РЕШЕНИЕ САМАРСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ от 29.05.1998 № 148
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ САМАРЫ НА 1998-2002 ГОДЫ"
Официальная публикация в СМИ:
"Волжская заря", № 125, 08.07.1998
САМАРСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
РЕШЕНИЕ
от 29 мая 1998 г. № 148
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ГОРОДСКОЙ
КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ "ДЕТИ САМАРЫ"
НА 1998-2002 ГОДЫ
В целях реализации прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие и сохранение здоровья Самарская городская Дума решила:
1. Утвердить городскую комплексную Программу "Дети Самары" на 1998-2002 годы.
2. Финансирование мероприятий городской комплексной Программы "Дети Самары" осуществлять за счет средств, предусмотренных в городском бюджете по статьям: "Образование", "Здравоохранение", "Культура и искусство", "Физическая культура", "Социальная политика", а также за счет привлечения внебюджетных и дополнительных средств.
3. Ежеквартально на заседаниях городской Думы заслушивать отчет Администрации города о ходе выполнения комплексной Программы "Дети Самары".
4. Контроль за исполнением данного решения возложить на Комитет по социальным вопросам и Контрольный комитет Самарской городской Думы.
Председатель
Самарской городской Думы
Г.С.ЛИМАНСКИЙ
Приложение
к решению
Самарской Городской Думы
от 29 мая 1998 г. № 148
ГОРОДСКАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ САМАРЫ"
НА 1998 - 2002 ГОДЫ
Паспорт
Комплексной программы "Дети Самары"
на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование Дети Самары
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Отдел образования администрации города
Основные разработчики Отдел образования администрации города;
Программы Комитет по делам семьи и социальной
защиты администрации города;
Управление здравоохранения администрации
города;
Комитет по делам молодежи администрации
города;
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения
администрации города;
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города.
Цель и задачи Программы Основной целью Программы "Дети Самары"
является реализация прав детей на
полноценное физическое, духовное,
нравственное развитие и укрепление
здоровья:
- создание условий по удовлетворению
потребностей детей в базовом и
дополнительном образовании, сохранение
и расширение сети бесплатных кружков и
секций;
- улучшение работы с детьми и
подростками по месту жительства в
подростковых клубах;
- объединение условий различных служб и
ведомств в работе по профилактике
наркомании среди несовершеннолетних;
- обеспечение возможности каждому
ребенку для занятий физкультурой и
спортом;
- организация отдыха и занятости
несовершеннолетних во внеурочное и
каникулярное время;
- реализация мер по развитию творческих
способностей детей, независимо от
социально - экономического положения
их семей.
Сроки и этапы 1998 - 2002 годы
реализации Программы
(подпрограмм)
Перечень подпрограмм и 1. "Школа и дети" (приложение № 1).
основных мероприятий 2. "Подростковые клубы" (приложение № 2).
3. Профилактика наркомании и других
зависимых форм поведения "Наркотикам -
нет!" (приложение № 3).
4. "Организация летнего отдыха детей"
(приложение № 4).
5. "Развитие социального обслуживания
семей и детей" (приложение № 5).
6. "Дети - сироты" (приложение № 6).
7. "Дети - инвалиды" (приложение № 7).
8. "Одаренные дети" (приложение № 8).
Исполнители Отдел образования администрации города
подпрограмм и основных (далее - ГОО);
мероприятий Комитет по делам семьи и социальной
защиты администрации города (далее - КДС);
Управление здравоохранения администрации
города (далее - ГУЗ);
Комитет по делам молодежи администрации
города (далее - КДМ);
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения
администрации города (далее - ГУК);
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города (далее - КФС).
Объемы и источники Городской бюджет - 504 851,1 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
1998 г. - 94 633 тыс. руб.
1999 г. - 96 169,5 тыс. руб.
2000 г. - 100 554 тыс. руб.
2001 г. - 105 100 тыс. руб.
2002 г. - 108 395 тыс. руб.
Областной бюджет - 85 467 тыс. руб.,
в том числе:
1998 г. - 17 237 тыс. руб.
1999 г. - 15 415 тыс. руб.
2000 г. - 16 500 тыс. руб.
2001 г. - 17 565 тыс. руб.
2002 г. - 18 750 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств
Ожидаемые конечные Сохранение и развитие системы образования
результаты реализации дошкольного, общего, дополнительного,
Программы профессионального;
Сохранение здоровья детей;
Приостановление роста употребления
наркотических средств среди
несовершеннолетних;
Сохранение подростковых клубов, сети
бесплатных кружков и секций;
Создание условий для занятости детей и
подростков;
Улучшение состояния детской
оздоровительной базы и спортивных
площадок;
Создание условий для интеграции в
общество детей-сирот и детей -
инвалидов;
Развитие у детей творческих способностей.
Система организации Заместитель главы администрации города по
контроля за исполнением социальным вопросам.
Программы
Содержание проблемы и необходимость решать ее
программными методами
Необходимость пристального внимания к сохранению здоровья, созданию условий для развития и получения образования, организации занятости и досуга, нравственному воспитанию детей диктуется современной социально-экономической ситуацией, заботой о возрождении страны, сохранением культурных традиций, ценностей российского общества.
Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 1992 года № 543 "О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы" проблема выживания, защиты и развития детей признана приоритетной.
В соответствии с этим Правительством Российской Федерации разработана федеральная целевая программа "Дети России", срок действия которой продлен до 2000 года Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года № 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы.
Решением Самарской Губернской Думы от 20 декабря 1996 года № 302 принята Комплексная программа "Дети Самарской области".
Город Самара, являясь современным мегаполисом, обладает мощным экономическим, финансовым, научным и духовным потенциалом, сохранение и преумножение которого во многом зависит от проведения единой, целенаправленной молодежной и образовательной политики.
Серьезную озабоченность городских органов власти вызывает демографическая ситуация. В городе Самаре на 1 января 1998 года проживает 1 172 261 человек, что почти на 8% меньше, чем в 1990 году. Количество детей до шестнадцати лет уменьшилось на 24% и сегодня их - 216 359 человек. Если от общего числа населения дети в 1990 году составляли 24%, то в 1997 году - только 18%.
Одной из серьезных проблем является неорганизованность досуга и отдыха детей и подростков. Изменения в общественной, и в первую очередь экономической жизни, привели к тому, что и без того малочисленные учреждения социально-культурного назначения либо прекратили свое существование, либо стали недоступными для подростков. В настоящее время только 35% учащихся г. Самары посещают различные кружки, секции, охвачены образовательными и дополнительными услугами. Более 50% школьников считают свой досуг неорганизованным. Значительная часть учащихся не может реализовать свои способности, свой творческий потенциал ни в учебе, ни во внеурочное время. Заметно ослабевает воспитательная функция семьи, утрачены традиции семейного воспитания. Подросток не приобретает положительного социального опыта - ни в семье, ни в образовательном учреждении. Как следствие - асоциальное поведение, отсутствие интереса к жизни, увлечение наркотиками, отказ от образования.
Одной из наиболее острых проблем становится наркомания, приобретающая характер эпидемии. По данным социологических исследований около 44% выпускников школ как минимум один раз употребляли наркотики.
Продолжает расти детская преступность. Тревогу вызывает то положение, что школа перестала быть центром воспитательной работы в микрорайоне. Недостаточное финансирование, слабость материально-технической базы, отсутствие детских общественных организаций не позволяют заполнить свободное время учащихся, активно влиять на успешную социализацию. Массовый характер обучения ограничивает возможность проведения целенаправленной работы с одаренными детьми, что приводит к потери интеллектуального потенциала.
Решение всех этих проблем станет возможным только при системных изменениях в организации, содержании, формах и методах работы с подростками и молодежью.
Администрацией города Самары разработана комплексная программа "Дети Самары", которая рассматривается как первоочередной план действий по реализации на территории города Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации (Национального плана действий в интересах детей), утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. № 942.
Эта программа включает в себя целевые программы "Школа и дети", "Подростковые клубы", "Профилактика наркомании и других зависимых форм поведения "Наркотикам - нет!", "Организация летнего отдыха детей", "Развитие социального обслуживания семьи и детей", "Дети - сироты", "Дети - инвалиды", "Одаренные дети".
Комплексная программа "Дети Самары" является одной из приоритетных социальных программ администрации города. Принятие программы позволит обнаружить и реализовать те огромные преимущества, которыми обладает Самара как крупный промышленный, научный и культурный центр, позволит предъявить единые управленческие требования и интегрировать усилия всех ведомств, целенаправленно и эффективно использовать финансовые средства.
Программа "Дети Самары" базируется на принципах Конвенции и Декларации прав ребенка, в которых говорится о том, что ребенок ввиду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту. Эта задача приобретает особую значимость в современных условиях.
Приоритетом образовательной политики города является развитие сети учреждений дошкольного, общего, дополнительного образования, интеграция с учреждениями начального профессионального образования.
Должна быть обеспечена адресная поддержка детям социально незащищенных слоев в получении образования и найдены механизмы поддержки одаренной молодежи.
Это ставит перед городской администрацией актуальную задачу своевременного и эффективного реагирования на изменения социальных условий, создания механизмов защиты детства.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью программы "Дети Самары" является создание оптимальных условий для жизнедеятельности, обучения и развития детей, обеспечение им социальной поддержки и защиты в период социально-экономических преобразований и реформ.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- реализация прав детей на полноценное физическое, духовное, нравственное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации и международными обязательствами;
- объединение усилий различных служб и ведомств для решения проблем детства;
- восстановление, сохранение и развитие подростковых клубов, спортивных площадок;
- сохранение сети бесплатных детских кружков и секций;
- профилактика наркомании среди несовершеннолетних;
- поддержка семьи и сохранение родственных связей;
- охрана репродуктивного здоровья детей и подростков;
- создание необходимых условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями;
- обеспечение социально-экономической, психологической поддержки детям, оказавшимся в особо трудных условиях;
- организация летнего отдыха детей и подростков;
- социальная поддержка одаренных детей - жителей города Самары.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации Программы - 1998 год.
Окончание реализации Программы - 2002 год.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят 590 318,5 тыс. руб., в том числе:
из городского бюджета - 504 851,5 тыс. руб.,
из областного бюджета - 85 467 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение Программы обеспечивается при поступлении средств в комитеты и управления администрации города Самары.
Координацию работы по реализации Комплексной программы "Дети Самары" осуществляет Отдел образования администрации города Самары.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы осуществляет заместитель главы администрации города по социальным вопросам.
Приложение № 1
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ШКОЛА И ДЕТИ"
НА 1998-2002 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы "Школа и дети"
на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Школа и дети"
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Отдел образования администрации
г. Самары
Основные разработчики Отдел образования Администрации г. Самары
Программы
Цели и задачи Комплексное решение проблем создания
Программы единого образовательного пространства
города, способствующего обеспечению
здорового и полноценного творческого
развития личности каждого ребенка в
соответствии с Концепцией развития
системы образования города Самары на
конец XX - начало XXI века "Город -
интегрированная образовательная среда
развития личности", утвержденной на
заседании городской Думы 04.04.1996,
№ 83
Сроки и этапы 1998-2002 годы
реализации Программы
Исполнители основных Отдел образования администрации г.
мероприятий Самары
Объем и источники Объем городского бюджета - 369 735 тыс.
финансирования рублей, в том числе по годам:
1998 г. - 71 065 тыс. руб.
1999 г. - 71 243 тыс. руб.
2000 г. - 73 482 тыс. руб.
2001 г. - 75 787 тыс. руб.
2002 г. - 78 158 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Реализация городской программы "Школа
результаты реализации и дети" позволит:
Программы Обеспечить здоровые условия
жизнедеятельности детей в
образовательных учреждениях города;
Повысить эффективность работы всей
образовательной системы города;
Создать комфортные условия для
развития разносторонних интересов и
возможностей детей.
Система контроля за Отдел образования администрации
исполнением Программы города Самары
Содержание проблемы и необходимость решения
ее программными методами
Закон РФ "Об образовании" рассматривает систему образования как один из основных социальных институтов общества, обеспечивающих становление личности, сохранение и передачу национальной культуры последующим поколениям.
Образовательная система города, несмотря на трудности экономического характера, не только полностью сохранилась, но и продолжает развиваться. В настоящее время в городе действует 171 общеобразовательная школа, в том числе 5 гимназий, 6 лицеев, муниципальный комплекс непрерывного образования "Университет Наяновой". В городе 4 общеобразовательных интерната, 2 детских дома, 11 специальных коррекционных школ, 13 вечерних, 9 негосударственных (частных) школ. Во всех видах учебных заведений обучается 152 тыс. учащихся. В Самаре насчитывается 344 дошкольных учреждения, из них 235 муниципальных, 109 ведомственных. Сложилась система дополнительного образования; организацией досуга юных самарцев заняты 63 учреждения дополнительного образования и 80 подростковых клубов, в которых занимается сегодня более 60 тыс. детей и подростков.
Успехи самарского образования очевидны, но в то же время дальнейшее развитие системы образования в городе требует последовательного решения ряда первоочередных проблем.
Во-первых, не все образовательные учреждения города функционируют в режиме развития, обеспечивают современную воспитательную роль школы. Сохраняется тенденция снижения эффективности воспитательной работы с детьми подростками, что обуславливает большое число слабоуспевающих, рост количества детей, проявляющих склонность к употреблению алкогольных напитков и наркотических веществ, совершающих общественно опасные правонарушения. Воспитательная система школы должна быть построена таким образом, чтобы охватить всех детей, отвлечь их от отрицательного влияния улицы.
Основополагающим принципом совершенствования в воспитательной работе с детьми и подростками является сохранение и расширение сети бесплатных кружков, спортивных секций и клубов по интересам.
Во-вторых, решение на должном уровне воспитательных и образовательных задач школой требует совершенствования материально - технической базы образовательных учреждений. Снижение темпов строительства новых школ в городе в период 1993-1997 годов, увеличение количества вынужденных переселенцев, застройка малозаселенных ранее районов города привели к тому, что учащиеся в школах вынуждены заниматься не только во вторую (80% школ), но и в третью смену (5% школ). Это заметно снижает качество обучения детей, возможности воспитательной работы школы. В связи с этим наиболее важными вопросами муниципальной политики являются вопросы капитального и текущего ремонта, осуществление целевых ремонтных работ, обеспечивающих в каждом образовательном учреждении города содержание классных аудиторий, пищеблоков, холлов, туалетных комнат в соответствии с санитарно-гигиеническими и техническими нормами с целью создания безопасных и комфортных условий для учащихся.
Значительных усилий требует поддержание и совершенствование материально-технической базы обучения. В первую очередь - оборудование кабинетов, химических и физических лабораторий, обеспечение школ техническими средствами обучения, компьютерной техникой, картами, наглядными пособиями.
Необходимость пополнения оборудованием и оснащение учреждений дополнительного образования продиктовано возросшими задачами, которые призваны решать они сегодня: работа с одаренными детьми, с детьми группы "риска", организация деятельности детей по интересам, дополнительное образование.
Данные различных служб здравоохранения, образования, статистики указывают на то, что показатели здоровья детей снижаются год от года. В этой связи решение вопроса укрепления здоровья детей становится в ряд приоритетных, что потребует уже в текущем 1998 году приступить к строительству школьных спортивных и хоккейных площадок, спортивных пристроев к школам.
Забота о здоровье и развитии детей требует постоянного внимания к реализации городской программы "Организация питания школьников г. Самары".
В-третьих, серьезной проблемой сохранения материально-технической базы образования является вопрос о передаче и перепрофилировании дошкольных образовательных учреждений. За последние пять лет система образования потеряла 100 ведомственных детских садов. В настоящее время сложилась четкая позиция администрации города в вопросе передачи ведомственных дошкольных образовательных учреждений в муниципальную собственность, призванная не допустить незаконного перепрофилирования образовательных учреждений и закрепить практику сохранения их как образовательных учреждений или центров воспитательной работы с детьми и подростками.
Изменившиеся социально-экономические условия жизни значительной части населения определили рост конфликтных ситуаций, связанных с жизнью и деятельностью детей. Современная школа, ориентированная на ребенка, имеет реальные возможности (вариативное школьное образование, расширение сети учреждений дополнительного образования, соединение урочной и внеурочной деятельности) обеспечить условия для социальной адаптации ребенка, учесть интересы каждого ребенка в процессе образования. Создавая комфортные условия в образовательных учреждениях для обучения и воспитания детей, школа способна обеспечить социальную защиту всех детей.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является обеспечение здоровых условий полноценного развития детей Самары в едином образовательном пространстве города.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- укрепление материально-технической базы образовательных учреждений;
- строительство новых школ, пристроев, открытие филиалов на базе освобождающихся объектов социального назначения;
- сохранение и расширение сети детских садов за счет передачи ведомственных дошкольных образовательных учреждений;
- обеспечение в каждом образовательном учреждении города содержания туалетных комнат, коридоров, пищеблоков, классных аудиторий в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими, техническими требованиями;
- создание безопасных и комфортных условий для детей и подростков в образовательных учреждениях;
- создание сети школ, отрабатывающих содержание образования в соответствии с потребностями и интересами школьников;
- сохранение и расширение сети бесплатных кружков и секций во всех школах города;
- сохранение лучших традиций в проведении городских школьных мероприятий.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 г.
Окончание реализации - 2002 г.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты из городского бюджета на реализацию Программы составят 369 735 тыс. руб.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий будет осуществляться по мере поступления средств из городского и областного бюджетов.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться Отделом образования администрации города Самары.
Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
- укрепить материально-техническую базу образовательных учреждений города;
- ликвидировать очередность в дошкольных образовательных учреждениях;
- сократить количество школ, работающих в две смены, и ликвидировать 3-ю смену;
- осуществить координацию деятельности учреждений социальной сферы по проблемам воспитания детей и подростков;
- создать условия для выбора учащимися различных форм внешкольной деятельности;
- решить вопросы укрепления здоровья детей;
- повысить социальную защищенность детей и обеспечить соблюдение интересов каждого ребенка в процессе его обучения и воспитания.
Перечень мероприятий целевой программы "Школа и дети"
на 1998-2002 годы
Приложение № 2
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПОДРОСТКОВЫЕ КЛУБЫ"
НА 1998-2002 ГОДЫ"
Паспорт
городской целевой программы "Подростковые клубы"
на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Подростковые клубы"
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Отдел образования администрации
города
Основной разработчик Отдел образования администрации города
Программы Комитет по делам молодежи администрации
города
Цель Программы Основной целью Программы является создание
условий для организации досуга, общения и
деятельности детей и молодежи города в
подростковых клубах по месту жительства
Сроки и этапы реализа- 1998-2002 годы
ции Программы
Исполнители основных Отдел образования администрации города
мероприятий Комитет по делам молодежи администрации
города
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
города
Объемы и источники Городской бюджет - 7 038 тыс. руб.
финансирования В том числе по годам:
1998 г. - 3 300 тыс. руб.
1999 г. - 788 тыс. руб.
2000 г. - 887 тыс. руб.
2001 г. - 1 012 тыс. руб.
2002 г. - 1 051 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Реализация Программы позволит:
результаты реализации - сохранить существующую систему подростковых
Программы клубов;
- провести сеть подростковых клубов в
соответствие с нормативами;
- усовершенствовать содержание деятельности
клубов, разнообразить направления их работы;
- привлечь максимально возможное количество
подростков в деятельность клубов;
- укрепить материально-техническую базу
подростковых клубов;
- сформировать высококвалифицированный
состав педагогов - организаторов;
- обеспечить рост престижа подростковых
клубов в общей системе институтов воспитания
города.
Система контроля за Отдел образования администрации города
исполнением Программы
Содержание (план мероприятий) может корректироваться по ходу выполнения Программы.
Содержание проблемы и необходимость решать ее
программными методами
Подростковые клубы по месту жительства являются социально-досуговыми учреждениями для детей и подростков.
Деятельность клубов проходит в микрорайоне и рассчитана на любого ребенка, пришедшего "с улицы". Функциональная направленность учреждений такого вида - досуговая деятельность и общение.
В 1990 году в г. Самаре функционировало 189 клубов по месту жительства. Из них ведомственных - 141; муниципальных - 48 (Приложение 1).
Начиная с 1991 года сложилась тенденция ликвидации клубов, сдачи помещений в долгосрочную аренду, передачи их в жилой фонд. Всего за период с 1991 по 1997 год прекратили свою деятельность 67 подростковых клубов и 7 в Ленинском районе объединены в Центр дополнительного образования. Наибольшее количество подростковых клубов было ликвидировано на территориях Кировского, Куйбышевского, Октябрьского, Самарского районов (Приложение 2).
В настоящее время на территории города Самары занимаются работой с детьми 80 муниципальных (Приложение 5) и 32 ведомственных подростковых клуба.
В соответствии с действующими нормативами (СНИП 2.07.01 - 89, расчет ведется от количества населения и количества подростков) на 1 тысячу школьников должно приходиться 55 кв. м площади подростковых клубов. Исходя из вышесказанного потребности города составляют 182 подростковых клуба (Приложение 6).
Реализация программы предполагает расширение сети подростковых клубов и приведение ее в соответствие с действующими нормативами.
Состояние и перспективы расширения сети
подростковых клубов
<*> - 7 подростковых клубов объединены в Центр дополнительного образования и творчества
Анализ ситуации показал недостаточную материально - техническую базу 30% клубов города, отсутствие в них соответствующей для эффективной организации досуга, общения и деятельности аппаратуры, спортивного инвентаря, туристического снаряжения и т.п. Уменьшение объемов финансирования привело к снижению престижа деятельности подростковых клубов, оттоку квалифицированных педагогических кадров, уменьшению числа подростков, охваченных организованными формами досуга по месту жительства.
Вместе с тем, в период 1996-1997 годов произошла некоторая стабилизация ситуации в деятельности подростковых клубов: прекратилось использование клубов не по назначению, открыты 3 подростковых центра (в Красноглинском, Самарском, Куйбышевском районах), возвращены в муниципальную собственность 4 подростковых клуба (3 - в Советском районе, 1 - в Куйбышевском районе), открыты вновь 6 подростковых клубов (3 - в Советском районе, 2 - в Куйбышевском районе, 1 - в Самарском), проведен мелкий косметический ремонт в 22 подростковых клубах, частично обновлена материальная база, кадровый состав педагогов-организаторов.
Тем не менее все это не может удовлетворить потребности детского и подросткового населения города в организованных формах досуга, общения, деятельности в современных сложных социо культурных условиях большого города.
Необходима скоординированная деятельность всех структур и учреждений города для оптимизации работы с детьми и молодежью через систему подростковых клубов по месту жительства (Приложение 7).
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание условий для организации досуга, общения и деятельности детей и молодежи города в подростковых клубах по месту жительства.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- сохранение действующих подростковых клубов на территории города;
- расширение сети подростковых клубов в соответствии с нормативами и потребностями подрастающего населения города;
- укрепление материально-технической базы подростковых клубов;
- совершенствование содержания деятельности подростковых клубов, расширение направлений их работы;
- обеспечение управления и методического руководства, координации деятельности подростковых клубов на территории города;
- подготовка, переподготовка кадров педагогов-организаторов;
- поднятие престижа подростковых клубов через формирование привлекательного для подростков имиджа, развитие инициативы и творческой активности.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 г.
Окончание реализации - 2002 г.
Финансовое обеспечение Программы
Затраты из городского бюджета на реализацию Программы составят 7 037,5 тыс. руб. На уровне районов возможно привлечение внебюджетных дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий Программы будет осуществляться по мере поступления средств из городского и областного бюджетов.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться отделом образования и Комитетом по делам молодежи администрации города Самары.
Оценка эффективности Программы
Реализация данной Программы:
- позволит сохранить и расширить существующую в Самаре сеть подростковых клубов по месту жительства;
- предоставить возможность максимально удовлетворить культурно-досуговые интересы детей, потребности в социальной адаптации несовершеннолетних;
- приобщить молодежь к здоровому образу жизни;
- снизит темпы роста преступности и правонарушений среди несовершеннолетних;
- обеспечит создание в Самаре системы подготовки и переподготовки кадров педагогов-организаторов и социальных педагогов для работы в подростковых клубах по месту жительства;
- будет способствовать накоплению и распространению передового опыта воспитательной работы с несовершеннолетними по месту жительства.
Приложение № 1
к городской целевой программе
"Подростковые клубы" на
1998-2002 годы
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОДРОСТКОВЫХ КЛУБОВ ПО РАЙОНАМ ГОРОДА
ПО СОСТОЯНИЮ НА 01.01.1990
Приложение № 7
к городской целевой программе
"Подростковые клубы" на
1998-2002 годы
СПИСОК СПОРТИВНЫХ ПЛОЩАДОК
Кировский район
1. ул. Димитрова, 52
2. ул. Димитрова, 78
3. ул. Ст.-Загора, 255
4. ул. Минская, 31
5. ул. Победы, 170
6. пр. К. Маркса, 496
7. ул. Ташкентская, 166
8. Парк Гагарина
Октябрьский район
1. ул. Ново-Садовая, 1
2. ул. Ново-Садовая, 15
3. ул. Ново-Садовая, 25
4. ул. Ново-Садовая, 30
5. ул. Первомайская, 36
6. ул. Осипенко, 2а
7. ул. Осипенко, 14
8. ул. Осипенко, 34
9. пр. Ленина, 3
10. пр. Ленина, 5
11. ул. Подшипниковая, 18
12. ул. Подшипниковая, 24
13. ул. Артемовская, 15
14. Сквер "Мир"
15. пр. К. Маркса, 167
16. пр. К. Маркса, 237
17. ул. Советской Армии, 25
Советский район
1. ул. Днепровская, 4
2. ул. Проезд 9 мая, 9
3. ул. Авроры, 197
4. ул. М. Тореза, 123
5. ул. Физкультурная, 6
6. ул. Гагарина, 100
7. ул. Победы, 27
8. ул. Победы, 81
9. ул. Партизанская, 208
10. ул. Антонова-Овсеенко, 205
11. ул. Запорожская, 39
12. ул. 22 Партсъезда, 27
13. ул. Балаковская, 18а
14. ул. Гагарина, 111
15. ул. Булкина, 72
16. ул. Аэродромная, 111а
17. ул. Карбышева, 79
18. ул. Советской Армии, 132
Ленинский район
1. ул. Владимирская, 38
2. ул. Галактионовская, 128
3. ул. Галактионовская, 130
4. ул. Ленинская, 208
5. ул. Коммунистическая, 10
6. ул. Коммунистическая, 39
7. ул. Коммунистическая, 22
8. ул. Красноармейская, 2
9. ул. Клиническая, 32
10. ул. Клиническая, 39
11. ул. Киевская, 5
12. Волжский проспект, 37
13. пер. Студенческий, 2а
Промышленный район
1. ул. Московское шоссе, 31
2. ул. Ново-Садовая, 198а
3. ул. Ново-Вокзальная, 219
4. ул. Силина, 10
5. ул. З. Космодемьянской, 6
6. ул. Рыльская, 44
7. ул. Вольская, 57
Железнодорожный район
1. ул. Чернореченская, 15
2. ул. Пензенская, 74
3. ул. Пензенская, 69
4. ул. Волгина, 42
5. ул. Авроры, 70
6. ул. М. Тореза, 22
7. ул. Гагарина, 15
8. ул. Партизанская, 74
9. ул. Арцыбушевская, 3а
10. ул. Волгина, 95
11. ул. Гагарина, 49
12. ул. М. Тореза, 12а
13. пер. Колхозный, 3
14. ул. Тушинская, 43
15. ул. Тухачевского, 44
Самарский район
1. Набережная р. Волги (реч. порт)
Куйбышевский район
1. ул. Белорусская, 81
Красноглинский район
1. ул. С. Лазо, 6
2. ул. 8 Марта, 3
3. ул. Симферопольская, 1
4. ул. П. Коммуны, 34
поселок Береза
1. квартал 4-9
2. квартал 4-11
поселок Прибрежный
1. ул. Никонова, 5
2. ул. Прибрежная, 2а
Приложение № 8
к городской целевой программе
"Подростковые клубы" на
1998-2002 годы
ПЕРЕЧЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОДРОСТКОВЫЕ КЛУБЫ" НА 1998-2002 ГОДЫ
Приложение № 3
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРКОМАНИИ И ДРУГИХ
ЗАВИСИМЫХ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
"НАРКОТИКАМ - НЕТ!"
НА 1998-2002 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы по профилактике наркомании
и других зависимых форм поведения несовершеннолетних
"Наркотикам - нет! "
на 1998-2002 годы
Наименование "Наркотикам - нет!"
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Комитет по делам семьи и социальной защиты
администрации города.
Основные разработчики Комитет по делам семьи и социальной
Программы защиты администрации города.
Отдел образования администрации города.
Управление здравоохранения администрации
города.
Комитет по делам молодежи администрации
города.
Управление внутренних дел города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения
администрации города.
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города.
Цель и задачи Профилактика наркомании среди
Программы несовершеннолетних.
Развитие служб по профилактике и лечению
наркомании среди несовершеннолетних.
Информационное обеспечение педагогов,
родителей в вопросах профилактики наркомании.
Координация деятельности муниципальных
учреждений по профилактике наркомании.
Сроки и этапы 1998 - 2002 годы.
реализации Программы
Исполнители основных Комитет по делам семьи и социальной
мероприятий защиты администрации города.
Отдел образования администрации города.
Управление здравоохранения администрации
города.
Комитет по делам молодежи администрации
города.
Управление внутренних дел города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения
администрации города.
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города.
Объемы и источники Городской бюджет - 8 488 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
1998 г. - 2 167 тыс. руб.;
1999 г. - 2 152 тыс. руб.;
2000 г. - 1 998 тыс. руб.;
2001 г. - 1 148 тыс. руб.;
2002 г. - 1 023 тыс. руб.
Областной бюджет - 2 585 тыс. руб.,
в том числе:
1998 г. - 2 585 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий, предусмотренных
результаты реализации Программой, позволит:
Программы - снизить темпы прироста преступлений и
правонарушений несовершеннолетних,
связанных с незаконным оборотом наркотиков
и их потреблением;
- скоординировать работу всех заинтересованных
служб по профилактике наркомании
среди несовершеннолетних;
- сформировать социальные паспорта на
подростков "группы риска";
- стабилизировать заболеваемость
подростков и способствовать
рождаемости здорового поколения;
- обеспечить выявление подростков,
страдающих наркоманией и токсикоманией
на ранней стадии болезни;
- обеспечить 100% охват несовершеннолетних,
состоящих на профилактическом учете в
органах внутренних дел, всесторонней
квалифицированной медицинской и
социально-психологической помощью;
- способствовать максимальному
охвату населения информацией о
социальных и правовых последствиях
наркомании.
Система контроля за Комитет по делам семьи и
исполнением Программы социальной защиты администрации города
совместно с Отделом образования
администрации города, Управлением
здравоохранения администрации
города и Комитетом по делам
молодежи администрации города.
Содержание проблемы и необходимость решать ее
программными методами
По данным социологических опросов, в Самаре каждый четвертый старшеклассник успел попробовать на себе действие наркотических веществ, тогда как осведомленность учителей и родителей по данному вопросу недостаточна.
Особенную тревогу вызывает тенденция к омоложению наркомании: имеют место факты употребления наркотикосодержащих и токсических веществ детьми в возрасте до 14 лет.
По итогам 1997 года с диагнозом "наркомания" и "токсикомания" на учете в ОППН состояло 376 подростков, что в 1,5 раза больше, чем в 1996 году. Реальные цифры значительно превышают этот показатель.
В 1997 году почти в 3 раза по сравнению с 1996 годом увеличилось количество преступлений подростков, связанных с незаконным оборотом наркотиков, а каждый 6-й от числа всех задержанных подростков доставлялся в органы милиции за правонарушения, связанные с незаконным оборотом наркотиков.
Распространенный характер приняло употребление наркотических и токсических веществ среди неработающих и неучащихся подростков.
В городе обозначились ПТУ, школы и другие учебные заведения, в которых не единичны факты распространения наркотиков.
При сравнительно невысоком уровне осведомленности подростков о вреде наркотиков, они не отдают отчета о нанесении вреда своему здоровью, а медицинская статистика свидетельствует о низкой результативности лечения наркомании.
Сегодня одна из основных проблем - выявление на ранней стадии признаков употребления наркотиков подростками.
В этих условиях необходимы адекватные и эффективные меры по профилактике наркомании среди несовершеннолетних в городе.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является приостановление роста употребления наркотиков несовершеннолетними.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- формирование у подростков правильного представления о вреде наркотиков;
- формирование у педагогов и родителей правильного представления о подростковой наркомании;
- координация деятельности учреждений муниципальной системы профилактики наркомании и токсикомании среди подростков;
- обобщение и внедрение эффективного опыта профилактики наркомании и токсикомании;
- подготовка и повышение квалификации кадров работников системы профилактики наркомании среди подростков;
- формирование сети специализированных учреждений, занимающихся лечебно-профилактической работой.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 г.
Окончание реализации - 2002 г.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят 11 073 тыс. руб., в том числе:
из городского бюджета - 8 488 тыс. руб.,
из областного бюджета - 2 585 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий Программы будет осуществляться по мере поступления средств из областного и городского бюджетов.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться Комитетом по делам семьи и социальной защиты администрации города совместно с Отделом образования администрации города, Управлением здравоохранения администрации города и Комитетом по делам молодежи администрации города.
Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит внедрить систему профилактики и лечения наркомании среди несовершеннолетних и приостановить рост употребления ими наркотиков и других психотропных веществ.
Перечень мероприятий
городской целевой программы по профилактике наркомании
и других зависимых форм поведения несовершеннолетних
"Наркотикам - нет!"
на 1998-2002 годы
Приложение № 4
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕТНЕГО ОТДЫХА ДЕТЕЙ"
НА 1998-2002 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы "Организация летнего
отдыха детей" на 1998 - 2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Организация летнего отдыха детей"
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Отдел образования администрации города
совместно с Комитетом по делам семьи
и социальной защиты администрации
города.
Основные разработчики Комитет по делам семьи и социальной
Программы защиты администрации города.
Отдел образования администрации города.
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города.
Комитет по делам молодежи администрации
города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
города.
Цель и задачи Создание условий, направленных на
Программы улучшение действующей системы летнего
отдыха детей.
Занятость детей и подростков организованными
формами отдыха в период каникул.
Сохранение сети учреждений, занимающихся
организацией отдыха и оздоровления
детей и подростков.
Создание условий для оздоровления
несовершеннолетних в летний период
независимо от материального состояния семей.
Сроки и этапы 1998 - 2002 годы.
реализации Программы
Исполнители основных Отдел образования администрации города.
мероприятий Комитет по делам семьи и социальной защиты
администрации города.
Комитет по физической культуре и
спорту администрации города.
Комитет по делам молодежи администрации
города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
города.
Объемы и источники Городской бюджет - 74 245 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
1998 г. - 13 137 тыс. руб.
1999 г. - 13 002 тыс. руб.
2000 г. - 15 127 тыс. руб.
2001 г. - 15 972 тыс. руб.
2002 г. - 17 007 тыс. руб.
Областной бюджет - 39 790 тыс. руб.,
в том числе:
1998 г. - 7 750 тыс. руб.
1999 г. - 7 850 тыс. руб.
2000 г. - 7 960 тыс. руб.
2001 г. - 8 060 тыс. руб.
2002 г. - 8 170 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Занятость детей и подростков в летний
результаты реализации период, в том числе подростков "группы
Программы риска".
Создание системы отдыха и оздоровления
детей и подростков.
Увеличение на 30% числа детей из семей
"группы риска", охваченных организованными
формами отдыха.
Оздоровление максимально возможного
количества детей-инвалидов.
Сохранение здоровья детей.
Система контроля за Отдел образования администрации города
исполнением Программы совместно с Комитетом по делам семьи и
социальной защиты администрации города и
Комитетом по делам молодежи администрации
города.
Содержание проблемы и необходимость
решать ее программными методами
Организация летнего отдыха и занятости детей и подростков является одной из наиболее острых социальных проблем.
В последнее время наблюдается тенденция сокращения количества загородных детских оздоровительных лагерей. Начиная с 1990 года закрылись 8 оздоровительных и 2 лагеря труда и отдыха. Летом 1998 года детей примут только 24 загородных и 8 трудовых лагерей.
В условиях отсутствия денежных средств у промышленных предприятий и профсоюзных организаций стоит проблема сохранения имеющейся оздоровительной базы и увеличения числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха.
В то же время 70% семей горожан не имеют возможности самостоятельно приобрести путевки для детей на летний период. Именно поэтому необходима поддержка семей в этом вопросе как на государственном, так и на муниципальном уровне.
В 1997 году при поддержке муниципальных органов всеми формами организованного отдыха было охвачено 68 тысяч детей, что составляет 39% от числа школьников (43,8% от числа детей в городе).
Отсутствие организованного отдыха является одной из причин увеличения числа правонарушений подростков, длительное время остающихся без надзора.
В связи с этим особенно важной является задача увеличения числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха и трудоустройством в летний период.
Решение этих проблем требует программно-целевого подхода.
Основные цели и задачи Программы
Цель Программы - охватить максимально возможное количество детей и подростков организованными формами отдыха в летний период.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- сохранение сети учреждений, занимающихся организацией отдыха и оздоровления детей и подростков в летний период;
- обеспечение разнообразных форм летнего отдыха несовершеннолетних в соответствии с их интересами;
- занятость детей и подростков в летний период, в том числе подростков "группы риска";
- эффективное использование имеющейся базы санаториев-профилакториев для организации оздоровления и реабилитации детей и подростков с ослабленным здоровьем и детей-инвалидов;
- сохранение здоровья детей и подростков.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 год.
Окончание реализации - 2002 год.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят 114 035 тыс. руб., в том числе:
из городского бюджета - 74 245 тыс. руб.
из областного бюджета - 39 790 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий Программы будет осуществляться по мере поступления средств.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться Комитетом по делам семьи и социальной защиты администрации города совместно с Отделом образования администрации города и Комитетом по дела молодежи администрации города.
Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
1. Сохранить имеющуюся базу отдыха и оздоровления детей и подростков.
2. Расширить формы летнего отдыха.
3. Увеличить число детей, охваченных организованными формами отдыха.
4. Оздоровить максимально возможное количество детей-инвалидов.
Перечень мероприятий городской целевой Программы
"Организация летнего отдыха детей" на 1998-2002 годы
Приложение № 5
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
СЕМЬИ И ДЕТЕЙ"
НА 1998-2002 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы "Развитие социального
обслуживания семьи и детей" на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Развитие социального обслуживания
Программы семьи и детей"
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Комитет по делам семьи и социальной защиты
администрации города.
Основные разработчики Комитет по делам семьи и социальной защиты
Программы администрации города.
Отдел образования администрации города.
Цель и задачи Создание в городе сети учреждений,
Программы предоставляющих разнообразные социальные
услуги семьям и детям, в том числе оказавшимся
в сложной жизненной ситуации.
Поднятие в обществе престижа семьи и
семейного воспитания.
Кадровое обеспечение учреждений, реализующих
семейную политику в городе.
Сроки и этапы 1998 - 2002 годы.
реализации Программы
Исполнители основных Комитет по делам семьи и социальной
мероприятий защиты администрации города.
Отдел образования администрации города.
Объемы и источники Городской бюджет - 2878 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
1998 г. - 104 тыс. руб.
1999 г. - 1502 тыс. руб.
2000 г. - 444 тыс. руб.
2001 г. - 414 тыс. руб.
2002 г. - 414 тыс. руб.
Областной бюджет - 1842 тыс. руб.,
в том числе:
1998 г. - 72 тыс. руб.
1999 г. - 420 тыс. руб.
2000 г. - 450 тыс. руб.
2001 г. - 450 тыс. руб.
2002 г. - 450 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Создание предпосылок для повышения
результаты реализации эффективности деятельности социальных
Программы служб, усиление их роли в решении
актуальных проблем семьи и детства,
укрепление стабильности семьи.
Система контроля за Комитет по делам семьи и социальной
исполнением Программы защиты администрации города совместно
с Отделом образования администрации
города.
Содержание проблемы и необходимость
решать ее программными методами
Экономическая нестабильность общества, серьезные трудности, переживаемые самарскими предприятиями военно-промышленного комплекса, самым негативным образом сказались на положении практически каждой самарской семьи.
В связи с резким падением уровня жизни и имущественным расслоением семей происходит изменение демографической ситуации, ослабление брачных и семейных отношений. Снижается количество браков при росте внебрачной рождаемости. 2/3 заключенных браков распадаются. Растет смертность и остается низкой рождаемость. Число детей, родившихся в г. Самаре в 1997 году (8489 чел.), уменьшилось в два раза по сравнению с 1988 годом (17153 чел.)
В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, среди которых подавляющее большинство - более 70 процентов - малообеспеченные. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Все это усугубляет социальное неблагополучие детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье.
Недостаточность социальной поддержки семьи усугубляет ее проблемы. Не удовлетворяются потребности личности, связанные с семейной жизнью. Все чаще выявляются случаи насилия в семье. Из-за безответственного родительства растет число детей - социальных сирот.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является становление и развитие оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание условий для их эффективного функционирования:
- выявление проблем семей и детей, поиск путей их решения;
- составление социальных паспортов на отдельные категории семей;
- содействие семьям и детям в адаптации к изменяющимся социально - экономическим условиям;
- социально-правовая поддержка семьи и детства;
- укрепление стабильности и здоровья семьи и детства;
- подготовка кадров, осуществляющих семейную политику.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 г.
Окончание реализации - 2002 г.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят 4720 тыс. руб., в том числе:
- из городского бюджета - 2878 тыс. руб.
- из областного бюджета - 1842 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий Программы будет осуществляться по мере поступления средств.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться Комитетом по делам семьи и социальной защиты администрации города совместно с Отделом образования администрации города.
Оценка эффективности Программы
Выполнение Программы позволит в течение 5 лет:
- развить сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей;
- укрепить материально - техническую базу учреждений;
- поднять престиж семьи;
- оказать самарским семьям, особенно оказавшимся в тяжелой ситуации, социальную поддержку.
Перечень мероприятий городской целевой Программы
"Развитие социального обслуживания семьи и детей"
на 1998-2002 годы
Приложение № 6
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ-СИРОТЫ"
НА 1998-2002 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы "Дети-сироты"
на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Дети-сироты"
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Комитет по делам семьи и социальной защиты
администрации города.
Основные разработчики Комитет по делам семьи и социальной
Программы защиты администрации города.
Отдел образования администрации
города.
Управление здравоохранения администрации
города.
Цель и задачи Координация действий муниципальных
Программы учреждений по созданию условий для предупреждения
социального сиротства.
Совершенствование системы жизнеустройства детей
-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, обеспечение приоритетного права
на воспитание ребенка в семье.
Психолого-педагогическая поддержка
развития и социальная адаптация детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
Расширение социально-правовых гарантий
несовершеннолетних, защита имущественных,
жилищных и других интересов детей,
оставшихся без попечения родителей.
Методическое и кадровое обеспечение
социализации детей, оставшихся без
попечения родителей.
Укрепление материально-технической базы
сиротских учреждений.
Сроки и этапы 1998-2002 годы
реализации Программы
Исполнители основных Комитет по делам семьи и социальной
мероприятий защиты администрации города.
Отдел образования администрации города.
Управление здравоохранения администрации
города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения
администрации города.
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города.
Объемы и источники Городской бюджет - 9200 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
1998 г. - 852 тыс. руб.
1999 г. - 2483 тыс. руб.
2000 г. - 1985 тыс. руб.
2001 г. - 1715 тыс. руб.
2002 г. - 2165 тыс. руб.
Областной бюджет - 40620 тыс. руб.,
в том числе:
1998 г. - 6350 тыс. руб.
1999 г. - 7100 тыс. руб.
2000 г. - 8050 тыс. руб.
2001 г. - 9020 тыс. руб.
2002 г. - 10100 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Реализация городской целевой программы
результаты реализации "Дети-сироты" позволит:
Программы - ежегодно уменьшать количество социальных
сирот на 10%;
- довести до 75% количество детей,
передаваемых на воспитание в семьи горожан,
из числа вновь выявленных сирот;
- решить жилищный вопрос выпускников
сиротских учреждений, не имеющих
закрепленного жилья;
- создать условия для трудоустройства
детей, оставшихся без попечения родителей;
- улучшить здоровье и развитие детей-
сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей;
- укрепить материально-техническую
базу сиротских учреждений.
Система контроля за Комитет по делам семьи и социальной
исполнением Программы защиты администрации города совместно
с Отделом образования администрации
города, Управлением здравоохранения
администрации города.
Содержание проблемы и необходимость решать ее
программными методами
Необходимость разработки Программы обусловлена постоянным ростом числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также обострившейся проблемой социального сиротства.
В городе Самаре на 1 января 1998 года под опекой (попечительством) находится 2 650 детей. Ежегодно количество их растет. Так, в 1997 году по сравнению с 1992 годом число детей, оставшихся без попечения родителей, увеличилось на 93%. Только в 1997 году выявлено 627 детей, большинство из которых являются социальными сиротами. Поэтому главная проблема, которую необходимо сегодня решать - это предупреждение роста числа детей - сирот при живых родителях.
С внедрением новых форм работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, удалось изменить ранее существующий порядок жизнеустройства детей-сирот. Если в 1992 году в детские дома были определены 72% сирот, то в 1997 году - только 35%, то есть основное количество детей были отданы под опеку, в приемную семью. В результате этого, несмотря на ежегодное увеличение числа детей-сирот, потребности в увеличении количества детских домов нет.
Однако и эти показатели нельзя признать удовлетворительными, так как в соответствии с Конвенцией о правах ребенка каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.
Нерешенной остается проблема жизнеустройства детей-сирот, достигших совершеннолетия. В настоящее время 270 сирот не имеют закрепленного жилья и не могут реально воспользоваться предоставленным правом - получение его вне очереди.
Устарела материально-техническая база сиротских учреждений, она нуждается в обновлении, в том числе технологическим оборудованием, спортивным инвентарем, школьной и бытовой мебелью.
Дети, находящиеся под опекой (попечительством), и их опекуны испытывают потребность в материальной, педагогической и психологической поддержке.
Решение этих проблем требует программно-целевого подхода.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является профилактика социального сиротства и создание благоприятных условий для подготовки детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни:
- создание условий для предупреждения социального сиротства;
- совершенствование системы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечение им приоритетного права на воспитание в семье через развитие семейных форм жизнеустройства;
- психолого-педагогическая поддержка развития и социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- расширение социально-правовых гарантий несовершеннолетних, защита имущественных, жилищных и других интересов детей, оставшихся без попечения родителей;
- кадровое обеспечение учреждений специалистами по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей;
- укрепление материально-технической базы сиротских учреждений.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 год.
Окончание реализации - 2002 год.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят 49820 тыс. руб., в том числе:
- из городского бюджета - 9200 тыс. руб.,
- из областного бюджета - 40620 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий Программы будет осуществляться по мере поступления средств.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться Комитетом по делам семьи и социальной защиты администрации города совместно с Отделом образования администрации города, Управлением здравоохранения администрации города.
Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
- осуществить комплекс мер по предупреждению причин социального сиротства;
- создать условия для реализации прав детей-сирот на проживание и воспитание в семьях и подготовки к самостоятельной жизни;
- улучшить физическое и психическое здоровье детей-сирот;
- расширить сеть социально-реабилитационных учреждений, обеспечивающих полноценные условия для воспитания и развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- повысить качество социальной, психологической, медицинской, педагогической и трудовой реабилитации детей-сирот.
Перечень
мероприятий городской целевой Программы
"Дети-сироты"
на 1998-2002 годы
Приложение № 7
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ"
НА 1998-2002 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы "Дети-инвалиды"
на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Дети-инвалиды"
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Комитет по делам семьи и социальной
защиты администрации города.
Основные разработчики Комитет по делам семьи и социальной
Программы защиты администрации города.
Отдел образования администрации города.
Управление здравоохранения администрации
города.
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города.
Управление по вопросам культуры и организации
досуга населения администрации города.
Цель и задачи Комплексное решение проблем социализации
Программы детей - инвалидов и их семей:
- повышение эффективности профилактической
работы по предупреждению детской
инвалидности;
- увеличение возможностей для комплексной
реабилитации детей с отклонениями в
развитии;
- создание единой системы динамического
учета состояния здоровья и уровня
социализации детей-инвалидов.
Сроки и этапы 1998-2002 годы.
реализации Программы
Исполнители основных Комитет по делам семьи и социальной защиты
мероприятий администрации города.
Отдел образования администрации города.
Управление здравоохранения администрации
города.
Комитет по физической культуре и спорту
администрации города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
города.
Объемы и источники Городской бюджет - 28934,5 тыс. руб.,
финансирования в том числе:
1998 г. - 3462 тыс. руб.
1999 г. - 3926,5 тыс. руб.
2000 г. - 5742 тыс. руб.
2001 г. - 8172 тыс. руб.
2002 г. - 7632 тыс. руб.
Областной бюджет - 320 тыс. руб.,
в том числе:
1998 г. - 170 тыс. руб.
1999 г. - 45 тыс. руб.
2000 г. - 40 тыс. руб.
2001 г. - 35 тыс. руб.
2002 г. - 30 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Реализация городской целевой Программы
результаты реализации "Дети-инвалиды" позволит:
Программы - уменьшить степень риска рождения
детей с врожденными и наследственными
заболеваниями, ведущими к инвалидности;
- повысить эффективность реабилитации
детей с ограниченными возможностями;
- создать детям - инвалидам равные со
здоровыми детьми возможности социальной
адаптации и интеграции их в общество
Система контроля за Комитет по делам семьи и социальной
исполнением Программы защиты администрации города совместно с
Отделом образования администрации города,
Управлением здравоохранения администрации
города.
Содержание проблемы и необходимость решать ее
программными методами
В городе наблюдается рост числа детей-инвалидов. На 1 января 1998 года количество детей-инвалидов составило 3 820 человек, что на 43% больше, чем в 1992 году.
В структуре детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания, болезни опорно-двигательного аппарата, органов зрения и слуха, эндокринной системы. Каждый третий ребенок-инвалид воспитывается в неполной семье.
Среди причин, способствующих формированию детской инвалидности, основными являются: ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда и болезнь женщин в период беременности, злоупотребление родителей алкоголем и наркотиками.
Имеющиеся в городе центры реабилитации детей-инвалидов не в состоянии охватить всех нуждающихся. Реабилитационные учреждения недостаточно обеспечены специальной мебелью, не удовлетворена потребность детей в средствах индивидуальной помощи.
Отсутствует система профессиональной адаптации и трудоустройства детей-инвалидов. Недостаточно подготовлено квалифицированных специалистов, осуществляющих реабилитацию детей-инвалидов.
Все это вызывает необходимость проведения комплекса мероприятий по созданию условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов и семей, в которых они воспитываются.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является комплексное решение проблем социализации детей - инвалидов и их семей.
Программа предусматривает решение следующих задач:
- создание единой информационной системы по проблемам детской инвалидности, создание банка данных, системы динамического учета и наблюдения за состоянием здоровья, процессом социализации детей-инвалидов;
- повышение эффективности профилактических мероприятий по предупреждению детской инвалидности;
- повышение качества проводимых реабилитационных мероприятий для успешной социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в общество;
- снятие комплекса неполноценности, формируемого в результате длительной и неизлечимой болезни;
- подготовка к выбору профессии, трудовой и общественной деятельности;
- укрепление материально-технической базы учреждений, осуществляющих комплекс реабилитационных мероприятий детям-инвалидам;
- обеспечение систематического повышения квалификации кадров.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 г.
Окончание реализации - 2002 г.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят 29254,5 тыс. руб., в том числе:
- из городского бюджета - 28934,5 тыс. руб.,
- из областного бюджета - 320,0 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий Программы будет осуществляться по мере поступления средств.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться Комитетом по делам семьи и социальной защиты совместно с Отделом образования, Управлением здравоохранения администрации города.
Оценка эффективности Программы
Реализация Программы позволит:
- добиться улучшения здоровья детей и уменьшить заболеваемость, приводящую к инвалидности;
- повысить качество психологической, медицинской, педагогической помощи и эффективность реабилитации детей с ограниченными возможностями;
- снизить социальную недостаточность детей с ограниченными возможностями, обеспечив им доступ к образованию, спорту, культуре.
Перечень
мероприятий городской целевой Программы
"Дети-инвалиды"
на 1998-2002 годы
Приложение № 8
к Комплексной программе
"Дети Самары"
на 1998-2002 годы
ГОРОДСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ"
НА 1998-2002 ГОДЫ
Паспорт
городской целевой программы "Одаренные дети"
на 1998-2002 годы
(далее - Программа)
Наименование "Одаренные дети"
Программы
Заказчик Администрация города Самары
Головной исполнитель Отдел образования администрации города
Основные разработчики Отдел образования администрации города.
Программы Комитет по делам семьи и социальной защиты
администрации города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
города.
Комитет по делам молодежи администрации
города.
Цели и задачи Создание системы раннего выявления
Программы одаренности детей, обучение и воспитание
одаренных детей.
Сроки и этапы 1998 - 2002 годы.
реализации Программы
Исполнители основных Отдел образования администрации города.
мероприятий Комитет по делам семьи и социальной
защиты администрации города.
Управление по вопросам культуры и
организации досуга населения администрации
города.
Комитет по делам молодежи администрации
города.
Объемы и источники Городской бюджет - 4333 тыс. руб.
финансирования по годам:
1998 г. - 546 тыс. руб.
1999 г. - 1073 тыс. руб.
2000 г. - 889 тыс. руб.
2001 г. - 880 тыс. руб.
2002 г. - 945 тыс. руб.
Областной бюджет - 310 тыс. руб.,
На уровне районов возможно привлечение
внебюджетных и дополнительных средств.
Ожидаемые конечные Реализация мероприятий, предусмотренных
результаты реализации Программой, позволит:
Программы - создать систему раннего выявления,
обучения, воспитания и поддержки одаренных
детей;
- обеспечить организационно-правовые
условия функционирования образовательных
учреждений и классов для детей, имеющих
повышенные учебно-познавательные
способности;
- разработать и реализовать программно-
методическое обеспечение разноуровневого
обучения в школах общего и дополнительного
образования;
- обеспечить эффективность поиска, выявления
и комплексного развития способностей
одаренных детей.
Система контроля за Отдел образования администрации г. Самары,
исполнением Программы Комитет по делам семьи и социальной
защиты и Управление по вопросам
культуры и организации досуга населения
администрации города.
Содержание проблемы и необходимость решать ее
программными методами
В современных условиях развития общества возросла потребность в людях творческих, нестандартно мыслящих, способных решать задачи повышенной сложности.
От того, как будет решаться проблема поиска, поддержки талантливой молодежи, зависит процветание Самары в настоящем и будущем.
В городе накоплен определенный положительный опыт работы со способной молодежью, решается проблема раннего выявления и обучения способных к различным видам деятельности детей - художественной, интеллектуальной, музыкальной, спортивной, технического творчества.
Выявлению творческих дарований способствуют различного рода смотры, конкурсы, олимпиады, научные конференции, выставки, профильные лагеря, организуемые в городе. Успешно реализуется программа "Кадровый потенциал" для одаренных детей в области исследований "человек-техника".
Вместе с тем совершенствования требует работа по координации усилий всех структур, служб, учреждений города, организующих работу с талантливыми и одаренными детьми. Необходимо систематизировать и обобщить имеющийся опыт по поиску и развитию одаренных личностей в городе, стране, за рубежом. Решить вопрос о поддержке и предоставлении максимальных условий для расцвета природных талантов и способностей юных самарцев.
Система мер, предусматриваемая Программой, призвана способствовать развитию будущего творческого потенциала города, обеспечить реализацию государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения.
Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание системы, обеспечивающей всестороннее развитие детей, проявивших большие способности в освоении знаний, имеющих высокие учебно - познавательные возможности. Для этого необходимо решить следующие задачи:
- раннее выявление и поиск способных и одаренных детей;
- создание благоприятных условий для развития и реализации потенциальных возможностей одаренных детей;
- разработка и внедрение программ и методик обучения одаренных детей;
- развитие системы учреждений, работающих с одаренными детьми;
- создание системы социальной поддержки одаренных детей;
- обеспечение комплексного взаимодействия всех учреждений, работающих с одаренными детьми.
Сроки и этапы реализации Программы
Начало реализации - 1998 год.
Окончание реализации - 2002 год.
Финансовое обеспечение Программы
Общие затраты на реализацию Программы составят 4643 тыс. руб., в том числе:
- из городского бюджета - 4333 тыс. руб.,
- из областного бюджета - 310 тыс. руб.
На уровне районов возможно привлечение внебюджетных и дополнительных средств.
Механизм реализации Программы
Выполнение запланированных мероприятий Программы будет осуществляться по мере поступления средств.
Контроль за ходом реализации Программы
Контроль за ходом реализации Программы будет осуществляться Отделом образования администрации города совместно с Комитетом по делам семьи и социальной защиты администрации города и Управлением по вопросам культуры и организации досуга населения администрации города.
Оценка эффективности Программы
Выполнение Программы будет способствовать развитию интеллектуальных ресурсов и реализации возможностей одаренных детей.
Обеспечит рост кадрового потенциала города, повысит статус Самары как центра культуры, образования, науки, экономики и промышленности.
Перечень
мероприятий городской целевой Программы
"Одаренные дети"
на 1998-2002 годы