Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 15.02.2006 № 361
"О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ"

Официальная публикация в СМИ:
"Городские ведомости", № 25 (495), 22.03.2006


Положение, утвержденное данным Постановлением, вступило в силу с момента официального опубликования (пункт 3 данного документа).



ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ
от 15 февраля 2006 г. № 361

О ПОЛОЖЕНИИ О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ
И ЛИКВИДАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

Рассмотрев представленный мэрией доработанный проект положения о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Тольятти, руководствуясь Уставом городского округа Тольятти, Дума решила:
1. Утвердить Положение о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Тольятти (приложение № 1).
2. Опубликовать настоящее Решение в средствах массовой информации.
3. Положение о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий городского округа Тольятти вступает в силу с момента официального опубликования в средствах массовой информации.
4. С момента официального опубликования настоящего Решения признать утратившими силу:
- Решение Тольяттинской городской Думы от 24.01.2001 № 119 "О Положении о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти";
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 27.11.2001 № 317 "О внесении дополнений в Решение Тольяттинской городской Думы от 24.01.2001 № 119 "О Положении о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти";
- Постановление Тольяттинской городской Думы от 06.06.2002 № 462 "О внесении изменений в Положение о порядке создания, управления, реорганизации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий г. Тольятти, утвержденное Решением Тольяттинской городской Думы от 24.01.2001 № 119".
5. Предложить мэрии (Н.Д. Уткин) подготовить проект положения о порядке осуществления заимствований муниципальными унитарными предприятиями городского округа Тольятти и представить в Думу.
Срок - по мере готовности.
6. Контроль за выполнением настоящего Решения возложить на комиссию по муниципальному имуществу и приватизации (А.И. Довгомеля).

Мэр
Н.Д.УТКИН

Председатель Думы
А.Н.ДРОБОТОВ





Приложение № 1
к Решению
Думы городского округа
от 15 февраля 2006 г. № 361

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ СОЗДАНИЯ, УПРАВЛЕНИЯ, РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ

1. Общие положения

1.1. Отношения, регулируемые настоящим Положением

Настоящее Положение разработано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Уставом городского округа Тольятти и определяет правовое положение муниципальных унитарных предприятий в городском округе Тольятти, права и обязанности собственников их имущества, порядок их создания, управления, ликвидации и реорганизации.

1.2. Муниципальное унитарное предприятие
городского округа Тольятти

1.2.1. Муниципальным унитарным предприятием городского округа Тольятти (далее - унитарное предприятие) признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником, осуществляющая свою деятельность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением и уставом унитарного предприятия.
Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию - городскому округу Тольятти.
От имени городского округа права собственника имущества унитарного предприятия осуществляет мэрия городского округа.
Имущество унитарного предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками унитарного предприятия.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Унитарное предприятие должно иметь самостоятельный баланс.
1.2.2. В городском округе Тольятти создаются и действуют следующие виды унитарных предприятий:
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, - муниципальное предприятие (далее - муниципальное предприятие);
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления, - муниципальное казенное предприятие (далее - казенное предприятие).
1.2.3. Унитарное предприятие должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения унитарного предприятия. Печать унитарного предприятия может содержать также его фирменное наименование на иностранном языке.
Унитарное предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации.
1.2.4. Создание унитарных предприятий на основе объединения имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, не допускается.

1.3. Правоспособность унитарного предприятия

1.3.1. Унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
1.3.2. Унитарное предприятие считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Унитарное предприятие создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Унитарное предприятие вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Унитарное предприятие не вправе совершать сделки, не связанные с учреждением унитарного предприятия, до момента завершения формирования уставного фонда собственником его имущества.
1.3.3. Отдельные виды деятельности, перечень которых определяется федеральным законом, унитарное предприятие может осуществлять только на основании лицензии.

1.4. Фирменное наименование унитарного предприятия
и его место нахождения

Унитарное предприятие должно иметь полное фирменное наименование и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке.
Полное фирменное наименование муниципального предприятия должно содержать слова "муниципальное предприятие городского округа Тольятти".
Полное фирменное наименование казенного предприятия должно содержать слова "муниципальное казенное предприятие городского округа Тольятти".
Место нахождения унитарного предприятия определяется местом его государственной регистрации.
Унитарное предприятие должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять об изменении своего почтового адреса орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

1.5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

1.5.1. Унитарное предприятие по согласованию с мэрией городского округа может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации, так и за ее пределами с соблюдением требований Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и иных федеральных законов.
Создание унитарным предприятием филиалов и открытие представительств за пределами территории Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иных федеральных законов, а также в соответствии с законодательством иностранного государства, на территории которого создаются филиалы или открываются представительства унитарного предприятия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.
1.5.2. Филиалом унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.
1.5.3. Представительством унитарного предприятия является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения унитарного предприятия, представляющее интересы унитарного предприятия и осуществляющее их защиту.
1.5.4. Филиал и представительство унитарного предприятия не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных унитарным предприятием положений. Филиал и представительство наделяются имуществом, создавшим их унитарным предприятием.
Руководитель филиала или представительства унитарного предприятия назначается унитарным предприятием и действует на основании его доверенности. При прекращении трудового договора с руководителем филиала или представительства доверенность должна быть отменена унитарным предприятием, выдавшим ее.
Филиал и представительство унитарного предприятия осуществляют свою деятельность от имени создавшего их унитарного предприятия. Ответственность за деятельность филиала и представительства унитарного предприятия несет создавшее их унитарное предприятие.
1.5.5. Устав унитарного предприятия должен содержать сведения о его филиалах и представительствах. Сообщения об изменениях в уставе унитарного предприятия сведений о его филиалах и представительствах представляются в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц. Указанные изменения в уставе унитарного предприятия вступают в силу для третьих лиц с момента уведомления о таких изменениях органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

1.6. Участие унитарных предприятий в коммерческих
и некоммерческих организациях

1.6.1. Унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций, в которых, в соответствии с федеральным законом, допускается участие юридических лиц.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
1.6.2. Решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия мэрии городского округа.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия мэрии городского округа.

1.7. Ответственность унитарного предприятия

1.7.1. Унитарное предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Унитарное предприятие не несет ответственности по обязательствам городского округа Тольятти.
1.7.2. Городской округ Тольятти несет ответственность по обязательствам муниципального предприятия только в случае, если несостоятельность (банкротство) предприятия вызвана собственником его имущества. В указанном случае на городской округ Тольятти при недостаточности имущества муниципального предприятия может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
1.7.3. Городской округ Тольятти несет субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.

2. Учреждение, Устав и регистрация унитарного предприятия

2.1. Учреждение унитарного предприятия

2.1.1. Учредителем муниципального предприятия городского округа Тольятти и муниципального казенного предприятия городского округа Тольятти выступает городской округ (далее - учредитель).
Решение об учреждении унитарного предприятия принимает мэрия городского округа Тольятти.
2.1.2. Муниципальное предприятие может быть создано в случае:
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
- необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам) в интересах всего населения городского округа;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной.
Казенное предприятие может быть создано в случае:
- если преобладающая или значительная часть производимой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг предназначена для нужд городского округа;
- необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена;
- необходимости осуществления деятельности по производству товаров, выполнению работ, оказанию услуг, реализуемых по установленным мэрией городского округа ценам, в целях решения социальных задач;
- необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной;
- необходимости осуществления отдельных дотируемых видов деятельности и ведения убыточных производств;
- необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для казенных предприятий.
Унитарное предприятие создается на основании постановления мэра городского округа.
Предложение и соответствующий проект постановления о создании унитарного предприятия направляются мэру инициатором. Инициаторами создания, реорганизации и ликвидации унитарного предприятия выступают заместители мэра, мэр городского округа Тольятти. К проекту постановления мэра прилагаются технико-экономическое обоснование, проект устава унитарного предприятия с соответствующими заключениями отраслевых (функциональных) и территориальных органов мэрии городского округа.
Технико-экономическое обоснование должно содержать:
- предпосылки и основную идею проекта;
- виды деятельности создаваемого унитарного предприятия;
- обоснование необходимости создания унитарного предприятия наряду с другими, действующими в данном секторе рынка;
- структуру предприятия, функциональную схему его деятельности и управления;
- перечень имущества (включая недвижимое), необходимого для функционирования унитарного предприятия;
- затраты, необходимые для реализации проекта и обеспечения основной деятельности унитарного предприятия (на сырье и поставки, технологические издержки, трудовые ресурсы, накладные расходы и др.);
- источники финансирования проекта;
- оценку эффективности, в том числе и бюджетной, использования муниципального имущества;
- выводы и рекомендации.
2.1.3. Решение об учреждении унитарного предприятия должно определять цели и предмет деятельности унитарного предприятия.
Порядок определения состава имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, а также порядок утверждения устава унитарного предприятия и заключения контракта с его руководителем устанавливается мэрией городского округа.
Стоимость имущества, закрепляемого за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, при его учреждении определяется в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.

2.2. Устав унитарного предприятия

2.2.1. Учредительным документом унитарного предприятия является его устав.
Проект устава разрабатывается отраслевым органом мэрии городского округа на основе Типового устава унитарного предприятия, утверждаемого мэром городского округа.
2.2.2. Устав унитарного предприятия утверждается мэром городского округа.
2.2.3. Устав унитарного предприятия должен содержать:
- полное и сокращенное фирменные наименования унитарного предприятия;
- указание на место нахождения унитарного предприятия;
- цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия;
- сведения о мэрии городского округа;
- наименование органа унитарного предприятия (руководитель, директор, генеральный директор), порядок его назначения на должность, а также порядок заключения с ним, изменения и прекращения трудового договора в соответствии с трудовым законодательством и иными, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами;
- перечень фондов, создаваемых унитарным предприятием, размеры, порядок формирования и использования этих фондов;
- иные, предусмотренные Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", сведения.
Устав унитарного предприятия может также содержать иные, не противоречащие Федеральному закону "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и иным федеральным законам, положения.
2.2.4. Устав муниципального предприятия кроме сведений, указанных в пункте 2.2.3 настоящего Положения, должен содержать сведения о размере его уставного фонда, о порядке и об источниках его формирования, а также о направлениях использования прибыли.
2.2.5. Устав казенного предприятия, кроме сведений, указанных в пункте 2.2.3 настоящего Положения, должен содержать сведения о порядке распределения и использования доходов казенного предприятия.
2.2.6. Изменения в устав унитарного предприятия вносятся постановлением мэра городского округа.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции подлежат государственной регистрации.
Изменения, внесенные в устав унитарного предприятия, или устав унитарного предприятия в новой редакции приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", - с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

2.3. Государственная регистрация унитарного предприятия

2.3.1. Унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц".
2.3.2. Для государственной регистрации унитарного предприятия представляются постановление мэра городского округа о создании унитарного предприятия, устав унитарного предприятия, сведения о составе и стоимости имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

3. Имущество и уставный фонд унитарного предприятия

3.1. Имущество унитарного предприятия

3.1.1. Имущество унитарного предприятия формируется за счет:
- имущества, закрепленного за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления учредителем;
- доходов унитарного предприятия от его деятельности;
- иных, не противоречащих законодательству, источников.
3.1.2. Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом.
3.1.3. При переходе права собственности на унитарное предприятие как имущественный комплекс к другому собственнику государственного или муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
3.1.4. Муниципальное унитарное предприятие осуществляет страхование муниципального имущества в соответствии с действующим законодательством в сфере страхования имущества.

3.2. Уставный фонд унитарного предприятия

3.2.1. Уставным фондом муниципального предприятия определяется минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы кредиторов такого предприятия.
3.2.2. Уставный фонд муниципального предприятия может формироваться за счет денег, а также ценных бумаг, других вещей, имущественных прав и иных прав, имеющих денежную оценку, и его размер определяется в рублях.
Федеральными законами или иными нормативными правовыми актами могут быть определены виды имущества, за счет которого не может формироваться уставный фонд муниципального предприятия.
3.2.3. Размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
3.2.4. В казенном предприятии уставный фонд не формируется.

3.3. Порядок формирования уставного фонда

3.3.1. Уставный фонд муниципального предприятия должен быть полностью сформирован собственником имущества в течение трех месяцев с момента государственной регистрации такого предприятия.
3.3.2. Уставный фонд считается сформированным с момента зачисления соответствующих денежных сумм на открываемый в этих целях банковский счет и (или) передачи в установленном порядке муниципальному предприятию иного имущества, закрепляемого за ним на праве хозяйственного ведения, в полном объеме.

3.4. Увеличение уставного фонда

3.4.1. Увеличение уставного фонда муниципального предприятия допускается только после его формирования в полном объеме, в том числе после передачи муниципальному предприятию недвижимого и иного имущества, предназначенного для закрепления за ним на праве хозяйственного ведения.
3.4.2. Увеличение уставного фонда муниципального предприятия может осуществляться за счет дополнительно передаваемого учредителем имущества, а также доходов, полученных в результате деятельности такого предприятия.
3.4.3. Решение об увеличении уставного фонда муниципального предприятия может быть принято учредителем только на основании данных утвержденной годовой бухгалтерской отчетности такого предприятия за истекший финансовый год.
Размер уставного фонда муниципального предприятия с учетом размера его резервного фонда не может превышать стоимость чистых активов такого предприятия.
3.4.4. Одновременно с принятием решения об увеличении уставного фонда муниципального предприятия собственник имущества принимает решение о внесении соответствующих изменений в устав такого предприятия.
Документы для государственной регистрации внесенных в устав муниципального предприятия изменений в связи с увеличением его уставного фонда, а также документы, подтверждающие увеличение уставного фонда муниципального предприятия, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
Непредставление указанных в настоящем пункте документов является основанием для отказа в государственной регистрации внесенных в устав муниципального предприятия изменений.

3.5. Уменьшение уставного фонда

3.5.1. Собственник имущества муниципального предприятия вправе, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, обязан уменьшить уставный фонд такого предприятия.
Уставный фонд муниципального предприятия не может быть уменьшен, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше определенного в соответствии с настоящим Положением минимального размера уставного фонда.
3.5.2. В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше размера его уставного фонда, собственник имущества муниципального предприятия обязан принять решение об уменьшении размера уставного фонда муниципального предприятия до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать эти изменения в установленном настоящим Положением порядке.
В случае если по окончании финансового года стоимость чистых активов муниципального предприятия окажется меньше установленного Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" на дату государственной регистрации такого предприятия минимального размера уставного фонда и в течение трех месяцев стоимость чистых активов не будет восстановлена до минимального размера уставного фонда, учредитель муниципального предприятия должен принять решение о ликвидации или реорганизации этого предприятия.
Стоимость чистых активов муниципального предприятия определяется на основании данных бухгалтерской отчетности в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3.5.3. Если в случаях, предусмотренных настоящей статьей, собственник имущества муниципального предприятия в течение шести календарных месяцев после окончания финансового года не принимает решения об уменьшении уставного фонда, о восстановлении размера чистых активов до минимального размера уставного фонда, о ликвидации или реорганизации муниципального предприятия, кредиторы вправе потребовать от муниципального предприятия прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения причиненных им убытков.
3.5.4. В течение тридцати дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного фонда муниципальное предприятие обязано в письменной форме уведомить всех известных ему кредиторов об уменьшении своего уставного фонда и о его новом размере, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы муниципального предприятия вправе в течение тридцати дней с даты направления им уведомления о принятом решении или в течение тридцати дней с даты опубликования указанного сообщения потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств муниципального предприятия и возмещения им убытков.
Государственная регистрация уменьшения уставного фонда муниципального предприятия осуществляется только при представлении таким предприятием доказательств уведомления об этом кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.

3.6. Резервный фонд и иные фонды унитарного предприятия

3.6.1. Унитарное предприятие за счет остающейся в его распоряжении чистой прибыли создает резервный фонд в порядке и в размерах, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства резервного фонда используются исключительно на покрытие убытков унитарного предприятия.
3.6.2. Унитарное предприятие за счет чистой прибыли создает также иные фонды в соответствии с их перечнем и в порядке, которые предусмотрены уставом унитарного предприятия.
Средства, зачисленные в такие фонды, могут быть использованы унитарным предприятием только на цели, определенные федеральным законом, иными нормативными правовыми актами и уставом унитарного предприятия.

3.7. Порядок реализации собственником имущества унитарного
предприятия права на получение прибыли от использования
имущества, принадлежащего унитарному предприятию

3.7.1. Муниципальное предприятие ежегодно перечисляет в бюджет городского округа часть прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в порядке, установленном мэрией городского округа, в размерах и в сроки, предусмотренные постановлением Думы городского округа о бюджете на очередной год.
3.7.2. Порядок распределения доходов казенного предприятия определяется мэрией городского округа.

3.8. Распоряжение имуществом муниципального предприятия

3.8.1. Муниципальное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
3.8.2. Муниципальное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или товарищества или иным способом распоряжаться таким имуществом без согласия мэрии городского округа.
3.8.3. Движимым и недвижимым имуществом муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
3.8.4. Муниципальное предприятие не вправе без согласия мэрии городского округа совершать сделки, связанные с предоставлением займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.
Уставом муниципального предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия мэрии городского округа.

3.9. Распоряжение имуществом казенного предприятия

3.9.1. Муниципальное казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия мэрии городского округа.
Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия мэрии городского округа.
Казенное предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
3.9.2. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия мэрии городского округа, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия. Деятельность казенного предприятия осуществляется в соответствии со сметой доходов и расходов, утверждаемой мэрией городского округа.

4. Управление унитарным предприятием

4.1. Права собственника имущества унитарного предприятия

4.1.1. Учредитель унитарного предприятия в отношении указанного предприятия:
1) принимает решение о создании унитарного предприятия;
2) определяет цели, предмет, виды деятельности унитарного предприятия, а также дает согласие на участие унитарного предприятия в ассоциациях и других объединениях коммерческих организаций;
3) определяет порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия;
4) утверждает устав унитарного предприятия, вносит в него изменения, в том числе утверждает устав унитарного предприятия в новой редакции;
5) принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия в порядке, установленном законодательством, назначает ликвидационную комиссию и утверждает ликвидационные балансы унитарного предприятия;
6) формирует уставный фонд муниципального предприятия;
7) назначает на должность руководителя унитарного предприятия, заключает с ним, изменяет и прекращает трудовой договор в соответствии с трудовым законодательством и типовым договором с руководителем унитарного предприятия, утверждаемым мэром городского округа, иными, содержащими нормы трудового права, нормативными правовыми актами;
8) согласовывает прием на работу главного бухгалтера унитарного предприятия, заключение с ним, изменение и прекращение трудового договора;
9) утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты унитарного предприятия;
10) дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, а в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, настоящим Положением или уставом унитарного предприятия, на совершение иных сделок;
11) осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего унитарному предприятию имущества;
12) утверждает показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия и контролирует их выполнение;
13) дает согласие на создание филиалов и открытие представительств унитарного предприятия;
14) дает согласие на участие унитарного предприятия в иных юридических лицах;
15) дает согласие в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", на совершение крупных сделок, сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок;
16) принимает решения о проведении аудиторских проверок, утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг;
17) имеет другие права и несет другие обязанности, определенные действующим законодательством Российской Федерации.
4.1.2. Учредитель казенного предприятия помимо правомочий, указанных в пункте 4.1.1 настоящего Положения, вправе:
- изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
- доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;
- утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.
4.1.3. Учредитель унитарного предприятия вправе обращаться в суд с исками о признании оспоримой сделки с имуществом унитарного предприятия недействительной, а также с требованием о применении последствий недействительности ничтожной сделки в случаях, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
4.1.4. Учредитель унитарного предприятия вправе истребовать имущество унитарного предприятия из чужого незаконного владения.
4.1.5. Правомочия собственника имущества муниципального унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности городского округа Тольятти, не могут быть переданы Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию.

4.2. Руководитель унитарного предприятия

4.2.1. Руководитель унитарного предприятия (директор, генеральный директор) является единоличным исполнительным органом унитарного предприятия. Руководитель унитарного предприятия назначается мэрией городского округа. Руководитель унитарного предприятия подотчетен мэрии городского округа.
Руководитель назначается из состава утвержденного мэром городского округа резерва кадров на должность руководителя унитарного предприятия по представлению заместителя мэра, курирующего отрасль, либо на основе конкурса на замещение вакантной должности руководителя унитарного предприятия. Прием на работу на должность руководителя, увольнение с работы руководителя, применение дисциплинарных взысканий и поощрений, назначение вознаграждения руководителю унитарного предприятия осуществляется на основании распоряжения мэра.
Решение о расторжении трудового договора и увольнении руководителя с указанием мотивов и даты прекращения действия контракта может быть принято мэром городского округа по собственной инициативе либо по представлению заместителя мэра, курирующего соответствующую отрасль.
Руководитель унитарного предприятия действует от имени унитарного предприятия без доверенности, в том числе представляет его интересы, совершает в установленном порядке сделки от имени унитарного предприятия, утверждает структуру и штаты унитарного предприятия, осуществляет прием на работу работников предприятия, заключает с ними, изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в порядке, установленном законодательством.
Руководитель унитарного предприятия организует выполнение решений учредителя.
4.2.2. Руководитель унитарного предприятия не вправе быть учредителем (участником) юридического лица, занимать должности и заниматься другой оплачиваемой деятельностью в государственных органах, органах местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организациях, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, заниматься предпринимательской деятельностью, быть единоличным исполнительным органом или членом коллегиального исполнительного органа коммерческой организации, за исключением случаев, если участие в органах коммерческой организации входит в должностные обязанности данного руководителя, а также принимать участие в забастовках.
Руководитель унитарного предприятия подлежит аттестации в порядке, установленном мэрией городского округа.
4.2.3. Руководитель унитарного предприятия отчитывается о деятельности предприятия в порядке и в сроки, которые определяются учредителем унитарного предприятия.

4.3. Заинтересованность в совершении
унитарным предприятием сделки

4.3.1. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия, не может совершаться унитарным предприятием без согласия мэрии городского округа.
Руководитель унитарного предприятия признается заинтересованным в совершении унитарным предприятием сделки в случаях, если он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации:
- являются стороной сделки или выступают в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
- владеют (каждый в отдельности или в совокупности) двадцатью и более процентами акций (долей, паев) юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
- занимают должности в органах управления юридического лица, являющегося стороной сделки или выступающего в интересах третьих лиц в их отношениях с унитарным предприятием;
- в иных, определенных уставом унитарного предприятия, случаях.
4.3.2. Руководитель унитарного предприятия должен доводить до сведения мэрии городского округа информацию:
- о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, владеют двадцатью и более процентами акций (долей, паев) в совокупности;
- о юридических лицах, в которых он, его супруг, родители, дети, братья, сестры и (или) их аффилированные лица, признаваемые таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, занимают должности в органах управления;
- об известных ему совершаемых или предполагаемых сделках, в совершении которых он может быть признан заинтересованным.
4.3.3. Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность руководителя унитарного предприятия и которая совершена с нарушением требований, предусмотренных настоящей статьей, может быть признана недействительной по иску унитарного предприятия или мэрии городского округа.

4.4. Крупная сделка

4.4.1. Крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.
4.4.2. Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.
4.4.3. Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия мэрии городского округа.

4.5. Заимствования унитарным предприятием

4.5.1. Заимствования унитарным предприятием могут осуществляться в форме:
- кредитов по договорам с кредитными организациями;
- бюджетных кредитов, предоставленных на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации.
Муниципальное предприятие также вправе осуществлять заимствования путем размещения облигаций или выдачи векселей.
4.5.2. Унитарное предприятие вправе осуществлять заимствования только по согласованию с собственником имущества унитарного предприятия объема и направлений использования привлекаемых средств. Порядок осуществления заимствований унитарными предприятиями определяется органами местного самоуправления городского округа.

4.6. Ответственность руководителя унитарного предприятия

4.6.1. Руководитель унитарного предприятия при осуществлении своих прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах унитарного предприятия добросовестно и разумно.
4.6.2. Руководитель унитарного предприятия несет в установленном законом порядке ответственность за убытки, причиненные унитарному предприятию его виновными действиями (бездействием), в том числе в случае утраты имущества унитарного предприятия.
4.6.3. Мэрия городского округа вправе предъявить иск о возмещении убытков, причиненных унитарному предприятию, к руководителю унитарного предприятия.

4.7. Контроль за деятельностью унитарного предприятия

4.7.1. Бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных мэрией городского округа, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
4.7.2. Мэрией городского округа проводится ежегодная проверка финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия.
Порядок проведения проверок, ревизий, формы и сроки представления отчетов о результатах финансово-хозяйственной деятельности унитарного предприятия, движение основных средств устанавливаются мэром городского округа.
Проверка работы унитарного предприятия осуществляется также контрольным органом Думы городского округа и контролирующими государственными органами в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Уставом городского округа, нормативными правовыми актами Думы городского округа.
4.7.3. Унитарное предприятие по окончании отчетного периода представляет мэрии городского округа бухгалтерскую отчетность и иные документы, перечень которых определяется мэром городского округа.

4.8. Публичная отчетность унитарного предприятия,
взаимодействие с органами местного самоуправления

4.8.1. Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4.8.2. Унитарное предприятие осуществляет свою деятельность на основе годовых планов.
Годовой план деятельности унитарного предприятия содержит планируемые объемы производства товаров (работ, услуг), затраты, доходы и расходы предприятия, предполагаемую прибыль и направления ее распределения, субсидии (субвенции) из бюджета городского округа (при их наличии), лимиты численности, а также иные показатели деятельности унитарного предприятия, установленные мэром городского округа.
Мэрия городского округа на основании планов унитарных предприятий формирует проект плана развития муниципального сектора экономики на предстоящий год и представляет его для рассмотрения и утверждения в Думу городского округа.
После утверждения плана развития муниципального сектора экономики годовые планы унитарных предприятий подлежат утверждению мэром городского округа.

4.9. Хранение документов унитарного предприятия

4.9.1. Унитарное предприятие обязано хранить следующие документы:
- учредительные документы унитарного предприятия, а также изменения и дополнения, внесенные в учредительные документы унитарного предприятия и зарегистрированные в установленном порядке;
- постановления мэра о создании унитарного предприятия и об утверждении перечня имущества, передаваемого унитарному предприятию в хозяйственное ведение или оперативное управление, о денежной оценке уставного фонда муниципального предприятия, а также иные решения, связанные с созданием унитарного предприятия;
- документ, подтверждающий государственную регистрацию унитарного предприятия;
- документы, подтверждающие права унитарного предприятия на имущество, находящееся на его балансе;
- внутренние документы унитарного предприятия;
- положения о филиалах и представительствах унитарного предприятия;
- решения учредителя унитарного предприятия, касающиеся деятельности унитарного предприятия;
- списки аффилированных лиц унитарного предприятия;
- аудиторские заключения, заключения органов государственного или муниципального финансового контроля;
- иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, уставом унитарного предприятия, внутренними документами унитарного предприятия, решениями учредителя унитарного предприятия и руководителя унитарного предприятия.
4.9.2. Унитарное предприятие хранит документы, предусмотренные пунктом 4.9.1 настоящей статьи, по месту нахождения его руководителя или в ином, определенном уставом унитарного предприятия, месте.
4.9.3. При ликвидации унитарного предприятия документы, предусмотренные пунктом 4.9.1 настоящей статьи, передаются на хранение в государственный архив в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

5. Реорганизация и ликвидация унитарных предприятий

5.1. Реорганизация унитарного предприятия

5.1.1. Унитарное предприятие может быть реорганизовано по постановлению мэра в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", иными федеральными законами.
В случаях, установленных Федеральным законом, реорганизация унитарного предприятия в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких унитарных предприятий осуществляется на основании решения уполномоченного государственного органа или решения суда.
Основаниями для реорганизации по решению мэрии городского округа являются:
- экономическая нецелесообразность деятельности на внутриокружном рынке товаров и услуг двух и более однородных унитарных предприятий (слияние, присоединение);
- экономически неоправданная многопрофильность имеющегося унитарного предприятия, разброс в его видах деятельности (выделение, разделение);
- улучшение внутренней структуры всей системы муниципальных унитарных предприятий;
- целесообразность и выгодность для населения ведения какой-либо деятельности коммерческой организацией (преобразование в акционерное общество);
- включение унитарного предприятия в программу приватизации муниципального имущества на соответствующий год, принятую Думой городского округа (преобразование в акционерное общество).
В решении о реорганизации унитарного предприятия, принятом мэрией городского округа по собственной инициативе либо во исполнение решения уполномоченных государственных органов или суда, должно быть указано лицо, которому поручено осуществление реорганизации и сроки ее проведения.
Лицом, кому поручается реорганизация унитарного предприятия, может быть работник мэрии городского округа, руководитель одного из реорганизуемых унитарных предприятий.
5.1.2. Реорганизация унитарного предприятия может быть осуществлена в форме:
- слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
- присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
- разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
- выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
- преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации случаях.
5.1.3. Унитарные предприятия могут быть реорганизованы в форме слияния или присоединения, если их имущество принадлежит на праве собственности только городскому округу Тольятти.
5.1.4. Не является реорганизацией изменение вида унитарного предприятия, а также изменение правового положения унитарного предприятия вследствие перехода права собственности на его имущество к другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию).
В случае изменения вида унитарного предприятия, а также передачи имущества унитарного предприятия другому собственнику государственного или муниципального имущества (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или иному муниципальному образованию) в устав унитарного предприятия вносятся соответствующие изменения.
Передача имущества считается состоявшейся с момента государственной регистрации внесенных в устав унитарного предприятия изменений.
5.1.5. В случае если иное не предусмотрено Федеральным законом, имущество унитарных предприятий городского округа, возникших в результате реорганизации в форме разделения или выделения, принадлежит собственнику его имущества.
При преобразовании казенного предприятия в муниципальное предприятие учредитель казенного предприятия в течение шести месяцев несет субсидиарную ответственность по обязательствам, перешедшим к муниципальному предприятию.
5.1.6. Унитарное предприятие считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
При реорганизации унитарного предприятия в форме присоединения к нему другого унитарного предприятия первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении присоединенного унитарного предприятия.
5.1.7. Унитарное предприятие не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации обязано уведомить в письменной форме об этом всех известных ему кредиторов унитарного предприятия, а также поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о таком решении. При этом кредиторы унитарного предприятия в течение тридцати дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о таком решении вправе в письменной форме потребовать прекращения или досрочного исполнения соответствующих обязательств унитарного предприятия и возмещения им убытков.
5.1.8. Государственная регистрация вновь возникших в результате реорганизации унитарных предприятий, внесение записи о прекращении унитарных предприятий, а также государственная регистрация внесенных в устав изменений и дополнений осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц", только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 5.1.7 настоящей статьи.
Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного унитарного предприятия, вновь возникшие унитарные предприятия несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного унитарного предприятия перед его кредиторами пропорционально доле перешедшего к ним имущества (прав) реорганизованного унитарного предприятия, определенной в стоимостном выражении.

5.2. Слияние унитарных предприятий

5.2.1. Слиянием унитарных предприятий признается создание нового унитарного предприятия с переходом к нему прав и обязанностей двух или нескольких унитарных предприятий и прекращением последних.
5.2.2. Мэр издает постановления об утверждении передаточного акта, устава вновь возникшего унитарного предприятия и о назначении его руководителя.
5.2.3. При слиянии унитарных предприятий права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему унитарному предприятию в соответствии с передаточным актом.

5.3. Присоединение к унитарному предприятию

5.3.1. Присоединением к унитарному предприятию признается прекращение одного или нескольких унитарных предприятий с переходом их прав и обязанностей к унитарному предприятию, к которому осуществляется присоединение.
5.3.2. Мэр издает постановления об утверждении передаточного акта, о внесении изменений и дополнений в устав унитарного предприятия, к которому осуществляется присоединение, и при необходимости о назначении руководителя этого унитарного предприятия.
5.3.3. При присоединении одного или нескольких унитарных предприятий к другому унитарному предприятию к последнему переходят права и обязанности присоединенных унитарных предприятий в соответствии с передаточным актом.

5.4. Разделение унитарного предприятия

5.4.1. Разделением унитарного предприятия признается прекращение унитарного предприятия с переходом его прав и обязанностей к вновь созданным унитарным предприятиям.
5.4.2. Мэр издает постановления об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей.
5.4.3. При разделении унитарного предприятия его права и обязанности переходят к вновь созданным унитарным предприятиям в соответствии с разделительным балансом.

5.5. Выделение из унитарного предприятия

5.5.1. Выделением из унитарного предприятия признается создание одного или нескольких унитарных предприятий с переходом к каждому из них части прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия без прекращения последнего.
5.5.2. Мэр издает постановления об утверждении разделительного баланса, уставов вновь созданных унитарных предприятий и о назначении их руководителей, а также о внесении изменений и дополнений в устав реорганизованного унитарного предприятия и при необходимости о назначении его руководителя.
5.5.3. При выделении из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий к каждому из них переходит часть прав и обязанностей реорганизованного унитарного предприятия в соответствии с разделительным балансом.

5.6. Преобразование унитарного предприятия

5.6.1. Унитарное предприятие может быть преобразовано по постановлению мэра в муниципальное учреждение. Преобразование унитарного предприятия в организации иной организационно-правовой формы осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

5.7. Ликвидация унитарного предприятия

5.7.1. Унитарное предприятие может быть ликвидировано по постановлению мэра городского округа.
Основаниями для ликвидации унитарного предприятия по постановлению мэра городского округа являются:
- невыполнение унитарным предприятием задач, определенных уставными документами;
- наличие убытков по итогам финансового года;
- если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия меньше размера минимального уставного фонда, определенного законом;
- достижение целей, поставленных при создании, либо истечение срока, на который было создано унитарное предприятие;
- фактическое прекращение деятельности унитарного предприятия.
5.7.2. Унитарное предприятие может быть также ликвидировано по решению суда по основаниям и в порядке, которые установлены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
5.7.3. Ликвидация унитарного предприятия влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
5.7.4. Ликвидационная комиссия назначается постановлением мэра.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами унитарного предприятия. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого унитарного предприятия выступает в суде.
5.7.5. В случае если при проведении ликвидации муниципального предприятия установлена его неспособность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме, руководитель такого предприятия или ликвидационная комиссия должны обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании муниципального предприятия банкротом.
5.7.6. Порядок ликвидации унитарного предприятия определяется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и иными нормативными правовыми актами.
5.7.7. Учет ликвидированных унитарных предприятий и внесение соответствующих изменений в реестр муниципальной собственности производятся мэрией городского округа в лице Департамента по управлению муниципальным имуществом городского округа Тольятти.

Председатель Думы
городского округа
А.Н.ДРОБОТОВ


   ------------------------------------------------------------------


--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru