РЕШЕНИЕ ДУМЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 11.10.2006 № 109
"О ПОЛОЖЕНИИ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ) НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ"
Официальная публикация в СМИ:
"Волжские Вести", № 18, 02.03.2007
ДУМА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 11 октября 2006 г. № 109
О ПОЛОЖЕНИИ "О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ)
НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ"
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Законом Самарской области от 04.05.2001 № 29-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области", руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом городского округа, Дума городского округа Сызрань решила:
1. Утвердить Положение "О порядке осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) на территории городского округа Сызрань" (прилагается).
2. Главе городского округа Сызрань (Хлыстов В.В.) опубликовать настоящее Решение в средствах массовой информации.
Глава городского округа Сызрань
В.В.ХЛЫСТОВ
Председатель Думы городского округа Сызрань
А.П.ЕЛИСТРАТОВ
Приложение
к Решению
Думы городского округа Сызрань
Самарской области
от 11 октября 2006 г. № 109
ПОЛОЖЕНИЕ
"О ПОРЯДКЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ОБЩЕСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
КОНТРОЛЬ) НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СЫЗРАНЬ"
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о порядке осуществления общественного контроля в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) на территории городского округа Сызрань (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"; Законом Самарской области от 04.05.2001 № 29-ГД "Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области" в целях обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду, обеспечение экологической безопасности, сохранение и улучшение качества окружающей среды.
1.2. В настоящем Положении применяются следующие основные понятия:
"окружающая среда" - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов;
"природопользователь" - юридическое или физическое лицо, субъект частного предпринимательства без образования юридического лица, осуществляющие использование одного или нескольких видов природных ресурсов или деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду;
"негативное воздействие на окружающую среду" - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
"государственная экологическая экспертиза" - установление федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду;
"общественная экологическая экспертиза" - проведение общественными организациями (объединениями) в установленном законодательством порядке оценки соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду;
"государственный экологический контроль" - система принимаемых федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды мер, направленных на предотвращение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды;
"общественный экологический контроль" - деятельность общественных и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляемая в соответствии с законодательством в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды;
иные понятия и определения, предусмотренные федеральным законодательством и нормативными правовыми актами Самарской области.
2. Система общественного экологического контроля
на территории городского округа Сызрань
2.1. На территории городского округа Сызрань осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный экологический контроль.
2.2. Система экологического контроля на территории городского округа Сызрань образуется уполномоченными органами указанных форм (2.1) экологического контроля, взаимодействие которых осуществляется на основе совместно разработанных и согласованных планов контрольной деятельности, программ, проектов, общей нормативной правовой базы, информационных и иных ресурсов, договоров и соглашений, заключаемых в соответствии с Конституцией РФ, федеральным и областным законодательствами, муниципальными правовыми актами и настоящим Положением.
2.3. Комитеты территориального общественного самоуправления, иные некоммерческие организации в соответствии с их уставами, а также граждане в соответствии с действующим законодательством вправе осуществлять следующие функции в сфере организации общественного контроля:
- осуществляют мероприятия по проверке объектов общественного экологического контроля;
- с их согласия могут привлекаться государственными органами к осуществлению мероприятий по охране окружающей среды;
- осуществляют иные полномочия в пределах своей компетенции.
2.4. Комитеты территориального общественного самоуправления, иные некоммерческие организации и граждане городского округа Сызрань взаимодействуют на основании договоров (соглашений) о совместной деятельности с федеральными органами исполнительной власти и специально уполномоченными государственными и муниципальными органами в области охраны окружающей среды по вопросам:
- осуществления общественного экологического контроля;
- согласования планов совместных мероприятий по контролю, отбору проб, определению содержания загрязняющих веществ в выбросах в атмосферу, определению земель, загрязненных химическими веществами;
- обеспечения нормативно-методической документацией лиц, осуществляющих общественный экологический контроль;
- обмена информацией во всех случаях аварийных ситуаций чрезвычайных событий, приведших к выбросам, сбросам загрязняющих веществ и другому негативному воздействию на окружающую среду, а также иной аналитической и статистической информацией в сфере охраны окружающей среды и природопользования. А также согласования планов, совместных мероприятий по аналитическому контролю (отбору и анализу проб) компонентов окружающей среды на территории городского округа Сызрань;
- проведения государственной и общественной экологической экспертизы проектов, планов, программ, намечаемых к реализации на территории городского округа Сызрань;
- информирования уполномоченных органов для привлечения к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, в целях возмещения причиненного ущерба, для ограничения, приостановления, прекращения деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды;
- участия в проведении собраний, публичных слушаний и обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- иным вопросам, предусмотренным настоящим Положением.
2.5. Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с действующим законодательством и настоящим Положением.
3. Объекты и направления экологического контроля
3.1. Общественному экологическому контролю подлежат объекты хозяйственной и иной деятельности, находящиеся на территории городского округа Сызрань.
3.2. Критериями для отнесения источника (фактора) воздействия на окружающую среду к категории объектов общественного экологического контроля являются:
- способность оказывать негативное воздействие на окружающую среду;
- наличие источников, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в виде несанкционированных выбросов в атмосферу, сбросов сточных вод, размещения отходов производства и потребления, а также уничтожения зеленых насаждений;
- принадлежность к объектам, находящимся на территории городского округа Сызрань, за исключением объектов, в отношении которых действующим законодательством специально предусмотрено осуществление иных видов (форм) экологического контроля.
3.3. При проведении мероприятий по общественному экологическому контролю осуществляется проверка соблюдения действующих нормативных актов в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе устанавливаются и оцениваются:
- обеспечение субъектами хозяйственной и иной деятельности экологической безопасности;
- наличие утвержденного плана по проведению природоохранных мероприятий и его выполнение;
- своевременное предоставление полной и достоверной экологической информации;
- реализация решений, принятых на основе результатов общественных обсуждений, опросов, референдумов, заявлений общественных экологических организаций и движений, информация об объектах, подлежащих экологической экспертизе;
- организация и функционирование особо охраняемых природных территорий местного значения;
- соблюдение порядка использования и охраны зеленых насаждений, озеленение территории городского округа Сызрань;
- соблюдение порядка сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов производства и потребления на территории городского округа Сызрань в соответствии с нормативно-правовыми актами;
- соблюдение правил благоустройства и санитарного состояния на территории городского округа;
- иные требования действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
4. Организация и проведение мероприятий
по общественному экологическому контролю
4.1. Общественный экологический контроль осуществляется в форме рейдового контроля.
Рейдовый контроль осуществляется по месту расположения контролируемого объекта и его влияния на окружающую среду и проводится при необходимости комплексно с участием иных контролирующих органов. Рейдовый контроль может включать обследование территории, занимаемой объектом контроля (а также прилегающей территории).
4.2. Мероприятия по общественному экологическому контролю осуществляются:
а) в результате обследования территории;
б) в результате поступающих жалоб от населения;
в) в ходе проведения общественных экологических слушаний.
5. Оформление результатов
общественного экологического контроля
5.1. В результате осуществления мероприятий общественного экологического контроля могут быть оформлены:
- акт фиксации признаков нарушения законодательства об охране окружающей среды (приложение № 1);
- обращение в уполномоченные органы с требованием об ограничении, приостановлении, прекращении деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды.
5.2. Акт фиксации признаков нарушения законодательства об охране окружающей среды составляется в трех экземплярах. В нем указываются дата, время и место составления акта, фамилия, имя, отчество лица (лиц), проводивших мероприятия по контролю, наименование проверяемого лица, фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, их фактический и юридический адреса, контактные телефоны, фамилия, имя, отчество и должность представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, присутствующих при проведении мероприятия по контролю, дата, время и место проведения мероприятия по контролю, выявленные нарушения законодательства и природоохранных норм с указанием нарушенных нормативных актов, сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителя проверяемого объекта и лиц, присутствующих при проверке, их подписи или отказ от подписи, подпись лица (лиц), осуществившего мероприятия по контролю.
5.3. В акте указываются объяснения нарушителя или отметка об отказе от дачи объяснения. К акту могут быть приложены другие документы или их копии.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его заместителю, индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа общественного экологического контроля.
5.4. Второй экземпляр акта остается в органе, осуществляющем общественный контроль.
5.5. Третий экземпляр акта фиксации признака нарушения законодательства об охране окружающей среды направляется в уполномоченные органы для принятия соответствующих мер воздействия.
5.6. Информация и материалы о выявленных нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды направляются в установленном порядке в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды, органы муниципального экологического контроля, а также в правоохранительные органы для выявления лиц, виновных в их совершении, для привлечения к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности, для принятия мер прокурорского реагирования, обращения в суд.
6. Права лиц, осуществляющих мероприятия
по общественному экологическому контролю
6.1. Лица, осуществляющие мероприятия по общественному экологическому контролю, имеют право в установленном законом порядке:
- посещать объекты, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на территории городского округа, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду;
- проводить обследования территории городского округа Сызрань с целью выявления источников загрязнения окружающей среды;
- составлять по результатам обследований акты и направлять уведомления в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством в уполномоченные органы;
- обращаться в специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и в органы муниципального экологического контроля с предложениями о проведении совместных мероприятий по обследованию объектов экологического контроля, расположенных на территории городского округа Сызрань, а также участвовать в проведении указанных совместных мероприятий;
- обращаться в уполномоченные органы для привлечения к административной и уголовной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства в области охраны окружающей среды, и применения иных мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;
- обращаться в уполномоченные органы для оказания помощи по выявлению и пресечению экологических правонарушений, а также устранению последствий указанных правонарушений;
- иметь при себе удостоверение, подписанное председателем Комитета территориального общественного самоуправления, руководителем некоммерческой организации и заверенное печатью (приложение № 2);
- в пределах своей компетенции принимать все меры по предотвращению, выявлению, пресечению правонарушений и устранению их негативных последствий, обращаться за оказанием содействия в уполномоченные органы по привлечению виновных к ответственности;
- в течение 3-х рабочих дней передавать материалы о выявленных нарушениях экологических требований, повлекших загрязнение окружающей среды либо создающих угрозу загрязнения, в специально уполномоченные органы в соответствии с действующим законодательством.
7. Ограничения при проведении мероприятий
по общественному экологическому контролю
7.1. При проведении мероприятий по контролю лица, осуществляющие общественный экологический контроль, не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции общественного экологического контроля;
- требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету мероприятия по общественному экологическому контролю, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету мероприятия по контролю;
- распространять информацию, составляющую, охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по общественному экологическому контролю.
Председатель Думы городского округа Сызрань
А.П.ЕЛИСТРАТОВ
Приложение № 1
к Положению
"О Порядке осуществления общественного
контроля в области охраны окружающей среды
(общественный экологический контроль)
на территории городского округа Сызрань"
АКТ № _______
г. Сызрань "______________" 200__ г.
Составлен ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
При проверке _________________________________________________________
(полное название предприятия, адрес,
__________________________________________________________________________
подчиненность)
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Обнаружены следующие нарушения _______________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Ответственным за указанные нарушения на основании ____________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
является _________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Нормативный акт, предусматривающий ответственность за данные нарушения
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Объяснения лица, допустившего нарушение, или отметка об отказе
от объяснения ____________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Рекомендации по устранению выявленных нарушений (срок, ответственные
за выполнение) ___________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подписи лиц, составивших акт _________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Подпись должностного лица хозяйствующего субъекта или запись
об отказе от подписания акта _____________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Приложение № 2
к Положению
"О Порядке осуществления общественного
контроля в области охраны окружающей среды
(общественный экологический контроль)
на территории городского округа Сызрань"
ОБРАЗЦЫ БЛАНКОВ УДОСТОВЕРЕНИЙ
№ 1. Образец бланка удостоверения
для территориального общественного самоуправления
---------¬ ¦
¦ ¦ Герб ¦ ¦ Место ¦ ¦
¦ ¦г. Сызрани¦ ¦для фото¦ ¦
¦ L----------- L--------- ¦
¦ ¦
¦ Удостоверение действительно до ___________ ¦
¦ ¦
L---------------------------------------------------
Оборотная сторона
---------------------------------------------------¬
¦ УДОСТОВЕРЕНИЕ № ______ ¦
¦ ________________________________________________ ¦
¦ ________________________________________________ ¦
¦ ________________________________________________ ¦
¦ является лицом, осуществляющим экологический ¦
¦ контроль, и в соответствии с ФЗ "Об охране ¦
¦ окружающей среды" ст. 68 он (она) вправе ¦
¦ осуществлять деятельность по охране ¦
¦ окружающей среды. ¦
¦ Председатель КТОС № ____ _______________ ¦
¦ ¦
L---------------------------------------------------
№ 2. Образец бланка удостоверения
для некоммерческих организаций
Лицевая сторона
------------------------------------------------------¬
¦ Наименование организации № ______ ¦
¦ ¦
¦
---------¬ ¦
¦ ¦ Место ¦ ¦
¦ ¦для фото¦ ¦
¦ L--------- ¦
¦ ¦
¦ Удостоверение действительно до _______________ ¦
¦ ¦
L------------------------------------------------------
Оборотная сторона
------------------------------------------------------¬
¦ УДОСТОВЕРЕНИЕ № ________ ¦
¦ ___________________________________________________ ¦
¦ ___________________________________________________ ¦
¦ ___________________________________________________ ¦
¦ является лицом, осуществляющим экологический ¦
¦ контроль, и в соответствии с ФЗ "Об охране ¦
¦ окружающей среды" ст. 68 он (она) вправе ¦
¦ осуществлять деятельность по охране ¦
¦ окружающей среды. ¦
¦ Руководитель организации _____________________ ¦
¦ ¦
L------------------------------------------------------