РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 26.12.2006
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 7 НОЯБРЯ 2006 ГОДА № 125-ГД "О ЗАПРЕЩЕНИИ РЕКЛАМЫ ТАБАКА, ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ И КУРИТЕЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ НА ТЕРРИТОРИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ>
Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 107(25905), 19.06.2007
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 декабря 2006 года
26 декабря 2006 года Самарский областной суд в составе:
председательствующего Решетняк М.А.
при секретаре Рощиной Е.В.
с участием прокурора Кладчикова М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Самарской области от 07.11.2006 № 125-ГД "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области", установил:
Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Самарской области от 07.11.2006 № 125-ГД "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области", указывая на то, что данный закон был принят Самарской Губернской Думой 24.10.2006, подписан Губернатором Самарской области 07.11.2006 и опубликован в газете "Волжская коммуна" от 10.11.2006 № 209.
Данный нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству.
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по правовому регулированию правоотношений в сфере рекламы.
Кроме того, порядок размещения рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей уже урегулирован федеральным законодателем.
В судебном заседании прокурор Кладчиков М.Ю. поддержал заявление прокурора Самарской области, просил признать недействующим оспариваемый закон с момента его принятия.
Представители Самарской Губернской Думы Трошина М.В. и Губернатора Самарской области Сотников Я.В. не признали требования прокурора Самарской области, ссылаясь на то, что Закон Самарской области "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области" был принят Самарской Губернской Думой как одна из мер, направленных на ограничение курения табака и снижение числа курильщиков и, тем самым, на охрану здоровья населения.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране здоровья населения отнесено к вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", Федеральным законом от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" органам государственной власти субъектов Российской Федерации предоставлено право осуществлять нормативное регулирование соответствующих правоотношений.
Таким образом, полагаем, что Закон Самарской области от 07.11.2006 № 125-ГД принят в пределах компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Заслушав объяснение сторон, исследовав собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявление прокурора Самарской области подлежит удовлетворению.
Закон Самарской области "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области" № 125-ГД был принят Самарской Губернской Думой 24.10.2006, подписан Губернатором Самарской области 07.11.2006 и опубликован в газете "Волжская коммуна" от 10.11.2006 № 209.
Оспариваемым законом установлено:
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в целях обеспечения здоровья населения Самарской области и реализации общепризнанных международных норм и принципов о борьбе с курением табака регламентирует отношения, связанные с осуществлением на территории Самарской области рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.
Статья 2. Правовая основа настоящего Закона
Правовую основу настоящего Закона составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные нормы и принципы международного права, Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 10 июля 2001 года № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты.
Статья 3. Запрещение рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области
На территории Самарской области запрещается в любой форме реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей.
Статья 4. Ответственность за нарушение настоящего Закона
За нарушение запрета, установленного настоящим Законом, виновные несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 5. Заключительные положения
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
В силу положений ст. 5 Федерального закона от 10.07.2001 № 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" реклама табака и табачных изделий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ "О рекламе" законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из настоящего Федерального закона. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации не наделены полномочиями по правовому регулированию правоотношений в сфере рекламы.
Кроме того, порядок размещения рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей уже урегулирован федеральным законодателем.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 23 Федерального закона "О рекламе" реклама табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок и других подобных товаров, не должна размещаться в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании; в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции; на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов; с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их; на всех видах транспортных средств общего пользования; в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений; в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.
Частью 3 ст. 1 Гражданского кодекса РФ закреплено, что товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.
Аналогичная норма содержится в ст. 74 Конституции РФ.
Исходя из изложенного, доводы представителей Самарской Губернской Думы и Губернатора Самарской области о том, что действие оспариваемого Закона Самарской области направлено на охрану здоровья жителей Самарской области, защиту от вредного воздействия табака, а также на ограничение его распространения и курения, что в этих условиях указанный Закон Самарской области принят в рамках предоставленных органам государственной власти полномочий и не противоречит действующему федеральному законодательству, являются несостоятельными.
По мнению суда, Закон Самарской области № 125-ГД от 07.11.2006 "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области" следует признать недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, при этом суд учитывает позицию Конституционного суда Российской Федерации, высказанную по вопросу полномочий судов в постановлениях от 16.06.1998 и 11.04.2000, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Самарской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закон Самарской области № 125-ГД от 07.11.2006 "О запрещении рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей на территории Самарской области" с момента вступления решения суда в законную силу.
Обязать Самарскую Губернскую Думу и Губернатора Самарской области опубликовать данное решение суда в газете "Волжская коммуна".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.
Председательствующий
М.А.РЕШЕТНЯК
Верховный суд Российской Федерации своим Определением от 4 апреля 2007 года решение Самарского областного суда от 26 декабря 2006 г. оставил без изменения.