ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЭРА ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 29.12.2006 № 12070-1/п
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ "КУЛЬТУРА ТОЛЬЯТТИ - 2007"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
МЭР ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2006 г. № 12070-1/п
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОТРАСЛЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ "КУЛЬТУРА ТОЛЬЯТТИ - 2007"
В соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации отраслевых целевых программ городского округа Тольятти, утвержденным Постановлением мэра городского округа от 07.06.2006 № 4622-1/п, на основании Распоряжения первого заместителя мэра от 17.08.2006 № 376-2/р "О разработке отраслевой целевой программы городского округа Тольятти "Культура Тольятти - 2007", руководствуясь Уставом городского округа Тольятти, постановляю:
1. Утвердить отраслевую целевую программу городского округа Тольятти "Культура Тольятти - 2007" (приложение № 1).
2. Департаменту финансов мэрии (Кушнарев В.В.) осуществлять финансирование отраслевой целевой программы городского округа Тольятти "Культура Тольятти - 2007" в пределах выделенных ассигнований.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя мэра Хитун Н.И.
Первый заместитель мэра
Н.А.РЕНЦ
Приложение № 1
к Постановлению
мэра городского округа Тольятти
Самарской области
от 29 декабря 2006 г. № 12070-1/п
ОТРАСЛЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ "КУЛЬТУРА ТОЛЬЯТТИ - 2007"
1. Паспорт Программы
----T--------------------------T--------------------------------------¬
¦ № ¦ Наименование Программы ¦ Отраслевая целевая программа ¦
¦ ¦ ¦ городского округа Тольятти ¦
¦ ¦ ¦ "Культура Тольятти - 2007" ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 1 ¦Дата утверждения Программы¦Постановление мэра городского округа¦
¦ ¦(наименование и номер¦Тольятти от 29.12.2006 № 12070-1/п¦
¦ ¦соответствующего ¦"Об утверждении отраслевой целевой¦
¦ ¦нормативного акта) ¦программы городского округа Тольятти¦
¦ ¦ ¦"Культура Тольятти - 2007" ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 2 ¦Заказчик ¦Мэрия городского округа Тольятти ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 3 ¦Разработчик ¦Департамент культуры мэрии городского¦
¦ ¦ ¦округа Тольятти ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 4 ¦Исполнитель ¦Департамент культуры мэрии городского¦
¦ ¦ ¦округа Тольятти ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 5 ¦Цель и задачи ¦Цель Программы: ¦
¦ ¦ ¦создание условий для повышения¦
¦ ¦ ¦качества обслуживания жителей¦
¦ ¦ ¦городского округа в области¦
¦ ¦ ¦историко-культурного наследия,¦
¦ ¦ ¦обеспечения ¦
¦ ¦ ¦библиотечно-информационными ресурсами.¦
¦ ¦ ¦Задачи Программы: ¦
¦ ¦ ¦- создание условий для равных¦
¦ ¦ ¦возможностей свободного доступа¦
¦ ¦ ¦к культурным ценностям и¦
¦ ¦ ¦информационным ресурсам жителям разных¦
¦ ¦ ¦социальных групп; ¦
¦ ¦ ¦- создание условий для сохранения¦
¦ ¦ ¦историко-культурного наследия и¦
¦ ¦ ¦поддержки культурных инноваций,¦
¦ ¦ ¦увеличения фондов и¦
¦ ¦ ¦научно-исследовательской деятельности;¦
¦ ¦ ¦- модернизация материально-технической¦
¦ ¦ ¦базы муниципальных музеев и библиотек;¦
¦ ¦ ¦- создание условий для увеличения¦
¦ ¦ ¦объемов и достижения качественного¦
¦ ¦ ¦уровня услуг отрасли культуры ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 6 ¦Сроки и этапы реализации¦Программа рассчитана на 2007 год ¦
¦ ¦Программы ¦ ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 7 ¦Объемы и источники¦Общая сумма реализации Программы -¦
¦ ¦финансирования ¦8000,0 тыс. рублей - финансирование¦
¦ ¦ ¦за счет бюджета городского округа ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 8 ¦Критерии оценки (система¦Показатели результативности Программы:¦
¦ ¦целевых показателей¦в среднем на 30% увеличится количество¦
¦ ¦результатов Программы) ¦новых услуг в общем объеме услуг,¦
¦ ¦ ¦предоставляемых музеями и¦
¦ ¦ ¦библиотеками, с охватом населения¦
¦ ¦ ¦около 240000 чел. (более 30% от общей¦
¦ ¦ ¦численности жителей обслуживаемой¦
¦ ¦ ¦территории); за счет программных¦
¦ ¦ ¦мероприятий на 10 - 20% (500¦
¦ ¦ ¦мероприятий) увеличится общее число¦
¦ ¦ ¦мероприятий, проводимых музеями и¦
¦ ¦ ¦библиотеками; увеличится охват¦
¦ ¦ ¦мероприятиями на 200000 чел. (из них¦
¦ ¦ ¦детей - 60%); в реализации программных¦
¦ ¦ ¦мероприятий примут участие более¦
¦ ¦ ¦30 партнерских организаций; увеличится¦
¦ ¦ ¦доступ к более 12000 единицам фондовых¦
¦ ¦ ¦предметов и документов в музейных¦
¦ ¦ ¦мероприятиях и экспозициях; произойдет¦
¦ ¦ ¦обновление специализированным¦
¦ ¦ ¦оборудованием муниципальных учреждений¦
¦ ¦ ¦на более чем на 10%; увеличится число¦
¦ ¦ ¦новых читателей в общем количестве¦
¦ ¦ ¦зарегистрированных пользователей¦
¦ ¦ ¦на 20% (34000 чел.); увеличится¦
¦ ¦ ¦оперативность обслуживания посетителей¦
¦ ¦ ¦библиотек на 40% и степень их¦
¦ ¦ ¦удовлетворенности на 80% ¦
+---+--------------------------+--------------------------------------+
¦ 9 ¦Система организации¦Общий контроль за реализацией¦
¦ ¦контроля за исполнением¦Программы осуществляется мэрией¦
¦ ¦Программы ¦городского округа Тольятти в лице¦
¦ ¦ ¦Департамента экономики в соответствии¦
¦ ¦ ¦с муниципальными правовыми актами¦
¦ ¦ ¦городского округа, а также формами и¦
¦ ¦ ¦сроками отчетности. Текущий контроль,¦
¦ ¦ ¦координация деятельности¦
¦ ¦ ¦по программным мероприятиям¦
¦ ¦ ¦осуществляется Департаментом культуры,¦
¦ ¦ ¦при необходимости возможно привлечение¦
¦ ¦ ¦общественных экспертов. Отчетность¦
¦ ¦ ¦осуществляется в установленном¦
¦ ¦ ¦порядке. Исполнитель Программы¦
¦ ¦ ¦представляет в мэрию поквартальные и¦
¦ ¦ ¦итоговый отчеты о выполнении¦
¦ ¦ ¦мероприятий, подготовленные¦
¦ ¦ ¦на основании отчетных документов¦
¦ ¦ ¦организаций-исполнителей. Итоговый¦
¦ ¦ ¦отчет по Программе утверждается мэром¦
¦ ¦ ¦городского округа в течение 1 квартала¦
¦ ¦ ¦следующего за отчетным года ¦
L---+--------------------------+---------------------------------------
2. Краткая характеристика основных разделов Программы
2.1. Введение
Возрастающее значение сферы культуры на современном этапе влечет за собой необходимость внедрения новых принципов управления, социального партнерства, ориентированности бюджетного финансирования на конкретные результаты, направленные на удовлетворение потребностей жителей городского округа, обусловливает необходимость применения программно-целевого метода деятельности как наиболее эффективного и актуального.
Отраслевая целевая программа городского округа Тольятти "Культура Тольятти - 2007" разработана с учетом:
- главной стратегической цели развития Тольятти "Повышение качества жизни горожан", одного из стратегических направлений - "Формирование позитивного культурного и образовательного пространства как основа развития и залог успеха", необходимости направить усилия на формирование высокого уровня культуры, соответствующей представлениям о молодом и перспективном городе;
- анализа информационных материалов сферы культуры Тольятти за 2005 год и 1 полугодие 2006 года;
- определения в федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)" вопросов сохранения историко-культурного наследия как приоритетных, оказавшихся вне пристального внимания именно в относительно молодых промышленных центрах России, у которых уже накоплено свое, достаточно богатое, наследие;
- результатов широкомасштабного экспертного опроса "Стратегические цели развития культуры", проведенного в регионах России летом и осенью 2003 г., которые основываются на общественном мнении о важности культурного и духовного воспитания народа, обеспечения доступности культурных благ для всех групп населения России, создания благоприятных условий для самореализации специалистов в сфере культуры, внедрения новых информационных технологий;
- результатов социологического исследования по проблемам городской культуры, проведенного ООО "Консалтинговое агентство "Центр социальных технологий" в 2005 г. по заказу Департамента культуры мэрии, выявившего много критических замечаний в адрес недостаточности обеспеченности учреждений культуры современной или необходимой материально-технической базой; недостаточности многообразия и доступности услуг в музеях и библиотеках. Выявленный значительный рост рейтинга проблемы сохранения культурного наследия города, с одной стороны, свидетельствует об обострении проблемы, с другой стороны, является выражением позитивной тенденции к более полному осознанию горожанами общественной значимости проблем сохранения культурного наследия. Данное мнение выражено жителями в возрасте до 30 лет и экспертами в сфере культуры и искусства, более 34% респондентов - активные посетители муниципальных библиотек и музеев и более 40% - эпизодически посещающие эти учреждения подтверждают данное мнение;
- дефицита бюджетных средств на модернизацию муниципальных учреждений, реализацию мероприятий и направлений в данной области.
Также в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ (статья 16), Федеральным законом № 199-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесены:
- организация предоставления дополнительного образования на территории городского округа, организация отдыха детей в каникулярное время;
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
- создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения;
- создание, содержание музеев.
Основанием для разработки отраслевой целевой программы городского округа Тольятти на 2007 г. являются:
- Конституция Российской Федерации;
- Закон Российской Федерации о культуре 1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (с изменениями на 31 декабря 2005 года);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08.12.2005 № 740 "О федеральной целевой программе "Культура России (2006 - 2010 годы)";
- Устав городского округа Тольятти;
- Постановление мэра городского округа от 07.06.2006 № 4622-1/п "Об утверждении Положения о порядке разработки, утверждения и реализации отраслевых целевых программ городского округа Тольятти";
- Распоряжение мэра г. Тольятти № 3101-1/р от 02.11.2005 "О Программе реформирования системы управления общественными финансами в городском округе Тольятти на 2006 - 2007 годы";
- Распоряжение мэра городского округа от 17.08.2006 № 376-2/р "О разработке отраслевой целевой программы городского округа Тольятти "Культура Тольятти - 2007".
Программа направлена на поддержку деятельности в области историко-культурного наследия через целевое финансирование мероприятий муниципальных музеев и библиотек.
Направленность Программы напрямую связана с основными и наиболее актуальными проблемами в отрасли культуры, а именно:
- недостаточным уровнем качества и многообразия культурных услуг и культурного продукта для максимального удовлетворения потребностей различных категорий горожан;
- несоответствием требованиям условий для сохранения историко-культурного наследия;
- недостаточной модернизированностью материально-технической базы учреждений культуры.
Муниципальная сеть учреждений культуры является основным производителем услуг культуры и досуга, а для большей части населения именно она является единственным источником, обеспечивающим конституционные права граждан на доступ к ценностям и участие в культурной жизни. Вопрос о состоянии библиотечного обслуживания, о государственной политике развития библиотечного дела - это вопрос о том, на каком образовательном фундаменте формируется политическое, экономическое, правовое, научное, культурное мышление разных слоев российского общества, какими будут нравственный облик и мировоззрение россиян в недалеком будущем.
В настоящий период в Тольятти действуют три муниципальных библиотечных системы, структура которых сформирована в соответствии с потребностями населения и учетом местных условий. Количество читателей за 2005 год превысило 194 тысячи человек, из них 67 тысяч - дети. В библиотечном фонде на итог 1 полугодия 2006 года находится более 1980 тысяч экземпляров (при потребности для Тольятти 3003,3 тысяч), что не превышает 70% книгообеспеченности жителей. В соответствии с Программой развития культуры городского округа Тольятти на 2006 год, утвержденной Постановлением Тольяттинской городской Думы от 21.12.2005 № 329, реализуется проект "Модернизация муниципальных библиотек г. Тольятти", что позволит частично укрепить материально-техническую базу центральных библиотек и филиалов, улучшить комплектацию книжных фондов, приблизить библиотечное обслуживание к современному уровню. Однако сохраняется тенденция старения фондов, низкий уровень комплектования библиотечных фондов, недостаточный уровень компьютеризации и автоматизации процессов, высокий износ материально-технической базы.
Кроме общего ветшания материально-технической базы, фондов учреждений культуры и искусства в городе почти отсутствуют здания целевого назначения. Библиотеки, музеи находятся в приспособленных помещениях, в которых нет нужных условий хранения накопленных фондов, являющихся историко-культурным наследием города, которое должно будет передаваться будущим поколениям.
В городе также действуют 4 муниципальных музея, осуществляющих сохранение и изучение историко-культурного наследия. По данным на 01.01.2006 за 2005 г., музейными работниками проведено 1566 мероприятий, из них 92 выставки. Недвижимые архитектурные объекты истории и культуры (муниципального значения - 13), памятники монументального искусства - 54, экспонаты и документы различных периодов развития города как достоверные источники информации, произведения изобразительного искусства (всего 51245 единиц в основных музейных фондах). Только в Тольяттинском краеведческом музее находится более 60% единиц хранения от общего количества музейных предметов города. Растет количество посетителей музеев: за 2005 год оно составило 357,5 тыс. человек и только за 1 полугодие 2006 г. - 219,2 тыс. человек (с превышением к плану на 47,7 тыс. человек).
Ввиду недостатка финансовых средств для формирования тематических краеведческих экспозиций, приобретения оборудования для представления экспонатов музейных фондов, публикаций научно-исследовательских работ необходима поддержка мероприятий, направленных на сохранение и популяризацию историко-культурного наследия Тольятти.
Необходимо формировать миротворческое самосознание и поведение людей, систему духовных ценностей, создавать условия для развития диалога культур, деятельности национально-культурных центров, открытия новых музейных экспозиций и проектов, сохранение и реставрация экспонатов музейных фондов, модернизации деятельности муниципальных музеев, расширять доступ к культурному наследию.
На современном этапе развития общества сохранение историко-культурного наследия является не только духовной традицией, определяющей самобытность нации, но и важным фактором социального и экономического развития общества. Сохранение культурного наследия является фактором, обеспечивающим право граждан на удовлетворение культурных потребностей. Для этого особо важны внимание власти к данному вопросу, активизация научно-исследовательской работы по этнографии, изучению истории и культуры края, совместная деятельность научных сотрудников, специалистов с национально-культурными центрами, представителями диаспор, общественными организациями и автономиями, усилиями которых сохраняются обычаи, обряды и другие традиции народностей.
Выполнение отраслевой целевой программы городского округа Тольятти "Культура Тольятти - 2007" направлено не только на создание благоприятной среды в учреждениях культуры, оснащение современными техническими средствами и оборудованием, улучшение коммуникативных связей с городским сообществом, успешную реализацию потенциала специалистов и научных сотрудников, но и в целом на осуществление мероприятий по созданию более эффективной сферы услуг в области культуры, увеличению объемов и качества услуг для жителей городского округа, повышение охвата потребителей различных социальных категорий.
2.2. Цель и задачи Программы
Цель Программы: создание условий для повышения качества обслуживания жителей городского округа в области историко-культурного наследия, обеспечения библиотечно-информационными ресурсами.
Задачи Программы:
- создание условий для равных возможностей свободного доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам жителям разных социальных групп;
- создание условий для сохранения историко-культурного наследия и поддержки культурных инноваций, увеличения фондов и научно-исследовательской деятельности;
- модернизация материально-технической базы муниципальных музеев и библиотек;
- создание условий для увеличения объемов и достижения качественного уровня услуг отрасли культуры.
Поставленные цель и задачи Программы соотнесены с наиболее актуальными, ранее обозначенными, проблемами в отрасли культуры городского округа Тольятти, сформулированы в соответствии с полномочиями органов местного самоуправления, отраженными в федеральном законодательстве. В Программе учтены вопросы местного значения, закрепленные в Уставе городского округа Тольятти:
- организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;
- создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе;
- сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;
- создание, содержание музеев.
Основными направлениями реализации Программы являются:
- библиотечная деятельность;
- культурное наследие.
В рамках Программы предполагается поддержать и профинансировать мероприятия муниципальных музеев и библиотек.
Для осуществления процесса реализации Программы использованы следующие принципы:
- целенаправленность,
- устойчивость,
- динамизм,
- креативность,
- эффективность.
2.4. Сроки и этапы реализации мероприятий Программы
Программа рассчитана на 2007 год, срок ее реализации 1 год.
2.5. Ресурсное обеспечение
Отраслевая целевая программа городского округа Тольятти "Культура Тольятти - 2007" рассчитана на 2007 год и предполагает реализацию мероприятий по двум приоритетным направлениям: культурное наследие, библиотечная деятельность. Общий объем финансирования по Программе составляет 8000,0 тыс. рублей.
Для обеспечения реализации мероприятий, включенных в Программу, используются средства, предусмотренные в бюджете городского округа на 2007 год в смете текущих расходов по отрасли культуры. Также мероприятия Программы будут выполняться с использованием материально-технической базы организаций-исполнителей и организаций-партнеров, интеллектуального труда работников организаций.
Таблица № 2. Объемы и источники финансирования Программы
Механизм формирования данной Программы осуществлен в соответствии с Положением о порядке разработки, утверждения и реализации отраслевых целевых программ городского округа Тольятти (Постановление мэра № 4622-1/п от 07.06.2006).
Отбор мероприятий и видов деятельности осуществлялся Департаментом культуры мэрии городского округа Тольятти - инициатором и разработчиком, исполнителем Программы.
В соответствии с целями и задачами Программы, определенными сроками реализации Программы было обеспечено информирование муниципальных организаций, активно действующих в заявленных направлениях Программы. Осуществлен сбор заявок и предложений, содержащих характеристику организации, цели и задачи, перечень мероприятий, обоснование экономической и социальной целесообразности, ожидаемые результаты, сроки реализации, размер запрашиваемого бюджета и смету расходов.
Заявки учреждений рассматривались при условии их представления в срок до 25 августа 2007 года. Для этого Департамент культуры обеспечил своевременное информационное сообщение, организовал прием и регистрацию заявок.
Критериями оценки заявок, поданных в Департамент культуры, являлись:
- соответствие мероприятий приоритетным направлениям Программы;
- соответствие мероприятий видам деятельности, отраженным в уставах организаций;
- соответствие целевым установкам Программы;
- соответствие сроков реализации периоду действия Программы;
- способность организаций реализовать мероприятия или комплекс мероприятий;
- наличие устойчивых партнерских отношений;
- определение конкретных результатов.
Проект программы представляется на согласование соответствующих органов мэрии, рассмотрение мэра и утверждается постановлением мэра городского округа. В случае выделения финансовых средств на реализацию Программы в меньшем размере Департамент культуры совместно с руководителями организаций при необходимости уточняет перечень мероприятий, пересматривает размер финансирования учреждений по Программе с учетом выделенных бюджетных средств на ее реализацию, вносит изменения в Программу, выносит изменения для их утверждения в установленном порядке.
Департамент культуры осуществляет мониторинг реализации мероприятий Программы через анализ материалов по финансовым и содержательным отчетам, посещение итоговых и презентационных мероприятий, оценивает результаты деятельности на основе регулярности и сопоставимости, эффективности результатов, готовит анализ деятельности и результатов, организует представление отчетности по кварталам текущего финансового года в установленном порядке.
Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет мэрия городского округа, в лице Департамента экономики, в соответствии с муниципальными правовыми актами городского округа, а также формами и сроками отчетности.
Текущий контроль и координация деятельности по реализации программных мероприятий осуществляется Департаментом культуры мэрии, при необходимости возможно привлечение общественных экспертов. Контроль осуществляется в части достижения результатов выполнения работ, соблюдения сроков и объемов финансирования, проверки целевого использования бюджетных средств, эффективности их использования.
Отчетность осуществляется в установленном порядке. Исполнитель Программы представляет в мэрию поквартальные и итоговый отчеты о выполнении мероприятий, подготовленные на основании отчетных документов организаций-исполнителей.
Итоговый отчет по Программе за 2007 год представляется Департаментом культуры мэрии в согласующие органы (структурные подразделения) и утверждается мэром городского округа в течение 1 квартала, следующего за отчетным годом, размещается на сайте Департамента культуры мэрии.
2.7. Ожидаемые общественно значимые и измеримые результаты
Культура - особая отрасль с ярко выраженной спецификой. Достижения культуры не могут быть измерены чисто экономическими показателями, ее главным назначением является совершенствование самого человека, его духовное развитие. Принцип социального партнерства объединяет не только интеллектуальный потенциал, но и материальные и финансовые ресурсы. Этот современный механизм является основой программно-целевого метода. Участие учреждений в программах различного статуса позволяет поднять свой престиж, повысить общественный интерес, оживить культурную жизнь местного сообщества, привлечь внимание бизнес-структур к культуре как мощному ресурсу развития города.
По приоритетным направлениям Программы (библиотечная деятельность и культурное наследие) предполагаются следующие позитивные общественно значимые изменения:
- обеспечение программной деятельности библиотек, их модернизации, обеспечение свободного доступа к информации и знаниям посредством создания качественных библиотечных услуг;
- внедрение инновационных технологий в библиотеках через улучшение материально-технической базы учреждений культуры, обеспечение оснащенности процесса предоставления услуг современными техническими и технологическими средствами;
- увеличение числа удовлетворенных пользователей библиотечно-информационных услуг;
- повышение адресности, комфортности культурных услуг;
- предоставление равных возможностей жителям всех районов городского округа;
- создание условий для сохранения, пополнения, изучения и представления музейных, библиотечных фондов;
- обеспечение конституционного права на свободный доступ граждан к музейным предметам и музейным коллекциям;
- увеличение охвата зрителей и участников мероприятиями, расширение возможностей для самореализации и развития творческих способностей горожан, наращивание творческого и образовательного потенциала и эффективное использование интеллектуальных ресурсов города;
- расширение спектра просветительских услуг, форм деятельности в соответствии с интересами и потребностями горожан.
Конкретные результаты реализации Программы измеримы и представлены в таблице № 3.
Таблица № 3. Результаты реализации Программы
-------------------------T---------------------T----------------------------¬
¦ Задачи Программы ¦Ожидаемые общественно¦ Показатели ¦
¦ ¦ значимые результаты ¦ оценки результатов ¦
+------------------------+---------------------+----------------------------+
¦Создание условий¦Расширение ¦Доля новых услуг в общем¦
¦для наращивания объемов¦ассортимента услуг¦объеме предоставляемых услуг¦
¦и достижения¦современного уровня¦музеев и библиотек (30%).¦
¦качественного уровня¦в области музейного и¦Предполагаемый процент¦
¦услуг отрасли культуры ¦библиотечного ¦востребованности новых услуг¦
¦ ¦обслуживания ¦(100%). Охват населения¦
¦ ¦ ¦новыми услугами учреждений¦
¦ ¦ ¦(более 100000 чел.).¦
¦ ¦ ¦Увеличение посетителей¦
¦ ¦ ¦учреждений на 10 процентов¦
¦ ¦ ¦от общей численности жителей¦
¦ ¦ ¦обслуживаемой территории¦
¦ ¦ ¦(увеличение количества¦
¦ ¦ ¦мероприятий до 10%) ¦
+------------------------+---------------------+----------------------------+
¦ ¦Достижение позитивных¦Сокращение времени ожидания¦
¦ ¦улучшений качества¦получения запрашиваемых¦
¦ ¦предлагаемых услуг¦документов в среднем на 15%¦
¦ ¦(увеличение скорости¦(до 10 минут - ¦
¦ ¦обслуживания ¦в библиотеках, до 1 дня -¦
¦ ¦читателей, ¦в музеях). Степень улучшения¦
¦ ¦оперативности поиска¦среды на 10 площадках.¦
¦ ¦информации и др.) ¦Снижение жалоб¦
¦ ¦и направленность их¦по удовлетворенности¦
¦ ¦на актуальные¦запросов (от 30 до 50%).¦
¦ ¦требования жителей¦Увеличение положительных¦
¦ ¦(степень ¦отзывов пользователей¦
¦ ¦удовлетворенности ¦о предоставлении услуг¦
¦ ¦посетителей, ¦на 40%. Увеличение доли¦
¦ ¦отсутствие жалоб,¦открытия фондов¦
¦ ¦увеличение ¦для посетителей музеев¦
¦ ¦положительных ¦в электронном виде на 26,3%¦
¦ ¦отзывов) ¦(12500 объектов). Число¦
¦ ¦ ¦партнерских организаций¦
¦ ¦ ¦(образовательных учреждений,¦
¦ ¦ ¦учреждений культуры,¦
¦ ¦ ¦национально-культурных ¦
¦ ¦ ¦центров и пр.) - более 30¦
¦ ¦ ¦организаций ¦
+------------------------+---------------------+----------------------------+
¦Создание условий¦Направленность ¦Доля дополнительных¦
¦для равных возможностей¦деятельности ¦мероприятий к планируемым¦
¦свободного доступа¦на различные¦учреждениями на 2007 год -¦
¦к культурным ценностям и¦категории населения¦10 - 20% (более 500¦
¦информационным ресурсам¦городского округа ¦мероприятий) с охватом¦
¦жителям разных¦ ¦на 10% (59925 чел.).¦
¦социальных групп ¦ ¦Повышение статистических¦
¦ ¦ ¦показателей по охвату¦
¦ ¦ ¦жителей в последующем 2008¦
¦ ¦ ¦году на 10 - 25%. Процент¦
¦ ¦ ¦мероприятий, проведенных¦
¦ ¦ ¦для детей школьного¦
¦ ¦ ¦возраста, от общего¦
¦ ¦ ¦количества мероприятий¦
¦ ¦ ¦по Программе - 30% (40% всей¦
¦ ¦ ¦детской категории - 30500¦
¦ ¦ ¦детей) ¦
+------------------------+---------------------+----------------------------+
¦Модернизация ¦Улучшение технической¦Обеспеченность новым¦
¦материально-технической ¦оснащенности музеев и¦оборудованием и обновление¦
¦базы муниципальных¦библиотек, условий¦учреждений ¦
¦библиотек и музеев ¦деятельности ¦специализированной техникой¦
¦ ¦специалистов и¦на 20 единиц техники и на 50¦
¦ ¦потребителей, ¦единиц мебели. Процент¦
¦ ¦повышение ¦увеличения числа¦
¦ ¦комфортности условий,¦пользователей библиотек,¦
¦ ¦расширение спектра¦получивших доступ¦
¦ ¦платных услуг ¦к электронным ресурсам,¦
¦ ¦ ¦около 10% (10000 чел.).¦
¦ ¦ ¦Предполагаемый уровень¦
¦ ¦ ¦окупаемости вложенных¦
¦ ¦ ¦бюджетных средств не более¦
¦ ¦ ¦5 лет, при этом на очередные¦
¦ ¦ ¦годы за исполнением¦
¦ ¦ ¦Программы будут¦
¦ ¦ ¦минимизированы бюджетные¦
¦ ¦ ¦ассигнования в общей¦
¦ ¦ ¦стоимости услуг. Расширение¦
¦ ¦ ¦числа виртуальных продуктов¦
¦ ¦ ¦(фондовых музейных¦
¦ ¦ ¦экспонатов и документов)¦
¦ ¦ ¦в музеях (на 30000 ед.).¦
¦ ¦ ¦Увеличение доли мероприятий¦
¦ ¦ ¦по представлению и¦
¦ ¦ ¦демонстрации предметов¦
¦ ¦ ¦музейного фонда (от 7¦
¦ ¦ ¦до 40%) общего охвата¦
¦ ¦ ¦посетителей. Улучшение¦
¦ ¦ ¦материально-технической базы¦
¦ ¦ ¦учреждений до 10% ¦
+------------------------+---------------------+----------------------------+
¦Создание условий¦Обеспечение ¦Увеличение числа документов¦
¦для сохранения¦сохранности ¦в электронном виде на 10000¦
¦историко-культурного ¦библиотечных и¦единиц ¦
¦наследия и поддержки¦музейных фондов ¦ ¦
¦культурных инноваций,¦ ¦ ¦
¦увеличение фондов и¦ ¦ ¦
¦научно-исследовательской¦ ¦ ¦
¦деятельности ¦ ¦ ¦
+------------------------+---------------------+----------------------------+
¦ ¦Активизация резервов¦Увеличение числа научных¦
¦ ¦научных и¦разработок по выставкам,¦
¦ ¦библиотечных ¦лекциям и др. мероприятиям,¦
¦ ¦сотрудников ¦подготовка к публикациям¦
¦ ¦ ¦научных и просветительских¦
¦ ¦ ¦работ (более 30 ед.).¦
¦ ¦ ¦Увеличение числа¦
¦ ¦ ¦обработанных материалов¦
¦ ¦ ¦для каталогов, баз данных¦
¦ ¦ ¦(на 15000 источников).¦
¦ ¦ ¦Повышение квалификации¦
¦ ¦ ¦с учетом новых форм работы и¦
¦ ¦ ¦развития услуг - более 30¦
¦ ¦ ¦человек ¦
L------------------------+---------------------+-----------------------------
Несмотря на то, что мероприятия Программы в целом направлены на создание основ для более эффективного, динамичного, целеустремленного развития сферы услуг отрасли, экономическая эффективность Программы не может быть целиком выражена в конкретных цифрах, поскольку они и сам результат культуры имеют так называемый отложенный социальный и экономический эффект. Реализация культурных мероприятий далеко не всегда дает прямой экономический эффект. Но культурная деятельность влияет на улучшение культурной среды городского округа и повышение привлекательности территории, формирование благоприятного делового и инвестиционного климата, оживляет коммуникации и информационный обмен, способствует повышению занятости населения и качества жизни. В перспективе по итогам выполнения программных мероприятий организациями могут быть инициированы социокультурные проекты на территории городского округа Тольятти, направленные на социально-экономическое развитие в сфере культуры.
Исходя из вышеизложенного, Программа развития культуры городского округа Тольятти на 2007 год является актуальной и позволит решить назревшие проблемы в области сохранения историко-культурного наследия, музейного и библиотечного обслуживания.