Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ЗАКОН САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 10.06.1996 № 10-ГД
"О РЕФЕРЕНДУМЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ"
(принят САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМОЙ 28.05.1996)

Официальная публикация в СМИ:
"Волжская коммуна", 18.06.1996.


Утратил силу в связи с принятием Закона Самарской области от 18.07.1999 № 26-ГД.
   ------------------------------------------------------------------

Вступил в силу со дня его официального опубликования (статья 39 данного документа).



10 июня 1996 года № 10-ГД

   ------------------------------------------------------------------


ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

О РЕФЕРЕНДУМЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Самарской Губернской Думой
28 мая 1996 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Референдум Самарской области

Референдум Самарской области (областной референдум) - голосование граждан Российской Федерации, проживающих на территории Самарской области, по наиболее важным вопросам, отнесенным к предметам ведения Самарской области в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Самарской областью.

Статья 2. Право граждан на участие в референдуме
Самарской области

В областном референдуме имеют право участвовать граждане Российской Федерации, проживающие на территории Самарской области и обладающие избирательным правом в соответствии с действующим законодательством.
Граждане участвуют в областном референдуме лично, голосование за других лиц не допускается.
Участие в областном референдуме является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на граждан с целью принудить их к участию или неучастию в областном референдуме.
Голосование на областном референдуме осуществляется тайно, контроль за волеизъявлением граждан не допускается.
Граждане участвуют в областном референдуме на равных основаниях. Каждый гражданин имеет один голос.

Статья 3. Обстоятельства, исключающие проведение референдума
Самарской области

Областной референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Самарской области, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения.
Повторный областной референдум не проводится в течение 5 лет после дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума с такой же по содержанию или по смыслу формулировкой вопроса.

Статья 4. Финансирование референдума Самарской области

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением областного референдума, осуществляется за счет средств областного бюджета.

Статья 5. Законодательство о референдуме Самарской области

Законодательство об областном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Устав Самарской области, настоящий областной Закон.

Глава II. НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 6. Инициатива проведения референдума
Самарской области

Инициативы проведения областного референдума принадлежит не менее чем 5% граждан, проживающих на территории Самарской области и имеющих право на участие в областном референдуме при условии, что на территории одного города без районного деления городского или сельского района проживает не более 7% из них.

Статья 7. Порядок реализации инициативы граждан о проведении
референдума Самарской области

Каждый гражданин или группа граждан, проживающие на территории Самарской области и имеющие право на участие в областном референдуме могут образовать инициативную группу в количестве не менее 100 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении областного референдума.

Статья 8. Регистрация инициативной группы

Инициативная группа обращается в избирательную комиссию Самарской области с заявлением о регистрации инициативной группы.
В заявлении инициативной группы должны быть указаны:
1) формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой для вынесения на областной референдум;
2) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или данные заменяющих их документов и личные подписи членов инициативной группы, а также уполномоченных представителей инициативной группы.
К заявлению прилагается протокол собрания граждан, на котором принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума и создана инициативная группа, о назначении уполномоченных представителей инициативной группы, а также доверенность, оформленная в установленном порядке.
Указанные в части 2 и 3 настоящей статьи документы представляются уполномоченными представителями инициативной группы, которые после регистрации инициативной группы представляют ее по всем вопросам, связанным с участием инициативной группы в проведении областного референдума.
Избирательная комиссия Самарской области, установив соответствие заявления инициативной группы и приложенных к нему документов требованиям настоящего Закона, в течение 3 дней со дня поступления заявления обязана принять решение о регистрации инициативной группы и выдать ей регистрационное свидетельство.
В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается мотивированное решение избирательной комиссии Самарской области, которое может быть обжаловано в судебном порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Основанием для отказа в регистрации инициативной группы может быть только нарушение ею положений Конституции Российской Федерации и настоящего Закона.
Регистрационное свидетельство установленного образца действительно в течение трех месяцев.
С момента получения регистрационного свидетельства уполномоченные представители вправе добровольно и самостоятельно собирать подписи в поддержку инициативы проведения областного референдума.

Статья 9. Подписной лист референдума Самарской области

В листе для сбора подписей граждан в поддержку инициативы о проведении областного референдума (подписном листе) указываются:
1) наименование территории муниципального образования, где проводится сбор подписей граждан;
2) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации и наименование избирательной комиссии, которая зарегистрировала инициативную группу;
3) формулировка вопроса, предлагаемого для вынесения на областной референдум;
4) фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия и номер паспорта или заменяющего его документа гражданина, имеющего право на участие в референдуме, его подпись и дата подписи.
Каждый подписной лист должен быть заверен подписями лица, собиравшего подписи граждан и одного из уполномоченных представителей инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа каждого из этих лиц.
Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

Статья 10. Сбор подписей инициативной группой

Расходы по сбору подписей несет инициативная группа.
Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, где должны содержаться формулировка вопроса, вносимого на областной референдум.
Если на областной референдум выносится законопроект, то лицо, осуществляющее сбор подписей, обязано представить его текст гражданину по первому требованию последнего.
После окончания сбора подписей, но не позднее установленного настоящей статьей срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает число собранных подписей граждан, проживающих на территории Самарской области, о чем составляет итоговый протокол инициативной группы.
Подписные листы, пронумерованные и сброшюрованные по территориям с экземпляром итогового протокола инициативной группы, передаются уполномоченными представителями инициативной группы в избирательную комиссию Самарской области.
Избирательная комиссия Самарской области проверяет соблюдение требований настоящего Закона при сборе подписей и в течение 15 дней направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и свое решение в Самарскую Губернскую Думу. Копия решения избирательной комиссии Самарской области направляется также инициативной группе.
В случае, если избирательная комиссия Самарской области обнаружит нарушения, связанные с оформлением документов, документы возвращаются инициативной группе. При этом срок действия регистрационного свидетельства может быть продлен, но не более чем на 15 дней.

Статья 11. Назначение референдума Самарской области

Самарская Губернская Дума рассматривает представленные документы инициативной группы и заключение избирательной комиссии Самарской области о проведении областного референдума в течение месяца со дня поступления в принимает по ним решение.
По инициативе о проведении областного референдума Самарская Губернская Дума вправе принять одно из следующих решений:
1) назначить областной референдум, дату его проведения, утвердить формулировку вопроса, выносимого на референдум;
2) отклонить инициативу граждан о проведении областного референдума в случае нарушения Конституции Российской Федерации, требований настоящего Закона.
Срок со дня назначения областного референдума до дня голосования должен быть не менее трех месяцев.
Датой проведения областного референдума в указанный срок может быть назначен любой выходной день.
Принятое решение о назначении областного референдума в десятидневный срок публикуется в средствах массовой информации.

Глава III. ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ К ПРОВЕДЕНИЮ
РЕФЕРЕНДУМА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 12. Комиссии по проведению референдума
Самарской области

Подготовку и проведение областного референдума осуществляют:
1) избирательная комиссия Самарской области;
2) территориальные (районные, городские и районные в городе) комиссии по проведению референдума Самарской области;
3) участковые комиссии по проведению референдума Самарской области.

Статья 13. Избирательная комиссия Самарской области

Избирательная комиссия Самарской области, сформированная в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" осуществляет свои полномочия по подготовке и проведению областного референдума на основании Положения об избирательной комиссии Самарской области.

Статья 14. Порядок формирования территориальной (районной,
городской) комиссии по проведению референдума
Самарской области

Территориальная комиссия по проведению референдума Самарской области (районная, городская, районная в городе) формируется в городе без районного деления, в городском районе, сельском районе в составе 5 - 9 членов не позднее чем за 60 дней до дня проведения областного референдума. Состав территориальной комиссии назначается выборным органом местного самоуправления.
В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование территориальной комиссии проводится избирательной комиссией Самарской области не позднее чем за 50 дней до дня проведения областного референдума.
При определении кандидата в состав территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области учитываются предложения собраний граждан, имеющих право на участие в референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

Статья 15. Порядок формирования участковой комиссии по
проведению референдума Самарской области

Участковая комиссия по проведению референдума Самарской области формируется в составе 5 - 15 членов выборным органом местного самоуправления не позднее чем за 45 дней до дня проведения референдума.
В случае, если выборный орган местного самоуправления не назначил состав участковой комиссии в срок, установленный частью 1 настоящей статьи, либо если на данной территории выборный орган местного самоуправления отсутствует, формирование участковой комиссии проводится соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума Самарской области не позднее чем за 35 дней до дня проведения областного референдума.
При определении кандидатур в состав участковой комиссии по проведению референдума Самарской области учитываются предложения собраний граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по месту работы, службы, учебы и жительства.
Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой комиссии.

Статья 16. Полномочия избирательной комиссии
Самарской области при проведении референдума
Самарской области

Избирательная комиссия Самарской области при проведении областного референдума:
1) руководит деятельностью комиссий по проведению референдума Самарской области;
2) осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении областного референдума, обеспечивает единообразное применение настоящего Закона;
3) издает инструкции и иные акты, разъясняющие порядок организации и проведения областного референдума, обязательные для всех комиссий по проведению референдума Самарской области;
4) согласовывает с главами местного самоуправления муниципальных образований границы участков областного референдума;
5) заслушивает сообщения государственных органов, органов местного самоуправления, комиссий по проведению референдума Самарской области;
6) устанавливает формы бюллетеня для голосования на областном референдуме, списков граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, других документов областного референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий по проведению областного референдума, порядок хранения документации областного референдума;
7) контролирует своевременность и правильность составления списков граждан, имеющих право на участие в областном референдуме и предоставление этих списков для ознакомления граждан;
8) утверждает текст бюллетеня для голосования на областном референдуме;
9) утверждает образцы печатей комиссий по проведению референдума Самарской области и порядок пересылки и хранения документов;
10) обеспечивает изготовление бюллетеней для голосования и снабжение ими территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области;
11) содействует средствам массовой информации в проведении мероприятий, направленных на разъяснение содержания вопроса, вынесенного на областной референдум;
12) устанавливает единую нумерацию участков областного референдума на территории Самарской области;
13) распределяет средства, выделенные из областного бюджета на финансовое обеспечение подготовки и проведения областного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;
14) контролирует обеспечение комиссий по проведению референдума Самарской области помещениями, транспортом, связью и рассматривает другие вопросы материально - технического обеспечения проведения областного референдума;
15) рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия комиссий по проведению референдума Самарской области и принимает по жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
16) устанавливает единый порядок обработки итогов голосования на областном референдуме;
17) устанавливает итоги голосования на областном референдуме;
18) публикует результаты областного референдума в печати;
19) передает документы, связанные с подготовкой и проведением областного референдума;
19) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и Положением об избирательной комиссии Самарской области.

Статья 17. Полномочия территориальной комиссии по
проведению референдума Самарской области

Территориальная комиссия по проведению референдума Самарской области:
1) осуществляет контроль за подготовкой и проведением областного референдума на соответствующей территории, информирует население об адресах и номерах телефонов участковых комиссий по проведению областного референдума;
2) координирует работу участковых комиссий по проведению референдума Самарской области на соответствующей территории, рассматривает жалобы и заявления на решения и действия (бездействие) этих комиссий и принимает по ним мотивированные решения;
3) согласовывает с главами местного самоуправления муниципальных образований границы участков областного референдума;
4) распоряжается денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение областного референдума и распределяет их между участковыми комиссиями по проведению референдума Самарской области;
5) организует доставку бюллетеней для голосования и иных документов участковым комиссиям по проведению референдума Самарской области;
6) оказывает организационно - техническую помощь участковым комиссиям по проведению референдума Самарской области в организации голосования на участках областного референдума;
7) организует досрочное голосование в помещении территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области;
8) устанавливает итоги голосования на областном референдума на соответствующей территории, сообщает их средствам массовой информации и передает протокол об итогах голосования в избирательную комиссию Самарской области;
9) обеспечивает передачу документации, связанной с подготовкой и проведением областного референдума, в архив Самарской области;
10) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области прекращаются по истечение 30 дней после официального опубликования (обнародования) результатов референдума Самарской области.

Статья 18. Полномочия участковой комиссии по проведению
референдума Самарской области

Участковая комиссия по проведению референдума Самарской области:
1) оповещает население об адресе и о номере телефона участковой комиссии по проведению референдума Самарской области, времени ее работы, а также о дне и месте проведения голосования;
2) составляет и уточняет список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по участку областного референдума;
3) проводит ознакомление граждан со списком граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в указанном списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений и дополнений;
4) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для проведения голосования;
5) контролирует соблюдение на территории участка областного референдума правил размещения агитационных материалов;
6) организует голосование на участке областного референдума;
7) производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования по участку областного референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию по проведению референдума Самарской области;
8) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения;
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом.
Полномочия участковой комиссии по проведению референдума Самарской области прекращаются после выполнения требований части 1 статьи 37 настоящего Закона.

Статья 19. Статус члена комиссии по проведению референдума
Самарской области

Члены избирательной комиссии Самарской области, имеющие право решающего голоса, а также члены территориальной и участковой комиссий по проведению референдума Самарской области, назначенные в соответствии со статьями 14, 15 настоящего Закона, имеют право решающего голоса и обязаны присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии по проведению референдума Самарской области.
Члены комиссии по проведению референдума Самарской области как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса:
1) заблаговременно извещаются о заседаниях комиссии;
2) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей комиссии и требовать проведения по ним голосования;
3) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу;
4) вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих комиссий и получать заверенные копии этих документов.
Члены комиссии с правом совещательного голоса вправе присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола об итогах голосования и при иных действиях, осуществляемых комиссией.
При принятии решения комиссией члены комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют.
Член комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях:
1) подачи членом комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий;
2) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации или в случае его выезда на жительство за пределы Самарской области;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена комиссии;
4) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим.
Члену комиссии по проведению референдума Самарской области с правом решающего голоса, освобожденному во время подготовки и проведения областного референдума от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение областного референдума. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу.
Член комиссии по проведению референдума Самарской области в правом решающего голоса во время подготовки и проведения областного референдума не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут административному взысканию, налагаемому в судебном порядке.
Инициативная группа, указанная в статье 8 настоящего Закона, после опубликования решения о назначении областного референдума, вправе назначить одного члена избирательной комиссии Самарской области с правом совещательного голоса и по одному члену территориальных и участковых комиссий с правом совещательного голоса.
Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса прекращаются через 10 дней после официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума.

Статья 20. Организация деятельности комиссий по проведению
референдума Самарской области

Территориальные и участковые комиссии по проведению референдума Самарской области проводят свои первые заседания не позднее 5 дней с момента их формирования.
Деятельности комиссий по проведению референдума Самарской области осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство членов комиссии с правом решающего голоса.
При принятии решения комиссией по проведению референдума Самарской области в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя комиссии является решающим.
Решение избирательной комиссии Самарской области по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения областного референдума, об определении результатов областного референдума, о признании областного референдума несостоявшимся на заседании избирательной комиссии Самарской области большинством голосов от общего числа членов избирательной комиссии Самарской области с правом решающего голоса.
Решения других комиссий по проведению референдума Самарской области об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря соответствующей комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения референдума Самарской области, об установлении итогов голосования также принимаются большинством голосов от общего числа членов соответствующей комиссии по проведению референдума Самарской области с правом решающего голоса.
Решения комиссий по проведению референдума Самарской области по иным вопросам принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих членов соответствующей комиссии по проведению референдума Самарской области с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии.
Члены комиссии по проведению референдума Самарской области, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое приобщается к протоколу заседания комиссии.
Решения комиссии по проведению референдума Самарской области, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, Уставу Самарской области, законодательству Самарской области, либо принятые комиссией по проведению референдума Самарской области в превышением установленных полномочий, подлежат отмене вышестоящей комиссией по проведению референдума Самарской области или судом. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Самарской области вправе принять самостоятельное решение по существу вопроса.
Решения комиссии по проведению референдума Самарской области, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих комиссий по проведению референдума Самарской области.
Заседание комиссии по проведению референдума Самарской области созывается и проводится председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание комиссии по проведению референдума Самарской области проводится также по требованию не менее трети членов комиссии с правом решающего голоса.
На заседании комиссии по проведению референдума Самарской области при рассмотрении жалобы или заявления вправе присутствовать представители заинтересованных сторон.
Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям по проведению референдума Самарской области содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых для проведения областного референдума помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий по проведению референдума Самарской области в течение пяти дней, а за пять дней до дня проведения областного референдума и в день проведения областного референдума - немедленно.

Статья 21. Обжалование решений и действий комиссий по
проведению референдума Самарской области

Решения и действия (бездействие) комиссий по проведению референдума Самарской области и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию по проведению референдума Самарской области или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию не является обязательным условием для обращения в соответствующий суд.
Решения нижестоящей комиссии по проведению референдума Самарской области могут быть отменены, а ее действия могут быть приостановлены вышестоящей комиссией по проведению референдума Самарской области. При этом вышестоящая комиссия по проведению референдума Самарской области вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы или заявления.
Решения по жалобам или заявлениям, поступившим в вышестоящую комиссию по проведению референдума Самарской области в ходе подготовки областного референдума, принимаются в течение пяти дней с момента поступления жалобы или заявления в комиссию, а за пять дней до проведения областного референдума и в день проведения областного референдума - немедленно.
В случае, если факты, содержащиеся в жалобах или заявлениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются в течение 10 дней.

Статья 22. Гласность при подготовке и проведении
референдума Самарской области

Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан, участвующих в организации и проведении областного референдума, осуществляется открыто и гласно.
Все решения, касающиеся областного референдума, подлежат опубликованию.
Комиссии по проведению референдума Самарской области в установленный настоящим Законом срок информируют граждан о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и возможности ознакомления со списками граждан, имеющих право участвовать в областном референдуме.
На заседаниях комиссий по проведению референдума Самарской области вправе присутствовать уполномоченные представители инициативной группы, зарегистрированной в соответствие со статьей 8 настоящего Закона, и представители средств массовой информации.
В день проведения областного референдума в помещениях участков областного референдума с момента начала работы участковой комиссии до окончания оформления документов об итогах голосования на участках областного референдума вправе присутствовать наблюдатели, направленные инициативной группой, а также представители средств массовой информации.
Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме инициативной группой с указанием фамилии, имени, отчества, адреса, места жительства наблюдателя, а также номера и места нахождения участка областного референдума, на который он направляется. Полномочия наблюдателя действительны только при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя на участков областного референдума не требуется.
Наблюдатель вправе:
1) знакомиться со списками граждан, имеющих право на участие в областном референдуме;
2) присутствовать при голосовании граждан, которые по состоянию здоровья или другим уважительным причинам голосуют вне участка областного референдума;
3) присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования;
4) обращаться в участковую комиссию по проведению референдума Самарской области в предложениями и замечаниями;
5) обжаловать действия (бездействие) участковой комиссии по проведению референдума Самарской области.
Предложения и замечания наблюдателей рассматриваются председателем участковой комиссии, а при необходимости - на заседании участковой комиссии. Вмешательство наблюдателей в действия участковой комиссии по проведению референдума Самарской области не допускается.

Статья 23. Образование участков референдума
Самарской области

Для проведения голосования и подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, образуются участки областного референдума.
Участки областного референдума образует глава местного самоуправления муниципального образования по согласованию с соответствующей территориальной комиссией по проведению референдума Самарской области не позднее чем за 45 дней до дня проведения областного референдума с учетом административно-территориального деления и местных условий в целях создания максимальных удобств для граждан, имеющих право на участие в областном референдуме из расчета не менее 100 и не более 3000 граждан на каждый участок областного референдума.
В санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, могут образовываться участки областного референдума в срок, предусмотренный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня проведения областного референдума.
Военнослужащие - граждане Российской Федерации, проходящие действительную военную службу на территории Самарской области, голосуют на общих участках областного референдума.
Списки участков областного референдума с указанием их границ, адресов и номеров телефонов участковых комиссией по проведению референдума Самарской области подлежат обязательному опубликованию (обнародованию) не позднее чем за 35 дней до дня проведения областного референдума.

Статья 24. Списки граждан, имеющих право на участие
в референдуме Самарской области

Список граждан, имеющих право на участие в референдуме Самарской области, по участку областного референдума составляется участковой комиссией по проведению референдума Самарской области на основании данных, представляемых по установленной форме главой местной администрации. Данные о гражданах, имеющих право на участие в областном референдуме, глава местной администрации направляет в участковую комиссию по проведению референдума Самарской области не позднее чем за 40 дней до дня проведения областного референдума.
Список составляется в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, а также на основе адресов граждан). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц) и адрес места жительства гражданина.
Списки граждан, которые в день проведения областного референдума будут находиться в санаториях, профилакториях, домах отдыха, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений.
Список граждан - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляются на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи.
Список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, составляется в двух экземплярах по форме, утверждаемой избирательной комиссией Самарской области и подписывается председателем участковой комиссии по проведению референдума Самарской области и ее секретарем. Один экземпляр списка граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, остается в участковой комиссии, а второй экземпляр передается в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума Самарской области не позднее чем за 16 дней до дня проведения областного референдума.
В списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, включаются граждане Российской Федерации в соответствии со статьей 2 настоящего Закона.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список по конкретному участку областного референдума является факт его проживания на территории данного участка областного референдума.
Гражданин может быть включен в список только на одном участке областного референдума.
Граждане, имеющие право на участие в областном референдуме, находящиеся в день проведения областного референдума в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания, включаются в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, по месту их пребывания.
Студенты и аспиранты дневной формы обучения, имеющие право на участие в областном референдуме и проживающие в общежитиях, включаются в список по участку областного референдума по месту нахождения общежития.
Граждане, имеющие право на участие в областном референдуме, но поселившиеся на территории участка областного референдума после представления списка для всеобщего ознакомления, а также граждане, по какой - либо иной причине не включенные в список, дополнительно включаются участковой комиссией по проведению референдума Самарской области в указанный список на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих место жительства на территории данного участка областного референдума.
Списки граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, представляются для всеобщего ознакомления не позднее чем за 30 дней до дня проведения областного референдума.
Каждому гражданину Российской Федерации, имеющему право на участие в областном референдуме, предоставляется право заявить в участковую комиссию по проведению референдума Самарской области о невключении в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, а также о любой ошибке или неточности в указанном списке. Участковая комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность, либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов принятого решения. Решение участковой комиссии по проведению референдума Самарской области может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в 3-дневный срок, а за 3 дня до проведения областного референдума и в день проведения областного референдума - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке проводится участковой комиссией немедленно. Вносить изменения в списки граждан, имеющих право на участие в референдуме Самарской области, после начала подсчета голосов запрещается.

Статья 25. Агитация по вопросам референдума

Граждане вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами беспрепятственно вести агитацию за или против проведения областного референдума, за или против участия в областном референдуме, за или против формулировки вопроса, выносимого на областной референдум.
Агитация может проводится:
1) через средства массовой информации;
2) путем проведения различных мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций, иных мероприятий);
3) путем выпуска и (или) распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов;
4) в иных не запрещенных законом формах.
Все агитационные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.
Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются органы государственной власти Самарской области, государственные предприятия, учреждения, организации или органы местного самоуправления, либо те средства массовой информации, которые финансируются полностью или частично за счет средств, выделяемых из соответствующего бюджета, обязаны обеспечить равные возможности гражданам для изложения позиций по вопросам, выносимым на областной референдум.
Агитация заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню проведению областного референдума. В день проведения областного референдума и в предшествующий ему день агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений комиссий по проведению референдума Самарской области и помещений для голосования, сохраняются на прежних местах.
Запрещается проводить агитацию, распространять любые агитационные материалы:
1) федеральным органам государственной власти, органам государственной власти Самарской области, органам местного самоуправления, а также их должностных лицам при исполнении ими служебных обязанностей;
2) воинским частям, военным учреждениям и организациям;
3) благотворительным организациям и религиозным объединениям;
4) членам комиссий по проведению референдума Самарской области.
Запрещается проведение агитации, сопровождаемой предоставлением гражданам бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (за исключением информационных услуг), ценных бумаг, а также выплатой денежных средств.
Запрещается вывешивание агитационных материалов на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в помещениях для голосования и в помещениях комиссий по проведению референдума Самарской области.

Статья 26. Финансовое обеспечение проведения
референдума Самарской области

Расходы комиссий по подготовке и проведению референдума Самарской области, а также по обеспечению деятельности комиссий по проведению референдума Самарской области в течение срока их полномочий, производятся за счет средств бюджета Самарской области (областного бюджета). Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в областном бюджете.
Средства областного бюджета на проведение областного референдума поступают в распоряжение избирательной комиссии Самарской области в 15-дневный срок со дня опубликования решения Самарской Губернской Думы о проведении областного референдума.
При отсутствии средств областного бюджета, которые могут быть направлены на финансирование проведения областного референдума, данные расходы могут оплачиваться за счет кредитов Центрального банка Российской Федерации, покрываемых за счет средств областного бюджета. В случаях, если бюджетные средства своевременно не перечислены на счет избирательной комиссии Самарской области, избирательная комиссия Самарской области вправе обратиться за получением кредитов в Центральный банк Российской Федерации, а при отказе последнего предоставить кредит - в коммерческие банки за получением кредита на конкурсной основе для финансирования подготовки и проведения областного референдума. Данные кредиты, включая начисленные на них проценты, покрываются за счет средств областного бюджета не позднее чем через 3 месяца после дня проведения областного референдума.
Выделенные денежные средства поступают в распоряжение избирательной комиссии Самарской области и распределяются ею между территориальными комиссиями по проведению референдума Самарской области.
Территориальные комиссии по проведению референдума Самарской области распределяют полученные денежные средства между участковыми комиссиями по проведению референдума Самарской области.
Председатели комиссий по проведению референдума Самарской области распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям комиссий по проведению референдума Самарской области по финансовым вопросам. Неизрасходованные бюджетные средства после проведения областного референдума перечисляются в бюджет Самарской области.
Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение областного референдума, устанавливается избирательной комиссией Самарской области в соответствии с федеральным и областным законодательством.
Участковые комиссии по проведению референдума Самарской области представляют территориальным комиссиям по проведению референдума Самарской области финансовые отчеты не позднее чем через 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума.
Территориальные комиссии по проведению референдума Самарской области представляют финансовые отчеты избирательной комиссии Самарской области не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума.
Избирательная комиссия Самарской области представляет финансовый отчет о расходовании средств областного бюджета Самарской Губернской думе не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума.

Глава IV. ГОЛОСОВАНИЕ НА РЕФЕРЕНДУМЕ САМАРСКОЙ
ОБЛАСТИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ

Статья 27. Помещение для голосования

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии по проведению референдума Самарской области главой местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места, либо комнаты для тайного голосования оснащаются столиками и письменными принадлежностями. Применение карандашей при заполнении бюллетеней для голосования на областном референдуме не допускается.
В помещении для голосования либо непосредственно перед ним участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются образцы заполнения бюллетеней для голосования на областном референдуме как за, так и против вопроса, вынесенного на областной референдум.

Статья 28. Бюллетень для голосования

В бюллетене для голосования на областном референдуме точно воспроизводится текст вынесенного на областной референдум вопроса и указываются варианты волеизъявления голосующего словами "за" или "против", под которыми помещаются пустые квадраты.
При вынесении на областной референдум нескольких вопросов они включаются в один бюллетень для голосования на областном референдуме, последовательно нумеруются и отделяются горизонтальными линиями. Альтернативные редакции какой - либо статьи проекта закона также последовательно нумеруются.
Бюллетень для голосования на областном референдуме должен содержать разъяснение о порядке его заполнения.
При вынесении на областной референдум проекта закона избирательная комиссия Самарской области решает вопрос о целесообразности приобщения к каждому бюллетеню для голосования текстов выносимых на областной референдум проекта закона и действующего закона, который предлагается отменить или изменить. Если текст проекта закона и текст действующего закона, который предлагается отменить или изменить, не приобщаются к бюллетеню для голосования, то они вывешиваются в помещении каждого участка областного референдума для всеобщего ознакомления.
В случае проведения областного референдума в один день с федеральным или местным референдумами бюллетени для голосования на каждом референдуме изготавливаются на бумаге разных цветов либо каждый из бюллетеней имеет иной отличительный знак.
Форма и текст бюллетеня для голосования на областном референдуме утверждается избирательной комиссией Самарской области не позднее чем за 22 дня до дня проведения областного референдума. Бюллетени для голосования на областном референдуме печатаются не позднее чем за 18 дней до дня проведения областного референдума по распоряжению избирательной комиссии Самарской области. Территориальные комиссии по проведению референдума Самарской области получают от избирательной комиссии Самарской области бюллетени для голосования не позднее чем за 16 дней до дня проведения областного референдума. Участковые комиссии по проведению референдума Самарской области получают от территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области бюллетени для голосования не позднее чем за 4 дня до дня проведения областного референдума.
По каждому участку областного референдума число бюллетеней для голосования не может превышать более чем на полпроцента число зарегистрированных граждан, имеющих право на участие в областном референдуме на данном участке областного референдума.
В правом верхнем углу бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов участковой комиссии по проведению референдума Самарской области, которые заверяются печатью участковой комиссии по проведению референдума Самарской области. Не заверенные участковой комиссией по проведению референдума Самарской области бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются.

Статья 29. Порядок досрочного голосования

Гражданин, который в день проведения областного референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования на областном референдуме в помещении территориальной (за 15 - 4 дня до дня проведения областного референдума) или участковой (не ранее чем за 3 дня до дня проведения областного референдума) комиссии по проведению референдума Самарской области с соблюдением тайны голосования.
Если гражданин голосует в помещении территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня для голосования ставятся подписи двух членов территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области, которые заверяются печатью территориальной комиссии.
Заполненный бюллетень для голосования гражданин помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной или участковой комиссии по проведению референдума Самарской области. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой комиссии по проведению референдума Самарской области, которые заверяются печатью соответствующей комиссии.
Отметку о получении бюллетеня для голосования (подпись) гражданин, голосующий досрочно в помещении территориальной комиссии, ставит в составляемом в этом случае территориальной комиссией списке, проголосовавших досрочно, содержащем необходимые данные.
При досрочном голосовании в помещении участка по проведению областного референдума гражданин расписывается о получении бюллетеня в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме.
Территориальная комиссия по проведению референдума Самарской области передает список проголосовавших граждан и конверты с их бюллетенями для голосования в соответствующую участковую комиссию по проведению референдума Самарской области не позднее чем за 3 дня до дня проведения областного референдума.
В случае досрочного голосования в помещении территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области, секретарь участковой комиссии по проведению референдума Самарской области после получения запечатанных конвертов и списка проголосовавших граждан делает в соответствующих строках списка граждан, имеющих право на участие в областном референдуме запись: "досрочное" и расписывается.
Соответствующая отметка ставится при досрочном голосовании в помещении участка по проведению областного референдума.

Статья 30. Порядок голосования в день проведения
референдума Самарской области

На всех участках областного референдума голосование проводится с 8 до 22 часов по местному времени.
О времени и месте голосования участковая комиссия по проведению референдума Самарской области оповещает граждан не позднее чем за 20 дней до дня проведения областного референдума.
В 8 часов по местному времени в день проведения областного референдума председатель участковой комиссии по проведению референдума Самарской области объявляет участок областного референдума открытым и предъявляет членам комиссии, наблюдателям и присутствующим в помещении для голосования гражданам все ящики для голосования, которые затем опечатываются.
Затем председатель участковой комиссии по проведению референдума Самарской области предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими гражданами. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени для голосования опускаются в ящик для голосования. В случае, если из конверты извлечено более одного бюллетеня для голосования, все извлеченные из данного конверта бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой комиссии приглашает граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, приступить к голосованию.
При получении бюллетеня для голосования на областном референдуме гражданин проставляет в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, серию и номер своего паспорта или заменяющего его документа. С согласия гражданина либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его документа могут быть проставлены в списке членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Гражданин проверяет правильность произведенной записи и расписывается.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в областном референдуме, не имеет возможности расписываться в получении бюллетеня для голосования на областном референдуме, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов комиссий по проведению референдума Самарской области и наблюдателей. Лицо, оказавшее гражданину помощь, указывает свою фамилию, имя, отчество и расписывается в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, в графе "Подпись гражданина о получении бюллетеня для голосования на референдуме Самарской области".
Заполнение бюллетеня для голосования на областном референдуме производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие кого бы то ни было, за исключением этого гражданина. Гражданин, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень для голосования на областном референдуме, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату тайного голосования любое лицо, за исключением членов комиссий по проведению референдума Самарской области и наблюдателей. Фамилия, имя, отчество этого лица указываются в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, рядом с подписью гражданина о получении бюллетеня для голосования на областном референдуме.
Если гражданин голосует за принятие вопроса, вынесенного на областной референдум, он ставит знак "плюс" или любой иной знак в квадрате под словом "за". Если гражданин голосует против принятия вопроса, вынесенного на областной референдум, он ставит знак "плюс" или любой другой знак в квадрате под словом "против".
Заполненный бюллетень для голосования на областном референдуме гражданин опускает в ящик для голосования. Ящики для голосования должны находиться в поле зрения членов участковой комиссии по проведению референдума Самарской области и наблюдателей.
Участковая комиссия по проведению референдума Самарской области обязана обеспечить возможность участия в голосовании всем гражданам, имеющим право на участие в областном референдуме, в том числе гражданам, которые по состоянию здоровья либо по иным уважительным причинам не могут прибыть для голосования на участок областного референдума и сделали по этому поводу заявление в устной или письменной форме. В этих целях на участке областного референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования, которое определяется решением территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка областного референдума должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытии к нему членов участковой комиссии по проведению референдума Самарской области. Членам участковой комиссии по проведению референдума Самарской области, выезжающим по заявлениям о предоставлении возможности проголосовать вне помещения участка областного референдума, выдаются бюллетени для голосования, в получении которых они расписываются, в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений, а также число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования на областном референдуме, указывается в отдельном акте. В списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, делается отметка о том, что гражданин проголосовал вне помещения участка областного референдума. При проведении голосования вне помещения участка областного референдума вправе присутствовать наблюдатели. По возвращении членов участковой комиссии по проведению референдума Самарской области в помещение участка референдума Самарской области переносной ящик для голосования не вскрывается до начала подсчета голосов. Организация голосования вне помещения участка областного референдума должна исключать возможность нарушения права гражданина на участие в областном референдуме, а равно возможность искажения его волеизъявления.
В случае, если гражданин, имеющий право на участие в областном референдуме, считает, что при заполнении бюллетеня для голосования совершил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой комиссии, выдавшему бюллетень для голосования на областном референдуме, с просьбой выдать ему новый бюллетень для голосования на областном референдуме взамен испорченного. Член участковой комиссии выдает гражданину новый бюллетень для голосования на областном референдуме, делая при этом соответствующую отметку в списке граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, рядом с фамилией указанного гражданина. Испорченный бюллетень для голосования на областном референдуме погашается, о чем составляется отдельный акт.
Председатель участковой комиссии по проведению референдума Самарской области следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой комиссии его заменяет заместитель председателя участковой комиссии, а при отсутствии последнего - секретарь или иной член участковой комиссии, уполномоченный комиссией.
Член участковой комиссии по проведению референдума Самарской области отстраняется от участия в работе комиссии, а наблюдатель незамедлительно удаляется из помещения участка областного референдума в случае, если они нарушают тайну голосования или пытаются повлиять на волеизъявление граждан. Решение об этом принимается участковой комиссией.

Статья 31. Подсчет голосов граждан, принявших участие в
референдуме Самарской области участковой комиссией

По истечение времени голосования на референдуме Самарской области председатель участковой комиссии по проведению референдума Самарской области объявляет о том, что получить бюллетени для голосования и проголосовать могут только граждане, уже находящиеся в помещении для голосования.
Перед вскрытием ящиков для голосования члены участковой комиссии в присутствии наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные бюллетени для голосования на областном референдуме. Число этих бюллетеней оглашается и выносится в протокол участковой комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования, после чего председатель участковой комиссии проверяет сохранность печатей и пломб на ящиках для голосования, предлагает удостовериться в их сохранности членам участковой комиссии и наблюдателям и вскрывает ящики для голосования. Вскрытие ящиков для голосования осуществляется поочередно - вначале переносных ящиков для голосования, затем стационарных ящиков для голосования.
Вначале производится подсчет бюллетеней для голосования на областном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования. Число бюллетеней для голосования на областном референдуме, находившихся в переносных ящиках для голосования, не должно превышать число подтверждений в письменной форме граждан о проведении голосования вне помещения участка областного референдума.
В случае обнаружения в переносном ящике для голосования большего число бюллетеней для голосования на областном референдуме, чем число подтверждений в письменной форме граждан, все бюллетени, находившиеся в переносном ящике для голосования, признаются недействительным решением участковой комиссии по проведению референдума Самарской области.
Этот факт с указанием фамилий членов участковой комиссии по проведению референдума Самарской области, обеспечивавших проведение голосования вне помещения участка областного референдума, отражается в акте, который прилагается к протоколу участковой комиссии об итогах голосования.
При подсчете голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные участковой комиссией по проведению референдума Самарской области, и недействительные бюллетени для голосования на областном референдуме. Недействительными считаются бюллетени для голосования на областном референдуме, по которым невозможно установить волеизъявление гражданина, в частности такие, в которых знак "плюс" или любой иной знак проставлен в двух квадратах или не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения в недействительности бюллетеней для голосования на областном референдуме участковая комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования на областном референдуме недействительным участковая комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности данного бюллетеня. Эта запись заверяется подписями не менее трех членов участковой комиссии с правом решающего голоса. Недействительные бюллетени для голосования на областном референдуме хранятся упакованными отдельно от других бюллетеней.
Подсчет голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, должен проводиться непосредственно членами участковой комиссии по проведению референдума Самарской области с правом решающего голоса без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии, а также наблюдатели.

Статья 32. Протокол участковой комиссии по проведению
референдума Самарской области

Участковая комиссия по проведению референдума Самарской области составляет протокол об итогах голосования.
В протокол об итогах голосования по участку областного референдума вносятся следующие данные:
1) число граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
2) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участковой комиссии по проведению референдума Самарской области;
3) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам в помещении участка областного референдума в день голосования;
4) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
5) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещения для голосования;
6) число погашенных бюллетеней для голосования на областном референдуме;
7) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
8) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
9) число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме;
10) число бюллетеней для голосования, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
11) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на областной референдум;
12) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на областной референдум.
В случае вынесения на областной референдум альтернативных вариантов вопросов в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных против всех вариантов.
Протокол участковой комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования составляется в трех экземплярах в присутствии всех членов участковой комиссии и наблюдателей и подписывается всеми присутствующими членами участковой комиссии. Член участковой комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в участковую комиссию в день проведения областного референдума, а также принятые по ним решения участковой комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов, либо проводилось более одного областного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производится отдельно.
Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола вышестоящая комиссия по проведению референдума Самарской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей участковой комиссией. Повторный подсчет голосов граждан проводится участковой комиссией в присутствии не менее трех членов вышестоящей комиссии по проведению референдума Самарской области.
Первый экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования после его подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную комиссию по проведению референдума Самарской области.
Второй экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования вместе с опечатанными бюллетенями для голосования на областном референдуме, со списками членов участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов, хранится у секретаря участковой комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола участковой комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования предоставляется для ознакомления членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Статья 33. Установление итогов голосования территориальной
комиссией по проведению референдума Самарской
области

На основании протоколов участковых комиссий по проведению референдума Самарской области об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных территориальная комиссия по проведению референдума Самарской области не позднее чем через три дня со дня проведения областного референдума устанавливает итоги голосования на соответствующей территории. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены территориальной комиссии с правом решающего голоса.
Территориальная комиссия по проведению референдума Самарской области составляет протокол об итогах голосования, в которых заносятся данные о числе участковых комиссий на соответствующей территории и числе протоколов участковых комиссий, на основании которых составляется протокол об итогах голосования по соответствующей территории, суммарные данные протоколов участковых комиссий, установленные статьей 32 настоящего Закона, а также общее число бюллетеней, полученных соответствующей территориальной комиссией от избирательной комиссии Самарской области.
Протокол территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования по соответствующей территории составляется в трех экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами территориальной комиссии. К протоколу в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех участковых комиссий по соответствующей территории. Член территориальной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона, поступившие в территориальную комиссию по проведению референдума Самарской области, а также принятые по ним решения территориальной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений по ним приобщаются ко второму экземпляру протокола.
При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования по соответствующей территории, а также при сомнении в правильности составления указанного протокола, избирательная комиссия Самарской области вправе принять решение о повторном подсчете голосов соответствующей территориальной комиссией. Повторный подсчет голосов проводится территориальной комиссией в присутствии не менее трех членов избирательной комиссии Самарской области.
Первый экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования по соответствующей территории после его подписания и сводная таблица незамедлительно направляются в избирательную комиссию Самарской области.
Второй экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица вместе с протоколами участковых комиссий по проведению референдума Самарской области, со списками членов территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от инициативной группы, представителей средств массовой информации, присутствовавших при установлении итогов голосования по соответствующей территории и составлении протокола, хранятся у секретаря территориальной комиссии до окончания ее работы.
Третий экземпляр протокола территориальной комиссии по проведению референдума Самарской области об итогах голосования по соответствующей территории и сводная таблица предоставляются для ознакомления членам территориальной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, представителям средств массовой информации.

Статья 34. Определение результатов референдума
Самарской области

На основании протоколов территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области об итогах голосования по соответствующей территории путем суммирования содержащихся в них данных избирательная комиссия Самарской области не позднее чем через 10 дней со дня проведения областного референдума определяет результаты областного референдума.
Суммирование содержащихся в протоколах территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области данных осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии Самарской области с правом решающего голоса.
Избирательная комиссия Самарской области признает областной референдум состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины граждан, имеющих право на участие в областном референдуме.
Число граждан, принявших участие в голосовании, определяется по числу бюллетеней для голосования установленной формы, извлеченных из ящиков для голосования.
Избирательная комиссия Самарской области признает решение принятым на областном референдуме, если за него в целом по Самарской области проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Если на областной референдум выносились альтернативные варианты вопросов и ни один из указанных вариантов не получил необходимого числа голосов, то все варианты считаются отклоненными.
Решением избирательной комиссии Самарской области результаты голосования на отдельных территориях могут быть признаны недействительными из - за допущенных нарушений настоящего Закона, существенно повлиявших на итоги голосования. В этом случае избирательная комиссия Самарской области вправе поручить соответствующим комиссиям по проведению референдума Самарской области провести повторное голосование не позднее 15 дней со дня официального опубликования (обнародования) решения избирательной комиссии Самарской области.
Избирательная комиссия Самарской области составляет протокол о результатах областного референдума, который подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии Самарской области с правом решающего голоса и в который вносятся следующие данные:
1) число территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области;
2) число протоколов территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области об итогах голосования;
3) число граждан, внесенных в список граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, включая граждан, внесенных в список дополнительно;
4) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных участковым комиссиям по проведению референдума Самарской области;
5) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам на участках областного референдума в день голосования;
6) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно;
7) число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим вне помещений для голосования;
8) число погашенных бюллетеней для голосования на областном референдуме;
9) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в стационарных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
10) число бюллетеней для голосования на областном референдуме, содержащихся в переносных ящиках для голосования (за исключением бюллетеней неустановленной формы);
11) общее число действительных бюллетеней для голосования на областном референдуме;
12) общее число бюллетеней для голосования на областном референдуме, признанных недействительными (в том числе отдельной строкой - число бюллетеней для голосования на областном референдуме, не содержащих отметок ни по одной из позиций);
13) число голосов, поданных за вопрос, вынесенный на областной референдум;
14) число голосов, поданных против вопроса, вынесенного на областной референдум.
В случае вынесения на областной референдум альтернативных вариантов вопросов в протокол вносятся все варианты и число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных за каждый из вариантов, а также число голосов граждан, принявших участие в областном референдуме, поданных против всех вариантов.
Если на голосование выносилось одновременно несколько вопросов либо проводилось более одного областного референдума, подсчет голосов и составление протокола по каждому вопросу производятся отдельно.
Член избирательной комиссии Самарской области, не согласный с протоколом избирательной комиссии Самарской области о результатах областного референдума в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
К протоколу избирательной комиссии Самарской области о результатах областного референдума в обязательном порядке прилагается сводная таблица, которая включает данные протоколов всех территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области.

Статья 35. Опубликование (обнародование) решения, принятого
на референдуме Самарской области

Принятое на областном референдуме решение и итоги голосования в целом по Самарской области подлежат официальному опубликованию (обнародованию) избирательной комиссией Самарской области не позднее трех дней после определения результатов областного референдума.
Не позднее двух месяцев после определения результатов областного референдума избирательная комиссия Самарской области публикует в средствах массовой информации общие итоги голосования на областном референдуме, включающие все данные, внесенные в сводные таблицы, прилагаемые к протоколам территориальных комиссий по проведению референдума Самарской области.
Территориальные комиссии по проведению референдума Самарской области публикуют в местной печати данные протоколов всех участковых комиссий по проведению референдума Самарской области об итогах голосования по соответствующей территории не позднее чем через месяц со дня проведения областного референдума.
Итоги голосования по каждому участку областного референдума, итоги голосования по каждой территории в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий по проведению референдума Самарской области об итогах голосования, должны предоставляться для ознакомления любому гражданину или наблюдателю, а также представителю средств массовой информации.
Принятое на областном референдуме решение вступает в силу со дня его официального опубликования (обнародования) избирательной комиссией Самарской области, если иное не предусмотрено в формулировке вопроса, принятого на областном референдуме.

Статья 36. Юридическая сила решения, принятого
на референдуме Самарской области

Решение, принятое на областном референдуме, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
Решение, принятое на областном референдуме, действует на территории Самарской области и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом областном референдуме.
Если для реализации решения, принятого на областном референдуме, требуется издание дополнительного правового акта, орган государственной власти, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения принятого на областном референдуме, определить срок подготовки данного правового акта.

Статья 37. Хранение документации референдума
Самарской области

Документация участковых комиссий по проведению референдума Самарской области, включая бюллетени для голосования на областном референдуме, передается в соответствующие комиссии по проведению референдума Самарской области не позднее 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума.
Территориальные комиссии по проведению референдума Самарской области по окончании своей работы сдают всю документацию на постоянное хранение в архивное учреждение Самарской области.
По истечение двух лет после официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума бюллетени для голосования на областном референдуме уничтожаются, о чем составляется акт по форме, утверждаемой избирательной комиссией Самарской области.
Документация избирательной комиссии Самарской области сдается на постоянное хранение в архивный фонд Самарской области через два года со дня официального опубликования (обнародования) результатов областного референдума.

Глава V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
О РЕФЕРЕНДУМЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства
о референдуме Самарской области

Лица, препятствующие свободному осуществлению гражданином его права на участие в областном референдуме путем подкупа, обмана, применения физического насилия или угрозы его применения, подлога документов областного референдума, заведомо неправильного подсчета голосов граждан, имеющих право на участие в областном референдуме, или иным путем, либо препятствующие работе комиссий по проведению референдума Самарской области и работе членов указанных комиссий, а также законной деятельности инициативной группы, наблюдателей или условиям проведения агитации, либо препятствующие выполнению решения, принятого на областном референдуме, несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 39. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Самарской области
К.А.ТИТОВ
г.Самара
10 июня 1996 года
№ 10-ГД





Приложение
к Закону
Самарской области
от 10 июня 1996 г. № 10-ГД

ПОДПИСНОЙ ЛИСТ

__________________________________________________________________
(Наименование района, города (района в городе) Самарской области,
где собираются подписи граждан)

   -------------------------------------T---------------------------¬

¦Номер регистрационного свидетельства¦ Дата регистрации ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦ ¦ ¦
+------------------------------------+---------------------------+
¦ ¦ ¦
L------------------------------------+----------------------------


Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем инициативу о проведении референдума Самарской области с формулировкой вопроса (вопросов):
__________________________________________________________________

--T-----------------------T-----T------------T-------T----T------¬
¦N¦Фамилия, имя, отчество ¦Дата ¦Адрес места ¦Серия и¦Дата¦Под- ¦
¦ ¦ ¦рож- ¦жительства ¦номер ¦под-¦пись ¦
¦ ¦ ¦дения¦ ¦паспор-¦писи¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦та или ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦заменя-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ющего ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦его до-¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦кумента¦ ¦ ¦
+-+-----------------------+-----+------------+-------+----+------+
¦1¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------+-----+------------+-------+----+------+
¦2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-+-----------------------+-----+------------+-------+----+------+
¦3¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
L-+-----------------------+-----+------------+-------+----+-------

Подписной лист удостоверяю: ______________________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и
__________________________________________________________________
номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного
инициативной группы)

(Подпись и дата)

Уполномоченный инициативной группы: ______________________________
(Фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия и
__________________________________________________________________
номер паспорта или заменяющего его документа уполномоченного
инициативной группы)

(Подпись и дата)


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru