РЕШЕНИЕ СОБРАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШЕНТАЛИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.08.2006 № 117
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
СОБРАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ШЕНТАЛИНСКИЙ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 30 августа 2006 г. № 117
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАЙОННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ" НА 2006 - 2010 ГОДЫ
В соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, Законом Самарской области "Об утверждении областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы и в целях создания системы поддержки молодых семей в решении жилищных проблем, улучшения демографической ситуации в Шенталинском районе, руководствуясь ст. 40 Устава муниципального района Шенталинский, Собрание представителей решило:
1. Утвердить районную целевую программу "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы.
2. Начальнику финансового отдела, заместителю Главы муниципального района Шенталинский Белову В.А. подготовить предложения по внесению изменений в бюджет муниципального района Шенталинский на 2006 год на реализацию программы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы и предусмотреть выделение денежных средств в бюджете района в 2007 - 2010 годах.
3. Контроль за исполнением настоящего Решения возложить на председателя постоянной комиссии по социальным вопросам Собрания представителей муниципального района Шенталинский Шуркина В.В. и начальника финансового отдела, заместителя Главы района Белова В.А.
Глава
муниципального района Шенталинский
В.Д.ПЕТРОВ
Председатель
Собрания представителей муниципального
района Шенталинский
А.Ф.БУЗЕРОВ
Приложение
к Решению
от 30 августа 2006 г. № 117
РАЙОННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ НА 2006 - 2010 ГОДЫ"
Паспорт Программы
Наименование - районная целевая программа "Обеспечение
программы: жильем молодых семей" на 2006 - 2010 годы
(далее - Программа)
Государственный - Администрация муниципального района
заказчик программы: Шенталинский
Головной - отдел экономики, инвестиций и торговли
исполнитель Администрации муниципального района
программы: Шенталинский
Основные - отдел экономики, инвестиций и торговли,
разработчики финансовый отдел, отдел культуры, молодежи,
программы: физической культуры и спорта Администрации
муниципального района Шенталинский
Цели и задачи - создание системы поддержки молодых семей в
программы: решении жилищной программы для улучшения
демографической ситуации в муниципальном
районе Шенталинский;
- разработка и внедрение правовых финансовых
и организационных механизмов поддержки
молодых семей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий;
- консолидация инвестиционных ресурсов из
различных источников для обеспечения
молодых семей жильем
Сроки и этапы - 2006 - 2010 годы.
реализации Первый этап: 2006 - 2007 годы.
программы: Второй этап: 2008 - 2010 годы.
Исполнители - отдел экономики, инвестиций и торговли;
программы: финансовый отдел Администрации района;
жилищная комиссия; отдел культуры,
молодежи, физической культуры и спорта
Администрации муниципального района
Шенталинский, Администрации сельских
поселений, организации и предприятия района
(по согласованию)
Ожидаемые - создание условий для повышения уровня
результаты обеспеченности жильем молодых семей;
реализации - привлечение в жилищную сферу дополнительных
программы: финансовых средств из внебюджетных
источников;
- развитие и закрепление дополнительных
демографических тенденций в районе;
- укрепление семейных отношений и снижение
напряженности в обществе;
- снижение уровня оттока молодых специалистов
из села в город
Система контроля - контроль за реализацией мероприятий
за исполнением программы осуществляется комиссией
программы: по социальным вопросам Собрания
представителей муниципального района
Шенталинский;
- контроль за целевым использованием
выделенных средств из районного бюджета
осуществляется финансовым отделом
Администрации района.
Содержание проблемы
и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В настоящее время доля молодежи в возрасте от 14 до 30 лет 22% от общей численности населения муниципального района Шенталинский.
Проведенное отделом культуры, молодежи, физической культуры и спорта Администрации района в марте-апреле 2006 года социологическое исследование "Социальные проблемы молодежи муниципального района Шенталинский и пути их решения" показало, что проблема отсутствия собственного жилья у молодежи стоит на втором месте среди молодежных проблем. Из 399 молодых семей в районе 68,1% не имеют собственного жилья (41,6% проживают с родителями, 22% - снимают жилье). По данным социологического опроса основной проблемой для молодежи в жилищной сфере является недостаток финансовых средств для строительства, приобретения жилья, в том числе и низкий душевой доход для получения ссуды по ипотечному кредитованию. Опрос показал, что одной из основных причин, влияющих на мотивацию в создании семьи, является перспектива улучшения жилищных условий.
В 2004 - 2005 годах за счет средств областного бюджета через Самарский областной фонд поддержки индивидуального жилищного строительства на селе 37 молодым семьям района были представлены льготные ипотечные кредиты.
В августе 2002 года постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", входящая в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в рамках которой предусматривались мероприятия по государственной поддержке молодых семей в виде предоставления субсидий на компенсацию части стоимости приобретенного (построенного) жилья или полученного ипотечного кредита в связи с рождением (усыновлением) ребенка.
Основным условием предоставления средств федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию вышеназванной подпрограммы выступило наличие муниципальной программы обеспечения жильем молодых семей.
Ситуация, сложившаяся сегодня в жилищной сфере Шенталинского района, требует применения новых подходов к решению проблем обеспечения жильем молодых семей.
Наиболее оптимальный механизм приобретения (строительства) жилого помещения основан на объединении средств бюджетов различных уровней, внебюджетных источников и личных вложений молодых семей. Он позволяет в короткие сроки обеспечить молодую семью жильем и существенно снизить затраты молодой семьи, связанные с приобретением жилого помещения.
Разработка и функционирование такого механизма потребует участия и взаимодействия органов государственной власти всех уровней, администрации района, организаций, что обуславливает необходимость применения программных методов.
Настоящая программа позволит поддерживать и стимулировать инициативу молодежи по улучшению своих жилищных условий, повысить ее политическую активность и заинтересованность в жизни страны.
Цель и задачи Программы
Целью Программы является создание системы поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы и улучшения демографической ситуации в муниципальном районе Шенталинский.
Эта цель может быть достигнута решением следующих задач:
1. Разработка и внедрение правовых, финансовых и организационных механизмов обеспечения жильем молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий:
- формирование необходимой законодательной базы в рамках жилищного и земельного законодательств;
- создание эффективных механизмов реализации программы с учетом сложившегося рынка жилья;
- обеспечение взаимосвязи данной программы с другими жилищными программами, реализуемыми на территории муниципального района Шенталинский;
- создание системы обеспечения возвратности средств программы с использованием различных видов гарантий и поручительств.
2. Привлечение финансовых ресурсов на федеральном, областном и местном уровнях для консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования:
- на федеральном уровне отрабатывается взаимодействие с целевой программой "Жилище" на 2002 - 2010 годы, предусматривающей финансирование жилищных программ Российской Федерации;
- на областном уровне: определяются объемы, формы и методы оказания поддержки молодым семьям за счет средств областного бюджета;
- на уровне муниципального образования: разработка и реализация способов и методов привлечения средств из внебюджетных источников на формирование жилищных фондов;
эффективное управление средствами, направленными на финансирование программных мероприятий;
формирование методики разбора оптимального (недорогого) варианта приобретения (строительства) жилья;
организация и проведение мероприятий по снижению затрат застройщика на этапе формирования документов на строительство, получение займа, по удешевлению жилищного строительства.
Основными принципами реализации программы являются:
- добровольность участия молодых семей в Программе;
- возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального, областного и местного бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках Программы только один раз.
Сроки и этапы реализации Программы
На первом этапе (2006 - 2007 годы) будет осуществляться:
- разработка и формирование правовых, финансовых и организационных механизмов поддержки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- реализация Программы в пределах выделенных и привлеченных средств;
- выработка механизмов и форм взаимодействия исполнителей Программы.
На втором этапе (2008 - 2010 годы) намечается:
- совершенствование и развитие созданных и апробированных на первом этапе механизмов реализации Программы и уточнение намеченных мероприятий.
Основные понятия
В целях реализации настоящей Программы используются следующие понятия.
Участник Программы - молодая семья, в которой оба супруга (в неполных семьях - родитель) не достигли 30-летнего возраста, выразившая желание участвовать в Программе и отвечающая следующим условиям:
- члены семьи имеют регистрацию по месту последнего жительства в муниципальном районе Шенталинский;
- семья официально зарегистрирована в органах записи актов гражданского состояния;
- семья имеет самостоятельный источник дохода;
- один из супругов (или родитель в неполных семьях) состоит на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам жилищного законодательства Самарской области в муниципальной очереди на получение жилья.
Субсидия - безвозвратные денежные средства, предоставляемые участнику Программы на компенсацию части затрат, произведенных на строительство (приобретение) жилья или на погашение части кредита (займа). Субсидия предоставляется участнику Программы при рождении (усыновлении) ребенка за счет средств федерального бюджета в размере соответствующей стоимости 18 кв. м общей площади приобретаемого (строящегося) жилого помещения. Общая сумма полученных субсидий не может превышать размера средств, использованных молодыми семьями на строительство (приобретение) жилья, либо размера полученного кредита (займа). Субсидия направляется в первоочередном порядке на исполнение платежных поручений. Срок исполнения платежей участником Программы по договору приобретения (строительства) жилья или кредита (займа) - не более 20 лет.
Механизм реализации Программы
Реализация системы программных мероприятий осуществляется по следующим направлениям:
нормативное, правовое и методологическое обеспечение Программы;
финансовое обеспечение Программы;
организационное обеспечение Программы.
Реализация Программы осуществляется отделом экономики, инвестиций и торговли Администрации муниципального района Шенталинский, отделом культуры молодежи, физической культуры и спорта Администрациями сельских поселений.
При реализации Программы отдел экономики, инвестиций и торговли муниципального района Шенталинский решает следующие задачи:
- осуществляет взаимодействие с министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области;
- разрабатывает нормативную правовую базу по реализации Программы;
- координирует и контролирует деятельность организаций и предприятий в сфере управления жилищно-коммунальным хозяйством в рамках исполнения данной Программы;
- ежегодно формирует сводные списки участников Программы.
При реализации программы отдел культуры, молодежи, физической культуры и спорта Администрации муниципального района решает следующие задачи:
- содействует подаче заявлений и первичных документов в органы местного самоуправления, подтверждающих право молодой семьи на участие в Программе;
- подготавливает списки участников Программы на получение субсидий в связи с рождением (усыновлением) ребенка;
- обеспечивает Программу информационной поддержкой;
- осуществляет мониторинг реализации Программы;
- рассматривает жалобы участников Программы.
Система программных мероприятий предусматривает оказание государственной поддержки молодым семьям за счет средств федерального, областного, местного бюджетов и внебюджетных источников.
Исполнение программных мероприятий осуществляется министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, министерством управления финансами Самарской области, министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Самарским областным Фондом жилья и ипотеки (по согласованию), Самарским областным фондом поддержки индивидуального жилищного строительства на селе (по согласованию), органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов (по согласованию), иными организациями, решающими задачи улучшения жилищных условий молодых семей (по согласованию).
Система программных мероприятий предусматривает оказание государственной поддержки молодым семьям за счет средств федерального, областного, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Государственная поддержка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы будет осуществляться органами исполнительной власти Самарской области в рамках реализации мероприятий (софинансирования) указанной подпрограммы.
Формой оказания государственной поддержки в рамках вышеназванной подпрограммы является предоставление субсидий молодым семьям на приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа) на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
Порядок и условия государственной поддержки в рамках указанной подпрограммы утверждается Правительством Российской Федерации.
Реализация подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы предполагает софинансирование предоставления субсидий молодым семьям в следующей пропорции;
за счет федерального бюджета (в размере 10 процентов расчетной (средней) стоимости жилья);
за счет областного бюджета (в размере 20 процентов расчетной (средней) стоимости жилья для семей, не имеющих детей, и 25 процентов для семей, имеющих 1 и более ребенка) в соответствии с законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год;
за счет местного бюджета (в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья) в соответствии с решением о бюджете на очередной финансовый год;
за счет областного бюджета предоставляется дополнительная субсидия при рождении (усыновлении) ребенка в размере не менее 5 процентов расчетной (средней) стоимости жилья.
В целях реализации механизмов подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы норма предоставления жилого помещения составляет:
18 кв. метров общей площади на каждого члена семьи и семье, состоящей из трех и более человек: 42 кв. метра общей площади в семье, состоящей из двух человек.
Участниками подпрограммы могут стать молодые семьи, постоянно проживающие на территории Шенталинского района, имеющие документально подтвержденный постоянный самостоятельный доход, достаточный для исполнения обязательств по возврату ипотечного жилищного кредита (целевого займа). При предоставлении субсидий (компенсаций) молодым семьям в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы понятие молодой семьи используется в том значении, в котором оно употребляется в указанной подпрограмме.
Молодые семьи - участники подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, областной целевой программы "Жилище" на 2006 - 2010 годы имеют право на получение субсидии за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (созданием объекта индивидуального жилищного строительства). Размер предоставляемой субсидии равен средней стоимости 18 квадратных метров общей площади жилья. Расчет размера субсидии производится исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по соответствующему муниципальному образованию, в котором зарегистрирована молодая семья. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Самарской области, ежеквартально утверждаемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом власти.
В случае регистрации супругов в разных городских округах или муниципальных районах Самарской области размер субсидии рассчитывается исходя из норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по месту нахождения приобретенного жилого помещения.
Размер субсидии не должен превышать остатка невыплаченной части ипотечного кредита (займа).
Суть механизма государственной поддержки молодых семей в рамках Подпрограммы заключается в следующем:
ипотечный жилищный кредит (заем), предоставляемый специализированными областными ипотечными организациями, банками и иными кредитными организациями на приобретение (строительство) жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства имеет право получить любая молодая семья, вне зависимости от нуждаемости и регистрации в очереди на улучшение жилищных условий;
при наличии задолженности по ипотечному жилищному кредиту (займу) при рождении ребенка молодой семье без ограничения возрастного ценза родителей предоставляется субсидия за счет средств областного бюджета, равная стоимости 18 кв. м. на погашение части расходов, связанных с приобретением жилого помещения или созданием объекта индивидуального жилищного строительства общей площади жилья;
при рождении 3-го ребенка семье предоставляется субсидия в размере оставшейся задолженности по ипотечному кредиту (займу), но не превышающая размер стоимости общей площади жилья, рассчитанной по норме предоставления.
Порядок предоставления субсидий при рождении ребенка молодым семьям - участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы утверждается Правительством Самарской области.
Выделение средств на предоставление субсидий за счет средств областного бюджета при рождении (усыновлении) ребенка для погашения части расходов, связанных с приобретением жилого помещения (создания объекта индивидуального жилищного строительства) носит заявительный характер. Субсидия предоставляется молодой семье, обратившейся в специализированные областные ипотечные организации Самарской области по месту постоянного жительства (регистрации), в безналичной форме путем зачисления средств на счет получателя субсидии, открытый в кредитной организации.
Финансовое обеспечение Программы
Финансовое обеспечение Программы формируется за счет бюджетных средств и внебюджетных источников. Всего для реализации Программы предполагается привлечь 69687490 руб., в том числе из районного бюджета 3484374 руб., из областного бюджета 15318008, федерального бюджета 6968750 руб., из внебюджетных источников 43916358 руб.
Участие муниципального района Шенталинский в реализации мероприятий подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы предполагает софинансирование за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и внебюджетных источников.
Получателем средств федерального бюджета, выделяемых в рамках реализации федеральной программы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, является администрация муниципального района Шенталинский. Получателем денежных средств, привлекаемых в рамках реализации целевой программы, являются исполнители Программы.
Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Управление реализацией Программы осуществляется отделом экономики, инвестиций и торговли Администрации муниципального района. Контроль за целевым использованием выделенных средств районного бюджета осуществляет финансовый отдел администрации муниципального района Шенталинский. При реализации Программы отдел экономики, инвестиций и торговли, отдел культуры, молодежи, физической культуры и спорта, финансовый отдел администрации муниципального района Шенталинский выполняют функции, определенные в приложении № 1 данной Программы.
Ожидаемый социально-экономический эффект
реализации Программы
Реализация данной Программы позволит:
- повысить уровень жилищной обеспеченности молодых семей;
- восстановить культуру семейных отношений в молодежной среде и повышение авторитета многодетности;
- создать реальный финансовый механизм, консолидирующий бюджетные инвестиции всех уровней;
- снизить расходы государства по решению жилищной проблемы молодежи.
Реализация Программы по предварительным подсчетам позволит улучшить жилищные условия 72 молодым семьям.
Приложение № 1
к районной целевой Программе
"Обеспечение жильем молодых семей"
на 2006 - 2010 годы
Средняя стоимость одного квадратного метра жилья по муниципальным образованиям утверждается приказом Министерства экономического развития, инвестиций, торговли Самарской области - ежеквартально.