Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 06.07.2006 № А55-8860/06
<ПО ЗАЯВЛЕНИЮ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ ОТКАЗА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ И ОБЯЗАНИИ ОСУЩЕСТВИТЬ ГОСУДАРСТВЕННУЮ РЕГИСТРАЦИЮ ДОГОВОРА>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 6 июля 2006 года Дело № А55-8860/06

(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Управление механизации № 13", г. Самара, к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, 3-е лицо - ФГУ "Самарский лесхоз", г. Самара, о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора аренды и обязании осуществить государственную регистрацию договора.
ООО "Управление механизации № 13", г. Самара, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным отказа, изложенного в сообщении от 19.01.2006 № 01/270/2005-485 Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, в государственной регистрации договора аренды № 216 от 20.05.2004 на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 0,3845 га, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, квартал № 78 Пригородного лесничества Самарского лесхоза, и просит обязать ГУ ФРС по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды № 216 от 20.05.2004 на указанный объект недвижимого имущества.
Заявитель обратился с ходатайством о восстановлении пропущенного трехмесячного срока обращения в арбитражный суд с заявлением, установленного п. 4 ст. 198 АПК РФ, и при этом сослался как на уважительную причину пропуска срока на то обстоятельство, что документы, содержащие сведения о спорном участке, были получены от ФГУ "Самарский лесхоз" только в феврале 2006 г., и с учетом этих сведений полный пакет документов, необходимый для подачи заявления в арбитражный суд, был сформирован в мае 2006 г., после чего последовало обращение в арбитражный суд с заявлением от 30.05.2006.
Суд рассмотрел данное ходатайство заявителя и восстановил пропущенный срок согласно ст. 117, п. 4 ст. 198 АПК РФ, принимая во внимание доводы заявителя как уважительную причину пропуска установленного срока.
Ответчик с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве.
Федеральное государственное учреждение "Самарский лесхоз", г. Самара, привлеченное судом по ходатайству заявителя в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований согласно ст. 51 АПК РФ, поддержало требования заявителя по основаниям, изложенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей заявителя, ответчика, третьего лица, суд считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 20 мая 2004 г. между ООО "Управление механизации № 13", г. Самара, и ГУ "Самарский лесхоз" Комитета природных ресурсов по Самарской области был заключен договор № 216 аренды участка лесного фонда за плату площадью 0,3845 га на срок 25 лет для культурно-оздоровительных целей, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, квартал № 78 Пригородного лесничества Самарского лесхоза.
Данный договор аренды заключен указанными сторонами по результатам лесного конкурса, проведенного 20 мая 2004 г. на основании Распоряжения Губернатора Самарской области от 04.01.2003 № 2-р "О проведении лесного конкурса по предоставлению в аренду участков лесного фонда".
Заявитель 28 ноября 2005 г. обратился к ответчику с заявлением об осуществлении государственной регистрации указанного договора аренды, и 19 января 2006 г. ответчик направил заявителю сообщение об отказе в государственной регистрации.
Основанием для отказа ответчиком в государственной регистрации спорного договора послужил вывод о том, что в представленных заявителем документах сведения о категории передаваемого в аренду земельного участка указаны противоречиво, а именно: в договоре указано, что в аренду передается участок лесного фонда, а согласно кадастровому плану данный участок находится в составе земель поселений. Ответчик, принимая во внимание эти обстоятельства, отказал заявителю в соответствии с положениями абзаца 4 пункта 1 статьи 20 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ, поскольку право РФ (федеральная собственность) на спорный участок в ЕГРП не зарегистрировано. Кроме того, основанием для отказа ответчиком в государственной регистрации договора согласно абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ послужило непредставление заявителем документов, содержащих описание участка лесного фонда с указанием данных, необходимых для внесения в ЕГРП.
Согласно ст. 10 Лесного кодекса Российской Федерации в лесной фонд не входят леса, расположенные на землях городских поселений - городские леса.
Предоставленный ООО "Управление механизации № 13", г. Самара, земельный участок находится в черте города Самары, то есть относится к землям поселений.
Согласно ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации лесной фонд находится в федеральной собственности.
Формы собственности на леса, расположенные на землях городских поселений, устанавливаются Федеральным законом.
Поскольку такой закон в настоящее время не принят, указанные леса, и в том числе спорный участок, в соответствии со ст. 129 Гражданского кодекса Российской Федерации являются государственной собственностью.
В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно ст. 131 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов, не входящих в лесной фонд, осуществляется в соответствии с требованиями лесоустройства, а в случае, если лесоустройство не проводилось, использование таких лесов осуществляется по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
В статье 18 Закона Самарской области "О лесах Самарской области" закреплены полномочия по утверждению такого порядка за Самарской Губернской Думой.
Решением Самарской Губернской Думы от 17.03.1998 № 30 утвержден Порядок ведения лесного хозяйства, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, который начинает действовать с момента разделения прав собственности на леса, расположенные на землях городских поселений.
Между тем законодательством такое разделение не установлено, поэтому указанный Порядок не действует.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что до принятия соответствующего федерального закона городские леса в соответствии с действующим законодательством находятся в собственности Российской Федерации, подлежат учету и использованию вместе с лесами, образующими лесной фонд, и право распоряжения лесами, не входящими в лесной фонд, законодательно закреплено за органами государственной власти.
В соответствии с материалами лесоустройства Самарского лесхоза, предоставленными в материалы дела, а именно Решение Исполкома Куйбышевского областного Совета народных депутатов № 306 от 08.05.1981, проект организации и развития лесного хозяйства Самарского лесхоза на 1996 - 2005 гг., карта-схема Самарского лесхоза, таксационное описание, приказы ФС Лесного хозяйства России, Распоряжение Губернатора Самарской области, городские леса г. Самары, включая предоставленный Обществу с ограниченной ответственностью "Управление механизации № 13" участок, не исключены из состава земель лесного фонда.
Абзац 3 ст. 9 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что к участкам лесного фонда и правам пользования ими применяются положения гражданского законодательства об объектах гражданского права, а также положения земельного законодательства Российской Федерации о земельных участках, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно абзаца 3 ст. 12 Лесного кодекса Российской Федерации сделки с правами пользования участками лесного фонда и правами пользования участками лесов, не входящими в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным законодательством Российской Федерации, а в части, не урегулированной им, - гражданским законодательством.
В силу положений ст. 607 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки, а также другие обособленные природные объекты подлежат передаче в аренду.
Статья 447 названного Кодекса устанавливает порядок заключения договоров на торгах.
Положения Земельного кодекса Российской Федерации не запрещают собственнику передавать в аренду земельные участки в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Аналогичная позиция ФАС Поволжского округа изложена в Постановлении от 16.06.2005 по делу № А55-14455/04-41.
Следует также учесть, что заявителем подтверждены документально сведения по спорному участку лесного фонда, содержащие информацию о группе лесов, категории защитности и учетном номере, которые представлены в дело.
При таких обстоятельствах суд считает, что у ответчика не было законных оснований для отказа в государственной регистрации договора аренды № 216 от 20.05.2004 по тому основанию, что ответчик установил наличие противоречивых данных, содержащихся в документах заявителя относительно категории спорного участка, и также в связи с тем, что установил отсутствие сведений о группе лесов, категории защитности и учетного номера.
Исходя из изложенного суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению полностью.
Согласно ст. 110 АПК РФ заявителю следует возвратить из Федерального бюджета РФ уплаченную им госпошлину в сумме 2000 руб.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170 Арбитражно-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Требования заявителя удовлетворить полностью.
Признать недействительным отказ, изложенный в сообщении от 19.01.2006 № 01/270/2005-485, Главного управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в государственной регистрации договора аренды № 216 от 20.05.2004 на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 0,3845 га, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, квартал № 78 Пригородного лесничества Самарского лесхоза.
Обязать Главное управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области осуществить государственную регистрацию договора аренды № 216 от 20.05.2004, заключенного между ГУ "Самарский лесхоз" Комитета природных ресурсов по Самарской области и ООО "Управление механизации № 13, г. Самара, на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 0,3845 га, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Самарский район, квартал № 78 Пригородного лесничества Самарского лесхоза.
Возвратить ООО "Управление механизации № 13", г. Самара, госпошлину в сумме 2000 руб. из Федерального бюджета РФ. Справку на возврат госпошлины в сумме 2000 руб. выдать после вступления Решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Самарской области в месячный срок.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru