О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА" НА 1998-2000 ГОДЫ
Рассмотрев представленную Губернатором Самарской области территориальную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 1998-2000 годы" и в соответствии со статьей 87 Устава Самарской области, Самарская Губернская Дума решила:
1. Утвердить представленную территориальную целевую программу "Вакцинопрофилактика" на 1998-2000 годы.
Председатель Думы
Л.И.КОВАЛЬСКИЙ
Приложение
к решению
Самарской Губернской Думы
от 3 февраля 1998 года № 17
ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА" НА 1998-2000 ГОДЫ
Паспорт
территориальной целевой Программы
"Вакцинопрофилактика" на 1998-2000 годы
Наименование Программы территориальная целевая Программа
"Вакцинопрофилактика" на 1998-
2000 годы
Дата принятия решения 7 мая 1997 года
о разработке Программы
Государственный заказчик Администрация Самарской области
координатор Программы
Основные разработчики Главное управление
Программы здравоохранения Администрации
Самарской области, Центр
государственного санитарно -
эпидемиологического надзора в
Самарской области, Самарский
государственный медицинский
университет
Цель и задачи Программы - снижение уровня заболеваемости
дифтерией, коклюшем, корью,
столбняком до единичных случаев;
- ликвидация заболеваемости
полиомиелитом к 2000 году;
- достижение 97-98% охвата детей
профилактическими прививками
против дифтерии, коклюша,
столбняка, туберкулеза, кори,
полиомиелита;
- достижение 90% охвата взрослого
населения вакцинацией против
дифтерии и столбняка;
- создание эффективной, постоянно
действующей "холодовой" системы
транспортировки и хранения вакцин;
- совершенствование мониторинга
состояния заболеваемости
населения области инфекциями,
управляемыми средствами
вакцинации;
- внедрение компьютерного
сопровождения работы
лечебно-профилактических и
санитарно-эпидемиологических
учреждений по профилактике
заболеваний и контролю уровня
гуморального иммунитета к
инфекциям, управляемым
вакцинацией;
- повышение квалификации врачей
всех профилей в области
вакцинопрофилактики
Сроки и этапы реализации 1998 - 2000 гг.
Программы
Исполнители основных Центр по борьбе со СПИДом и
мероприятий Программы профилактике инфекционных
заболеваний Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области, Центр
государственного
санитарно - эпидемиологического
надзора в Самарской области
Объемы и источник - общая стоимость программных
финансирования мероприятий - 21244,73 тыс.
Программы рублей (в масштабе цен 1998 года)
согласно приложению;
- областной бюджет
Ожидаемые конечные - предупреждение периодических
результаты реализации подъемов групповой, вспышечной
Программы заболеваемости и смертности от
дифтерии, кори, коклюша,
туберкулеза детей, столбняка;
- ликвидация условий появления
заболеваний полиомиелитом;
- 100% сохранение иммуногенных
свойств вакцинных препаратов;
- улучшение основных показателей
эпидемиологического надзора и
иммунологического скрининга
населения Самарской области
Система организации - на областном уровне
контроля за осуществляется начальником
исполнением Программы Главного управления
здравоохранения Администрации
Самарской области Галкиным Р.А.,
главным государственным
санитарным врачом по Самарской
области Спиридоновым А.М.;
в городах и районах Самарской
области - руководителями
соответствующего уровня
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами
В Самарской области эпидемиологическая обстановка по инфекциям, против которых имеются эффективные средства специфической защиты, остается нестабильной.
Медицинские мероприятия, проводившиеся в последние годы, были лишь частично эффективными.
За период 1994-1996 годов в Самарской области показатели заболеваемости превышали контрольные уровни по дифтерии в 5,1 раза, эпидемическому паротиту в 2 раза. На отдельных административных территориях в организованных детских коллективах зарегистрированы групповые заболевания корью, коклюшем, паротитом.
Это обусловлено тем, что до настоящего времени в системе вакцинопрофилактики существуют серьезные недостатки.
Низким остается охват детей законченной вакцинацией в установленные сроки, который составляет 75% при контрольном уровне 95%. Не достигнут 90% охват прививками взрослого населения. На взрослое население приходится до 68% заболевших дифтерией, абсолютное большинство из них не привиты против этой инфекции. У непривитых пациентов заболевание протекает в токсической форме и заканчивается летальным исходом в 27% случаев.
Ранее принятые меры по созданию единой "холодовой" цепи по транспортировке и хранению медицинских иммунобиологических препаратов в силу ряда причин остались незавершенными. Во многих лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях используется устаревшая "холодовая" техника, отсутствуют термоконтейнеры и термоиндикаторы для транспортировки вакцин, что влияет на качество препаратов и, как следствие, на выработку иммунитета у привитых пациентов.
На уровень заболеваемости, напряженности гуморального иммунитета негативно влияет крайне несовершенная система мониторинга, существующая в учреждениях здравоохранения и госсанэпиднадзора, не обеспечивающая своевременное и качественное проведение эпидемиологического надзора, локализацию и ликвидацию эпидемических очагов.
Прогноз на ближайшие годы по инфекциям, управляемым вакцинацией, неблагоприятный, поскольку имеющиеся недостатки в вакцинопрофилактике совпадают с годами периодического подъема дифтерии, кори, коклюша, полиомиелита, паротита. Данная Программа разработана для предупреждения ухудшения эпидемической обстановки и, как следствие, сокращения больших материальных и социальных потерь от инфекций, управляемых средствами вакцинации.
2. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы является улучшение эпидемиологической ситуации по инфекциям, управляемым средствами вакцинации: снижение уровня заболеваемости дифтерией, коклюшем, столбняком, корью, паротитом до единичных случаев, предупреждение смертности от этих болезней, а также ликвидация полиомиелита к 2000 году.
Программа предусматривает решение следующего комплекса задач:
- достижение 97-98% охвата детей профилактическими прививками против дифтерии, коклюша, столбняка, кори, паротита, туберкулеза, полиомиелита;
- достижение 90% охвата взрослого населения прививками против дифтерии и столбняка;
- пересмотр противопоказаний к профилактическим прививкам;
- создание эффективной постоянно действующей "холодовой" системы транспортировки и хранения вакцин;
- совершенствование мониторинга состояния заболеваемости населения;
- внедрение новых методов слежения за циркуляцией возбудителей инфекции среди населения, во внешней среде;
- целенаправленное изучение иммунологического скрининга у населения;
- внедрение компьютерного сопровождения работы лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений по профилактике заболеваний и контролю уровня гуморального иммунитета;
- пропаганда осознанного отношения населения к профилактическим прививкам.
Сроки исполнения Программы: 1998-2000 г. г.
3. Система программных мероприятий
1. Достижение высокого уровня охвата детей и взрослых профилактическими прививками.
2. Совершенствование работы кабинетов иммунопрофилактики, амбулаторно-поликлинических учреждений по максимальному исключению противопоказаний к прививкам.
3. Открытие при поликлиниках дневных стационаров, выделение мест в стационарах для госпитализации детей и взрослых с отягощенным анамнезом на период специфической защиты.
4. Обеспечение иммунобиологическими препаратами, в том числе импортными, одноразовыми шприцами всех лечебно-профилактических учреждений, обеспечивающих вакцинопрофилактику.
5. Проведение индивидуальной работы с родителями о целесообразности прививок.
6. Создание постоянно действующей системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики:
- приобретение холодильных установок
(бытовые холодильники) - 923 шт.,
из них: для учреждений здравоохранения - 769 шт.,
- госсанэпиднадзора - 105 шт.,
- детских домов, школ - интернатов - 49 шт.;
- приобретение термоконтейнеров - 994 шт.,
из них: для учреждений здравоохранения - 819 шт.,
- центров госсанэпиднадзора - 175 шт.;
- приобретение термоиндикаторов для
центров госсанэпиднадзора - 1000 шт.;
- приобретение автотранспорта для
перевозки вакцин - 15 шт.
7. Совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми вакцинацией:
- мониторинг состояния заболеваемости и напряженности гуморального иммунитета;
- внедрение компьютерной и телекоммуникационной техники в систему учета прививаемых контингентов, планирования прививок, иммунологического скрининга. Создание единой локальной сети "Иммунитет" с участием Главного управления здравоохранения Администрации Самарской области и Центра госсанэпиднадзора в Самарской области;
- проведение лабораторных исследований по контролю за циркуляцией возбудителей инфекционных заболеваний среди людей и во внешней среде;
- приобретение для центров госсанэпиднадзора питательных сред, диагностикумов, тест-систем, новых методик, современного лабораторного оборудования;
- проведение корректировки иммунитета по результатам лабораторных исследований, включая дополнительные заказы на поставку вакцин.
4. Финансовое обеспечение Программы
Источник финансирования Программы - областной бюджет.
Стоимость осуществления основных мероприятий Программы составляет всего 21244,73 тыс. рублей (в ценах 1998 г.), на период 1998-2000 годов, в том числе:
- на достижение высокого уровня охвата детей и взрослых профилактическими прививками - 15396,4 тыс. рублей;
- на создание постоянно действующей системы транспортировки и хранения препаратов для вакцинопрофилактики - 2470,35 тыс. рублей;
- на совершенствование эпидемиологического надзора за инфекционными заболеваниями, управляемыми вакцинацией, - 3353,98 тыс. рублей;
- на подготовку кадров - 24,0 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение Программы подлежит ежегодной корректировке при утверждении областного бюджета на новый финансовый год.
Финансовый расчет затрат по выполнению Программы приведен в приложении.
5. Механизм реализации Программы
Для решения проблемы предусматривается адресная выверка привитости как взрослого, так и детского населения, оформление сертификата о профилактических прививках и использование компьютерной регистрации. В выполнении данной Программы необходимо участие, кроме основных исполнителей, других ведомств и служб: Главного управления образования Администрации области, управления внутренних дел Администрации области (профилактика дифтерии, столбняка, кори, полиомиелита у заключенных, прививки и обследование на дифтерию лиц без определенного места жительства), Самарского государственного медицинского университета и других.
Координаторами выполнения мероприятий являются Главное управление здравоохранения Администрации области и Центр госсанэпиднадзора в Самарской области.
Приобретаемое за счет средств областного бюджета имущество является собственностью Самарской области и передается соответствующим организациям в оперативное управление по договору, заключенному с департаментом по управлению государственным имуществом области.
6. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее реализации
Оперативное управление Программой осуществляется главным эпидемиологом Главного управления здравоохранения Администрации области Быковым А.А. и заместителем главного врача Центра госсанэпиднадзора в Самарской области Целищевым Г.Г.
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться специалистами Главного управления здравоохранения Администрации области и Центра госсанэпиднадзора в Самарской области, ведущими постоянный анализ выполнения мероприятий и их финансирования.
7. Ожидаемые результаты от реализации Программы
Реализация целевой Программы позволит достичь:
- 97 - 98% привитости населения против инфекций, управляемых вакцинацией;
- снижения много миллиардных затрат на лечение больных;
- предотвращения смертности от заболеваний дифтерией, коклюшем, столбняком, корью, полиомиелитом.
Приложение
к территориальной целевой
Программе "Вакцинопрофилактика"
на 1998 - 2000 годы.
ФИНАНСОВЫЙ РАСЧЕТ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ
ПРОГРАММЫ "ВАКЦИНОПРОФИЛАКТИКА" НА 1998-2000 ГОДЫ