Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 28.01.1998 № 12/14-5
<ДОПОЛНЕНИЕ К ПИСЬМАМ ГОСНИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ "О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ПУНКТА 13 УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РФ ОТ 08.05.1996 № 685>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ
ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 28 января 1998 г. № 12/14-5

В связи с поступающими запросами и в дополнение к письмам ГосНИ по Самарской области № 02-26/362 от 20.08.1997 и 17.09.1997 ГосНИ сообщает следующее:
Согласно пункту 13 Указа Президента Российской Федерации от 08.05.1996 № 685 "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой дисциплины" технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов об ошибках, не являются налоговыми нарушениями.
Пунктом 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 № 20-П разъяснено, что пени не являются мерами ответственности за налоговые нарушения, а представляют собой дополнительный платеж как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
Данная мера носит восстановительный характер, а не карательный характер, как меры, предусмотренные за налоговые нарушения.
Госналогслужбой России по согласованию с Минфином России письмом от 10.05.1995 № ВГ-4-14/17Н, зарегистрированным Минюстом России 18.05.1995 № 855 "О неприменении к налогоплательщику санкций за нарушение налогового законодательства в случае самостоятельного внесения им в отчетность исправлений допущенных ошибок" определено, что при соблюдении налогоплательщиком установленного порядка исправлений допущенных ошибок с него взыскиваются пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей.
Данное разъяснение Госналогслужбы РФ основано на ст. 25 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ" 27.12.1991 № 2118-1, предоставляющей Госналогслужбе РФ право издавать по согласованию с Минфином методические указания по применению законодательства о налогах.
22.06.1995 вышеуказанное разъяснение было опубликовано в газете "Российские вести".
16.11.1995 в той же газете было опубликовано письмо Госналогслужбы РФ от 30.10.1995 № ВГ-4-14/71Н "О внесении дополнения в письмо Госналогслужбы России от 10.05.1995 № ВГ-4-14-/17Н". Данное письмо согласовано с Минфином и за № 970 зарегистрировано в Минюсте.
Из разъяснений Госналогслужбы РФ, доведенных письмами от 10.05.1995 и от 30.10.1995 следует, что факт выявления, а также своевременного доведения, до налоговых органов сведений о допущенных им технических ошибках не является основанием для неприменения мер компенсационного характера в виде взыскания пени, так как данный факт не устраняет потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.
В данном случае к налогоплательщикам не применяются финансовые санкции, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 1 ст. 13 Закона РФ "Об основах налоговой системы в РФ". (Взыскание пени предусмотрено подпунктом "в" пункта 1 ст. 13 вышеназванного Закона).
В соответствии с Указом Президента РФ № 763 от 23.05.1996 нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, прошедшие госрегистрацию и опубликованные в установленном порядке, влекут правовые последствия и являются основанием для регулирования соответствующих правоотношений.
Таким образом, вышеуказанные письма Госналогслужбы являются Актами, имеющими надлежащую юридическую силу.
В п. 3 Письма Госналогслужбы РФ № ВГ-6-09/450 от 28.06.1996 указано, что в случае самостоятельного выявления налогоплательщиком ошибок, пени за несвоевременную уплату налогов не взыскиваются.
Согласно письма Госналогслужбы РФ № 11-05/131 от 20.03.1997, данный пункт применению не подлежит, как противоречащий разъяснению Конституционного Суда РФ.
Кроме того, в ряде случаев налогоплательщики ссылаются на п. 11 Указа № 685, которым якобы предусмотрено "Освобождение от уплаты штрафов и пеней с сумм добровольно уплачиваемых предприятиями и организациями налогов, информацией о задолженности по которым не располагали налоговые органы, вне зависимости от причин неуплаты налогов (включая умышленное сокрытие объектов налогообложения)".
Такая ссылка является необоснованной и свидетельствует о поверхностном изучении пункта 11 вышеназванного Указа.
Пункт 11 в Указе № 685, изложен в следующей редакции:
11. Установить, что с 20 мая 1996 года Государственной налоговой службой Российской Федерации не осуществляется взимание пеней по задолженности по налогам перед федеральным бюджетом, возникшей на этот момент у предприятий и организаций. Пени, исчисленные на 20 мая 1996 г., фиксируются в специальности отчетности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и проценты на них не начисляются.
Правительству Российской Федерации в месячный срок внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о проведении в 1996 году налоговой амнистии, предусматривающей:
погашение задолженности предприятий и организаций, в первую очередь, выполняющих государственный оборонный заказ, по налогам (по состоянию на 20 мая 1996 г. и с погашением начисленных сумм пеней);
освобождение от уплаты штрафов и пеней с сумм добровольно уплачиваемых предприятиями и организациями налогов, информацией о задолженности по которым не располагали налоговые органы, вне зависимости от причин неуплаты налогов (включая умышленное сокрытие объектов налогообложения);
поступление сумм, добровольно уплачиваемых предприятиями и организациями налогов в результате налоговой амнистии в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет по месту нахождения соответствующих предприятий и организаций.
То есть обязанность по освобождению от уплаты штрафов и пени... данным Указом не устанавливается, а дается поручение Правительству РФ о внесении в Государственную Думу проекта Федерального Закона, в котором бы нашло отражение:
погашение задолженности...
освобождение от уплаты...
поступление сумм..., то есть то, что изложено в абзацах 3,4,5 пункта 11 Указа и что по мнению Президента должно найти отражение в проекте федерального закона.
Из вышеизложенного следует, что письма ГосНИ по Самарской области № 02-26/362 от 20.08.1997 и 17.09.1997 являются правомерными, основанными на действующем Законодательстве и полностью соответствуют разъяснениям Госналогслужбы РФ.

Первый заместитель
начальника инспекции
государственный советник
налоговой службы III ранга
А.А.ЗУБКОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru