ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 24.01.2006 № 6
"О МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЛЬГОТНИКОВ"
(вместе с "ПОЛОЖЕНИЕМ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЛЬГОТНИКОВ")
О МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ КОНТРОЛЕ
ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И ИЗДЕЛИЯМИ
МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЛЬГОТНИКОВ
В целях организации и проведения на территории Самарской области медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (далее лекарственное обеспечение) категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, приказываю:
1. Сформировать комиссию в следующем составе:
- Кузнецов Сергей Иванович - руководитель управления организации медицинской помощи взрослому населению министерства здравоохранения - председатель;
- Стешин Михаил Алексеевич - ведущий специалист управления фармацевтической деятельностью министерства здравоохранения - секретарь.
Члены комиссии:
- Бугаева Елена Петровна - главный специалист управления экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами;
- Демин Алексей Сергеевич - главный специалист-терапевт министерства здравоохранения;
- Каткова Людмила Ивановна - главный специалист-педиатр министерства здравоохранения;
2. Утвердить график проверок лечебно-профилактических учреждений.
3. Утвердить "Положение о порядке организации и проведения медико-экономического контроля за лекарственным обеспечением территориальных льготников".
4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра здравоохранения Павлова В.В.
Министр здравоохранения
Самарской области
Г.И. ГУСАРОВА
Утвержден
приказом
министерства здравоохранения
Самарской области
от 24 января 2006 г. № 6
ГРАФИК
ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
КОНТРОЛЯ ЗА ЛЬГОТНЫМ ЛЕКАРСТВЕННЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ
ГРАЖДАН ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ОБЛАСТНОГО БЮДЖЕТА
Утверждено
приказом
министерства здравоохранения
Самарской области
от 24 января 2006 г. № 6
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ЗА НАЗНАЧЕНИЕМ И ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ СРЕДСТВАМИ И
ИЗДЕЛИЯМИ МЕДИЦИНСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ЛЬГОТНИКОВ
Общие положения
Настоящее Положение разработано с целью унификации принципов организации и механизмов осуществления медико-экономического контроля за назначением и обеспечением лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения (далее - ЛС) территориальных льготников за счет средств областного бюджета в медицинских учреждениях Самарской области.
Медико-экономический контроль в лечебно-профилактических учреждениях осуществляется комиссией, утвержденной приказом министерства здравоохранения Самарской области (далее Комиссия).
1. Организация медико-экономического контроля по обеспечению
необходимыми лекарственными средствами граждан в
лечебно-профилактических учреждениях (далее ЛПУ)
1.1. Медико-экономический контроль обеспечения лекарственными средствами граждан в ЛПУ включает:
- проверку факта выписки рецепта по форме № 148-1/у-88 (с дополнениями), утвержденной приказом департамента здравоохранения Самарской области от 21.07.2003 № 262;
- проверку факта выписки рецептов, подлинность которых вызывает сомнение (дублирование по номерам и сериям рецептов, "фальшивые" рецепты и др.);
- проверку факта назначения ЛС, а также назначения ЛС по заключению врачебной комиссии (далее ВК);
- проверку факта назначения специальных лекарственных препаратов врачами общей сети (за исключением тех врачей/фельдшеров, кому данное право делегировано специальными нормативными актами министерства здравоохранения Самарской области);
- проверку обоснованности назначения ЛС с учетом разовой, суточной и курсовой дозы в зависимости от возраста пациента, тяжести и характера заболевания согласно утвержденным стандартам медицинской помощи;
- проверку фактов обращений граждан по вопросам некачественного/неполного обеспечения ЛС.
1.2. Медико-экономический контроль проводится по утвержденному министерством здравоохранения графику, который доводится до лечебно-профилактических учреждений посредством публикации в областных ведомственных информационных изданиях или/и другими способами.
1.3. Не позднее, чем за 3 дня до утвержденного срока проведения контроля, Комиссия отправляет в ЛПУ:
- извещение о дате и времени проведения экспертизы в соответствии с утвержденным графиком, цели экспертизы, состав экспертов Комиссии;
- перечень документации, подлежащей экспертизе.
1.4. Документация, в том числе медицинская, предъявляемая в ЛПУ к экспертизе, включает:
- регистр лиц, имеющих право на получение лекарственной помощи за счет средств областного бюджета;
- формулярный перечень лекарственных средств Самарской области (далее Перечень);
- копии рецептов на ЛС, запрошенных для проведения медико-экономического контроля;
- медицинские карты амбулаторных граждан или истории развития ребенка (форма 112) (далее медицинская карта), получивших ЛС;
- перечень врачей, имеющих право выписки ЛС на льготных условиях;
- журнал заключений врачебной комиссии.
1.5. До начала проверки Комиссия обязана ознакомиться с актом предыдущей экспертизы, проведенной в данном лечебно-профилактическом учреждении (если в ЛПУ уже проводился медико-экономический контроль).
2. Порядок проведения медико-экономического контроля
в лечебно-профилактическом учреждении
2.1. Определяется соответствие запрошенной для проведения медико-экономического контроля и представленной медицинской документации.
2.2. В случае непредставления или представления в неполном объеме медицинской документации лечебно-профилактическим учреждением для проведения медико-экономического контроля, причины ее отсутствия и расходы на оплату ЛС, отпущенных гражданам, вносятся в таблицу "Перечень медицинских карт, не представленных к экспертизе в ЛПУ" (Приложение 2).
2.3. Проводится анализ медицинских карт, проверка наличия записей о назначении ЛС с дозировкой и количеством, их соответствия Перечню ЛС. При выявлении нарушений действующего порядка назначения ЛС - данные о таких рецептах заносятся в Акт экспертизы.
2.4. Выявляются и анализируются случаи отпуска гражданам на льготных условиях ЛС, не подлежащих возмещению (рецепты, выписанные с нарушением действующего законодательства) по причине:
- отсутствия в медицинской карте сведений, подтверждающих право гражданина на льготы по лекарственному обеспечению;
- не соответствия лекарственной помощи, оказанной гражданам, утвержденным стандартам медицинской помощи;
- отсутствия в медицинской карте амбулаторного больного записи о приеме врача на дату выписки ЛС;
- назначения на льготных условиях ЛС в количестве, превышающем необходимое для приема на 1 курс лечения в случаях острых заболеваний или на 1 месяц лечения хронических заболеваний при необходимости проведения постоянной/длительной поддерживающей терапии;
- одновременного назначения медикаментов - аналогов по фармако-терапевтическому действию.
2.5. При необоснованности заключения или противоречиях между заключениями нескольких экспертов или членов комиссии и представителя ЛПУ может быть назначена повторная экспертиза.
3. Порядок оформления акта медико-экономического контроля
лекарственной помощи в ЛПУ и реализация материалов контроля
3.1. По результатам экспертизы составляется сводный Акт медико-экономического контроля лекарственной помощи в ЛПУ (Далее - Акт) (Приложение 4).
3.2. Неотъемлемой частью Акта являются:
- перечень медицинских карт, запрошенных для проведения медико-экономического контроля лекарственной помощи гражданам (Приложение 1);
- перечень медицинских карт, не представленных к экспертизе в ЛПУ (Приложение 2);
- акт результатов экспертизы медицинских карт (Приложение 3).
Экспертиза медицинских карт включает проверку наличия: серии и номера полиса ОМС, Ф.И.О. гражданина, даты рождения, кодов МКБ, а также сведений о документе или диагнозе, подтверждающих права на льготы по лекарственному обеспечению (или хотя бы наличие данных о документах/ диагнозе в записях в амбулаторной карте).
3.3. В раздел 2 Акта "Заключение" вносятся сводные данные о нарушениях действующего законодательства по назначению ЛС на льготных условиях, выявленные в предъявленных для контроля медицинских картах.
3.4. В графу "ИТОГО" заносится количество рецептов, выписанных с нарушениями действующего законодательства и их суммарная стоимость.
3.5. В разделах 3 "Результаты медико-экономического контроля" и 4 "Рекомендации" Акта отражаются выявленные недостатки, даются предложения по их устранению, устанавливаются сроки их выполнения, отмечаются результаты выполнения предложений по предыдущей экспертизе.
3.6. Акт экспертизы подписывается всеми членами Комиссии и представителем ЛПУ.
При наличии замечаний и возражений со стороны представителя ЛПУ по Акту экспертизы, Комиссия должна их получить в письменном виде.
Эксперты (члены Комиссии), не согласные с общим мнением, вправе изложить свое особое мнение в пределах своей компетенции.
3.8. Акт заполняется в трех экземплярах (Комиссии, ОАО "Фармбокс" и ЛПУ) с подписями всех членов Комиссии и представителя ЛПУ, заверяется печатью ЛПУ.
3.9. После проведения медико-экономического контроля во всех ЛПУ формируется "Сводная ведомость результатов медико-экономического контроля лекарственной помощи" (Приложение 5).
Приложение № 1
к "Положению о порядке организации
и проведения на территории Самарской области
медико-экономического контроля
за назначением и обеспечением
лекарственными средствами
территориальных льготников"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКИХ КАРТ, ЗАПРОШЕННЫХ ДЛЯ
ПРОВЕДЕНИЯ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
В______________________________________________________
(наименование ЛПУ)
"___" ________________2006 Г.
ИТОГО: ______________________________ медицинских карт
Приложение № 2
к "Положению о порядке организации
и проведения на территории Самарской области
медико-экономического контроля
за назначением и обеспечением
лекарственными средствами
территориальных льготников"
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕДИЦИНСКИХ КАРТ, НЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ К ЭКСПЕРТИЗЕ В ЛПУ
----T-------------------T--------------T--------------¬
¦ № ¦Причина, по которой¦ Количество ¦ Расходы на ¦
¦п/п¦ медицинская не ¦ медицинских ¦ оплату ¦
¦ ¦ представлена к ¦ карт, не ¦лекарственных ¦
¦ ¦ экспертизе в ЛПУ ¦представленных¦ средств и ¦
¦ ¦ ¦ к экспертизе ¦ изделий ¦
¦ ¦ ¦ ¦ медицинского ¦
¦ ¦ ¦ ¦ назначения ¦
¦ ¦ ¦ ¦ (руб.) ¦
+---+-------------------+--------------+--------------+
¦01 ¦Отсутствие ¦ ¦ ¦
¦ ¦медицинских карт в¦ ¦ ¦
¦ ¦ЛПУ на момент¦ ¦ ¦
¦ ¦проведения ¦ ¦ ¦
¦ ¦экспертизы в связи¦ ¦ ¦
¦ ¦с (консультацией и¦ ¦ ¦
¦ ¦т.п.) ¦ ¦ ¦
¦ ¦__________________ ¦ ¦ ¦
+---+-------------------+--------------+--------------+
¦02 ¦Отсутствие ¦ ¦ ¦
¦ ¦возможности ¦ ¦ ¦
¦ ¦установить ¦ ¦ ¦
¦ ¦гражданина в связи¦ ¦ ¦
¦ ¦с отсутствием в¦ ¦ ¦
¦ ¦Регистре ¦ ¦ ¦
¦ ¦территориальных ¦ ¦ ¦
¦ ¦льготников, ¦ ¦ ¦
¦ ¦реквизиты ¦ ¦ ¦
¦ ¦документа которого¦ ¦ ¦
¦ ¦указаны на рецепте ¦ ¦ ¦
L---+-------------------+--------------+---------------
Приложение № 3
к "Положению о порядке организации
и проведения на территории Самарской области
медико-экономического контроля
за назначением и обеспечением
лекарственными средствами
территориальных льготников"
АКТ
РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРТИЗЫ
МЕДИЦИНСКИХ КАРТ АМБУЛАТОРНЫХ БОЛЬНЫХ
От лечебно-профилактического учреждения
__________________________ ________________
(должность, Ф.И.О.) (подпись)
От фармацевтической организации ОАО "Фармбокс"
"Ознакомлен"
__________________________ ________________
(должность, Ф.И.О.) (подпись)
Приложение № 4
к "Положению о порядке организации
и проведения на территории Самарской области
медико-экономического контроля
за назначением и обеспечением
лекарственными средствами
территориальных льготников"
АКТ № ____/____/____
МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ
от "___" ______________ 2006 года
__________________________________________________________________________
(наименование ЛПУ)
В соответствии с Графиком, утвержденным министерством здравоохранения
Самарской области, проведен медико-экономический контроль лекарственной
помощи территориальным льготникам за период с ______________ по
______________ и получающим амбулаторно-поликлиническую помощь
в____________________________________________________.
(наименование лечебно-профилактического учреждения)
Для проведения контроля объемов и обоснованности выписки лекарственных
средств территориальным льготникам, к экспертизе запрошено__________
медицинских карт амбулаторных больных. Суммарные затраты на оплату
лекарственных средств, отпущенных этим гражданам по __________ рецептам,
составили _______________________руб. К экспертизе не представлены
медицинские карты _____ (__%) пациентов. Расходы на оплату ______ рецептов
составили ________________ руб. По данным медико-экономического контроля:
1. Выявлена выписка рецептов на льготных условиях в нарушение
действующего законодательства.
2. Расходы на оплату данных рецептов в количестве____ штук
составили ____ руб. Результаты медико-экономического контроля представлены
в Сводной ведомости и Реестрах рецептов.
3. Замечания:
__________________________________________________________________________
4. Рекомендации:
Провести обсуждение результатов медико-экономического контроля
на врачебной конференции ЛПУ.
Подписи членов экспертной комиссии:
__________________________ ________________
(должность, Ф.И.О.) (подпись)
__________________________ ________________
(должность, Ф.И.О.) (подпись)
__________________________ ________________
(должность, Ф.И.О.) (подпись)
От лечебно-профилактического учреждения
__________________________ ________________
(должность, Ф.И.О.) (подпись)
Приложение № 5
к "Положению о порядке организации
и проведения на территории Самарской области
медико-экономического контроля
за назначением и обеспечением
лекарственными средствами
территориальных льготников"
СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ
РЕЗУЛЬТАТОВ МЕДИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
ЛЕКАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ