ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 26.07.1993 № 236
"О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ"
(вместе с "КОНЦЕПЦИЕЙ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ")
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
Утратил силу в связи с изданием Постановления Губернатора Самарской области от 20.06.2007 № 107.
ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 июля 1993 г. № 236
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
В целях улучшения лекарственного обеспечения населения области постановляю:
1. Одобрить Целевую программу совершенствования лекарственного обеспечения населения области и представить на утверждение в областной Совет народных депутатов (прилагается).
2. Одобрить Концепцию лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений области в условиях перехода к рыночной экономике (прилагается).
3. Комитету по экономике и финансам Администрации области (Хасаеву) обратиться в областной Совет народных депутатов с предложениями:
3.1 о возможности выделения в 1993 году для реализации Целевой программы совершенствования лекарственного обеспечения населения области 130 млн. рублей бюджетных средств, 1,0 млрд. рублей льготных кредитов сроком на 2 года, 4166 млн. рублей на выполнение оборотных средств предприятий аптечной сети, в 1994-1995 г. г. предусмотреть выделение средств с учетом роста цен на лекарственные препараты;
3.2 об освобождении аптечных учреждений и предприятий от налога на прибыль в части средств, поступающих в областной бюджет, с обязательным направлением их на пополнение собственных оборотных средств;
3.3 о предоставлении льгот аптечным учреждениям по оплате за отпускаемую электрическую и тепловую энергию, за услуги водоснабжения и водоотведения (после установки соответствующих счетчиков), по аренде помещений и другие услуги, приравнивая их к учреждениям здравоохранения, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 апреля 1993 года № 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации".
4. Комитету по потребительскому рынку Администрации области (Логойдо) предусмотреть выделение материальных ресурсов, квот на нефтепродукты управлению здравоохранения администрации области и аптечным предприятиям для бартерного обмена на медикаменты, изделия медицинского назначения, закупку новых технологий и оборудования и развитие внешнеэкономической деятельности.
5. Комиссии по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений и лиц, занимающихся медицинской деятельностью на территории Самарской области (Ромашеву) в срок до 01.11.1993 завершить лицензирование учреждений, занимающихся фармацевтической деятельностью.
6. Комитету по управлению имуществом области (Мамигонову) с целью улучшения обеспечения области лекарственным сырьем в установленном порядке решить вопрос о передаче совхоза "Сергиевский" в областную собственность.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Ю.М. Бородулина.
Глава Администрации
области
К.А.ТИТОВ
Утверждено
постановлением
Администрации области
от 26 июля 1993 г. № 236
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ОБЛАСТИ
Утверждено
постановлением
Главы Администрации области
от 26 июля 1993 г. № 236
КОНЦЕПЦИЯ
ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
И ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Лекарственное обеспечение населения и лечебно-профилактических учреждений осуществляют аптеки, аптечные пункты и оптово-производственные предприятия, имеющие свидетельства о государственной регистрации и государственные лицензии на право занятий фармацевтической деятельностью.
В сельской местности и населенных пунктах с населением:
- менее 2,5 тысяч и при отсутствии участковой больницы лекарственную помощь оказывает аптечный пункт второй категории на базе фельдшерско-акушерского пункта;
- более 2,5 тысяч и при наличии участковой больницы или врачебной амбулатории лекарственную помощь оказывает аптечный пункт первой категории или аптека 5-8 группы в зависимости от местных условий.
В районных центрах при наличии центральной районной больницы лекарственную помощь оказывает одна государственная производственная аптека 1-4 группы и дополнительно могут быть аптеки с иной формой собственности.
В городах лекарственную помощь осуществляют аптеки общего типа, больничные, межбольничные и готовых лекарственных средств с различной формой собственности.
Аптеки организуют свою работу на договорной основе с лечебными учреждениями и оптово-розничными предприятиями.
В переходный период к рыночным отношениям Администрация области, Администрации городов и районов по согласованию с Советами народных депутатов осуществляют финансовую поддержку оптово-розничных, оптово-производственных и фармацевтических предприятий, учреждений аптечной сети, независимо от формы собственности, оборотными средствами и льготными кредитами в рамках территориальной целевой программы лекарственного обеспечения.
Оптово-розничные, оптово-производственные звенья аптечной системы обеспечивают первоочередное направление финансовых средств на оплату и получение медицинских товаров по перечню важнейших и жизненно-необходимых лекарственных средств и изделий медицинского назначения согласно приказам Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.01.1993 № 16 и от 09.03.1993 № 37.
Аптечные оптово-производственные предприятия все ограниченно-поступающие фондированные лекарственные средства отпускают в соответствии с установленным управлением здравоохранения Администрации области порядком распределения. Учет поступлений и отпуск лекарственных средств, закупаемых централизованно, децентрализовано и по коммерческим ценам, во всех аптечных и лечебно-профилактических учреждениях ведется и оформляется раздельно согласно соответствующему указанию Минздрава Российской Федерации. Отпуск лекарственных средств и других медикаментов из ресурсов, поступающих на снабжение по централизованным закупкам, осуществляется областными аптечными складами (базами) по письменному разрешению руководителя управления здравоохранения администрации области или его заместителя.
На аптечные учреждении с любой формой собственности распространяют льготы, установленные для бюджетных учреждений, по оплате за аренду помещений и другие услуги.
Порядок обеспечения амбулаторных больных лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляется всеми аптечными учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации и утвержденными территориальными целевыми программами лекарственного обеспечения.
Фармацевтический отдел управления здравоохранения Администрации области осуществляет следующие функции:
определение приоритетных направлений лекарственного обеспечения с учетом конкретного состояния заболеваемости, здоровья населения, демографических показателей, защиты социально незащищенных слоев населения;
координация, разработка и реализация целевых программ развития аптечной сети, в том числе направленных на выравнивание территориальных различий в уровне медикаментозного обеспечения;
организация лекарственного обеспечения в чрезвычайных ситуациях, при массовых заболеваниях, стихийных бедствиях, авариях и катастрофах;
участие в лицензировании, аккредитации и приватизации аптечных предприятий;
контроль за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, действующего законодательства в области лекарственного обеспечения, выполнением территориальной целевой программы, наличием в оптовой, розничной аптечной сети и лечебно-профилактических учреждениях жизненно необходимых лекарственных средств и медикаментов обязательного ассортимента, за соблюдением фармацевтических технологий изготовления и применения лекарственных препаратов, контроль за соблюдением правил учета, хранения и отпуска ядовитых, сильнодействующих и наркотических средств;
контроль за исполнением приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, в том числе приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 октября 1992 года № 291 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов", за соблюдением и использованием резервов медикаментов и изделий медицинского назначения по бесплатному и льготному отпуску инвалидам и другим категориям больных, на которых распространяются льготы, от 21 января 1993 года № 16 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 11 декабря 1992 г. № 970 "О порядке формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения и обеспечения мер по социальной защите населения" и от 09.03.1993 № 37 "О порядке размещения заказов на поставку товаров для государственных нужд на 1993 год".
Во избежание появления на рынке зарубежных лекарственных средств, не зарегистрированных Министерством здравоохранения Российской Федерации и не разрешенных к применению в медицинской практике, в соответствии с Положением от 7 февраля 1993 г. № 01-3/3857, утвержденным Государственным таможенным комитетом, Министерством внешних экономических связей и Министерством здравоохранения Российской Федерации, импорт лекарственных средств в Самарской области может осуществляться субъектами хозяйственной деятельности, зарегистрированными на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности, только на основании разрешений, выданных Министерством здравоохранения Российской Федерации.
На каждую закупленную серию лекарственного средства должен в обязательном порядке быть сертификат завода-изготовителя, удостоверяющий качество этой серии.
Контрольно-аналитическая лаборатория управления здравоохранения Администрации области и ее филиалы осуществляют государственный контроль за качеством лекарственных средств аптечного, промышленного производства, учреждений, предприятий, организаций независимо от форм собственности.
Реализация лекарственных средств, поступающих в аптечные учреждения области от промышленных, малых и других коммерческих предприятий, может производиться только после проверки их качества в областной контрольно-аналитической лаборатории управления здравоохранения Администрации области и ее филиалах.
Для решения вопросов организации лекарственного обеспечения в чрезвычайных ситуациях, а также разработки и реализации целевых программ все аптечные учреждения (оптовые и розничные), независимо от форм собственности, представляют в управление здравоохранения Администрации области необходимые статистические и оперативные данные.
Координацию работ управления здравоохранения Администрации области, аптек, магазинов и оптово-производственных предприятий по обеспечению здравоохранения области лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения осуществляет заместитель Главы Администрации области.
Закупками лекарственных средств, в основном занимаются государственное оптово-производственное предприятие "Фармбокс" и государственное оптово-розничное предприятие "Самарский аптечный склад". 30%-40% лекарственных средств закупают централизованно по фондам, остальные 60%, 70% - по прямым связям.
В течение 1992-1993 гг. указанные предприятия испытывают постоянный недостаток оборотных и денежных средств для расчетов с поставщиками что служит основной причиной ухудшения лекарственного обеспечения в области. Обеспеченность оборотными средствами составляет в настоящее время 486 млн. рублей, или 16%.
Неудовлетворительное состояние лекарственного обеспечения населения и лечебно-профилактических учреждений объясняет также отсутствием необходимого объема оборотных средств у аптечных учреждений розничной сети (обеспеченность 10%), механизма стабилизации денежных средств, вложенных в закупку медицинских товаров.
Кроме того, не производится финансирование аптечных складов для покрытия расходов, связанных с формированием резервов лекарственных средств на случай аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, инфекционных заболеваний.
По вышеуказанным причинам потребность здравоохранения в лекарственных средствах в текущем году удовлетворяется не более чем на 30%.
Основные задачи и цели приватизации аптечных
учреждений области
Основной целью приватизации аптечной службы должно быть повышение эффективности работы аптечных складов, аптек, фармацевтических предприятий.
Основным и определяющим в процессе подготовки программ приватизации является выборка условий, обеспечивающих нормальную работу приватизированных объектов, способствующих экономической целесообразности деятельности их при строжайшем соблюдении нормативных актов, гарантирующих безопасность для населения.
Разделение объектов по этапам приватизации
и выбор способа приватизации
С целью создания рациональной системы аптечных учреждений Самарской области при проведении их приватизации необходимо выполнить ряд подготовительных мероприятий:
- определить организационно-правовую форму каждого аптечного учреждения с приданием ему статуса юридического лица;
- проанализировать экономическое, финансовое и социальное состояние аптечного учреждения;
- определить возможности реорганизации и приведения в оптимальное состояние экономики и кадров.
На основании анализа осуществляется выбор способа приватизации конкретного аптечного учреждения.
Все государственные аптечные учреждения можно разделить на 3 группы
- к первой группе относятся аптечные склады, территориально-производственные предприятия, городские производственные фармацевтические предприятия;
- ко второй группе относятся: аптеки, аптечные магазины, магазины оптики;
- к третьей группе - сельские районные производственные предприятия.
Способы приватизации
Для первой группы аптечных учреждений более целесообразным является акционирование. Формы акционирования определяются решением трудового коллектива в соответствии с Государственной программой приватизации.
Для второй группы наиболее приемлемым является организация товарищества на базе трудового коллектива с передачей государственного имущества в аренду на срок до одного года.
По истечению срока аренды приватизация производится в соответствии с Государственной программой приватизации (конкурс).
Для третьей группы аптечных учреждений возможен вариант создания учреждений со смешанной формой собственности. При этом учредителям таких предприятий становятся:
- с одной стороны комитет по управлению имуществом Администрации области (здание, производственные площади, оборудование);
- с другой стороны коллектив со своими личным учредительным вкладом.
При стабилизации финансово-экономического состояния предприятий, по усмотрению сторон, возможна приватизация государственной доли в соответствии с Государственной программой приватизации.
Для аптечных учреждений 2 и 3 группы, имеющих стабильное финансовое положение и необходимую материальную базу, возможна приватизация по конкурсу с предоставлением установленных законом льгот трудовому коллективу.
Для обеспечения гарантий сохранения развитой аптечной сети, достаточного уровня лекарственного обеспечения, соблюдения законодательных актов и нормативов деятельности аптечных учреждений необходимо в процессе приватизации и переходный к ней период установить условия, выполнение которых является обязательным для аптечных учреждений с любой формой собственности:
1. Соблюдение технологических нормативов по изготовлению, хранению, отпуску и контролю качества всех лекарственных форм.
2. Выполнение всех санитарно-эпидемиологических требований.
3. Соблюдение правильной работы с наркотическими и ядовитыми веществами.
4. Обеспечение наличия обязательного ассортимента лекарственных средств для оказания медицинских услуг населению данной территории согласно требованиям органов здравоохранения.
5. Обязательное выполнение всех мобилизационных мероприятий и заданий по гражданской обороне в соответствии с действующим законодательством.
Невыполнение любого из этих условий является основанием для изъятия лицензии на право заниматься фармацевтической деятельностью.
Пояснительная записка к целевой программе совершенствования
лекарственного обеспечения населения Самарской области
(ввод всех площадей)
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.12.1991. № 260 "О неотложных мерах по преодолению кризисной ситуации с обеспечением лекарствами и медицинской техникой", постановлением Правительства РСФСР от 26.12.1991. № 68 "О неотложных мерах по обеспечению населения и учреждений здравоохранения РФ лекарственными средствами в 1992-1995 гг.", постановлением Правительства РФ от 10.02.1992. № 77 "О неотложных мерах по созданию современной медицинской техники и увеличению ее производства в 1992-1995 гг.", принятыми в развитие этих постановлений федеральными программами развития фармацевтической и медицинской промышленности, инновационными и научно-техническими подпрограммами, а также Указом Президента Российской Федерации от 20.04.1993. № 468 "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации" Администрацией Самарской области разработаны мероприятия по конкретной реализации этих задач.
1. Строительство предприятий по производству лекарственных препаратов, не выпускаемых отечественной промышленностью, на базе незавершенного строительством объекта конверсируемого завода "Экран" в г. Самаре. Строительство под ключ такого предприятия, соответствующего международному стандарту, проектной мощностью до 40 млн. упаковок экспортно-способной продукции в год предполагается осуществить, в основном на условиях самофинансирования, с привлечением специализированных иностранных фирм. Технологические и организационные решения проекта должны обеспечить цены на продукцию фармкомплекса на 15%-20% ниже мирового уровня и существенно сократить валютные затраты на приобретение лекарств за рубежом.
Стоимость фармкомплекса такой мощностью по оценке иностранных фирм Швейцарии, Австрии, Индии, с которыми велись переговоры составляет 20 млн. долларов США со сроком окупаемости не более 5 лет.
Строительство фармкомплекса в средне-срочной перспективе решает, как минимум следующие проблемы:
- ввод в строй действующих незавершенного строительства корпуса конверсируемого предприятия площадью 20 тыс. кв. м.
- перепрофилирование на нужды населения завода тонкого органического синтеза;
- трудоустройство значительной части специалистов и рабочих (проектировщиков, строителей, работников фармакомплекса - 5 тыс. человек);
- создание собственной сырьевой базы вблизи самого предприятия;
- национальные приоритеты отечественного здравоохранения;
- жизнеобеспечение населения России;
- сокращение валютных затрат на приобретении лекарственных препаратов за рубежом не менее, чем на 5 млн. долларов США.
Запрашиваемые из федерального бюджета средства и льготные кредиты в виде беспроцентного кредита в 1993 и 1994 годах необходимы для разработки рабочей документации на строительство и монтаж внеплощадочных коммуникаций и частичное оснащение предприятий. Основные затраты предполагается осуществить за счет акционерного капитала, кредитов банков и инвестиций иностранных партнеров.
2. По инициативе Администраций области, г. Чапаевска, Самарского государственного университета, Чапаевского завода "Металлист", фармацевтической фабрики и ряда других организаций в настоящее время заканчивается организационная работа по созданию на их основе акционерного общества "Самарамедпром". Его деятельность будет направлена на обеспечение населения области дефицитными медикаментами и ветеринарными препаратами. В первую очередь планируется наладить выпуск таких препаратов, как гидроперит и его растворы, как дезинфицирующие и отбеливающие средства в медицинских учреждениях и парфюмерии, аспирин, анестезин, новокаин, бензойная кислота, парацетамол, новый высокоэффективный диуретик - альвизид.
3. Для удовлетворения возрастающей потребности медицинской, пищевой и металлургической промышленности в активированном угле и в связи с ограничения его выпуска в России предлагается освоить его производство в количестве 80 тон. в год на заводе "Коммунар".
4. С целью расширения номенклатуры и объемов производства медикаментов на Самарской фармацевтической фабрике предполагается:
- организация на ней таблеточного производства мощностью 85 млн. таблеток в год;
- реконструкция участка жидких лекарственных форм с увеличением объемов производства на 100 млн. руб. и выпуском дополнительно до 4 наименований ежегодно.
5. Управлению сельского хозяйства и продовольствия Администрации области (Трегубову) в 1994 г. необходимо решить вопрос об организации переработки сырья животного происхождения для производства органопрепаратов.