат Думы городского округа должен воздерживаться от действий, заявлений и поступков, способных скомпрометировать представляемых им избирателей, Думу городского округа.
Статья 5. Взаимоотношения между депутатами строятся на основе равноправия, терпимости и уважения.
Статья 6. Депутат Думы городского округа обязан всесторонне учитывать позиции других депутатов и интересы избирателей перед принятием решений. Депутат не может проявлять безапелляционность, навязывать свою позицию посредством угроз, ультиматумов, оскорблений.
Статья 7. В случае нарушения депутатом Думы городского округа Правил депутатской этики к нему могут приниматься соответствующие меры воздействия, предусмотренные настоящими Правилами.
Раздел 1
1.1. Правила депутатской этики на заседаниях Думы городского
округа, постоянных комиссий Думы городского округа
Статья 8. Депутат Думы городского округа обязан присутствовать на всех заседаниях Думы городского округа, заседаниях постоянных комиссий Думы и на заседаниях рабочих групп, членом которых он является. Форма одежды депутата должна соответствовать официальной обстановке. Отсутствие депутата на заседаниях допускается только по уважительным причинам. К уважительным причинам относятся болезнь депутата, командировка, отпуск, семейные обстоятельства, производственная необходимость. Об отсутствии на заседаниях и причинах отсутствия депутат обязан заблаговременно уведомить председателя Думы городского округа или его заместителей, председателя соответствующей постоянной комиссии Думы, председателя рабочей группы.
Статья 9. Депутаты должны подчиняться порядку работы, утвержденному в Регламенте Думы городского округа. Соблюдать распоряжения председателя Думы, касающиеся поддержания порядка и соблюдения Регламента Думы городского округа, в том числе: не опаздывать без уважительных причин на заседания Думы городского округа, депутатские слушания, заседания комиссий, рабочих групп, иные мероприятия Думы городского округа. Уход из зала заседания в знак протеста является нарушением настоящих Правил.
1.2. Формы обращения депутатов
Статья 10. Участвуя в заседаниях Думы городского округа, депутатских слушаниях, в работе комиссий и рабочих групп, депутат должен проявлять вежливость, тактичность и уважение к председателю, депутатам, аппарату Думы городского округа и иным лицам, присутствующим на заседании Думы городского округа.
Статья 11. На заседаниях Думы городского округа депутаты должны обращаться официально друг к другу, а также ко всем лицам, участвующим в работе заседаний.
1.3. Этика публичных выступлений депутатов
Статья 12. Депутат перед началом выступления должен продумать свою речь, чтобы она носила четкую направленность по существу предмета обсуждений. Выступающий должен изъясняться доступным языком, не допуская пространных выражений.
Статья 13. Депутат Думы городского округа, выступая на заседаниях Думы городского округа, депутатских слушаниях, в средствах массовой информации с различного рода публичными заявлениями, комментируя деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан, обязан использовать только достоверные проверенные факты.
Статья 14. Выступающий на заседании, совещании не вправе употреблять в своей речи грубые и оскорбительные выражения, допускать действия, наносящие ущерб чести, достоинству и деловой репутации депутатов и других лиц, допускать необоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложную информацию, призывать к незаконным действиям.
В случае умышленного или неосторожного употребления в публичных критических выступлениях непроверенных фактов долг депутата Думы городского округа - публично признать некорректность своих высказываний и принести извинения тем органам, организациям и лицам, чьи интересы были затронуты этим выступлением.
Статья 15. Выступления на заседании Думы городского округа или комиссии допускаются только с разрешения председательствующего. Не допускаются выступления без предоставления слова, выступления не по повестке дня и не по существу вопроса повестки дня; выкрики, прерывания выступающих.
Статья 16. Выступающий на заседании Думы городского округа или комиссии не должен превышать время, отведенное для выступления, и отклоняться от обсуждаемого вопроса.
Если выступающий превысил отведенное ему для выступления время, председательствующий прерывает его и выясняет, сколько времени выступающему нужно для продолжения выступления. По предложению председателя время, необходимое для окончания выступления, продлевается с согласия большинства депутатов, присутствующих на заседании Думы городского округа.
В случае отклонения выступающего от темы обсуждаемого вопроса, председательствующий предупреждает его и предлагает вернуться к обсуждаемому вопросу. В случае повторного нарушения указанного правила председательствующий лишает выступающего права на выступление по обсуждаемому вопросу.
1.4. Право депутатов на рассмотрение их обращения и
на получение извинения
Статья 17. В случае обвинения депутата в совершении неэтичных действий он имеет право обратиться в постоянную мандатную комиссию с просьбой дать оценку предъявленным ему обвинениям. Комиссия обязана дать такую оценку.
Статья 18. Депутат, в отношении которого допущены нарушения Правил депутатской этики, вправе потребовать от нарушителя публичного извинения. В случае отказа принести извинения, вправе подать соответствующее заявление в мандатную комиссию, а комиссия обязана принять его.
Раздел 2
2.1. Правила депутатской этики во взаимоотношениях депутатов
Думы городского округа с органами местного самоуправления
городского округа, органами государственной власти,
должностными лицами, общественными организациями,
сотрудниками аппарата Думы городского округа,
с помощниками депутата
Статья 19. Депутат при взаимодействии с органами местного самоуправления городского округа, органами государственной власти, должностными лицами, общественными организациями, сотрудниками аппарата Думы городского округа, с помощниками депутата обязан показывать пример деловитости, корректности, уважительного отношения друг к другу.
Статья 20. Депутат не вправе требовать от сотрудников аппарата Думы городского округа исполнения функций, не предусмотренных их функциональными обязанностями.
Статья 21. Депутат не вправе использовать в личных целях преимущества своего депутатского статуса во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, средствами массовой информации, организациями и гражданами.
Депутат не вправе использовать свое положение для рекламы деятельности каких-либо организаций.
Статья 22. Депутат Думы городского округа не имеет права использовать предоставленную ему органами местного самоуправления городского округа, органами государственной власти, должностными лицами официальную служебную информацию для личной выгоды.
Статья 23. Депутат обязан использовать депутатские бланки только для официальных запросов, писем и документов, подписанных собственноручно.
Статья 24. Депутат Думы городского округа не может разглашать сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением депутатских полномочий, если эти сведения:
а) касаются вопросов, рассмотренных на закрытых заседаниях Думы городского округа;
б) составляют государственную, коммерческую или служебную тайну;
в) связаны с личной или семейной жизнью граждан, с деловой репутацией и деятельностью юридических лиц и доверены депутату при условии их неразглашения.
Статья 25. Депутат Думы городского округа воздерживается от участия в уголовном процессе в качестве общественного защитника либо обвинителя, не выступает с публичными оценками по судебному делу до вступления решения или приговора в законную силу.
Статья 26. Депутат может выступать от имени Думы городского округа или постоянной комиссии лишь в случае, если он уполномочен выражать мнение этого органа или комиссии.
Депутат вправе публично выступать вне Думы городского округа со своим личным мнением, специально оговорив при этом, что это его личное мнение.
Депутат, высказавший свое личное мнение, не может подвергаться за это какому-либо преследованию.
2.2. Правила депутатской этики во взаимоотношениях
депутата с избирателями
Статья 27. Депутат Думы городского округа поддерживает постоянную связь с избирателями своего округа, ответственен перед ними и подотчетен им.
Взаимоотношения депутата Думы городского округа с избирателями строятся на основе взаимного уважения, вежливости, внимательного отношения депутата к обращениям, жалобам, заявлениям граждан.
Статья 28. Депутат Думы городского округа принимает меры по обеспечению прав, свобод и законных интересов своих избирателей: рассматривает поступившие от них заявления, предложения; способствует, в пределах своих полномочий, правильному и своевременному решению содержащихся в них вопросов; лично ведет регулярный прием граждан в общественных приемных на избирательном округе.
Статья 29. Депутат в установленном порядке отчитывается перед избирателями, периодически информируя о своей деятельности во время встреч с избирателями и через средства массовой информации. Информация, предоставляемая депутатом избирателям, должна быть полной, достоверной, объективной.
2.3. Финансовые и имущественные требования
к депутатам Думы городского округа
Статья 30. Депутат не должен использовать в своих личных целях имущество, в том числе транспортные средства, средства связи, оргтехнику, а также другое имущество, предоставленное ему для выполнения своей депутатской деятельности.
Статья 31. Для покрытия расходов, связанных с выполнением депутатских полномочий, депутаты Думы городского округа могут использовать официально выделенные и личные средства.
Депутат Думы городского округа не может претендовать на какие-либо льготы, привилегии, если только они не входят в официальный перечень льгот и привилегий, предусмотренных действующим законодательством, предоставляемых депутату Думы городского округа на законных основаниях.
Раздел 3
3.1. Порядок рассмотрения вопросов нарушения
правил депутатской этики
Статья 32. Рассмотрение вопросов, связанных с нарушением депутатами Правил депутатской этики, осуществляет постоянная мандатная комиссия Тольяттинской городской Думы (далее - комиссия) на основании статьи 11 Положения о постоянной мандатной комиссии Тольяттинской городской Думы.
Статья 33. Комиссия в течение 10 дней после обращения в нее обязана рассмотреть вопросы, связанные с нарушением настоящих Правил:
а) по письменному заявлению депутата или группы депутатов;
б) по собственной инициативе, если решение об этом принято большинством членов комиссии или ее председателем;
в) по обращению должностного лица органа государственной власти и местного самоуправления, по заявлению граждан.
Статья 34. Заседание комиссии проводится открыто, если комиссия не примет иного решения.
Статья 35. Заявители и другие заинтересованные лица приглашаются на заседание заранее. Им предоставляется возможность обосновать свое заявление и дать объяснения. В случае отказа депутата дать объяснение по существу вопроса, изложенного в заявлении, либо его неявки без уважительных причин на заседания, мандатная комиссия рассматривает заявление в его отсутствие и информирует депутата о принятом решении.
По ходатайству депутата или по решению комиссии на заседание могут быть приглашены другие лица, располагающие необходимой информацией.
Депутат, в отношении которого рассматривается вопрос о неэтичном поведении, вправе подать в комиссию в письменном виде мотивированный ответ, представить документы, дать устные пояснения по существу вопроса.
Депутат, не согласный с решением комиссии в отношении нарушений настоящих Правил, вправе обжаловать действия и требования комиссии непосредственно на заседании Думы городского округа.
Статья 36. Комиссия не вправе рассматривать вопросы, относящиеся к компетенции судебных и правоохранительных органов.
В случае подачи необоснованной жалобы, затрагивающей честь, достоинство, деловую репутацию депутата, депутат вправе защищать свои права в соответствии с действующим законодательством.
Статья 37. Комиссия принимает решение о наличии или отсутствии в действиях депутата нарушений Правил депутатской этики.
Комиссия на своем заседании может принять следующие решения:
а) о нарушении Правил депутатской этики;
б) об отсутствии нарушений Правил депутатской этики.
Комиссия, ее председатель могут предлагать следующие меры воздействия:
а) объявить порицание на заседании комиссии;
б) объявить порицание на заседании Думы городского округа;
в) предложить принести публичные извинения на заседании Думы городского округа.
Факты нарушений настоящих Правил могут быть доведены до сведения избирателей округа, в том числе и через средства массовой информации городского округа Тольятти.