РЕШЕНИЕ САМАРСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ ДУМЫ от 14.04.1998 № 55
"О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998-2000 ГОДАХ"
Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено
САМАРСКАЯ ГУБЕРНСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 14 апреля 1998 г. № 55
О РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998-2000 ГОДАХ"
Рассмотрев региональную целевую программу "Реформирование статистики в 1998-2000 годах", представленную Губернатором Самарской области, и в соответствии со статьей 88 Устава Самарской области, Самарская Губернская Дума решила:
1. Утвердить региональную целевую программу "Реформирование статистики в 1998-2000 годах".
2. Предложить Администрации Самарской области включить региональную целевую программу "Реформирование статистики в 1998-2000 годах" в перечень областных целевых программ на 1999 год, с последующим уточнением объемов финансирования на очередной финансовый год.
Председатель Думы
Л.И.КОВАЛЬСКИЙ
Утверждена
решением
Самарской Губернской Думы
от 14 апреля 1998 г. № 55
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ СТАТИСТИКИ В 1998-2000 ГОДАХ"
Паспорт
региональной целевой программы
"Реформирование статистики в 1998 - 2000 годах"
Наименование Региональная целевая программа "Реформирование
Программы статистики в 1998 - 2000 годах"
Основание для Постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 23 ноября 1996 г. № 1410
Программы "О федеральной целевой программе
"Реформирование статистики в 1997-2000 гг." (п.5)
Государственный Администрация Самарской области
заказчик
Программы
Основные Самарский областной комитет государственной
разработчики статистики, департамент по экономике
Программы Администрации Самарской области
Цель и задачи Целью Программы является завершение системного
Программы реформирования статистики для наиболее полного
удовлетворения потребностей органов власти и
управления Самарской области, других
потребителей в объективной статистической
информации о социально-экономическом развитии
Самарской области, городов и районов области,
отраслей, секторов экономики и хозяйствующих
субъектов
Срок реализации 1998-2000 годы
Программы
Исполнители Самарский областной комитет государственной
основных статистики, департамент по экономике Админи-
мероприятий страции Самарской области, департамент финансов
Администрации Самарской области, департамент
финансов Администрации Самарской области,
департамент по поддержке предпринимательства и
малого бизнеса Администрации Самарской области,
департамент по управлению государственным
имуществом Самарской области, Главное управление
труда Администрации Самарской области, комитет по
вопросам семьи, материнства и детства Администра-
ции Самарской области, комитет по делам молодежи
Администрации Самарской области, Самарская
государственная экономическая академия,
исполнительная дирекция Ассоциации "Большая
Волга", акционерное общество "Волгоинформсеть",
Самарский государственный университет
Объемы и Программа финансируется из федерального бюджета,
источники фи- областного бюджета и собственных средств Самар-
нансирования ского областного комитета государственной
Программы статистики (далее - облкомстат).
Общий объем финансирования Программы на 1998-2000
годы составит 6199тыс. рублей, в том числе:
из федерального бюджета - 1340 тыс.рублей
из областного бюджета - 4107 тыс.рублей
из собственных средств облкомстата - 752 тыс.
рублей
Ожидаемые Реализация Программы обеспечит:
конечные
результаты 1. Формирование целостной системы статистической
реализации деятельности, включающей обработку и хранение
Программы информации в распределенных и многоуровневых
базах данных, обеспечение прямого и санкциониро-
ванного доступа к информации, защиту ее от не-
санкционированного доступа.
2. Создание информационных ресурсов хозяйствующих
субъектов на территории области, города, района,
основанных на разработанной системе показателей
и предназначенных для принятия управленческих
решений на всех уровнях государственной власти.
3. Формирование и поддержание в постоянно актуа-
лизированном режиме баз данных, обеспечивающих
расчет базы налогообложения, расчет прогнозов и
сценариев развития экономики региона.
4. Интеграцию во внешние информационные среды в
целях представления широкому кругу пользователей
информации о Самарской области и получения
адекватной информации о потенциальных деловых
партнерах за ее пределами
Система Контроль за реализацией Программы осуществляется
организации в соответствии с постановлением Главы Администрации
контроля за области от 18.03.96 № 58 "Об утверждении
исполнением порядка разработки и реализации областных
Программы целевых программ"
1. Проблемы реформирования статистики и обоснование
необходимости их решения
В условиях перехода экономики на систему рыночных отношений Самарским областным комитетом государственной статистики последовательно проводилась работа по совершенствованию деятельности органов статистики Самарской области. Основными ее направлениями являлись:
- реализация программных мероприятий Госкомстата России по переходу на принятую в международной практике систему учета и статистики;
- структурная перестройка органов статистики;
- техническое перевооружение системы;
- разработка и внедрение в практику нового технологического инструментария.
Это позволило:
- завершить формирование Единого государственного регистра предприятий и организаций (ЕГРПО) как единой, распределенной по уровням управления в Самарской области базы данных;
- завершить создание на уровне региона новых отраслей статистики: цен, внешнеэкономической деятельности, малого бизнеса;
- сформировать основные социальные показатели, характеризующие занятость, рынок труда, финансы, уровень жизни населения;
- впервые провести расчеты валового регионального продукта;
- в соответствии с постановлением Главы Администрации Самарской области от 31.08.95 № 305 "Об организации областного
мониторинга социально-трудовой сферы" совместно с Главным управлением труда Администрации области и НИИ социальных технологий Самарского госуниверситета организовать и вести мониторинг социально-трудовой сферы на промышленных (а с 1997 года - и на сельскохозяйственных) предприятиях области;
- создать и постоянно обновлять систему комплексных и проблемно-ориентированных баз данных, содержащих социально-экономическую и демографическую информацию;
- перейти на сквозную технологию обработки статистической информации, тем самым значительно увеличить информационные ресурсы статистики, одновременно почти на 25% сократить численность аппарата областного комитета;
- перейти на качественно новый уровень обеспечения информацией Администрации области, иных органов исполнительной власти.
Происходящие в регионе политические и социально-экономические процессы, расширение спроса на информацию со стороны органов власти и управления и других потребителей сделали необходимым реформирование информационно-статистической системы региона.
В ходе реформирования статистики в 1998-2000 годах необходимо:
- оптимизировать систему статистических показателей с учетом региональных особенностей и осуществляемых на территории области реформ, осуществить процесс интеграции экономико-статистической информации с данными банковских, налоговых, таможенных и других структур, создать базы данных, достаточные для информационной поддержки управленческих решений;
- решить задачу обеспечения высокой оперативности и максимальной достоверности статистических данных;
- повысить программно-технологический и технический уровень системы, создать необходимые условия труда работников органов государственной статистики.
2. Основные цели и задачи Программы
Основная цель Программы - завершение системного реформирования статистики для наиболее полного удовлетворения потребностей органов исполнительной власти и управления, других потребителей в оперативной и объективной статистической информации о происходящих в экономике и в обществе процессах.
Задачи Программы - переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации с максимальным соблюдением требований по обеспечению безопасности, включая защиту от несанкционированного доступа; укрепление материально-технической базы органов государственной
статистики, развитие ее с ориентацией на ресурсосбережение в условиях снижения информационной нагрузки на источники статистической информации.
3. Система программных мероприятий
Система программных мероприятий направлена на решение конкретных задач по взаимосвязанному, скоординированному и последовательному совершенствованию всех стадий организации государственного статистического наблюдения, включая разработку и совершенствование системы статистических показателей и методов сбора отчетной информации.
Базируясь на мероприятиях, определенных федеральной целевой программой "Реформирование статистики в 1997-2000 годах", Программа расширяет и углубляет намеченные Правительством Российской Федерации задачи, а в ряде случаев позволяет отработать новые элементы статистической системы региона.
Программные мероприятия условно формируются в пять блоков.
1. Формирование системы статистических показателей.
2. Организация мониторинга на основе вновь разработанных систем показателей.
3. Создание и ведение региональных регистров и баз данных.
4. Реализация современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности.
5. Совершенствование системы распространения статистических данных и работы с потребителями статистической информации.
Для реализации основных подходов, положенных в основу программных мероприятий, предусматривается перейти от отраслевых принципов, сформировавшихся в дореформенной административной системе управления и основывающихся на обособленном и несвязанном сборе показателей по труду, продукции, фондам, финансам, к интегрированному, когда основные индикаторы экономической деятельности юридических лиц будут собираться в комплексе при соблюдении требований методологического единства.
Предполагается перестроить методы сбора информации, реализовав комбинированный подход, в соответствии с которым крупные и средние предприятия всех форм собственности будут обследованы с использованием сплошного метода учета, малые предприятия - выборочным способом.
Намеченные Программой изменения требуют разработки принципиально нового подхода к применению вычислительной техники, при котором интегрированная статистическая база данных станет эффективным инструментом статистического анализа. Предусматривается переход к сетевой технологии обработки информации, применению современных электронно-издательских систем, современных средств вычислительной техники и телекоммуникаций.
3.1. Формирование системы статистических показателей
Основой системы программных мероприятий является формирование системы показателей, адекватно отражающих происходящие в регионе процессы.
В Программе намечается:
дополнить существующую систему показателей новыми, отражающими происходящие в регионе преобразования либо освещающими региональную специфику;
создать базы данных и статистические регистры как для информационного обеспечения решения основных статистических задач и мониторинга областных программ, так и для информационной поддержки пользователей различных уровней;
создать систему показателей для формирования прогнозов;
обеспечить расширение территориального разреза разработки показателей;
предусмотреть при минимальном количестве входной информации получение максимального числа выходных расчетных и аналитических показателей.
3.2. Организация мониторинга на основе вновь разработанной
системы показателей
Данный блок мероприятий направлен на создание системы последовательного наблюдения за состоянием социально-трудовой сферы различных отраслей экономики области и получения оперативной информации о ее изменениях. Система мониторингов позволит своевременно выявлять возникновение напряженности в социальной и трудовой сферах и устранять факторы их вызывающие, и, в конечном счете, будет способствовать принятию правильных управленческих решений в области социальной политики на всех уровнях.
К уже существующим мониторингам в промышленности и сельском хозяйстве добавляются мониторинги в других отраслях экономики (сфере малого предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, строительства).
3.3. Создание и ведение региональных
регистров и баз данных
Данный блок мероприятий направлен на переход от ведомственно изолированной системы формирования и сопровождения интегрированных и предметно-ориентированных баз данных, которые сегодня созданы в органах статистики, что обусловлено использованием в технологии сбора и обработки информации ведомственных программно-технологических средств, к системе формирования баз данных открытых, с различной степенью доступности, широкому кругу пользователей.
Предполагается создание проблемно-ориентированных баз данных по наиболее актуальным вопросам на открытом для внешних пользователей сервере информационных ресурсов, обеспечение санкционированного удаленного доступа к этим базам данных.
3.4. Реализация современных методов формирования
информационных ресурсов и информационных технологий
в области статистической деятельности
Модернизация статистической информационной базы невозможна без внедрения современных методов формирования информационных ресурсов и информационных технологий в области статистической деятельности. Первоочередной задачей является создание системы информационных ресурсов и применение новейших информационных технологий путем:
создания интегрированных баз статистических данных федерального и регионального уровней на основе единого фонда нормативно-справочной информации и каталога статистических показателей;
разработки программного обеспечения интегрированных баз статистических данных регионального уровня с применением промышленных систем управления базами данных и новейших средств телекоммуникаций, высокопроизводительных локальных вычислительных сетей с мощными серверами баз данных, подключенных к средствам связи и имеющих разнообразные средства визуализации статистических данных, их накопления и распространения.
Основой построения единого фонда нормативно-справочной информации станет развитие автоматизированного банка классификаторов и Единого государственного регистра предприятий и организаций, ведение которых должно осуществляться в режиме распределенного информационного фонда федерального и регионального уровней. Новым элементом такой системы явится формирование и внедрение единого классификатора статистических показателей, обеспечивающего интеграцию статистических информационных ресурсов.
Реализация распределенной системы статистических информационных ресурсов требует существенного развития средств телекоммуникаций. Необходимо обеспечить комплексное решение задач сбора и телеобработки статистических данных, увязав в единый информационно - телекоммуникационный комплекс ресурсы районного, регионального и федерального уровней. Используемые в настоящее время средства связи (Искра, сеть ТФ ОП, сети АТ-50) характеризуются низким качеством передачи, небольшой скоростью и высокой стоимостью услуг. Требуется перейти к практическому использованию перспективных систем коммуникации информации со скоростью не менее 64 кбит в секунду.
Основным результатом технического и программно-технологического перевооружения статистики явится переход на сквозную технологию сбора, передачи, обработки, накопления и представления статистической информации. При этом должна быть обеспечена реализация ресурсосберегающей технологии электронной обработки данных.
Внедрение новой сквозной технологии электронной обработки статистической информации и создание интегрированных баз данных дадут возможность:
- формировать на защищенном от несанкционированного доступа сервере локальной вычислительной сети облкомстата статистических информационных ресурсов;
- организовать удаленный доступ внешних пользователей к серверу информационных ресурсов;
- организовать предоставление услуг электронной почты хозяйствующим субъектам, в том числе для представления статистической отчетности.
3.5. Совершенствование системы распространения
статистических данных и работы
с потребителями статинформации
Данный блок мероприятий направлен на исследование потребностей в информационных услугах и потребует наиболее пристального внимания к себе в силу изменения приоритетов развития всей экономико-статистической системы.
Полученные в ходе исследований сведения призваны трансформировать информационные потоки таким образом, чтобы сделать наиболее эффективным процесс информационно-аналитического обеспечения органов управления региона.
4. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование мероприятий Программы производится за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и собственных средств облкомстата.
Для исполнения Программы в 1998-2000 годах требуется 6199 тыс. рублей.
<*> - финансируется из федерального бюджета;
<**> - финансируется из областного бюджета;
без звездочки - финансируется из собственных средств облкомстата.
Свод мероприятий по годам реализации
--------------------------------T---------------------------------¬
¦ ¦Финансовые затраты на реализацию ¦
¦ ¦ (тыс. руб.) ¦
¦ +--------T------------------------+
¦ ¦ Всего ¦ в том числе по годам ¦
¦ ¦ +--------T--------T------+
¦ ¦ ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+------+
¦1. Формирование системы статис-¦ 412 ¦ 412 ¦ ¦ ¦
¦тических показателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+------+
¦2. Организация мониторинга на ¦ 1080 ¦ 160 ¦ 425 ¦ 495 ¦
¦основании вновь разработанных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦систем показателей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+------+
¦3. Создание и ведение региона- ¦ 810 ¦ 297 ¦ 193 ¦ 320 ¦
¦льных регистров и баз данных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+------+
¦4. Реализация современных мето-¦ 3797 ¦ 1123 ¦ 1404 ¦ 1270 ¦
¦дов формирования информационных¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ресурсов и информационных тех- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦нологий в области статистичес- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦кой деятельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+------+
¦5. Совершенствование системы ¦ 100 ¦ 40 ¦ 30 ¦ 30 ¦
¦распространения статистических ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦данных и работы с потребителями¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦информации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+-------------------------------+--------+--------+--------+------+
¦ИТОГО ¦ 6199 ¦ 2032 ¦ 2052 ¦ 2115 ¦
L-------------------------------+--------+--------+--------+-------
6. Организация управления Программой
Координация работ по выполнению мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляется Самарским областным комитетом государственной статистики - главным исполнителем Программы.