Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РАЗЪЯСНЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 30.03.1998 № 02-26/156
"ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИБЫЛИ (ДОХОДА) ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАЗЪЯСНЕНИЯ
от 30 марта 1998 г. № 02-26/156

Государственная налоговая инспекция по Самарской области направляет для руководства в работе разъяснения по отдельным вопросам бухгалтерского учета, налогообложения прибыли предприятий, полученным в ходе проведения семинара с налоговыми органами области (05.02.1998).
Приложение: на 15 листах.

Зам. начальника Государственной
налоговой инспекции по
Самарской области
А.С.БАХМУРОВ





Приложение
к разъяснению
Государственной налоговой
инспекции по Самарской области
от 30 марта 1998 г. № 02-26/156

РАЗЪЯСНЕНИЯ
ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
И НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Прибыль (доход) юридических лиц
(Семинар с ГосНИ Самарской области 05.02.1998)

Вопрос 1. Согласно Закону РФ № 2116-1 от 27.12.1991 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" подлежит освобождению от налогообложения прибыль предприятий, фактически направленная на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
Льготируются ли суммы НДС, уплаченные и учитываемые на счете "08"?
Ответ 1. При отнесении производственных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться письмом Минфина РФ от 30.12.1993 № 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, инструкцией о порядке составления статотчетности по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1993 г. № 185.
При этом следует иметь в виду, что в случаях, когда Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" прямо не предусмотрено отнесение уплаченных поставщиком НДС на расчеты с бюджетом или за счет соответствующих источников финансирования, суммы НДС, уплаченные при приобретении основных средств, относятся к капитальным вложениям.
Возможность использования такого подхода в рамках налоговых отношений вытекает также из формулировки п. 48 Инструкции Госналогслужбы РФ № 39.
Т.о., несмотря на то, что данная позиция нормативно нигде не закреплена, изложенное является достаточным основанием для предоставления льготы по капвложениям с учетом уплаченного НДС.

Вопрос 2. Каким образом определяется удельный вес льготируемого вида деятельности в общей сумме выручки от реализации в случае, если малое предприятие осуществляет строительство с привлечением субподрядных организаций, а также торговую деятельность?
Например: Общая сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) 152 млн. руб., в том числе строительно-монтажные работы собственными силами - 100 млн. руб., субподрядные работы - 50 млн. руб., торговая выручка (товарооборот) - 2 млн. руб.
Ответ 2. Пунктом 4.4 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено, в частности, что в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы), при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
В данном конкретном случае для получения субъектом малого предпринимательства права на льготу по налогу на прибыль удельный вес выручки от строительно-монтажных работ, выполненных собственными силами этой организации, следует определять исходя из общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг) с учетом объемов работ, выполненных субподрядчиками и полученной торговой выручки, т.е.
100+50+2=152
100:152 х 100%=65,8%
65,8% 70% - льгота по налогу на прибыль не представляется.

Вопрос 3. Может ли предприятие, занимающееся аудиторской деятельностью (код ОКОНХ-84400), воспользоваться льготой по налогу на прибыль в части средств, направленных на финансирование капитальных вложений, как предприятие сферы материального производства?
Ответ 3. В соответствии с Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства", утвержденным Госстандартом СССР, Госкомстатом СССР и Госпланом СССР 01.01.1976 (с последующими изменениями), предприятия отрасли "Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка" относятся к сфере материального производства.
Предприятия, осуществляющие аудиторскую деятельность, относящиеся к подотрасли "Аудиторская деятельность" (код ОКОНХ-84400), являются предприятиями сферы материального производства и имеют право на получение льготы по налогу на прибыль в части сумм, направленных на финансирование капитальных вложений производственного назначения.

Вопрос 4. Включаются ли в себестоимость для целей налогообложения затраты на ремонт МБП, находящихся в эксплуатации?
Ответ 4. Согласно разъяснению начальника Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Бакаева А.С. ("Бухгалтерское обеспечение налогообложения прибыли", Москва, "Бухгалтерский учет", 1995 г.) затраты по ремонту быстроизнашивающегося инвентаря и других малоценных предметов, не числящихся в основных средствах, включаются в себестоимость продукции по п. 2 "и" Положения о составе затрат..., как затраты, связанные с управлением производством.

Вопрос 5. Просим разъяснить - относятся ли затраты по регистрации и повременная оплата за работу в компьютерной сети Интернет на издержки производства?
Ответ 5. Затраты, связанные с подключением к международной компьютерной сети Интернет (абонентская плата, износ оборудования, программное обеспечение и т.п.), могут быть приняты при налогообложении прибыли по соответствующим пунктам Положения о составе затрат, если будет доказано об использовании сети Интернет в целях осуществления деятельности, предусмотренной учредительными документами.

Вопрос 6. Как включается сумма арендной платы во внереализационные доходы - по мере начисления или же по мере оплаты?
Ответ 6. Арендные отношения между предприятиями в настоящее время регулируются гл. 34 ГК РФ 1996 г.
В соответствии со ст. 614 ГК РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
В случае, если в договоре не предусмотрено иное, договор, в том числе и договор аренды, является возмездным (ст. 423, 424 ГК).
Таким образом, независимо от даты предполагаемого или фактического поступления оплаты у арендатора по завершении каждого отчетного периода возникают обязательства по расчетам с арендодателем.
В соответствии с принципом временной определенности фактов хозяйственной деятельности задолженность арендатора по мере ее возникновения (в том числе в конце каждого отчетного периода) должна быть отражена на счетах бухгалтерского учета предприятия-арендодателя (п. 2.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия", утвержденного Приказом Минфина РФ от 28.07.1994 № 100).
Если причитающиеся к получению средства арендодатель отражает в качестве внереализационных доходов, то они должны быть отражены на счетах бухгалтерского учета предприятия по окончании каждого отчетного периода: Д-с сч.76 К-т сч.80 - начислена арендная плата.
Что касается учета данных сумм в целях налогообложения, то однозначного порядка по данному вопросу не существует.
Так, в соответствии с п. 2.7 Инструкции Госналогслужбы РФ от 10.08.1995 № 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) в состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от сдачи имущества в аренду, а в Приложении № 11 к этой же Инструкции (примечание № 2) отмечено, что внереализационные доходы (расходы) для целей налогообложения, поименованные в пунктах 14 и 15 Положения о составе затрат, принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета (т. е. причитающимся к получению средствам).
По устному разъяснению Росгосналогслужбы арендную плату в целях налогообложения следует принимать в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета, т.е. по мере начисления.

Вопрос 8. В составе крупного предприятия - производителя создана сеть магазинов, занятая реализацией собственной продукции. Согласно требованиям Инструкции от 12 ноября 1996 г. № 97 п. 3.4 раздела 3 общехозяйственные расходы (сч. 26) предприятие отражает по строке 040 "Управленческие расходы" в форме № 2 за 1996 год. При определении себестоимости реализованной продукции для контроля за реализацией по ценам не выше себестоимости (в соответствии с п. 5 статьи 2 Закона о налоге на прибыль) для распределения расходов по сч. 26 по видам деятельности (по видам изготовленной продукции и по каждому магазину) за базу была принята выручка (для предприятия - объем реализованной продукции, а для магазинов - валовый доход, а не товарооборот). Верно ли применяется база для определения фактической себестоимости реализуемой продукции с учетом требований Инструкции № 97 п. 3.1?
Ответ 8. Списание общехозяйственных расходов непосредственно в дебет счета 46 возможно лишь для целей формирования финансового результата в бухгалтерском учете. Кроме того, этот порядок списания общехозяйственных расходов должен быть определен в учетной политике предприятия и допускается начиная с 1 января 1996 года. При формировании продажной (отпускной) цены на продукцию, товары (работы, услуги) необходимо вести калькуляционный учет ее полной себестоимости с целью контроля за реализацией по ценам не выше фактической себестоимости.
Пунктом 2.10 Инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 № 37 предусмотрено, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности в общей сумме выручки.
Согласно п. 3.1 приказа Минфина РФ от 12.11.1996 № 97 выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, отражаемая по стр. 010 Отчета о прибылях и убытках (ф. № 2), включает в себя выручку от реализации готовой продукции (работ, услуг), от продажи товаров (т.е. товарооборот) и т.п.
Таким образом, для определения полной фактической себестоимости реализуемой продукции общехозяйственные расходы следует распределять исходя из выручки от реализации готовой продукции и товарооборота.
При этом следует учитывать, что отпуск собственной продукции в сеть магазинов, принадлежащих предприятию, рассматривается не как реализация, а как внутрихозяйственный оборот.

Вопрос 9. В результате переоценки основных средств на 01.01.1997 результаты оказались хуже, чем в 1996 году. Как правильно оформить непроведение переоценки на 01.01.1998 для налоговой инспекции?
Ответ 9. Согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 31 декабря 1997 г. № 1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений" если по результатам переоценки основных фондов организации на 01.01.1997, осуществленной путем индексации балансовой стоимости отдельных объектов с применением индексов изменения стоимости основных фондов, ухудшаются финансово-экономические показатели организации и искажается структура ее бухгалтерского баланса, организациям предоставляется право сохранять при ведении бухгалтерского учета и статистического учета и составлении отчетности на 01.01.1998 балансовую стоимость основных фондов по состоянию на 01.01.1996.
Основанием для непроведения переоценки может служить анализ финансово-экономических показателей организации, подтверждающий, что их ухудшение связано с результатами переоценки (путем индексации) на 01.01.1997, а также приказ руководителя организации (со ссылкой на вышеуказанное постановление) о сохранении на 01.01.1998 балансовой стоимости основных фондов.

Вопрос 10. В соответствии с Приказом Минфина РФ № 81н от 21.11.1997 по статье "Отвлеченные средства" (строка 160 ф. № 2) приводится учтенная в течение отчетного года по дебету счета 81 "Использование прибыли" сумма причитающихся только платежей в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Куда относить отчисления на благотворительные цели и др. суммы, ранее показываемые по стр. 160? (в том числе в случае, если у предприятия убыток по году)?
Ответ 10. В отличие от отчетности за 1996 год суммы, учтенные в течение отчетного года по дебету счета 81 "Использование прибыли", отражаются по строке 160 ф. 2 только в части причитающихся платежей в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
То есть начиная с отчета за 1997 год предприятия по счету 81 производят только начисление налогов и иных платежей в бюджет за счет чистой прибыли. При этом под иными платежами следует понимать штрафные санкции, применяемые к юридическим лицам за ненадлежащее исполнение обязательств по платежам в бюджет (штрафы, пени, неустойки), государственные внебюджетные фонды, а также другие санкции, связанные с нарушением действующего законодательства и подлежащие взысканию в бюджет из чистой прибыли, например, санкции за превышение допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду и т.п. (Разъяснение зам. руководителя Департамента методологии бухгалтерского учета и отчетности МФ РФ Ложникова И.Н., ж. "Главбух" № 3 за февраль 1998 г.).
Остальные суммы, учтенные предприятием в течение отчетного года по дебету счету 81 "Использование прибыли", следует отсторнировать. Сумма данных расходов должна быть покрыта за счет других источников, имеющихся в остатке по состоянию на 01.01.1997 (нераспределенной прибыли прошлых лет, спецфондов), а при их недостатке или отсутствии отражается в балансе по строке 320 "Непокрытый убыток отчетного года".

Вопрос 11. Пунктами 9, 11, 17 Приказа МФ РФ № 81н от 21.11.1997 "О формировании годовой бухгалтерской отчетности" внесены изменения по отражению затрат по б/сч.81 "Использование прибыли". Означает ли это, что при приеме годового отчета предприятия по ст. 160 формы № 2 должен стоять прочерк?
Ответ 11. См. Ответ № 9.

Вопрос 12. Пунктом 16 письма Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 1997 года № 81н отменен действующий порядок отражения операции по купле-продаже валюты с применением б/сч.48. Означает ли это, что при приеме годового отчета предприятия все расходы по купле-продаже валюты за 1997 год должны быть списаны на себестоимость как оплата услуг банка?
Ответ 12. Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 21 ноября 1997 года № 81н отмене п. 3.8, в котором был изложен порядок отражения в бухгалтерском учете предприятия операций по покупке и продаже иностранной валюты. Однако наличие других нормативных документов позволяет сделать заключение о том, каким образом должны отражаться в бухгалтерском учете подобные операции.
В соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденной приказом Министерства финансов СССР от 1 ноября 1991 года № 56, для обобщения информации о процессе реализации принадлежащих предприятию ценностей и определения финансового результата предназначен счет 48 "Реализация прочих активов". На этом счете, в частности, отражается реализация валютных ценностей. По дебету счета отражается балансовая стоимость выбывающих ценностей, а также понесенные в связи с этим расходы, в т.ч. и комиссионное вознаграждение банка. В кредит счета относится выручка от реализации ценностей. Таким образом формируется финансовый результат от продажи иностранной валюты. Причем отрицательный результат не уменьшает налогооблагаемую прибыль.
Что касается комиссионного вознаграждения банка при операции по приобретению предприятием иностранной валюты, то порядок ее отражения в бухгалтерском учете нормативными документами не оговорен. По нашему мнению комиссионное вознаграждение первоначально должно отразиться на счете 31 "Расходы будущих периодов". Списание данных расходов будет производиться по мере использования приобретенной валюты в зависимости от ее направления:
при использовании иностранной валюты на приобретение основных средств, нематериальных ценностей, товаров и т.п. - на увеличение стоимости приобретаемых ценностей;
при направлении иностранной валюты на оплату услуг, которые в соответствии с действующим законодательством включаются с затраты производства - в себестоимость продукции (работ, услуг);
при направлении иностранной валюты на оплату расходов, не связанных с производством или реализацией продукции (работ, услуг) - за счет собственных средств.

Вопрос 13. Пунктом 4.1 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97 перечислены объекты основных средств, по которым не начисляется амортизация. Относятся ли к таким основным фондам объекты основных средств, полученных безвозмездно (не в процессе приватизации) и полученных от учредителей в качестве взноса в уставный фонд предприятия?
Ответ 13. По смысловой нагрузке указанного пункта ПБУ 6/97 для начисления амортизации по основным средствам, полученным предприятиями безвозмездно в случаях, не связанных с процессом приватизации, - исключений нет.
Однако, принимая во внимание ст. 572 ГК РФ, можно допустить в последующем более расширительное толкование его применения.

Вопрос 14. Пунктом 4.4 Положения о бухгалтерском учете "Учет основных средств", утвержденным Приказом МФ РФ № 65Н от 03.09.1997 (далее по тексту - ПБУ 6/97) определено, что предприятием самостоятельно устанавливается срок полезного использования объекта основных фондов, в случае, если этот срок не определен в централизованном порядке или отсутствует в технических условиях. Каким документом определяется срок полезного использования объекта основных средств в централизованном порядке? Возможно ли применение для указанной цели положений Постановления № 1072 от 22.10.1990?
Ответ 14. Постановлением Правительства РФ от 31.12.1997 № 1672 "О мерах по совершенствованию порядка и методов определения амортизационных отчислений" дано поручение Министерству экономики РФ совместно с Минфином РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти представить в Правительство РФ предложения о порядке разработки экономически обоснованного перечня групп амортизируемого имущества, изменения действующих норм амортизации, а также минимальных и максимальных сроках полезного использования для тех или иных видов основных средств.
До введения нового порядка установления норм будут действовать единые нормы амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденные Постановлением Совмина СССР от 22.10.1990 № 1072.

Вопрос 15. В 1997 году предприятием приобретен станок стоимостью 6 млн. руб. (без учета деноминации); по стоимости отнесен к МБП (на складе). Затраты по установке станка составили 3 млн. руб.
Пунктом 2.1 ПБУ 6/97 предусмотрено, что отнесение приобретаемых предметов к основным средствам или МБП осуществляется на дату приобретения.
Как рассматривать затраты по установке станка в условиях действия ПБУ 6/97: как затраты по монтажу МБП или как затраты, связанные с приобретением основных средств?
Ответ 15. Согласно п. 1.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств ПБУ 6/97 данное Положение не распространяется на машины, оборудование и иные аналогичные предметы, числящиеся как готовые изделия на складах организаций - изготовителей, а также предметы, подлежащие монтажу.
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий стоимость станка приходуется по дебету счет 07 "Оборудование к установке" по цене приобретения (6 млн. руб.). Стоимость оборудования, сланного в монтаж, списывается со счета 07 "Оборудование к установке" в дебет счета 08 "Капитальные вложения и с дебета счета 08 с учетом затрат по установке в новой оценке (9 млн. руб.) приходуется на счет 01 "Основные средства".

Вопрос 16. Пунктом 4.1 ПБУ 6/97 определен перечень основных средств, по которым амортизация не начисляется. Должна ли начисляться по ним амортизация в 1998 году, если ранее (в 1995 - 1996 годах) эти объекты были получены безвозмездно или приобретены за счет бюджетного финансирования.
Ответ 16. На страницах печати высказывалось мнение о том, что имеющиеся на предприятиях оборудование (принятое к бухгалтерскому учету) должно и далее переносить свою стоимость на предметы труда исключительно тем способом, которым это делалось ранее, т.е. линейным, основываясь на том, что ПБУ 6/97 установлена норма, согласно которой применение одного из способов начисления амортизации по группе однородных объектов основных средств производится в течение всего срока их полезного использования.
На наш взгляд, это мнение недостаточно обоснованно, поскольку введение ПБУ 6/97 предоставляет предприятиям одновременно и право выбора соответствующего способа начисления амортизационных отчислений, а при таком подходе выборов будет весьма ограничен (только по вновь приобретаемым основным средствам).
Вероятно, конкретный ответ на этот вопрос найдет свое отражение в готовящемся Минэкономики, Минфином РФ и др. органами исполнительной власти документе.

По предприятиям, применяющим упрощенную систему
налогообложения, учета и отчетности

Вопрос 1: В каком порядке производится налогообложение доходов, полученных по ценным бумагам, принадлежащим предприятию (в том числе по государственным ценным бумагам), применяющему упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
Ответ 1: Доходы, полученные от долевого участия в деятельности других предприятий, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию, включаются в состав внереализационных доходов.
При этом доходы, полученные в виде дивидендов по акциям, принадлежащим предприятию - акционеру и удостоверяющим право владельца этих ценных бумаг на участие в распределении прибыли предприятия - эмитента; от долевого участия в других предприятиях, а также в виде процентов по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, в условиях выпуска которых не предусмотрена выплата накопленного купонного дохода покупателем продавцу, в общую сумму валовой выручки (совокупного дохода) для расчета единого налога (имея в виду, что налог с таких доходов уже удержан у источника выплаты) включать не следует.
Доходы, полученные субъектом упрощенной системы налогообложения в виде разницы между ценой реализации (погашения) и ценой покупки (балансовой) государственных краткосрочных бескупонных облигаций, которая признается доходом в соответствии с Основными условиями выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций, одобренными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 года № 107, а также аналогичных облигаций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, в виде отдельных выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций; в виде части суммы накопленного купонного дохода (процента к номинальной стоимости облигаций соответствующего вида), рассчитываемого как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, по облигациям федерального займа с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК), облигациям государственного сберегательного займа Российской Федерации (ОГСЗ), облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ), государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, при обращении которых предусмотрено, что выплата части накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу; а также в виде процентов по иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, включаются в валовую выручку (совокупный доход) и подлежат обложению единым налогом в установленном порядке.

Вопрос 2: Как определяется валовая выручка предприятия в случае расчета векселем за выполненные работы (услуги), если учесть, что в соответствии со ст. 128 ГК РФ (часть 1) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. от 12.08.1996) в понятие "вещи" включены ценные бумаги и, соответственно, вексель. Не следует ли из этого, что при упрощенной системе в валовую выручку стоимость векселя войдет дважды:
- в момент расчета векселем за выполненные работы (услуги);
- в момент погашения векселя или дальнейшей его реализации.
Ответ 2: Оплата за оказанные услуги векселем включается в сумму валовой выручки (совокупного дохода) только после получения денежных средств в оплату векселя на расчетный счет или в кассу предприятия (т.е. в момент погашения векселя), поскольку в данном случае вексель является средством платежа за реализованную продукцию. В случае, если вексель приобретается в качестве ценной бумаги и в дальнейшем реализуется, то его продажная стоимость будет включаться в валовую выручку предприятия и облагаться единым налогом в общем порядке.

Вопрос 3: Как определяется валовая выручка в случае реализации предприятием ценных бумаг и иного имущества ниже номинала и себестоимости соответственно.
Ответ 3: Согласно приказу Минфина РФ от 15.03.1996 № 27 "О мероприятиях по реализации Федерального Закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" определение валовой выручки производится исходя из фактических поступлений, полученных от реализации продукции, иного имущества (в том числе ценных бумаг) и внереализационных доходов.
Корректировка суммы выручки с учетом рыночных цен предусмотрена при уплате налога на прибыль, НДС и налога на пользователей автодорог. При переходе на упрощенную систему налогообложения субъекты малого предпринимательства этих налогов не уплачивают (ст. 1 п. 2 Федерального Закона).
Таким образом, при реализации имущества ниже себестоимости следует применять фактическую цену реализации.

Вопрос 4: Учитывается ли в составе расходов, принимаемых при исчислении совокупного дохода, расходы на приобретение бензина. Если да, то действуют ли нормы расхода топлива, или указанные затраты учитываются в полном объеме в составе расходов?
Ответ 4: При исчислении в качестве объекта обложения совокупного дохода валовая выручка уменьшается на стоимость использованного в процессе производства топлива.
Указанные затраты учитываются в полном объеме в составе расходов, поскольку действие п. 1 Положения о составе затрат на субъекты упрощенной системы на распространяется.

Вопрос 5: Что понимается под предельной численностью работающих:
- среднесписочная численность
или
- предельная численность до 15 человек в любой день работы.
За какой период эта численность исчисляется:
- с начала года;
- с момента перехода на упрощенную систему и до конца календарного года, если предприятие перешло на упрощенную систему не с начала календарного года;
- за последний отчетный квартал.
Ответ 5: Под предельной численностью следует понимать среднесписочную численность работающих за отчетный период. Определяется она с учетом всех работников предприятия, в том числе работающих по совместительству с учетом реально отработанного времени, согласно Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, утвержденной Госкомстатом СССР от 17.10.1987 № 17-10-0370.
Поскольку п. 7 статьи 5 Федерального Закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" предусмотрено, что при превышении предельной численности работающих налогоплательщики переходят на принятую ранее систему налогообложения, учета и отчетности, начиная с квартала, следующего за отчетным кварталом, то, соответственно, исчисление среднесписочной численности должно производиться ежеквартально, нарастающим итогом с начала года.

Вопрос 6: Как производится налогообложение, если в счетах, выставляемых заказчиком, сумма НДС не указывается, а заказчики в своих расчетных документах все же выделяют НДС отдельной строкой.
Ответ 6: Согласно п. 19 Инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 № 39 с последующими изменениями и дополнениями в расчетных документах исчисление НДС расчетным путем не производится, тем более, что субъекты упрощенной системы плательщиками НДС не являются и не должны выделять суммы НДС как в первичных, так и в расчетных документах.

Вопрос 8: Должны ли предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сдавать по окончании года в налоговую инспекцию патенты на право применения упрощенной системы и книги учета доходов и расходов.
Ответ 8: Нет, не должны, поскольку в налоговой инспекции по месту регистрации плательщика хранится дубликат патента, а книга учета доходов и расходов является единственным сводным учетным регистром предприятия.

Вопрос 9: Должно ли предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при ликвидации предприятия представлять в налоговую инспекцию ликвидационный баланс?
Ответ 9: В случае ликвидации организации, применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, ликвидационный баланс не составляется и в ГосНИ не представляется. Вместо него представляется выписка из книги доходов и расходов (итоговая) на момент ликвидации.

Вопрос 10: Зависит от отнесение в расходы процентов за кредит (в пределах ставки ЦБ плюс 13%) от цели кредита: взят он для пополнения оборотных средств или для финансирования капитальных вложений.
Ответ 10: Пунктом 2 статьи 3 Федерального Закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ предусмотрено, что в расходы включается стоимость использованных в процессе производства расходов на уплату процентов за пользование кредитными ресурсами банков (в пределах действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ плюс 3%), следовательно, предприятию необходимо подтвердить фактическую производственную направленность банковского кредита, т.е. проценты по кредитам на финансирование капитальных вложений не должны относится в затраты.

Вопрос 11: Предприятию - субъекту упрощенной системы нанесен ущерб коммунальными службами в размере 90 тыс. руб. Претензия коммунальной службой принята в размере 100 тыс. руб., при этом достигнута договоренность, что сумма ущерба возмещается за счет предстоящих платежей по коммунальным услугам, т.е. фактически сумма возмещения (100 тыс. руб.) не будет перечислена на расчетный счет предприятия. Как правильно отразить указанные операции в книге учета доходов и расходов.
Ответ 11: В момент признания коммунальной службой претензии у предприятия возникает внереализационный доход в виде разницы между признанной суммой (100 тыс. руб.) и суммой нанесенного ущерба (90 тыс. руб.), итого 10 тыс. руб., который должен быть отражен в Книге учета доходов и расходов по графе 4 на основании бухгалтерской справки.
В последующем при зачете задолженности коммунальной службой в уплату ежемесячных платежей за коммунальные услуги следует делать запись как по графе 4, так и по графе 6 книги учета доходов и расходов.

Вопрос 12: Уплачивают ли субъекты упрощенной системы налогообложения платежи за загрязнение окружающей природной среды?
Ответ 12: В соответствии со статьей 1 Федерального Закона от 19.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" ее применение предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
Совокупность федеральных, региональных и местных налогов установлена статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы". Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" от 19.12.1991 № 2060-1 предусмотрено направление платежей за загрязнение окружающей природной среды как в доход федерального бюджета Российской Федерации, так и в систему внебюджетных экологических фондов.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 и Порядком направления 10 процентов платы за загрязнение окружающей природной среды в доход федерального бюджета, утвержденным Госналогслужбой РФ, Министерством финансов РФ и Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов от 03.03.1993 № ВГ-6-02/10/19/04-15/61-638, налоговые органы осуществляют контроль за правильностью исчисления и своевременностью поступления в бюджет Российской Федерации 10 процентов от указанной платы.
До настоящего времени в перечисленные выше нормативные акты не внесены изменения, в части отмены указанных платежей для субъектов упрощенной системы налогообложения, хотя подобные изменения внесены практически во все налоговые законы (Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость", Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций", Закон РФ "О дорожных фондах", Закон РФ "О плате за землю" и др.).
Таким образом, для субъектов упрощенной системы налогообложения в настоящее время сохраняется прежний порядок взимания платы за загрязнение окружающей среды.
Данная позиция подтверждается в письме Госналогслужбы России от 10.004.1997 № 04-2-09.

Вопрос 13: Срок по начислению единого налога 19-го или 2-го числа; каковы ставки по упрощенной системе налогообложения в 1998 году?
Ответ 13: Пунктом 7 ст. 5 Федерального Закона от 29.12.1995 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" установлено, что расчет единого налога представляется до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
Согласно п. 6 Приложение № 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 15.04.1994 № 26 по платежам, которые уплачиваются до 20-го числа, сроком уплаты считается 19-е число.
Одновременно представляется платежное поручение об уплате единого налога за отчетный период.
Ставки единого налога и объекты обложения по Самарской области установлены Законом Самарской области от 12 мая 1996 г. № 8-ГД "Об упрощенной системе налогообложения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (статьи 2 и 3). Ставки единого налога установлены в размерах:
- 10 процентов от суммы валовой выручки;
- 30 процентов от суммы совокупного дохода.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru