Законодательство
Самарской области

Самарская область

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ от 13.04.1998 № А55-35/98-11
<ПО ИСКУ К ГОСНИ О ВОЗВРАТЕ ИЗ БЮДЖЕТА ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, СПИСАННЫХ В БЕССПОРНОМ ПОРЯДКЕ>

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






АРБИТРАЖНЫЙ СУД САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 13 апреля 1998 года Дело № А55-35/98-11


(извлечение)

Арбитражный суд Самарской области рассмотрел в судебном заседании дело по иску ООО "Надежда", г. Самара, к ГосНИ по Красноглинскому району г. Самара и к Красноглинскому отделению Федерального Казначейства, г. Самара, о возврате из бюджета 4 181 руб.35 коп.
Истец просит вынести решение о возврате из бюджета денежных средств в сумме 4 181 руб.35 коп., списанные ГосНИ в бесспорном порядке.
Ответчик - ГосНИ - в иске просит отказать, считая, что взыскание произведено обоснованно, так как пени являются компенсацией потерь государственной казны за невнесенный в установленный срок налоговый платеж, что изложено в отзыве и подтверждается представленными документами.
Ответчик - отделение Федерального Казначейства - просит от ответственности по делу освободить, так как возврат денежных средств производится только на основании заключений налоговых органов, в подтверждении чего представлены Положения о деятельности.
Заслушав представителей сторон, рассмотрев имеющиеся документы, суд

УСТАНОВИЛ:

ГосНИ по Красноглинскому району г. Самары платежным поручением № 1801 от 29.12.97 взыскала с ТОО "Надежда" в бесспорном порядке пени в сумме 4 181 354 руб. (цены 1997 года) в соответствии со ст.13 п.1 Закона РФ "Об основах налоговой системы".
Пени взысканы по представленным истцом в ГосНИ перерасчетам налога на добавочную стоимость за период с октября 1996 г. по август 1997 года.
Фактически из материалов дела и объяснений истца следует, что истец, самостоятельно проверяя уплату НДС, выявил техническую ошибку, произвел перерасчет налога, представил в ГосНИ уточненные декларации за периоды с октября 1996 г. по август 1997 г., и оплатил 22.12.97 г. неуплаченную сумму налога 5 910 849 руб. (цены 1997 г.) платежным поручением № 1295.
ГосНИ указанные факты не отрицает, однако считает, что пени по п.1ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы" подлежат начислению, так как п.5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17.12.96 № 20-П разъяснил, что пени не ответственность за налоговые нарушения, а дополнительный платеж как компенсация потерь за несвоевременно уплаченный налог. ГосНИ ссылается также на письмо Госналогслужбы РФ от 10.05.95 № ВГ-4-14/17-Н(зарегистрировано в Минюсте 18.05.95 № 855), где определено, что при соблюдении налогоплательщиком установленного порядка исправления допущенных ошибок с него взыскиваются пени за несвоевременную уплату налогов.
Суд считает доводы ответчика неправомерными.
В соответствии с п.13 Указа Президента РФ № 685 от 08.05.96
(в редакции Указа от 24.07.97 № 776) "Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины" технические ошибки при составлении и расчете налоговых платежей, самостоятельно выявленные налогоплательщиками и своевременно доведенные до сведения налоговых органов, не являются налоговыми нарушениями. В данном случае все требования истцом соблюдены.
В письме Госналогслужбы РФ от 28.06.96 № ПВ-6-09/450(зарегистрированным в Минюсте 16.07.96 № 1124, то есть позже письма, на которое ссылается ответчик, и изданным в целях реализации отдельных положений Указа № 685) определено, что если налогоплательщик самостоятельно выявил ошибки, внес исправления в бухгалтерскую отчетность и произвел уплату причитающихся сумм, то допущенные ошибки налоговыми нарушениями не являются. В указанных случаях с налогоплательщика пеня за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей не взыскивается.
Постановление Конституционного Суда РФ № 20-П от 17.12.96 издано по проверке конституционности п.2 и 3 ч.1 ст.11 Закона РФ "О федеральных органах налоговой полиции" и не касается Указа Президента № 685. Пункт 5 данного постановления поясняет право законодателя устанавливать дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государства, но, в случаях, предусмотренных ст.13 Закона РФ "Об основах налоговой системы". На данную статью ссылается и ГосНИ в платежном поручении на взыскание пени, но ст.13 Основ предусматривает ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства, а положение п.13 Указа Президента № 685, где признано, что самостоятельно внесенные исправления и уплата налога не являются налоговым нарушением, не отменен.
С учетом изложенного, суд считает, что взыскание пени произведено с истца необоснованно, в связи с чем требования ООО "Надежда" подлежат удовлетворению.
Так как дело принято с отсрочкой в оплате госпошлины, а ответчик от уплаты госпошлины Законом РФ "О госпошлине" освобожден, вопрос о ее возмещении не рассматривается. Так как отделение Федерального Казначейства возврат денежных средств не производит в иске в отношении второго ответчика следует отказать.
Руководствуясь ст. 124 - 128, 135 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить.
Обязать ответчика - ГосНИ по Красноглинскому району г. Самары вернуть истцу - ООО "Надежда" из бюджета сумму пени 4 181 руб.35 коп. (деноминированных).
В случае невозврата по заявлению истца выдать исполнительный лист.
В отношении ответчика - Красноглинского отделения Федерального Казначейства в иске отказать.
Решение вступает в законную силу в месячный срок и может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного арбитражного суда.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru