Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 26.06.2007
<О ПРИЗНАНИИ ПРОТИВОРЕЧАЩИМ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПОЛОЖЕНИЯ ПОРЯДКА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НА УЛУЧШЕНИЕ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ ГРАЖДАН, ПРОЖИВАЮЩИХ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ, И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЛЬЕМ МОЛОДЫХ СЕМЕЙ И МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА СЕЛЕ, УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 21.06.2006 № 81>

Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", № 131 (25929), 21.07.2007






САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2007 года

26 июня 2007 года Самарский областной суд в составе председательствующего М.А. Решетняк, при секретаре С.Ю. Король, с участием прокурора М.Ю. Кладчикова, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Самарской области о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 2 п. 6 Порядка предоставления государственной поддержки на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 81,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 2 п. 6 Порядка предоставления государственной поддержки на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 81, ссылаясь на то, что указанный порядок утвержден в целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858.
Частью 6 ст. 44 Федерального закона № 189-ФЗ от 26.12.2005 "О федеральном бюджете на 2006 год" и п. 24 ч. 1 ст. 47 № 238-ФЗ от 19.12.2006 "О федеральном бюджете на 2007 год" установлено, что предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, производится в порядке, определенном Правительством РФ.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 № 250 "Об утверждении Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности".
Абзац 2 п. 6 оспариваемого Порядка предусматривает право предоставления субсидии в рамках Программы на дополнительную жилую площадь.
Указанная норма Порядка противоречит федеральному законодательству.
Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ № 250, учет нормы дополнительной жилой площади не предусматривают.
Установление правовым актом субъекта РФ дополнительных оснований увеличения размера государственной поддержки в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" является нарушением бюджетного законодательства.
Устанавливая в абз. 2 п. 6 Порядка правило учета дополнительной жилой площади при расчете размера государственной поддержки, Правительство Самарской области превысило свои полномочия.
Данное положение Порядка может повлечь нецелевое расходование средств федерального бюджета, что нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетной системы РФ.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, просил признать оспариваемый нормативный правовой акт недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель Правительства Самарской области Я.В. Сотников не признал требования прокурора Самарской области, указывая на то, что согласно пункту 4 Правил государственная поддержка оказывается гражданам за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Пунктом 10 Правил установлен порядок определения расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, используемой для расчета размера субсидии (т.е. средств, перечисляемых из федерального бюджета в областной бюджет).
Между тем пунктом 6 Порядка устанавливается механизм определения расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, используемый для расчета размера государственной поддержки (т.е. средств, непосредственно предоставляемых гражданам). Таким образом, за счет субсидии из федерального бюджета формируется только часть суммы государственной поддержки. Оставшаяся часть складывается из средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и внебюджетных источников.
Средства, предоставляемые соответствующим категориям граждан на улучшение жилищных условий, в части оплаты дополнительной жилой площади фактически представляют собой расходное обязательство Самарской области, установленное нормативным правовым актом Самарской области (Порядком) в рамках реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Выслушав стороны, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Самарской области подлежат удовлетворению.
Прокурор Самарской области просит признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим абзац 2 п. 6 Порядка предоставления государственной поддержки на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 81, опубликованного в газете "Волжская коммуна" от 30.06.2006 № 116.
Указанный порядок утвержден в целях реализации федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2010 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858.
Частью 6 ст. 44 Федерального закона № 189-ФЗ от 26.12.05 "О федеральном бюджете на 2006 год" и п. 24 ч. 1 ст. 47 № 238-ФЗ от 19.12.2006 "О федеральном бюджете на 2007 год" установлено, что предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, производится в порядке, определенном Правительством РФ.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 № 250 "Об утверждении Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности".
Абзацем 2 п. 6 оспариваемого Порядка предусмотрено право предоставления субсидии в рамках указанной Программы на дополнительную жилую площадь.
Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденные постановлением Правительства РФ № 250, учет нормы дополнительной жилой площади не предусматривают. В п. 10 названных Правил установлены только размеры общей площади жилого помещения, для семей разной численности: 33 кв. метра - для одиноко проживающих граждан, 42 кв. метра - на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек.
Установление правовым актом субъекта РФ дополнительных оснований увеличения размера государственной поддержки в рамках ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" является нарушением бюджетного законодательства.
В соответствии с главой III Паспорта ФЦП "Социальное развитие села до 2010 года" и п. 3 Правил государственная поддержка предоставляется на основе долевого финансирования из средств федерального, областного, местного бюджетов и собственных средств граждан.
Таким образом, оплата дополнительной жилой площади получателей господдержки должна производиться из перечисленных источников.
Согласно ст. 7 БК РФ установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации являются бюджетными полномочиями федеральных органов государственной власти. Органы государственной власти субъекта РФ такими полномочиями не наделены (ст. 8 БК РФ).
Суд считает обоснованным довод прокурора о том, что, устанавливая в абз. 2 п. 6 Порядка правило учета дополнительной жилой площади при расчете размера государственной поддержки, Правительство Самарской области превысило свои полномочия.
Ссылка представителя Правительства Самарской области на то, что оспариваемой нормой установлены расходные обязательства Самарской области, ничем не подтверждается.
Из представленного прокурором акта проверки территориальным управлением Федеральной службы финансового бюджетного надзора в Самарской области целевого использования средств федерального бюджета, выделенных в виде субсидий, на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий молодых семей, молодых специалистов и граждан, проживающих и работающих на селе в 2006 году и I квартале 2007 года, видно, что субсидия на дополнительную жилую площадь в рамках указанной выше программы предоставлялась из средств федерального бюджета.
Таким образом, в правоприменительной практике оспариваемое положение Порядка влечет нецелевое расходование средств федерального бюджета, что нарушает принцип адресности и целевого характера бюджетных средств бюджетной системы РФ.
В соответствии со ст. 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Суд считает, что оспариваемую норму следует признать недействующей с момента вступления решения суда в законную силу, учитывая позицию Конституционного суда Российской Федерации, высказанную по вопросу полномочий судов в постановлениях от 16.06.1998 и 11.04.2000, согласно которой решение суда общей юрисдикции о признании закона субъекта Российской Федерации противоречащим федеральному закону не является подтверждением недействительности закона, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Самарской области удовлетворить.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента вступления решения суда в законную силу абзац 2 п. 6 Порядка предоставления государственной поддержки на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечение жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 81.
Обязать Правительство Самарской области опубликовать данное решение суда в газете "Волжская коммуна".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий
М.А.РЕШЕТНЯК


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru